Научная статья на тему 'Системный анализ управления финансовыми ресурсами в ОАО "РЖД"'

Системный анализ управления финансовыми ресурсами в ОАО "РЖД" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
865
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / RAILWAY TRANSPORT / ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / FINANCIAL MANAGEMENT / БЮДЖЕТ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ / CASH FLOW BUDGET / ПЛАТЕЖНЫЕ БАЛАНСЫ / BALANCE OF PAYMENTS / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / SYSTEM ANALYSIS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондратова Юлия Валерьевна

Существенные изменения в экономических, социальных и научно-технических условиях деятельности транспортных предприятий предъявляют новые требования к управлению транспортными системами. Повышение надежности функционирования транспортной системы должно обеспечивать возможность адаптации ее к внешним условиям, эффективную и устойчивую работу железнодорожного транспорта. Реализация на железнодорожном транспорте структурной реформы поставила перед ОАО «РЖД» новые задачи. В условиях всеобщей глобализации экономики нужно шире использовать положительный опыт стран с развитой рыночной экономикой, адаптируя его к российским условиям. Необходима разработка современных методологических подходов к реструктуризации предприятий железнодорожного транспорта с целью повышения эффективности управления финансами, которые позволяют хозяйствующим субъектам рынка транспортных услуг снижать издержки, планировать эффективное движение денежных потоков, осуществлять инвестиции и обеспечивать конкурентоспособность в условиях рыночных отношений. Одними из характеристик сегодняшних условий хозяйствования являются сохраняющаяся неопределенность развитии экономики страны, меняющаяся конъюнктура рынка транспортных услуг и усиление конкурентной борьбы между видами транспорта. Поэтому проблема повышения эффективности управления предприятиями железнодорожного транспорта стоит особенно остро. В статье применен системный подход1 к определению места платежных балансов в действующей системе финансового менеджмента ОАО «РЖД» и приведены предложения для их усовершенствования при осуществлении деятельности холдинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM ANALYSIS OF THE FINANCIAL MANAGEMENT AT JSC “RUSSIAN RAILWAYS” Yu.V. Kondratova

Significant changes in the economic, social and scientific and conditions for the activities of transport companies hut forward new demands on management of transport systems. Improving the reliability of the transport system operation should be adaptive to the environment, as well as provide efficient and stable operation of the railway transport. The implementation of the railway transport structural reform delivered to JSC “Russian Railways” new challenges. Under the conditions of economic globalization it is necessary to make greater use of the positive experience of the coun tries with the developed market economies, and adapt it to the Russian conditions. It is necessary to develop modern methodological approaches to the restructuring of the railway transport companies in order to improve financial management, reduce costs, prepare efficient cash flow budget and invest money and ensure competitiveness in the market conditions. One of the characteristics of today's business environment is the continuing uncertainty in the national economy, the changing conditions of the market of transport services and the strengthening of competition between the types of transport... Significant changes in the economic, social and scientific and conditions for the activities of transport companies hut forward new demands on management of transport systems. Improving the reliability of the transport system operation should be adaptive to the environment, as well as provide efficient and stable operation of the railway transport. The implementation of the railway transport structural reform delivered to JSC “Russian Railways” new challenges. Under the conditions of economic globalization it is necessary to make greater use of the positive experience of the coun tries with the developed market economies, and adapt it to the Russian conditions. It is necessary to develop modern methodological approaches to the restructuring of the railway transport companies in order to improve financial management, reduce costs, prepare efficient cash flow budget and invest money and ensure competitiveness in the market conditions. One of the characteristics of today's business environment is the continuing uncertainty in the national economy, the changing conditions of the market of transport services and the strengthening of competition between the types of transport. Therefore, the problem to increase the efficiency of management of railway transport enterprises is of particular importance. The author used a systematic approach to determining the place of balance of payments in the JSC “Russian Railways” current financial management system, and provides suggestions for implementation improvement in the holdings. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Системный анализ управления финансовыми ресурсами в ОАО "РЖД"»

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ В ОАО «РЖД»

Ю.В. Кондратова

системный подход1 к определению места платежных балансов в действующей системе финансового менеджмента ОАО «РЖД» и приведены предложения для их усовершенствования при осуществлении деятельности холдинга.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, финансовый менеджмент, бюджет движения денежных средств, платежные балансы, системный анализ, эффективность. JEL: G30, L92.

Существенные изменения в экономических, социальных и научно-технических условиях деятельности транспортных предприятий предъявляют новые требования к управлению транспортными системами. Повышение надежности функционирования транспортной системы должно обеспечивать возможность адаптации ее к внешним условиям, эффективную и устойчивую работу железнодорожного транспорта. Реализация на железнодорожном транспорте структурной реформы поставила перед ОАО «РЖД» новые задачи. В условиях всеобщей глобализации экономики нужно шире использовать положительный опыт стран с развитой рыночной экономикой, адаптируя его к российским условиям. Необходима разработка современных методологических подходов к реструктуризации предприятий железнодорожного транспорта с целью повышения эффективности управления финансами, которые позволяют хозяйствующим субъектам рынка транспортных услуг снижать издержки, планировать эффективное движение денежных потоков, осуществлять инвестиции и обеспечивать конкурентоспособность в условиях рыночных отношений. Одними из характеристик сегодняшних условий хозяйствования являются сохраняющаяся неопределенность развитии экономики страны, меняющаяся конъюнктура рынка транспортных услуг и усиление конкурентной борьбы между видами транспорта. Поэтому проблема повышения эффективности управления предприятиями железнодорожного транспорта стоит особенно остро. В статье применен

© Кондратова Ю.В., 2017 г.

