Научная статья на тему 'Системный анализ политики поддержки предпринимательства в Читинской области'

Системный анализ политики поддержки предпринимательства в Читинской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Постовалов А. Л.

В статье рассмотрены некоторые аспекты системы государственной поддержки предпринимательства в Читинской области. Показана структура органов государственной власти, проанализирована их деятельность за период 2001-2005 гг. автор приходит к выводу, что поддержку предпринимательства осуществлять необходимо, однако в условиях дотационности Читинского региона она носит специфический характер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системный анализ политики поддержки предпринимательства в Читинской области»

УДК 328

А. Л. Постовалов,

ассистент каф. «Государственное управление»,

ЧитГУ

Научные интересы: экономика, политика, проблемы взаимодействия государства и предпринимательства.

В статье рассмотрены некоторые аспекты системы государственной поддержки предпринимательства в Читинской области. Показана структура органов государственной власти, проанализирована их деятельность за период 2001-2005 гг. автор приходит к выводу, что поддержку предпринимательства осуществлять необходимо, однако в условиях дотационности Читинского региона она носит специфический характер ■

СИСТЕМНЫМ АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

SYSTEM ANALYSIS OF ENTREPRENEURSHIP SUPPORT POLICY IN CHITA REGION

The article concerns with the government support system of entrepreneurship in Chita region. The structure of government is investigated, and the activity of its bodies is analyzed in this article. The authors conclude that it is necessary to provide support of entrepreneurship, but in grant conditions of Chita region it has specific character ■

* * *

Достигнутый в России уровень развития МП сохраняется без существенных изменений с середины 1990-х гг. Это положение характерно и для Забайкальского региона. В частности, не используются большие политические возможности для роста производства товаров и услуг, занятости и доходов населения, не вовлекаются в экономический оборот имеющиеся значительные ресурсы региона.

Развитие малого бизнеса неразрывно связано с решением системы социально-экономических задач, что многократно и всесторонне обосновано зарубежными и российскими специалистами [4, С. 25]. Вместе с тем, вопрос об эффективности применяемых механизмов регулирования развития малого предпринимательства остается открытым.

Структура государственной поддержки МП в Читинской области представлена следующими органами:

- отдел развития малого предпринимательства при Комитете экономики Читинской области;

- Читинская региональная общественная организация «Союз предпринимателей Читинской области»;

- организации инфраструктуры поддержки МП в Читинской области -Центр развития предпринимательства, который включает в себя:

- Фонд поддержки малого предпринимательства Читинской области;

- Кредитный потребительский кооператив граждан «Забайкальский кредитный союз»;

- Читинское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса.

Отдел развития МП при Комитете экономики и общественный совет по развитию предпринимательства являются попечительскими и регулирующими органами региональной власти, которые обеспечивают не только разработку региональной программы развития МП, но и координируют и контролируют деятельность органов инфраструктуры поддержки МП. В связи с этим анализ деятельности ФПМП Читинской области как организации инфраструктуры поддержки МП представляет наибольший интерес.

ФПМП Читинской области образован 21 августа 1997 г. в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» с целью обеспечения реализации государственной политики в сфере развития и поддержки малого предпринимательства в Читинской области [1].

Основной целью Фонда является содействие развитию малого предпринимательства в Читинской области.

Комитетом экономики Читинской области совместно с ФПМП Читинской области на протяжении 8 лет реализуются программы поддержки малого предпринимательства. За это время наметились положительные тенденции, создан эффективно действующий финансовый механизм для реализации мероприятий областной целевой программы поддержки малого предпринимательства.

Однако прежде чем анализировать деятельность ФПМП Читинской облас-

ти необходимо рассмотреть региональную практику поддержки МП. Сформирована и развивается инфраструктура поддержки малого предпринимательства, начата реализация аналогичных программ в муниципальных образованиях, проведена областная практическая конференция «Проблемы развития предпринимательства в Читинской области», проводятся конкурсы «Лучший предприниматель Забайкалья» (социальная эффективность бизнеса), подготовлена и издана научная работа «Разработка направлений развития малого предпринимательства в Читинской области на 2004-2005 гг.».

Анализ финансовых и социальных показателей необходимо проводить в системе, т.е., используя показатели как минимум двух временных отрезков, в данном случае будут использоваться данные 2004 - 2005 гг. Однако наиболее важные показатели поддержки МП необходимо рассматривать в динамике: 2001 - 2005 гг.

Основная деятельность ФПМП Читинской области - кредитование -обеспечила стабильный доход фонда и наращивание денежных средств, причем со временем внедрялись новые программы, приобщенные к проблемным условиям, такие как: микрокредитование, льготное кредитование, компенсация части процентной ставки, лизинг оборудования, частичная компенсация затрат на участие в выставках, а также поручительство и многое другое. В связи с этим, вырос объем портфеля займов (см. табл. 1) [6].

