Во втором разделе образовательного курса раскрываются технологии создания подобной рекламной продукции: рассматриваются механизмы манипуляции общественным сознанием, описываются технологии создания подобной рекламной продукции, а так же, особое внимание уделяется рассмотрению трансформационным механизмам преобразования коммерческой рекламы в рекламную продукцию, оказывающую позитивное психолого-педагогическое воздействие. Так же в данном разделе уделяется пристальное внимание описанию правил разработки социальной рекламной продукции.
В третьем разделе рассматриваются методы оценки оказываемого рекламой психолого-педагогического воздействия: определяются уровни и потенциал оказываемого психолого-педагогического воздействия, рассказываются методы и модели трансформации рекламной продукции.
Результатом успешного освоения учебного курса послужит выполнение практических заданий в полном объеме, а в частности: участие во всех практических занятиях в аудиторное время и выполнение (разработка) курсового проекта, подразумевающая создание образцов рекламы, благоприятно влияющей на морально-нравственные качества и ценности подрастающего поколения и взрослого населения.
Список использованной литературы:
1. Закурдаев В.В. О направлениях трансформации ценностных ориентаций у современной молодежи [Текст] // Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 декабря
2013 г. В 8 частях. Часть II. Мин-во обр. и науки -Москва: «Ар-Консалт», 2014 г. - 179 с. - С. 66 - 67.
2. Закурдаев В.В., Семин Ю.Н. О формировании у студентов направления «Реклама и связи с общественностью» компетентности в области позитивного педагогического воздействия рекламы [Текст] // Технические университеты: интеграция с европейскими и мировыми системами образования: материалы VI Международной конференции (Россия, Ижевск, 22-23 апреля 2014 г.). - Ижевск: Изд-во ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, 2014.- 492 с. -С.340 - 342.
3. Закурдаев В.В. Теоретический компонент образовательного курса, формирующего компетентность в области педагогического воздействия рекламы [Текст] // «Европейская наука XXI века - 2014»: Материалы X международной научно-практической конференции (Польша, Пржемысл, 07-15 мая
2014 г.) - Пржемысл: Изд-во «№ика i studia», 2014. - 112 с. - С.42-44.
4. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Изд-во: «Эксмо», 2007. - 864 с.
5. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М.: Изд-во: «АСТ», 2008. - 352 с.
6. Фромм Э. «Иметь» или «быть». М.: Изд-во: «АСТ Москва», 2010. - 314 с.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИКЕ
Магауова Акмарал Сабитоллаевна
Д.п.н., Академик МАНПО, Профессор, Директор Представительства вузов Кипра в Казахстане, г.Алматы
Жангужинова Меруерт Еркеновна Магистр пед.наук, ст. преп., Евразийский Технологический Университет, г.Алматы
Алжигитова Алмагуль Тайбековна Магистр пед.наук, ст. преп., Евразийский Технологический Университет, г.Алматы
Атымтаева Бахыт Елеукеновна Магистр пед.наук, ст. преп., Евразийский Технологический Университет, г.Алматы
АННОТАЦИЯ
В данной статье раскрываются вопросы развития методологии системного подхода к педагогическим явлениям и процессам. Раскрываются сущность, принципы системного подхода в педагогике. Показан генезис исследования данного подхода учеными. Авторы статьи исходят из того, что изучение сущности системного подхода как одного из общенаучных методологических подходов в педагогической науке и ее реализация на практике позволит результативно организовывать целостный педагогический процесс.
Ключевые слова: системность, система, целостность, системный подход, методология, метод, деятельность, целостный педагогический процесс.
Среди общенаучных принципов познания мира, различных социальных феноменов в рамках построения картины действительности и конкретных дисциплин, в том числе и в педагогике, все большее значение приобретает системный подход.
Исследование системного подхода как феномена социально-педагогической действительности базируется на реальных теоретических основаниях и практических предпосылках, нашедших отражение в трудах многих поколений ученых.
Зарождение идей системного понимания педагогической действительности связано с именами таких западноевропейских ученых, как Я.А. Коменский, Д. Локк, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег. В русской педагогической науке развитие идей системного подхода связано с именами педагогов К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, В.Г. Белинского, П.Ф. Каптерева, Н.Ф. Бунакова, В.П. Вахтерова и др.
