Научная статья на тему 'Системный кризис «Франсафрик»'

Системный кризис «Франсафрик» Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Африка / Франция / «Франсафрик» / африканская политика Франции / военные базы Франции / военный переворот / путч / Сахель / Центральная Африка / операция «Бархан» / геополитические сдвиги / Africa / France / “Françafrique” / French African policy / French military bases / military coup / coup / Sahel / Central Africa / operation Barkhane / geopolitical shifts

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Филиппов Василий Рудольфович

Глобальные геополитические трансформации новейшего времени деформировали сложившееся в послевоенное время мироустройство. Эти тектонические сдвиги обусловили начало конца доминирования Французской Республики в Западной и Центральной Африке и привели к серьезным изменениям в международных отношениях в регионе, который всегда считался зоной французских интересов. Происходит быстрая деградация и распад военно-политической системы «Франсафрик», суть которой состоит в латентных связях коррумпированных элит Пятой республики и ряда африканских стран, находящихся в экономической и политической зависимости от бывшей метрополии. Цель этой статьи – рассмотреть распад этой системы в ее целостности, приблизиться к пониманию того, каким образом разрушение отдельных ее фрагментов обусловливает кризис взаимосвязанных структурных элементов всей системы. Разумеется, в рамках небольшой статьи возможно лишь обозначить общий подход к рассмотрению проблемной ситуации, исходя из теоретико-методологического подхода, который подразумевает системный анализ объекта, то есть феномена «Франсафрик». За последнее время появился целый ряд работ, посвященных различным аспектами этой проблемы (смене элит в африканских государствах, разочарованию в эффективности африканской политики в бывшей метрополии, сокращению военного присутствия Франции в Сахеле и Центральной Африке, провалу военной операции «Бархан», распаду инспирированных Пятой республикой военно-политических блоков африканских стран). Новизна этой работы и ее актуальность состоят в демонстрации необходимости изучения обозначенных тенденций в их целостности и взаимосвязи. Такой подход потребует комплексного рассмотрения причин, хода, результатов и последствий распада военно-политической системы «Франсафрик» в рамках будущего масштабного исследования этого феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

‘Françafrique’ Systemic Crisis

Recent global geopolitical shifts have deformed the postwar world order. These tectonic shifts mark the beginning of the end of French dominance in West and Central Africa, changing dramatically the layout of international relations in the region that has always been considered France’s zone of interests. There is a rapid degradation and disintegration of the French military-political system known as “Françafrique”, the essence of which lies in the latent ties between the corrupt elites of the Fifth Republic and certain African countries that are dependent on their former metropole both economically and politically. The purpose of this article is to examine the collapse of this system as a whole and its constituent parts in order to come closer to understanding how the destruction of its individual fragments causes the crisis of interconnected structural elements of the entire system. Within the framework of a short article, it is only possible to outline a general approach to considering the problematic situation, based on the theoretical and methodological approach, which implies a systemic analysis of the object, i.e., the phenomenon of “Françafrique”. Recently, a number of works have appeared devoted to various aspects of this problem (the change of elites in African states, the disappointment in the effectiveness of the former metropole’s Africa policy, the reduction of the French military presence in the Sahel and Central Africa, the failure of the military operation Barkhane, the collapse of the Fifth Republic-inspired military-political blocs of African countries). The novelty and relevance of this work lie in demonstrating the need to study these trends in their integrity and interrelationship. This approach requires a comprehensive study of the causes, course, results, and consequences of the collapse of the military-political system of “Françafrique” as part of a future large-scale study of this phenomenon.

Текст научной работы на тему «Системный кризис «Франсафрик»»

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА

Научная статья

СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС «ФРАНСАФРИК»

О 2024 В.Р. Филиппов

ФИЛИППОВ Василий Рудольфович, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, Центр изучения стран Тропической Африки, Институт Африки РАН, Москва, Российская Федерация. ORCID: 0000-0003-0501-8528. E-mail: fvrl957@mail.ru

Аннотация. Глобальные геополитические трансформации новейшего времени деформировали сложившееся в послевоенное время мироустройство. Эти тектонические сдвиги обусловили начало конца доминирования Французской Республики в Западной и Центральной Африке и привели к серьезным изменениям в международных отношениях в регионе, который всегда считался зоной французских интересов. Происходит быстрая деградация и распад военно-политической системы «Франсафрик», суть которой состоит в латентных связях коррумпированных элит Пятой республики и ряда африканских стран, находящихся в экономической и политической зависимости от бывшей метрополии. Цель этой статьи - рассмотреть распад этой системы в ее целостности, приблизиться к пониманию того, каким образом разрушение отдельных ее фрагментов обусловливает кризис взаимосвязанных структурных элементов всей системы. Разумеется, в рамках небольшой статьи возможно лишь обозначить общий подход к рассмотрению проблемной ситуации, исходя из теоретико-методологического подхода, который подразумевает системный анализ объекта, то есть феномена «Франсафрик». За последнее время появился целый ряд работ, посвященных различным аспектами этой проблемы (смене элит в африканских государствах, разочарованию в эффективности африканской политики в бывшей метрополии, сокращению военного присутствия Франции в Сахеле и Центральной Африке, провалу военной операции «Бархан», распаду инспирированных Пятой республикой военно-политических блоков африканских стран). Новизна этой работы и ее актуальность состоят в демонстрации необходимости изучения обозначенных тенденций в их целостности и взаимосвязи. Такой подход потребует комплексного рассмотрения причин, хода, результатов и последствий распада военно-политической системы «Франсафрик» в рамках будущего масштабного исследования этого феномена.

Ключевые слова. Африка, Франция, «Франсафрик», африканская политика Франции, военные базы Франции, военный переворот, путч, Сахель, Центральная Африка, операция «Бархан», геополитические сдвиги.

DOI: 10.31132/2412-5717-2024-67-2-144-156

Для цитирования: Филиппов В.Р. Системный кризис «Франсафрик». Ученые записки Института Африки РАН. 2024. № 2. С. 144-156. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-67-2-144-156

ВВЕДЕНИЕ. ФЕНОМЕН «ФРАНСАФРИК»

Восьмому президенту Пятой Республики Франции Эммануэлю Макрону в наследство от предшественников досталась определенная традиция отношений с африкански-

ми странами, территории которых некогда были французскими колониями. Специфическая французская модель неоколониализма еще в 60-е гг. прошлого столетия получила название «Франсафрик». Изначально она конструировалась как латентный механизм, призванный контролировать реализацию французской неоколониальной стратегии.

