Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ И МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ И МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
191
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / КЛАССИФИКАЦИЯ / ПОДСИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Игнатьев Станислав Александрович

Рассматривается вопрос применения системного подхода к организации медицинской информационной системы лечебно-профилактического учреждения в виде взаимосвязанных подсистем различного функционального назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM APPROACH TO INFORMATION SYSTEMS IN HEALTHCARE AND MEDICAL EDUCATION

The article deals with application of system approach to the development of medical information systems for medical and preventive treatment institutions organized as interconnected subsystems which may be affected by the functionality.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ И МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 61:37.331.101

С.А. Игнатьев

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ И МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Рассматривается вопрос применения системного подхода к организации медицинской информационной системы лечебно-профилактического учреждения в виде взаимосвязанных подсистем различного функционального назначения.

Ключевые слова: медицинская информационная система, системный подход, классификация, подсистемы

S.A. Ignatiev

SYSTEM APPROACH TO INFORMATION SYSTEMS IN HEALTHCARE AND MEDICAL EDUCATION

Abstract. The article deals with application of system approach to the development of medical information systems for medical and preventive treatment institutions organized as interconnected subsystems which may be affected by the functionality.

Keywords: medical information system, system approach, classification, subsystems

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важных условий развития страны, как подчеркнул президент РФ Владимир Путин в своем Указе [1], а также в выступлениях с ежегодными посланиями Федеральному Собранию в 2019 и 2020 годах, является интенсивное внедрение цифровых технологий во все отрасли производства, науки и образования. Указанное в значительной степени касается медицинских организаций и медицинских образовательных учреждений, где в соответствии со специальным федеральным законом № 242-ФЗ реализуются сразу несколько программ и проектов по применению информационных технологий (ИТ) в сфере здравоохранения, так что внедрение ИТ способствует более высокому уровню развития системы здравоохранения. Следовательно,

основной целью применения ИТ в медицине является повышение качества охраны здоровья населения за счет использования возможностей современной компьютерной техники.

Информационные процессы являются необходимым компонентом медицины и здравоохранения в целом. От уровня их взаимодействия, наличия вертикальных и горизонтальных связей, информативности и достоверности зависит как эффективность управления отраслью и, соответственно, эффективность ее функционирования. Важность применения ИТ подчеркивается тем, что вопросы информатизации выделены в проекте «Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.» [2]. Указанное обусловлено двумя основными задачами, стоящими перед информационными системами в медицине: информационная поддержка оказания медицинской помощи населению и информационная поддержка управления отраслью здравоохранения [3-5]. От эффективности внедрения ИТ в медицине уже в настоящее время, а в ближайшем будущем ещё в большей степени будет зависеть не только уровень здравоохранения в стране в целом, но и здоровье каждого человека, а следовательно, и уровень процветания всей нации.

Интенсивное внедрение ИТ в здравоохранении направлено на создание единого информационного пространства (ЕИП) медицинских организаций различного уровня, что создает условия, во-первых, для организации мониторинга их деятельности по различным направлениям, который способствует повышению прозрачности работы медицинских учреждений, контролю эффективности принимаемых управленческих решений, анализу экономических аспектов оказания медицинской помощи, во-вторых, для существенного сокращения сроков обследования и лечения пациентов, в-третьих, для применения телемедицины.

Принимая во внимание изложенное, большинство лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) нашей страны достаточно широко используют комплексные медицинские информационные системы (МИС) [6-8]. Эти системы представляют собой универсальные или специальные программные продукты, позволяющие на качественно новом уровне и новыми возможностями оказывать медицинские услуги, организовать деятельность медучреждения и осуществлять руководство отраслью в целом. Исходя из изложенного, научный и практический интерес представляет применение системного подхода к организации МИС лечебно-профилактического учреждения.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Существенным преимуществом МИС является переход от локальной работы с медицинской информацией к взаимодействию с интегрированной системой, где все входные и выходные данные, а также данные, формируемые в данном ЛПУ, концентрируются в еди-

ной информационной среде (ЕИС). В этом случае возможна полная реализация безбумажной технологии, но сохраняется возможность получения «твердой копии» любого документа. Информационные системы (ИС) различных медицинских учреждений являются основными звеньями в информатизации здравоохранения, в силу чего целесообразно рассмотреть их классификацию, которая может быть основана на различных признаках (рис. 1).

