Научная статья на тему 'Системный подход к социализации младших школьников в детской хореографической студии'

Системный подход к социализации младших школьников в детской хореографической студии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СРЕДА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ СТУДИЯ / SOCIALIZATION / SYSTEM APPROACH / ENVIRONMENT / SOCIO-CULTURAL ENVIRON- MENT / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / CULTURAL ENVIRONMENT / CHOREOGRAPHIC STUDIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сибгатова Рима Рафиковна

Рассмотрена социализация личности в детской хореографической студии с позиций системного методологического подхода. Выведена цель социализации личности в данном контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socialization of personality in children's choreographic studio is considered from the perspective of system methodological approach. The aim of personality socialization in this setting is derived.

Текст научной работы на тему «Системный подход к социализации младших школьников в детской хореографической студии»

УДК 379.82 ББК 74.200.58

Р. Р. Сибгатова

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

К СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ СТУДИИ

Рассмотрена социализация личности в детской хореографической студии с позиций системного методологического подхода. Выведена цель социализации личности в данном контексте.

Ключевые слова: социализация, системный подход, среда, социокультурная среда, образовательная среда, культурная среда, хореографическая студия.

го со о н го

ю ^

О Оь Оь

В современном образовании одна из наиболее острых и актуальных проблем — проблема социализации личности. Это положение находит свое подтверждение в том особом внимании, которое уделяет государство данному вопросу. Так, в рамках проекта Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) в 2009 г. была разработана Примерная программа воспитания и социализации младших школьников, входящая в структуру основной программы начального общего образования. Данная программа указывает в качестве важнейшей цели образования духовно-нравственное развитие личности в контексте становления ее гражданственности. В этой связи особую актуальность обретает и проблема социализации личности в рамках дополнительного образования детей, а особенно в рамках такого коллективного образования, как хореографическая студия.

Системный подход является важнейшим при рассмотрении процесса социализации младших школьников в хореографической студии. Положения системного подхода, по мнению Н.И. Фуни-ковой, предполагают:

• рассмотрение всякого явления, предмета как целостного образования как некой системы;

• выделение в системе определенного множества элементов;

• установления связей между элементами системы;

• выделение в микроструктуре системообразующих связей, обеспечивающих упорядоченность системы;

• рассмотрение системы как элемента по отношению к более общей системе;

• изучение процесса функционирования и развития системы [9].

Для нашего исследования наиболее значимыми являются работы ученых, рассматривающих с позиций системного подхода управление образованием:

A.Г. Асмолов, Ю.К. Бабанский, В.П. Бес-палько, В.И. Авлев, Ю.А. Конаржевский,

B.А. Караковский, Н.Б. Крылова, А.А. Леонтьев, А.Ф. Малышевский, Н.Н. Моисеев, ЛИ. Новикова, В.Д. Семенов, Н.Л. Селиванова, Г.Н. Сериков, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, Н.К. Чапаева, Е.А. Гам-бурка и др. Системный подход в данных работах рассматривается как методология, обеспечивающая процесс познания и преобразования «образовательных», «воспитательных», «социально-педагогических» систем в целостности, сложности их системной организованности, во всем многообразии присущих им связей и зависимостей.

Г.Н. Сериков в своих исследованиях рассматривает систему как характеризующуюся взаимосвязанностью ее элементов, открытостью, развиваемостью, управляемостью [8].

Процесс социализации личности — явление сложное, многоплановое и во многом определяется той системой общественных отношений, в которую попадает человек с момента рождения и до самой смерти. По своей сути одна из сторон процесса социализации — есть вхождение индивида в существующую социальную среду посредством его приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам. В рамках данной статьи в отношении определения термина «социализация» мы будем придерживаться определения, данного Г.М. Андреевой. Она рассматривает социализацию как «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), как процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [1, с. 267].

