Научная статья на тему 'Retrospective analysis of key trends shaping aesthetic culture of teenagers in today’s socio-cultural situation'

Retrospective analysis of key trends shaping aesthetic culture of teenagers in today’s socio-cultural situation Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИКА / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДРОСТОК / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ / AESTHETICS / AESTHETIC CULTURE OF PERSONALITY / AESTHETIC EDUCATION / AESTHETIC PERCEPTION / AESTHETIC ACTIVITY / TEENAGER / SOCIO-CULTURAL SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Vladimirova Yuliya Borisovna

The retrospective analysis of the concepts of “aesthetic culture of personality”, “aesthetic education”, “aesthetic perception” in terms of contemporary social and cultural situation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Retrospective analysis of key trends shaping aesthetic culture of teenagers in today’s socio-cultural situation»

УДК 18

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ

© Юлия Борисовна ВЛАДИМИРОВА

Казанский государственный университет культуры и искусств, г. Казань, Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]

Представлен ретроспективный анализ понятий «эстетическая культура личности», «эстетическое воспитание», «эстетическое восприятие» в аспекте современной социокультурной ситуации.

Ключевые слова: эстетика; эстетическая культура личности; эстетическое воспитание; эстетическое восприятие; эстетическая деятельность; подросток; социально-культурная ситуация.

Современная социально-культурная ситуация предъявляет новые требования к формированию личности подростка: социальные, культурные, информационные, духовно-нравственные, экономические и эстетические. Эстетическая культура личности предполагает формирование личности в аспекте ее понимания и чувствования красоты и гармонии в мире, уважение ко всему, что способствует цивилизационно -культурному развитию в обществе и нравственности в отношениях между людьми. Основными направлениями в формировании эстетической культуры подростков в условиях современной социально-культурной ситуации является направление социально-культурного развития с усвоением основных правил этикета, эстетики общения, застольного этикета, правил приветствия, знакомства и представления, правил поведения в общественных местах. Направление духовно-нравственного развития, связанного с усвоением определенных ценностей эстетической культуры -воплощенных в искусстве: Добра, Красоты, Любви, Дружбы и т. д. подразумевает инте-риоризацию данных ценностей, воплощенных в деятельности и поведении индивида [1; 2].

Однако на сегодняшний день нельзя не отметить, что современные подростки обладают низким уровнем речевой культуры, культуры поведения, не знают элементарных правил поведения в общественных местах, в театрах, музеях, не способны видеть и понимать красоту, обладают низким художественно-эстетическим вкусом, что отражается как на их внешнем облике, так в общении с

людьми. Кроме этого, низкий уровень эстетической культуры современных подростков не способствует их успешному социальному развитию, умению строить конструктивные диалоги со взрослыми и своими сверстниками, решать определенные проблемы, возникающие в жизни [3].

Сегодня формирование эстетической культуры личности является одной из важнейших задач педагогической и социальнокультурной наук. Актуально приведение в систему современных педагогических знаний об особенностях формирования эстетической культуры с учетом новых социальноэкономических, социально-культурных и социально-политических изменений, происходящих в обществе. Современная социальнокультурная ситуация актуализирует проблему эмоционально-чувственного восприятия мира, формирования эстетического вкуса, предъявляет повышенные требования к дизайну, интерьеру, моде, застольному этикету, организации и проведению праздников и церемоний, усвоению закономерностей эстетики взаимоотношения мужчины и женщины, девушки и юноши, взрослого и ребенка [4].

Понятие «эстетика» (др.-греч. аЬВпикод -«чувствующий, чувственный», от а1о0пца -«чувство, чувственное восприятие») связано с философским учением о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе, в жизни, искусстве как особой форме общественного сознания [5].

Эстетика - это наука, целью которой является осознание и объяснение красоты явлений, предметов человеческой деятельности, творений природы или иных материаль-

ных и нематериальных вещей, а также эстетика - это наличие прекрасного, художественного, утонченного. Однако данное определение не совсем полно предает весь спектр системообразующих компонентов эстетической культуры личности. Так, В. В. Бычков отмечает, что эстетическая культура - это совокупность феноменов, институтов, практик поведения, мироощущения, текстов, так или иначе связанных с актуализацией, реализацией, фиксацией эстетического опыта человечества определенного этапа культурноисторического бытия или отдельного человека [6].

