СИСТЕМНЫЙ мониторинг качества жизни населения БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
А.К. Гущин
Gushchin A.K. System monitoring of life quality of Belgorod region population as a constituent part of effective state policy in the region. The article is devoted to several systems of life quality evaluation of population that characterize the level of human needs realization. It presents the analysis of the research conducted in Belgorod region that enables to state that there exist problems which solution satisfy equally all strata of the society as well as problems which satisfaction level is significantly different depending on the social status of the individual. The article includes practical proposals and recommendations for the regional program of life quality improvement of population.
Развитие современного общества, радикальные экономические преобразования предъявляют новые требования к формированию и совершенствованию системы государственного и муниципального управления. Возникает необходимость обеспечения организационного проектирования и создания муниципальных систем управления на качественно новой основе. Исходя из непреходящей ценности - человеческой жизни, основной целью существования и развития общества является достижение высокого качества жизни людей во всех аспектах ее проявления. В связи с этим по инициативе главы администрации Белгородской области Е.С. Савченко была разработана Программа улучшения качества жизни населения региона.
Качество жизни - понятие, предполагающее выделение и характеристику, посредством сопоставления разнообразных показателей, которые служат мерой соответствия удовлетворения потребностей людей возможностям экономики и принципам социальной справедливости. Эти показатели обычно характеризуют: качество питания, комфорт жилищ и коммунального обслуживания, услуги здравоохранения, образования, социальной сферы, структуру досуга, степень удовлетворения потребностей личности в информации, самоутверждении, творческом труде и т. д.
В науке обозначилось несколько систем оценки качества жизни. Одни - очень широкие и включают практически все составляющие представлений современного человека о системе жизненных ценностей (гуманизация общества, экология, демографическая ситуация, возможность самореализации и удовле-
творенность работой, мирное сосуществование, моральное здоровье общества, возможность получения образования и т. д.). Другие -достаточно узкие и используют только показатели уровня материального благосостояния населения.
Качество жизни как комплексная оценка жизнедеятельности людей представляет собой систему показателей, характеризующих уровень реализации потребностей человека, степень удовлетворенности его параметрами окружающей среды, соотнесенными с минимальными социальными стандартами и с ресурсными возможностями общества. Качество жизни людей не сводится только к уровню их жизни, хотя показатели уровня жизни существенно влияют на ощущение экологической комфортности.
Качество жизни определяется показателями удовлетворения потребностей людей в конкретных социальных условиях, дополняемыми уверенностью, что им удалось сохранить и не поставить под угрозу свою физическую и психическую целостность, личную свободу и возможности для творчества.
Сформулированный нами концептуальный подход позволяет определить измеримые индикаторы качества жизни. С точки зрения структуры они делятся на четыре группы:
во-первых, показатели, характеризующие жизненные потребности людей (измеряются с помощью социологии);
во-вторых, индикаторы, определяющие уровень реализации потребностей (данные статистики);
в-третьих, показатели степени удовлетворенности людей осуществлением жиз-
ненных планов (результаты социологических исследований);
в-четвертых, индикаторы, позволяющие определить параметры меры (статистика, экспертные оценки).
Разумеется, с содержательной точки зрения все группы индикаторов подлежат исследованию и детальной разработке в их органическом единстве.
Несмотря на то, что само содержание качества жизни, следовательно, и его показатели будут различаться применительно к конкретным людям и статусным группам, можно выявить некоторое общее содержание механизма изменения (совершенствования, улучшения) качества жизни.
Ключевым при этом мы считаем понятие «возможности». При этом возможность мы понимаем как тенденцию, выражающуюся в создании условий для реализации жизненной стратегии. Или же это социально обусловленная вероятность того, что индивид или группа достигнут определенных целей или потерпят неудачу. Возможности являются следствием комбинации внешних факторов, под которыми понимается целенаправленная деятельность субъектов социального управления и усилий самих людей, направленных на реализацию своих личных целей.
Деятельность по улучшению качества жизни людей в данном случае включает в себя три технологические процедуры: во-первых, создание благоприятных условий для расширения возможностей человека; во-вторых, актуализацию человеческих возможностей; в-третьих, корректировку ценностноцелевых ориентаций человека.
Качество жизни населения существенно различается в зависимости от социального статуса человека. Исследования, проведенные в Белгородской области, позволяют утверждать: существуют проблемы, решением которых различные группы населения удовлетворены практически в одинаковой степени, и проблемы, уровень удовлетворенности которыми существенно различается в зависимости от положения человека.