Проблема специфики взаимодействия воспитательных систем со средой рассматривается в работах Ю.С. Бродского, В.И. Ивлева, В.А. Караковского, Н.Б. Крыловой, О.Е. Лебедева, Л.И. Новиковой, В.А. Петровского, В.Д. Семенова и др. По мнению большинства исследователей и с учетом ориентации на социализацию личности, взаимодействие системы и среды является важным фактором становления, существования и развития этой системы. Л.И. Новикова считает, что воспитательная система находится в состоянии непрерывного взаимодействия со средой. Взаимодействие рассматривается как восприятие, взаимное проникновение и «интеграция» на отдельных участках [3].

По утверждению психолога А.В. Петровского и его коллег, подлинно человеческая, гуманистически организованная окружающая среда, по сути своей, «вторая природа» человека, является основой проявления и укрепления в созна-

нии ребенка доверия к окружающему миру, уверенности, что ближайшее окружение не может причинить ему страдания. Жизненная среда может и должна развивать и воспитывать ребенка, служить фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии с взрослыми и другими людьми [6].

По мнению Н.Б. Крыловой, среда — окружающее человека социальное пространство (в целом, как макросреда, в конкретном смысле — как непосредственное социальное окружение, как микросреда), зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия. Выделяются следующие типы сред: «социокультурная», «образовательная», «культурная» [5, с. 117].

Одной из характерных особенностей социальной системы общества является, по мысли М.Е. Дуранова, то, что адаптация человека к этой системе составляет уровень социализации личности [2]. С учетом рассмотрения адаптации как процесса вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам, рассмотрим более подробно каждую из представленных типов среды.

Социокультурная среда — конкретное, непосредственно данное каждому ребенку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества. Это совокупность различных условий его жизнедеятельности и социального, это его случайные контакты и глубинные взаимодействия с другими людьми. С одной стороны, ребенок — автономный индивид, с другой — часть конкретной социокультурной среды.

Образовательная среда — часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, состоящая из элементов, образовательного материала и субъектов образовательного процесса. Образовательная среда имеет несколько уровней: федеральный, региональный, местный, образовательная сре-

га а.

<и ч:

3 ч:

га

о

X

:

ш н

о ^

О

го ш о н

го |_

ю ^

с;

Оь Оь

да образовательного учреждения, образовательная среда класса (группы), образовательная среда индивида.

Культурная среда учреждения — это пространство культурного развития в детской общности. Культурная среда зависит от сложившейся культуры региона.

На основе теоретического анализа [2, 4, 5, 6], следует сделать вывод: детская хореографическая студия представляет собой открытую образовательную систему, в которой осуществляется образовательное, воспитательное и социокультурное воздействие на обучающихся, посредством изучения танцевального искусства во всем многообразии его жанров и форм проявления. Все виды деятельности, осуществляемые в подобном коллективе, должны быть систематизированы и направлены на разностороннее развитие личности ребенка.

Смысл системного подхода с позиции целостности личности заключается в комплексном взаимодействии сторон личности (интеллектуальной, эмоциональной, волевой, действенно-практической), включение индивида в разнообразные виды ценностной деятельности, подчиненных формированию соответствующих ее качеств; интегративном подходе к развитию личности, в том числе и ее направленности.

На основании анализа литературы, проведенном в исследовании Н.И. Фуни-ковой и учитывая специфику работы в хореографической студии, делаем вывод о том, что системный подход в хореографическом коллективе, реализуется на:

• социально-педагогическом уровне, основанном на взаимодействии самодеятельного коллектива с семьей, школой, культурными, учебно-производственными центрами;

• педагогическом уровне, основанном на взаимодействии педагога и учащегося в учебно-воспитательном и творческом процессах, внеаудиторной работе и концертной деятельности;

• психолого-педагогическом уровне, включая взаимодействие и единство

интеллектуальной, эмоциональной, волевой и действенно-практической

сфер личности [9].

Основной формой учебного процесса в хореографическом коллективе является урок, репетиционные занятия, на которых участники практически осваивают и закрепляют необходимые знания и навыки. Педагогический процесс в хореографическом коллективе осуществляется на групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятиях, используя индивидуальный подход при массовом обучении.

