EDN: LICESP
Ю.Г. Тюрина - д.э.н., доцент, профессор кафедры общественных финансов Финансового факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected],
Yu.G. Tyurina - doctor of economics, associate professor, professor of the Department of Public Finance, Faculty of Finance, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia;
А.С. Жиденко - стажер-исследователь Института исследований социально-экономических трансформаций и финансовой политики, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected],
A.S. Zhidenko - is a research intern at the Institute for Research on Socio-Economic Transformations and Financial Policy, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАССМОТРЕНИЮ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ A SYSTEMATIC APPROACH TO THE CONSIDERATION OF SUSTAINABLE TOURISM DEVELOPMENT IN MODERN CONDITIONS
Аннотация. В условиях макроэкономических вызовов, с которыми столкнулась российская экономика, развитие туризма является одной из важных задач, стоящих перед органами власти и управления. Российская Федерация имеет колоссальный туристический потенциал, и развитие внутреннего туризма является национальным приоритетом. Ключевым конкурентным преимуществом развития туризма является наличие множества точек притяжения для внутренних и въездных туристов, имеющих в том числе общемировое значение для развития разнообразных видов туризма, ориентированных практически на любые группы потребителей. Рост сегментации туристских продуктов и популяризация самостоятельно организованного туризма способствуют усилению разнообразия видов туризма на территории Российской Федерации. Данный аспект позволяет говорить об актуальности исследуемой проблемы и ее практической значимости для эффективного развития туризма в перспективе. Целью данной работы является формирование системного подхода к рассмотрению устойчивого развития туризма в современных условиях. Туризм рассматривается как комплекс взаимосвязанных элементов, раскрываются ключевые принципы устойчивого развития туризма, представлена видовая классификация туризма, сделаны выводы о необходимости совершенствования государственного финансового стимулирования развития туризма в России.
Abstract. In the context of macroeconomic challenges faced by the Russian economy, tourism development is one of the important tasks facing government and administrative bodies. The Russian Federation has enormous tourism potential, and domestic tourism development is a national priority. The key competitive advantage of tourism development is the presence of many points of attraction for domestic and inbound tourists, including those of global importance for the development of various types of tourism aimed at virtually any consumer group. The growth of segmentation of tourism products and the popularization of independently organized tourism contribute to the strengthening of the diversity of tourism types in the Russian Federation. This aspect allows us to talk about the relevance of the problem under study and its practical significance for the effective development of tourism in the future. The purpose of this work is to develop a systematic approach to considering sustainable tourism development in modern conditions. Tourism is considered as a complex of interrelated elements, the key principles of sustainable tourism development are revealed, a species classification of tourism is presented, conclusions are made about the need to improve state financial incentives for tourism development in Russia.
Ключевые слова: туризм, устойчивое развитие, устойчивое развитие туризма, туристская инфраструктура, туристский продукт, системный подход.
Keywords: tourism, sustainable development, sustainable tourism development, tourist infrastructure, tourist product, systematic approach.
Благодарности: Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.
Acknowledgments: The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds on the state assignment of the Financial University.
Введение
В контексте современной науки туризм рассматривается как сложная система взаимоувязанных между собой элементов, отражающих уровень социально-экономического развития территории, а также туристский потенциал её развития. Зависимость развития туризма от экономического состояния региона определяют понимание туризма как дуалистической категории, то есть обладающей двойственностью внутренней природы, включающей в себя разнонаправленную по целевой составляющей деятельность как по организации массовых путешествий и созданию связанной с ними инфраструктуры, так и по осуществлению данных путешествий. Исходя из этого, говоря о понятии туризма как социально-экономической категории общества и ее развитии, необходимо учитывать данную разнонаправленность, и при выборе туризма в качестве объекта воздействия государственной финансовой политики использовать комплексный подход.
