Научная статья на тему 'Системный подход в аудите - эффективность деятельности экономического субъекта в целом'

Системный подход в аудите - эффективность деятельности экономического субъекта в целом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
75
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / FINANCIAL CONTROL / АУДИТ / AUDIT / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / PUBLIC INSPECTION / КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫЕ ОРГАНЫ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / REFORMATION / БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / BUDGETARY-TAX POLICY / CONTROL-SUPERVISORY ORGANS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Халимбекова А. М., Шахбанова А. М.

Один из элементов эффективности организации и проведения контроля четкое планирование. Своевременное планирование позволяет сократить организационный процесс и освободить время для подготовительного периода. Планирование контрольных мероприятий является важнейшим этапом осуществления государственного (муниципального) контроля (надзора). Грамотное планирование способствует снижению возможных рисков в деятельности как проверяемого учреждения, так и самого контрольного органа. С целью повышения результативности и эффективности осуществления контрольной деятельности органам государственного и муниципального контроля (надзора) направлены Методические рекомендации, содержащие в том числе меры, направленные на повышение эффективности и результативности планирования контрольно-надзорной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM APPROACH IN AUDIT - EFFICIENCY OF ACTIVITY OF THE ECONOMIC SUBJECT IN GENERAL

One of elements of efficiency of organization and leadthrough of control is the clear planning. The timely planning allows to shorten an organizational process and free time for setup time. Planning of control measures is the major stage of realization of state (municipal) control (supervision). The competent planning is instrumental in the decline of possible risks in activity of both the checked up establishment and most supervisory body. With the purpose of increase of effectiveness and efficiency of realization of control activity Methodical recommendations, containing including measures, directed on the increase of efficiency and effectiveness of planning of control-supervisory activity, are directed to the organs of state and municipal control (supervision).

Текст научной работы на тему «Системный подход в аудите - эффективность деятельности экономического субъекта в целом»

Халимбекова А. М. — кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Финансы и кредит-1»ДГУНХ.

Шахбанова А. М. - кандидат экономических наук, доцент кафедры « Финансы и кредит-1» ДГУНХ.

Halimbekova A. M. - Candidate of Economic Sciences, the associate professor managing Finance and Credit-1 chair of DGUNH.

Shahbanova A. M. - Candidate of Economic Sciences, associate professor" Finance and credit-1" DGUNH.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В АУДИТЕ - ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА В ЦЕЛОМ

Один из элементов эффективности организации и проведения контроля — четкое планирование. Своевременное планирование позволяет сократить организационный процесс и освободить время для подготовительного периода. Планирование контрольных мероприятий является важнейшим этапом осуществления государственного (муниципального) контроля (надзора). Грамотное планирование способствует снижению возможных рисков в деятельности как проверяемого учреждения, так и самого контрольного органа. С целью повышения результативности и эффективности осуществления контрольной деятельности органам государственного и муниципального контроля (надзора) направлены Методические рекомендации, содержащие в том числе меры, направленные на повышение эффективности и результативности планирования контрольно-надзорной деятельности.

One of elements of efficiency of organization and leadthrough of control is the clear planning. The timely planning allows to shorten an organizational process and free time for setup time. Planning of control measures is the major stage of realization of state (municipal) control (supervision). The competent planning is instrumental in the decline of possible risks in activity of both the checked up establishment and most supervisory body. With the purpose of increase of effectiveness and efficiency of realization of control activity Methodical recommendations, containing including measures, directed on the increase of efficiency and effectiveness of planning of control-supervisory activity, are directed to the organs of state and municipal control (supervision).

Ключевые слова: информационные технологии, финансовый контроль, аудит, общественный контроль, контрольно-надзорные органы, реформирование, бюджетно-налоговая политика.

Keywords: information technologies, financial control, audit, public inspection, control-supervisory organs, reformation, budgetary-tax policy.

Известно, что в соответствии с ч. 8 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения аудита является истечение трех лет со дня:

- государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

- окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

- начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного

уведомления.

Основания и условия включения в ежегодный план проведения аудита также могут быть установлены федеральными законами, определяющими особенности организации и проведения аудита в отдельных сферах государственного контроля (надзора). Например, в ч. 4 ст. 1 Федерального закона N 294-ФЗ определены виды государственного контроля (надзора), при осуществлении которых другими федеральными законами могут устанавливаться особенности организации и проведения аудита в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения аудита, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных аудита и согласования проведения внеплановых выездных аудита с органами прокуратуры.

Согласно ч. 9 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" основаниями для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения аудита являются:

- истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии;

- истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;

- истечение установленного Правительством РФ срока со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере.

