УДК 376.i (09) ББК Ч403(2)-8
ГСНТИ i4.29.0i; i4.0i.07
Код ВАК i3.00.03
Филатова Ирина Александровна,
кандидат педагогических наук, профессор, зав. кафедрой логопедии и клиники дизонтогенеза, директор Института специального образования, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург); 620017, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, оф. 134; e-mail: [email protected].
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ В. В. КОРКУНОВА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: системный подход; ребенок с ограниченными возможностями здоровья; системообразующий фактор; образовательная модель; теория интегральной индивидуальности; информационная система.
АННОТАЦИЯ. Представлен анализ перспективных направлений системных исследований в специальной педагогике, предложенных в научных трудах В. В. Коркунова. Раскрываются представления ученого о системообразующем факторе образовательных систем, подчеркивается актуальность проблемы системного исследования психических свойств ребенка на основе изучения информационных процессов.
Filatova Irina Alexandrovna,
Candidate of Pedagogy, Professor, Head of the Chair of Psycho-pathology and Speech Therapy, Director of the Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).
SYSTEMIC APPROACH IN THE WORKS OF V. V. KHORKHUNOV
KEY WORDS: systemic approach; physically handicapped children; system forming factor; education model; theory of integral individuality; information system.
ABSTRACT. The article presents an analysis of perspective directions of systemic research in special pedagogy offered in the works of V. V. Khorkhunov. The article further describes the scholar’s understanding of the system forming factor of educational systems and underlines the importance of systemic research of child’s psyche on the basis of the study of information processes.
Р
ассматривая развитие идеи системного подхода в научных исследованиях Владимира Васильевича Коркунова, мы опирались на определение категории «подход» и понятие «системный подход». Подход - это особая форма познавательной и практической деятельности, рассмотрение педагогических явлений под определенным углом зрения, стратегия исследования изучаемого процесса, базовая ценностная ориентация, определяющая позицию педагога (5, с. 54). Под системным подходом понималось комплексное изучение объекта как единого целого с позиции взаимосвязанности всех его элементов, изучение каждого элемента системы в общем процессе функционирования и развития, влияния общесистемных качеств на каждый элемент целого (6, с. 52). В современной специальной педагогике системный подход, наряду с другими подходами, обеспечивает классическое общенаучное направление исследования проблем образования людей с ограниченными возможностями здоровья (О. Л. Алексеев, В. В. Кор-кунов, В. И. Бельтюков, Е. А. Екжанова,
Н. М. Назарова).
В исследованиях Б. Г. Ананьева, П. К. Анохина, А. Г. Асмолова, Л. Берталанфи, М. С. Кагана, Т. Парсонса система рассматривается как множество элементов, образующих определенное единство благодаря общесистемным качествам. Новые свойства
системы не сводимы к качествам отдельных элементов, а являются следствием их взаимодействия. Обычно в системе выделяют ядро (фактор, звено) и системообразующую связь элементов. Системное исследование возникает при двух условиях:
1) исследуемый объект представляет собой систему или выступает частью системы;
2) само исследование ведется системно, т. е. с выделением центрального фактора, выяснением связей, общесистемных качеств.
В. В. Коркунов, определяя перспективные направления системных исследований в специальной педагогике, отмечал, что в истории развития специальной педагогики и специальной психологии ребенок с психофизическими недостатками не всегда рассматривался в качестве системы и подсистемы других систем. Проведенный им теоретический анализ практики моделирования образовательных систем для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) показал, что в них отсутствует или неверно трактуется то, ради чего создается и функционирует система. Исследователь подчеркивал, что системообразующим фактором в образовательных системах является сам ребенок, а наиболее актуальной для нас является проблема ребенка, предстающего в качестве системообразующего фактора (1; 2; 3; 4; 7).
