Научная статья на тему 'Анализ причин нарушения безопасности работы железнодорожной транспортной системы'

Анализ причин нарушения безопасности работы железнодорожной транспортной системы Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
1522
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / RAILWAY TRANSPORT SYSTEM / ПОДСИСТЕМА / SUBSYSTEM / ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / SECURITY BREACH CAUSES INFLUENCING FACTORS / ВЛИЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ / ОТКАЗ / FAILURE

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Оленцевич Виктория Александровна, Гозбенко Валерий Ерофеевич

В статье проанализировано состояние безопасности движения на железных дорогах России за трехлетний период. Выявлены основные факторы, воздействующие на железнодорожную транспортную систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Оленцевич Виктория Александровна, Гозбенко Валерий Ерофеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE VIOLATION OF THE RAILWAY TRANSPORT SYSTEM SAFETY CAUSES

The article analyzes traffic safety on the railways of Russia for the three-year period. The main factors affecting the rail transport system are revealed.

Текст научной работы на тему «Анализ причин нарушения безопасности работы железнодорожной транспортной системы»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Дульский Е. Ю. Совершенствование технологии ремонта магнитной системы тяговых двигателей электровозов // Вестник ИрГТУ. 2012. № 4 (63). С. 103-108.

2. Лыткина Е. М. Повышение эффективности кап-сулирования изоляции лобовых частей обмоток тяговых двигателей электровозов инфракрасным излучением : дис. ... канд. техн. наук. Иркутск, 2011. 205с.

УДК 65.011.56:004.9 Оленцевич Виктория Александровна,

ст. преподаватель, Иркутский государственный университет путей сообщения,

тел.(395-2) 638-328, е-mail: olencevich_va@irgups.ru Гозбенко Валерий Ерофеевич, д. т. н., профессор, Иркутский государственный университет путей сообщения,

тел. (395-2) 638-357, E-mail: vgozbenko@yandex.ru

АНАЛИЗ ПРИЧИН НАРУШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

V.A. Olentsevich, V.E. Gozbenko

ANALYSIS OF THE VIOLATION OF THE RAILWAY TRANSPORT

SYSTEM SAFETY CAUSES

Аннотация. В статье проанализировано состояние безопасности движения на железных дорогах России за трехлетний период. Выявлены основные факторы, воздействующие на железнодорожную транспортную систему.

Ключевые слова: безопасность, железнодорожная транспортная система, подсистема, причины нарушения безопасности, влияющие факторы, отказ.

Abstract. The article analyzes traffic safety on the railways of Russia for the three-year period. The main factors affecting the rail transport system are revealed.

Keywords: safety, railway transport system, subsystem, security breach causes influencing factors, failure.

Железнодорожный транспорт - сложная транспортная система, которая является связующим звеном единого экономического пространства России. Без четкой работы железнодорожной транспортной системы невозможна стабильная деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, нормальное функционирование экономики регионов и страны в целом.

Из принципа иерархии управления [1] следует, что транспортная система является многоуровневой, а при переходе от одного уровня к другому компоненты системы претерпевают изменения. Иерархия делит людей на «человека», который формирует задачу, организует, управляет, и

«человека», который совместно с техникой образует компонент «машина», непосредственно осуществляющий решение поставленной задачи. Сложные процессы, происходящие между основными компонентами данной системы, нуждаются в управлении и постоянном контроле.

На стадии эксплуатации взаимодействие компонентов, входящих в транспортную систему, может быть штатным и нештатным. При штатном взаимодействии мы наблюдаем безотказную, безаварийную работу системы. Нештатное взаимодействие может выражаться в виде чрезвычайных ситуаций - нежелательных, незапланированных, непреднамеренных событий, нарушающий обычный ход вещей и происходящих в относительно короткий отрезок времени. Предотказные и критические состояния обычно предшествуют чрезвычайным ситуациям, но могут иметь и самостоятельное значение.

Основными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций в железнодорожном транспорте являются увеличение плотности транспортных потоков, отказы технических устройств [2]. Большое количество аварий возникает по вине человека [3] (рис. 1).

