УДК 351
В. В. Алексеев, З. В. Вдовенко*
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская пл, д. 9 * e-mail: [email protected]
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В статье дан анализ развития системы государственного контроля и надзора в России. Рассмотрены особенности понятий контроля и надзора. Установлено, что правовая база является основным элементом механизма контроля и надзора. Даны рекомендации по повышению эффективности контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти
Ключевые слова: контроль и надзор, государственное и муниципальное управление, контрольно-надзорная функция.
Рыночные реформы в России, практически ликвидировали существовавшую в
социалистический период развития систему общественного и государственного контроля управления национальным хозяйством.
Предполагалось, что в конкурентной среде отсутствует потребность в каком-либо контроле за коммерческими организациями. Весте с тем практика показала, что существующая конкуренция не формирует эффективный рыночный механизм, способный обеспечить рост благосостояния общества.
В России существует сырьевой ориентир развития национального производства, что не способствует к развитию общественных отношений, обеспечивающих инновационное развитие и переход к новому технологическому укладу, что характерно для развитых и развивающихся стран в мировом сообществе. Кроме того, начиная с 1990-х годов в национальной системе государственного контроля и надзора России, существовало ряд проблем, которые отрицательно сказывались на эффективности государственного и муниципального управления и развития в промышленном секторе экономики.[1]
Рассматривая вопросы организации
государственного регулирования, и, в частности, государственного контроля и надзора в сфере развития отраслей экономики, необходимо учитывать то, что, несмотря на определенную тождественность понятий «контроль» и «надзор», существует, и ряд различий.
Государственный контроль - это деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров. Сущность государственного контроля заключается в деятельности специально уполномоченных органов и должностных лиц в пределах установленной компетенции; наблюдение за функционированием подконтрольного объекта, находящегося в состоянии подчиненности по отношению к субъекту контрольной деятельности; получение полной, достоверной информации о
состоянии законности в подконтрольном объекте; соотнесение деятельности подконтрольного объекта с точки зрения, как законности, так и целесообразности; принятие мер по предупреждению правонарушений и недопущению вредных последствий; выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, их нейтрализация и устранение; применение различных мер ответственности (дисциплинарной и материально-правовой); организация наиболее рационального режима функционирования подконтрольного объекта.
Контроль в сфере государственного управления осуществляют Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Счетная палата РФ, органы представительной (законодательной) власти субъектов РФ.
Государственный надзор - это функция специальных государственных органов и их должностных лиц по систематическому наблюдению заточным и неуклонным соблюдением законов, иных нормативных правовых актов, осуществляемая по подведомственным данным органам вопросам в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц. Административный надзор - это вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.
Отметим, что административный надзор - это особая разновидность государственного контроля. Административный надзор осуществляется специально уполномоченными органами
исполнительной власти и их должностными лицами по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления.
Существует административный и прокурорский надзоры. Административный надзор осуществляют специальные федеральные надзоры. Полномочия органов, осуществляющих административный надзор, распространяется на получение информации,
применение мер административного
предупреждения, привлечение к административной ответственности, включает регистрацию, учет и выдачу разрешений (лицензий), а также нормотворчество.
Отличия государственного контроля и административного надзора в следующем. Органы контроля обладают большими правомочиями, чем органы, осуществляющие надзор. Объектом контроля выступает как законность, так и эффективность деятельности, а объект надзора -только законность деятельности. Контроль осуществляется в отношении конкретных объектов, а надзор может распространяться как на определенный (персонифицированный), так и на неопределенный круг объектов.
Корме того, контроль и надзор имеют разные субъекты осуществления, контроль и надзор различаются по методам осуществления: если для надзора характерно постоянное наблюдение, реагирование на заявления и жалобы, а методы государственного контроля гораздо шире. Прокурорский надзор в сфере государственного управления деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры РФ по надзору за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции и законов, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
В настоящее время основу правовой базы государственного контроля и надзора составляет Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Стоит обратить внимание на то, что правовая основа является
важным элементом механизма контрольно-надзорной функции государства.
Вступление в силу Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» позволило привести в соответствие специальных законодательных актов РФ и положений о конкретных видах государственного контроля и надзора и урегулирование законодательных актов для достижения эффективности в рассматриваемой сфере деятельности. Авторами закона было проделано следующее. Уточнен круг субъектов, осуществляющих контроль (надзор) и его предмет. Расширен предел муниципального контроля. Комплексная проверка повышает качество контроля и надзора и, следовательно, уровень выполняемых обязанностей.