Теоретической основой для многих научных исследований является общая теория систем, сформировавшаяся на протяжении веков и представленная трудами Платона, Аристотеля, Ч. Дарвина, Г. Гегеля, И. Канта, Д.И. Менделеева, И. Пригожина, Л. Берталанфи и др.
Усилиями таких специалистов, как В.Г. Афанасьев,
A.Н. Аверьянов, И.В. Блауберг, В.П. Кузьмин, В.А. Лекторский, В.Н. Садовский,Б.Г. Юдин, Э.Г. Юдин и др. показана связь системного подхода с методологией, продемонстрирована возможность его использования при анализе различных природных и социальных явлений.
Общенаучные методологические положения в последнее время разрабатываются в особой области знаний - синергетике, или теории самоорганизации. Рассмотрение педагогических объектов и процессов с позиции методологии системного подхода как сложных самоорганизующихся систем нашло свое отражение в работах В.И. Андреева,Л.Я. Зориной, Н.М. Таланчука, В.И. Редюхина и др.
В практике организации процесса воспитания и его теоретического обобщения идеи системного подхода получили свое развитие в практической деятельности и теоретических работах А.С. Макаренко, С.Т Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского, Н.К. Крупской, В. А. Сухомлинского и их последователей.
Идеи использования системного подхода к анализу социальных и психологических явлений, к организации воспитательного процесса и процесса развития и формирования личности исследованы в работах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, М.М. Рубинштейна, В.П. Ананьева, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского и др.
При рассмотрении теоретических проблем системного подхода к организации педагогического процесса мы опираемся на исследования В.И. Андреева, Ю.К. Бабан-ского, В.П. Беспалько, Л.Ю. Гордина, В.В. Гузеева, М.А. Данилова, В.И. Звягинского, Л.Я. Зорина, B.C. Ильина,
B.М. Коротова, В.В. Кумарина, М.И. Махмутова, Б.Т. Лихачева, Л.И. Мищенко, П.Т. Фролова, В.В. Краевского, Н.А. Плотникова, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина, Г.Н. Филонова, Н.Д.Хмель и др.
В научной литературе системный подход рассматривается как направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостный комплекс взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); совокупность взаимодействующих объектов (Л. Берталанфи);
совокупность сущностей и отношений (Холл А. Д., Фей-джин Р. И., поздний Берталанфи); способ организации действий, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования и т.д.
Системный подход предполагает постоянный учет и использование в процессе познания и практической деятельности закономерных связей, присущих системам. Наиболее общим основанием системности является материальное единство мира, присущие действительности диалектические принципы взаимосвязи и движения, которые, однако, модифицируются в различных областях действительности и в каждом типе систем образуют свою специфическую форму.
Необходимо выделить основные принципы системного подхода:
- целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней;
- иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня;
- структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры;
- множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
Идеи системного подхода занимают ведущее место в самых различных областях науки, в том числе и в педагогике. Реалии современной педагогической действительности таковы, что понятие «система» стало одним из ключевых понятий в современной педагогике.
Методология педагогики - это наука о методах, ориентированная на внутренние механизмы, логику движения и организации педагогического процесса. Она базируется на научных идеях, определяющих смысл педагогической деятельности в целом, пути и способы личностно-профессионального самоопределения субъектов образования в изменяющейся социокультурной ситуации [8].
Конкретно-научная методология каждой науки и обслуживаемой ею практики раскрывается через специфические, относительно самостоятельные подходы, или принципы. В педагогике это системный, личностный, де-ятельностный, полисубъектный, культурологический, эт-нопедагогический, антропологический подходы.
Одним из основных методологических принципов признан системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. Системный подход позволяет выявить общие системные свойства и качественные ха-
рактеристики отдельных элементов, составляющих систему. Системность - одна из ключевых характеристик педагогических явлений и процессов.
Как известно, системный поход в педагогике предполагает отношение к педагогике как к системе - совокупности хорошо структурированных и тесно взаимосвязанных между собой элементов. Такой подход, в отличие от традиционного предметного подхода, является более качественным и современным.