На основании историко-эволюционного анализа образовательных систем
© Филатова И. А., 2014
В. В. Коркунов говорил о наличии в мировой практике двух образовательных моделей, использующих в качестве системообразующего фактора различные представления о ребенке как субъекте педагогической деятельности:
- модели, в которой системообразующим фактором является ребенок как индивидуальность, характеризующаяся «уникальными особенностями, интересами, способностями и учебными потребностями» (Материалы Саламанкской декларации ООН, 1994);
- модели, в которой системообразующим фактором является ребенок как личность, представленная в качестве «носителя социально типичного смысла» (В. С. Мерлин, 1986).
По мнению исследователя, системообразующий фактор предопределяет форму организации учебного процесса внутри системы и специфический характер входящих в ее структуру элементов. Отсюда - различия в целях образования, содержании, средствах и способах получения образования, субъектах и объектах образовательного процесса, результатах образования.
Анализ существующего в настоящее время образовательного процесса в учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья, проведенный В. В. Кор-куновым и его учениками, показал наличие образовательных моделей, в которых обнаруживаются признаки и того и другого типа (3; 4).
Автор справедливо полагал, что этот феномен является отличительной особенностью развития региональных систем образования детей с ограниченными возможностями здоровья и определяет ведущие тенденции переходного периода в едином образовательном пространстве. В. В. Корку-нов выделил основные критерии различий данных типов образовательных моделей:
- различия в восприятии ребенка как системообразующего элемента модели субъектами педагогической деятельности;
- различия в механизмах, направленных на обеспечение образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Большое внимание в своих научных трудах В. В. Коркунов уделял выявлению закономерностей современного переходного периода в образовании людей с ограниченными возможностями здоровья на основании системного анализа существующих моделей детских образовательных учреждений как основного звена в образовательном пространстве и ребенка, являющегося ключевым фактором данных моделей. Объектом системного анализа в данном случае
становится прежде всего моделеобразующий фактор - ребенок с отклонениями психофизического развития и его особенности через призму системного подхода (1; 4; 7).
Применяя системный подход в своих исследованиях, В. В. Коркунов опирался на теорию интегральной индивидуальности В. С. Мерлина (1986; см.: 2). В. С. Мерлин рассматривал интегральную индивидуальность (ИИ) в виде саморегулирующейся и самоактуализирующейся большой системы.
Интегральная индивидуальность складывается из индивидуальных свойств (которые в человеке являются типичными) и индивидуального характера связи между ними. Однако это не означает, что индивид обладает двумя типами свойств - типичными и индивидуальными. Любое свойство типично по одним проявлениям и индивидуально по другим. Свойства интегральной индивидуальности организованы в системы и подсистемы и иерархически структурированы. Каждая подсистема совпадает с определенным уровнем интегральной индивидуальности. В свою очередь, в свойствах разных уровней интегральной индивидуальности проявляются разные эволюционные этапы развития материи. В интегральной индивидуальности выделяются следующие системы:
- индивидуальных свойств организма с биохимической, общесоматической, ней-родинамической подсистемами;
- индивидуальных психических свойств с подсистемами личности и темперамента;
- социально-психологических индивидуальных свойств с подсистемами социальных ролей в группах и в социально исторических общностях.
Существование и развитие большой системы интегральной индивидуальности обусловливается двумя типами детерминации - каузальным и телеологическим. Каузальная детерминация является характерной для однозначных связей одного и того же уровня свойств, в то время как телеологическая детерминация определяет характер связей между разноуровневыми индивидуальными свойствами.
Таким образом, интегральная индивидуальность образует не одну систему, а иерархическую совокупность не входящих друг в друга, относительно автономно сосуществующих разноуровневых подсистем, полиморфно связанных между собой. Полиморфные (равновероятные) связи, существующие между свойствами разных уровней, под воздействием общения и деятельности могут образовывать разновероятные связи между свойствами различных уровней.
Системный анализ теоретического материала, посвященного индивидуальным особенностям детей с психофизическими нарушениями, проведенный с использованием механизма теории интегральной индивидуальности В. С. Мерлина, позволил В. В. Коркунову высказать ряд принципиальных соображений.