Кондратова Юлия Валерьевна - аспирант Института системного анализа Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН, ведущий специалист Департамента корпоративных финансов ОАО «РЖД», Москва, k89137473933j@yandex.ru

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ И АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Реализация на железнодорожном транспорте структурной реформы поставила перед ОАО «РЖД» новые задачи. В условиях всеобщей глобализации экономики необходимо шире использовать положительный опыт стран с развитой рыночной экономикой, адаптируя его к российским условиям. Необходима разработка современных методологических подходов к реструктуризации предприятий железнодорожного транспорта с целью повышения эффективности управления финансами, которые позволяют хозяйствующим субъектам рынка транспортных услуг снижать издержки, планировать эффективное движение денежных потоков, осуществлять инвестиции и обеспечивать конкурентоспособность в условиях рыночных отношений.

1 Системный подход - используемая в разных областях деятельности, включая экономико-управленческую, целостная методология, заключающаяся в рассмотрении объектов как взаимосвязанной совокупности частей, вносящих свой вклад и влияющих на итоговый результат функционирования и использования объекта. Системный подход базируется на использовании системного анализа, воплощает диалектический способ изучения и исследования естественных и общественных процессов, основан на возможно более полном, всестороннем познании и учете связей, влияний, взаимодействий, изменений (Райзберг, Лозовский, Стародубцева, 2011).

Одной из характеристик сегодняшних условий хозяйствования является сохраняющаяся неопределенность развития экономики страны, меняющаяся конъюнктура рынка транспортных услуг и усиление конкурентной борьбы между видами транспорта. Поэтому проблема повышения эффективности управления предприятиями железнодорожного транспорта выходит на первый план.

Для управления финансовыми ресурсами в компаниях, ведущих свою деятельность в экономически развитых странах Западной Европы и США, используется инструмент под названием «бюджет движения денежных средств» (Cash flow budget). В (Follet, 2012) указывается, что одним из наиболее полезных инструментов для управления финансовыми ресурсами компании в текущем режиме является именно бюджет движения денежных средств, т.е. документ, в котором осуществляется взаимная увязка денежных потоков компании. Разработка этого бюджета обязует менеджера учитывать множество особенностей производственного процесса. Информация, содержащаяся в нем, используется при разработке бухгалтерского баланса, отчета о доходах и других документов.

Практика применения бюджетов движения денежных средств широко применяется в таких компаниях, как Ahlsell (Швеция), American Express (США), Cognos (Канада), GE Capital (США), Svenska Handelbanken (Швеция), Telecom New Zealand (Новая Зеландия, Австралия), Tomkins (Великобритания, США), Unilever (Великобритания, Голландия), World Bank (Хоуп, 2007).

Холдинг «РЖД», являющийся крупнейшим железнодорожным оператором и элементом транспортной системы в целом в Российской Федерации, также использует передовые методики управления финансовыми ресурсами и формирует бюджет движения денежных средств. Он, в свою очередь, используется при составлении финансового плана ОАО «РЖД», документа, в соответствии с которым составляется прогноз финансовых результатов деятельности на основе объемных и стоимостных

показателей работы компании и организуется рациональное движение финансовых ресурсов в соответствии с выбранной финансовой стратегией ОАО «РЖД» в средне- и долгосрочной перспективе.

Помимо бюджета движения денежных средств в ОАО «РЖД» используется еще один инструмент управления финансовыми ресурсами - система платежных балансов ОАО «РЖД». Она занимает ведущие позиции при осуществлении финансовой деятельности ОАО «РЖД» на текущем уровне управления.

В настоящей статье под платежным балансом будет пониматься документ, представляющий собой план поступления и расходования средств ОАО «РЖД», обобщающий движение денежных средств по всем банковским счетам. Эффективный платежный баланс позволяет исключить или существенно сократить риски возникновения кассовых разрывов и тем самым повысить надежность функционирования холдинга.

Применение системы платежных балансов в ОАО «РЖД» при осуществлении его финансово-хозяйственной деятельности позволяет решать следующие задачи:

• повышение оперативности и эффективности управления в нестабильных макроэкономических условиях (платежные балансы могут использоваться руководством ОАО «РЖД» на регулярной основе для оперативного внесения изменений в политику управления финансовыми ресурсами);

• улучшение финансовых результатов компании (за счет осуществления оперативного контроля доходных поступлений и расходных операций, рационального распределения и использования ресурсов);

• повышение прозрачности и открытости информации, предоставляемой в органы государственного контроля (в том числе в Счетную палату РФ), за целевым и полным использованием средств государственной поддержки, направляемых для реализации приоритетных инвестиционных и иных проектов;

• улучшение платежеспособности и финансовой устойчивости всех структур-

ных элементов холдинга РЖД (на этапе разработки оперативных планов руководство ОАО «РЖД» имеет возможность заранее предусмотреть привлечение в соответствующие моменты времени дополнительных источников финансирования, а также определить их стоимость);

• контроль над своевременностью и полнотой взыскания доходных поступлений (в детализации по центрам ответственности и видам поступлений), а также целевого использования денежных средств;

• управление уровнями дебиторской и кредиторской задолженности;

• повышение слаженности работы и согласованности действий всех структурных элементов железнодорожного транспорта (предприятия, филиалы, департаменты и пр.).