С учетом вышеизложенного при разработке ежегодных планов проведения аудита для определения оснований включения в них контрольным органам необходимо руководствоваться требованиями нормативных актов, регламентирующих порядок осуществления конкретного вида государственного (муниципального) финансового контроля (надзора). Необходимо отметить, что ошибки при определении оснований включения аудита в ежегодные планы проведения аудита могут привести к невозможности их проведения (безрезультативности).

Несмотря на требования нормативных актов, устанавливающих требования к периодичности осуществления контроля (надзора), полный охват плановыми проверками всех объектов контроля фактически невозможен. Таким образом, если количество организаций и ИП, в отношении которых имеются основания для проведения аудита , превышает возможности контрольно-надзорного органа, данный орган должен выбрать из общего числа возможных организаций и ИП тех субъектов предпринимательской деятельности, в отношении которых может быть проведена плановая проверка.

Ориентиры по отбору объектов контроля должны быть установлены законодательно. Так, Федеральное казначейство осуществляет отбор контрольных мероприятий по установленной им методике (п. 24 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092).

Контрольные органы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона N 294-ФЗ, обязаны руководствоваться нормами пп. «б» п. 3 Правил подготовки ежегодных планов аудита .

При выборе объектов контроля необходимо учитывать:

1. Результаты проведенных вне аудита . Проведенные внеплановые проверки позволяют оценить соблюдение объектом контроля требований законодательства, а также определить необходимость проведения

плановой проверки в ближайшие возможные сроки. Результаты внеплановой проверки, свидетельствующие об отсутствии нарушений в его деятельности, позволяют отложить проведение плановой проверки его деятельности на год и более.

2. Состояние соблюдения обязательных требований. Выводы о состоянии соблюдения обязательных требований могут быть сделаны, в частности, на основе анализа случаев привлечения объекта контроля, его должностных лиц к административной ответственности за совершенные правонарушения. При этом привлечение к административной ответственности возможно без предварительного проведения.

Наличие нарушений свидетельствует о недобросовестности поведения объекта контроля, что требует усиленного внимания органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. (Практические наблюдения показывают, что наличие у объекта контроля нарушений в отдельной сфере позволяет с высокой долей вероятности предположить наличие нарушений и в других сферах.) Для этого целесообразно наладить взаимодействие с другими контрольными органами в целях обмена информацией.

Кроме результатов аудита и наличия административных правонарушений, состояние соблюдения обязательных требований может быть проанализировано на основе обращений граждан, информации органов государственной власти и органов местного самоуправления, публикаций средств массовой информации.

3. Потенциальный риск причинения вреда от осуществляемой юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем деятельности. В результате нарушений объектом контроля обязательных требований может быть причинен вред охраняемым законом ценностям, в частности жизни и здоровью граждан, нравственности, сохранности животных, растений, иных объектов окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, правам и законным интересам граждан и организаций, имуществу, установленному порядку управления, обороноспособности страны, безопасности и экономическим интересам государства, стабильности финансового сектора.

Сфера возможного причинения вреда, а также его масштаб зависят от деятельности объекта контроля. В ежегодный план аудита должны включаться юридические лица, индивидуальные предприниматели, в деятельности которых нарушение обязательных требований может привести к причинению наибольшего вреда охраняемым законом ценностям.

Потенциальная опасность деятельности объекта контроля также может возрастать в зависимости от изменения различного рода внешних факторов климатического, природного, техногенного, социально-экономического характера и др. Учет внешних факторов, прогнозирование их состояния на следующий год тоже должны приниматься во внимание при планировании аудита .

При включении объекта контроля в ежегодный план проведения аудита необходимо исходить из всех трех названных критериев. Комплексный анализ может быть проведен только при помощи работы соответствующей базы данных, ведомственной информационной системы, позволяющей классифицировать объекты контроля по совокупности этих критериев.

Значение каждого из критериев необходимо определять с учетом вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Один из вариантов возможной оптимизации контрольно-надзорной

деятельности - организация и проведение совместных аудита . При совместной проверке несколько контрольных органов проверяют деятельность одного объекта контроля. Возможность проведения таких аудита установлена в Федеральном законе N 294-ФЗ. Вместе с тем исключением являются Федеральные законы от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и от 13.07.2015 N 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток», которыми установлена обязательность совместных аудита в установленных законодательством случаях, а также принятое в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ Постановление Правительства РФ от 22.10.2015 N 1132 "О совместных плановых проверках, проводимых в отношении резидентов территории опережающего социально-экономического развития органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля".

Целесообразность проведения совместных аудита должна определяться контрольными органами с учетом близости предметов контроля (надзора), возможности одновременной работы должностных лиц различных контрольно-надзорных органов на объекте контроля.

При составлении ежегодного плана проведения аудита контрольный орган согласовывает планируемые проверки с другими заинтересованными органами, если их осуществление намечается совместно с указанными органами.