1. Ребенок с нарушенным ходом психофизического развития представляет собой большую саморазвивающуюся систему, которая характеризуется: иерархическим способом организации и многоуровнево-стью; преобладающим типом дифференциации индивидуальных свойств и слабыми процессами интеграции между ними; телеологическим и каузальным типами детерминации, в которых преимущественным является каузальный тип, в то время как телеологическая детерминация проявляется достаточно слабо; жесткими однозначными и недостаточно гибкими многомногозначными связями.
2. Индивидуальность ребенка с интеллектуальным недоразвитием и ее психические свойства вследствие вышеизложенного накладывают специфический отпечаток на формирование у него индивидуального стиля деятельности, который лежит в основе возникновения разновероятных связей в иерархической структуре системного устройства ребенка.
3. Индивидуальный стиль деятельности играет компенсаторную роль в структуре личности аномального ребенка. В соответствии с концепцией В. С. Мерлина, в психических свойствах личности обнаруживается две стороны. К первой можно отнести те из них, в которых выражаются содержательные отношения личности. Ко второй - те, которые имеют формальнодинамический характер.
4. В индивидуальном стиле деятельности интегральной индивидуальности необходимо выделять составляющие данную подсистему элементы: алиментарную и моторную активность, индивидуальную систему операций и индивидуальную стратегию промежуточных целей для осуществления общего направления деятельности. Как показывают исследования В. В. Коркунова, у умственно отсталых детей могут страдать различные элементы данной подсистемы, что отражается на полноте и уровне усвоения умений и навыков деятельности, времени, необходимом для усвоения того или иного умения. Например, нарушения в области целеполагания у умственно отсталых детей приводят к искажениям процессов планирования деятельности и последовательности ее выполнения. При возникновении у них «зоны неопределенности» на про-
межуточных ступенях деятельности эти дети используют в качестве ориентира формально-динамические свойства, формирующиеся у них в процессе упражнений, в то время как содержательные отношения личности оказываются не востребованными в связи с их общим низким уровнем развития.
Дальнейший системный анализ психических свойств ребенка В. В. Коркунов связывал с изучением информационных процессов, составляющих, по его мнению, суть всякого научения (2; 4). В основе изучения информационных процессов в работе функциональных систем человека лежат представления П. К. Анохина об «информационных эквивалентах действительности» и выявленная С. Л. Рубинштейном закономерность первичности чувственного восприятия действительности и вторичности сознания, мышления.
Проведенный В. В. Коркуновым предварительный системный анализ нарушений целенаправленной деятельности и низкого уровня саморегуляции в процессах ориентирования, планирования и самоконтроля деятельности у умственно отсталых лиц показал, что указанные расстройства при умственной отсталости могут быть обусловлены особенностями функциональных систем организма человека, в которых осуществляется постоянная информационная оценка состояния приспособительных результатов деятельности, направленных на удовлетворение разнообразных насущных потребностей.
В изучении информационных процессов В. В. Коркунов считал важными исследования П. К. Анохина, К. В. Судакова, в которых показано, что центральная архитектоника функциональных систем психической деятельности представляет собой динамику информационных процессов, происходящих на структурной основе мозга. Данные процессы происходят в виде трансформации исходной мотивации и подкрепляющих воздействий в информационную деятельность акцептора результата действия, который оказывает обратное информационное влияние на процессы афферентного синтеза. Независимо от того, какие носители на каждом этапе процесса прохождения информации выполняют эту роль, ее основой являются информационные эквиваленты действительности.
Рассматривая проблему ребенка как индивидуальности, В. В. Коркунов представлял ее как проблему изучения информационной системы, в которой информации отводится особая роль. В теории познания информационный компонент является главенствующим, а в реальной действительности он представляет многообразный
предметный мир и мир отношений человека, которые отражаются в нашем сознании в виде информационных эквивалентов действительности. В связи с этим автором рассматривались возможные искажения информации при ее прохождении от источника до определенных разделов мозга. В своих работах ученый отмечал, что это обстоятельство играет существенную роль в оценке ребенка и его возможностей и способствует лучшему пониманию механизмов нарушенного развития.