К числу первых относятся: экологическая ситуация; услуги связи; благоустроенность территорий; качество медицинского обслуживания; взаимоотношения в семье и с окружающими; уровень защиты прав личности; уровень образования.
К числу вторых: размер доходов; состояние здоровья; размер имущества и собственности; степень защищенности от насилия; гарантии занятости; качество коммунальнобытового обслуживания; возможности участвовать в управлении обществом; степень реализации жизненных планов.
Вместе с тем существует ряд базисных потребностей, удовлетворение которых определяет качество жизни человека.
Потребности, связанные с реализацией фундаментального права на жизнь. Степень удовлетворения этих потребностей достаточно низка. Исследования, в частности, позволяют диагностировать несовпадение ожидаемой продолжительности жизни населения (67,4 лет) и тем обстоятельством, что большая часть белгородцев хотели бы прожить более 70 лет.
При этом несоответствие ожидаемой продолжительности жизни мировым стандартам и ресурсным возможностям общества зависит не только от состояния здоровья, отношения к нему самого человека или от социально-бытовых условий жизнедеятельности. Во многом оно связано с существованием многочисленных угроз жизни, существованием в ситуации повышенной экологической опасности. Подтверждая это, в ходе исследований от 45 до 50 % жителей области, относящихся к различным статусным группам, констатируют, что они не уверены в собственной безопасности, от 47 до 66 % - в безопасности своих близких.
Потребности в экологически благоприятных условиях труда и быта. В области существует немало проблем, связанных с их удовлетворением. Гарантиями своей будущей занятости не удовлетворены 46 % студентов высших и средних специальных учебных заведений, а также 29 % профессионально занятых белгородцев. Многие граждане высказывают критические замечания по поводу качества медицинского обслуживания, жилищно-бытовых условий.
Потребности, связанные с самореализацией личности, осуществлением ее прав и свобод. Возникающие в связи с их удовлетворением проблемы обусловлены кризисным состоянием общества, отсутствием перспективной объединяющей идеи и противоречивостью процесса становления гражданского общества. Все это порождает ощуще-
ния нестабильности и неуверенности в завтрашнем дне, лишает человека смысла существования.
Исследования дают основания утверждать, что в Белгородской области данная группа проблем решается довольно успешно, тем более что доля тех, кто ощущает себя несчастливым, в различных статусных группах не превышает 14 %. В то же время сохраняются проблемы участия граждан в управлении обществом. Относительно низким, в сравнении с другими показателями, является коэффициент удовлетворенности степенью реализации гражданских прав и свобод.
Вступая в XXI столетие, Белгородская область сумела преодолеть основные негативные тенденции, которые явились, с одной стороны, естественным следствием социально-экономических реформ в России; с другой стороны - результатом допущенных при их проведении ошибочных решений. Позитивные результаты развития региона отражаются в показателях состояния экономики, социальной сферы и культуры.
Валовой региональный продукт в расчете на душу населения в 2004 г. увеличился по сравнению с 2000 г. на 13,2 %. Рост индустрии за прошлый год составил в области 10,6 %. Белгородчина первой в стране вернулась по объемам производства на уровень докризисного 1990 года. Постоянно увеличиваются инвестиции в различные сектора региональной экономики. С 1998 по 2003 гг. инвестиции в основной капитал возросли на 77 %. В 2003 г. за счет всех источников финансирования в области освоено более 14 млрд. рублей капиталовложений.
По нашим оценкам, Белгородская область на основе параметров социальноэкономического характера (покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения, реальное среднедушевое потребление товаров и платных услуг, обеспеченность жильем, состояние рынка труда) входит в пятерку регионов с наиболее высоким уровнем жизни.
По индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) Белгородская область в целом занимает лидирующую позицию в России. В конце прошлого десятилетия область по этому показателю находилась на 4 месте в стране. ИРЧП региона в соответст-
вии с методикой ООН по расчетам составляет 0,798. По этому показателю (для России он равен - 0,771) регион мог бы находиться среди стран мира с высоким уровнем развития человеческого потенциала. Прежде всего это обусловлено уровнем образования жителей области, превышающим показатель Японии и соответствующий показателю Австрии, а также относительно значимым показателем валового регионального продукта области в целом, который оказался выше, чем в Польше.
По продолжительности жизни (67,4 года) белгородцы находятся на 5 месте в России, опережают Москву и ряд северокавказских республик, но существенно уступают многим развитым странам мира. Индекс продолжительности жизни белгородцев соответствует индексу Багамских островов.
