Системный анализ. Моделирование. Транспорт. Энергетика. Строительство
3. Клевцов А. В. Контроль ресурса трансформаторов тяговых подстанций // Сб. научн. тр. ВЗИИТа. - М., 1984. - Вып. 121. - С. 14-24.
4. Бобров Е. Г. О программно-аппаратном контроле остаточного ресурса обмоток трансформатора на основе обобщенной модели износа // Сб. научн. тр.ВЗИИТа. - М., 1984. - Вып. 121. - С. 79-86.
5. Тер-Оганов Э. В. Определение трансформаторной мощности тяговых подстанций на ЭВМ // Сб. научн. тр. ВЗИИТа. - М., 1973. - Вып 65.
6. Марквард Г. Г. Применение усеченного нормального закона распределения к тяговой нагрузке и уточнение его параметров // Ученые записки ВЗИИТа. - М., 1964. - Вып. II.
7. Марквард Г. Г. Распределение тяговой нагрузки // Вопросы энергоснабжения электрических железных дорог : тр. МИИТа. - М., 1969. -Вып. 302.
8. Марквардт Г. Г. Применение теории вероятностей и вычислительной техники в системе энергоснабжения. - М. : Транспорт, 1972. - 204 с.
9. Тимофеев Д. В. Режимы в электрических системах с тяговыми нагрузками. - М. : Энергия, 1972. - 267 с.
10. Лившиц В. Н., Мирошниченко Р. И., Тамазов А. И. Распределение плотности вероятностей тяговой нагрузки // Вестн. ВНИИЖТа. - 1967. - № 3.
11. Марквардт К. Г. Электроснабжение электрифицированных железных дорог. - М. : Транспорт, 1982. - 528 с.
12. Бардушко В. Д. Анализ и параметрический синтез систем тягового электроснабжения : ав-тореф. дис. ... докт.. техн. наук. - Иркутск, 2001.
УДК 330.101 Плотников Владимир Александрович,
д.э. н., профессор Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. Герцена,
Верткова Юлия Владимировна,
д.э. н., профессор, зав. кафедрой региональной экономики и менеджмента Юго-Западного государственного университета (г. Курск), e-mail: [email protected]
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ОЦЕНКЕ ПУТЕЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
V.A. Plotnikov, J.V. Vertakova
THE SYSTEM APPROACH IN THE ESTIMATION OF WAY OF OVERCOMING OF FINANCIAL AND ECONOMIC CRISIS
Аннотация. Проведен системный анализ макроэкономической ситуации в РФ. Дана общая характеристика российской экономики: позитивные и негативные тенденции Охарактеризовано влияние на Россию мирового финансово-экономического кризиса и сформулированы пути его преодоления.
Ключевые слова: макроэкономический анализ, российская экономика, проблемы развития, финансово-экономический кризис.
Abstract. The system analysis of a macroeco-nomic situation in the Russian Federation is carried out. The general characteristic of the Russian econo-
my is given: positive and negative tendencies influence on Russia world financial and economic crisis is characterised and ways of its overcoming are formulated.
Keywords: the macroeconomic analysis, the Russian economy, development problems, financial and economic crisis.
Россия имела длительный опыт централизованного планирования. Завышение роли государства в планировании привело к созданию системы управления, основанной на жесткой централизации, детальном регламентировании работы, ди-
ИРКУТСКИМ государственный университет путей сообщения
рективных заданиях и бюджетных ассигнованиях. Отсутствие в нем резервов и компенсаторов приводило к срывам в определенных звеньях экономической системы и в государственном плане в целом. Именно «сбои» в планировании, по мнению многих специалистов, были причиной того, что «запас прочности» экономики к 1990 году оказался исчерпанным. Двенадцатая пятилетка (19861990 гг.) стала последней: наблюдался структурный кризис в большинстве отраслей, впервые снизился ВНП на 2 %, сократился выпуск промышленной продукции: на 1,2 % - в ценностном выражение, на 3,4 % - в натуральном при плановом темпе роста в 25 %. Задание пятилетки было недовыполнено на 8,5 %, в том числе на 11,7 % - по группе А и на 2,8 % - по группе Б промышленности.
Последний государственный план экономического и социального развития был разработан в 1990 году. В связи с демократизацией всех аспектов общественной жизни Госплан не решился обнародовать даже основные направления пятилетнего плана, опубликованы были лишь контрольные цифры на 1991 год. С 1992 г. наступил постплановый, но еще не рыночный период. После распада СССР стремление перестроить хозяйственный механизм ускорило распад планирования, и экономическая система командно-административного типа начала целенаправленно реформироваться, трансформируя экономические механизмы.
В настоящее время создана система базовых правовых норм и других институтов, обеспечивающих функционирование рыночных отношений между хозяйствующими субъектами. Заработали конкурентные рынки товаров и услуг, капитала и трудовых ресурсов. Актуальной становится уже отладка этих институтов, обеспечение их эффективного действия, высокой международной конкурентоспособности.
Если посмотреть на объективные экономические показатели (табл. 1), экономический рост в
стране, инициированный финансовым кризисом 1998 года, сначала связанный с посткризисным восстановлением объемов производства, опирающимся на положительный эффект девальвации рубля, а затем поддержанный благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырья, продолжался более 10 лет. В 2009 году произошли изменения, вызванные развитием мирового финансового кризиса.