Основная часть
Исследуя понятие туризма системно, следует отметить, что туризм как комплекс взаимосвязанных элементов включается себя следующие элементы: туристский продукт; туристский рынок; туристский бизнес [1]. Их взаимосвязь проявляется в ориентации на достижение единой цели, обеспечивая всестороннее развитие категории, что позволяет оценить эффективность туризма как комплекса выше, чем непосредственной суммы всех его элементов. Другими словами, объединение элементов туризма и построение обеспечивающих их взаимодействие цепочек, а также укрепление связей между ними является эффективным.
Говоря о таком элементе туризма как туристский продукт, необходимо подчеркнуть, что в первую очередь он соотносится с понятием тура, то есть организованной поездки, и представляет собой совокупность услуг по перевозке и размещению, оказываемых потребителям по заключенному договору. Более того, в определение туристского продукта включается также пакет нематериальных благ, которые дополняют туристский продукт. К ним относятся удовлетворенность от получения услуги, ее рекреационная составляющая или достижение цели самой поездки в случае, если рассматриваемый вид туризма имеют отличную от отдыха цель. Таким образом, туристский продукт представляет собой совокупность материальных и нематериальных благ, получаемых потребителем услуги согласно заключенному договору. Рассматривая туристский продукт более углубленно, значимы три основных его
компонента, задающих в дальнейшем направление развития данного элемента туризма. К таким компонентам относятся привлекательность туристского продукта, туристская инфраструктура, обеспечивающая его предоставление и потребление, а также их доступность для потребителя [2].
Учитывая нематериальный аспект при получении услуги, о котором говорилось выше, следует отметить, что объединение данных компонентов представляет собой количественно неизмеримую оценку качества и полезности туристского продукта для потребителя, что выражается лишь в туристском опыте, получаемом потребителем услуги, материальная же сторона выражается непосредственно в степени развития туристической инфраструктуры и стоимости услуги, которая и определяет доступность для потребителя.
Туристская инфраструктура является компонентом туристского продукта, обеспечивающим создание необходимых условий для реализации услуг. Такое обеспечение выражается в материальной базе территории, на которой происходит непосредственное потребление туристского продукта, включающей в себя совокупность культурных и рекреационных учреждений, гостиничных комплексов, а также логистических цепочек, оптимизирующих управление туристскими потоками. К туристской инфраструктуре также относят социальные и экономические параметры территории, в первую очередь, отражающие ее безопасность, уровень развитости и доступности услуг [3]. Эти и вышеуказанные аспекты в совокупности влияют на туристскую привлекательность территории, обеспечивая высокий уровень спроса на туристские продукты в случае высоких показателей развитости туристской инфраструктуры и ее эффективности, а также других параметров.
Немаловажными факторами для возникновения спроса на туристский продукт является его привлекательность и доступность для потребителя. Если первый фактор представляет собой совокупность признаков, различающихся от потребителя к потребителю, и не подлежит оценке как таковой вследствие различия туристского опыта, места проживания, финансовой обеспеченности потребителя, а также других социально-демографических факторов, то последний фактор следует учитывать при формировании устойчивого спроса на туристские продукты как в контексте государственной финансовой политики, так и непосредственного развития туристского бизнеса. Доступность туристского продукта представляет собой возможность и, в первую очередь, готовность потребителя его приобрести, учитывая финансовый аспект приобретения продукта.
В контексте доступности туристского продукта необходимо также соблюдать некоторые оптимальные значения данного показателя, поскольку излишняя доступность туристского продукта как товара на рынке приведет к его обесцениванию, что негативно скажется на финансовом состоянии туристского бизнеса. Наоборот, завышение цены на туристский продукт и его недоступность приведет к сужению круга пользователей, что, с одной стороны, принесет кратковременную экономическую выгоду туристскому бизнесу, с другой же стороны, понизит степень привлекательности туристского продукта среди населения. В случае снижения доступности туристского продукта следует отметить, что туризм, который при ее оптимальных значениях следует понимать как социально-экономическую категорию, в меньшей степени будет решать социальные вопросы, первоочередно рассматривая финансовую составляющую продажи туристского продукта и коммерциализируя процесс.