Рассматривая педагогику как систему, следует обращать внимание на основные элементы, которые формируют педагогику как фундаментальную научную дисциплину. Главными компонентами педагогики являются воспитание и обучение, однако они тесно взаимосвязаны с другими составляющими
Изучение предмета педагогики с точки зрения системного подхода предполагает использование двух основных методов - синтеза и анализа. Синтез это разделение объекта на составляющие его компоненты и изучение каждого компонента в отдельности, а анализ это сопоставление всех компонентов и объединение их в единую систему по близким им признакам.
Понимание того факта, что педагогика является очень сложной системой, состоящей из большого количества целей, задач, принципов, форм и методов, это и есть системный подход в педагогике.
Системный подход в педагогике позволяет отделить и тщательно изучить каждый элемент системы в отдельности, проанализировать и сопоставить их друг с другом, объединив в целостную структуру. При этом выявляются все их сходства и различия, противоречия и связующие характеристики, приоритет одних элементов по отношению к другим, динамика развития каждого элемента и всей системы в целом [5].
В научных исследованиях прослеживаются два диалектически противоположных процесса: 1) процесс анализа, дифференциации, выявления и изучения частей целого и 2) процесс синтеза, интеграции, систематизации этих частей. Для системного подхода характерно целостное рассмотрение определенной совокупности объектов -материальных или идеальных. При таком подходе выясняется, что их взаимосвязь и взаимодействие приводит к возникновению новых интегративных свойств системы, которые отсутствуют у составляющих ее объектов.
Изучение педагогической литературы показывает, что в современных педагогических исследованиях преобладает анализ. К сожалению, многие исследователи ограничиваются расчленением целостного педагогического процесса, не соблюдая требования к научному мышлению, предполагающему переход от анализа к синтезу. При этом не учитывается, что частными методами, приемами можно исследовать лишь частные проблемы. Для того чтобы осуществлять целостный, системный подход, необходимо соединять требования общенаучной методологии с методикой частного педагогического исследования [6].
В основе анализа и способов управления системы лежит целевой подход, который заключается в том, что все компоненты системы и их взаимосвязи ориентированы на реализацию определенных целей и задач, которые решаются в процессе определенной деятельности. Исходя из этого, очень часто в образовании системный подход называют системно-деятельностным, ориентируя его на категорию деятельности и ее основные компоненты.
В науке понятие «система» определяется как множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность и единство. В качестве общих характеристик «системы» в самых различных системных исследованиях, А.Г. Асмо-лов, выделяет: 1) целостность - несводимость любой системы к сумме образующих ее частей и невыводимость из какой-либо части системы ее свойств как целого; 2) структурность - связь и отношения элементов системы упорядочиваются в некоторую структуру, которая и определяет поведение системы в целом; 3) взаимосвязь системы со средой, которая может иметь «закрытый» (не изменяющий среду и систему) или «открытый» (преобразующий среду и систему) характер; 4) иерархичность - каждый компонент системы может рассматриваться как система, в которую входит другая система, то есть каждый компонент системы и сам включает в себя другую систему; 5) множественность описания - каждая система, являясь сложным объектом, в принципе не может быть сведена только к какой-либо одной картине, одному соображению, как предполагает для полного описания системы сосуществование множества разных ее отображений [1].
Садовский В.Н. к основным содержательным признакам системы относит: 1) признаки, характеризующие внутреннее состояние системы: множество, элемент, отношение, свойства, связь, каналы связи, взаимодействие, целостность, подсистема, организация, структура, ведущая часть системы, иерархическое строение системы и др.; 2) признаки, характеризующие специфические системные свойства: изоляция, взаимодействие, интеграция, дифференциация, централизация, децентрализация, состояние системы, целостность, стабильность, обратная связь, управление и т.д.; 3) признаки, относящиеся к поведению системы: среда, поведение, деятельность, функционирование, изменение, адаптация, рост, эволюция, развитие, генезис, целенаправленность, поведение системы и т.д. [7].
Среди свойств целостных систем важное место занимает динамика их функционирования, развития. В.А.Дмитриенко, исследовавший методологические проблемы науковедения, указывает на то, что системный подход предполагает рассмотрение объекта в его предметном бытии, в динамике его функционирования и развития. Он позволяет определить иерархию уровней организации изучаемых явлений как единой целостной системы [9].
Таким образом, понятие система органически связано с понятиями целостности, элемента подсистемы,
связи, отношения, структуры, иерархичность, многоуров-невость, характеризует строение системы, ее функционирование, является результатом взаимодействующих всех ее сторон, уровней.
