Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ОСВОЕНИЯ МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ – УСЛОВИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИИ'

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ОСВОЕНИЯ МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ – УСЛОВИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арктическая зона / инвестиционные проекты / углеводородные ресурсы / системный анализ рисков / технологическое развитие / Севморпуть / Arctic zone / investment projects / hydrocarbon resources / systemic risk analysis / technological development / Northern Sea Route

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьев Михаил Николаевич

Впервые проведен системный анализ рисков развития инвестиционных проектов освоения минерального сырья Арктической зоны России по всей цепочке элементов: Upstream (Поиски и добыча) – Midstream (Транспортировка) – Downstream (Сбыт) с целью определения приоритетных технологических задач, решение которых необходимо для обеспечения их устойчивого развития. Определены основные ограничения развития круглогодичного судоходства в акватории Севморпути. Оценка устойчивости экономического освоения Арктической зоны на основе всей совокупности рисков проектов и определение первоочередных задач по их преодолению должна координироваться профильными научными советами в соответствии с возложенными на Российскую академию наук задачами «экспертного обеспечения деятельности государственных органов и организаций». Первоочередная задача ревизия документов стратегического планирования развития Арктической зоны Российской Федерации, разработанных в иных геополитических условиях, соотнесение их целей и задач с текущими возможностями страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Григорьев Михаил Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIC RISK ANALYSIS OF MINERAL RESOURCE DEVELOPMENT PROJECTS A CONDITION FOR PLANNING SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE ARCTIC ZONE OF RUSSIA

For the first time, a systematic analysis of the risks of developing investment projects for the development of mineral raw materials in the Arctic zone of Russia was carried out along the entire chain of elements: Upstream (Search and Production) Midstream (Transportation) Downstream (Sales) in order to identify priority technological tasks, the solution of which is necessary to ensure their sustainable development. The main restrictions on the development of year-round shipping in the water area of the Northern Sea Route have been identified. Assessments of the sustainability of the economic development of the Arctic zone based on the entire set of risks of projects and the determination of priority tasks for overcoming them should be coordinated by specialized scientific councils in accordance with the tasks assigned to the Russian Academy of Sciences "expert support of the activities of government bodies and organizations." The primary task is to revise the documents of strategic planning for the development of the Arctic zone of the Russian Federation, developed in other geopolitical conditions, correlating their goals and objectives with the current capabilities of the country.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ОСВОЕНИЯ МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ – УСЛОВИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИИ»

DOI: 10.38197/2072-2060-2024-246-2-72-95

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ОСВОЕНИЯ МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ – УСЛОВИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИИ

SYSTEMATIC RISK ANALYSIS OF MINERAL RESOURCE DEVELOPMENT PROJECTS - A CONDITION FOR PLANNING SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE ARCTIC ZONE OF RUSSIA

ГРИГОРЬЕВ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ

Ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук» (ИМЭМО РАН), директор консультационной компании «Гекон», кандидат геолого-¬минералогических наук, академик РАЕН

MIKHAIL N. GRIGORYEV

Leading researcher at the Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations of the Russian Academy of Sciences (IMEMO RAS), director of the Gecon consulting company, candidate of geological ¬ mineralogical sciences, academician of the Russian Academy of Natural Sciences

Аннотация

Впервые проведен системный анализ рисков развития инвестиционных проектов освоения минерального сырья Арктической зоны России по всей цепочке элементов: Upstream (Поиски и добыча) – Midstream (Транспортировка) – Downstream (Сбыт) с целью определения приоритетных технологических задач, решение которых необходимо для обеспечения их устойчивого развития. Определены основные ограничения развития круглогодичного судоходства в акватории Севморпути. Оценка устойчивости экономического освоения Арктической зоны на основе всей совокупности рисков проектов и определение первоочередных задач по их преодолению должна координироваться профильными научными советами в соответствии с возложенными на Российскую академию наук задачами «экспертного обеспечения деятельности государственных органов и организаций». Первоочередная задача - ревизия документов стратегического планирования развития Арктической зоны Российской Федерации, разработанных в иных геополитических условиях, соотнесение их целей и задач с текущими возможностями страны.