Таким образом, туристский продукт представляется возможным рассматривать в разрезе его трех компонентов - туристской инфраструктуры территории, доступности населению туристских продуктов и их привлекательности, это и позволяет всесторонне оценивать данный элемент туризма и его вклад в развитие всего комплекса.
Важным элементом туризма является туристский рынок, представляющий собой совокупность товарно-денежных отношений [1].
Необходимо отметить, что данная совокупность отношений функционирует согласно экономическим законам спроса и предложения и реализуется через движение потока товаров и услуг между производителями (поставщиками) и покупателями (потребителями) туристских продуктов. Согласно классическому рыночному механизму, движение потоков товаров и услуг реализуется непосредственно от производителей к потребителям, однако данный механизм не применим к туристскому рынку, где движение происходит в измененном виде: сами потребители организованно перемещаются на определенную территорию, чтобы там получить приобретенный туристский продукт.
Как и в классической рыночной модели, степень развитости туристского рынка говорит о концентрации высококачественного предложения в отрасли: высокая степень развития обеспечивает конкуренцию между производителями товаров и услуг, что способствует повышению их качества и установлению диверсифицированного уровня цен, низкий же уровень развития рынка, наоборот, приводит к слабой конкуренции, что, в конечном итоге, способствует повышению стоимости товаров и услуг, а также их низкому качеству, на что незамедлительно реагирует спрос потребителей. Учитывая данный аспект при формировании государственной финансовой политики, следует обратиться к классическим рыночным законам и стимулировать многообразие туристских продуктов на рынке, тем самым позволяя каждой группе потребителей получить необходимый им конкретный продукт, а также способствуя развитию туристского бизнеса, третьего элемента туризма. Определяя данный элемент как один из видов предпринимательской деятельности, отметим, что туристский бизнес имеет целью, как и всякое коммерческое предприятие, получение прибыли за счет удовлетворения потребности потребителей в досуге посредством реализации им туристских продуктов. Подвидом туристского бизнеса является гостиничный бизнес, представляющий собой более узкое понятие, поскольку такой вид предпринимательской деятельности связан непосредственно с пребыванием потребителей туристских продуктов на территории и предоставлением им услуг проживания и бытового обслуживания, тогда как туристский бизнес комплексно охватывает все услуги, предоставляемые туристам, в том числе перемещение туристских потоков до места временного проживания [4].
Обобщая вышесказанное, наглядно представим туризм как совокупность взаимосвязанных элементов. На рисунке 1 схематично указаны элементы туризма, а также их взаимосвязь. Учитывая данный механизм взаимодействия и особенности каждого элемента, в дальнейшем представляется возможным наиболее полно охарактеризовать туризм, а также его внутреннюю структуру.
Определив туризм и охарактеризовав его элементы, необходимо уделить особое внимание туристской деятельности как профессиональной деятельности по организации путешествий, результатом которой является туристский продукт, который подробнее был описан выше.
Рисунок 1 - Туризм как комплекс взаимосвязанных элементов
(Источник: составлено авторами по материалам [1])
Обратим внимание, что, с одной стороны, созвучие слов дает возможность утверждать, что туристская деятельность и деятельность по оказанию туристских услуг являются смежными терминами, обозначающими синонимичную деятельность. Однако на практике такое утверждение является некорректным, поскольку туристская деятельность представляет собой лишь организацию путешествия, но не выполнение услуг, входящих в это путешествие [Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» : (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ) : (постатейный) / О. Н. Викулова. - Москва : Юстицинформ, 2008. - 192 с.]. Другими словами, субъект туристской деятельности (фирма, агент, бизнес как организатор и создатель туристского продукта) в контексте туристской деятельности является лишь посредником, выстраивающим цепочку договорных отношений между потребителем продукта и другими участниками туристской деятельности, оказывающими требуемые виды услуг [5]. Такая организаторская деятельность позволяет представлять потребителю туристский продукт как конечный пакет услуг, приобретая который, он получает «обобщенный» перечень, уже включающий в себя все необходимые ему услуги и договоренности на их получение.
