Научная статья на тему 'Системный подход к целям эстетического воспитания будущих учителей математики'

Системный подход к целям эстетического воспитания будущих учителей математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / ЦЕЛЬ / СУБЪЕКТ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / SYSTEM / PURPOSE / PERSON / AESTHETIC CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Татьяна Ильинична, Дворянкина Екатерина Корнеевна

В статье авторы рассматривают эстетическое воспитание как систему, встраиваемую в систему обучения, определяют пути реализации целей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Goals and their implementation in the aesthetic education math teachers. The article considering aesthetic education as a system embedded into the educational system, determine the realization of goals

Текст научной работы на тему «Системный подход к целям эстетического воспитания будущих учителей математики»

ября 2006г. - Казань: ЗАО "Новое знание", 2007 г. - С.29-39.

4. Хрисанова Е.Г. Подготовка студентов педвуза к патриотическому воспи-

танию школьников // Патриотическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы: сборник научных статей. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. - С. 279-282.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ЦЕЛЯМ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ

Т. И. Антонова, Е. К.Дворянкина

В статье авторы рассматривают эстетическое воспитание как систему, встраиваемую в систему обучения, определяют пути реализации целей.

Ключевые слова: система, цель, субъект, эстетическая культура.

Goals and their implementation in the aesthetic education math teachers. The article considering aesthetic education as a system embedded into the educational system, determine the realization of goals.

Key words: system, purpose, person, aesthetic culture.

Подготовить современного учителя - означает сформировать его как профессионала, обладающего профессиональной культурой, субъекта управления развитием умственной, нравственной, гражданской, экологической, эстетической, трудовой и физической культуры молодежи.

Для решения поставленных задач за методологическую основу исследования нами принят системный подход, позволивший осмыслить условия для приобретения студентами опыта развития и саморазвития подлинно профессиональных качеств, опыта становления субъектной позиции управления саморазвитием интеллектуального, духовно-нравственного и профессионального потенциала на занятиях в вузе и во внеакадемическое время.

Для поиска педагогического обеспечения развития эстетической культуры студентов, остановимся на осмыс-

лении логики моделирования системы обучения, в которую встраивается система эстетического воспитания. Для чего определимся с понятийным аппаратом теории систем и обозначим наше понимание образовательной целостности и системы эстетического воспитания.

В качестве рабочего нами принято определение системы, данное Д. Кли-ландом и В. Кингом: "Система - это организованный комплекс средств достижения общей цели" [2, с. 27]. Исходя из ряда определений системы, можно назвать существенные признаки этого понятия: состав, структура и функционирование. Состав - "конечный перечень элементов системы" [3, с. 28]. Структура - "инвариант отношений между элементами системы" [2, с. 50]. Изученная литература раскрывает идею о том, что в гуманитарных системах (образование тоже гуманитарная система) структу-

рой является цель. Такое понимание структуры адаптировано применительно к образованию в исследованиях Е. К. Дворянкиной [1, с. 67]. Функционирование - динамическое состояние системы, предполагающее применение технологий для реализации ее целей.

М. А. Новиков утверждает, что "концепция системного подхода позволяет рассматривать образование в вузе как целостный, взаимосвязанный инвариантом отношений между его элементами, комплекс, технологический режим целевого взаимодействия которого гарантирует получение результата - профессионально подготовленного специалиста-субъекта" [4, с. 7]. Поэтому при моделировании системы образования в вузе необходимо четко ориентироваться в системообразующих ее характеристиках.

Такое понимание образовательной системы позволило определить логику становления субъектной позиции будущих учителей в развитии и саморазвитии эстетической их культуры.

В общественном сознании получили распространение новые взгляды на человека как разумную часть природы, на его суверенность, свободу, творчество. В свою очередь, уровень проявления социального и культурного в обществе определяется уровнем индивидуальной культуры его членов, в том числе и эстетической. Системный подход позволяет раскрыть своеобразный и самобытный путь развития каждого человека в понимании гармонии и красоты мира, определяющий роль и значение человека в решении проблем своего Отечества. Где под гармонией понимается "организованность космоса, противостоящая хаосу" или "как характеристика прекрасного". Красота же имеет отношение к познавательной способности,

ибо красивыми называются предметы, которые нравятся своим видом.

Для моделирования эстетического воспитания при изучении математики, рассмотрим обучение как систему. I. Состав. В обучении взаимодействуют две целостности: преподавание, где субъектом является педагог и учение, где субъектом предстоит стать студенту. II. Структурой (целью) системы обучения является инвариант отношений между ее элементами. В обществе этими отношениями являются: производственные, эстетические и др., обеспечивающие целостность системы. Для системы обучения обозначены цели в содержании образования: образовательные, воспитательные и развивающие. III. Функционирование - отражает закономерности созидательного или разрушительного развития как системы, так и ее субъектов.