Последние докризисные годы российская экономика демонстрировала устойчиво высокие темпы экономического роста (в среднем - около 7 % в год), значительно опережавшие динамику мировой экономики (4,7 %). Преодолен спад производства и потребления девяностых годов. В 2007 году объем ВВП составил к уровню 1991 года 110 %.
При этом коренным образом изменилась структура экономики в пользу отраслей, ориентированных на рыночный спрос. Объем ВВП (по паритету покупательной способности) превысил 1,9 трлн долларов США. По этому показателю Россия устойчиво закрепилась в восьмерке ведущих стран мира (табл. 2).
В табл. 3 приведены данные по объемам производства некоторых товаров в РФ по сравнению с другими странами мира.
Остановимся на других характеристиках российской экономики в период активных постсоветских трансформаций:
• устойчивый рост с темпом в среднем 7 %;
• вхождение в десятку наиболее крупных экономик мира (ВВП свыше $ 1,9 трлн);
• высокая открытость экономики (внешнеторговая квота 45 %);
• высокий уровень макроэкономической стабильности; 3-е место по объему в мире золотовалютных резервов;
• социальная стабильность в обществе;
• активное развитие предпринимательства (капитализация бизнеса превысила 100 % ВВП).
Таблица 1
Макроэкономические показатели экономики РФ, % к предыдущему году (по данным Росстата)
Показатель 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
ВВП 0,9 -4,9 5,4 10 5,1 4,7 7,3 7,1 6,2 6,7 8,1 5,6 -7,9
Промышленность произв 2 -5,2 11 11,9 4,9 3,7 7 6,1 4 3,9 6,3 2,1 -10,8
Реальные денеж. доходы населения 6 -16 -12 12 8,7 11,1 15,1 8,4 8,8 9 10,4 2,3 2,3
Системный анализ. Моделирование. Транспорт. Энергетика. Строительство
Таблица 2
Россия среди стран «восьмерки» по производству ВВП
Страна ВВП, млрд $ % от США ВВП на душу, тыс. $ Динамика ВВП (2000 год - 100)
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Великобритания 1901,7 76 31,6 102,4 104,5 107,4 110,9 112,9 116,1 119,8
Германия 2514,8 73 30,5 101,2 101,2 101,0 102,1 102,9 105,8 108,7
Италия 1626,3 67 27,8 101,8 102,3 102,2 103,8 104,3 106,3 107,8
Канада 1133,0 84 35,1 101,9 105,3 107,1 110,4 113,4 116,9 120,1
Россия 1697,5 28 11,9 105,1 110,1 118,1 126,6 134,7 145,1 156,8
США 12376,1 100 41,7 100,8 102,4 104,9 108,7 111,9 115,1 117,4
Франция 1862,2 71 29,7 101,9 102,9 104,0 106,6 108,6 111,0 112,7
Япония 3870,3 73 30,3 100,2 100,4 101,9 104,7 106,7 109,2 111,4
Подводя итог экономических трансформаций, отметим следующие основные результаты, достигнутые в стране в период 1991-2009 гг.
1. Достигнута высокая степень ее открытости. Внешнеторговый оборот составил 45 % ВВП (2007 год), что является одним из наиболее высоких показателей для стран с развитой экономикой.
2. Обеспечена устойчивая макроэкономическая стабильность. Российская экономика защищена от воздействия внешних шоков международными резервными активами Российской Федерации, превысившими в конце 2007 года 470 млрд долларов США.
3. Преодолены тенденции социальной конфронтации в обществе, наблюдавшиеся в 1990-е гг. Развиваются институты гражданского общества. Снизились политические и экономические риски ведения предпринимательской деятельности. Россия получила статуса страны с рыночной экономикой и инвестиционный кредитный рейтинг.
4. Сформировался мощный слой развивающихся компаний, успешно конкурирующих на внутренних и внешних рынках и активно привлекающих капитал для своего развития. Капитализация российских компаний превысила 100 % ВВП и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Российский фондовый рынок превратился в реальный фактор привлечения инвестиций и обес-
печения экономического роста страны. Среди населения начал складываться широкий социальный слой инвесторов и акционеров.
5. Формируется новая система государственного управления, опирающаяся на нормативно закрепленное разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В процесс государственного управления внедряются современные методы и механизмы стратегического планирования и управления по результатам, идет их увязка с механизмами принятия бюджетных решений, в первую очередь в рамках программно -целевого подхода.
Особо отметим, что по уровню социальной
Таблица 3
Место России в мире по получению отдельных видов продукции
Виды продукции Место РФ
Природный газ, нефть, сахарная свекла 1
Картофель 2
Бурый уголь, чугун, минеральные удобрения, кирпич 3
Электроэнергия, готовый прокат черных металлов, сталь, хлопчатобумажные ткани, зерновые и зернобобовые культуры, молоко 4
Железная руда, пиломатериалы, цемент 5
Каменный уголь, вывозка древесины 6
Целлюлоза, животное масло 7
Рыба и другие морепродукты 8
Скот и птица на убой (в убойном весе) 9
Шерстяные ткани 10
Легковые автомобили (включая сборку), обувь 11
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
напряженности, оцениваемой, например, показателями безработицы, Россия находится на уровне мировых экономических лидеров (табл. 4).
