Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ'

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / КОМПОНЕНТЫ ПРОЦЕССА УЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Н.В.

В статье анализируется процесс стимулирования познавательной активности студентов с позиции системного подхода на данную проблему. В статье рассматривается подход объединения приемов стимулирования познавательной активности студентов в систему. В работе отмечено, что в качестве элементов разработанной нами системы выступает комплекс средств, методов и форм, направленных на стимулирование познавательной активности студентов с учетом конкретной цели данного этапа познавательной деятельности.In article process of stimulation of informative activity of students from a position of system approach on this problem is analyzed.. In article approach of association of methods of stimulation of informative activity of students in system is considered. In work it is noted that the complex of the means, methods and forms directed on stimulation of informative activity of students taking into account a specific goal of this stage of cognitive activity acts as elements of the system developed by us.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ»

при участии родителей и учителей-предметников индивидуальных образовательных стратегий, а также материальное поощрение за работу с данной категорией детей в нерабочее время. Кроме того, полезным стало бы создание Ассоциации классных руководителей г. Москвы или подобной структуры, способствующей обмену опытом между педагогами.

Использованные источники:

1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

2. Асмолов А.Г. Общество шансов развития Евгения Сабурова. / Кризис как шанс для развития. Шестые Сабуровские чтения: сборник статей. - М.: Логос, 2015. - 184 с.

3. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016 г.) [Электронный ресурс]: Справочная правовая система КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=201339#0 (дата обращения 16.09.2016)

4. Постановление Правительства РФ от 07.09.2006 N 548 «О вознаграждении педагогических работников Федеральных государственных общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя» [Электронный ресурс]: Справочная правовая система КонсультантПлюс. URL: http://www.consultantru/cons/cgi/onlme.cgi?req=doc;base=LAW;n=57540#0 (дата обращения 11.10.2016)

УДК 378

Попова Н.В., к.пед.н.

доцент

кафедра «Теоретических основ физического воспитания» Алтайский государственный педагогический университет

Россия, г. Барнаул СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье анализируется процесс стимулирования познавательной активности студентов с позиции системного подхода на данную проблему. В статье рассматривается подход объединения приемов стимулирования познавательной активности студентов в систему. В работе отмечено, что в качестве элементов разработанной нами системы выступает комплекс средств, методов и форм, направленных на стимулирование познавательной активности студентов с учетом конкретной цели данного этапа познавательной деятельности.

Ключевые слова: педагогическая система, познавательная активность, средства обучения, компоненты процесса учения.

SYSTEM APPROACH AS BASIS OF STIMULATION OF INFORMATIVE ACTIVITY OF STUDENTS

In article process of stimulation of informative activity of students from a position of system approach on this problem is analyzed.. In article approach of association of methods of stimulation of informative activity of students in system is considered. In work it is noted that the complex of the means, methods and forms directed on stimulation of informative activity of students taking into account a specific goal of this stage of cognitive activity acts as elements of the system developed by us.

Key slova: pedagogichesky system, informative activity, tutorials, components ofprocess of the doctrine.

В современной педагогической науке, мировом и российском образовании на всех его уровнях представлен широкий спектр инноваций -проблемных, имитационных, исследовательских, игровых, компьютерных, проективных, контекстных и других моделей обучении. Используются разнообразные формы совместной, групповой, учебной деятельности, организация диалогического общения и взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Постиндустриальное общество с его ценностями (обеспечение возможностей творческого труда, утверждение самоценности личности, здоровья человека, его индивидуальности, самоактуализации саморазвития) обуславливает необходимость перехода к новой, гуманистической образовательной парадигме[5].

Разработка педагогической системы стимулирования познавательной активности студентов связана, прежде всего, с определением основной цели: вооружить преподавателей обобщенным подходом к практическому использованию педагогической системы стимулирования познавательной активности студентов.

Среди ученых нет единства взглядов на природу данного понятия. Например, П.И. Пидкасистый, определяют их как материальные и идеальные объекты, которые помещены между учителем и учащимися и использованы для усвоения знаний, формирования опыта познавательной активности [4]. Мы разделяем точку зрения тех ученых, которые полагают, что средства обучения являются материальными объектами, которые используются для усвоения знаний студентами.

Исследования Н.В. Поповой показывают, что стимулирование познавательной активности в учебно-воспитательной деятельности осуществляется в ходе специальной разработанной педагогической системы. Средства стимулирования познавательной активности призваны обеспечить такое взаимодействие участников учебно-воспитательной деятельности, которое выступает как обмен отношениями [7].

