Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИНВЕСТИРОВАНИЮ РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ КОМПЛЕКСНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ'

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИНВЕСТИРОВАНИЮ РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ КОМПЛЕКСНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА ВОДОСНАБЖЕНИЯ / РЕСУРСОЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / БЕСТРАНШЕЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ / WATER SUPPLY INFRASTRUCTURE / RESOURCE-EFFICIENT METHODS / TRENCHLESS TECHNOLOGIES / SOCIALLY-ORIENTED INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свистунов А.В., Ижак А.П.

В статье рассматривается проблема восстановления изношенной инфраструктуры водоснабжения муниципального образования с обеспечением питьевой водой требуемого качества и снижением тарифов в среднесрочной перспективе. Обозначена актуальная проблема формирования новых экономических отношений между государством (муниципалитетом), ресурсоснабжающими предприятиями и населением муниципального образования с приоритетом его интересов по поводу осуществления социальноориентированного инвестирования, направленного на модернизацию водопроводных сетей посредством применения бестраншейных технологий (санирования). Представлен обзор текущего состояния и практики модернизации водопроводных сетей, раскрыты преимущества и недостатки бестраншейных технологий. Обозначена необходимость применения ресурсоэффективных методов бестраншейных технологий модернизации коммунальной инфраструктуры. Даны рекомендации по формированию системного подхода к социально-ориентированному инвестированию, в соответствии с которым население становится полноправным участником управленческого процесса в коммунальной сфере (одновременно заказчиком и активным соинвестором), что позволит привлечь необходимый объем инвестиций, провести комплексную модернизацию коммунальной инфраструктуры, снизить тарифы для населения и заморозить их рост на определенный период времени, уменьшить потери воды при транспортировке и количество аварий на сетях и повысить качество услуги водоснабжения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Свистунов А.В., Ижак А.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIC APPROACH TO INVESTING RESOURCE-SAVING TECHNOLOGIES OF COMPLEX MODERNIZATION OF WATER SUPPLY INFRASTRUCTURE

The article considers the problem of restoring the worn-out infrastructure of water supply system with the provision of drinking water of the required quality and reducing tariffs in the medium term. The urgent problem of the formation of new economic relations between the state (municipality), resource-supplying enterprises and the urban population with the priority of its interests is outlined. This problem lies in the implementation of socially-oriented investment aimed at modernizing water supply networks through the use of trenchless technologies (rehabilitation). An overview of the current state and practice of modernizing water networks is presented, and the advantages and disadvantages of trenchless technologies are revealed. The necessity of using resource-efficient methods of trenchless technologies for upgrading municipal infrastructure is indicated. Recommendations are given for the formation of a systematic approach to socially-oriented investment, according to which the population becomes a full participant in the management process in the utility sector (both a customer and an active co-investor), which will attract the necessary amount of investment, conduct a comprehensive modernization of the utility infrastructure, reduce tariffs for the population andfreeze their growth for a certain period of time, reduce water losses during transportation and the number of accidents on the networks and improve the quality of water supply service.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИНВЕСТИРОВАНИЮ РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ КОМПЛЕКСНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ»

УДК 628:338.242.4:338.465.4

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИНВЕСТИРОВАНИЮ РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ КОМПЛЕКСНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ

Свистунов А.В., к.э.н, доцент

Муромский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени

А.Г. и Н.Г. Столетовых», Муром, Россия

E-mail: svistunov-murom@yandex.ru Ижак А.П., студент магистратуры Муромский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени

А.Г. и Н.Г. Столетовых», Муром, Россия E-mail: nastia54-14@mail.ru.

Аннотация: В статье рассматривается проблема восстановления изношенной инфраструктуры водоснабжения муниципального образования с обеспечением питьевой водой требуемого качества и снижением тарифов в среднесрочной перспективе. Обозначена актуальная проблема формирования новых экономических отношений между государством (муниципалитетом), ресурсоснабжающими предприятиями и населением муниципального образования с приоритетом его интересов по поводу осуществления социально-ориентированного инвестирования, направленного на модернизацию водопроводных сетей посредством применения бестраншейных технологий (санирования). Представлен обзор текущего состояния и практики модернизации водопроводных сетей, раскрыты преимущества и недостатки бестраншейных технологий. Обозначена необходимость применения ресурсоэффективных методов бестраншейных технологий модернизации коммунальной инфраструктуры. Даны рекомендации по формированию системного подхода к социально-ориентированному инвестированию, в соответствии с которым население становится полноправным участником управленческого процесса в коммунальной сфере (одновременно заказчиком и активным соинвестором), что позволит привлечь необходимый объем инвестиций, провести комплексную модернизацию коммунальной инфраструктуры, снизить тарифы для населения и заморозить их рост на определенный период времени, уменьшить потери воды при транспортировке и количество аварий на сетях и повысить качество услуги водоснабжения.