Таким образом, за последние предкризисные годы Россия восстановила статус мощной экономической державы, подтверждая свое право
находиться в группе крупнейших стран - мировых лидеров, как по динамике развития, так и по масштабам экономики. При этом завоевание позиций одного из лидеров мирового экономического роста опиралось на рыночные экономические институты и устойчивое повышение уровня жизни населения.
Это, так сказать, положительные результаты развития российской экономики. Одновременно с этим возник ряд существенных проблем, причем долгосрочного характера, развитие которых в условиях кризиса лишь ускорилась. На наш взгляд, можно выделить следующие основные проблемы.
1. Усиление глобальной конкуренции, не только охватывающей традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и включающей системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала.
В этой связи следует отметить чересчур «тяжелую» структуру российской экономики, ее недостаточную инновационность и энергоэффективность. Основными характеристиками развития мировой экономики, оказывающими серьезное влияние на социально-экономические процессы в России, в ближайшие 10-15 лет будут:
• динамичный рост мировой экономики (в среднем около 4 % в год), что предъявляет высокие требования к темпам и качеству роста российской экономики, необходимым для увеличения ее экономического веса в мире, обеспечения регионального лидерства и сокращения отставания от развитых стран;
• превращение Китая и Индии в основные локомотивы мирового экономического роста, появление новых мировых центров экономического развития в Азии и Латинской Америке;
• преодоление энергетических барьеров роста за счет повышения энергоэффективности и расширения использования альтернативных видов энергии при сохранении тенденции к удорожанию энергоносителей;
Таблица 4
Уровень безработицы в % к экономически активному населению
Страна 2005 2006 2007 2008 2009 2010 (март)
В елико британия 4,8 5,4 5,3 5,6 7,6 8,0
Германия 10,6 9,8 8,4 7,3 7,5 7,3
Италия 7,7 6,8 6,1 6,8 7,7 8,8
Канада 6,8 6,3 6,0 6,1 8,3 8,2
Россия 7,2 7,2 6,1 6,3 8,4 8,6
США 5,1 4,6 4,6 5,8 9,3 9,7
Франция 9,3 9,3 8,3 7,9 9,5 10,1
Япония 4,4 4,1 3,9 4,0 5,1 5,0
• усиление ограничений роста, связанных с экологическими факторами, дефицитом пресной воды и изменением климата, что создает дополнительные возможности для России с ее огромными запасами пресной воды и экологически благополучных территорий;
• сохранение и, вероятно, усиление дисбалансов в области мировой торговли, движении капиталов, что будет способствовать изменению курсов мировых валют и перестройке институтов мировой экономики (мирового экономического порядка);
• старение населения в развитых странах на фоне быстрого роста населения в развивающихся странах будет интенсифицировать мировые миграционные процессы и увеличивать нагрузку на социальные системы развитых стран.
Предстоящий период характеризуется структурной перестройкой мирового хозяйства, связанной с изменением баланса между ее экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов. Дальнейшее развитие мировой экономики будет определяться балансом между сложившейся тенденцией поступательной глобализации мировой экономики и тенденциями регионализации как реакцией на рост напряженности между мировыми центрами силы и накопление диспропорций в мировой торговле и финансовой системе. При этом дальнейшее накопление диспропорций в мировой финансовой системе может повысить риски глобального финансового кризиса и резкого замедления темпов роста мировой экономики. Для российской экономики такая перестройка, с одной стороны, создает новые возможности в развитии внешнеэкономической интеграции, укреплении и расширении позиций на мировых рынках, с другой - создает угрозу вытеснения России на периферию европейской экономики, что в сочетании со слабостью наших экспортных и экономических позиций на азиат-
Системный анализ. Моделирование. Транспорт. Энергетика. Строительство
ских рынках может резко ухудшить торговый баланс России и возможности для импорта технологий и капитала.
Для решения этой проблемы, на наш взгляд, необходимо повышение конкурентоспособности экономики России, ее способности к инновационному обновлению и привлечению инвестиций.
2. Ожидаемая новая волна технологических изменений, резко усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и обесценивающая многие традиционные факторы роста. В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в том числе в здравоохранении и других сферах развития человеческого потенциала.
Для России наличие научно-исследовательского потенциала и высокотехнологичных производств создает условия для использования преимуществ, связанных с распространением новых технологий: обеспечение технологического лидерства по ряду важнейших направлений; формирование комплекса высокотехнологичных отраслей и расширения позиций на мировых рынках наукоемкой продукции; модернизацию традиционных отраслей экономики, в том числе за счет развертывания глобально ориентированных специализированных производств. Отставание в развитии новых технологий последнего поколения может резко снизить глобальную конкурентоспособность российской экономики и отбросить ее на периферию мирового развития.
3. Возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационно-сти. Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения. Для России решение этой проблемы предполагает преодоление сложившихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, для чего необходимо продолжение курса, заложенного в системе Приоритетных национальных проектов, реализовывав-шихся в предшествующем периоде:
• стабилизация численности российского населения и занятых в экономике на основе эффективного регулирования миграции и изменения
образа жизни людей, повышения здоровья нации и уровня социального оптимизма;
• эффективно функционирующие отрасли, определяющие качество человеческого капитала (образование, здравоохранение, жилищный сектор), высокие стандарты жизни населения;
• превращение среднего класса российского общества в его доминирующую силу, сокращение социального неравенства;
• достижение уровня развитых стран по производительности труда, которая будет определяться не столько «фондовооруженностью» периода индустриального развития, сколько уровнем образования и креативностью самого человека.