В работах ученых рассматривается развитие познавательной активности студентов в процессе проблемного обучения. Раскрывается и

обосновывается педагогическая система развития познавательной активности студентов, состоящая из пяти элементов: мотивационного, ориентационного, содержательно-операционного, ценностно-волевого и оценочного [2].

Так, организация процесса учения на начальном этапе с учетом общих закономерностей усвоения знаний требует специальных действий студентов по принятию цели предстоящей деятельности и отысканию путей ее достижения.

Важным направлением совершенствования качества подготовки специалистов в различных профессиональных сферах является формирование культуры учебной деятельности студентов как исходный этап становления культуры учебного труда, как фактор непрерывного образования и саморазвития личности [3].

Мы полагаем, что на этапе восприятия новых знаний и их осмысления особенно важно правильно подвести обучающихся к обобщениям. С учетом этой цели стимулирование познавательной активности должно быть направлено на организацию деятельности студентов по выявлению главного, существенных связей между изучаемыми явлениями и процессами. На этой основе должна быть организована обобщающая деятельность студентов.

Так в работах Поповой Н.В. рассматриваются вопросы использования оценочной технологии. Разработанная и внедренная в университете модульно-рейтинговая технология обучения выявляет необходимость в осуществлении непрерывного контроля в условиях повышения качества подготовки [6].

На наш взгляд существует два важных признака, которыми должна обладать система. Это, во-первых, наличие в системе составных частей-элементов и, во-вторых, наличие связи между элементами. Система всегда состоит из двух и более элементов.

В качестве элементов разработанной нами системы выступает комплекс средств, методов и форм, направленных на стимулирование познавательной активности с учетом конкретной цели данного этапа познавательной деятельности. Целостность педагогической системы стимулирования познавательной активности студентов обеспечивается тем, что она отобрана с учетом особенностей каждого этапа учебного познания.

Педагогическая система, являясь средством стимулирования познавательной активности, функционирует только в процессе взаимодействия системы «преподаватель - студент» [1].

В работах исследователей рассматриваются теоретические и практические основы профессионально-педагогической культуры преподавателя, излагается авторский подход к проблеме ее формирования. Определяют совокупность ценностей, овладение которыми создает основу для формирования профессионально- педагогической культуры [8].

Невозможно охарактеризовать весь процесс стимулирования познавательной активности студентов в связи с его многообразием. Однако

можно назвать те средства стимулирования, которые являются магистральными. К таким относятся проблемное обучение и самостоятельная работа студентов. Выделение именно этих средств стимулирования как основополагающих связано с тем, что проблемность лежит в основе познавательной активности, а самостоятельная работа является формой реализации проблемного обучения.

Таким образом, мы охарактеризовали обобщенную модель системы стимулирования, познавательной активности студентов, рассмотрев ее с позиции основных требований системного подхода. Все это обеспечивает надежность дидактического обоснования системы стимулирования познавательной активности студентов.

Использованные источники:

1. Алеева, Ю.В. Педагогическая система как средство стимулирования познавательной активности студентов // Теория и практика современной науки. - 2016. - № 6(6). - С. 1506-1508.

2. Алеева, Ю.В., Попова Н.В. Развитие познавательной активности студентов вуза в процессе проблемного обучения // Экономика. Профессия. Бизнес. -2015. - Т. 1. - № 1 (1). - С. 58-60.

3. Киселева, Ю.В., Попова, Н.В. Педагогические условия формирования культуры учебной деятельности студентов // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 5. - С. 273-276.

4. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Рос. пед. агенство, 1996. -489 с.

5. Попова, Н.В. Пути развития личности педагогов и студентов в контексте физкультурно-спортивного образования // Теория и практика современной науки. - 2016. - № 7 (13). - С. 445-448.

6. Попова, Н.В. Контроль как основной инструмент эффективности обучения студентов в модульно-рейтинговой системе // Теория и практика современной науки. - 2015. - № 6 (6). - С. 1652-1654.

7. Попова, Н.В. Педагогическая система стимулирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Диссертация на соискания ученой степени кандидата педагогических наук. - Барнаул. -2002. - 180 с.

8. Попова, Н.В., Киселева, Ю.В. Профессионально-педагогическая культура преподавателя вуза // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 5. - С. 206-208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.