Этот военно-политический феномен с трудом поддается определению. В первом приближении это система неформальных связей между политическими, финансовыми, дипломатическими и военными структурами Пятой республики с соответствующими структурами африканских стран-сателлитов. Это сети военно-политического и экономического влияния, совокупность лоббистских групп, механизмов, призванных реали-зовывать французскую политическую, экономическую и военную стратегию Франции на Африканском континенте.

Карательные экспедиции, политические убийства, организация путчей, разжигание трайбалистских конфликтов и прямое вооруженное вмешательство в дела квазигосударств на протяжении многих десятилетий были повседневной практикой «Франсафрик». Поощрение коррупции, тайные сделки, закулисные договоренности, подкуп государственных деятелей - все это стало привычным инструментарием французской тайной дипломатии в Африке.

Комментируя информацию о том, что после Второй мировой войны практически все хозяева Елисейского дворца получали огромные взятки от лидеров африканских государств, пожелавший остаться неизвестным сотрудник французского министерства иностранных дел однажды заявил: «Есть такое понятие - "Франсафрик". Это не объединение, это не союз государств, это некоторое понимание того, что бывшие французские колонии в Африке, точнее, их лидеры имеют особые отношения с лидерами Франции и могут рассчитывать на помощь Парижа даже в самые трудные для себя времена»1.

В предисловии к фундаментальному труду Патрика Пено «Изнанка Франсафрик» издатель приводит емкое описание интересующего нас феномена: «С момента обретения этими странами независимости Париж навязывал им свою опеку и делал все, чтобы защитить свои экономические и политические интересы... Для реализации этих амбиций сметавшиеся правительства Франции использовали все имевшиеся в их распоряжении средства: перевороты, грязные трюки секретных служб, гарнизоны, оставшиеся в африканских странах в наследство от колониального прошлого, военные экспедиции наемников, тайные соглашения, позволявшие Парижу вмешиваться во внутренние дела суверенных стран, экономическое давление... Но эти вторжения иногда приводили к кровавым эпизодам и массовым убийствам, ответственность за которые лежит на Франции» [РевшЛ 2011: 5].

Система функционирует благодаря применению самых разных методов: уголовных преступлений (трафик оружия, торговля наркотиками, отмывание денег); присвоения сырья и гуманитарной помощи, сексуальных скандалов, которые используются как средство шантажа. Когда возникает необходимость захвата природных богатств африканских государств (месторождений нефти, урана или иного стратегического сырья), в ход идут политические убийства, разжигание родоплеменных конфликтов и проч.

Наряду со специальными службами для удержания стран-сателлитов в сфере своего влияния Елисейский дворец использует наемников - Иностранный легион, за которым тянется длинный шлейф военных преступлений на Африканском континенте. Пример -печально известный «король наемников, наемник королей» Боб Денар, который, несмотря на доказанное участие по крайней мере в пяти государственных переворотах, спокойно умер в своей постели.

1 Зубов Н. Франция продолжает «доить» колонии в Африке. Коммерсантъ Власть. 19.09.2011. 1Шр://кот-mersant.ru/doc/1761267 (дата обращения: 30.05.2024)

Следует отметить, что зачастую под видом наемников воюют солдаты французской армии. По словам министра по делам сотрудничества и кооперации Ш. Жосселена, «многие наемники носят сегодня форму, которая сильно напоминает ту, которую они носили вчера... Эти парни ведут войны от нашего имени, на наши деньги, не считая нужным информировать нас об этом»2.

Французские спецслужбы широко использовали военный корпоративизм, кумовство в отношении военных руководителей африканских государств, зачастую приведенных к власти агентами французских спецслужб. Используя тайные сети влияния, Париж навязал бывшим колониям серию военных соглашений, большей частью секретных. Когда фундаментальные интересы Франции на Африканском континенте оказывались под угрозой, эта держава не останавливалась перед открытым использованием военной силы. Военное вмешательство всегда было важнейшей частью деятельности сетей «Франсафрик» в Африке.

Многие африканские страны давно были связаны с Парижем военными соглашениями, которые до середины 2000-х гг. содержали положения, позволявшие французским военным вмешиваться в дела суверенных государств «для поддержания внутреннего порядка». К этим положениям апеллировали французские политики, когда нужно было защитить какого-либо марионеточного правителя, испытывавшего «политические трудности» в собственной стране. Позже некоторые из этих положений были оспорены и частично отменены (что не мешает, однако, направлять «ограниченные воинские кон-тингенты» по приглашению президентов тех или иных стран). Для выполнения жандармских функций французские военные базы в разное время были размещены в Джибути, Сенегале, Чаде, Кот-д'Ивуаре, Нигере и Габоне.

«ФРАНСАФРИК» В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИОГРАФИИ

Во французской историографии целый ряд монографий, брошюр и статей, посвященных интересующей нас проблеме, был издан под грифом правозащитной организации «Выживание» (Survie), создателем и президентом которой до 2005 г. был Франсуа-Ксавье Вершав. Перу авторов, которые активно сотрудничали с этой организацией, принадлежат труды, которые посвящены либо функционированию «Франсафрик» в целом, либо ее активности в отдельных странах и в отдельные периоды ее истории.

Прежде всего, это фундаментальные работы самого Ф.-К. Вершава, в которых читатель находит обстоятельное изложение наиболее скандальных проявлений «Франсафрик», этих «преступлений без наказания» [Verschave 2000]. Взгляды этого исследователя на эволюцию интересующего нас феномена и возможные его метаморфозы находим в книге «От Франсафрик к Мафиафрик» [Verschave 2004], его понимание «логики абсурда» в африканской политике Елисейского дворца изложены в работе «Франсафрик» [Verschave 1998]. Ф.-К. Вершав стал культовой фигурой для французских ученых и публицистов, противостоящих неоколониализму и расизму во Франции. Как написал Пьер Ланире в книге, посвященной этому замечательному исследователю и общественному деятелю, «благодаря ему преступления "Франсафрик" стали достоянием гласности» [Laniray 2006: 224].