4. Порожденный преимущественно внутренними, а не глобальными факторами - это исчерпание источников экспортно-сырьевого развития, базирующихся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребления за счет до-загрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля, низкой стоимости производственных факторов рабочей силы, топлива, электроэнергии.
Кризис экспортно-сырьевой модели развития российской экономики может быть значительно ускорен в случае замедления роста мирового спроса на углеводороды в связи с активным развитием альтернативных видов топлива и энергии и торможением роста экономик Китая и Индии.
Обозначились новые внутренние ограничения роста, обусловленные недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры и дефицитом квалифицированных инженерных и рабочих кадров на рынке труда. При сохранении сложившихся тенденций действие данного фактора может привести к резкому замедлению экономического роста и нарастающему отставанию от ведущих стран. Действие структурных ограничений усиливается нерешенностью ряда социальных и институциональных проблем. Среди важнейших из них:
• высокий уровень социального неравенства и региональной дифференциации;
• сохранение высокого уровня рисков ведения предпринимательской деятельности в России, в том числе высокий уровень коррупции и административных барьеров, недостаточная защищенность прав собственности, запутанная система земельных отношений, низкая корпоративная культура;
• слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества, низкий
ИРКУТСКИМ государственный университет путей сообщения
уровень доверия в сочетании с низким уровнем эффективности государственного управления;
• низкий уровень конкуренции на целом ряде рынков, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда и конкурентоспособности;
• недостаточное развитие национальной инновационной системы, слабая взаимосвязь образования, науки и бизнеса.
Решив за последние годы задачи создания институциональной основы рыночной экономики и посткризисного восстановления производства, обеспечив макроэкономическую стабильность, Россия, с одной стороны, получила возможность ставить амбициозные стратегические цели развития на основе использования вновь открывающихся возможностей, с другой - оказалась перед необходимостью как решения остающихся острых проблем, так и преодоления отмеченных долгосрочных проблем.
Эти проблемы обострились в связи с началом в 2008 году мирового финансово-экономического кризиса.
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений, что с точки зрения социально-экономического развития России 2008-2009 годы явились переломными. Причем изменения в экономике, по всей видимости, окажутся гораздо глубже, чем это первоначально прогнозировалось. Несмотря на достигнутую к лету 2009 года определенную стабилизацию в ряде ведущих в экономическом отношении стран мира (Германия, Франция и др.), прогнозы развития России даже на краткосрочную перспективу остаются достаточно неопределенными. Эта неопределенность вызывается в том числе и продолжающимися ожиданиями «второй волны» кризиса. Причем в Европе (Греция, Испания, Португалия и пр.) эта «волна» уже наблюдается.
В этих условиях ситуационной и институциональной неопределенности особую остроту приобретает проблема повышения качества государственного регулирования и поддержки предпринимательства в национальной экономике. Актуаль-
ность этой проблемы иллюстрируется достаточно очевидной логической цепочкой: эффективное государственное регулирование предпринимательства - рост деловой активности - прекращение падения, восстановление докризисного уровня и рост доходов - формирование благоприятных условий для социально-экономического развития страны.
В экспертном сообществе существует достаточно устойчивое мнение, и оно подтверждается некоторыми статистическими данными, что российская экономика сравнительно серьезнее, чем экономики многих других стран, пострадала от кризиса. Эти оценки являются зачастую в большей степени качественными, чем количественными, и не всегда находят достаточного статистического подтверждения. В качестве примеров рассмотрим некоторые данные о динамике экономических процессов в нашей стране, в том числе в сравнении с другими странами мира (табл. 5)
В табл. 5, построенной по данным Всемирного банка, представлены сравнительные данные о темпах экономического роста в ряде стран мира (в том числе и в Российской Федерации) в 20072011 гг. При этом за 2007 г. и 2008 г. приводятся фактические данные и оценки, а начиная с 2009 г. - предварительные и прогнозные. Из представленных показателей видно, что до 2008 года включительно темпы роста экономики России примерно
Таблица 5
Динамика роста ВВП стран мира, %
Страна, регион 2007 2008 2009 2010 2011
Мир в целом (в т.ч. по паритету покупательной способности) 3,8 (5,0) 1,9 (3,0) -2,9 (-1,7) 2,0 (2,8) 3,2 (4,0)
Развитые страны, в т.ч. 2,6 0,7 -4,2 1,3 2,4
государства ОЭСР 2,5 0,6 -4,2 1,2 2,3
государства еврозоны 2,7 0,6 -4,5 0,5 1,9
Япония 2,3 -0,7 -6,8 1,0 2,0
CША 2,0 1,1 -3,0 1,8 2,5
Развивающиеся страны 8,1 5,9 1,2 4,4 5,7
Китай 13,0 9,0 6,5 7,5 8,5
Индия 9,0 6,1 5,1 8,0 8,5
Россия 8,1 5,6 -7,5 2,5 3,0
Индонезия 6,3 6,1 3,5 5,0 6,0
Бразилия 5,7 5,1 -1,1 2,5 4,1
Турция 4,7 1,1 -5,5 1,5 3,0
Мексика 3,3 1,4 -5,8 1,7 3,0
Системный анализ. Моделирование. Транспорт. Энергетика. Строительство
совпадали с показателями, средними для группы развивающихся стран. То есть мнение о том, что в 2008 г. кризис существенно не затронул экономику нашей страны, можно считать достаточно обоснованным. Что касается результатов 2009 г., то они, по мнению специалистов Всемирного банка, для нашей страны негативные (причины этого будут рассмотрены ниже).
