Научная статья на тему 'Системный подход к управлению и контролю человеческих ресурсов в организации бесперебойной работы железнодорожной транспортной системы'

Системный подход к управлению и контролю человеческих ресурсов в организации бесперебойной работы железнодорожной транспортной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ОРГАНИЗАЦИЯ БЕСПЕРЕБОЙНОЙ РАБОТЫ / УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / ВЕРОЯТНОСТЬ НАСТУПЛЕНИЯ СЛУЧАЕВ РИСКА / RAILWAY TRANSPORT SYSTEM / SYSTEM APPROACH / ORGANIZATION OF SMOOTH OPERATION / COMMAND AND CONTROL / HUMAN RESOURCES / PERSONNEL TRAINING / PERFORMANCE INDICATORS / FUNCTIONING / EFFICIENCY PROBABILITY OF CASES OF RISK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оленцевич Виктория Александровна, Белоголов Юрий Игоревич

В статье выявлены и проанализированы основные факторы, воздействующие на организацию безаварийной работы железнодорожной транспортной системы. Определена классическая система подготовки и переподготовки кадров и выделены существующие недостатки. Рассматривается целесообразность создания системного подхода к управлению и контролю человеческих ресурсов, заняты в железнодорожной транспортной системе, как особому виду профессиональной деятельности, который позволит снизить вероятность наступления случаев риска при организации перевозочного процесса, обеспечить безопасность движения поездов и производство маневровой работы, повысить эффективность функционирования. Подготовка квалифицированного персонала может свести на нет необходимость привлечения рабочей силы со стороны; предотвратить его сокращение путем устранения дефицита рабочей силы; сократить количество отказов технических и аппаратных средств, вызванных опасными ошибками технического персонала; повысить исполнительскую дисциплину работников, а так же уровень управления и контроля человеческих ресурсов; снизить вероятность наступления случаев риска при производстве поездной и маневровой работы и тем самым снизить непроизводительные издержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Оленцевич Виктория Александровна, Белоголов Юрий Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM APPROACH TO THE MANAGEMENT AND CONTROL OF HUMAN RESOURCES IN THE ORGANIZATION OF THE SMOOTH OPERATION OF THE RAIL TRANSPORT SYSTEM

The article identified and analyzed the main factors affecting the organization of trouble-free operation of the railway transport system. The classical system of personnel training and retraining is viewed, and the existing shortcomings are highlighted. We consider the feasibility of establishing a systematic approach to the management and control of human resources engaged in Railway Transport System as a special kind of professional activity, which would reduce the probability of occurrence of cases of risk in organization of the transportation process, ensure the safety of train traffic and shunting, improve the functioning of Railway Transport System. Training qualified personnel may ify the need to attract labor force from the outside, prevent its reduction by eliminating labor shortages, reduce the number of failures of technical facilities and hardware caused by dangerous errors of technical personnel, improve the performing discipline of employees, as well as the level of management and control of human resources, reduce the probability of cases of risk in production of train and shunting operations and thereby reduce overhead.

Текст научной работы на тему «Системный подход к управлению и контролю человеческих ресурсов в организации бесперебойной работы железнодорожной транспортной системы»

УДК 656.21:519.6 Оленцевич Виктория Александровна,

к. т. н., доцент, Иркутский государственный университет путей сообщения, тел. (395-2) 638-328, е-mail: olencevich_va@irgups.ru Белоголов Юрий Игоревич, к. т. н., доцент, Иркутский государственный университет путей сообщения,

тел. 89500882303, е-mail: pr-mech@mail.ru

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ И КОНТРОЛЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ БЕСПЕРЕБОЙНОЙ РАБОТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ

ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

V. Ä. Olentsevich, Yu. I. Belogolov

SYSTEM APPROACH TO THE MANAGEMENT AND CONTROL OF HUMAN RESOURCES IN THE ORGANIZATION OF THE SMOOTH OPERATION

OF THE RAIL TRANSPORT SYSTEM

Аннотация. В статье выявлены и проанализированы основные факторы, воздействующие на организацию безаварийной работы железнодорожной транспортной системы. Определена классическая система подготовки и переподготовки кадров и выделены существующие недостатки. Рассматривается целесообразность создания системного подхода к управлению и контролю человеческих ресурсов, заняты в железнодорожной транспортной системе, как особому виду профессиональной деятельности, который позволит снизить вероятность наступления случаев риска при организации перевозочного процесса, обеспечить безопасность движения поездов и производство маневровой работы, повысить эффективность функционирования. Подготовка квалифицированного персонала может свести на нет необходимость привлечения рабочей силы со стороны; предотвратить его сокращение путем устранения дефицита рабочей силы; сократить количество отказов технических и аппаратных средств, вызванных опасными ошибками технического персонала; повысить исполнительскую дисциплину работников, а так же уровень управления и контроля человеческих ресурсов; снизить вероятность наступления случаев риска при производстве поездной и маневровой работы и тем самым снизить непроизводительные издержки.