Причины и цели военных интервенций Франции на Африканском континенте в постколониальный период являются предметом исследований Р. Лакхема [Luckham 1982] и Рафаэля Гранво [Granvaud 2009].

2 Verschave F.-X. Le Crime Continue. Retranscription de conférences-débat données par F.-X. Verschave, président de Survie de 1995 à 2005. Survie. 2000. http://survie.org/publications/livres/article/le-crime-continue (accessed: 30.05.2024)

Особенности политики «Франсафрик» в периоды правления того или иного президента, помимо работы «Черный Ширак» упомянутого выше Ф.-К. Вершава [Verscha-ve 2002], рассмотрены в трудах Самуэля Футуайе [Foutoyet 2008], Фабриции Тарри и Томаса Нуаро [Tarrit, Noirot 2014]. Африканская политика четырех президентов Франции (Шарля де Голля, Жоржа Помпиду, Жискара д'Эстена и Франсуа Миттерана) стала предметом внимания Клода Вотье [Wauthier 1995]. В специальном досье Survie мы находим документы о поездке Франсуа Олланда в африканские страны3.

Отдельные публикации французских исследователей посвящены преступлениям французских спецслужб в различных странах и регионах Африканского континента. Работы Лауры Коре [Coret 2005], Франсуа Гране [Graner 2014], Кева Нандуйе [Gnan-duillet 2009] раскрывают тайны геноцида в Руанде в 1994 г. О роли Франции и французской армии в тех страшных событиях говорили члены Гражданской комиссии, созданной по инициативе Survie в 2004 г. Позже председатель этой комиссии Жиро де ла Пра-делль опубликовал книгу [Pradelle 2005], в которой названы французские политики, должностные лица, банкиры, военные, несущие персональную ответственность за геноцид тутси. В работе Жана Гуиснеля [Guisnel 2006] читатель находит много интересного о латентной поддержке Елисейским дворцом сепаратистов Биафры и о целях, которые преследовала в нигерийской войне Франция.

Коллективный труд ассоциированных членов Survie под руководством Жюльетт Пуарсон и Фабриции Тарри [Poirson, Tarrit 2013] раскрывает темные стороны интервенции французской армии в Республике Мали в 2013 г. В книге Яни Тома [Thomas 2016] повествуется о деструктивной роли французской дипломатии и спецслужб этой страны в новейшей истории ЦАР.

Можно назвать также ряд брошюр, изданных под грифом Survie. В коллективном труде ряда французских исследователей, под названием «Маленький путеводитель по "Франсафрик"» повествуется о деятельности французских спецслужб в бывших колониях Франции и о наиболее одиозных политиках, запятнавших свою репутацию сотрудничеством с сетями «Франсафрик»4. О поддержке африканских диктаторов со стороны Елисейского дворца и о криминальных экономических схемах речь идет в аналитических докладах «"Франсафрик": дипломатия, бизнес и диктаторы»5 и др.

Помимо изданий, подготовленных членами ассоциации Survie, нужно прежде всего назвать фундаментальный труд «Секретная история Пятой республики» [Faligot, Guisnel, Kauffer, Lecadre, Malye 2006], подготовленный коллективом авторов (в их числе Ро-жер Фалиго, Жан Гуиснел, Реми Коффер, Рено Лекадр, Франсуа Мали). Среди авторов, формально не ассоциированных с Survie, назову также Пьера Пеана. Его книга «Африканские аферы» раскрывает коррупционные схемы, порожденные системой «Франсафрик», повествует о связях Елисейского дворца с коррумпированными африканскими правителями первых двух десятилетий «суверенного бытия» бывших французских колоний [Péan 1983]. Позже этот автор опубликовал работу «Республика чемоданов» [Pé-ап 2011] о вопиющих фактах коррупции в Елисейском дворце.

Жан-Франсуа Байар приподнял завесу над «африканской кухней» Франсуа Миттерана [Bayard 1984]. В книге Жоржа Шаффара читатель обнаруживает особый взгляд на

3 Tournée africaine de Hollande: diplomatie, business et dictatures. Survie. 2015. https://survie.org/themes/ francafrique/article/tournee-africaine-de-hollande-4972 (accessed: 30.05.2024)

4 Petit guide de la Françafrique. Un voyage au coeur du scandale. Survie. 2015. https://survie.org/ publi-cations/brochures/article/petit-guide-de-la-lrancafrique-3746 (accessed: 30.05.2024)

5 France-Afrique. Diplomatie, Business & Dictatures. Survie. 2009. https://survie.org/publications/brochures/ article/diplomatie-business-dictatures (accessed: 30.05.2022)

голлистскую политику и практику деколонизации Черной Африки, весьма отличный от официально принятого в Пятой республике [Chaffard 1965].

В России интересующим нас сюжетам посвящена брошюра военного журналиста Ивана Коновалова [Коновалов 2014]. Как следует из названия этой работы, автор акцентировал внимание на военных интервенциях Елисейского дворца в своих бывших колониях. Отдельные аспекты проблемы «Франсафрик» затронуты в монографиях Ивана Кривушина [Кривушин 2015], Наталии Высоцкой [Высоцкая 2006], Наталии Подгор-новой [Подгорнова 2015], а также в монографиях [Сидорова 2013а; Сидорова 2013b; Сидорова 2022] и статьях [Сидорова 2012] Галины Сидоровой и в ее работе в составе творческого коллектива [Троянский, Карпович, Сидорова 2022]. Имеют отношение к интересующей нас теме и книга Любови Садовской [Садовская 2013]. Военным, политическим и криминальным акциям сетей «Франсафрик» в странах Западной Африки посвящены две монографии [Филиппов 2017; Филиппов 2023] и ряд статей Василия Филиппова. Наконец, в 2024 г. под грифом Института Европы вышел сборник лапидарных, к сожалению, статей, посвященных актуальной африканской политике Франции (отв. ред. Сергей Федоров) [Федоров 2024].

КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ СТРАН САХЕЛЯ

Политика и практика «Франсафрик» была возможна лишь при условии сохранения власти коррумпированных политических элит африканских стран, полностью зависимых от Елисейского дворца. Происходящее ныне не стало откровением для политического класса Франции. Еще в апреле 2020 г. эксперты парижского Центра анализа, прогнозирования и стратегии (Centre d'analyse, de prévision et de stratégie, CAPS), направили французскому президенту доклад «Эффект панголина: грядущий шторм в Африке». Его авторы призвали Э. Макрона готовиться к «длительной дестабилизации» в Африке в условиях «предстоящего кризиса обществ и государств». Известные французские дипломаты высказывали обоснованные опасения в том, что грядущий кризис может уничтожить «хрупкие режимы» в Сахеле и Центральной Африке. Они сочли, что коронави-

рус может стать «политическим вирусом, который (...) покажет неспособность этих го-

6

сударств защитить свое население» .

При этом аналитики CAPS указывали на особую уязвимость «некоторых экономически слабых и политически нестабильных франкоязычных стран, менее надежных и структурированных, чем другие». Эксперты предупредили, что «сравнение определенных государств, чья политика терпит неудачу (страны Сахеля и Центральной Африки), с другими африканскими странами, обладающими более прочными властными институтами (например, Руанда или Сенегал), было бы «неблагоприятно» для первых. «Эффект сравнения», по мнению известных политиков и дипломатов, мог стать дополнительным конфликтогенным фактором и привести к смене политических элит7. Как показали события последних лет и месяцев, концептуальные положения, содержащиеся в этом документе, оказались пророческими.

Разуверившись в способности французов остановить кровавую резню в своей стране, президент Центральноафриканской республики Ф.-А. Туадера пришел к выводу о необходимости кардинальной смены внешнеполитических ориентаций. Результатом стало соглашение о военном сотрудничестве между Москвой и Банги. А в начале

6 "L'effet pangolin": la tempête qui vient en Afrique? Note. NDI-2020-0161812. Centre d'Analyse, de Prévision et de Stratégie, Ministère de l'Europe et des Affaires Etrangères, République Française. 24.03.2020. https://www.acadeinia.edu/42929949/L_effetjangolin_la_tempe_te_qui_vient_en_Afrique (accessed: 14.06.2024)

7 Ibid.

2018 г. случилось то, что журналисты назвали «русским нашествием». Военный борт из России доставил в Банги кадровых офицеров ГРУ и инструкторов частной военной компании. Российские военные специалисты за год добились того, что французы не смогли (или не захотели?) сделать за многие годы. Ситуация в ЦАР была стабилизирована, наиболее острые конфликты погашены. В конце 2022 г. ЦАР покинул последний французский солдат8. А в Банги возвели памятник российским военным.

Значение этих событий трудно переоценить. С них начался закат доминирования Франции в Тропической Африке. Был создан прецедент, который показал африканцам, что неоколониализму Пятой республики можно и нужно противостоять. Политический кризис 2020-2021 гг. в Мали стал продолжением процесса деградации системы «Франсафрик». Два военных переворота, организованные в республике высокопоставленными офицерами армии Мали, которые непосредственно перед этим прошли переподготовку в России, закончились отстранением от власти президента И.Б. Кей-ты. Э. Макрон оказался неспособен выполнить данное им сразу после инаугурации в 2017 г. обещание «сильной военной рукой» защитить эту креатуру Елисейского дворца. Улица единодушно поддержала восставших военных: малийцы устали от коррупции чиновников и от неспособности властей противостоять агрессии исламистских террористов. Но главное - пришло понимание того, что Франция в Сахеле не борется с исламистским экстремизмом, а защищает собственные экономические и политические преференции.

После непродолжительного периода политической турбулентности в стране в мае 2021 г. Конституционный суд Мали объявил полковника Ассими Гоиту президентом страны. Малийцы массово поддержали нового главу государства и в большинстве своем выступили за расширение военного сотрудничества с Россией. У здания российского посольства прошли массовые демонстрации, участники которых обращались к В.В. Путину с просьбой о помощи в борьбе с терроризмом в Сахеле.

Новым серьезным ударом по позициям Франции в Западной Африке стали последовавшие друг за другом военные перевороты 2022 г. в Буркина-Фасо. Они также имели ярко выраженную антифранцузскую и пророссийскую направленность. Путч, случившийся 23 января 2022 г., привел к аресту президента P.M. Каборе. Ему инкриминировали неспособность противостоять агрессии джихадистов и небрежение к нуждам армии. Так же, как в ЦАР и Мали, граждане страны поддержали военных, инициировавших смену власти. И вновь на уличных акциях рефреном звучала мысль о необходимости замены французских солдат военными специалистами из России. 2 октября случился новый переворот. Власть захватили военные во главе с капитаном И. Траоре. Как только он объявил о смене власти в стране, многочисленная толпа направилась к посольству Франции и попыталась поджечь его, на крыше здания вместо французского флага был водружен российский триколор.

Таким образом, за первую пятилетку правления Э. Макрона в зоне французского влияния в Тропической Африке возникла серьезная брешь, три государства продемонстрировали явное нежелание терпеть назойливую «заботу» Пятой Республики. Да и в других странах этого региона все более очевидно неприятие африканской политики Франции, в особенности присутствие на территории суверенных субъектов международного права солдат с шевронами французских вооруженных сил. Провал африканской политики Елисейского дворца стал очевиден к концу первого срока президентского правления Эммануэля Макрона.

8 Les derniers soldats français ont quitté la Centrafrique. Le Monde. 15.12.2022. https://lemonde.fr/ainque/ articlc/2022/12/1 5/lcs-dcrnicrs-militaircs-rrancais-ont-quittc-la-ccntrafriquc_6 154562 3212.html (accessed: 30.05. 2024)

Но уже летом 2023 г. в зоне французского влияния произошли два новых военных переворота. Очень похожие внешне, они были весьма различны по сути. Июльский путч в Нигере имел ярко выраженную анти француз скую направленность и спровоцировал острый дипломатический конфликт между Францией и Нигером. Государственный переворот привел к аресту президента этого государства М. Базума - верной креатуры Елисейского дворца. Инициатор переворота генерал А. Чиани был объявлен главой переходного правительства. Политические симпатии граждан страны сомнений не вызывали: на демонстрации в поддержку новой власти жители столицы размахивали российскими триколорами и требовали ликвидировать военные базы Франции в Нигере.