Несмотря на то, что общие тенденции в динамике (рис. 1, 2) промышленного производства в России и зарубежных странах совпадают, по темпам спада ВВП Россия явилась одним из мировых лидеров, это подтверждают и данные международных сопоставлений.
■ Европейский союз (27 стран)
Рис. 1. Динамика индекса изменения ВВП России и ЕС (данные Росстата)
Рис. 2. Динамика индекса промышленного производства России и ЕС
Спад ВВП в 2009 году был связан, в значительной степени с обвалом инвестиционного спроса. Инвестиции в основной капитал сократились на 17,0 %. Сокращение инвестиций в I квартале 2009 г. составило 8,1 % к уровню предыдущего квартала, во II и III кварталах спад продолжился при его постепенном замедлении и только к концу года динамика инвестиций стабилизировалась.
Таким образом, особенно болезненным для России был 2009 год, а именно его первая половина.
Тем не менее, в сентябре 2009 года падение ВВП замедлилось, составив 8,6 % по сравнению с
соответствующим периодом прошлого года, против 10,5 % в августе. За девять месяцев снижение ВВП составило 10,0 %. Рост ВВП с сентября связан, прежде всего с началом роста запасов и замедлением падения инвестиций, при этом динамика потребительских расходов по отношению к высокой базе предыдущего года оставалась достаточно низкой, а восстановление импорта несколько уменьшило положительный вклад чистого экспорта. С исключением сезонного фактора положительная помесячная динамика ВВП в РФ прослеживается с июня 2009 года. После некоторого замедления в августе (0,1 %) в сентябре рост ВВП составил 0,5 %. Ускорение роста связано в основном с ростом в сельском хозяйстве, положительный вклад также внесли обрабатывающие производства.
Если говорить о сельском хозяйстве, то его объемы превысили более чем на 10 % значения в августе (с учетом сезонности). Этот рост был связан с хорошим урожаем зерна, картофеля, овощей и смещением уборки на сентябрь, а также ростом производства продукции выращивания скота, молока, яиц.
Несколько замедлилось падение инвестиций в основной капитал. В сентябре снижение инвестиций по сравнению с сентябрем прошлого года составило 18,6 % (в августе - 19,4 %, соответственно), с начала года они сократились на 18,9 % по сравнению с соответствующим периодом 2008 года. С исключением сезонного фактора в сентябре инвестиционная активность осталась практически на уровне августа.
В сентябре возобновилась тенденция замедления спада промышленного производства - спад по отношению к сентябрю прошлого года снизился до 9,5 % (в августе - 12,6 %, соответственно). За период с начала года снижение промышленного производства составило 13,5 %, в том числе в III квартале - 11,0 % к соответствующему периоду предыдущего года. Начиная с июня, продолжается помесячный рост промышленности. По отношению к августу сезонно и календарно выровненное увеличение производства составило 0,4 %, а в целом в третьем квартале произведено промышленной продукции на 1,5 % больше, чем во втором.
В обрабатывающих производствах в сентябре снижение замедлилось до 13,4 % (против 16,8 % в августе), в III квартале - до 15,0 % к соответствующему периоду прошлого года. В январе-сентябре 2009 г. спад составил 19,1 %. С исключением сезонной и календарной составляющих в сентябре продолжился начавшийся с мая
100 -
95
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
рост в сфере деятельности «обрабатывающие производства» составил 0,6 % (табл. 6).
Продолжает улучшаться ситуация на рынке труда. Количество безработных в сентябре сократилось до 5764 тысяч человек, а безработица снизилась до 7,6 % (7,8 % - в августе). В сентябре инфляция на потребительском рынке второй месяц подряд составила 0%, с начала года - 8,1 % (годом ранее - 10,6 %). На замедлении инфляции сказывается значительное сезонное снижение цен на плодоовощную продукцию, а также стагнация потребительского спроса.
Одними из основных факторов перелома динамики спада и перехода к восстановительному росту стали:
1) улучшение экономической ситуации в основных регионах мира;
2) эффект от стимулирующих фискальных мер, который начал проявляться ко второй половине года.
Улучшение ситуации в мировой экономике в значительной степени способствовало росту цен и спроса на сырьевые товары российского экспорта, восстановлению фондовых индексов, облегчению доступа к иностранному капиталу и укреплению позиций платежного баланса и государственного бюджета. Экспортеры сырья уже в первом квартале начали вносить положительный вклад в динамику промышленного производства. Это прежде всего, металлургия, химия, обработка древесины и производство нефтепродуктов. К лету к росту внешнего спроса добавляется эффект от набирающего силу внутреннего спроса, стимули-
руемого антикризисными мерами. Улучшилась ситуация на рынке труда и снизилась безработица, по мере роста госрасходов сохраняется положительная динамика гособоронзаказа, инфраструктурных и высокотехнологичных проектов.