Итак, рассматривая туристскую деятельность, следует отметить, что данный вид профессиональной деятельности связан лишь с организацией и созданием туристского продукта. Напротив, деятельность по непосредственному оказанию туристских услуг и принятию гостей на территории, на которой временно проживает потребитель туристского продукта, связана с таким термином как гостеприимство.
Характеризуя туризм как социально-экономическую категорию, нельзя не упомянуть индустрию гостеприимства, поскольку данные понятия являются тесно взаимосвязанными. Вопреки устоявшемуся пониманию данного термина с бытовой точки зрения, гостеприимство является более широким понятием. Термин «гостеприимство» в контексте его социально-экономической направленности следует понимать как предпринимательскую деятельность, основанную на умении и искусстве принятия клиентов. В данном случае клиентами являются потребители разнообразных услуг, которые, в свою очередь, могут представлять собой множество видов и форм деятельности: туристскую, ресторанную, гостиничную, экскурсионную и другие. Исходя из этого, следует отметить, что термин «гостеприимство» является более широким понятием, поскольку включает в себя и туризм, а также гостиничный бизнес, общественное питание, отдых и развлечения, организацию мероприятий [6]. В этом случае и потребители индустрии гостеприимства трактуются несколько шире, чем туристы - временные посетители местности.
Более того, туристы, перемещаясь по территориям и потребляя туристские продукты, становятся потенциальными клиентами индустрии гостеприимства, поэтому данные виды деятельности в дальнейшем необходимо анализировать сообща. Качественное развитие данных категорий в современном мире невозможно без понимания принципов устойчивого развития, обеспечивающих необходимую основу для полноценного и взаимовыгодного роста. Такой рост достигается за счет реализации принципов социально-ответственного туризма, обеспечивающего, с одной стороны, необходимыми рекреационными ресурсами туристские потоки, с другой стороны, укрепляющего и поддерживающего мировую экосистему. Учитывая значимость и необходимость воздействия государства на устойчивое развитие любой отрасли (в нашем случае акцент - туризм), государство предпринимает ряд шагов и действий по государственному регулированию и стимулированию направленности развития в контексте устойчивости.
Чтобы отметить важность и необходимость данного аспекта при рассмотрении вопроса о развитии туризма, подчеркнем, что 2017 год был объявлен Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (далее - ООН) Международным годом устойчивого туризма в рамках продвижения концепции устойчивого туризма в дальнейшем как аспекта одной из целей устойчивого развития [7]. Это доказывает факт значимости концепции устойчивого туризма для мирового сообщества, что несомненно объясняется снижением экологического следа, с одной стороны, и развитием туристической инфраструктуры - с другой. Следует отметить, что в рамках данной концепции такая инфраструктура также должна быть экологичной и в сравнении с обычной снижать воздействие на природные объекты.
Говоря о принципах устойчивого туризма, следует отметить, что данные принципы представляют собой несколько видоизменное представление принципов ESG, подразумевающих экологическую (E), социальную (S) устойчивость, а также ответственное корпоративное управление (G). В рамках переориентации данных принципов на туризм и индустрию гостеприимства, выделяют следующие десять принципов их устойчивого развития, установленных организацией Tourism Concern совместно с Всемирным фондом дикой природы - на рисунке 2 они представлены наглядно.