В конце августа 2023 г. военные объявили о захвате власти в Габоне. Путч был спровоцирован подведением итогов выборов, по результатам которых президент А.Б. Ондимба был переизбран на третий срок. Этот узурпатор правил с 2009 г., а до него с 1967 г. до 2009 г. в Габоне правил его отец, Омар Бонго. Этот «король коррупции» был любимцем Елисейского дворца. В знак признательности за политическую поддержку он одаривал французскую политическую элиту щедрыми взятками. Данный мятеж в силу ряда обстоятельств отличался от военных переворотов 2023 г. Глава государства на переходный период генерал Б.К.О. Нгема не выступил против присутствия Франции в стране. Однако подчеркнем, все эти антиправительственные восстания в странах Сахеля привели к радикальной смене правящих элит, находившихся под контролем Пятой республики.

ВОЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ ФРАНЦИИ В АФРИКЕ

Несмотря на многократные уверения французских лидеров в том, что времена политики «Франсафрик» миновали, что Франция «любит Африку» и будет руководствоваться в отношениях с африканскими странами только «мягкой силой», отношения эти всегда основывались прежде всего на штыках французских солдат. По сей день в бывших колониях Франции на постоянной основе размещены четыре военные базы - в Джибути, Сенегале, Кот-д'Ивуаре и Габоне.

Военная база Франции в Габоне. Она существовала с момента обретения формальной независимости этого государства. На взаимной заинтересованности французской политической элиты, получавшей огромные взятки от клана Бонго, и коррупционеров, фактически узурпировавших власть в Габоне, и зиждилось всегда это давнее военное сотрудничество. Советник отстраненного ныне от власти президента А. Бонго давно охарактеризовал суть отношений его страны с Елисейским дворцом таким образом: «Французы защищают нашу систему от внутренних и внешних угроз. Взамен мы поддерживаем французскую политику в Африке»9. Такая позиция позволила клану Бонго более полувека удерживать власть в стране, а французским военным чувствовать себя в Габоне, как дома. Эта взаимная заинтересованность давала основание их «братьям по оружию» полагать, что «Габон занимает центральное место в военном присутствии Франции в Африке»10.

В последние годы Габон оставался прибежищем французских войск, покинувших страны Сахеля вследствие антифранцузских военных переворотов. В мае 2014 г. ми-

9 Boisbouvier C. 50 years later, Francafriquc is alive and well. RFI France. 04.03.2022. http://en.rfi.fr/airica/ 20100216-50-years-later-francafrique-alive-and-well (accessed: 30.05.2024)

111 Gabon central to France's Africa military presence. Economist intelligence. 20.05.2014. https://country. eiu.com/article.aspx?articleid=1791827163&Country=Gabon&topic=Politics&subtopic=Fo_6 (accessed: 30.05. 2024)

нистр обороны Франции Жан-Ив Jle Дриан объявил, что он передислоцировал 900 солдат из Сенегала в Габон (в Сенегале тогда осталось всего 330 военнослужащих, по сравнению с 1200 в 2010 г.). В результате в лагере Камп-де-Голль (Либревиль) было дислоцировано более 1270 французских военнослужащих. Эта база на то время стала крупнейшим военным объектом Франции в Тропической Африке.

Французские войска в Джибути. Если база в Габоне зиждилась до сей поры на витальном интересе военно-политической «элиты» этого государства, то в Джибути все выглядит несколько иначе: военная база Франции расценивается здесь скорее как коммерческое предприятие. В настоящее время в этой стране расположены крупнейшая французская военно-воздушная и военно-морская база. По данным Министерства обороны Франции сейчас там дислоцированы около 1,5 тыс. военнослужащих.

Дислоцированные на восточном побережье Африки подразделения представляют собой стратегическую, оперативную и логистическую платформу. База призвана служить промежуточным пунктом для переброски сил быстрого реагирования в кризисные точки Восточной Африки. Кроме того, расположенные здесь сухопутные, авиационные и военно-морские подразделения французской армии позволяют принимать, а также быстро перебрасывать силы в сторону Индийского океана или Ближнего Востока. Министерство обороны Пятой республики рассматривает эту базу как возможность контролировать десятки государств Среднего и Ближнего Востока, Восточной Африки и Индийского океана. Одновременно база в Джибути может при необходимости служить для Парижа тыловой базой, обеспечивающей продолжительные боевые действия в Африке11.

Французские вооруженные силы в Кот-д'Ивуаре. Оперативную базу французских вооруженных сил на западе Черного континента образует группировка войск Вооруженных сил Французской Республики в Кот-д'Ивуаре. Она рассматривается французскими стратегами как центр по обеспечению безопасности и интересов Франции в Гвинейском заливе. Оттуда, в числе прочего, координируются мероприятия по борьбе с пиратами и перехвату контрабанды. Этот регион определяется как один из стратегических приоритетов Франции.

Эта военная база рассматривается в Елисейском дворце как самый надежный форпост Франции на Африканском континенте. Дело в том, что действующий президент Кот-д'Ивуара А. Уаттара был приведен к власти французским спецназом после того, как Конституционный совет страны объявил, что на президентских выборах 2010 г. победил его соперник Л. Гбагбо (последний имел неосторожность фактически начать в 2011 г. войну с воинским контингентом Пятой республики [Филиппов 2011]). Действующий президент Кот-д'Ивуара прекрасно понимает, что его политическое долголетие целиком зависит от поддержки Франции и ее вооруженных сил.

Французская военная база в Сенегале. Здесь в настоящее время было дислоцировано всего 330 военнослужащих (в 2010 г. их было 1200). С точки зрения стратегических интересов Франции военная база в Сенегале служит центром материально-технической поддержки войск, участвующих в операциях на Африканском континенте, осуществляет сбор разведданных и наблюдение за ситуацией в Западной Африке. По замыслу французского командования эта база позволяет поддерживать связи и при необходимости руководить совместными с армией Сенегала действиями. База является «точкой поддержки, материализованной наличием ключевого ядра объединенного ко-

11 Chronologie des interventions de l'année française en Afrique depuis 1981. Vie publique. 13.02.2024. https://www.vie-publique.fr/eclairage/20138-clironologie-interventions-de-lannee-francaise-en-afrique-depuis-1981 (accessed: 30.05.2024)

мандного пункта, а также военно-морских и авиационных локаций»12. Будучи региональным центром в Западной Африке, сенегальская группировка французских войск осуществляет учебные и тренировочные миссии в интересах местных армий по запросу стран-партнеров.