По назначению МИС делятся на три группы:

1) системы, основной функцией которых является накопление данных и знаний в компьютере как средстве надежного хранения профессиональных знаний, обеспечивающем доступный и быстрый поиск необходимых сведений, обработку и использование информации, что является основой создания информационной среды;

2) диагностические и консультирующие системы, решающие задачу поддержки принятия решений в сложных и спорных ситуациях;

3) системы, обеспечивающие медицинское обслуживание, в рамках которого с использованием возможностей современных вычислительных средств определяются различными методами важные физиологические функции.

Информационные системы

1 1

По назначению По уровню сложности Иерархический принцип

По содержанию информационных ресурсов По специфике решаемых задач По степени формализуемости задач

Рис. 1. Классификации медицинских информационных систем по различным признакам

По уровню сложности все компьютерные системы и здравоохранении независимо от назначения делятся на следующие уровни:

- автоматизированные системы обработки данных и/или информации (АСОД и АСОИ), которые помогают в выполнении вычислительных работ, т. е. делают арифметические операции, преобразуя исходные данные/информацию;

- автоматизированные информационные и информационно-справочные системы (АИС и АИСС), назначением которых являются обработка, хранение и поиск документов, сведений о документах, отдельных фактов и другой информации;

- автоматизированные системы управления (АСУ) связаны с внедрением информационно-справочных систем, с помощью которых часть информации используется в работе и обрабатывается в компьютере по заданным программам и затем используется при выполнении различных функций;

- экспертные системы (ЭС) - для подготовки вариантов и выбора решений.

Иерархический принцип классификации МИС соответствует многоуровневой

структуре здравоохранения в стране, при этом системы каждого уровня классифицируют по функциональному принципу (по решаемым задачам).

1. Базовый (клинический) уровень. ИС реализуют информационную поддержку работы врачей различного профиля для повышения ее эффективности, особенно в условиях недостатка некоторых квалифицированных специалистов. По решаемым задачам выделяют:

• информационно-справочные системы (предназначены для поиска и выдачи медицинской информации по запросу пользователя),

• консультативно-диагностические системы (для диагностики патологических состояний, включая прогноз и выработку рекомендаций по способам лечения при заболеваниях различного профиля),

• приборно-компьютерные системы (для информационной поддержки и/или автоматизации диагностического и лечебного процесса, осуществляемых при непосредственном контакте с организмом больного),

• автоматизированные рабочие места специалистов (для автоматизации всего технологического процесса врача соответствующей специальности и обеспечения информационной поддержки при принятии диагностических и тактических врачебных решений).

2. Уровень ЛПУ (поликлиники, стационары, диспансеры, скорая помощь). ИС представлены следующими основными группами:

• ИС консультативных центров (предназначены для обеспечения функционирования соответствующих подразделений и информационной поддержки врачей при консультировании, диагностике и принятии решений при неотложных состояниях),

• банками информации медицинских служб (содержат сводные данные о качественном и количественном составе работников учреждения, прикрепленного населения, основные статистические сведения, характеристики районов обслуживания и другие необходимые сведения),

• персонифицированными регистрами (содержат информацию на прикрепленный или наблюдаемый контингент на основе формализованной истории болезни или амбулаторной карты),

• скрининговыми системами (для проведения доврачебного профилактического осмотра населения, а также для выявления групп риска и больных, нуждающихся в помощи специалистов),

• ИС лечебно-профилактического учреждения (основаны на объединении всех информационных потоков в единую систему и обеспечивают автоматизацию различных видов деятельности учреждения),

• информационными системами НИИ и медицинских вузов (решают три основные задачи: информатизация технологического процесса обучения, научно-исследовательской работы и управленческой деятельности учреждения).

3. Территориальный уровень (профильные и специализированные медицинские службы и региональные органы управления). ИС этого уровня представлены следу ю-щими группами:

• ИС территориального органа здравоохранения;

• ИС для решения медико-технологических задач, обеспечивающие информационной поддержкой деятельность медицинских работников специализированных медицинских служб;

• компьютерные телекоммуникационные медицинские сети, обеспечивающие создание ЕИС на уровне региона.