Несмотря на многочисленность задач, с которыми компания сталкивается в процессе финансового управления, представляется целесообразным рассмотреть задачу о поддержании текущей ликвидности компании как основе надежного функционирования железнодорожного транспорта и, как следствие, транспортной системы Российской Федерации в целом.

Для обеспечения бесперебойной работы железнодорожного транспорта и безусловного выполнения установленной производственной программы холдинга «РЖД» предприятиям, входящим в его структуру, необходимо в установленные сроки производить выплаты заработной платы работникам, оплачивать счета поставщиков и подрядчиков, вносить платежи в государственные внебюджетные фонды, гасить обязательства по заключенным договорам, уплачивать проценты по полученным кредитам. Для выполнения этих платежей необходимо постоянно располагать денежными средствами, полученными за выполненные перевозки и другие работы и услуги. Поэтому текущее управление финансовыми ресурсами компании должно включать контроль над поступлением и расходованием средств таким образом, чтобы не возникало просроченных платежей и срывов

хозяйственной деятельности. Таким образом, решение задач по поддержанию текущей платежеспособности ОАО «РЖД» является приоритетным при формировании платежных балансов. В свою очередь, для предупреждения рисков потери ликвидности, влияющих на формирование денежного потока, в холдинге «РЖД» используются следующие механизмы:

• управление остатками по счетам компании;

• оперативное осуществление конверсионных операций;

• продажа высоколиквидных активов;

• использование банковского овердрафта для закрытия краткосрочных кассовых раз-рывов2;

• краткосрочное привлечение денежных средств;

• долгосрочное привлечение денежных средств;

• привлечение акционерного капитала;

• безакцептное списание со счетов контрагентов (если применимо);

• изменение условий расчетов по текущим договорам;

• другие механизмы.

ОПИСАНИЕ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ

Платежные балансы ОАО «РЖД» формируются по четырем видам деятельности, соответствующим Порядку ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО «РЖД» (Порядок ведения..., 2010): • перевозки;

2 ...«кассовый разрыв - прогнозируемая в определенный период текущего финансового года недостаточность на едином счете бюджета денежных средств, необходимых для осуществления кассовых выплат из бюджета...» (Бюджетный кодекс РФ, 1998).

• прочие виды деятельности;

• инвестиционная деятельность;

• прочие доходы и расходы.

В дальнейшем показатели платежных балансов ОАО «РЖД» используются для разработки ежедневных платежных календарей3, т.е. планов поступления и расходования денежных средств. На основе платежного календаря холдинга «РЖД» на ежедневной основе осуществляются расчет текущей ликвидности компании и принятие решений в отношении размещения свободных денежных средств или привлечения краткосрочного финансирования.

Рассмотрим трехэтапный процесс формирования консолидированного платежного баланса ОАО «РЖД» более подробно и покажем его последовательность в матрице ниже:

1 этап 2 этап 3 этап

бюдж

Д

Д

факт

руправя рслуч пл факт

тбюдж

где Дпл~""' - первый и второй этапы - разработка доходной части планового консолидированного платежного баланса на основании показателей сводных бюджетов; РП^дж -первый этап - разработка расходной части планового консолидированного платежного баланса на основании показателей сводных бюджетов; руправл - второй этап - корректировка расходной части планового консолидированного платежного баланса за счет управления величиной расходования денежных средств; ДфЛКТ - третий этап - исполнение показателей, установленных в доходной части планового консолидированного платежного баланса, возможность отклонения фактических значений от плановых данных на некоторые случайные величины, обусловленные недетерминированностью внешней среды; РфЛУТ - третий этап - исполнение по-

3 Платежный календарь - календарный гра-

фик поступлений средств и платежей предприятий, компаний (Райзберг, Лозовский, Стародубцева, 2011).

казателей, установленных в расходной части планового консолидированного платежного баланса, возможность отклонений фактических значений от плановых данных на некоторые случайные величины, обусловленные недетерминированностью внешней среды.

На первом этапе доходы и расходы задаются экзогенно параметрами сводных бюджетов. На втором этапе величина доходов остается неизменной относительно первого этапа, при этом осуществляется управляемое воздействие на величину расходования денежных средств на планируемый месяц. На третьем этапе предусмотрено исполнение плановых показателей платежных балансов, полученных на втором этапе, т.е. к ним добавляются некоторые случайные величины, обусловленные недетерминированностью внешней среды.

При такой схеме составления платежных балансов управляемой величиной является расходование денежных средств на втором этапе, т.е. Р^3™.