Таким образом, начиная с июня-июля 2009 г. обозначилась тенденция прекращения спада российской экономики и начала восстановления промышленного производства и грузооборота транспорта, приостановился спад инвестиций в основной капитал и постепенно начали восстанавливаться производственные запасы.
В чем же основные предпосылки современного кризиса в России и почему он затронул нашу страну позже, чем, скажем, страны ЕС или США? Почему выход из кризиса для российской экономики также начался позже и пока еще носит неустойчивый характер?
Основные предпосылки кризиса в России, на наш взгляд, следующие:
• перестройка мировой финансовой системы и системы регулирования;
• «тяжелая» структура российской экономики;
• сильная зависимость от конъюнктуры мировых рынков сырья;
• ошибки в проведении государственной долговой политики.
Безусловно, начало кризиса было инициировано «неполадками» в мировой экономике и финансовой системе. Это - «общая» его предпосылка. Но были и особенные, характерные именно для российской экономики.
Таблица 6
Средние темпы прироста основных показателей,
Показатель 2008 2009
1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. год 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. год
ВВП 3,1 1,0 -0,8 -2,4 5,6 -6,9 -1,0 0,6 -7,9
Промышленное производство 3,1 0,6 -3,0 -6,6 2,4 -6,4 -0,3 2,8 1,5 -10,8
Инвестиции в основной капитал 5,4 4,2 -4,2 -4,6 12,1 -8,1 -4,1 -2,6 0,3 -17,0
Строительство 8,3 0,5 -5,0 0,5 14,4 -15,2 0,2 -1,3 5,1 -16,0
Реальные располагаемые денежные доходы населения -4,2 1,3 3,8 -5,6 3,2 1,7 4,1 -2,2 3,6 1,9
Реальная заработная плата 3,3 2,4 1,6 -0,5 12,0 -1,9 -1,6 0,5 2,5 -2,8
Оборот розничной торговли 2,6 4,2 3,7 -1,9 13,5 -4,9 -2,5 -0,1 0,3 -5,5
Системный анализ. Моделирование. Транспорт. Энергетика. Строительство
Специфичность проявления кризиса в России обусловлена той ролью в мировой экономике, которую играет отечественный предпринимательский сектор. Россия - единственная из стран «большой восьмерки», которая, несмотря на декларации об инновационном развитии, продолжает строить свою внешнеэкономическую стратегию на продаже энергетических и сырьевых товаров (нефти, газа, металлов, минеральных удобрений, лесных товаров и т. д.). В соответствующих отраслях накоплены наиболее значительные капиталы, а представляющие эти отрасли компании («Газпром», «Лукойл», «Северсталь» и др.) не только играют ведущую роль в экономике страны, но также оказывают существенное влияние на политику и социальную сферу, особенно в регионах.
Когда основные покупатели российского сырья, а в основном, это высокоразвитые страны, испытали рецессию, у них снизились объемы производства, причем значительно, это привело к снижению спроса на российское сырье. Спрос упал, вследствие чего спустя определенное время (в реальности оно составило более полугода) начался спад в российской экономике.
Таким образом, кризис подтвердил, что инновационное обновление экономике России жизненно необходимо. Но решить эту проблему предпринимательский сектор страны не смог. Для этого необходимо осуществить резкое перераспределение средств в научно-технологическое развитие, создание технологических парков, развитие венчурного бизнеса и т. д. Разговоры по этому поводу ведутся давно, решения принимаются, но, к сожалению, для бизнеса инновационная перестройка так до сих пор и не стала насущной необходимостью. Поэтому необходима более активная государственная политика в этом вопросе. Например, мерой в правильном направлении следует признать работу по принятию закона по созданию инновационных предприятий при вузах, проведенную летом 2009 г.
Еще одной существенной проблемой, приведшей к развитию кризиса в России, непосредственно связанной с взаимодействием власти и бизнеса, явилась избранная модель государственной долговой политики. Благоприятная мировая конъюнктура на рынках основных российских экспортных товаров в предшествующем периоде привела к росту доходов государства. Следствием этого явилось формирование резервных фондов и ускоренное погашение правительством РФ внешнего долга. С одной стороны, это хорошо, но только если рассматривать ситуацию исключительно с позиций государственных финансов. При ком-
плексном же рассмотрении ситуации, с учетом интересов национального предпринимательства, проводившаяся политика заслуживает серьезной критики.
Сокращение государственного долга и наращивание государственных финансовых резервов сопровождалось резким ростом частных заимствований российских компаний за рубежом. С позиций мировой финансовой системы происходило следующее: правительство РФ активно погашало свои международные обязательства, стерилизуя денежную массу внутри страны, имевшийся «излишек» средств также выводился из страны: активы резервных фондов размещались в иностранных финансовых институтах под незначительные проценты. При этом российское предпринимательство, испытывая недостаток финансирования и не находя адекватного предложения средств внутри страны, заимствовало деньги на мировых рынках, причем под проценты, значительно более высокие, чем те, под которые размещало свои активы правительство. Иными словами, результатом избранной модели государственной финансовой политики стали поддержка Россией мировых финансовых институтов и недофинансирование собственного предпринимательского сектора. С началом кризиса, который сопровождался в нашей стране падением ликвидности и снижением курса национальной валюты, указанная модель финансовой политики сыграла резко отрицательную роль в деле поддержки национального предпринимательства: внешний долг (во внутренних ценах) значительно подорожал, а возможности его рефинансирования резко снизились.