Таблица 1

Динамика портфеля займов ФПМП Читинской области

Период, год Размер портфеля займов, тыс. руб. Прирост к 2003 г., %

2003 29426 -

2004 34933 19

2005 38813 32

Портфель займов Фонда вырос по сравнению с 2003 г. на 32 %, что свидетельствует об эффективной и сбалансированной работе ФПМП Читинской области. Прирост портфеля займов произошел также за счет привлечения дополнительного источника финансирования: получение кредита в Сберегательном банке РФ на развитие микрофинансовой деятельности в размере 3 млн руб.

Программа льготного кредитования предусматривает финансирование инвестиционных проектов в приоритетных для экономики отраслях. Предос-

тавляемый займ является целевым и может быть использован на приобретение машин и оборудования, строительство и ремонт недвижимости для осуществления производственной деятельности, усовершенствования производства, другие вложения. Целевое использование средств ФПМП Читинской области является своеобразной гарантией возврата заемных средств, что обеспечивает снижение портфельного риска.

В зависимости от занимаемой в экономике отрасли структура выданных займов приведена в табл. 2 [6].

Таблица 2

Отраслевая структура выданных займов

Отрасль Количество проектов Сумма займа, тыс. руб Средняя сумма займа, тыс. руб. Средняя процентная ставка, %

2004 2005 2004 2005 2004 2005 2004 2005

Промышленное производство 11 10 9445 10040 859 1004 13,35 13,32

Строительство и реконструкция помещений 10 6 7010 5300 701 883 12,58 14,88

Оказание услуг 25 13 10171 7290 407 561 16,30 15,33

Сельское хозяйство 3 - 500 - 167 - 14,40 -

Торговля 4 4 1500 2700 375 675 16,07 15,60

Итого 53 33 28626 25330 501,8 780,8 - -

Анализ данных, приведенных в табл. 2, позволяет сделать вывод о приоритетном финансировании проектов, связанных с развитием производства и стройиндустрии (максимальная средняя сумма кредита при минимальной процентной ставке) в 2004 г. В 2005 г. ситуация частично изменилась, а именно приоритет отдавался финансированию проектов, связанных с развитием производства и рынка услуг, предлагаемых населению Читинской области (максимальная средняя сумма займа при минимальной процентной ставке). Высокий удельный вес проектов в сфере услуг в 2005 г., и особенно в 2004 г. отражает существующие на рынке Читинской области тенденции преимущественного экономического развития потребительского рынка.

Средняя процентная ставка по выданным кредитам в 2004 г. сложилась на уровне 14,37 % годовых, что на 30-35 % ниже, чем стоимость кредитных ресурсов коммерческих банков, однако в 2005 г. отметился незначительный рост процентной ставки по кредитам, она сложилась на уровне 14,81 % годовых, что на 20-25 % ниже, чем стоимость кредитных ресурсов коммерческих банков. Изменение средней процентной ставки по кредитам ФПМП Читинской области составило 0,44 %, что все-таки отразилось на общем объеме кредитования.

С 2001 г. Фондом реализуется программа микрокредитования, нацеленная на обеспечение потребностей наиболее мелких субъектов предпринимательства. В 2004 г. произошла активизация реализации данной программы. В настоящее время разрабатываются и частично внедрены новые продукты, которые облегчат доступ предпринимателям к заемным ресурсам.

Снижение кредитной активности предпринимателей в 2005 г. связано главным образом с реализацией микро-финансовой деятельности по нескольким направлениям. Первое направление

- это выдача микрозаймов субъектам малого предпринимательства Читинской области за счет денежных средств ФПМП Читинской области. Второе направление - выдача микрозаймов за счет привлеченных личных сбережений населения, реализуется через Кредитный потребительский кооператив граждан «Забайкальский кредитный союз».

Новое направление, которое осуществлялось на протяжении 2005 г., это повышение информированности населения о микрофинансировании, о мик-рофинансовых организациях, их деятельности, а также увеличение объемов выдаваемых микрозаймов с целью развития объемов микрофинансовых услуг, позволили достичь следующих результатов (см. табл. 3).

Таблица 3

Объемы выдаваемых ФПМП Читинской области микрозаймов

Период, год Общая сумма микрозаймов, руб. Количество микрозаймов, ед.

2GG3 1485000,00 2б

2GG4 1120000,00 1S

2GG5 6222000,00 93

Средняя процентная ставка по микрозаймам, выданным Фондом в 2005 г., составила 46,98 % годовых, что в целом показывает снижение стоимости ресурсов как по сравнению со средней процентной ставкой по микрозаймам, выданным Фондом в 2004 г., так и в сравнении с ценой займов у частных лиц и неофициальных организаций (до 7-10 % в месяц или 84-120 % годовых).