Известный педагог-ученый И.Ф. Харламов рассматривал сущность эстетического воспитания, которое состоит, на его взгляд, в организации разнообразной художественноэстетической деятельности, направленной на формирование способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также на развитие творческих задатков и дарований в области искусства. И.Ф. Харламов считал, что процесс эстетического воспитания включает в себя:

- формирование художественно-эстетических потребностей в области литературы, музыки и изобразительного искусства;

- развитие эстетических восприятий;

- овладение эстетическими знаниями и понятиями;

- формирование и развитие художественного вкуса, эстетических взглядов и убеждений;

- приобщение личности к художественному творчеству и развитие способностей в том или ином виде искусства [7, с. 198].

М.С. Каган отмечает, что эстетическое отношение человека к действительности следует рассматривать двояко - и как потребность бескорыстного переживания окружающего мира, и как определенную установку практической деятельности. Первая сторона функционирования эстетического отношения обеспечивает духовное богатство личности, делает радостным ее существование в мире; вторая - служит совершенствованию практической деятельности людей во всех направлениях, которые входят в орбиту их эстетического внимания [8].

К несколько другому выводу приходит Б. В. Сафонов. Анализируя духовный мир и эстетическое сознание человека, он считает, что разворачивание феномена эстетической культуры происходит как бы на внутреннем плане мотиваций к деятельности или же в сфере качественно-оценочной составляющей в том совокупном отношении, которое определено как эстетическое. Зависимость феномена эстетической культуры, по мнению автора, от активности эстетического субъекта определяет предпосылки понимания эстетической культуры как некоего модуса отношения к миру, образующего уровень, качество, окрашенность отношения. Таким образом, автор делает вывод, что это некая особая реальность, которую составляют актуально «становимые» культурные явления, деятельностные или психологические феномены, в результате образует не только совокупность эстетических объектов, имеющих определенную ценность, но и иерархическую систему представлений, обусловленных особым модусом и особой способностью восприятия [9-11].

В работе С.Т. Махлиной анализируются особенности формирования эстетических потребностей личности. Как считает автор, на основе реализации эстетической потребности развертываются все остальные формы эстетического отношения на социальнопсихологическом уровне. Сюда относится эстетическое чувство, могущее достигать уровня эстетического переживания и непосредственная эстетическая оценка как выражение эстетического вкуса, и, наконец, в результате реализации эстетических потребностей и развития эстетического чувства и эстетических оценок складывается такая важнейшая форма проявления эстетического отношения к действительности, как эстетический опыт [12].

В. Н. Липский выявил, что получая возбуждение от наиболее волнующих как общественных, так и природных явлений, человек определенным образом переживает полученную чувствами информацию. На основании этого переживания у него возникает эстетическое чувство. В результате осмысления этих чувств у человека появляются эстетические идеалы, поэтому в самом общем виде эстетическая культура человека, по мнению автора, - это единство чувств, вкусов и идеа-

лов, которые материализуются в процессе преобразования мира по законам красоты. Это культура чувственного освоения и преобразования мира в соответствии с созданными определенным обществом возможностями для максимального раскрытия сущностных сил человека. Учитывая субъект-объектные отношения процесса воспитания, В.Н. Липский раскрыл сущность эстетического развития личности. По мнению автора, точкой отсчета является определенный уровень эстетической информированности личности. Следующим звеном является развитие эстетического чувства, способного выявлять в окружающей жизни эстетическое содержание. Однако совершенствование эстетического чувства - это лишь одна сторона. Другой стороной является развитие эстетических взглядов, которое основывается на мировоззрении личности. В этой связи

В.Н. Липский отмечает, что эстетическое воспитание включает в себя не только развитые эстетические чувства, но и развитые взгляды, интеллект. Заключительным, третьим звеном является формирование комплекса качеств, которые способствуют активной творческой деятельности. Проблема формирования творчески активной личности может быть осуществлена лишь на основе комплексной системы воспитания [13].

В исследовании В. Д. Гатальского опровергнута идея о правомерности управления поведением, отношениями и деятельностью людей в сфере свободного времени и обоснована концепция рациональной организации досуга, исходящая из принципа опосредованного воздействия на личность, группу или иную социальную общность путем создания благоприятных условий для: удовлетворения, педагогически целесообразной коррекции и дальнейшего развития психофизиологических, коммуникативных, познавательных и эстетических потребностей; стимулирования социально значимых мотивов культурно-досуговой деятельности; формирования и развития умений и навыков рационально строить свой досуг; самовыражения и самоутверждения личности в сфере свободного времени [14].