Интерпретируя взгляды Ж. Пиаже, В. В. Коркунов рассмотрел этапы восприятия информации (2):
1. Сенсорно-моторный этап связывается всеми исследователями с наличием у человека органов чувств. В психофизиологии описан весь процесс движения сигналов от воспринимающих сенсорных систем до центральных отделов мозга. В. В. Коркунов обращает внимание на то, что данные сигналы - это особым образом закодированная информация, а процесс ее кодирования осуществляется на начальном этапе восприятия. Затем, по ходу продвижения информации, она перекодируется. На завершающем этапе движения происходит раскодирование информации и сличение ее с подобной информацией, поступающей по другим каналам. Этот процесс осуществляется в механизме акцептора результата действия. Таким образом, прежде чем превратиться в информационный эквивалент действительности, информация проделывает непростой путь, на каждом этапе которого возможны искажения. Это обстоятельство не вполне адекватно учитывается в патогенетическом подходе при оценке того или иного состояния ребенка. До настоящего времени не проводилось систематических исследований, раскрывающих связи между сенсорными нарушениями и качественными характеристиками интеллекта на разных этапах онтогенеза человека как индивидуальности. Дело здесь не столько в кажущейся незначительности последствий такого рода отклонений или нарушений, сколько в общем подходе к проблеме эволюции индивидуальности в фило- и онтогенезе. Именно
этот аспект недостаточно исследован в настоящее время.
2. Символьный этап характеризуется переработкой информации в механизмах акцептора результата действий и преобразованием ее в символы - информационные эквиваленты действительности. В тех случаях, когда в аппарат акцептора результата действий поступает искаженная информация, то и в структурах мозга не может сформироваться информационный эквивалент действительности.
3. На третьем этапе взаимодействия с информацией происходит обработка, сравнение сформированного информационного эквивалента действительности с имеющимся опытом человека. Операции «кросскорреляции» (К. Прибрам) составляют сущность операций мышления, т. е. пути согласования имеющихся образов. В соответствии с гипотезой К. Прибрама мысль -это поиск уменьшения неопределенности с помощью распределений голографической памяти, т. е. стремление приобрести необходимую информацию путем упрощения.
4. Лингвистический этап наступает в момент осознания и аккомодации первично поступившей информации. Называние предмета, объекта, явления происходит в момент узнавания, идентификации его самого через голографический аналог (информационный эквивалент действительности).
Таким образом, В. В. Коркунов трактовал процесс обучения не только как процесс деятельности, направленный на поиск знаний, но и как «природосообразные стадии познания». Он призывал внимательно отнестись к ряду моментов теории Ж. Пиаже, и прежде всего установить особенности поступающей информации и механизм акцептора результатов деятельности у детей, имеющих психофизические отклонения в развитии.
Именно с системным исследованием информационных систем ученый связывал продолжение научных изысканий в будущем. Таким образом, методологические основания исследований В. В. Коркунова определялись положениями системного подхода о дескриптивном и прескриптивном анализе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев О. Л., Коркунов В. В. Ребенок с дефектом с точки зрения системных пред-ставлений: перспективные направления системных исследований в специаль-ной педагогике // Специальное образование. 2005. № 5.
2. Алексеев О. Л., Коркунов В. В. Системный подход как методологическая основа научного познания // Специальное образование. 2002. № 1.
3. Индивидуальный подход к учащимся в специальном (коррекционном) образовательном учреждении: концепция, аспекты оценки индивидуальности и планирования коррекционно-развивающей работы / под ред. В. В. Коркунова ; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2005.
4. Коркунов В. В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в Уральском регионе : учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2009.
5. Педагогический словарь : учеб.пособие для студ. высш. учеб. завед. / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др. ; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М. : Академия, 2008.
6. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе / сост. Л. В. Тру-байчук. М. : Восток, 2001.
7. Словарь-справочник по специальному образованию / авт.-сост. О. Л. Алексеев, В. В. Коркунов, И. А. Филатова. Екатеринбург : Изд. Калинина Г. П., 2008.
Статью рекомендует д-р филол. наук, проф. А. П. Чудинов.