Наряду с перечисленными постоянными военными базами в ходе операции «Бархан» были созданы военные лагеря в городах Гао (Мали), Атар (Мавритания), Уагадугу (Буркина-Фасо), Ниамей (Нигер) и Нджамена (Чад). Были задействованы «форвардные» или «контрольные» базы в городах Тессалит (Мали), Мадама (Нигер), Фая-Ларжо и Зуар (Чад)13. Французские истребители базировались в Чаде, дроны-разведчики - в Нигере, войска специального назначения были расквартированы в Буркина-Фасо; логистический центр находился в Кот-д'Ивуаре14. Однако военный переворот в Мали вынудил Э. Макрона свернуть эту дорогостоящую операцию. 10 июня 2021 г. президент Пятой республики объявил о завершении операции «Бархан» и о выводе французских войск с территории Мали. Решение было принято через неделю после того, как Париж заявил о прекращении сотрудничества с Бамако. Бесславное завершение операции «Бархан» стало, фактически, признанием дипломатического и военного поражения Франции в Сахеле.

НОВАЯ ВОЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ПАРИЖА В АФРИКАНСКИХ СТРАНАХ

Кризис политических систем стран Сахеля и Центральной Африки повлек за собой быструю деградацию военной составляющей «Франсафрик». Крах лояльных Парижу политических элит в странах Сахеля и Центральной Африки, очевидный антифранцузский характер переворотов и безусловная поддержка восставших военных со стороны гражданского общества вынудили Елисейский дворец спешно разрабатывать новую стратегию военного присутствия на Африканском континенте. Она должна коснуться номенклатуры военных баз, их дислокации и боевого потенциала, а также функционала экспедиционного корпуса.

Возникла необходимость передислокации войск в регионе Сахеля и Сахары. Вместо Мали Франция сперва намеревалась разместить свои войска в Нигере. М. Базум, еще будучи президентом страны, дал согласие принять на своей территории часть военного контингента, выведенного из Мали15. Однако путч в Нигере похоронил эти намерения. Новые власти этой страны не только отказались размещать французский контингент, выведенный из Мали, но и выдворили в конце 2023 г. всех французских солдат со своей территории. Напомню, ранее французов заставили покинуть пределы ЦАР и Буркина-Фасо. В сложившейся ситуации в Елисейском дворце рассчитывают расширять свое влияние в регионе Гвинейского залива под предлогом борьбы с терроризмом и морским пиратством. Возможно, часть «бездомных» французских военных будет переброшена в Камерун. Об этом шла речь на переговорах Макрона и президента этой страны П. Бийя в марте 2023 года.16.

12 Eléments français au Sénégal. Ministere des Armees. 01.08.2011. https://www.defense.gouv.fr/operations/ forces-prepositionnees/forces-presence/elements-francais-au-senegal (accessed: 30.05.2024)

13 Keenan J. France's Operation Barkhan and Saharan ghosts. Middle Est Eve. 12.02.2015. http://middle-easteye.net/columns/france-s-operation-barkhan-and-sahara-s-ghosts-225752252 (accessed: 15.02.2015)

14 Leading Role for France as Africa Battles Back. The New York Times. 16.03.2015. https://nytimes.com/ 2015/03/16/world/airica/leading-role-for-france-as-africa-battles-back.html (accessed: 30.05.2024)

15 Niger becomes France's partner of last resort after Mali withdrawal. France 24. 18.02.2022. https://france24. coin/en/africa/20220218-niger-becomes-irance-s-partner-of-last-resort-after-mali-withdrawal (accessed: 11.05. 2024)

16 Airault P. Macron face aux poupées russes en Afrique. Opinion. 07.08.2023. https://lopinion.fr/international/ emmanuel-macron-deplacement-afrique-contrer-influence-russe (accessed: 11.02.2024)

Предчувствуя дальнейшую деградацию политики и практики «Франсафрик», Мак-рон приял решение в очередной раз декларировать отказ от прежних амбиций Парижа и модернизацию отношений со странами, которые еще совсем недавно были во всем послушны Парижу. Сознавая, что наиболее острым конфликтогенным фактором стало присутствие французских солдат на территории суверенных африканских стран, он объявил о своем намерении коренной перестройки взаимоотношений французского воинского контингента, размещенного на африканской земле, с вооруженными силами суверенных субъектов международного права.

В начале марта 2023 г. президент Франции совершил недельное турне по странам Центральной Африки: он посетил Габон, Анголу, Республику Конго и Демократическую Республику Конго. В условиях кризиса франко-африканских отношений Макрон счел необходимым обсудить с лидерами государств этого региона изменение характера функционирования французских военных баз на континенте. Перед поездкой он сделал важное заявление о том, что намерен существенно снизить численность контингента военнослужащих в Африке и изменить формат работы военных баз. Отныне они якобы «будут управляться совместно с национальными правительствами, а сами французские военные будут нужны скорее для обучения местных вооруженных сил, а не для участия в боевых операциях»17. На встрече с представителями французского сообщества в Либревиле он объявил о разработке новой стратегии по совместному с африканскими военными управлению военными базами Франции на континенте. Было сказано, что речь «не идет ни о выводе войск, ни о разведении сил, но об адаптации войск, с тем чтобы это отвечало потребностям стран»18. Но кто будет принимать решение о том, что именно отвечает интересам стран? Очевидно, что решения эти будут вырабатываться стратегами Елисейского дворца и транслироваться властным элитам тех стран, которые пока еще сохраняют лояльность бывшей метрополии.

В январе 2024 г. Э. Макрон обнародовал свое решение «значительно сократить военные контингенты Франции в ряде стран»19. В первую очередь численность воинского контингента будет уменьшена на базе в Абиджане (Кот-д'Ивуар), затем в Дакаре (Сенегал) и Либревиле (Габон). В Кот-д'Ивуаре на начало года насчитывалось 950 французских военнослужащих, в Сенегале и Габоне - примерно по 350 военнослужащих. При этом численность французов в Джибути останется неизменной - 1500 штыков. Военное ведомство Пятой республики констатировало, что на большинстве баз Франции в африканских странах процесс сокращения числа военных уже начался.