Кроме того, будем считать, что нам известны функции плотностей распределения значений случайных величин доходов и расходов либо, что удобнее, функция плотности распределения величин кассовых разрывов которая равна разности доходов и расходов, определенных на третьем этапе формирования консолидированного платежного баланса ОАО «РЖД»:

К = ТТслуч — рслУ4

р — г"^факт факт*

(1)

Соответственно оптимизационная модель консолидированного платежного баланса ОАО «РЖД» может быть выражена в виде

Шп Е £ КфТ • 88И КГ,

(2)

где E - математическое ожидание; Кфакт -функция плотности распределения фактических величин i кассовых разрывов; sgn Кфакт - сигнум-функция плотности распределения фактических величин i кассовых разрывов;

1

KT = J Kvlp(KV1)sgn(KV1)dKvl,

(3)

где Кр1 - функция плотности распределения величин i кассовых разрывов; р - функция плотности вероятности распределения значений;

n = min

in,Д, (ДПГ-Рпугл -AP,), (4)

где ДРг- - корректировка расходной части консолидированного платежного баланса на втором этапе его формирования вследствие управления величиной расходования денежных средств;

sgn( х) = ■

[0, х > 0; 1, х < 0.

(5)

Таким образом, основной принцип формирования платежных балансов ОАО «РЖД» заключается в том, что для финансирования текущей деятельности в полном объеме необходимо безусловное выполнение установленного задания по взысканию денежной выручки. Неисполнение плановых показателей направления выручки учитывается при планировании платежных балансов на последующий период. При этом объем финансирования филиалов ОАО «РЖД» уменьшается на величину не использованного в предыдущие периоды финансирования. В случае невыполнения установленных заданий по доходным поступлениям можно рассчитывать лишь на проведение расчетов, обязательных с точки зрения соблюдения норм законодательства РФ, т.е. с персоналом по оплате труда, командировочным расходам, государственными внебюджетными фондами по уплате взносов, а также пеней и штрафов.

При этом в платежных балансах ОАО «РЖД» до настоящего момента не решен ряд проблем из области управления денежными потоками компании. В частности, в платежных балансах ОАО «РЖД» отсутствует возможность учета факторов неопределенно-

сти и риска, а также инфляционных процессов. В рамках настоящей статьи разработаны предложения по совершенствованию принципов формирования платежных балансов в ОАО «РЖД» с использованием методов системного анализа.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРИНЦИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНЫХ БАЛАНСОВ В ОАО «РЖД»

Принимая во внимание весьма высокую актуальность проблем по эффективному решению указанных задач для экономики современной России, представляется целесообразным заложить в основу формирования платежных балансов следующие соображения и принципы.

Первое главное соображение (исходный принцип) заключается в том, что платежный баланс рассматривается как система, т.е. как совокупность многих элементов, находящихся в прямом (внутреннем), косвенном (внешнем) и синергическом взаимодействии. Исходя из этого предположения формирование платежных балансов должно базироваться на системном подходе и соответствующих ему системных принципах, к числу которых согласно Л. Фон Берталанфи (Ве11;а1а^:1у L. Von) и И. Куайнет (Quinet E.) (с учетом специфики рассматриваемого нами объекта) следует прежде всего отнести следующие:

• системность, т.е. исследование платежных балансов как систем;

• комплексность - в платежном балансе учитываются финансовые потоки не только с точки зрения экономики, но также и с точки зрения общества, государства, социума, экологии и пр.;

• иерархичность - холдинговые предприятия имеют достаточно сложную органи-

к

зационную структуру, нередко содержащую подразделения разного статусного порядка, в частности материнские, дочерние компании и др. В итоге холдинговая компания (вместе со своими подразделениями) связана единой целью, а в ряде случаев и работает под единым высшим руководством. Например, организационная структура холдинга ОАО «РЖД» состоит из материнской компании, а также нескольких десятков дочерних и зависимых обществ, не обязательно близкого функционального направления (нередко системно-дополняющего). Классификация структурных элементов холдинговой структуры ОАО «РЖД» представлена в приложении;

• вариабельность - платежные балансы должны быть сформированы таким образом, чтобы представлялось возможным осуществить их привязку к любым допустимым или потенциально возможным вариантам развития холдингов;

• динамичность - денежные средства, управление которыми осуществляется с применением платежных балансов, в рамках исходной информации представлены системой реальных или прогнозируемых денежных потоков, возникающих в результате осуществления конкретных экономических операций, связанных с поступлением, накоплением и использованием финансовых ресурсов. В этой системе конкретный реальный или предполагаемый денежный поток характеризуется источником и временем возникновения, направлением, интенсивностью и регулярностью;

• эффективность - важнейший показатель, итог сопоставления имеющейся в платежном балансе информации совокупных результатов финансовой системы и требуемых ею для этого затрат (расходов, издержек). В эффективных финансовых системах платежные балансы должны быть сформированы таким образом, чтобы правильная оценка совокупных результатов работы компании в планируемом периоде превышала правильную оценку совокупных затрат, возникающих

в процессе ее деятельности. Кроме того, при определении эффективности платежных балансов представляется целесообразным четко различать всех участников, вовлеченных в деятельность холдинговых структур: государственный бюджет, собственно холдинг и его контрагенты, общество и т.д. Соответственно должны рассчитываться разные виды эффективности, свойственные каждому участнику, и ПБ должны быть составлены так, чтобы была возможность корректно рассчитывать эти виды эффективности.