При организации деятельности железнодорожной транспортной системы необходимо учитывать не только внутренние факторы и взаимодействие всех ее элементов, но и внешние связи с остальными отраслями народного хозяйства, а также изучать его подсистемы как отдельные элементы сложной структуры. Решение данной задачи

Современные технологии. Транспорт. Энергетика. Строительство. _Экономика и управление_

Причины происшествий на транспорте

ш

Рис. 1. Причины возникновения чрезвычайных ситуаций на транспорте

требует комплексного подхода, обеспечивающего анализ сложных проблем как единого целого.

Для выявления основных факторов, воздействующих на железнодорожную транспортную систему, и разработки профилактических мероприятий необходимо регулярное проведение анализа ее состояния. Анализ состояния безопасности в железнодорожной транспортной системе делает предсказуемым наступление чрезвычайных ситуаций и, следовательно, предоставляет возможность заблаговременно их предотвратить соответствующими мерами. К главным моментам анализа опасностей относится:

- выявление опасных объектов;

- выявление факторов, приводящих к наступлению чрезвычайных ситуаций;

- выявление самой чрезвычайной ситуации, которую возможно предотвратить;

- выявление чрезвычайных ситуаций, возникновение которых нельзя устранить полностью;

- определение частоты появления чрезвычайных ситуаций;

выявление последствий чрезвычайных ситуаций;

- анализ воздействия на людей, материальные объекты, окружающую среду.

Согласно отчетным данным Департамента управления перевозками, являющегося центральным органом управления в ОАО «РЖД», за последние три года объемы перевозок непрерывно росли, что оказывает положительное влияние на экономические показатели работы отрасли. При этом наряду с ростом общих объемов перевозок увеличилось и количество рисков (табл. 1) [4].

Для определения основных фактических причин нарушения безопасности в железнодорожной транспортной системе и с целью улучшения качества производственных процессов, обеспечивающих системный подход для определения глубинных причин возникновения проблем, на основе данных о состоянии безопасности на железных дорогах России в 2010-2011 гг. построена диаграмма Исикавы (рис. 2).

Т а б л и ц а 1

Состояние безопасности на железных дорогах России в 2010-2011 гг.

Сфера деятельности Крушения Аварии Браки в работе

2010 2011 2010 2011 2010 2011 Отклонение от базового года, %

Перевозка - - 1 - 210 178 -15

Локомотивное - 2 - - 1850 1837 -1

Вагонное 2 2 - - 1983 1863 -7

Путь 2 - 1 - 889 797 -10

СЦБ и связь - 1 - - 180 146 -19

Пассажирское 1 1 - - 133 106 -20

Электроснабжение - - - - 342 349 +2

ВСЕГО 5 6 2 - 5587 5276 -6

Рис. 2. Факторы, влияющие на состояние безопасности работы железнодорожной транспортной системы

В качестве показателя для улучшения (анализа) работы выбран показатель - «Безопасность работы железнодорожной транспортной системы», который и является основой исследования. Определены факторы влияния первого порядка. Стрелки - «большие кости» от названий главных факторов к «хребту» диаграммы распределены от показателя «Безопасность работы» по степени убывания значений количества браков работы. На диаграмме для выделения главные факторы заключе-

ны в рамку. Далее определены и записаны факторы второго порядка рядом с «большими костями» факторов первого порядка, на которые они влияют. Горизонтальными стрелками («средние кости»), соединяющими названия факторов второго порядка с «большими костями», показаны причины возникновения случаев брака в подсистемах. Наклон и размер стрелок на схеме значения не имеет.

На рис. 2 введены следующие обозначения:

1 - Низкое качество и нарушение технологии деповского и капитального ремонта подвижного состава;

2 - Снижения качества осмотра поездов;

3 - Высокий физический износ и старение основных фондов;

4 - Отсутствие и низкое качество запасных частей и необходимых материалов;

5 - Сокращение численности работников;

6 - Увеличение гарантийных плеч пробега груженых и порожних вагонов;

7 - Недостаточное техническое оснащение пунктов приборами и средствами, позволяющими надежно обнаруживать неисправности;

8 - Нарушение режима роспуска и торможения отцепов на сортировочных горках;

9 - Несоблюдение требований инструкций по содержанию горочных и подгорочных путей, устройств сортировочных горок;

10 - Проезд запрещающих сигналов;