КРИЗИС ВОЕННОГО БЛОКА G5 SAHEL

Еще одним следствием смены властных элит стран Сахеля и резкого ослабления политических, экономических и военных позиций Пятой республики в этих африканских государствах стал фактический распад военного блока G5 Sahel, или «Сахельская пятерка». Этот блок был создан по инициативе Елисейского дворца и находился под постоянным неусыпным вниманием французского военного ведомства. Эта институ-

17 Пархоменко Г. Макрон проведет турне по странам Африки, обсудит французские военные базы. Российская газета. 01.03.2023. https://rg.rn/2023/03/0 1/makron-provcdct-turnc-po-stranam-arriki-obsudit-francuzskic-voennye-bazy.html (дата обращения: 01.03.2023)

18 Macron dévoile sa nouvelle stratégie africaine: moins de soldats, plus d'"huinilité". Courrier International. 28.02.2023. https://courrierintemational.com/article/influence-eimnanueR ricaine-moins-de-soldats-francais-plus-d-humilite (accessed: 30.05.2024)

19 La France amorce une baisse drastique de ses effectifs militaires dans ses bases d'Afrique de l'Ouest. Le Monde. 30.01.2024. https://lemonde.fr/international/article/2024/01/30/la-france-amorce-une-baisse-drastique-de-ses-effectifs-militaires-dans-ses-bases-d-afrique-de-l-ouest_6213852_3210.html (accessed: 30.05.2024)

циональная структура формально была сконструирована для обеспечения регионального сотрудничества в области развития национальных вооруженных сил и решения вопросов безопасности в Западной Африке. Целью 05 БаИе! было провозглашено укрепление связи между экономическим развитием и безопасностью.

Необходимость учреждения этого военного союза якобы была продиктована необходимостью координации усилий в борьбе с террористической активностью джихади-стских организаций (Аль-Каиды, Боко-Харам20 и др.), действующих в Сахаре и Сахеле. Еще 20 декабря 2014 г. Сахельская «группа пяти» при поддержке Африканского союза призвала Совбез ООН создать международные силы для «нейтрализации вооруженных групп, содействия национальному примирению и для установления стабильных демократических институтов в Ливии»21. Разумеется, речь о защите энергетической безопасности Франции не шла, говорилось лишь о противодействии терроризму.

Блок был институализирован в феврале 2014 г. в столице Мавритании Наукшоте на

22

саммите пяти стран Сахеля: Буркина-Фасо, Чада, Мали, Мавритании и Нигера . Военное сотрудничество формально координировалось на уровне начальников штабов государств-учредителей, однако фактически деятельность блока регламентировалась командованием французского экспедиционного корпуса в рамках операции «Бархан». Сразу отметим, что плохо вооруженные и обученные национальные подразделения вооруженных сил «пятерки» никак себя не проявили в ходе боевых действий и не оправдали надежды французов. Солдаты из мусульманских стран Сахеля совсем не горели желанием воевать со своими единоверцами, защищая чуждых им французских воен-

После описанных выше событий в Мали начался быстрый распад блока 05 8аке1. В мае 2022 г. о выходе из состава альянса объявила Республика Мали. А в декабре 2023 г. ее примеру последовали Нигер и Буркина-Фасо. Формально оставшиеся в блоке Чад и Мавритания 6 декабря 2023 г. объявили о предстоящем роспуске альянса23.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В контексте нашей темы важно одно: именно в эти годы случился очевидный кризис политики и практики «Франсафрик» и начался распад французской неоколониальной системы. Как следствие резко сократилось военное присутствие Пятой республики в странах Африки. Дело в том, что на годы правления Э. Макрона пришлись тектонические сдвиги в геополитической ситуации во всем мире в целом и на Африканском континенте в частности. Среди многих факторов, обусловивших эти глобальные трансформации, следует назвать прежде всего мощную экономическую экспансию Китая и возвращение России в Африку. Все больший интерес к этому континенту проявляют и иные акторы геополитического процесса.

У новых политических элит африканских стран с начала века появились широкие возможности для диверсификации экономической деятельности, политического и военного сотрудничества. С другой стороны, гражданское общество этих стран все более настойчиво требует от власть имущих отказаться от сепаратных коррупционных сделок

211 Признаны террористическими организациями и запрещены на территории РФ.

21 Bamako: prise d'otages à l'hôtel Radisson Blue. Express. 20.11.2015. https://lexpress.fr/actualite/monde/ afri-que/bamako-prise-d-otages-a-l-hotel-radisson-blue_17378 77.html (accessed: 30.05.2024)

22 African nations form G5 to work on Sahel security, development. Reuters. 16.02.2014. https://reuters.com/ article/us-africa-sahel-g-idUSBREAlF0P520140216/ (accessed: 30.05.2024)

23 Chad, Mauritania pave way for dissolution of G5 Sahel alliance. Al-Jazira. 06.12.2023. https://www.aljazeera. com/news/2023/12/6/chad-mauritania-pave-way-to-dissolve-g5-anti-rebel-alliance (accessed: 30.05.2024)

с Елисейским дворцом и сделать внешнеэкономическое сотрудничество более прозрачным. Утрата былых преференций в приобретении минеральных ресурсов африканских стран подрывает экономику Пятой республики, и без того ослабленную актуальным социально-экономическим кризисом. Это делает бывшую метрополию все менее конкурентоспособной вообще и в Африке в частности. «Франсафрик» рассыпается на наших глазах, как карточный домик. Кризис этой военно-политической системы стал системным: разрушение одного из составляющих ее структурных элементов обусловливает деградацию всех прочих ее составляющих, что делает процесс необратимым.

БИБЛИОГРАФИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высоцкая Н.И. Африканская политика Франции. Очерки. М. : Институт Африки РАН, 2006. Коновалов И.П. Военные операции Франции в Африке. Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2014.

Кривушин И.В. Сто дней во власти безумия. Руандийский геноцид 1994 года. М.: Высшая школа экономики, 2015.

Подгорнова Н.П. Политика Франции в странах Северо-Западной Африки. М.: Институт Ближнего Востока, 2015.