4. Государственный уровень (государственные учреждения и органы управления). На этом уровне МИС обеспечивают информационную поддержку при принятии важных решений для системы здравоохранения в целом.

По содержанию информационных ресурсов МИС можно разделить на следующие группы:

• результаты лабораторных диагностических исследований;

• электронные истории больных;

• стандарты диагностики и лечения больных;

• экспертные системы;

• базы данных по лекарственным препаратам;

• базы данных материальных ресурсов;

• базы данных трудовых ресурсов;

• финансово-экономическая информация.

Специфика решаемых задач ИС в здравоохранении в пределах каждого уровня управления позволяет классифицировать их по следующим функциональным признакам:

• административные медицинские системы;

• поисковые ИС;

• системы для лабораторно-диагностических исследований;

• экспертные системы;

• больничные медицинские ИС;

• АРМ (автоматизированные рабочие места специалистов);

• телемедицинские системы.

Еще одним признаком классификации ИС может служить степень формализуемости (структурированности) задач, которые возникают в процессе работы ЛПУ, причем эти задачи следует разделить на три класса: структурированные (формализуемые), неструктурированные (неформализуемые) и частично структурированные. Соответственно, эффективность работы ИС в ЛПУ в значительной степени зависит не только от понимания сотрудниками задач, для решения которых и создана конкретная ИС, но и от квал и-фицированного ее использования.

К формализуемым задачам можно отнести задачи, которые решаются по вполне определенным алгоритмам, например экономические расчеты, связанные с деятельностью ЛПУ, расчет заработанной платы, потребность и наличие лекарственных средств и т. п. Программное обеспечение для выполнения этих задач несложное и недорогое. Отдельными задачами являются, во-первых, создание и поддержка баз данных ЛПУ, во-вторых, организация архивирования и хранения информации, для которых требуется специальное программное обеспечение с высоконадежной защитой от несанкционированного доступа и надежным функционированием при аварийном отключении электропитания.

При решении указанных задач ИС в ЛПУ обеспечивает автоматизацию документооборота, повышение комфортности и надежности работы медицинского персонала и эффективность работы ЛПУ в целом.

К частично формализуемым задачам можно отнести такие, в которых алгоритмизировать можно только определенную часть решения, выполняемую с помощью компьютера, а далее завершение решения выполняется высококвалифицированным в данном вопросе специалистом. Задачи подобного типа наиболее распространены в медицине, примером чего могут служить управленческие задачи, связанные с анализом большого объема формализованных данных, на основе которого лицо, принимающее решение, формулирует тот или иной вывод. ИС такого типа используются, например, при составлении отчетов. Имеющееся программное обеспечение позволяет обработать данные с помощью определенных алгоритмов, а рассмотрение возможных вариантов решений и выбор из них наиболее целесообразного для конкретной ситу а-ции выполняются ЛПР.

К неформализуемым задачам относятся те, для решения которых нет готовых алгоритмов, позволяющих обработать те или иные данные и сформулировать управляющее решение. Эти задачи наиболее сложные, и для их решения применяется специальный класс ИС - экспертные системы (ЭС) [9]. ЭС представляет собой специальное программное обеспечение, основным элементом которой является база знаний, в которой аккумулируются знания высококлассных специалистов в рассматриваемой области

(ученые и специалисты-практики), выступающих в роли высокопрофессиональных экспертов. При создании ЭС в последние годы стали использоваться нейронные сети, являющиеся в определенной степени аналогом головного мозга человека, что позволяет существенно расширить возможности ЭС, в том числе входящих в МИС.

Следует отметить, что применяемые МИС могут содержать признаки, относящиеся к различным группам ИС из приведенной выше классификации. Это свидетельствует о том, что достаточно сложно однозначно классифицировать МИС в силу того, что они постоянно развиваются, причем это затрагивает как структуру, так и их функции.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ МИС

В медицинских учреждениях России в настоящее время используются более двадцати МИС, отличающихся функциями, техническим и программным обеспечением, удобством взаимодействия с пользователем и ценой [6, 7]. К наиболее развитым МИС относятся «MedWork», «БАРС.Мед», «Медиалог», «MGERM», «Здравоохранение» и ряд других. Они позволяют автоматизировать учет пациентов и их распределение по врачам, формирование документации и выполняют ряд других функций, однако имеют ряд недостатков, связанных с интерфейсом пользователя, недостаточными возможностями используемых компьютеров, а также отсутствием профессиональной поддержки их функционирования специалистами-системотехниками.