Социализация в этом случае происходит в процессе как учебно-воспитательной, так и творческой работы. Основная задача педагога: объединить столь разноплановую деятельность в комплексный процесс, создать единую учебно-воспитательную и развивающую систему, направленную, с одной стороны, на присвоение ученику социальных норм и правил, с другой — на его личностное раскрытие и реализацию.

В своем исследовании Р.С. Попов особенно подчеркивает, что «учебно-воспитательная работа в самодеятельном хореографическом коллективе должна представлять собой единство образования (накопления необходимых знаний, формирования танцевальных умений и навыков посредством обучения), воспитания (формирования ценностных ори-ентаций и установок, усвоения норм и правил поведения), созидания (самостоятельная художественно-практическая деятельность, в ходе которой происходит развитие совокупности способностей), распространения духовных ценностей и идей (общественно-полезная деятельность средствами искусства, показ результатов творческой деятельности зрителям, слушателям) и организации (руководство, самоуправление, самоорганизация)» [7, с. 8].

По-мнению ряда ученых (Р.В. Захаров, В.И. Уральская, М.У Баранчинкова, Л.Д. Ивлева, Р.С. Попов и др.), занятия любой хореографической дисциплиной

напрямую способствуют формированию следующих общественно-значимых личностных качеств:

• трудолюбие, упорство, терпение, целеустремленность, ответственность за общее дело, умение рационально распределять свое время (волевой компонент);

• мышечная координация, физическая выносливость, укрепление опорно-двигательного аппарата, красивая осанка, музыкальный слух (физико-физиоло-гичекий компонент);

• музыкальный вкус, стилизация и эстетическая организация телодвижений, потребность в созидании прекрасного посредством пластики тела, широкий художественно-эстетический кругозор (эстетический компонент);

• уважение к учителю, окружающим людям, формирование или корректировка ценностно-нормативной шкалы личности, воспитанная культура общения (этический компонент);

• понимание физических законов природы и биомеханики человеческого тела, музыкальной теории, основ межличностного взаимодействия, знания национальной культуры (познавательно-образовательный компонент). Таким образом, проведенный анализ

позволяет сделать выводы: 1) танец как социально-культурный феномен обладает значительным воспитательным потенциалом в формировании общественно значимых качеств личности; 2) социализация личности в детском хореографическом коллективе с позиций системного подхода является, во-первых, адаптацией личности к существующим социально-культурным условиям, во-вторых, самореализацией личности, ее творческих способностей.

Библиографический список

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для высш. учеб. заведений. -5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 364 с.

2. Дуранов М.Е. Педагогический процесс и педагогическая деятельность: проблемы, исследования и организация: монография. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 365 с.

3. Новикова Л.И. Воспитательная система — среда — управление (о взаимосвязи понятий): материалы науч.-практ. конф. Ч. 1 - Екатеринбург, 1995. С. 12-16.

4. Педагогика: учеб. пособие для студ. педагогич. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.

5. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие / Науч. ред. Н.Б. Крылова. - М.: Академия, 2006. - 284 с.

6. Петровский А.В. Психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - 7-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 512 с.

7. Попов Р.С. Формирование национально-культурной идентичности личности подростка в условиях самодеятельного творческого коллектива: на материалах коллектива бального танца: дис. ... канд. пед. наук. - СПб.: Гуманитар. ун-т профсоюзов, 2007. - 177 с.

8. Сериков Г.Н. Элементы теории системного управления образованием. Ч. 2. Основные понятия и задачи. - Челябинск: ЧГТУ, 1994. - 169 с.

9. Фуникова Н.И. Комплексный подход как фактор организации дополнительного образования детей: дис. .канд. пед. наук. - Челябинск: [б. и.], 1998. - 234 с.

га а.

<и ч:

3 ч:

га

о

X

:

ш н

о

S

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.