Abstract

For the first time, a systematic analysis of the risks of developing investment projects for the development of mineral raw materials in the Arctic zone of Russia was carried out along the entire chain of elements: Upstream (Search and Production) - Midstream (Transportation) - Downstream (Sales) in order to identify priority technological tasks, the solution of which is necessary to ensure their sustainable development. The main restrictions on the development of year-round shipping in the water area of the Northern Sea Route have been identified. Assessments of the sustainability of the economic development of the Arctic zone based on the entire set of risks of projects and the determination of priority tasks for overcoming them should be coordinated by specialized scientific councils in accordance with the tasks assigned to the Russian Academy of Sciences "expert support of the activities of government bodies and organizations." The primary task is to revise the documents of strategic planning for the development of the Arctic zone of the Russian Federation, developed in other geopolitical conditions, correlating their goals and objectives with the current capabilities of the country.

Ключевые слова

Арктическая зона, инвестиционные проекты, углеводородные ресурсы, системный анализ рисков, технологическое развитие, Севморпуть

Keywords

Arctic zone, investment projects, hydrocarbon resources, systemic risk analysis, technological development, Northern Sea Route

ВВЕДЕНИЕ

1 августа 2022 года был принят стратегический документ – План развития Северного морского пути на период до 2035 года [1]. Прогнозируемый объем грузопотока по Северному морскому пути, приведенный в Приложении к плану, определил объемы перевозок в 2023 году в объеме 46,82 млн. т, а в 2024 - 90,01 млн. т. К 2030 году объем растущих перевозок определен в 216,45 млн. т, из которых на перевозку минеральных ресурсов приходится 182.37 млн. Т (84%).

Следует обратить внимание на два обстоятельства. Первое: документ был принят Правительством через полгода после того, как была начала специальная военная операция, и к этому времени все азиатские, американские и европейские поставщики заявили об уходе из проекта и стало понятно, что нарушение сложившихся цепочек поставщиков оборудования, материалов и услуг окажет негативное воздействие на ход реализации проектов до создания новой схемы взаимоотношений с контрагентами из дружественных стран. Второе: указанные в объёмы ожидаемых перевозок были включены в этот программный документ на основе соглашений с компаниями (п. 1.1.1. «Заключение соглашения, направленного на установление взаимных обязательств, касающихся объема ежегодного грузопотока (приведен в приложении к настоящему плану [1]) с основными грузоотправителями - ПАО "НОВАТЭК", ПАО "Нефтяная компания "Роснефть", ПАО "Газпром нефть", ПАО "Горно-металлургическая компания "Норильский никель", ООО "Северная звезда" и ООО "Горнодобывающая компания Баимская", т.е. основывался на заявленных компаниями объемах отгрузки, некоторые из которых не прошли экспертизу в установленном порядке – в частности, рассмотрение на Центральной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию Минприроды России (ЦКР Роснедра), в задачи которой входят: согласование «проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых», а также «анализ и мониторинг состояния разработки месторождений и подготовка предложений по выполнению условий недропользования, определенных лицензионными соглашениями, проектной технической и технологической документациями» [2].

В 2023 году перевозки по Севморпути достигли 36,3 млн. т, что соответствует 77% от поставленного планового показателя [3]. Возросли перевозки угля и газового конденсата – по 0,2 млн. т; но снизились перевозки сжиженного природного газа на 0,7 млн. т, что связано с планово-профилактическим ремонтами на технологических линиях завода Ямал СПГ, и нефти – на 0,5 млн. т, что обусловлено естественным падением добычи на Новопортовском месторождении.

Основной «недобор» в части минерального сырья обеспечили: проект освоения угольного Сырадасайского месторождения (ООО «Северная звезда») – из плановых 1,8 млн. т было вывезено только 0,2 млн. т; и проект Арктик СПГ 2 (плановый показатель 3,6 млн. т) – не был реализован вовсе.

После прошедшего 29 марта 2024 года под руководством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации в Координационном центре Правительства РФ на выставке-форуме «Россия» совещания «Развитие Северного морского пути: итоги 2023 года и планы до 2035 года», Александр Новак, оценивая возможность достижения плановых показателей в 2024 году, сообщил, что: «Мы рассчитываем, что на 2024 год мы должны выйти на уровень около 40 млн т», с учетом отгрузки сжиженного природного газа (СПГ) с «Арктик СПГ-2» [4], т.е. ожидаемый объем перевозок составит 44% от плана.