Последнее особенно важно, так как разработчики МИС чаще всего представляют программное обеспечение своей системы как вполне законченное, хотя на практике возникают новые задачи и изменяются требования к МИС, что требует как изменения программного обеспечения, так и применения новой компьютерной техники с более расширенными возможностями. Из изложенного следует, что разработка и практическое применение МИС сталкиваются с определенными трудностями; это связано с тем, что МИС рассматривается в основном только как специальное программное обеспечение, в то время как она представляет собой систему, включающую ещё и техническую базу, и подготовленный персонал. Указанное, видимо, обусловлено недостаточной проработкой методологических аспектов создания эффективных МИС. Для более четкого представления МИС как сложной системы предлагается в структуре МИС на уровне ЛПУ выделить четыре основные подсистемы: организационного обеспечения, технического обеспечения, научно-методического обеспечения, информационного обеспечения (рис. 2). Системный подход позволяет более полно представить взаимодействие всех компонент МИС, причем не только на уровне ЛПУ, но и с внешними структурами другого иерархического уровня, что позволяет использовать указанное как на этапах разработки МИС, так и на этапе их практического применения.

Рис. 2. Системный подход к организации информационной системы лечебно -профилактического учреждения

Подсистема организационного обеспечения. В ее структуру входят представители аппарата управления учреждением, ответственные за качество медицинского обслуживания, сотрудники из состава медицинского персонала, ответственные за подготовку задач, подлежащих решению с помощью МИС, а также специалисты по программному обеспечению. В этой подсистеме анализируется вся входная и выходная информация о работе ЛПУ, поступающая из подсистемы информационного обеспечения, принимаются общие решения по структуре документооборота (как в электронной форме, так и в виде твердых копий), анализируются экономические аспекты деятельности учреждения и т. п. В рамках подсистемы составляется четкая регламентация взаимодействия медицинского персонала с пациентами, сотрудников лечебного учреждения с техническими средствами, а также для персонала устанавливаются организационно-правовые нормы работы в информационной системе, которые закрепляются соответствующим распоряжением администрации ЛПУ.

Подсистема технического обеспечения включает в свой состав, во-первых, специалистов по аппаратному обеспечению и эксплуатации информационной системы и специалистов из числа медицинского персонала, прошедших переподготовку по ИТ, что обеспечивает надежное функционирование ИС; во-вторых, комплекс технических средств: компьютеры, устройства ввода и вывода информации, электронные архивы, линии связи, разнообразную оргтехнику, а также различную медицинскую диагностическую аппаратуру. Сложность и объем технического обеспечения зависят от величины и профиля ЛПУ, а также от наличия у учреждения финансовых ресурсов.

Подсистема научно-методического обеспечения необходима для разработки методических основ применения ИТ для решения задач в области здравоохранения с использованием МИС и технологии практического применения информационной системы. Кроме того, в рамках подсистемы формируется математическое и программное обеспечение в виде совокупности системных, служебных и прикладных программ, математических моделей и алгоритмов, необходимых для решения профессиональных задач. Предусматривается наличие как специальных медицинских программных средств и программного обеспечения общего, в основном офисного назначения, так и специального программного обеспечения для обработки диагностической информации. Здесь также упорядочивается методология построения всех баз данных как медицинского, так и немедицинского характера, а также накопления информации для построения баз знаний, которые в дальнейшем могут быть использованы для создания экспертной системы. Для решения указанных задач привлекаются высококвалифицированные специалисты-медики, математики и специалисты по системотехнике и программному обеспечению.

Подсистема информационного обеспечения осуществляет сбор и обработку информации, создание баз данных, формирование электронного документооборота в учреждении. В рамках подсистемы создается единая для всего ЛПУ классификация

и кодирование информации, унификация всей документации: историй болезни, карт амбулаторного больного, учетно-статистических документов, протоколов различных диагностических исследований и др.