Дополнительный расчет интегрального индикатора качества жизни населения региона по более широкому комплексу социальных показателей позволяет оценивать его в 110 % относительно среднероссийского уровня.
Белгородская область, наряду с г. Москвой и Липецкой областью, по ряду важнейших социально-экономических показателей относится к числу ведущих регионов Центрального федерального округа.
Позитивные социально-экономические изменения благоприятно отражаются и на социально-политической и политико-управленческой ситуации в области. Важнейшими ее характеристиками являются:
- стабильность;
- конструктивное взаимодействие государственной власти с формирующимися институтами гражданского общества;
- отсутствие глубоких социальнополитических конфликтов и социальной напряженности;
- относительная благоприятная окружающая среда.
Эти положительные тенденции фиксируются общественным мнением. В частности, социологические исследования показывают, что от 6 до 14 % белгородцев, относящихся к разным социальным группам, отмечают значительное улучшение жизни в области за последние пять лет. От 33 до 55 % -говорят о незначительно улучшении. 60 и более процентов представителей различных
статусных групп (за исключением безработных, где показатель составляет 42 %) убеждены, что белгородцы живут лучше по сравнению с жителями соседних областей.
Важнейшую роль в определении уровня и качества жизни человека играют экономические индикаторы. К основным экономическим индикаторам относятся: душевой показатель внутреннего регионального продукта (ВРП); заработная плата; среднедушевой денежный доход; усредненный прожиточный минимум; индекс стоимости жизни. Выявляется четкая дифференциация между уровнем оплаты труда в городах и сельской местности (шкалы с различными количественными значениями соответствующего показателя), в городах уровень заработной платы существенно выше. Максимальная заработная плата в г. Старый Оскол, минимальная в Грайворо-не. Уровень заработной платы отражает степень социально-экономического развития территории. Между ними прослеживается прямая корреляционная взаимосвязь.
Душевое потребление основных продуктов питания в Белгородской области за 12 лет резко сократилось - исключение составляют лишь хлебопродукты. А по некоторым продуктам потребление не отвечает не только рациональным, но даже минимальным нормам: это мясо и мясопродукты -69 % от нормы, молоко и молокопродукты -48 %. Сократилась и общая калорийность питания с 3085 ккал. в 1990 г. до 2783 ккал. в 2003 г. Снизилось суточное потребление белков, жиров и углеводов, ощущается недостаток большинства витаминов и ряда минеральных веществ. И, как результат, рост заболеваемости, смертности населения в Белгородской области.
Индекс стоимости жизни в Белгородской области имеет максимальные значения в самых динамичных городах региона - Старом Осколе, Губкине, Белгороде. Весьма четко прослеживается тенденция снижения соответствующего экономического индикатора в сельской местности.
Системный мониторинг качества жизни населения Белгородской области показал,
что регион имеет все предпосылки для поступательного развития.
Основными перспективными направлениями государственной политики, направленной на повышение уровня и качества жизни населения региона, могли бы стать:
- недопущение дальнейшего разрушения минимальных социальных гарантий населения;
- повышение реальной цены рабочей силы, активизация мотивов и стимулов к труду и предпринимательской деятельности, восстановление в новых условиях связи доходов с ростом производительности труда и результативности предпринимательства;
- обеспечение всем нуждающимся прожиточного минимума за счет активной государственной политики перераспределения доходов;
- переход от частичной стабилизации уровня жизни населения к стабилизации в основном (у наиболее массовых социальных групп; по большинству компонентов уровня жизни; в преобладающей части регионов).
В программе повышения качества жизни населения Белгородской области, на наш взгляд, основное внимание следует сконцентрировать на решении следующих ключевых проблем - повышения уровня оплаты труда; государственного регулирования занятости; трансформации социального обеспечения; адресной социальной поддержки населения; инвестиций в человека.
1. Белгородской области 50 лет: Юбилейный статист. сб. Белгород, 2004.
2. Основные тенденции развития уровня и качества жизни населения Белгородской области в период проведения экономических реформ (аналитический материал). Белгород, 2004.
3. Бородулина Н.А., Тикунов B.C. // Изв. АН. 1998. № 1. С. 22.
4. Бабинцев В.П. // Социально-экономические проблемы российских регионов: осмысление, формирование подходов и механизмов решения в условиях ориентации на экономическое созидание. Липецк, 2003. С. 186-190.
Поступила в редакцию 25.04.2007 г.