Применительно к ОАО «РЖД» речь идет о том, что, как минимум, должны определяться:

а) бюджетная эффективность. Так как согласно данным Росстата вклад ОАО «РЖД» в валовый внутренний продукт Российской Федерации достигает 1,5% по итогам 2015 г., то эта компания является одним из крупнейших работодателей в стране. Соответственно при получении компанией средств государственной поддержки для реализации приоритетных инвестиционных и иных проектов расчет бюджетной эффективности платежных балансов требует обеспечения прозрачности и открытости информации, предоставляемой ОАО «РЖД» в органы, осуществляющие надзор и контроль;

б) коммерческая эффективность. С этой целью формирование платежных балансов ОАО «РЖД» должно обеспечивать достижение компанией основных целей деятельности по извлечению прибыли за счет предоставления услуг по перевозке грузов и пассажиров и прочих услуг;

в) общественная эффективность. Ее корректный расчет требует согласно (Методические рекомендации..., 2000), чтобы формирование платежных балансов ОАО «РЖД» могло обеспечивать достижение компанией основных народнохозяйственных целей деятельности холдинга по удовлетворению потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом. При этом очень важно,

что речь идет о выполнении этого принципа с соблюдением требования «не навреди», т.е. выполняя транспортный вариант «клятвы Гиппократа»;

г) региональная эффективность. К определению региональной эффективности предъявляются требования, аналогичные общественной, но ужесточенные за счет большего разнообразия условий и параметров экономики регионов России;

• устойчивость;

а) (по А.М. Ляпунову) незначительное изменение исходной информации, используемой при формировании платежных балансов не должно приводить к существенному ухудшению его основных параметров (в частности, информации о размере доходных поступлений и показателей направления денежных средств);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) структурная. Суть этого вида устойчивости заключается в том, чтобы сохранялись базовые элементы, формирующие инфраструктурную основу холдинга;

• надежность - формирование платежных балансов должно обеспечивать осуществление в установленные сроки обязательств холдинга, а также контроль поступлений и расходования средств без образования кассовых разрывов, просроченных платежей и срыва хозяйственной деятельности холдинга;

• моделирование - в основу моделирования платежных балансов могут быть положены две прямоугольные матрицы (соответственно для доходных поступлений и расходных операций). В первой матрице по строкам будет производиться отражение видов поступлений от услуг, оказываемых клиентам (для ОАО «РЖД», в частности, это будут доходы от перевозок, предоставления локомотивной тяги и пр.). По столбцам производится учет видов деятельности согласно порядку учета доходов и расходов. В ячейках будут (в косвенной форме через коэффициенты а{р прямых доходов Леонтьевского типа) отражаться соответствующие виды поступлений денежных средств на счета холдинга. Во второй матрице по строкам будет произво-

диться отражение направлений расходования денежных средств, вытекающих из деятельности холдинга. По столбцам - учет видов деятельности, как и в первой матрице. В ячейках будут отражаться Ь^ - соответствующие расходные операции;

• алгоритимизация - поскольку вся исходная информация для составления платежных балансов задана в виде двух прямоугольных матриц, то формирование указанных документов управленческого учета в холдинговых структурах нетрудно будет осуществлять с использованием алгоритмов, разработка которых может быть выполнена в применением инструментария матричной алгебры;

• неполнота информации - при формировании платежных балансов целесообразно использовать математическую модель, позволяющую производить учет и количественную оценку разных видов (в том числе) интервальной неопределенности величины отклонения фактических показателей платежных балансов от запланированных, т.е. учитывать риски, связанные с неточностью исходной информации.

МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ ПЛАТЕЖНЫХ БАЛАНСОВ В ОАО «РЖД»

При планировании финансово-хозяйственной деятельности ОАО «РЖД» в целом и платежных балансов ОАО «РЖД» в частности применяются различные методы (т.е. конкретные способы и приемы расчетов показателей):

• нормативный;

• балансовый;

• метод оптимизации плановых решений;

• бюджетирование.

Сущность указанных методов, сферы их применения, а также преимущества и недостатки подробно описаны в (Тедеева, 2009). Рассмотрим эти методы применитель-

но к управлению финансовыми ресурсами в ОАО «РЖД».

Нормативный метод

Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность филиалов ОАО «РЖД» в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др.

В финансовом планировании применяется система норм и нормативов, которая включает следующие нормативы:

• федеральные;

• республиканские (краевые, областные, автономных образований);

• местные;

• отраслевые;

• хозяйствующего субъекта.

Нормативный метод активно применяется при формировании платежных балансов ОАО «РЖД». С его помощью вычисляется размер потребного финансирования филиалов и подразделений ОАО «РЖД» на текущий месяц исходя из требований законодательства РФ, предельных сроков проведения расчетов согласно условиям заключенных договоров.

Балансовый метод

Сущность балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них.

