Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖРЕМОНТНЫХ СРОКОВ СЛУЖБЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ'

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖРЕМОНТНЫХ СРОКОВ СЛУЖБЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
26
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / РЕМОНТ / ОБЪЕМОВ РЕМОНТНЫХ РАБОТ / ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ / SYSTEM ANALYSIS / REPAIR / VOLUMES OF REPAIR WORK / OPERATION OF ROADS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Ахмедов Р.М., Уктамов С.М.

В данной статье рассматривается системный анализ в оптимизации межремонтных условий обслуживания дорог и искусственных конструкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM ANALYSIS IN THE OPTIMIZATION OF INTER-REPAIR TERMS OF THE SERVICE OF ROADS AND ARTIFICIAL STRUCTURES

This article discusses a system analysis in optimizing the between-maintenance conditions for servicing roads and artificial structures.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖРЕМОНТНЫХ СРОКОВ СЛУЖБЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ»

УДК 656.63

Ахмедов Р.М., академик Академия наук Турон Уктамов С.М.

Наманган инженерно-строительный институт

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖРЕМОНТНЫХ СРОКОВ СЛУЖБЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ

Аннотация: В данной статье рассматривается системный анализ в оптимизации межремонтных условий обслуживания дорог и искусственных конструкций.

Ключевые слова: системный анализ, ремонт, объемов ремонтных работ, эксплуатации автомобильных дорог.

Akhmedov R.M., academician Turon Academy of Sciences Uktamov S.M.

Namangan Construction Engineering Institute

SYSTEM ANALYSIS IN THE OPTIMIZATION OF INTER-REPAIR TERMS OF THE SERVICE OF ROADS AND ARTIFICIAL

STRUCTURES

Annotation: This article discusses a system analysis in optimizing the between-maintenance conditions for servicing roads and artificial structures.

Key words: system analysis, repair, volumes of repair work, operation of

roads.

Известно, что системный анализ и определение оптимального решения рекомендуется выполнять в следующей последовательности: первый этап -системный анализ; второй этап - определение взаимозависимости параметров; третьи этап - выбор оптимального решения.

При системном анализе и определении оптимального решения наиболее строгий и научно обоснованный подход к определению межремонтных сроков службы сооружений заключается в исследовании процессов взаимообусловленности и взаимозаменяемости различных видов ремонтных воздействий и установлении на их основе оптимальной стратегии проведения всех видов ремонтных работ. Это означает, что при его использовании предполагаются известными объективно существующие количественные взаимосвязи между объемами каждого вида ремонтных воздействий и сроками службы основных конструктивных частей или элементов моста.

Однако, принимая во внимание, что до настоящего времени какие-либо достаточно систематизированные научные разработки по

математическому описанию указанных закономерностей отсутствуют, для решения поставленной задачи предложены вероятностно-статистические зависимости износа (объемов ремонтных работ) отдельных видов конструктивных элементов от срока их службы.

Постановка задачи по определению оптимальных межремонтных сроков службы автодорожных мостов может быть сформулирована следующим образом.

Заданы статистические характеристики распределения объемов работ по текущему ремонту в зависимости от сроков его выполнения, а также объем капитального ремонта (стоимость замены) и возможный диапазон сроков его проведения для каждого конструктивного элемента сооружения. Также известны размеры потерь на автомобильном транспорте от несвоевременного проведения текущих ремонтов отдельных элементов мостов.

Требуется определить такие сроки выполнения текущих и капитальных ремонтов сооружения в целом, при которых обеспечивается минимум приведенных затрат на ремонт сооружения и реализацию транспортного процесса в течение всего периода его эксплуатации.

Критерий решения этой задачи в формализованном виде может быть записан следующим образом.

n mi n qt n mt 'ij

Z = ZZ Kß +ZZ Z Q ^ min, (3.1)

i=1 j=1 i=1 k=1 i=1 j=lTtj =tj-('t -'To, )

где: Cij - стоимость j -го текущего ремонта i -го конструктивного

элемента моста (г = 1, п; у = 1, щ), сум;

п - количество принимаемых в рассмотрение конструктивных элементов сооружения;

Щг - количество проводимых текущих ремонтов г - го элемента за

гс

срок сравнения вариантов, = — где - варьируемый межремонтный

период текущего ремонта, гср - принятый срок сравнения вариантов;

tij - срок проведения у -го текущего ремонта г -го элемента, год; К1к- стоимость к -го капитального ремонта г -го конструктивного элемента моста, сум.;

дг - количество проводимых капитальных ремонтов г -го элемента

за срок сравнения вариантов, д, = — где ^ - варьируемый межремонтный

период капитального ремонта;

tik - срок проведения к - го капитального ремонта г - го элемента,

год;

Д Д - коэффициенты приведения разновременных затрат;

рТ - величина потерь в г -м году, обусловленная отклонением

рассматриваемой периодичности проведения текущего ремонта ¡-го элемента 1Т1 от минимально возможной 1То., сум.;

¡То - минимальная периодичность текущего ремонта ¡-го элемента,

лет;

Q - остаточные затраты на ремонт, выражающие эффект последствия для вариантов с различными затратными характеристиками, сум.

Если исходить из стационарности рассматриваемых процессов износа элементов сооружений, т.е. принимая во внимание только средние значения объемов ремонтных работ (математические ожидания), формирование возможных вариантов решения задачи осуществляется довольно просто -для каждого года проведения текущего и капитального ремонта с учетом коэффициентов дисконтирования рассчитывается величина затрат на их проведение, а также потери на автотранспорте, если они имеют место, по каждому конструктивному элементу. Минимальная суммарная (по всем элементам) величина затрат определяет наилучший вариант.

Разработанная экономико-математическая модель оптимизации межремонтных сроков службы автомобильных дорог и автодорожных мостов не предусматривает выполнения реконструктивных мероприятий по ликвидации морального износа сооружений. При необходимости их выполнения в процессе эксплуатации автомобильных дорог и мостов приведенная модель должна корректироваться в соответствии с возможными сроками и объектами реконструкции сооружений.

Использованные источники: 1. Артиков А. Ввдение в системный анализ.- Ташкент, - С. 10-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.