Ключевые слова: инфраструктура водоснабжения, ресурсоэффективные методы, бестраншейные технологии, социально-ориентированное инвестирование.

SYSTEMATIC APPROACH TO INVESTING RESOURCE-SAVING TECHNOLOGIES OF COMPLEX MODERNIZATION OF WATER SUPPLY

INFRASTRUCTURE

Svistunov A. V., Ph.D., Associate Professor

Murom Institute (branch) of FSBEI HE "Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletov",

Murom, Russia. E-mail: svistunov-murom@yandex.ru Izhak A.P., the student of a magistracy

Murom Institute (branch) of FSBEI HE "Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletov",

Murom, Russia. E-mail: nastia54-14@mail.ru

Abstract: The article considers the problem of restoring the worn-out infrastructure of water supply system with the provision of drinking water of the required quality and reducing tariffs in the medium term. The urgent problem of the formation of new economic relations between the state (municipality), resource-supplying enterprises and the urban population with the priority of its interests is outlined. This problem lies in the implementation of socially-oriented investment aimed at modernizing water supply networks through the use of trenchless technologies (rehabilitation). An overview of the current state and practice of modernizing water networks is presented, and the advantages and disadvantages of trenchless technologies are revealed. The necessity of using resource-efficient methods of trenchless technologies for upgrading municipal infrastructure is indicated. Recommendations are given for the formation of a systematic approach to socially-oriented investment, according to which the population becomes a full participant in the management process in the utility sector (both a customer and an active co-investor), which will attract the necessary amount of investment, conduct a comprehensive modernization of the utility infrastructure, reduce tariffs for the

population andfreeze their growth for a certain period of time, reduce water losses during transportation and the number of accidents on the networks and improve the quality of water supply service.

Keywords: water supply infrastructure, resource-efficient methods, trenchless technologies, socially-oriented investment.

ВВЕДЕНИЕ

Бесперебойное и надлежащее

функционирование систем водоснабжения, по сути, определяет условия жизнедеятельности населения, осуществление социальной и производственной деятельности города, региона и страны в целом и является важной стратегической задачей государственной политики.

На протяжении десятилетий реформирование коммунальной сферы сопровождается множеством существенных проблем,

затрудняющих ее развитие и выражающихся в низком качестве предоставляемых услуг,

объектов коммунальной инфраструктуры (70 % и выше) [4], избыточных затратах на услуги и ежегодном росте тарифов при одновременном недофинансировании ресурсоснабжающих предприятий.

Устанавливаемые тарифы в основном являются экономически необоснованными и не позволяют обеспечивать финансирование даже текущих расходов ресурсоснабжающих предприятий, а тем более осуществлять самостоятельное инвестирование в

модернизацию коммунальной инфраструктуры с применением ресурсосберегающих технологий (таблица 1).

высокой степени износа эксплуатируемых

Таблица 1 - Сравнение установленного тарифа, рассчитанного методом индексации, с требуемым уровнем тарифа, учитывающим экономически обоснованные затраты ресурсоснабжающего предприятия в округе

Муром Владимирской области

Наименование статьи калькуляции Установленный тариф методом индексации Требуемый тариф на основе метода экономически обоснованных затрат

Производственные расходы 92343,05 94053,57

Ремонтные расходы 4403,92 4403,92

Административные расходы 14661,52 14661,52

Сбытовые расходы 1319,39 1319,39

Амортизация 6626 6626

Расходы на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату 95,10 95,10

Расходы по налогам и сборам 4393,25 4393,25

Нормативная прибыль 1824,66 1824,66

Предпринимательская прибыль 0 6277,64

Итого 127377,40 133655,05

Тариф за 1 м3 18,88 19,81

По данным Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения убытки предприятий водоснабжения и водоотведения превышают 145 млрд рублей, отрицательную рентабельность имеют 70 % предприятий [5].

В настоящее время привлечение частных инвестиций на основе механизма концессионных

соглашений в условиях государственно-частного партнерства (ГЧП) является приоритетным направлением государственного

реформирования жилищно-коммунального

хозяйства (ЖКХ).

По оценкам Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства за счет

концессионных соглашений для осуществления модернизации ЖКХ планируется привлечь не менее 2,5 трлн рублей [6].

Вместе с тем, по оценкам многих ведущих экспертов и специалистов, на восстановление и модернизацию объектов ЖКХ требуется от 10 до 13 трлн рублей [7].