Помимо специфических факторов, способствовавших развитию кризиса в России, есть и системные. По нашему мнению, в первую очередь они связаны с перестройкой как мировой, так и национальной финансовой системы, а также всей институциональной системы хозяйственного регулирования на мега-, макро-, мезо- и микроуровнях. Причем уже во второй раз в новой экономической истории России структурная перестройка реального сектора экономики и финансовой системы страны связана с серьезным кризисом, первоначально развившимся в финансовой сфере и «привнесенным» в национальную хозяйственную систему извне.
Анализ современного финансового и экономического кризиса показывает, что его отличает ряд характерных черт:
• глобальный характер кризиса;
• всесторонность, охват всех сфер экономики;
• значительная глубина спада;
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
• большая продолжительность;
• прогнозируется затяжной выход из кризиса.
Во-первых, следует отметить глобальный характер кризиса. Он поразил все развитые страны, страны с переходной экономикой и большинство развивающихся стран. И этим он существенно отличается от финансового кризиса 19971998 гг., затронувшего преимущественно страны Юго-Восточной Азии, Россию и Бразилию.
Во-вторых, это всесторонний кризис, охватывающий все сферы экономики. Начавшийся как ипотечный кризис в США, он вскоре принял общефинансовый характер и перерос в общеэкономический, вызвав рецессию в Северной Америке, Западной Европе, Японии, сокращение отдельных отраслей и сфер экономики во многих других странах, существенное сокращение прироста общественного производства в развивающемся мире. Экономический кризис практически перерос в социальный, вызвав почти повсеместно увеличение безработицы, снижение реальных доходов у значительной части населения, радикальное сокращение объемов жилищного строительства, а в некоторых странах, к примеру, в Исландии и странах Балтии - в политический. При этом в ходе посткризисных колебаний конъюнктуры политические и социальные изменения прогрессируют. Примером этого является ситуация в Греции.
В-третьих, необходимо специально отметить глубину кризиса. В различных странах произошло падение фондовых рынков в 1,5-5,0 раз, цены на нефть и газ уменьшились втрое. Годовая рецессия в большинстве стран сопровождается сокращением промышленного производства на (10-15) % и более, резким увеличением безработицы в ряде государств и др.
В-четвертых, кризис отличается значительной продолжительностью. Начавшись в 2007 г. в США, в 2008 г. он превратился в мировой финансово-экономический кризис. Большинство аналитиков считают, что в 2009 г. в своей финансово-экономической части кризис достиг «дна» (по РФ, как свидетельствуют приведенные выше статистические данные, эта оценка о прохождении «дна» кризиса к исходу первого полугодия 2009 г. подтверждается), но считают вероятным его продолжение, особенно в части социально-экономических показателей, и в 2010 г. также многие специалисты высказывают опасения в связи с возможной «второй волной» кризиса.
В-пятых, ожидается затяжной выход из кризиса. Прогнозируется его вероятный переход в длительную депрессию с элементами дефляции в
ряде развитых стран и стагфляцию в ряде развивающихся стран, в том числе и в России.
Указанные обстоятельства не могут не тревожить. Глобальный кризис затронул Россию самым серьезным образом. Поэтому уже сегодня необходимо указать на те ошибки, устранение которых позволит смягчить в будущем и хотя бы частично нейтрализовать последствия финансовых кризисов для экономики России:
1. Следует снизить долю иностранного капитала на фондовом рынке России. При первых признаках кризиса иностранные портфельные инвесторы стали активно «выходить в кэш», избавляясь от ценных бумаг российских эмитентов. В результате произошло обрушение рынка в 4 и более раз, в то время как падение фондовых рынков развитых стран было менее существенным.
2. Необходимо работать над развитием институтов финансового рынка. В стране недостаточно развита накопительная пенсионная система, отсутствует современная страховая система, довольно поздно были созданы паевые фонды, которые не накопили достаточных объемов финансовых ресурсов. В результате недостаточно «длинных» денег в экономике.
3. Требуется балансировка внешнего долга. Если в последние годы официальный (государственный) долг РФ неуклонно сокращался, то частный долг отечественных компаний возрастал весьма значительными темпами. В результате задолженность частного сектора экономики России иностранным инвесторам составляет до 0,5 трлн долл. США. В условиях девальвации рубля эта нагрузка становится критической.
4. Следует смягчить структурные диспропорции реального сектора экономики. «Однобокость» экономики, особенно экспортно ориентированных отраслей, отсутствие диверсификации в структуре и источниках развития приводят к уязвимости социально-экономического развития от уровня мировых цен, спроса, возможностей привлечения инвестиций в эти первичные отрасли.
5. Стоит обратить более пристальное внимание на монетарную политику. Из-за борьбы с инфляцией путем сжатия денежной массы накануне кризиса произошло сокращение до минимума ликвидности банков. При этом в связи с тем, что банковская система России значительно меньше банковских систем других стран, сжатие ликвидности у нас оказалось более острым и имело более существенные последствия для экономики, чем в развитых странах.
Проведенные результаты анализа макроэкономической сферы Российской Федерации позво-
Системный анализ. Моделирование. Транспорт. Энергетика. Строительство
ляют утверждать, что «дно» кризиса достигнуто, начался, хотя и неуверенный, на уровне погрешностей статистических методик, но все же рост по важнейшим показателям: ВВП, объему промышленного производства.