Понятие целостности характеризует явления, процессы, системы с точки зрения наличия в них основных компонентов, обеспечивающих в единстве и взаимосвязи полноценное функционирование. При всем своеобразии, неповторимости и многочисленности педагогических систем они подчиняются общему закону организационного строения и функционирования системы как процесса [2].
По мнению ученых, педагогическая система как целостность представляет собой организованную совокупность целей, содержания, условий, форм, методов. В этой связи под педагогической системой понимается множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.
В.И. Загвязинский под педагогической системой понимает разработанную в теории и применяемую на практике систему воспитания и образования, воплощающую единство социальных и педагогических целей, теоретической и педагогической концепции предметного содержания, принципов организации и средств воспитания и обучения [3, с.3-9.].
Б.Т. Лихачев отмечает, что целостность - это существенное свойство, качество той или иной педагогической системы, способствующая осуществлению внешних и внутренних целей педагогической деятельности [4].
Опираясь на труды Н.Д. Хмель следует выделить характеристики целостности как свойства педагогического процесса: а) целостность системы «педагоги-учащиеся» определяется единством цели и результата при взаимодействии систем разного рода порядка внутри педагогического процесса; б) единство педагогических и социально-педагогических процессов и образующих их компонентов; в)внутреннее единство как признак целостности представляет собой единую систему функций всех компонентов объекта в целом; г) единство активности и общения, определяет необходимость соместно-разделен-ной, кооперированной деятельности всех субъектов, участвующих в процессе; д) педпроцесс может проявлять себя как целое, если есть специально организованная деятельность как взаимодействие субъектов [10].
Использование системного подхода в педагогике и в частности в изучении различных точек зрения на сущность педагогического процесса позволило ученым выделить основные признаки, раскрывающие целостность педагогического процесса:
- взаимодействие биологического и социального, индивидуального и общественного; внутренняя сторона взаимодействия педагога и воспитанника (В.П. Каптерев);
- организация разнообразной, целеустремленной жизнедеятельности -детского коллектива, создающй условия для развития активности, инициативы, творчества детей (С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухом-линский);
- целостная личность формируется только в целостном педагогическом процессе (В.С. Ильин);
- единство деятельности учителя и учащихся как главное условие реализации целостности педагогического процесса (В.Е. Гмурман, И.П. Подласый);
- единство обучения, воспитания и развития личности как важнейшая закономерность, отражающая целостность педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, М.А.Данилов, Э.И. Моносзон и др.);
- единство содержательной и процессуальной сторон педагогического процесса (В.В. Краевский);
- целостность как внутреннее единство его компонентов (В.А. Сластенин);
- совместная деятельность взрослых и детей в учебном процессе, внеклассной и внешкольной работе, семье (О.С. Газман, Б.З. Вульфов, Л.И. Новикова, М.М. Поташник, В.А.Караковский, Н.Е. Щуркова и др);
- основа целостности педагогического процесса есть развивающаяся в многообразных формах жизнь детей (Ш.Амонашвили, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Хмель, Г.Н. Филонов и др.).
Таким образом, системный подход как один из методологических основ педагогических исследований позволяет обосновать сущность целостного педагогического процесса как системы.
Литература:
1 Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Мзд-во МГУ, 1984. - 280 с.
2 Дмитриенко В.А. Методологические проблемы науковедения. Томск, 1977.
3 Загвязинский В.П. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании. - Тюмень, 1990. - с. 3-9.
4 Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики. - Самара, 1998.
5 Методологические проблемы развития педагогической науки /Под редакцией Атутова P.P., Скаткина М.Н. М.: Педагогика, 1985. -284 с.
6 О' Коннор Джозеф, Макдермотт Иан. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем = The Art of Systems Thinking: Essential Skills for Creativity and Problem Solving // «Альпина Паблишер». — М., 2011. — № 978-5-9614-1589-6.
7 Садовский «Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития» Москва: Наука, 1980 г.
8 Сидоркин A.M. Методология системного подхода в педагогике. М.: Изд-во НИИ АПН СССР, 1989. -271 с.
9 Фролов П.Т. Системный подход в управлении педагогическим процессом в школе. Воронеж, 1984. -200 с.
10 Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. - Алматы, 1998.