Несмотря на одно из основных преимуществ концессионных соглашений, заключающееся в распределении рисков проектов между государством и бизнесом [3], в условиях высокой изношенности коммунальной сферы

инвестиционных вложений концессионера оказывается явно недостаточно. В результате если что-то концессионером и ремонтируется или даже модернизируется, то делается это точечно и неэффективно с позиции платежей населения, сопровождающихся постоянным ростом, но информационно преподносится как величайшее достижение и благо, которое не могло бы быть достигнуто, ни будь организована передача «планово-убыточного» муниципального унитарного предприятия в концессионное соглашение.

Государственная политика активного продвижения и пропаганды применения концессий в жилищно-коммунальной сфере не учитывает главного противоречия,

препятствующего эффективному осуществлению комплексной модернизации коммунальной инфраструктуры. Это противоречие связано со стремлением преобразования общественного вида коммунальных услуг с социально-значимой направленностью в индивидуально оказываемую услугу с преобладанием приоритетов коммерческой составляющей.

Предусмотренная в проектах ГЧП система долгосрочного тарифообразования RAB (Regulatory Asset Base - регулируемая база инвестированного капитала) с ежегодной индексацией содержит инвестиционную составляющую, которая гарантирует

концессионеру возврат инвестиций и получение прибыли. При этом данную составляющую призвано оплачивать население как потребитель, который фактически не признается ни инвестором, ни собственником коммунальных

объектов и не имеет экономического интереса, что является серьезным недостатком действующей системы долгосрочного тарифообразования, имеющей тенденцию к постоянному росту тарифов.

Монетарная политика государства с ежегодной индексацией тарифов на услуги ЖКХ в совокупности с осуществлением инвестиций преимущественно в отсталые технологии и проведение точечных текущих ремонтов дополнительно разгоняет темпы инфляции и создаёт угрозу национальной безопасности государства.

Для решения обозначенных проблем необходимо формирование новых

взаимовыгодных экономических отношений между государством, органами местного самоуправления, населением и субъектами хозяйственной деятельности коммунального сектора в целях осуществления необходимых инвестиционных вложений в передовые ресурсосберегающие технологии для обеспечения комплексной модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для достижения поставленной цели в работе применяется ряд методов, в числе которых метод научной абстракции, гипотетический метод, методы формализации, синтеза и анализа, проведение эксперимента для проверки выдвигаемой гипотезы, организационное проектирование, логическое моделирование и системный подход, а также прикладные методики по реформированию коммунальной сферы.

Для осуществления поиска, обобщения и систематизации информации из открытых источников (научных публикаций, нормативно -правовой базы, периодических изданий, информационно-аналитических обзоров), и внутренних информационных источников ресурсоснабжающего предприятия, а также выявления тенденций и зависимостей анализируемых показателей используются экономико-математические и статистические методы, методы группировки, сравнительного анализа и экспертных оценок.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ДИСКУССИЯ

В настоящее время осуществление комплексной ресурсосберегающей модернизации объектов водопроводно-канализационного

хозяйства возможно на основе применения современных ресурсосберегающих методов бестраншейных технологий.

В нашей стране модернизация и реконструкция коммуникаций производятся преимущественно открытым способом, что приводит к резкому увеличению стоимости и сроков выполнения восстановительных работ, а также к необходимости разрушения дорожных покрытий и перекрытию движения автомобильного и железнодорожного транспорта. Наряду с материальными перечисленные обстоятельства создают и социальные проблемы - автомобильные пробки, неудобства пассажирам, пешеходам, водителям, приводят к ухудшению экологической обстановки в городах.

В передовой зарубежной практике 95 % объема работ по прокладке и реконструкции подземных инженерных коммуникаций производится бестраншейными методами (санацией труб), что позволяет снизить затраты на проведение ремонта трубопроводов на 10-40 % [8].

Под санацией трубопроводов понимается полное восстановление трубопровода путем устранения всех видов дефектов по длине труб и в местах их стыковки путем нанесения защитных покрытий (облицовок) при соблюдении (поддержании) исходных гидравлических характеристик течения потока транспортируемой воды.

Качественно проведенная санация позволяет предотвратить коррозию металлических стенок труб, обеспечить требуемый уровень их надежности, снизить аварийность, сохранить неизменными или улучшить гидравлические характеристики, повысить энергоэффективность, содействовать поддержанию экологической обстановки, существенно снизить затраты и ускорить темпы ремонтно-восстановительных

Таблица 2 - Сравнение плановых тарифов до предпо.