Рисунок 2 - Принципы устойчивого развития туризма
(Источник: составлено авторами по [8])
Указанные принципы позволяют разработать такую стратегию развития туризма и индустрии гостеприимства, которая наилучшим бы образом соотносилась с целями устойчивого развития ООН. Базирование стратегии на данных принципах в контексте реализации государственной финансовой политики позволит создать систему мер, способствующих качественной трансформации данных категорий. Влияя на привычное понимание данных понятий и расширяя их, представляется возможным повысить привлекательность и доступность продуктов туризма и индустрии гостеприимства для населения, а также повысить их значимость для национальной экономики, не нанося вред окружающей среде.
Раскрывая особенности туризма как социально-экономической категории, нельзя не упомянуть существующие направления данной индустрии, позволяющие представить туризм как более широкое понятие, нежели организацию и осуществление массовых путешествий. Так, в научных работах выделяют различные виды туризма в зависимости от следующих факторов: цель деятельности; субъект деятельности; состав участников, их пол, возраст, другие социально-демографические факторы; регион осуществления деятельности; направление туристского потока; средство передвижения; способ организации; способ финансирования деятельности [9].
По целям деятельности туризм подразделяется на культурный, круизный, деловой, медицинский, спортивный и экологический. Многообразие видов по данному фактору обусловлено множественным выбором цели поездки для каждой категории населения в зависимости от его социального положения, места работы, пола, возраста, родственных связей и других факторов.
По способу организации существует неорганизованный, или самодеятельный туризм (организация поездки и ее финансирование полностью возложены на участника, планированием которой он занимается самостоятельно без привлечения стороннего лица); неорганизованный туризм (организацией поездки занимается сторонний субъект - туристский бизнес, потребитель приобретает туристский продукт, включающий в себя комплекс услуг).
По способу финансирования выделяют коммерческий туризм и социальный туризм. Коммерческий туризм реализуется через осуществление туристской деятельности и покупки туристского продукта у туристского бизнеса. Под социальным туризмом понимается субсидирование поездок определенных категорий граждан через механизм прямого бюджетного финансирования. К такому финансированию могут привлекаться как бюджеты публично-правовых образований, так и негосударственные фонды и благотворительные организации. Учитывая такое разделение при формировании государственной финансовой политики, следует разделять и меры воздействия, применяемые для стимулирования туризма.
Заключение
Рассматривая многообразие видов туризма и особенно выделяя множественность целевых направлений осуществления туристской деятельности, нельзя не отметить, что через данные виды реализуется функции туризма как социально-экономической категории. Разнонаправленность данных видов и их многообразие обозначают, что туризм является действительно широким понятием, более того, он способствует развитию междисциплинарных связей, обеспечивая взаимодействие различных сфер общества. В частности, научный и культурный туризм как наиболее выделяющиеся примеры междисциплинарного взаимодействия предполагают одновременное развитие и туристской инфраструктуры в месте временного пребывания, обеспечивая потребителей туристского продукта необходимыми бытовыми и рекреационными ресурсами, так и развитие объектов культурного наследия и научного потенциала региона.
В раскрытии методологии туристской деятельности важен аспект функциональной составляющей туризма, реализуемых функций. В первую очередь, туризм выполняет социально -экономическую функцию, обеспечивая механизм, благодаря которому удовлетворяются потребности населения в отдыхе, в то же время стимулируя финансовые потоки на туристском рынке и обеспечивая экономический рост. Познавательная функция туризма реализуется через приобретение нового опыта потребителями туристского продукта, а воспитательная -отражается в дополнении учебного процесса организацией туров и, например, проведением экскурсионных программ для детей школьного возраста, разносторонне развивая и способствуя укреплению междисциплинарных связей. Под эстетической и эмоционально-психологической функциями понимается помощь туризма как вида деятельности в восстановлении организма как в духовном, так и физиологическом плане, нормализуя его работу. Социально-коммуникативная функция помогает развивать социальные навыки потребителей туристского продукта и способствует выстраиванию формальных и неформальных межличностных отношений при осуществлении тура. Наконец, выравнивающую функцию необходимо выделять, как следствие экономической, поскольку она позволяет через туристские потоки стимулировать развитие регионов, которые являются место временного пребывания потребителей туристских продуктов [10].