Ключевые слова: железнодорожная транспортная система, системный подход, организация бесперебойной работы, управление и контроль, человеческие ресурсы, подготовка кадров, показатели работы, эффективность функционирования, вероятность наступления случаев риска.

Abstract. The article identified and analyzed the main factors affecting the organization of trouble-free operation of the railway transport system. The classical system of personnel training and retraining is viewed, and the existing shortcomings are highlighted. We consider the feasibility of establishing a systematic approach to the management and control of human resources engaged in Railway Transport System as a special kind ofprofessional activity, which would reduce the probability of occurrence of cases of risk in organization of the transportation process, ensure the safety of train traffic and shunting, improve the functioning of Railway Transport System. Training qualified personnel may nullify the need to attract labor force from the outside, prevent its reduction by eliminating labor shortages, reduce the number offailures of technical facilities and hardware caused by dangerous errors of technical personnel, improve the performing discipline of employees, as well as the level of management and control of human resources, reduce the probability of cases of risk in production of train and shunting operations and thereby reduce overhead.

Keywords: railway transport system, system approach, organization of smooth operation, command and control, human resources, personnel training, performance indicators, functioning, efficiency probability of cases of risk.

Введение

Железнодорожный транспорт является сложной системой с большим количеством различных элементов, необходимых для бесперебойной и эффективной работы. Данные элементы тесно связаны между собой и характеризуются определенными показателями работы: объемные показатели перевозочной работы, качественные показатели эксплуатационной работы, техническое состояние подвижного состава, деповской ремонт грузовых вагонов, капитальный ремонт грузовых вагонов, состояние железнодорожного пути, показатели хозяйства электрификации и электроснабжения, расход топлива и электроэнергии, финансово-экономические показатели, безопасность движения [1]. Значение показателей зависит от

многих факторов: объема погрузки-выгрузки, величины транзитных поездопотоков, природно-климатических условий, географического расположения железнодорожных линий, степени механизации и автоматизации технологического процесса и т. д.

Основные цели и задачи транспортной системы Анализ основных показателей работы ОАО «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») за последние пять лет по всем дорогам позволил наряду с закономерностями выявить группу показателей, обладающих низкой достоверностью. Многими из них практически нельзя пользоваться. Проанализированы причины, в числе которых выявлены и неправильно организованная мотивация труда, и завышенные требования к

Информатика, вычислительная техника и управление

постоянному росту показателей работы большинства подсистем железнодорожного транспорта [2].

С момента преобразования в 2003 году МПС РФ в ОАО «РЖД» стала актуальной задача существенного повышения качества всех технологических процессов перевозочного процесса. Как отмечает академик В.И. Колесников в [3], «перевозочный процесс изначально является зоной повышенного риска». Поэтому основной задачей, стоящей перед железнодорожной транспортной системой (ЖДТС), является обеспечение безопасности ее функционирования (то же - обеспечение безопасности движения и производства маневровой работы), что не должно создавать риска жизни и здоровью людей, материальным ценностям, природе и другим техническим комплексам. Данное свойство системы обеспечивается:

- функционированием ее в заданных пределах параметров, определяемых нормативными требованиями по недопущению нарушения безопасности с указанными последствиями;

- изменением своих параметров или нормативных требований в случае появления угрозы (риска) нарушения нормальных условий работы для недопущения ее дальнейшего развития.

Выработанный на железных дорогах России многолетний эксплуатационный опыт дает все предпосылки для высокопроизводительной и безаварийной поездной и маневровой работы всей системы в целом и ее отдельных подсистем: коммерческой, грузовой, маневровой, инфраструктуры. Каждая из подсистем имеет собственную технологию работы, свое техническое оснащение, собственные основные фонды, свой специально подготовленный технический персонал. Общими для всей системы и ее подсистем являются цели, задачи и предмет труда: цель - получение максимального размера прибыли или дохода; задачи -обеспечение безопасности работы с целью снижения непроизводительных издержек и сохранности основных фондов самой транспортной системы и каждой из ее подсистем; предмет труда - перевозка грузов или пассажиров.