Например, основной принцип формирования консолидированных платежных ба-

лансов ОАО «РЖД» можно формализовать следующим образом:

Ов + Д = Р + Ок, (6)

где Ов - входящие остатки денежных средств в консолидированном платежном балансе ОАО «РЖД» на начало планируемого периода; Д - поступление денежных средств в доходную часть консолидированного платежного баланса в планируемом периоде; Р - направление денежных средств из расходной части консолидированного платежного баланса в планируемом периоде; Ок - остаток денежных средств на конец планируемого периода.

В основу подхода к формированию консолидированного платежного баланса ОАО «РЖД» изначально заложен принцип эффективности4. Иными словами, с точки зрения холдинга «РЖД», безусловно, невозможно формирование такого консолидированного платежного баланса, который не позволяет в полной мере профинансировать обязательства по оплате труда персонала, расчетам с бюджетами и внебюджетными фондами, а также с поставщиками и подрядчиками в силу договора или правовой нормы.

Таким образом, условие эффективности консолидированного платежного баланса ОАО «РЖД» заключается в достаточности поступления денежных средств в планируемом периоде (с учетом входящих остатков на начало периода) для выполнения всех обязательств ОАО «РЖД» перед поставщиками, подрядчиками и другими сторонними контрагентами, а также персоналом, бюджетами и внебюджетными фондами, возникших в силу действия договора (заключенного в рамках исполнения параметров сводных бюджетов) или правовой нормы.

4 В данном случае, как обычно принято, под эффективностью подразумевается синтетическая характеристика, определяемая как величина превышения совокупных затрат над совокупными результатами.

Дополнительно отметим, что высказываемое некоторыми специалистами в области финансов на железнодорожном транспорте мнение об отрицательной коммерческой эффективности филиалов ОАО «РЖД» с пассивными платежными балансами, строго говоря, неверно. В работе железнодорожного транспорта существует определенная специфика. Например, в структуре ОАО «РЖД» есть такие филиалы, которые выполняют работы и оказывают услуги, обладающие уникальным набором свойств. Указанная продукция, как правило, не встречается у других предприятий российской экономики, однако она является весьма востребованной у предприятий железнодорожного транспорта.

Филиалы, объем поступления денежных средств по которым не позволяет осуществлять финансирование финансово-хозяйственной деятельности в полной мере, дополнительно финансируются с центрального расчетного счета ОАО «РЖД».

Поэтому приведенное выше условие эффективности должно применяться только к консолидированному платежному балансу ОАО «РЖД».

Если валовый объем доходных поступлений ОАО «РЖД» меньше объема направления денежных средств в планируемом периоде, то предусматриваются механизмы привлечения кредитных ресурсов (в том числе средств государственной поддержки).

В обратной ситуации, когда валовый объем поступлений по ОАО «РЖД» превышает предусмотренные параметрами сводного бюджета затрат показатели финансирования затрат филиалов ОАО «РЖД» (в том числе по договорам, оплата которых осуществляется с центрального расчетного счета ОАО «РЖД»), предусмотрена процедура размещения свободных денежных средств на депозитных счетах.

Так, холдинг «РЖД» при наличии свободной ликвидности обеспечивает временное размещение денежных средств на депозитах в российских банках, прошедших конкурсный отбор и соответствующих по кредитным каче-

ствам требованиям риск-менеджеров, и иным разрешенным способом с целью извлечения процентного дохода.

Достоинствами данного метода являются его обоснованность и реалистичность, так как четко идентифицируются элементы доходов и расходов и ведется обособленный их учет.

В качестве недостатков указанного метода следует отметить, что при формировании платежных балансов не учитывается динамика рыночных оценок капитала, конъюнктуры, инфляции и т.д. В результате показатели, формируемые в платежных балансах ОАО «РЖД», имеют характер планов и, как правило, не совпадают с фактическими значениями, получаемыми в конце периода.

Таким образом, величина фактического исполнения платежных балансов ОАО «РЖД» (а точнее, величина отклонения (невыполнения, превышения установленных параметров)) неизвестна на этапе формирования платежных балансов. На этапе исполнения утвержденных платежных балансов ОАО «РЖД» возможны отклонения (например, за счет невыполнения установленных заданий по взысканию выручки филиалами ОАО «РЖД» или возникающей потребности в сверхплановых платежах и т.д.).

При этом на практике, сложившейся в ОАО «РЖД», считается допустимым принять такой платежный баланс, в котором достигается итоговое отклонение фактических показателей от плановых значений на величину не более ±5%.

Метод оптимизации плановых решений

Сущность метода оптимизации плановых решений заключается в выборе оптимального варианта консолидированного платежного баланса ОАО «РЖД» на основе заданного критерия.

Однако до того, как подробно останавливаться на особенностях применения указанного метода при организации финан-

сового планирования в ОАО «РЖД», следует обратить внимание на фиксированные и меняющиеся данные, которые используются при формировании платежных балансов (а затем и консолидированного платежного баланса ОАО «РЖД»).

Как было показано выше, параметры сводных бюджетов (доходов и расходов) задаются экзогенно (причастными подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД»). Таким образом, они не подлежат изменению в процессе формирования платежных балансов.