округе

работ. Одним из наиболее эффективных методов бестраншейных технологий является метод протягивания полимерной трубы в виде гибкого и растягивающегося рукава из полимерного волокна внутрь старой трубы, который, по оценкам экспертов, позволяет даже в условиях уменьшения сечения трубопровода обеспечивать экономию энергозатрат до 68 кВтч на 1 погонный метр длины трубопровода в год [9].

Преимуществами бестраншейного метода являются 50-летняя гарантия на проведенные работы, минимизация земляных работ при проведении санации, отсутствует необходимость в экскаваторной технике, перекрывании дорожного движения, отсутствие влияния материала трубопровода на качество предоставляемых услуг, это связано с устойчивостью к коррозии и абразивным повреждениям после полимеризации бесшовного вкладыша.

К самому главному преимуществу санации коммунальных сетей следует отнести снижение тарифа на предоставляемые услуги за счет практического исключения последующих расходов на капитальный и текущий ремонт на длительный срок и увеличения объемов водопотребления (таблица 2).

В нашей стране применение методов бестраншейных технологий затрудняет малая доступность специализированных материалов и оборудования преимущественно зарубежного производства, а также отсутствие квалифицированных специалистов

соответствующего профиля, что значительно повышает стоимость проведения санации, вследствие чего носящей преимущественно точечный характер.

По результатам проведенных расчетов с использованием данных МУП «Водопровод и канализация» стоимость проведения

реконструкции 65 % изношенных водопроводных сетей (143 км) бестраншейным методом в округе Муром составляет 403,43 млн. руб. без НДС (таблица 3).

игаемой реконструкции и в условиях ее проведения в

Муром

Наименование показателя Текущий плановый тариф до реконструкции Плановый тариф при реконструкции методом санирования

1 Производственные расходы 97170,95 88608,47

2 ремонтные расходы 3980,95 1144,19

3 Амортизация 6995,41 4547,02

4 Холодная вода (покупная) 8,31 8,31

5 Административные расходы 15911,75 15626,76

6 Сбытовые расходы гарантирующих организаций 1493,53 1493,53

7 Расходы на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату 389,18 389,18

8 Расходы, связанные с уплатой налогов и сборов 5960,11 5960,11

9 Нормативная прибыль 2781,33 0

10 Недополученные доходы/расходы прошлых периодов 5690,79 0

ИТОГО 140382,31 117777,57

Объем поданной воды 6547,682 6842,812

Тариф 21,44 17,21

Необходимая сумма инвестиционных ресурсоснабжающего предприятия, но и для вложений является высокой не только для концессионеров.

Таблица 3 - Расчет стоимости проведения реконструкции водопроводных сетей бестраншейным методом в

округе Муром

Диаметр трубы Протяженность сетей, км Количество сетей необходимых для замены, км Стоимость замены 1 км сетей тыс. руб. Стоимость замены всего тыс. руб.

Водопроводные сети

100 74 51 1649,64 84131,64

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

200 120,12 74,1 2472,4 183204,8

300 6,1 4,27 3356,4 14331,83

400 9,06 6,32 4764,44 30111,26

500 5 3,5 7723,93 27033,76

600 4,01 2,81 10522,5 29568,11

1000 1,42 1 35053,4 35053,36

Итого 219,69 143,82 65542,630 403434,796

за высокого износа водопроводных сетей, возврат частных инвестиций и прибыль инвестора [10].

Население становится активным инвестором и полноправным участником процесса

восстановления объектов водопроводно-канализационного хозяйства путем внесения отдельного инвестиционного платежа на восстановление водопроводных и

канализационных сетей с применением бестраншейных технологий. Размер

инвестиционного платежа не должен являться частью тарифа на коммунальное обслуживание, поскольку предусмотренная для целей восстановления (реновации) амортизационная составляющая тарифа ничтожно мала, чтобы в

В целях масштабного и систематического применения методов бестраншейных технологий необходимо формирование системного подхода к взаимодействию населения, муниципальных органов управления и ресурсоснабжающих предприятий по совместному социально -ориентированному инвестированию в ресурсосберегающие технологии при восстановлении объектов коммунальной инфраструктуры с преобладанием интересов населения.

В этом случае население перестает быть пассивным плательщиком коммунальных услуг по уже привычным постоянно растущим тарифам, включающим значительные потери из-

среднесрочной перспективе осуществить масштабную модернизацию объектов

коммунальной инфраструктуры, имеющих значительный уровень изношенности.

Это принципиальное отличие от действующей практики формирования тарифов на основе доходного подхода, предполагающего включение в тариф дохода на инвестированный капитал и возврат инвестированного капитала.

