УДК 379.82 ББК 74.200.58
Р. Р. Сибгатова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
К СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ СТУДИИ
Рассмотрена социализация личности в детской хореографической студии с позиций системного методологического подхода. Выведена цель социализации личности в данном контексте.
Ключевые слова: социализация, системный подход, среда, социокультурная среда, образовательная среда, культурная среда, хореографическая студия.
го со о н го
ю ^
О Оь Оь
В современном образовании одна из наиболее острых и актуальных проблем — проблема социализации личности. Это положение находит свое подтверждение в том особом внимании, которое уделяет государство данному вопросу. Так, в рамках проекта Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) в 2009 г. была разработана Примерная программа воспитания и социализации младших школьников, входящая в структуру основной программы начального общего образования. Данная программа указывает в качестве важнейшей цели образования духовно-нравственное развитие личности в контексте становления ее гражданственности. В этой связи особую актуальность обретает и проблема социализации личности в рамках дополнительного образования детей, а особенно в рамках такого коллективного образования, как хореографическая студия.
Системный подход является важнейшим при рассмотрении процесса социализации младших школьников в хореографической студии. Положения системного подхода, по мнению Н.И. Фуни-ковой, предполагают:
• рассмотрение всякого явления, предмета как целостного образования как некой системы;
• выделение в системе определенного множества элементов;
• установления связей между элементами системы;
• выделение в микроструктуре системообразующих связей, обеспечивающих упорядоченность системы;
• рассмотрение системы как элемента по отношению к более общей системе;
• изучение процесса функционирования и развития системы [9].
Для нашего исследования наиболее значимыми являются работы ученых, рассматривающих с позиций системного подхода управление образованием:
A.Г. Асмолов, Ю.К. Бабанский, В.П. Бес-палько, В.И. Авлев, Ю.А. Конаржевский,
B.А. Караковский, Н.Б. Крылова, А.А. Леонтьев, А.Ф. Малышевский, Н.Н. Моисеев, ЛИ. Новикова, В.Д. Семенов, Н.Л. Селиванова, Г.Н. Сериков, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, Н.К. Чапаева, Е.А. Гам-бурка и др. Системный подход в данных работах рассматривается как методология, обеспечивающая процесс познания и преобразования «образовательных», «воспитательных», «социально-педагогических» систем в целостности, сложности их системной организованности, во всем многообразии присущих им связей и зависимостей.
Г.Н. Сериков в своих исследованиях рассматривает систему как характеризующуюся взаимосвязанностью ее элементов, открытостью, развиваемостью, управляемостью [8].
Процесс социализации личности — явление сложное, многоплановое и во многом определяется той системой общественных отношений, в которую попадает человек с момента рождения и до самой смерти. По своей сути одна из сторон процесса социализации — есть вхождение индивида в существующую социальную среду посредством его приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам. В рамках данной статьи в отношении определения термина «социализация» мы будем придерживаться определения, данного Г.М. Андреевой. Она рассматривает социализацию как «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), как процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [1, с. 267].
Проблема специфики взаимодействия воспитательных систем со средой рассматривается в работах Ю.С. Бродского, В.И. Ивлева, В.А. Караковского, Н.Б. Крыловой, О.Е. Лебедева, Л.И. Новиковой, В.А. Петровского, В.Д. Семенова и др. По мнению большинства исследователей и с учетом ориентации на социализацию личности, взаимодействие системы и среды является важным фактором становления, существования и развития этой системы. Л.И. Новикова считает, что воспитательная система находится в состоянии непрерывного взаимодействия со средой. Взаимодействие рассматривается как восприятие, взаимное проникновение и «интеграция» на отдельных участках [3].
По утверждению психолога А.В. Петровского и его коллег, подлинно человеческая, гуманистически организованная окружающая среда, по сути своей, «вторая природа» человека, является основой проявления и укрепления в созна-
нии ребенка доверия к окружающему миру, уверенности, что ближайшее окружение не может причинить ему страдания. Жизненная среда может и должна развивать и воспитывать ребенка, служить фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии с взрослыми и другими людьми [6].
По мнению Н.Б. Крыловой, среда — окружающее человека социальное пространство (в целом, как макросреда, в конкретном смысле — как непосредственное социальное окружение, как микросреда), зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия. Выделяются следующие типы сред: «социокультурная», «образовательная», «культурная» [5, с. 117].
Одной из характерных особенностей социальной системы общества является, по мысли М.Е. Дуранова, то, что адаптация человека к этой системе составляет уровень социализации личности [2]. С учетом рассмотрения адаптации как процесса вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам, рассмотрим более подробно каждую из представленных типов среды.
Социокультурная среда — конкретное, непосредственно данное каждому ребенку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества. Это совокупность различных условий его жизнедеятельности и социального, это его случайные контакты и глубинные взаимодействия с другими людьми. С одной стороны, ребенок — автономный индивид, с другой — часть конкретной социокультурной среды.
Образовательная среда — часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, состоящая из элементов, образовательного материала и субъектов образовательного процесса. Образовательная среда имеет несколько уровней: федеральный, региональный, местный, образовательная сре-
га а.
<и ч:
3 ч:
га
о
X
:
ш н
о ^
О
го ш о н
го |_
ю ^
с;
Оь Оь
да образовательного учреждения, образовательная среда класса (группы), образовательная среда индивида.
Культурная среда учреждения — это пространство культурного развития в детской общности. Культурная среда зависит от сложившейся культуры региона.