В чем причинах таких несоответствий заявленных объемов реальным? На наш взгляд причина заключается в отсутствии научной экспертизы заявлений компаний о развитии производства, зачастую голословных, на которых основываются документы стратегического планирования. Научное сообщество может и должно выступать в качестве медиатора во взаимоотношениях государства и бизнеса, обеспечивая соотнесение планов развития инвестиционных проектов с задачами развития страны и ее возможностями.

Рассмотрим два вопроса: обоснованность заявленных прогнозных уровней добычи и системный анализ всей совокупности рисков реализации проектов в цепочке от добычи сырья до рынка.

ДОСТОВЕРНОСТЬ ОЦЕНКИ ПРОГНОЗОВ ГРУЗОПОТОКА МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ

Начиная с сентября 2017 года, когда по инициативе ООО «Гекон» был подготовлен первый прогноз развития грузопотока по Севморпути [5], Минприроды России на регулярной основе подготавливал и публиковал прогнозы развития грузопотока [6]. Принципиальной особенность проводившейся Минприроды оценки являлось использование прогнозных уровней добычи по согласованным проектным документам; заявленные компаниями планы освоения месторождений, проектная документация которых не утверждена, анализировались с позиций обеспеченности заявленных уровней добычи текущей ресурсной базой [7].

Рассмотрим использованные подходы и полученные результаты на примере прогноза по состоянию на март 2020 года, выполненного ООО «Гекон» по поручению Минприроды России в рамках выполнения задач пункта V.37. «Актуализация прогноза грузопотока в акватории Северного морского пути» «Плана развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года» [1].

В основу прогноза положены согласованные Центральной комиссией по разработке месторождений полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию Минприроды России (далее — ЦКР Роснедра) проектные документы, действующие на момент составления прогноза. В задачи ЦКР Роснедра входят: согласование «проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых», а также «анализ и мониторинг состояния разработки месторождений и подготовка предложений по выполнению условий недропользования, определенных лицензионными соглашениями, проектной технической и технологической документациями» [8].

ЦКР Роснедра согласовывает проектную документацию на различных этапах и стадиях изучения, по мере продвижения освоения от проекта пробной эксплуатации к дополнению технологического проекта разработки растет достоверность представлений о добычных возможностях месторождений. Это обстоятельство учитывается при оценке включаемых в прогноз уровнях перспективной добычи.

Проекты разделены на группы, исходя из готовности транспортной инфраструктуры и обоснованности уровней добычи. По обоснованности уровней добычи и готовности транспортной инфраструктуры проекты разделены на следующие группы:

С согласованными ЦКР Роснедра проектными документами:

А. Действующая транспортная инфраструктура;

Б. Строящаяся транспортная инфраструктура;

В. Проектируемая транспортная инфраструктура.

С уровнями добычи, заявленными компаниями-недропользователями:

Г. Заявлений компаний по проектам с планируемой инфраструктурой и планируемыми объемам добычи, обеспеченными текущей минерально-сырьевой базой;

Д. Заявления компаний по проектам с планируемой инфраструктурой, ресурсная база которых не определена.

Итоговая матрица текущего и предыдущих прогнозов приведена в Таблице 1 [9, с дополнениями].

Таблица 1

Учет проектов освоения минерального сырья при составлении прогнозов грузопотока по Севморпути

Примечание. Серым цветом указаны не включавшиеся в текущий прогноз проекты. Обозначение грузов: Н - сырая нефть, К - газовый конденсат, НиК – смесь сырой нефти и газового конденсата, СПГ - сжиженный природный газ (проект добычи природного газа), У - каменный уголь, Au - золотой концентрат, Cu – медный концентрат, Cu Au – медный концентрат с примесью золота, Cu Ni - продукция и полупродукция меди и никеля, РЗМ - концентрат редкоземельных металлов, Zn Pb Ag – цинковый и свинцовый концентрат с примесью серебра.