Для выявления основных факторов, воздействующих на железнодорожную транспортную систему, и разработки профилактических мероприятий необходимо регулярное проведение анализа состояния безопасности. Анализ состояния безопасности делает предсказуемым наступление чрезвычайных ситуаций и, следовательно, предоставляет возможность заблаговременно их предотвратить соответствующими мерами. Основными задачами анализа опасностей являются: выявление опасных объектов; выявление факторов, приводя-

щих к наступлению чрезвычайных ситуаций; выявление самой чрезвычайной ситуации, которую возможно предотвратить; выявление чрезвычайных ситуаций, возникновение которых нельзя устранить полностью; определение частоты появления чрезвычайных ситуаций; выявление последствий чрезвычайных ситуаций; анализ воздействия на людей, материальные объекты, окружающую среду [4].

Причины нарушения безопасности

функционирования

Для определения основных фактических причин нарушения безопасности и с целью улучшения качества производственных процессов, чтобы обеспечить системный подход для определения глубинных причин возникновения данной проблемы на основе данных о состоянии безопасности на железных дорогах России в 2012-15 гг. построена диаграмма Исикавы (см. рис. 1).

На рис. 1 введены следующие обозначения: 1 - Низкое качество и нарушение технологии деповского и капитального ремонта подвижного состава; 2 - Снижение качества осмотра поездов; 3 -Высокий физический износ и старение основных фондов; 4 - Отсутствие и низкое качество запасных частей и необходимых материалов; 5 - Сокращение численности работников; 6 - Увеличение гарантийных плеч пробега груженых и порожних вагонов; 7 - Недостаточное техническое оснащение пунктов приборами и средствами, позволяющими надежно обнаруживать неисправности; 8 - Нарушение режима роспуска и торможения отцепов на сортировочных горках; 9 - Несоблюдение требований инструкций по содержанию горочных и подгорочных путей, устройств сортировочных горок; 10 - Проезд запрещающих сигналов; 11 - Обрыв автосцепок; 12 - Сходы и столкновения при маневровых операциях; 13 - Падение деталей подвижного состава и груза на путь; 14 -Задержка поездов более 1 часа из-за неисправности локомотива; 15 - Отказы в работе технических средств и оборудования; 16 - Неудовлетворительное содержание пути; 17 - Отступления от норм содержания пути; 18 - Выбросы пути; 19 -Неограждение мест проведения путевых работ сигналами остановки; 20 - Изломы рельсов и неукрытие остряка стрелочного перевода; 21 - Уши-рение рельсовой колеи; 22 - Техническое состояние элементов кузова грузовых вагонов; 23 - Состояние настила пола платформ; 24 - Отсутствие или неисправность увязочных скоб внутри кузова вагона; 25 - Несоблюдение грузоотправителями нормативов погрузки и крепления грузов, преду-

ИРКУТСКИМ государственный университет путей сообщения

Рис. 1. Факторы, влияющие на состояние безопасности работы железнодорожной транспортной системы

смотренных Техническими условиями; 26 - Наличие остатков ранее перевозимых грузов в вагоне; 27 - Несогласованность действий сторонних организаций и транспортных компаний; 28 - Низкая трудовая и технологическая дисциплина, недостаточный профессиональный уровень персонала; 29 - Несовершенство технических средств и технологий предупреждения случаев брака; 30 - Кража основных фондов; 31 - Неудовлетворительное знание и несоблюдение нормативной документации; 32 - Упущения в организации профилактической работы; 33 - Нарушение установленного режима труда и отдыха работников; 34 - Загрузка вагонов сверх установленных норм; 35 - Отсутствие должного контроля со стороны работников железнодорожного транспорта при приеме груза к перевозке.

Как показывает анализ диаграммы Исикавы, с позиции обеспечения безопасности работы железнодорожной транспортной системы все факторы воздействия можно разделить на две группы:

- высокий физический износ и старение основных фондов;

- низкая трудовая дисциплина и недостаточный профессиональный уровень работников железнодорожного транспорта.

Как показывает анализ браков в работе железнодорожной транспортной системы (см. рис. 1), в причине практически каждого из них просматривается роль человеческого фактора. Поэтому, рассматривая первоочередные задачи в области

безопасности движения, необходимо обратить внимание на работу людей.