Для постановки цели на занятии мы используем уровневый подход: стратегические, оперативные и тактические цели. За стратегическую цель системы воспитания нами принято всестороннее развитие личности. Эта цель имеет два аспекта: социальный и личностный. Социальный аспект стратегии воспитания включает семь составляющих: умственное, нравственное, гражданское, трудовое, физическое, экологическое и эстетическое воспитание. Элементы названного состава цели являются идеалом, зовущим, дающим динамику развития системы. Они содержат мощный энергетический потенциал. Энергетическая мощь этой цели является источником к стимулированию созидательного поведения живущих на Земле людей, в этом состоит, по нашему мнению, значение социального аспекта стратегической цели.

Когда педагоги выходят на конкретный контакт со студентами, являясь субъектами систем преподавания и воспитания, они организуют их перевод в новое качественное состояние, а именно, систему преподавания -в систему учения, систему воспитания - в систему самовоспитания, где субъектом самовоспитания становится студент. При этом социальный аспект цели перекодируется в личностный, который выражается нравственным отношением к составляющим социального аспекта цели воспитания. Так как каждый человек в каждый момент жизни находится в состоянии свободного выбора цели бытия, а для этого надо иметь поле целевой информации, откуда субъект делает выбор, то для каждой нравственной категории (гуманизм, свобода, патриотизм и т.д.), являющейся личностным аспектом цели, строится "дерево цели".

Наша позиция состоит в том, чтобы составляющие "дерева цели" нравственной категории как смысловые характеристики общечеловеческих ценностей должны быть студентами усвоены (информационный аспект). Также у субъектов систем предполагается наличие адекватного эмоционального отклика (аэо) на выбранную цель, поэтому педагоги при выборе цели прогнозируют его у студентов, используя классификацию чувств (мотивацион-ный аспект). Моделирование поведения на основе выбора целей из информационных полей нравственной категории определяет операционный аспект цели.

Эстетическое воспитание, которое встраивается в систему обучения, предполагает реализацию целей, классифицируемых по двум ступеням (целям): 1. Воспитание опыта, позволяющего видеть и понимать прекрасное

- пассивная, созерцательная ступень. 2. Вносить прекрасное в жизнь - активная созидательная ступень. Предметная область при достижении этих целей конкретизируется путями их реализации: природа, искусство, труд, общение. Природа "разговаривает" с человеком языком стихий, на что человек отвечает жанрами искусства. Гармония звуков природы - музыкальное искусство, жанром которой человек постигает гармонию звуков природы и созидательно (или разрушительно!) встраивает свою жизнь в звуковую гармонию мира и жизни. Ритмическая логика движения в природе - хореографическое искусство. Общеизвестно (по теории балета), что танец - это объяснение в любви между мужчиной и женщиной. Так как данному пути в установлении гармоничных отношений с природой и между людьми, которые являются ее частью, не было уделено требуемое внимание, гармония оказалось нарушенной и даже разрушенной, что требует вмешательства и, к сожалению, перевоспитания.

Наука культурология, исходя из понимания смыслового мира человека, определяет формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, наука, философия. В силу того, что в основе нравственности лежат законы природы о добре и зле, можно отметить, что среди форм духовной культуры эти законы жизни обладают свойством иррадиации. Так, мифы, которые следует понимать как мировоззрение, которое выражается в ситуациях совместной жизни богов и людей. Цели добра и зла осмысливаются как регуляторы жизни и смерти всех обитателей пространства бытия. Религия явно принадлежит к форме духовной культуры, которая призывает верующих жить по законам добра. Если говорить об искусстве, то

нет смысла доказывать, что все жанры этой духовной культуры показывают борьбу добра и зла. Философия, предметом которой является логика поиска и обозначения целей жизни, тоже напрямую согласована с нравственным выбором человека целей созидания или разрушения, что приводит к поступательному развитию или гибели сообществ людей, государств, цивилизации.

Ученые отмечают, что вопросы духовные, связанные с ментальнос-тью, гораздо важнее экономических. Педагогика важнее экономики в силу того, что мы имеем серьезные духовно-нравственные проблемы, которые тормозят страну. А проблему эту может решить лишь школа (и вуз). Главный форпост государственной и национальной безопасности России находится в школе. Поэтому для вывода страны из кризиса необходимо начинать с коренного изменения отношения к системе образования. Необходимо все образовательные учреждения сделать школой воспитания субъектов становления своего духовно-нравственного, в том числе эстетического, интеллектуального и профессионального потенциала. Учителей к этому необходимо серьезно готовить.

Эстетическое воспитание предполагает восприятие и понимание прекрасного и внесение этого прекрасного в жизнь. Поэтому моделирование системы эстетического воспитания мы рекомендуем осуществлять с учетом ведущих путей реализации отмеченных целей. Нами сделан вывод, что пути реализации воспитательных целей на занятиях в школе и в вузе находятся в зависимости от учебных дисциплин. Поэтому педагог должен учитывать границы предметной области учебной

дисциплины, каждая из которых имеет свои возможности и резервы для развития эстетической культуры обучающихся.