Итоговый прогнозный профиль грузопотока приведен на Рис. 1 (указаны мощности на начало года) [9 с дополнениями].

Рис. 1. Прогнозный профиль грузопотока по группам проектов.

Дифференциация прогнозной диаграммы по конкретным проектам (Рис.2) позволяет оценить вклад каждого проекта в формирование грузопотока – динамику его годовых объемов, а также выделить основные проекты, определяющие развитие грузопотока минерального сырья в акватории Севморпути. Очевидно, что определяющими являются три проекта производства СПГ – действующий Ямал СПГ, строящийся Арктик СПГ 2 и планируемый Арктик СПГ 1, а также строящийся нефтяной проект Восток Ойл.

Рис. 2. Прогнозный профиль грузопотока по отдельным проектам.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ РИСКОВ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТОВ (UPSTREAM И MIDSTREAM)

Не ставя своей задачей в рамках короткой статьи сделать исчерпывающий обзор совокупности рисков, обозначим основные проблемные точки реализации проектов. Остановимся на принципиальных чертах сложившейся ситуации.

Прогноз грузопотока в условиях трансформации проектов является динамическим процессом, учитывающим происходящие изменения, связанные с появлением новых проектов, изменением ресурсной базы проектов, согласованием новых проектных документов и развитием транспортной инфраструктуры.

Происходящие геополитические изменения оказывают негативное воздействие на все этапы реализации проектов – от поисков и добычи до транспортировки и доступности рынков. Это обстоятельство определяет необходимость системного анализа текущего состояния проектов по всей цепочке Upstream (Поиски и добыча) – Midstream (Транспортировка) – Downstream (Сбыт). Устойчивость любого ресурсного проекта определяется этими тремя составляющими. Треугольник самая жёсткая геометрическая фигура, но если мы у этой табуретки уберем одну ножку, то она упадёт; точно также любой инвестиционный проект освоения минеральных ресурсов зависит от успешной реализации всех трёх составляющих.

Как говорил Карл Генрих Маркс: «Потребительная стоимость осуществляется лишь в пользовании или потреблении», т.е. наличие ресурсной базы без доступа к рынку приводит к омертвлению запасов. Более того, у нас могут быть самые изящные геолого- технологические решения по части геологического изучения, моделирования резервуаров, обеспечения добычи, но когда мы добываем продукцию, то мы должны ее реализовать и монетизировать запасы; если же у нас такой возможности нет, то возникает вопрос, есть ли смысл осуществлять всё остальное.

Рассмотрим вкратце состояние проектов освоения углеводородных ресурсов, определяющих развитие грузопотока по Севморпути [3] (Таблица 2).

Таблица 2

Индикативная оценка рисков реализации проектов – Upstream и Midstream

Примечание. 1. Прогнозируемый объем грузопотока по Северному морскому пути в соответствии с «Планом развития Северного морского пути на период до 2035 года», утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 августа 2022 г. N 2115-р

2. OFAC, Office of Foreign Assets Control (Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США) публикует черный список лиц (SDN, Specially Designated Nationals List), в котором перечислены персоналии, организации и суда, с которыми гражданам США и постоянным жителям страны запрещено заниматься бизнесом. Организации, вступившие во взаимодействие с перечисленными в SDN list, подвергаются риску вторичных санкций, которые потом могут неограниченно транслироваться по цепочке взаимодействующих хозяйствующих субъектов.

Из предусмотренных «Планом развития Северного морского пути…» два проекта производства СПГ – Арктик СПГ 1 и Обский СПГ рассматривать преждевременно. Проект Арктик СПГ 1 (22 млн. т годового производства СПГ и конденсата) скорее всего будет отменен как самостоятельный в связи с планами реализации проекта «Мурманский СПГ» за счет поставок газа по Единой системе газоснабжения [10]. Инвестиционное решение по проекту «Обский СПГ» (5 млн. т годового производства) перенесено на 2024 год, окончательное решение по его специализации не принято.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПРОЕКТЫ

В настоящее время действуют 5 проектов круглогодичной транспортировки углеводородного сырья (Таблица 2), два отгрузочных терминала проектов расположены в акватории Печорского моря (Варандей и Приразломная), терминалы остальных расположены на побережье (Ямал СПГ) и акватории (Новопортовское) Обской губы и на реке Енисей (отгрузка из морского порта Дудинка) Карского моря. Они обеспечивают устойчивый грузопоток сырья, главным образом, в западной части Севморпути, Печорском и Баренцевом морях (Рис.3).