На основе теоретического анализа [2, 4, 5, 6], следует сделать вывод: детская хореографическая студия представляет собой открытую образовательную систему, в которой осуществляется образовательное, воспитательное и социокультурное воздействие на обучающихся, посредством изучения танцевального искусства во всем многообразии его жанров и форм проявления. Все виды деятельности, осуществляемые в подобном коллективе, должны быть систематизированы и направлены на разностороннее развитие личности ребенка.
Смысл системного подхода с позиции целостности личности заключается в комплексном взаимодействии сторон личности (интеллектуальной, эмоциональной, волевой, действенно-практической), включение индивида в разнообразные виды ценностной деятельности, подчиненных формированию соответствующих ее качеств; интегративном подходе к развитию личности, в том числе и ее направленности.
На основании анализа литературы, проведенном в исследовании Н.И. Фуни-ковой и учитывая специфику работы в хореографической студии, делаем вывод о том, что системный подход в хореографическом коллективе, реализуется на:
• социально-педагогическом уровне, основанном на взаимодействии самодеятельного коллектива с семьей, школой, культурными, учебно-производственными центрами;
• педагогическом уровне, основанном на взаимодействии педагога и учащегося в учебно-воспитательном и творческом процессах, внеаудиторной работе и концертной деятельности;
• психолого-педагогическом уровне, включая взаимодействие и единство
интеллектуальной, эмоциональной, волевой и действенно-практической
сфер личности [9].
Основной формой учебного процесса в хореографическом коллективе является урок, репетиционные занятия, на которых участники практически осваивают и закрепляют необходимые знания и навыки. Педагогический процесс в хореографическом коллективе осуществляется на групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятиях, используя индивидуальный подход при массовом обучении.
Социализация в этом случае происходит в процессе как учебно-воспитательной, так и творческой работы. Основная задача педагога: объединить столь разноплановую деятельность в комплексный процесс, создать единую учебно-воспитательную и развивающую систему, направленную, с одной стороны, на присвоение ученику социальных норм и правил, с другой — на его личностное раскрытие и реализацию.
В своем исследовании Р.С. Попов особенно подчеркивает, что «учебно-воспитательная работа в самодеятельном хореографическом коллективе должна представлять собой единство образования (накопления необходимых знаний, формирования танцевальных умений и навыков посредством обучения), воспитания (формирования ценностных ори-ентаций и установок, усвоения норм и правил поведения), созидания (самостоятельная художественно-практическая деятельность, в ходе которой происходит развитие совокупности способностей), распространения духовных ценностей и идей (общественно-полезная деятельность средствами искусства, показ результатов творческой деятельности зрителям, слушателям) и организации (руководство, самоуправление, самоорганизация)» [7, с. 8].
По-мнению ряда ученых (Р.В. Захаров, В.И. Уральская, М.У Баранчинкова, Л.Д. Ивлева, Р.С. Попов и др.), занятия любой хореографической дисциплиной
напрямую способствуют формированию следующих общественно-значимых личностных качеств:
• трудолюбие, упорство, терпение, целеустремленность, ответственность за общее дело, умение рационально распределять свое время (волевой компонент);
• мышечная координация, физическая выносливость, укрепление опорно-двигательного аппарата, красивая осанка, музыкальный слух (физико-физиоло-гичекий компонент);
• музыкальный вкус, стилизация и эстетическая организация телодвижений, потребность в созидании прекрасного посредством пластики тела, широкий художественно-эстетический кругозор (эстетический компонент);
• уважение к учителю, окружающим людям, формирование или корректировка ценностно-нормативной шкалы личности, воспитанная культура общения (этический компонент);
• понимание физических законов природы и биомеханики человеческого тела, музыкальной теории, основ межличностного взаимодействия, знания национальной культуры (познавательно-образовательный компонент). Таким образом, проведенный анализ
позволяет сделать выводы: 1) танец как социально-культурный феномен обладает значительным воспитательным потенциалом в формировании общественно значимых качеств личности; 2) социализация личности в детском хореографическом коллективе с позиций системного подхода является, во-первых, адаптацией личности к существующим социально-культурным условиям, во-вторых, самореализацией личности, ее творческих способностей.
Библиографический список
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для высш. учеб. заведений. -5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 364 с.
2. Дуранов М.Е. Педагогический процесс и педагогическая деятельность: проблемы, исследования и организация: монография. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 365 с.
3. Новикова Л.И. Воспитательная система — среда — управление (о взаимосвязи понятий): материалы науч.-практ. конф. Ч. 1 - Екатеринбург, 1995. С. 12-16.
4. Педагогика: учеб. пособие для студ. педагогич. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.
5. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие / Науч. ред. Н.Б. Крылова. - М.: Академия, 2006. - 284 с.
6. Петровский А.В. Психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - 7-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 512 с.
7. Попов Р.С. Формирование национально-культурной идентичности личности подростка в условиях самодеятельного творческого коллектива: на материалах коллектива бального танца: дис. ... канд. пед. наук. - СПб.: Гуманитар. ун-т профсоюзов, 2007. - 177 с.
8. Сериков Г.Н. Элементы теории системного управления образованием. Ч. 2. Основные понятия и задачи. - Челябинск: ЧГТУ, 1994. - 169 с.
9. Фуникова Н.И. Комплексный подход как фактор организации дополнительного образования детей: дис. .канд. пед. наук. - Челябинск: [б. и.], 1998. - 234 с.
га а.
<и ч:
3 ч:
га
о
X
:
ш н
о
S
О