Выявлено, что непосредственной причиной нарушения безопасности функционирования железнодорожной транспортной системы являются отказы технических и аппаратных средств, вызванные опасными ошибками технического персонала, нарушение регламентирующих документов, низкая исполнительская дисциплина работников, низкий уровень управления и контроля и пр. Низкий уровень управления и контроля, недисциплинированность работников являются психофизическими факторами и должны рассматриваться как системность в психологии или управлении [5].

О построении системы кадрового резерва предприятия следует задуматься в случаях, когда:

- компания растет и возникает потребность в специалистах, которые смогут возглавить новые отделы и направления;

- стареют ключевые и руководящие кадры и отсутствуют на предприятии молодые перспективные сотрудники, способные прийти на смену;

- в компании сложилась ситуация, когда перспективные сотрудники не видят возможности для дальнейшего собственного роста и уходят из нее;

- правила повышения и перемещения сотрудников сложились стихийно, устарели и приводят к частым ошибкам при назначении новых руководителей;

Информатика, вычислительная техника и управление

- поиск и отбор кандидатов на руководящие должности происходит не на основе планов развития компании, а когда возникает «горящая» вакансия;

- компания переходит к новому этапу развития, и требования к профессионализму специалистов повышаются;

- на руководящие должности предприятия приходят люди, не исповедующие устоявшиеся ценности и принципы корпоративной культуры;

- деятельность предприятия сложна и требует высокого уровня квалификации, срок адаптации новых руководителей длителен, что повышает вероятность совершения ошибок с тяжелыми для предприятия последствиями;

- возникает вопрос, что эффективнее: привлекать новых менеджеров или повышать квалификацию уже имеющихся;

- есть уверенность в «своей», проверенной на деле команде специалистов, в ее способности решить любую поставленную перед ней задачу.

Проблемы управления процессом

повышения квалификации

Таким образом, для обеспечения защищенного состояния железнодорожной транспортной системы необходимо свести к минимуму влияние внутренних организационно-технологических факторов, связанных с человеческими ресурсами.

В настоящее время в ОАО «РЖД» трудится более 270 тысяч молодых работников, 25 % из них при необходимости замещают руководителей и специалистов. Ежегодно около девяти тысяч выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений начинают свою трудовую деятельность в филиалах и структурных подразделениях компании.

По словам президента ОАО «РЖД», Российским железным дорогам необходимы высококвалифицированные молодые кадры, обладающие глубокими профессиональными знаниями, уверенно владеющие информационными технологиями и новой техникой, хорошо знающие современную экономику, финансы, менеджмент, право и иностранные языки, воспитанные в духе высочайшей ответственности и преданности железнодорожному делу: «Мы рассматриваем персонал как важнейший корпоративный ресурс, ключ к долгосрочной эффективности и стабильности ОАО «РЖД» и один из главных инструментов управления его конкурентоспособностью. В этот ресурс мы намерены вкладываться «по полной программе» - иначе нам просто не выполнить масштабных и сложных задач, стоящих перед

нами». Компания не только по максимуму вкладывается в персонал, но и требует от своих сотрудников максимальной отдачи [6].

Подготовка, переподготовка персонала и повышение квалификации - важное звено в сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. Действительно, меняя профессиональную направленность подготовки, уровень квалификации, а также осуществляя первичную подготовку для конкретных рабочих мест, железнодорожные предприятия могут обеспечить наиболее полное соответствие структуры работников структуре рабочих мест с учетом всего спектра требований, предъявляемых последними к качеству рабочей силы [7].

Основная цель железнодорожной транспортной системы и ее подсистем в области обучения состоит в обеспечении:

- надлежащего уровня подготовки специалистов, в соответствии с требованиями рабочих мест и специфики условий труда;

- условий для мобильности работника как предпосылки к лучшему использованию и обеспечению занятости;

- возможности для продвижения работника как условия формирования мотивации и удовлетворенности трудом;

- эффективной, бесперебойной работы всех структурных подразделений железнодорожного транспорта.

Если рассмотреть классическую систему подготовки и переподготовки кадров, действующую в ЖДТС и ее подсистемах, то можно выделить следующие недостатки:

- отсутствует набор компетенций, которыми должен обладать каждый сотрудник для эффективной реализации бизнес-стратегии;

- цели обучения не совпадают с целями развития компании;

- не учитывается карьерный рост обучаемых.