Принятие данного закона позволило упростить проведение внеплановых прокурорских проверок (в результате модернизации пропала необходимость в согласовании проверок при поступлении материалов или обращений в органы прокуратуры). Произошло упорядочение процедур осуществления
государственного контроля и надзора и их информационного обеспечения. Была проведена регламентация порядка исполнения государственных функций по осуществлению контроля и надзора. Был расширен перечень видов контроля и надзора полностью или частично изъятых из сферы действия Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». [3] На рис 1. Графически показано количество видов контроля (надзора) полностью или частично изъятых из сферы действия Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ
Рис.1. Количество видов контроля (надзора) полностью или частично изъятых из сферы действия Федерального
закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ
Анализируя перспективы развития механизмов государственного и муниципального контроля (надзора), необходимо привести обращение Президента Российской Федерации Путина В.В. к
Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года. В качестве основного направления развития системы контроля и надзора в Российской Федерации Путин В.В. обозначил внедрение риск-ориентированного
подхода в деятельности контрольно-надзорных органов. Суть этого подхода заключается в том, что «плотность» контроля будет зависеть от уровня возможной опасности и ущерба, который может быть нанесен обществу, имуществу, окружающей среде и национальной безопасности. В аналитическом докладе «Контрольно-надзорная деятельность в Российской федерации» за 2014 год, подготовленный Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» совместно с Департаментом государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России сказано, что на настоящий момент данный подход уже применяется по 12 видам государственного надзора.
В рамках модернизации системы государственного контроля и надзора (в том числе и муниципального) подготовлена концепция повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на 2014-2018 и ведется подготовка нового Федерального закона о государственном и муниципальном контроле. Принятие последнего сулит снижением избыточного давления на бизнес, стимулированием здоровой конкуренции, определением и установлением четких границ разрешительной деятельности
государственного и муниципального контроля и надзора, повышением эффективности и результативности контрольно-надзорной
деятельности и, как следствие, эффективным использованием бюджетных средств.
Таким образом, на настоящее время существует ряд проблем, не нашедших решения. К ним можно
отнести необоснованный вывод из сферы действия Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» некоторых мероприятий по контролю, отсутствие систематизации контрольно-надзорной деятельности в отдельных сферах (например, социального обеспечения и защиты населения), недостаточная регламентация отдельных видов контрольно-надзорной
деятельности на уровне актов.
В результате проведенного анализа можно сделать вывод о том, что для повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти необходимо последовательное продолжение модернизации законодательства, как основного механизма контроля и надзора, так и некоторых его инструментов, что предполагает повсеместное внедрение риск-ориентированного подхода; проведение систематизации и регламентации, с последующим ужесточением административной ответственности за нарушения в области контроля и надзора; внедрение «надзорных каникул», подразумевающее ограничение плановых проверок при продолжительном отсутствии нарушений, а также пересмотр методов оценки эффективности деятельности контрольно-надзорных органов и оценки рисков для проведения контрольно-надзорных мероприятий с целью более широкой ориентированности на все заинтересованные общественные группы (государство, общество, бизнес).
Алексеев Василий Владимирович магистрант кафедры экономической теории РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва
Вдовенко Зинаида Владимировна д.э.н., профессор кафедры экономической теории РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва
Литература
1. Вдовенко З.В., Лукьянов О.В., Федоренко А.В. Особенности эффективного управления в промышленном секторе экономики. Транспортное дело России. 2010. № 3. С. 119-121.
2. . ектор А.А. Предпринимательская деятельность как объект государственного контроля (надзора) (правовые аспекты): дис. доктора юр. наук, Москва 2012.
3. Плаксин С.М., Кнутов А.В., Семенов С.В., Чаплинский А.В. Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации. Аналитический доклад-2014. М.: МАКС Пресс, 2015.
V. Alekseev, Z.Vdovenko*
Mendeleyev University of Chemical Technology of Russia, Moscow [email protected]
PUBLIC CONTROL AND SUPERVISION IN RUSSIA
Abstract
The paper analyzes the development of the system of state control and supervision in Russia. The features of the concepts of control and supervision. It was found that the legal framework is an essential element of the mechanism of control and supervision. Recommendations to improve the efficiency of control and supervision of public authorities
Keywords: control and supervision, state and municipal management, control and monitoring functions