В эстетическом воспитании формируется эстетическая культура, которая является одной из составляющих общей культуры. Она формируется и проявляется в живой деятельности людей, обусловлена приобщением личности к материальным и духовным ценностям, и умением их создавать, сохранять и распространять. Здесь важно сознательное и целенаправленное развитие у каждого человека: 1) эстетического сознания как составной части общественного сознания, 2) эстетических чувств, проявляющихся в любой сфере жизнедеятельности; 3) эстетического поведения, деятельности. Анализируя цели воспитания, мы пришли к выводу, что принципы морали, как цели нравственного воспитания, являются объективными категориями человеческого бытия. Реализация же этих целей обеспечивает развитие субъективного нравственного мира на уровне сознания, чувств и поведения.

Таким образом, сознание, чувства и поведение каждого человека несут в себе характеристики и нравственного, и эстетического. Рассматривая условия развития эстетической культуры студентов при изучении основ наук, мы попытались найти общее между наукой и искусством.

В круговороте исторических событий, в смене поколений и культур всегда высоко ценились творения науки и искусства. В них - все знания о мире и вся правда о человеке, о его радостях и страданиях. Наука и искусство - это слагаемые прогресса, свидетельства человечества к вершинам цивилизации. В слу-

жении общественному долгу, в стремлении помочь своему народу, нации они постоянно совершенствуют нашу жизнь, делая ее достойной человека. Потому что, нет величия там, где нет истины и красоты, - истины, которую добывает наука, красоты, которую нам приносит искусство.

"Наука и искусство имеют один корень, ставя целью быть полезным обществу". Общим для них является и цель, и способы освоения окружающей реальности, сам творческий процесс, приемы отображения мира. И хотя результаты труда людей науки и искусства различаются, ученый и художник очень близки в процессах творчества. Так, физик С. Капица утверждает, что "расстояние между типом мышления ученого точных наук и образным мышлением художника... совсем не так велико, как это иногда представляют" [5, с. 7]. Основой протекания творческого процесса является природа, являющаяся источником вдохновения; объединяет их сходство закономерностей в деятельности, в основе которой лежит труд. Особенно важен период выдвижения гипотез и отбора из них наиболее разумной. Шестнадцать тысяч вариантов в течение семи лет потребовались М. Фарадею для получения положительного результата. Объединяет науку и искусство понятие энтропии. Ум ученого дисциплинирует природный хаос, а талан художника - хаос собственных восприятий действительности.

Таким образом, все науки и искусства воспитаны в стремлении постичь мировую гармонию, увидеть за внешней пестротой вещей и воспитаний простые отношения, за путаницей событий - закон. И ученые, и творцы искусства идут к общим целям - созда-

вать порядок из беспорядка, гармонию из дисгармонии. Говорят, первый признак учености - стремление классифицировать, создавать новые системы, потом - научиться управлять ими. Те же "организационные" задачи выполняет и искусство. Как утверждает А. К. Сухотин: "Вся научная и художественная практика отмечена этой тягой к упорядочению знаний (сознание) и эмоций (чувств), их сведение в системы теоретического или образно-эстетического значения (поведение)" [5, с 95].

Отметим связи математики с поэзией. Они "трудятся" по сходным алгоритмам. Так Г. Вейль утверждает: "Занятие математикой сродни мифотворчеству, литературе или музыке. Это одна из наиболее присущих человеку областей его деятельности, в которой выражается его человеческая сущность, стремление к интеллектуальной сфере жизни, выступающей одним из проявлений мировой гармонии". Г. Суворов говорит, что "вихри образов" и "эмоциональные взрывы" сменяются, точнее, дисциплинируются логикой. Математика устремлена не только к поискам порядка (системы), но и красоты, в то же время и поэзия ищет не только красоты, но и порядка. То есть у поэзии и математики есть общий мотив - это мотив эстетический, который проходит через все творчество [5, с. 26].

Таким образом, развитие эстетической культуры будущих учителей математики происходит в условиях взаимодействия систем преподавания и учения, направленных на достижение единых целей, одной из которых является становление субъекта саморазвития эстетической культуры. В этом им оказывает серьезную помощь изучение математики.

Литература:

1. Дворянкина, Е. К. Системный подход к управлению образованием при подготовке будущих учителей / Е.К.Дворянкина. -Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2006. - 256 с.

2. Клиланд, Д. Системный анализ и целевое управление; пер. с англ. / Д. Клиланд, В. Кинг. - М.: Сов. радио, 1974. - 74 с.

3. Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В.В. Краевский. - М.: Изд.центр "Академия", 2005. - 256 с.

4. Новиков, М. А. Российское образование в Новой эпохе: Парадоксы наследия, векторы развития / М.А Новиков. - М.: Эг-вест, 2000. - 272 с.

5. Сухотин, А. К. Ритмы и алгоритмы / А.К. Сухотин. - 2-е изд. - М.: Мол. Гвардия, 1988. - 223 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.