Рис. 3. Приведенная к году динамика вывоза проектов.

Проекты обеспечены текущей ресурсной базой, месторождения полностью обустроены.

Строительство танкеров для челночных перевозок нефти осуществлено на корейской верфи Samsung Heavy Industries (Новопортовское, Варандей) и по этому же проекту на Адмиралтейских верфях (Приразломная). Танкер для перевозки конденсата из порта Дудинка построен на немецкой верфи Wadan Yards MTW.

Строительство основных судов проекта Ямал СПГ – газовозов типоразмера Yamalmax – осуществлено в Корее на верфи Daewoo Shipbuilding Marine Engineering (DSME); газовозы более низких ледовых классов строились как в Корее – на верфях Hyundai, так и в Китае – Hudong Zhonghua Shipbuilding [11]. Танкеры для перевозки конденсата – в Китае (верфь CSSC Offshore & Marine Engineering Group) и в Финляндии (Arctech Helsinki Shipyard).

Созданные схемы челночной перевозки нефти обеспечивают вывоз на перевалочные комплексы, расположенные в морском порту Мурманск для перевалки на экспорт (с проектов Варандей, Приразломная и Новый порт) [12]. Для этих танкеров, плавающих под российским флагом, обеспечен плановый ремонт – главным образом на Канонерском судоремонтом заводе в Санкт-Петербурге.

Вывоз СПГ и газового конденсата проекта Ямал СПГ обеспечивает группировка из 28 судов под иностранными флагами, по разрешению правительства имеющими право работы по проекту до 2043 года [11].

Транспортно-технологические схемы действующих проектов обеспечивают полный вывоз продукции проектов. За счет привлечения дополнительного флота произошло успешное создание логистических схем поставок сырья на новые рынки.

СТРОЯЩИЕСЯ ПРОЕКТЫ

Строящиеся проекты расположены в акватории Карского моря - в Обской губе (Арктик СПГ 2) и на побережье Енисейского залива (Восток ойл).

Ресурсная база газа проекта Арктик СПГ 2 достаточно разведана и обеспечивает заявленные уровни добычи; ресурсная база нефти проекта Восток ойл требует уточнения – разведанность двух основных месторождений проекта – Пайяхского и Западно-Иркинского по состоянию на 1.1.2023 года (дата составления последнего государственного баланса запасов) составляет 2 и 18%, чего недостаточно для определения обоснованных уровней добычи для месторождения в целом.

Достижение проектной мощности завода по производству СПГ проекта Арктик СПГ 2 в 2024 году осложнено возможностью в настоящее время строительства третье очереди [13], а начало отгрузки нефти с терминала Восток ойл откладывается в связи незавершенностью строительства нефтепровода, резервуарного парка и отгрузочного терминала в морском порту Диксон. Для обоих проектов не завершено формирование портфолота (ледокольных буксиров).

Главной проблемой проектов является отсутствие грузового флота для обеспечения круглогодичного вывоза продукции. Для проекта Арктик СПГ 2 на корейской верфи Hawnha Ocean (ранее DSME) построены 6 газовозов – 3 для японской компании MOL и находящиеся в собственности верфи 3 суда, строившиеся по заказу Совкомфлота; в настоящее время использование судов блокировано санкционными ограничениями. В кооперации с Samsung на верфи Звезда планировалось строительство 15 газовозов, в настоящее время завершена комплектация 2х судов, но срок сдачи не определен [14].]

Строительство 10 танкеров для проекта Восток ойл также планировалось на верфи Звезда в кооперации с Samsung, но к настоящему времени о начале строительства судов не сообщено.

Санкционные ограничения коснулись не только флота газовозов для проекта Арктик СПГ 2, но и перевалочных комплексов СПГ в морских портах Мурманск и Петропавловск-Камчатский; SDN ограничения введены против как самих морских плавучих перевалочных комплексов, так и их оператора – ООО «Арктическая перевалка». Задача перевалочных комплексов мощность по 20 млн. т в год – сократить время круговых рейсов газовозов высоких арктических ледовых классов и организовать на них перевалку СПГ на конвенциональные суда.