И все же при формировании платежных балансов есть возможность варьировать величину направления денежных средств в планируемом периоде (на этапе три, описанном в статье выше) и разрабатывать несколько вариантов платежных балансов филиалов и центрального платежного баланса (а затем и консолидированного платежного баланса ОАО «РЖД»).

При этом допустимыми вариантами консолидированного платежного баланса будут выступать лишь те, в которых соблюдается выполнение установленных заданий по взысканию денежной выручки, а также направление средств на расходные операции по всем видам деятельности (перевозки, прочие виды деятельности, инвестиционная деятельность, прочие доходы и расходы) с целью полного исполнения обязательств ОАО «РЖД» перед поставщиками, подрядчиками и другими сторонними контрагентами, а также персоналом, бюджетами и внебюджетными фондами, возникших в силу действия договора (заключенного в рамках исполнения параметров сводных бюджетов) или правовой нормы.

При этом из множества допустимых вариантов консолидированного платежного баланса ОАО «РЖД» необходимо выбрать один, такой, который наиболее соответствует заданному критерию оптимальности5 и си-

5 Таким образом, на основе вышеописанного критерия оптимальности должно осуществляться оптимальное оперативное планирование финансовых потоков в ОАО «РЖД», т.е. планирование на основе

стеме ограничений. В качестве последнего в ОАО «РЖД» при планировании финансовых потоков используется минимум кассовых разрывов в планируемом периоде.

ВЫВОДЫ

1. В настоящей статье рассмотрена в основных своих чертах существующая методология формирования платежных балансов в холдинге «РЖД», а также намечены некоторые направления ее совершенствования.

2. В статье показано, что методологической основой формирования указанных документов управленческого учета являются принцип системности, а также методы прикладного системного анализа.

3. Непосредственным инструментарием реализации указанной методологии является синтез нескольких ее подходов к формированию плановых показателей платежных балансов ОАО «РЖД»: традиционного, нормативного, бюджетного, оптимизационного и системно-синтетического.

4. Ориентированные на существенно иную инструментальную базу и конкретные методы моделирования эти методы тем не менее нацелены на достижение общего конечного результата - повышение сбалансированности и устойчивости разрабатываемых документов управленческого учета, всемерно допустимое сокращение рисков, обусловленных возникновением кассовых разрывов и несогласованности планируемых и фактических доходов и расходов холдинга «РЖД», и в конечном итоге повышение экономической эффективности и конкурентоспособности железнодорожного транспорта в целом.

экономико-математических методов и моделей, позволяющее выбрать из совокупности возможных, допустимых наилучший план, характеризующийся максимальным (либо минимальным) значением целевой функции.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

СХЕМАТИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ХОЛДИНГА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

ОАО «РЖД»

Железные дороги (региональные центры корпоративного управления)

Перевозочные компании

Ремонтные компании

Филиалы в области технико-экономического, социального и финансового обеспечения

Филиалы в области информации и связи

Филиалы в области капитального строительства

Филиалы в области научной и проектно-конструкторской деятельности

Список литературы

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 03.07.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).

Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика. М.: ПолиПринт Сервис, 2015.

Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (официальное издание). М.: Экономика, 2000.

Лившиц В.Н., Сигал А.Р. Об энтропийном анализе переходной экономики // Экономика и математические методы. 2014. № 3.

Порядок ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО «РЖД», утвержденный приказом Министра транспорта России от 31.12.2010 № 311.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2011.

Сайт ОАО «РЖД». URL: http://ir.rzd.ru/static/public/ ru?STRUCTURE_ro=62.

Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов в условиях риска и неопределенности (Теория ожидаемого эффекта). М.: Наука, 2002.

Тедеева З.Б. Методы финансового планирования на предприятии // Экономические науки. 2009. № 9 (58).

Хоуп Дж. Финансовый директор новой эпохи. Как финансовый управляющий может изменить свою роль и обеспечить успех компании на рынке. М.: Вершина, 2007.

Bertalanffy L. von. An Outline of General Systems Theory // British Journal for Philosophy оf Science. 1950. № 2.

Bertalanffy L., von. General systems theory: Foundations, development, applications. N.Y.: George, Braziller. XV 1968.

Follet R. How to keep score in business. Accounting and financial analysis for the non-accountant. Eastbourne: Gardner's Books, 2012.

QuinetE. Analyse economique des transports. P.: Presses Universitaires de France, 1990.

Рукопись поступила в редакцию 31.10.2016 г.

tries with the developed market economies, and adapt it to the Russian conditions. It is necessary to develop modern methodological approaches to the restructuring of the railway transport companies in order to improve financial management, reduce costs, prepare efficient cash flow budget and invest money and ensure competitiveness in the market conditions. One of the characteristics of today's business environment is the continuing uncertainty in the national economy, the changing conditions of the market of transport services and the strengthening of competition between the types of transport. Therefore, the problem to increase the efficiency of management of railway transport enterprises is of particular importance. The author used a systematic approach to determining the place of balance of payments in the JSC "Russian Railways" current financial management system, and provides suggestions for implementation improvement in the holdings.