Л.С. Семенова рассматривает понятие эстетической культуры личности как интегрального компонента базовой культуры личности, проявляющегося в уровне сфор-

мированности эстетического отношения к окружающей действительности, способностях и потребностях личности воспринимать, чувствовать, оценивать и преобразовывать эту действительность и самого человека «по законам красоты». В качестве эффективного средства формирования эстетической культуры использовались творческие проекты. Создание учащимися творческих проектов по искусству имеет своей основой единство эстетической и проектной деятельности. Опираясь на разнообразие видов эстетической деятельности, автор выделила различные виды творческих проектов по искусству (исследовательские, оформительские (прикладные), графические, аналитические, эпистолярные) и разработала банк творческих проектов по художественно-эстетическим предметам. При этом предпочтение отдавалось интегрированным проектам, т. к. они наиболее соответствуют идее интеграции искусств и их комплексного воздействия на формирование эстетической культуры школьников [15]. Таким образом, автор приходит к выводу, что эстетическая культура, являясь одной из базовых характеристик личности, способствует художественному обогащению личности, развитию ее творческих талантов, формированию художественного вкуса.

Можно отметить, что существуют точки зрения, которые рассматривают особенность формирования эстетической культуры только с позиции деятельностного подхода, т. к. для того, чтобы познавать красоту, необходимо прилагать определенные целенаправленные усилия.

Так, рассматривая сущность эстетической культуры, М.В. Галкина пришла к выводу, что базой для эстетического развития является развитие специальных художественных способностей в процессе художественно-педагогической подготовки личности. Для этого необходимо, как считает автор данного исследования, создавать благоприятные условия для развития данных способностей, которые развивались бы в различных видах художественной деятельности как репродуктивной, так и творческой на основе генерализованной деятельности художественного восприятия. М. В. Галкина сделала существенные выводы, что исходным условием является эстетическая информирован-

ность личности; в процессе формирования эстетической культуры важны сочетание эмоциональных и рациональных компонентов художественно-эстетической оценочной деятельности личности; повышение уровня художественно-эмоционального восприятия искусства способствует развитию художественной культуры человека [16; 17].

Мы хотели бы отметить, что в данном исследовании главной генеральной идей проводится мысль о существенной разнице между эстетической деятельностью и эстетическим восприятием. Таким образом, можно отметить, что стержневой основой эстетической деятельности выступают как эстетические потребности личности, так и ее умение различать художественные ценности, связанные с эстетическим восприятием. Эстетическая культура предполагает содержательно обогащенную, духовно облагороженную деятельность чувств и наличие развитых, утонченных форм их выражения. Это и дает качественное расширение представлений о действительности, поскольку расширяется сама возможность и готовность восприятия мира в его разнообразных проявлениях.

О.В. Слуева, анализируя художественноэстетическое развитие личности, приходит к выводу, что это «процесс становления способностей и потенциалов личности в различных областях искусства, обеспечивающий формирование духовных потребностей, активность эстетического восприятия, творческого воображения, эмоционального переживания и образного мышления» [18, с. 10].

Таким образом, формирование эстетической культуры связано с освоением действительности на основе формирования духовных потребностей личности и ее творческих потенциалов.

Интересно исследование Л.Х. Кадыйро-вой, в котором рассматриваются различные аспекты художественно-эстетического воспитания подростков, направленного, как утверждает автор, на «воспитание эстетических эмоций, чувств, художественно-эстетической культуры личности, развития сущностных сил и художественно-творческих способностей человека, утверждения эстетико-гуманистических отношений к окружающей действительности» [19, с. 12]. Автором сделан вывод, что художественно-эстетическое воспитание имеет важное значение в развитии

личности, формировании личностных взглядов, убеждений, мировоззрений человека и поэтому является важным направлением эстетического развития личности.