Порядок указанного согласования не установлен, поэтому такое согласование осуществляется по общим правилам межведомственного документооборота. При устойчивой практике проведения совместных аудита порядок взаимодействия по согласованию совместных аудита может быть закреплен официально.

Необходимо отметить, что в силу ч. 6.1 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ органы прокуратуры могут вносить предложения о проведении совместных аудита после рассмотрения проектов ежегодных планов проведения аудита . При принятии предложения органов прокуратуры согласование единого срока проверки осуществляется контрольно-надзорными органами между собой самостоятельно по общим правилам межведомственного документооборота.

В соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ ежегодный план проведения аудита должен содержать следующие сведения:

- наименования объектов контроля, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места их нахождения или места фактического осуществления деятельности;

- цель и основание проведения каждой плановой проверки;

- дату начала и сроки проведения каждой плановой проверки;

- наименование контрольного органа. При проведении совместной проверки указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.

Форма, в соответствии с которой составляется ежегодный план проведения аудита , установлена в Приложении к Правилам подготовки ежегодных планов аудита .

Согласно названной форме в ежегодном плане проведения аудита также указываются ОГРН, ОГРНИП и ИНН проверяемого лица, форма проведения проверки (документарная, выездная, документарная и выездная), а для субъектов малого предпринимательства - также информация, касающаяся постановления о назначении административного наказания или решения о приостановлении и (или)

аннулировании лицензии, сведения о дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, порезультатам которой они приняты (для применения в период «надзорных каникул»).

Подготовленный проект ежегодного плана проведения аудита подлежит направлению до 1 сентября года, предшествующего году проведения аудита, в орган прокуратуры по месту нахождения объектов контроля.

Рассмотрение проектов ежегодных планов проведения аудита осуществляется органами прокуратуры на предмет законности включения в них объектов контроля, а также для внесения предложений о проведении совместных аудита. Предложения органов прокуратуры должны поступить до 1 октября года, предшествующего году проведения аудита .

Ежегодные планы проведения аудита, утвержденные территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, и органами исполнительной власти субъектов РФ, которые осуществляют переданные полномочия Российской Федерации по осуществлению данного контроля (надзора), представляются указанными органами также в соответствующие федеральные органы исполнительной власти до 1 ноября года, предшествующего году проведения аудита.

Переданные в федеральный орган исполнительной власти утвержденные ежегодные планы проведения аудита территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти включаются в ежегодный план, разрабатываемый этим федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, до 31 декабря года, предшествующего году проведения аудита, и размещаются федеральными органами исполнительной власти на своих официальных сайтах в Интернете.

Список литературы:

1. Адамс Р. Основы аудита: Пер. сангл. / Подред. Я.В. Соколова. М.: Аудит, ЮНИТИ, 2012. 398 с.: ил.

2. Алборов Р.А., Хоружий Л.И., Концевая С.М. Основы аудита: Учебное пособие. М.: Делои Сервис, 2013. 224 с.

3. Аренс Э.А., Лоббек Дж.К. Аудит: Пер. сангл. / Гл. редактор серии проф. Я.В. Соколов. М.: Финансы и статистика, 2012. 560 с.: ил. (Серия по бухгалтерскому учету и аудиту).

4. Аудит Монтгомери / Ф.Л. Дефлиз, Г.Р. Дженик, В.М. О'Рейлли, М.Б. Хирш; Пер. сангл. подред. Я.В. Соколова. М.: ЮНИТИ, 2012. 542 с.

5. Булыга Р.П. Аудит бизнеса: вопросы теории и методологии // Инновационное развитие экономики. 2012. N 3. С. 6 - 12.

6. Краткий философский словарь / А.П. Алексеев, Г.Г. Васильевидр.; Подред. А.П. Алексеева. 2-еизд., перераб. идоп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012. 496 с.

7. Лешкевич Т.Г. Философия науки: Учеб.пособие. М.: ИНФРА-М, 2012. 272 с. (Высшее образование).

8. Миронова О.А., Азарская М.А. Аудит: теория и методология: Учеб.пособие: для чтения курсов "Аудит" "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет и аудит", "Налоги и налогообложение". 2-е изд., и спр. М.: Омега-Л, 2012. 176 с.: ил., табл. (Высшее финансовое образование).

9. Основы аудита: Учебник / С.М. Бычкова, А.В. Газарян, Г.И. Козловаи др.; Подред. проф. Я.В. Соколова. М.: Бухгалтерскийучет, 2012. 456 с. (Библиотека журнала "Бухгалтерский учет").

10. Ситнов А.А. Методы аудита,Москва,2016

11. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: Учебник. М.: Экзамен, 2012. 528 с. (Учебник для вузов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.