Keywords: railway transport, financial management, cash flow budget, balance of payments, system analysis, efficiency.

GEL: G30, L92.

SYSTEM ANALYSIS OF THE FINANCIAL MANAGEMENT AT JSC "RUSSIAN RAILWAYS"

Yu.V. Kondratova

Kondratova Yuliya V - Institute for Systems Analysis, Federal Research Center "Computer Science and Control" of Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, k89137473933j@yandex.ru

Significant changes in the economic, social and scientific and conditions for the activities of transport companies hut forward new demands on management of transport systems. Improving the reliability of the transport system operation should be adaptive to the environment, as well as provide efficient and stable operation of the railway transport. The implementation of the railway transport structural reform delivered to JSC "Russian Railways" new challenges. Under the conditions of economic globalization it is necessary to make greater use of the positive experience of the coun-

References

Bertalanffy L. von. (1950). An outline of general systems theory. British Journal for Philosophy of Science, no. 2.

Bertalanffy L. von. (1968). General systems theory: Foundations, development, applications. N.Y.: George, Braziller. XV

Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii [Budget Code of the Russian Federation], 31.07.1998, Federal Law no. 145 (in edition of 03.07.2016; with changes and additions, in effect from 01.09.2016) (in Russian).

Follet R. (2012). How to keep score in business. Accounting and financial analysis for the non-accountant. Eastbourne: Gardner's Books.

JSC "RZD" web site. Available at: http://ir.rzd.ru/static/ public/ru?STRUCTUREJD=62.

Hope J. (2007). Reinventing the CFO: How financial managers can transform their roles and add greater value. Moscow: Vershina (in Russian).

Livchits VN., Sygal A.V (2014). On entropy analysis of transitional economy. Economics and Mathematical Methods, no. 3 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Metodicheskie rekomendacii [Guidelines] (2000) Meto-dicheskie rekomendatsii po otsenke effektivnosti investitsionnykh proektov [Guidelines for the evaluation of investment projects] (oficial'noe izdanie) [official edition]. Moscow: Ekonomika. (in Russian).

Poryadok vedeniya razdel'nogo ucheta dokhodov, raskhodov i finansovykh rezul'tatov po vidam deyatel'nosti, tarifnym sostavlyayushchim i ukrupnennym vidam rabot OAO «RZhD», utver-zhdennyy prikazom Ministra transporta Rossii [The procedure of separate accounting of revenues, expenditures and financial results by types of activities, tariff components and integrated works of JSC "RZD" approved by the Order of Ministry of transport of Russia] from 31.12.2010 no. 311 (in Russian).

Rajzberg B.A., Lozovskij L.Sh., Starodubceva E.B. (2011). Sovremennyj ekonomicheskij slovar' [Modern Dictionary of Economics]. Moscow: INFRA-M (in Russian).

Smolyak S.A. (2002). Investment project evaluation under risk and uncertainty (Expected Effect Theory). Moscow: Nauka (in Russian).

Tedeeva Z.B. (2009). Financial planning methods in the enterprise. Ekonomicheskiye Nauki, no. 9 (58) (in Russian).

Quinet E. (1990). Analyse economique des transports. Paris: Presses Universitaires de France.

Vilenskij P.L., Livshits VN., Smolyak S.A. (2015). Ot-senka effektivnosti investitsionnykh proektov [Assessment of efficiency of investment projects]. Teoriya i praktika [Theory and Practice]. Moscow: PoliPrint Service (in Russian).

Manuscript Received 31.10.2016

МЕЖСТРАНОВОЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ПРОМЫШЛЕННОЙ КЛАСТЕРИЗАЦИИ1

Е.В. Попов, К.А. Семячков, В.Л. Симонова

Современная мировая экономическая система переходит от индустриального к постиндустриальному способу производства. Такие изменения знаменуют формирование нового технологического уклада с лидирующими отраслями, ориентированными на высокие наукоемкие технологии. Главным фактором конкурентоспособности в национальном масштабе становится способность экономических агентов к интеграции и координации совместных действий для снижения уровня неопределенности, эффективного обмена ресурсами, информацией как основы для внедрения технологических, продуктовых, организационных улучшений. В таких условиях традиционные формы организации замещаются сетевыми формами - как наиболее эффективными и адаптивными. Развитие межфирменных отношений, увеличение числа и разнообразия форм сетевых организаций требуют поиска и оценки факторов, влияющих на этот про-

© Попов Е.В., Семячков К.А., Симонова В.Л., 2017 г.

Попов Евгений Васильевич - член-корреспондент РАН, д.э.н., руководитель Центра экономической теории, Институт экономики Уральского отделения РАН, Екатеринбург, epopov@mail.ru

Семячков Константин Александрович - к.э.н., ведущий экономист Центра экономической теории, Институт экономики Уральского отделения РАН, Екатеринбург, k.semyachkov@mail.ru

Симонова Виктория Львовна - к.э.н., старший научный сотрудник Центра экономической теории, Институт экономики Уральского отделения РАН, Екатеринбург, jet-Russia@yandex.ru

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в Удмуртском государственном университете (г. Ижевск), проект РНФ № 15-18-00049.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.