Таким образом, современным руководителям не хватает знаний для связи показателей работы структурного подразделения с показателями работы ЖДТС в целом. Данная проблема характерна не только на уровне управления структурным подразделением, но и на уровне руководства участком, цехом, бригадой.

На основании проведенного анализа было выявлено, что в условиях командного состава, т. е. подчинения центру, а не на местах, возникают сложности с организацией подготовки и переподготовки кадров. Для дальнейшего развития руко-

водителя в новых условиях функционирования ОАО «РЖД» необходимо проведение подготовки и переподготовки кадров с позиции целей корпорации.

На сегодняшний день своевременное и качественное повышение квалификации работников железнодорожной транспортной системы позволит обеспечить эффективное функционирование по следующим ключевым направлениям:

- подбор и расстановка кадров. Перспектива обучения и своевременного повышения квалификации привлекает хороших специалистов, что, в свою очередь, позволяет снизить текучесть кадров, поскольку должным образом подготовленные работники получают больше удовлетворения от работы, так как могут полнее себя реализовать, а их усилия получают признание;

- использование в перевозочном процессе современных технологий и производственных систем [8, 9]. В большинстве подсистем имеется широкий спектр технологических возможностей, однако некоторые из них не используются из-за отсутствия квалифицированных кадров. Повышение квалификации на рабочем месте, когда руководитель организует обучение отдельных сотрудников или небольших групп, служит кратчайшим путем к применению современных технологий;

- качество произведенной продукции и оказанных услуг. Качественное обучение и своевременное повышение квалификации персонала, особенно неформальных лидеров команд и сотрудников железнодорожной транспортной системы, работающих непосредственно с клиентами, позволяют полнее удовлетворять потребности клиентов;

- выявление потенциальных руководителей и управленческого персонала. В процессе повышения квалификации проявляют себя работники с потенциальными способностями к руководству и менеджменту, в связи с чем можно строить долгосрочные планы на будущее в масштабах всей железнодорожной транспортной системы;

- способность железнодорожной транспортной системы и ее подсистем действенно реагировать на меняющиеся обстоятельства. Прошедший обучение и повышение квалификации персонал расширяет возможности реагирования на меняющиеся требования клиентов.

Проблема управления процессом повышения квалификации работников в железнодорожной

транспортной системе и ее отдельных подсистемах, способных конкурировать в условиях рыночных отношений, по ряду важных причин приобретает особую актуальность. Во-первых, сказываются неблагоприятные тенденции на рынке рабочей силы. Современное производство предъявляет все более жесткие требования к профессиональным качествам рабочих кадров. Идет сокращение численности рабочих мест. Во-вторых, обостряется конкуренция за рабочие места внутри трудовых коллективов. Идет объективный процесс отторжения рабочих кадров с низкими профессиональными качествами. В-третьих, профессиональное образование и квалификация в личностном плане не просто выступают характеристиками того или иного рабочего, но и становятся для него гарантией социального благополучия, условием его конкурентоспособности на рынке труда.

Заключение

Таким образом, подготовка квалифицированных кадров для ЖДТС должна представлять собой совокупность мероприятий, которые были бы направлены на систематическое получение и повышение квалификации, отвечающее текущим и перспективным показателям работы отдельных подсистем и обеспечивающее соответствие требованиям, предъявляемым рабочим местом к способностям соответствующего работника. С экономической точки зрения подготовка квалифицированных кадров является эффективной в том случае, если связанные с ней издержки ниже издержек отдельной подсистемы на повышение производительности труда за счет данного фактора.

Подготовка квалифицированного персонала может свести на нет необходимость привлечения рабочей силы со стороны; предотвратить его сокращение путем устранения дефицита рабочей силы; сократить количество отказов технических и аппаратных средств, вызванных опасными ошибками технического персонала; полностью или частично устранить нарушения регламентирующих документов; повысить исполнительскую дисциплину работников, а также уровень управления и контроля человеческих ресурсов; снизить вероятность наступления случаев риска при производстве поездной и маневровой работы и тем самым снизить непроизводительные издержки предприятий транспорта, что особенно актуально в настоящее время.

3.

Информатика, вычислительная техника и управление

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Оленцевич В.А. Систематизация факторов влияющих на безопасность перевозок грузов на железнодорожном транспорте // Безопасность регионов - основа устойчивого развития : материалы третьей междунар. науч.-практ. конф. Иркутск : Изд-во ИрГУПС, 2012. С. 197-202.