Под задачи проекта Восток ойл в морском порту Мурманск в 2024 году планируется завершение строительства рейдового перевалочного комплекса в морском порту Мурманск (губа Питькова) мощностью 12 млн. тонн в год.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ РИСКОВ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТОВ (DOWNSTREAM)

Изменение геополитической ситуации в настоящее время привело к трансформации рынков сбыта российской танкерной нефти (Рис. 4). Традиционные порты Европы и США оказались закрыты, что побудило искать новые рынки сбыта. Несмотря на пробные поставки в 2023 году нефти с перевалочных комплексов морского порта Мурманск на рынок Атлантического океана (Бразилия, Гана), основным целевым рынком стала Азия – в первую очередь Индия и Китай. Если поставки в Индию осуществляются южным путем – через Суэцкий канал и мимо мыса Доброй Надежды, то в Китай, помимо южного маршрута, в летне-осеннюю навигацию осуществляются поставки по Севморпути из морского порта Мурманск и непосредственно с месторождения Новопортовское; нефть поставляется по самому короткому маршруту – на порты восточного Китая.

Рис. 4. Трансформация рынков арктических углеводородов

Изменение направлений поставок нефти привело к ряду негативных результатов:

1. Рост протяженности маршрутов и стоимости фрахта (ранее длительность кругового рейса в основной порт поставок Роттердам составляла 20 суток, теперь, по данным Bloomberg, время поставок в Турцию возросло до 41 дня, на западное побережье Индии – до 66 и на восточное – до 74 дней; южным путем в Китай круговой рейс составляет 123 дня; при транспортировке в восточный Китай по Севморпути средняя продолжительность кругового рейса составляет 55 дней).

2. Азиатский рынок является олигополистическим с диктатом покупателя, что сказывается как на значительных дисконтах при реализации продукции и, как следствие, к снижению выручки от продаж по сравнению с базовой ценой; так и диктату покупателя, сказывающемуся, в частности в отказе индийских компаний приобретать российское сырье.

3. Пагубное влияние оказывают неудобные валюты платежа и широкие санкционные ограничения банковских операций, что приводит как к значительным задержкам проведения платежей, так и отказу азиатских банков от их осуществления.

Ситуация с экспортом СПГ более благоприятна: основным рынком для проекта Ямал СПГ остается Западная Европа, что предпочтительней с точки зрения логистики (в 2023 году в Европу прямыми поставками направлено 79% СПГ, но часть объемов была перевалена для экспорта на азиатский рынок). Настораживающим обстоятельством является стремление стран ЕС отказаться от поставок российского СПГ, даже при условии действия долгосрочных (до 2030 года и далее) контрактов. Включение проекта Арктик СПГ 2 в санкционный SDN list в настоящее время блокирует поставки как его СПГ, так и газового конденсата, на экспорт.

Самая благополучная ситуация с экспортом газового конденсата; поскольку на него санкционные ограничения не распространяются, то он устойчиво продолжает поставляться на европейский рынок судами под иностранным флагом.

Развитие поставок сырья на азиатский рынок связывается с круглогодичными перевозками на восток по Севморпути. Реализация этого решения сталкивается с рядом вызовов: в первую очередь это отсутствие судов требуемых ледовых классов для круглогодичной навигации, отсутствие практики судоходства в восточном секторе Севморпути в период с февраля по май, недостаточное аварийно-спасательное покрытие восточной части акватории аварийно-спасательной готовностью – как судами Морспасслужбы [15], так и вертолетами МЧС России [16].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приведенный краткий обзор выявленных рисков реализации арктических проектов показывает, что для оценки устойчивости экономического освоения Арктической зоны необходима системная оценка всей совокупности рисков проектов с целью определения приоритетных технологических задач, решение которых необходимо для обеспечения устойчивого развития проектов, в первую очередь, в части крупнотоннажного арктического судостроения.