На основе существующих стандартов и протоколов передачи данных создается единая для всех подразделений ЛПУ схема взаимодействия информационных потоков. На практике в реализации информационного обеспечения, помимо медицинского персонала, владеющего знаниями по ИТ, ведущая роль отводится специалистам по программному обеспечению и системотехнике. На основе данных из информационной подсистемы и подсистемы научно-методического обеспечения формируются управляющие решения по повышению качества медицинского обслуживания.

Внедрение ИТ в медицинских учреждениях и практическая реализация МИС имеют положительный эффект с точки зрения как организации лечебного процесса, так и информационной обеспеченности всех участников системы здравоохранения.

Положительный эффект для пациента заключается, во-первых, в существенном сокращении времени нахождения у процедурных и диагностических кабинетов и в очереди к врачу, а также времени получения диагностических данных, что повышает оперативность принятия решения врачом и эффективность лечения; во-вторых, в увеличении времени взаимодействия пациента с врачом за счет автоматизации подготовки документов; в-третьих, в существенном сокращении времени на получение результатов лечения и выписного эпикриза в печатном или электронном виде.

Положительный эффект для лечащего врача заключается: во-первых, в концентрации информации об истории болезней пациента за все время наблюдения в базе данных и оперативность ее получения за заданный период времени; во-вторых, в минимизации времени и значительном расширении возможностей поиска справочных данных; в-третьих, в возможности получения информации из аптечного склада ЛПУ о наличии лекарственных средств; в-четвертых, в существенном снижении времени на оформление документации о прохождении лечения за счет ее автоматизации.

Положительный эффект для министерства здравоохранения базируется на эффективном использовании ЕИП и мониторинге деятельности различных учреждений здравоохранения на основании анализа данных, поступающих из регионов РФ, что обеспечивает обоснованное и оперативное принятие и реализацию важных стратегических и тактических решений.

Проблема эффективного использования МИС в здравоохранении тесно переплетается с другой, не менее важной проблемой - качества обучения студентов в медицинских учебных заведениях. Важнейшим требованием к подготовке современных специалистов является повышение ее качества, включающего не только теоретические и организационные аспекты, но и высокие практические навыки и быструю адаптацию к реальным

условиям работы в различных сферах деятельности. Одним из перспективных направлений решения данной задачи является использование ИТ, например симуляционных технологий для эффективной подготовки студентов к практической деятельности [10, 11]. Следовательно, необходимо уделять большое внимание их преподаванию, так как уровень владения средствами поиска и обработки информации и получения знаний на сегодняшний день во многом определяет успех в профессиональной деятельности.

Большой объем информации, с которым приходится взаимодействовать студентам, определяет необходимость обучения эффективным способам работы с ИТ в системе высшего образования. Это раскрывает новые возможности для реализации учебного процесса, учитывающего индивидуальные особенности и склонности каждого студента, их встраивание, особенно на старших курсах и в ординатуре, в самостоятельный научный поиск, что направлено на создание условий для формирования высококвалифицированного специалиста. Это обусловливает необходимость корректировки традиционных образовательных технологий в вузе и разработки современных методик преподавания с использованием информационной образовательной среды (ИОС), а также изменений в подготовке преподавателей. ИОС вуза позволяет аккумулировать информационные ресурсы; обеспечивает информационное обеспечение субъектов образовательного процесса; формирует информационную культуру студентов и преподавателей; способствует интеграции объектов информатизации [12].

Из изложенного следует, что целесообразным является ознакомление студентов, особенно старших курсов, с ЕИП системы здравоохранения и функционированием МИС, причем ряду студентов можно обеспечить в определенных пределах доступ к информации в МИС, которую они могут использовать при подготовке выпускных квалификационных работ и в научной работе. Для этого представляется целесообразным реализовать связь ИС вуза с ЕИС ЛПУ (рис. 2). Кроме того, хорошая подготовка специалистов в вузе в области ИТ способствует тому, что они в дальнейшем смогут грамотно и эффективно использовать возможности МИС в своей профессиональной деятельности в медицинских организациях. При этом следует подчеркнуть, что применение ИТ само по себе не может улучшить слабо организованную медицинскую деятельность или обучение, но может и должно стать инструментом повышения их качества и эффективности.