11 - Обрыв автосцепок;

12 - Сходы и столкновения при маневровых операциях;

13 - Падение деталей подвижного состава и груза на путь;

14 - Задержка поездов более 1 часа из-за неисправности локомотива;

15 - Отказы в работе технических средств и оборудования;

16 - Неудовлетворительное содержание пути;

17 - Отступления от норм содержания пути;

18 - Выбросы пути;

19 - Неогражденные места проведения путевых работ сигналами остановки;

20 - Изломы рельсов и неукрытие остряка стрелочного перевода;

21 - Уширение рельсовой колеи;

22 - Техническое состояние элементов кузова грузовых вагонов;

23 - Состояние настила пола платформ;

24 - Отсутствие или неисправность увязочных скоб внутри кузова вагона;

25 - Несоблюдение грузоотправителями нормативов погрузки и крепления грузов, предусмотренных Техническими условиями;

26 - Наличие остатков ранее перевозимых грузов в вагоне;

27 - Несогласованность действий сторонних организаций и транспортных компаний;

28 - Низкая трудовая и технологическая дисциплина, недостаточный профессиональный уровень персонала;

29 - Несовершенство технических средств и технологий предупреждения случаев брака;

30 - Кража основных фондов;

31 - Неудовлетворительное знание и несоблюдение нормативной документации;

32 - Упущения в организации профилактической работы;

33 - Нарушение установленного режима труда и отдыха работников;

34 - Загрузка вагонов сверх установленных норм;

35 - Отсутствие должного контроля со стороны работников железнодорожного транспорта при приеме груза к перевозке.

Как показывает анализ браков в подсистемах, в причине практически каждого из них просматривается роль человеческого фактора. Поэтому, рассматривая первоочередные задачи в области безопасности работы железнодорожной транспортной системы, необходимо обратить внимание на работу людей.

По итогам анализа видно, что основными причинами большинства случаев наступления риска по всем подсистемам являются:

- низкая трудовая дисциплина и недостаточный профессиональный уровень работников железнодорожного транспорта;

- высокий физический износ и старение основных фондов.

Нарушение правил и норм эксплуатации, устаревшие регламентирующие документы - вот что является основными внутренними организационно-технологическими факторами, оказывающими негативное влияние на безопасность функционирования железнодорожной транспортной системы.

Анализ отказов показал, что основной причиной нарушения безопасности работы всей же-

лезнодорожной транспортной системы и ее подсистем является подготовка и крепление груза в пункте погрузки, поскольку от правильности размещения и крепления груза на подвижном составе зависит бесперебойность перевозочного процесса. Предъявляемый к перевозке груз должен подготавливаться таким образом, чтобы в процессе перевозки были обеспечены безопасность движения поездов, сохранность груза и всей инфраструктуры. Наступление случаев риска, связанных с неправильной погрузкой и креплением груза в пункте отправления, приведет к сбоям в работе подсистем: инфраструктуры - порча основных фондов; маневровая - дополнительные маневровые операции по отцепке-прицепке вагона с браком; поездная - неграфиковая остановка или задержка поезда сверх установленных норм; грузовая - дополнительные операции по закреплению груза или его перегруз.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Барковский В. В, Захаров А. Н., Шаталов А. С. Методы синтеза систем управления. М. : Машиностроение, 1969. 213 с.

2. Кузнецов К. Б., Васин В. К., Купаев В. И., Чернов Е. Д. Безопасность жизнедеятельности Ч. 1. Безопасность жизнедеятельности на железнодорожном транспорте : учеб. для вузов ж. -д. транспорта. М. : Маршрут, 2005. 576с.

3. Сазонов А. Е. Человеческий фактор и безопасность управления подвижными объектами : материалы XVI Общего собрания академии навигации и управления движением. СПб. : АНУД, 2003 С. 6-8.

4. Анализ состояния безопасности движения поездов в хозяйстве перевозок за 1 квартал 2011 года [Электронный ресурс]: URL: http://scbist.com/narushcniva-bczopasnosti-na-scti-dorog/6737-analiz-sostoyaniya-bezopasnosti-

dvizheniva-poezdov-v-hozyaistve-perevozok-za-1 -

kvartal-2011 -goda.html (Дата обращения 13.03.2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.