Как отмечал в послании Федеральному собранию 29 февраля 2024 года Президент России В. Путин: «Нужно достичь технологического суверенитета в сквозных сферах, которые обеспечивают устойчивость всей экономики страны. Это средства производства и станки, робототехника, все виды транспорта, беспилотные авиационные, морские и другие системы ....»

Координирующую роль как в определении задач, так и определении путей их решения, должны выполнять профильные научные советы в соответствии с возложенными на Российскую академию наук задачами «экспертного обеспечения деятельности государственных органов и организаций».

Первоочередная задача - ревизия документов стратегического планирования развития Арктической зоны Российской Федерации, разработанных в иных геополитических условиях, соотнесение их целей и задач с текущими возможностями страны.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Распоряжение Правительства РФ от 01.08.2022 N 2115-р (ред. от 28.04.2023) «Об утверждении Плана развития Северного морского пути на период до 2035 года».

2. Приказ Роснедра от 15 августа 2005 года N 877 «О Центральной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых» (с изменениями на 4 мая 2008 года.

3. Григорьев М.Н. Грузы для Севморпути. Анализ грузоперевозок по северному морскому пути в 2023 году // ПортНьюс, 2024, №1, с. 66-70.

4. Перевозки по Северному пути в 2024 году отклонятся от плана вдвое.docx Перевозки по Северному пути в 2024 году отклонятся от плана вдвое URL: https://www.rbc.ru/business/29/03/2024/6606cd9a9a7947b91495e22e?ysclid=lughmwe3s3955999531 / (дата обращения: 29.03.2024)

5. Текущий (на 1.09.2017 года) прогноз Минприроды России объемов транспортировки добываемого в Арктической зоне России минерального сырья в акватории Северного морского пути на период до 2030 года. URL: http:// www.mnr.gov.ru/upload/iblock/da5/prognoz_2709.pdf (дата обращения: 15.03.2024)

6. Фишкин Д.О., Григорьев М.Н. Реализация минерально-сырьевого и логистического потенциала Арктической зоны России – как выполнить «майский» указ Президента России. // Российская Арктика 2019, №7 с. 41-48.

7. Донской С.Е. Прогноз грузопотоков по СМП требует их оценки с точки зрения обеспеченности ресурсной базой. URL: https://www.rzd-partner.ru/wate-transport/opinions/prognoz-gruzopotokov-po-smp-trebuet-ikh-otsenki-s-tochki-zreniya-obespechennosti-resursnoy-bazoy/ (дата обращения: 20.03.2024)

8. О Центральной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых (с изм. на 4 мая 2008 года): приказ Роснедра от 15 авг. 2005 г. № 877. URL: https://docs.cntd.ru/document/901973271 (дата обращения: 20.03.2024)

9. Григорьев М.Н. Моделирование грузопотока в акватории Северного морского пути в целях оценки риска аварий //Безопасность труда в промышленности, 2020, №6. С. 46-58.

10. Григорьев М.Н. Из ЕСГ – на СПГ. О новом направлении монетизации арктических запасов газа России // Газовый бизнес. 2023, №3. С. 2-9.

11. Григорьев М.Н. Арктический СПГ: развитие проектов и риски новой действительности // Газовый бизнес, 2022, №2, c. 32-40.

12. Григорьев М.Н. Рынки и логистические схемы арктической нефти // Нефтегазовая вертикаль, 2017, №5. c. 68-73.

13. Григорьев М.Н. Многое придется менять // Газовый бизнес, 2024, №1, с. 76 - 84

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Григорьев М.Н. Арктический СПГ: в поисках выходов // Газовый бизнес. 2023 №1. Сс. 40 -49.

15. Григорьев М.Н. Учет сезонности и маршрутов плавания для обеспечения аварийно-спасательных работ в акватории Севморпути // Безопасность труда в промышленности. 2023. № 7. С. 72–78.

16. Григорьев М.Н. Поиск и спасение: безопасность на СМП в условиях круглогодичной навигации // Созвездие, 2023, №43. С. 18- 21.

References

1. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 01.08.2022 N 2115-r (red. ot 28.04.2023) «Ob utverzhdenii Plana razvitija Severnogo morskogo puti na period do 2035 goda».