Что ждет российскую экономику в дальнейшем, каковы прогнозы ее развития? Стратегической целью, которая ставится перед страной в посткризисный период, является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП.
Достижение этой цели означает формирование качественно нового «образа будущего» России к концу следующего десятилетия:
1. Выход России на стандарты благосостояния развитых стран. Обобщающий показатель уровня жизни, ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, увеличится с 13,7 тысяч долларов США в 2006 году (42 % от среднего уровня ОЭСР) до 30 тысяч долларов в 2020 году (70 %) и около 50 тысяч долларов в 2030 году. Средняя ожидаемая продолжительности жизни возрастет до 75 лет.
2. Высокое качество и комфортные условия жизни населения. Будет обеспечена всеобщая доступность услуг образования и здравоохранения, соответствующих уровню наиболее развитых стран, средний уровень обеспеченности жильем составит к 2020 году 30-35 кв. м на человека (или около 100 кв. м на среднестатистическую семью).
3. Благоприятная среда обитания человека. Доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, снизится с 43 % в 2007 году до 14 % в 2020 году.
4. Изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса, снижение экономической дифференциации населения и резкое сокращение бедности. Доля среднего класса к 2020 году превысит половину населения.
5. Инновационное лидерство России в мире на основе передовых научно-исследовательских разработок, высоких технологий и образовательных услуг. Россия должна занять значимое место на рынках высокотехнологичных товаров (не менее 10 процентов) и интеллектуальных услуг по 4-6 и более крупным позициям. Будут сформированы условия для массового появления новых
компаний во всех секторах экономики, и в первую очередь в секторах «экономики знаний».
6. Лидерство России в поставках энергоресурсов на мировые рынки, в том числе за счет географической и продуктовой диверсификации поставок, превращения России в логистический узел глобальной энергетической инфраструктуры и ключевого участника выработки правил функционирования глобальных энергетических рынков.
7. Создание разветвленной транспортной сети, обеспечивающей высокую территориальную мобильность населения и глобальную конкурентоспособность России на рынках транспортных услуг.
8. Лидерство России в интеграционных процессах на евразийском пространстве, превращение в один из глобальных центров мирохозяйственных связей, в том числе в качестве мирового финансового центра.
9. Новая модель пространственного развития России на основе формирования новых территориальных центров роста и уменьшения масштабов регионального неравенства.
10. Гарантированная реализация конституционных прав граждан, включая развитую систему демократических институтов, наличие эффективных механизмов правоприменения и системы обеспечения национальной безопасности.
Системное достижение поставленной цели состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния. Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности, наряду со значительным повышением эффективности использования природных ресурсов и производственного капитала. Источником высоких доходов становится не только возможность получения ренты от использования природных ресурсов и мировой конъюнктуры, но и производство новых идей, технологий и социальных инноваций.
Инновационный путь развития позволяет повысить социальную устойчивость и справедливость в обществе, так как выигрыш от экономического роста получает не только узкий слой общества, участвующий в присвоении рентных и экс-
ИРКУТСКИМ государственный университет путей сообщения
портных доходов, но и основные социальные группы, связанные с развитием инфраструктуры, аграрного комплекса, базовых отраслей промышленности и сферы производства самого человека. В этом случае усиление социальной ориентированности экономического развития опирается на повышение национальной конкурентоспособности и эффективности, а не на перераспределение имеющегося богатства и социальную конфронтацию.
Инновационный социально-ориентированный тип роста имеет ряд качественных и количественных характеристик, отражающих особенности его ключевых факторов. Этот рост, на наш взгляд, должен быть достигну на основе:
• диверсификации экономики, в структуре которой ведущая роль переходит к отраслям «экономики знаний» и высокотехнологичным отраслям промышленности. Доля высокотехнологичного сектора и «экономики знаний» в ВВП должна составлять не менее 17-20 % (2006 год
- 10,5 %), вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП - не менее 2-3 % (2006 год
- 1,3);
• повышения эффективности и конкурентоспособности экономики без существенного наращивания производственных ресурсов. Производительность труда должна увеличиться к 2020 году в 2,4-2,6 раза (в отдельных ведущих секторах в 3-5 раз), а энергоэффективность - в 1,6-1,8 раза;
• высокой инновационной активности компаний, связанной с освоением новых рынков, обновле-
нием ассортимента продукции, освоением новых технологий, созданием новых форм организации бизнеса. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50 % (2005 год - 9,3 %), а инновационной продукции в объеме выпуска - до 25-35 % (2005 год -2,5 %);
• активизации фундаментальных и прикладных исследований и разработок при кардинальном повышении их результативности. Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 3,5-4 % ВВП в 2020 году (2006 год - 1 % ВВП);
• повышения качества человеческого капитала и эффективности его использования, что характеризуется опережающим ростом заработной платы квалифицированных работников. Среднемесячная заработная плата в экономике повысится в 2020 году до 2700 долларов США (2007 год - 526 доллара США);
• опережающего роста отраслей, обеспечивающих развитие человеческого потенциала, прежде всего образования и здравоохранения. Расходы на образование за счет государственных и частных источников - 5,5-6 % ВВП в 2020 году (2006 год - 4,6%), на здравоохранение - 6,57 % ВВП в 2020 году (2006 год - 3,9 %), что сопоставимо с уровнем наиболее развитых стран.