Определив социально-экономическую значимость туризма через рассмотрение и анализ его функций, отметим, что, как и любой другой значимый элемент экономики, он нуждается в государственном финансовом регулировании. В первую очередь, обоснованность этого решения выражается в необходимости регулирования туризма как элемента системы финансовых отношений, устанавливая нормы и правила для движения финансовых потоков, определяя направления развития, а также регламентируя совокупность отношений на туристском рынке через обеспечение нормативно-правовой базой.
Источники:
1. Розанова, Т. П. Особенности формирования процессов развития туризма в современных экономических условиях / Т. П. Розанова, Р. Ю. Стыцюк // Феномен рыночного хозяйства: от истоков до наших дней. Бизнес, инновации, информационные технологии, моделирование: материалы VII Международной научно-практической конференции по экономике, посвященной памяти известного ученого и крупного организатора экономической науки на Юге России доктора экономических наук, профессора А.Ф. Сидорова, Сочи, 27-31 марта 2019 года / под редакцией Сидорова В.А. и Ядгарова Я.С.. - Сочи: ООО "Электронные издательские технологии", 2019. - С. 516-526.
2. Airey D. Victor Middleton: bridging theory and practice in tourism // Anatolia. - 2015. - №27. - С. 1-7.
3. Максаков, И. Е. Ресурсно-рекреационный потенциал регионов: анализ и перспективы / И. Е. Максаков // Актуальные проблемы природопользования и природообустройства : Сборник статей VI Международной научно-практической конференции, Пенза, 2425 ноября 2024 года. - Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2023. - С. 165-168.
4. Никольская, Е. Ю. Тенденции развития туристического и гостиничного бизнеса в России / Е. Ю. Никольская, Г. М. Дехтярь // Бюллетень науки и практики. - 2019. - Т. 5, N° 3. - С. 357-364.
5. Организация туристской деятельности: электронное учебное издание (учебное пособие) / И.С. Кусов, Р.Р. Тимиргалеева, Н.В. Шаба-лина, Е.С. Каширина, С.В. Поспелова, И.В. Журавлева, И.Ю. Гришин, Е.А. Лукьяненко, Э.Р. Кутыева, А.Д. Никанорова (под общ. ред. Р.Р. Тимиргалеевой) - Майкоп: ЭлИТ, 2021. - Режим доступа: https://201824.selcdn.ru/elit-142/pdf/978-5-6045802-5-7.pdf.
6. Тультаев, Т. А. Маркетинг услуг : учебник / Т.А. Тультаев. - Москва : ИНФРА-М, 2020. - 208 с. - (Высшее образование). - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1070534 (дата обращения: 17.03.2024).
7. Тихонова, Т. Ю. Концепция устойчивого туризма (sustainable tourism) как фактор устойчивого развития (sustainable development) / Т. Ю. Тихонова // Вестник Института мировых цивилизаций. - 2017. - № 15-2. - С. 108-115.
8. Руководство по устойчивому потреблению и рациональному использованию воды, энергии, утилизации и энергетическому поведению, а также о том, как быть ответственным путешественником в целом. // Eurasiantourism URL: https://eurasiantourism.com/wp-content/uploads/2023/05/Rukovodstvo-po-ustojchivomu-potrebleniyu-i-ratsionalnomu.pdf (дата обращения: 17.03.2024).
9. Зеленин, А. А. Туристская деятельность: сущность, виды туризма, особенности организации / А. А. Зеленин, М. Г. Леухова, Е. С. Генина // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - № 2-7(62). - С. 273-278.
10. Шарафиева, Д. Р. Функции туризма в социально-экономической структуре общества / Д. Р. Шарафиева // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. - 2012. - № 4(22). - С. 78-86.