В СГМУ имени В.И. Разумовского используется МИС «БАРС.Мед» как универсальное решение для автоматизации деятельности учреждения. Система позволяет создать ЕИП для административных, лечебно-диагностических и финансово-экономических процессов университета, что способствует рациональной и более эффективной организации работы университета, в том числе за счет учета эффективности работы персонала, оперативного управления ресурсами, эффективного использования обо-

рудования, мониторинга основных показателей, применения электронного документооборота и других. Студенты университета приобретают основы знаний о функционировании МИС и навыки работы на компьютере с соответствующими программами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, медицинская информационная система представляет собой совокупность технических и программных средств, баз данных и знаний, предназначенных для автоматизации различных процессов, протекающих в ЛПУ и других органах системы здравоохранения страны. При разработке и применении МИС целесообразно рассматривать ее как сложную систему, содержащую ряд взаимосвязанных компонент, что необходимо учитывать для квалифицированного использования. МИС служат базой для поэтапной организации мониторинга системы здравоохранения на ф е-деральном и региональном уровнях. Грамотное обучение студентов-медиков и медицинских работников различного уровня эффективному использованию современных ИТ способствует повышению качества оказания медицинских услуг, совершенствованию управления различными структурными медицинскими подразделениями и создает основу существенного повышения уровня медицинского обслуживания и приближения его к мировому уровню.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/57425.

2. Национальные проекты «Здравоохранение», «Цифровая экономика». URL: http://govemment.ru/projects/selection/741/35675).

3. Куракова Н.А. Информатизации здравоохранения как инструмент создания «саморегулируемой системы организации медицинской помощи» // Врач и информационные технологии. 2009. № 2. С. 4-27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Путинцев А.Н., Алексеев Т.В., Шмелева Н.Н. Современные технологии для информационной поддержки врачей и повышения квалификации // Врач и информационные технологии. 2015. № 2. С. 36-44.

5. Цифровое здравоохранение. Необходимость и предпосылки / О.Э. Карпов, С.А. Субботин, Д.В. Шишканов, М.Н. Замятин // Врач и информационные технологии. 2017. № 3. С. 6-22.

6. Медицинские информационные системы: обзор возможностей и примеры использования. URL: https://evergreens.com.ua/ru/articles/medical-information-systems.html.

7. Классификация информационных систем в медицине. URL: http://labdata.ru/node/13.

8. Требования к медицинским информационным системам. URL: https://www.rosminzdrav.ru/news/2019/06/19/11745-utverzhdeny-trebovaniya-k-meditsinskim-informatsionnym- sistemam.

9. Жариков О.Г., Литвин А.А., Ковалёв В.А. Экспертные системы в медицине // Медицинские новости. 2008. № 10. С. 15-18.

10. Медицинские симуляторы: история развития, классификация, результаты применения, организация симуляционного образования / М.Е. Тимофеев, С.Г. Шапо-вальянц, В.Г. Полушкин и др. // Вестник Новгородского государственного университета. 2015. № 2 (85). С. 53-59. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/meditsinskie-simulyatory-istoriya-razvitiya-klassifikatsiya-rezultaty-primeneniya-organizatsiya-simulyatsion-nogo-obrazovaniya.

11. Применение симуляционного оборудования на основе информационных технологий для формирования профессиональных навыков / С.А. Игнатьев, В.А. Добряков, С.В. Федюков и др. // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2020. № 4 (87). С. 27-39.

12. Вопросы использования информационных технологий в высших учебных заведениях / С.А. Игнатьев, С.В. Слесарев, С.В. Федюков, М.А. Терехова // Инженерный вестник Дона: электронный журнал. 2018. № 3 (50). С. 77-79. URL: ivdon.ru/ru/magazine / archive/n3y2018/5171

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Игнатьев Станислав Александрович -

доктор технических наук, профессор кафедры педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации Саратовского государственного медицинского университета имени В.И. Разумовского

Stanislav А. Ignatiev -

Dr. Sci. Tech., Professor Department of Pedagogy, Educational Technologies and Professional Communication, Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky

Статья поступила в редакцию 30.10.21, принята к опубликованию 17.11.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.