Садовская J1.M. Межэтнические конфликты в Руанде и Бурунди: итоги умиротворения. Конфликты в Африке: причины, генезис и проблемы урегулирования. (Этнополитические и социальные аспекты). М.: Институт Африки РАН, 2013. Сидорова Г.М. Внешнеполитические приоритеты Демократической Республики Конго и ее роль в стабилизации континента. Африка в контексте формирования новой системы международных отношений. М.: РУДН, 2012. С. 267-277. Сидорова Г.М. Африка южнее Сахары: Движение к стабильности. М.: Проспект, 2022. Сидорова Г.М. Вооруженные конфликты в Африке. На примере Демократической республики Конго. М.:

Восточная литература, 2013. Сидорова Г.М. Вооруженный конфликт в Демократической Республике Конго и его последствия. М.:

Институт Африки РАН, 2013. Троянский М.Г., Карпович О.Г., Сидорова Г.М., Шингарев И.В. Африка: региональные проблемы безопасности. М.: Дип. Акад. МИД России, 2022. Федоров С. (под ред.) Африканский вектор внешней политики Франции: трудное расставание с «Франсафрик». Институт Европы РАН. М.: Весь Мир, 2024. Филиппов В.Р. «Франсафрик»: тень Елисейского дворца над Черным континентом. М.: Горячая линия-Телеком, 2017.

Филиппов В.Р. Африканская политика президента Франции Э. Макрона: хроника действий и эволюция

идей (2017-2022 гг.). М.: Институт Африки РАН, 2023. Филиппов В.Р. Кот-д'Ивуар: факторы электорального конфликта. Азия и Африка сегодня. 2011. № 5 (646). С. 26-33.

Bayard J.-F. La Politique africaine de François Mitterrand. Paris: Karthala, 1984. Chaffard G. Les carnets secrets de la decolonization. Paris: Calmann-Lévy, 1965. Coret L. Rwanda 1994-2004 : des faits, des mots, des oeuvres. Paris: Survie, 2005.

Faligot R., Guisnel J., Kauffer R., Lecadre R., Malye F. Histoire secrète de la V République. Paris: La Découverte, 2006.

Foutoyet S. Nicolas Sarkozy ou La Françafrique decomplexee. Paris: Survie, 2008.

Gnanduillet K. La complicité de la France dans le génocide des Tutsi au Rwanda. Paris: Edition L'Harmattan, 2009.

Graner F. Le Sabre et la machette : les officiers français et le génocide des Tutsi au Rwanda. Mons: Éditions Tribord, 2014.

Granvaud R. Que fait l'armee française en Afrique? Paris: Agone, 2009.

Guisnel J. Derrière la guerre du Biafra, la France. Histoire secrète de la I * République. Paris: La Découverte, 2006.

Laniray P. François-Xavier Verschave. I, 'homme qui voulait soulever les montagnes. Paris: Éditions les Arènes, 2006.

Luckham R. Le militarisme français en Afrique. Politique africaine. 1982. № 6. Pp. 45-71. https://doi.org/10.34

06/polaf. 1982.3579 Péan P. Affaires africaines. Paris: Fayard, 1983.

Péan P. La République des mallettes - Enquête sur la principauté française de non-droit. Paris: Fayard, 2011. Pesnot P. Les Dessous de la Francafrique. Note de l'éditeur. Paris: Nouveau Monde, 2011. Poirson J., Tarrit F. La France en guerre au Mali, enjeux et zones d'ombres. Möns: Éditions Tribord, 2013. Pradelle G. Imprescriptible. L 'implication française dans le génocide tutsi portée devant les tribunaux. Paris:

Editions les Arènes, 2005. Tarrit F., Noirot T. Francafrique, la famille recomposée. Paris: Syllepse, 2014. Thomas Y. Centrafrique: un destin volé. Histoire d'une domination française. Paris: Agone, 2016. Verschave F.-X. De la Francafrique a la Mafiafrique. Paris: Survie, 2004. Verschave F.-X. La Francafrique. Le plus long scandale de la République. Paris: Survie, 1998. Verschave F.-X. Noir Chirac. Paris: Survie, 2002. Verschave F.-X. Noir Silence. Paris: Survie, 2000.

Wauthier Cl. Quatre présidents et l'Afrique: De Gaulle, Pompidou, Giscard d'Estaing, Mitterrand: Quarante ans de politique africaine. Paris: Seuil, 1995.

"FRANCAFRIQUE" SYSTEMIC CRISIS © 2024 V.R. Filippov

FILIPPOV Vasily Rudolfovich, Dr.Sc. (History), Leading Research Fellow, Centre for Tropical Africa Studies, Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation. ORCID: 0000-0003-0501-8528. E-mail: fvrl957@mailru

Abstract. Recent global geopolitical shifts have deformed the postwar world order. These tectonic shifts mark the beginning of the end of French dominance in West and Central Africa, changing dramatically the layout of international relations in the region that has always been considered France's zone of interests. There is a rapid degradation and disintegration of the French military-political system known as ""Francafriquc". the essence of which lies in the latent ties between the corrupt elites of the Fifth Republic and certain African countries that are dependent on their former metropole both economically and politically. The purpose of this article is to examine the collapse of this system as a whole and its constituent parts in order to come closer to understanding how the destruction of its individual fragments causes the crisis of interconnected structural elements of the entire system. Within the framework of a short article, it is only possible to outline a general approach to considering the problematic situation, based on the theoretical and methodological approach, which implies a systemic analysis of the object, i.e., the phenomenon of "Fran?afrique". Recently, a number of works have appeared devoted to various aspects of this problem (the change of elites in African states, the disappointment in the effectiveness of the former metropole "s Africa policy, the reduction of the French military presence in the Sahel and Central Africa, the failure of the military operation Barkhane, the collapse of the Fifth Republic-inspired military-political blocs of African countries). The novelty and relevance of this work lie in demonstrating the need to study these trends in their integrity and interrelationship. This approach requires a comprehensive study of the causes, course, results, and consequences of the collapse of the military-political system of ""Francafriquc" as part of a future large-scale study of this phenomenon.

Keywords: Africa, France, ""Francafriquc". French African policy, French military bases, military coup, coup, Sahel, Central Africa, operation Barkhane, geopolitical shifts

DOI: 10.31132/2412-5717-2024-67-2-144-156

For citation: Filippov, V.R. (2024). Francafriquc' Systemic Crisis. Journal of the Institute for African Studies. № 2. Pp. 144-156. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-67-2-144-156

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.