2. Лакин И.К. Анализ основных показателей работы железнодорожного транспорта // Наука и

транспорт. 2007.№ 1. С. 60-63.

Колесников В.И. Приветственное слово к участникам конференции // Безопасность движения на железнодорожном транспорте: правовые и технические аспекты : тр. науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 2002. С. 3.

4. Гозбенко В.Е., Оленцевич В.А. Повышение безопасности работы железнодорожной транспортной системы на основе автоматизации технологии размещения и крепления груза в вагоне // Изв. Транссиба. 2013. № 1. С. 110-116.

5. Сурмин Ю.П. Теория систем и системный анализ : учеб. пособие. Киев : МАУП, 2003. 368 с.

6. Белых С.Ю., Белых В.А. Постановка целей и задач профессионального обучения. Совершенствование хозяйственного механизма управления транспортом и условиях его реформирования : сб. науч. тр. Иркутск : ИрГУПС, 2012. 140 с.

7. Сидоренко В.С., Белых С.Ю. Экономика труда: проблемы и решения Транспортная инфраструктура Сибирского региона : материалы межвуз. науч.-практ. конф. В 2 т. Иркутск, 2009. 227 с.

8. Оленцевич В.А., Гозбенко В.Е. Автоматизация выбора безопасного размещения и крепления груза на железнодорожном транспорте // Системы. Методы. Технологии. 2013. № 2 (18). С. 59-63.

9. Оленцевич В.А., Гозбенко В.Е. Анализ смещения груза при движении вагона по прямолинейному участку пути // Системы. Методы. Технологии. 2013. № 3 (19). С. 46-50.

УДК 004.942 Переварюха Андрей Юрьевич,

к. т. н., старший научный сотрудник лаборатории прикладной информатики, Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации РАН, тел. 8 (812) 328-33-11, e-mail: madelf@pisem.net

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ РЕДКИХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ С АПЕРИОДИЧЕСКИМ РЕЖИМОМ И ГРАНИЧНЫМ КРИЗИСОМ АТТРАКТОРА

A. Yu. Perevaryukha

SYSTEM ANALYSIS OF RARE TECHNOLOGICAL PROCESSES WITH APERIODIC REGIME

AND BOUNDARY ATTRACTOR CRISIS

Аннотация. В статье на основе представлений об экологических особенностях воспроизводства анадромных рыб предлагается новая вычислительная модель динамики численности, обладающая возможностью взаимной трансформации двух видов апериодического поведения траектории. Свойства модели определены характеристиками границы области притяжения двух аттракторов, которая образует несвязное множество точек и вызывает длительный переходный хаотический режим. В случае возникновения обратной касательной бифуркации существовавшего ранее положения равновесия траектория переходит к устойчивому апериодическому режиму, связанному с интервальным аттрактором, что соответствует колебаниям в диапазоне низкой численности популяции без возможности ее восстановления. Подобные качественные характеристики динамики могут служить индикатором чрезмерно интенсивного ведения промысла, превышающего допустимый уровень изъятия, рассчитанный для максимально возможной эффективности воспроизводства. Граничный кризис аттрактора интерпретируется как дальнейшая деградация истощенных биоресурсов - ситуация, требующая мер по искусственному восстановлению популяции.

Ключевые слова: модели популяций рыб, гибридные системы, переходный хаос.

Abstract. The paper proposes a new computational model of population dynamics based on the ideas of the environmental attributes of reproduction of anadromous fish. The computational implementation of the model has the property of mutual transformation of two different types of trajectory aperiodic behavior. Properties of the model are determined by the characteristics of the border of areas of attraction between two attractors. Fractal boundary of regions of attraction forms a disjoint set ofpoints and causes long transition chaotic regime. In the case of the reverse tangent bifurcation of preexisting equilibrium position trajectory goes to sustainable aperiodic regime, which is associated with an interval attractor. Such behavior of the model corresponds to the oscillations in the range of low population without the possibility of its recovery. Similar qualitative characteristics of dynamics can serve as an indicator for the overly intensive fishing, which exceeds the allowable harvest level calculated for the highest possible efficiency of reproduction. Boundary attractor crisis is interpreted as permanent degradation of biological resources, treated as a situation that requires measures for artificial recovery of the population.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: models offish populations, hybrid systems, transient chaos.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.