Величина этого отдельного инвестиционного платежа должна рассчитываться исходя из экономически обоснованной суммы

капиталовложений на модернизацию и реконструкцию объектов водопроводно-канализационного хозяйства, численности населения муниципального образования и планируемого периода осуществления проекта восстановления (в среднем 10-15 лет). В этом случае инвестиционный проект не предусматривает получения прибыли, а является социально-ориентированным, каким и должен быть в интересах населения [10].

Согласно постановлению администрации Владимирской области от 10.05.2017 № 385 Об утверждении государственной программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры во Владимирской области" на округ Муром предполагается выделение бюджетных средств в размере 150 млн. руб.

С учетом выделения бюджетных средств необходимо обеспечить ресурсами еще 253,43 млн. руб.

Предполагаемый период инвестирования в проведение модернизации водопроводный коммуникаций - 10 лет.

Расчет ежемесячного индивидуального платежа производился по формуле: объем расходования денежных средств / период инвестирования / 12 / численность потребителей услуги водоснабжения в округе Муром.

Индивидуальный инвестиционный платеж составит: 253434796 / 12 / 94481 / 10 = 22,35 руб.

В среднесрочной перспективе по мере восстановления объектов водопроводной инфраструктуры, становится возможным снижение тарифа не только за счет устранения

износа водопроводных сетей и снижения потерь при транспортировке ресурса (таблица 2), но и дополнительно за счет уменьшения региональной составляющей, учитывающей выпадающие доходы, а затем и федеральной составляющей вследствие снижения инфляции, что окажет непосредственное влияние на повышении экономии от текущих платежей и соответственно снижение срока окупаемости инвестиционных вложений населения.

Таким образом, системный подход к инвестированию ресурсосберегающих методов бестраншейных технологий модернизации и реконструкции водопроводных сетей позволит в кратчайшие сроки восстановить изношенную коммунальную инфраструктуру со снижением потерь, рациональным использованием поставляемого ресурса и повышением его качества в интересах населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жилищно-коммунальное хозяйство - это отрасль, без которой жизнедеятельность населения невозможна. В особенности, когда дело касается питьевой воды. Именно поэтому очень важно следить за качеством предоставляемых услуг.

В статье рассмотрен системный социально-ориентированный подход к инвестированию модернизации объектов водопроводной инфраструктуры муниципального образования и приведению качества питьевой воды к установленным нормативам.

Способом финансирования является дополнительная плата, вносимая каждым потребителем услуги водоснабжения -абонентом МУП «Водопровод и канализация», бюджетные средства, а в дальнейшем и средства ресурсоснабжающего предприятия в виде амортизационных отчислений. В результате предполагается осуществить финансирование модернизации 70 % изношенных водопроводных сетей и специального оборудования с улучшением показателей качества воды и снижением платежей населения за коммунальные услуги.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[1] Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О водоснабжении и водоотведении» статья 32.

[2] Приказ Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»

[3] Денисов М.П. Концессия как оптимальная форма государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Вестник гражданских инженеров. - 2015.- № 6 (53). - С. 232-236.

[4] Демин А.П. Водохозяйственный комплекс России: понятие, состояние, проблемы // Водные ресурсы. -2010.- Том 37, № 5.- С. 617-632.

[5] Демин А.П. Обеспечение питьевой водой населения России / Национальный портал «Природа России». -2019.- 2 января [Электронный ресурс]. URL: http://www.priroda.ru/reviews/detail.php?ID=12267.

[6] Петров В. Мень: На модернизацию системы ЖКХ нужно 2,5 трлн рублей. [Электронный ресурс]. URL: https://rg .ru/2016/01/27/men-

site.html?utm_campaign=transit&utm_source=mirtesen&ut m_medium=news&from=mirtesen.

[7] Огородников Д.Д. Модернизация ЖКХ: энергосервис, концессионные соглашения, лизинг. За и против // Энергосовет. - 2015.- № 3 (40).- С. 16-20.

[8] Положение о санации водопроводных и водоотводящих сетей: утверждено на заседании НТС Госстроя России от 16.09.2003 № 01-нс-15/3. URL: https://library-full.nadzor-info.ru/doc/52481.

[9] Орлов В.А., Шлычков Д.И., Коблова Е.В. Реновация трубопроводов как средство энергосбережения при реализации бестраншейных технологий // Вестник МГСУ. - 2011.- № 6.- С. 590-595.

[10] Свистунов А.В. Формирование эффективного механизма социально ответственного инвестирования комплексной модернизации коммунальной инфраструктуры // Вестник НГУЭУ - 2019.- № 1.- С. 7489.

V V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.