Исследование Л. Э. Муртазиной посвящено художественно-эстетическому воспитанию средствами музыкальной деятельности. Автор отмечает, что художественноэстетическое воспитание - это «процесс формирования и развития эстетического, эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности в результате творческой и художественной деятельности по художественно-образному отражению действительности в искусстве» [20, с. 11]. Л.Э. Муртазина выдвигает положение о том, что в качестве опорного компонента художественно-эстетического воспитания используется ценностное отношение личности к творчеству и эмоциональному переживанию, что определяет мотивацию данной личности. Таким образом, в исследовании обозначено, что художественно-эстетическое воспитание необходимо строить на основе художественно-эстетической деятельности, ядром которой является творчество [13].

В исследовании И.И. Барабановой осуществлен базовый анализ разработки системы эстетического воспитания казанской педагогической школой второй половины XX в. Под эстетическим воспитанием автор понимает овладение системой знаний и умений, позволяющих творить по законам красоты, развитие эстетического сознания, творческих потребностей, эстетики поведения. Также важно в рамках эстетического воспитания обеспечивать развитие эстетических потребностей, эстетической восприимчивости,

чувств, вкусов, взглядов, познавательной активности стремления к эстетическому самообразованию, формирования творческих художественных способностей [21; 22].

Таким образом, характеризуя эстетическую культуру, можно отметить, что эстетическая культура в совокупности связанных с ней и обеспечивающих ее феноменов предстает как особый уровень всеохватывающего отношения к миру, обусловленный ценностно-ориентированной способностью человека с помощью развитой и умной чувственности постигать действительность в ее целом, в ее гармонии и порядке, формировать целостный

образ действительности, помогающий в ее столь же целостном понимании.

1. Пошнагиди Ф.Ф. Эстетическая культура как фактор духовно-нравственного воспитания молодежи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2001.

2. Петрова Г.А. Вопросы эстетической подготовки учителя (об эстетическом воспитании студентов) // Советская педагогика. 1987. № 8.

С. 93-96.

3. Основы эстетического воспитания / под ред. А.К. Дремова. М., 1988.

4. Крутоус В.П. Путь к прекрасному / Крутоус В.П. Об эстетическом идеале. М., 2001.

5. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М., 1992.

6. Бычков В.В. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. М., 2003.

7. Харламов И.Ф. Педагогика в вопросах и ответах. М., 2001.

8. Каган М.С. Эстетические факторы перестройки и ускорения. Л., 1988.

9. Сафонов Б. В. Эстетическое сознание и духовный мир личности. М., 1984.

10. Лотман Ю.М. О семиотическом механизме культуры / Ю.М. Лотман. Избранные статьи. Таллин, 1993. Т. 3.

11. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

12. Махлина С. Т. Эстетика и художественная культура: курс лекций. СПб., 1997. Вып. 1.

13. Липский В.Н. Эстетическая культура и личность. М., 1997.

14. Гатальский В.Д. Формирование нравственноэстетической культуры военнослужащих

средствами культурно-досуговой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2001.

15. Семенова Л.С. Творческие проекты как средство формирования эстетической культуры младших подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 2004.

16. Галкина М.В. Педагогические условия формирования эстетической культуры студентов педвузов средствами дизайна народного костюма: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1999.

17. Крылова Н.Б., Печко Л.П. Формирование эстетической культуры личности: школа, трудовой коллектив, вуз // Знание. Серия Эстетика. 1986. № 2.

18. Слуева О. В. Художественно-эстетическое развитие личности в оркестровом коллективе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2006.

19. Кадыйрова Л.Х. Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 1999.

20. Муртазина Л.Э. Художественно-эстетическое воспитание студентов вузов культуры и искусств средствами музыкальной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2005.

21. Барабанова И.И. Разработка системы эстетического воспитания казанской педагогической школой во второй половине XX века: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2007.

22. Ариарский М.А. Прикладная культурология. СПб., 2001.

Поступила в редакцию 15.10.2012 г.

UDC 18

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF KEY TRENDS SHAPING AESTHETIC CULTURE OF TEENAGERS IN TODAY’S SOCIO-CULTURAL SITUATION

Yuliya Borisovna VLADIMIROVA, Kazan State University of Culture and Arts, Kazan, Russian Federation, Postgraduate Student, Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]

The retrospective analysis of the concepts of “aesthetic culture of personality”, “aesthetic education”, “aesthetic perception” in terms of contemporary social and cultural situation.

Key words: aesthetics; aesthetic culture of personality; aesthetic education; aesthetic perception; aesthetic activity; teenager; socio-cultural situation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.