2. Prikaz Rosnedra ot 15 avgusta 2005 goda N 877 «O Central'noj komissii po razrabotke mestorozhdenij poleznyh iskopaemyh» (s izmenenijami na 4 maja 2008 goda.

3. Grigor'ev M.N. Gruzy dlja Sevmorputi. Analiz gruzoperevozok po severnomu morskomu puti v 2023 godu // PortN'jus, 2024, №1, s. 66-70.

4. Perevozki po Severnomu puti v 2024 godu otklonjatsja ot plana vdvoe.docx Perevozki po Severnomu puti v 2024 godu otklonjatsja ot plana vdvoe URL: https://www.rbc.ru/business/29/03/2024/6606cd9a9a7947b91495e22e?ysclid=lughmwe3s3955999531 / (data obrashhenija: 29.03.2024)

5. Tekushhij (na 1.09.2017 goda) prognoz Minprirody Rossii ob#emov transportirovki dobyvaemogo v Arkticheskoj zone Rossii mineral'nogo syr'ja v akvatorii Severnogo morskogo puti na period do 2030 goda. URL: http:// www.mnr.gov.ru/upload/iblock/da5/prognoz_2709.pdf (data obrashhenija: 15.03.2024)

6. Fishkin D.O., Grigor'ev M.N. Realizacija mineral'no-syr'evogo i logisticheskogo potenciala Arkticheskoj zony Rossii – kak vypolnit' «majskij» ukaz Prezidenta Rossii. // Rossijskaja Arktika 2019, №7 s. 41-48.

7. Donskoj S.E. Prognoz gruzopotokov po SMP trebuet ih ocenki s tochki zrenija obespechennosti resursnoj bazoj. URL: https://www.rzd-partner.ru/wate-transport/opinions/prognoz-gruzopotokov-po-smp-trebuet-ikh-otsenki-s-tochki-zreniya-obespechennosti-resursnoy-bazoy/ (data obrashhenija: 20.03.2024)

8. O Central'noj komissii po razrabotke mestorozhdenij poleznyh iskopaemyh (s izm. na 4 maja 2008 goda): prikaz Rosnedra ot 15 avg. 2005 g. № 877. URL: https://docs.cntd.ru/document/901973271 (data obrashhenija: 20.03.2024)

9. Grigor'ev M.N. Modelirovanie gruzopotoka v akvatorii Severnogo morskogo puti v celjah ocenki riska avarij //Bezopasnost' truda v promyshlennosti, 2020, №6. S. 46-58.

10. Grigor'ev M.N. Iz ESG – na SPG. O novom napravlenii monetizacii arkticheskih zapasov gaza Rossii // Gazovyj biznes. 2023, №3. S. 2-9.

11. Grigor'ev M.N. Arkticheskij SPG: razvitie proektov i riski novoj dejstvitel'nosti // Gazovyj biznes, 2022, №2, c. 32-40.

12. Grigor'ev M.N. Rynki i logisticheskie shemy arkticheskoj nefti // Neftegazovaja vertikal', 2017, №5. c. 68-73.

13. Grigor'ev M.N. Mnogoe pridetsja menjat' // Gazovyj biznes, 2024, №1, s. 76 - 84

14. Grigor'ev M.N. Arkticheskij SPG: v poiskah vyhodov // Gazovyj biznes. 2023 №1. Ss. 40 -49.

15. Grigor'ev M.N. Uchet sezonnosti i marshrutov plavanija dlja obespechenija avarijno-spasatel'nyh rabot v akvatorii Sevmorputi // Bezopasnost' truda v promyshlennosti. 2023. № 7. S. 72–78.

16. Grigor'ev M.N. Poisk i spasenie: bezopasnost' na SMP v uslovijah kruglogodichnoj navigacii // Sozvezdie, 2023, №43. S. 18- 21.

Контактная информация / Contact information

ФГБНУ «Национальный исследовательский институт мировой экономики и

международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук»

117997, Москва, Профсоюзная ул., 23

National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy

of Sciences, 23, Profsoyuznaya Str., Moscow, 117997, Russia.

Григорьев Михаил Николаевич / Mikhail N. Grigoryev

mgrigoriev@gecon.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.