Следует отметить, что для предпринимателей, обращающихся за микрозаймами, очень важно, чтобы процедура оформления документов была простой, логичной и занимала незначительное время. В среднем, процесс выдачи займа занимает 3-5 рабочих дней и включает в себя, помимо сбора и анализа документов, также изучение основных показателей предпринимательской деятельности с выездом в места ее ведения (торговые точки, места оказания услуг и выполнения работ), с составлением актов осмотра и изготовлением фотографий. Данных условий ФПМП Читинской области удалось добиться в 2004 г. и сохранить в 2005 г., несмотря на увеличение количества выдаваемых займов.

Внедрены иные механизмы финансовой поддержки, например, частичное возмещение процентов, уплачиваемых по кредитам в коммерческих банках. В целях реализации этого направления заключено соглашение с филиалом ОАО «Внешторгбанк» в г. Чита. Также разработан механизм компенсации части расходов субъектов малого предпринимательства при участии в выставочно-ярмарочной деятельности.

Сегодня сложилась практика дифференцированного подхода к осуществлению поддержки МП в Читинской области. Деление субъектов МП по нижеприведенной классификации произве-

дено в зависимости от его стадии развития, что предполагает определенное содержание государственной поддержки [5, С. 57].

Начинающие предприниматели -это граждане, имеющие способности и желание заниматься предпринимательской деятельностью, но не имеющие опыта. Основные проблемы, с которыми они сталкиваются:

- необходимость обучения азам предпринимательской деятельности и консультационной поддержки;

- отсутствие первоначального капитала;

- отсутствие офисных, торговых и производственных помещений;

- необходимость выхода на рынок.

Для того чтобы предприниматель

мог открыть свой бизнес, государством должна быть выстроена инфраструктура по обучению, правовому сопровождению, консалтингу и информационному обеспечению граждан этой категории.

Вторая категория - развивающиеся предприниматели, имеющие опыт предпринимательской деятельности в течение 1-2 лет, которым необходимо качественно улучшить или расширить свой бизнес. Этот тип предпринимателей сталкивается с такими проблемами:

- отсутствием кредитной истории и ликвидного обеспечения для получения кредита в банке;

- высокой стоимостью кредитов;

- отсутствием площадей для расширения бизнеса и высоким уровнем арендной платы;

- высокой стоимостью оборудования;

- необходимостью консультационной и информационной поддержки;

- необходимостью закрепления позиций на рынке.

Для этой категории, в первую оче-

редь, необходимо создать систему кредитно-финансовой поддержки с участием государства.

Успешно работающие предприниматели - действуют на рынке в течение 5-6 лет, имеют кредитную историю и ликвидное обеспечение для получения кредита в банке. Несмотря на успехи, основными проблемами при осуществлении их деятельности является необходимость:

- сохранения и усиления позиций на внутреннем рынке;

- выхода на внешний рынок и увеличения объема производства;

- внедрения наукоемких инновационных технологий.

В этом случае государственная поддержка малого предприятия должна быть направлена на помощь в выходе на внешние рынки и стимулирование экспорта продукции.

Учитывая приоритетные направления развития малого предпринимательства и различные категории предпринимателей, необходим дифференцированный подход к поддержке малого предпринимательства.

Одним из основных условий развития малого предпринимательства является дальнейшее расширение инфраструктуры этой сферы. Инфраструктура должна совершенствоваться не только в направлении расширения существующих субъектов (ФПМП, Учебноделового центра поддержки предпринимательства, Читинского регионального агентства поддержки малого и среднего бизнеса, Межрегионального маркетингового центра «Чита - Москва»), но и за счет создания новых бизнесцентров.

В рамках программы БББ «Комплексное содействие развитию предпринимательства на Дальнем Востоке»,

финансируемой Агентством США по международному развитию ФПМП Читинской области совместно с ЗАО «Читинское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса» проводятся семинары-тренинги в различных отраслях.

Основным инструментом реализации региональной политики по поддержке малого предпринимательства является областная программа государственной поддержки малого предпринимательства, которая представляет комплексный план действий по созданию благоприятной среды для развития малого предпринимательства и опирается на созданную инфраструктуру его поддержки [3].

Программа основывается на необходимости совершенствования механизмов реализации региональной политики в области поддержки малого предпринимательства и более тесной связи с общими задачами экономической политики на региональном и муниципальном уровнях.

В 2004 г. мероприятия Областной программы «Государственная поддержка малого предпринимательства в Читинской области (2003-2004 гг.)» реализованы по всем основным разделам. Особое внимание уделено развитию системы поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне, а также совершенствованию механизмов кредитно-финансовой поддержки малого бизнеса.

В соответствии с Законом Читинской области «Об областном бюджете на 2004 год» для финансирования мероприятий областной Программы предусмотрено 5000,0 тыс. руб., фактическое поступление денежных средств составило 3378,0 тыс. руб., что соответствует 67,6 % бюджетного назначения или 16,9 %

от запланированного уровня. В рамках программы льготного кредитования, направленной на развитие отраслей, приоритетных для экономики области, определенных Областной целевой программой «Государственная поддержка малого предпринимательства в Читинской области (2005-2007 гг.)» профинансировано 33 бизнес-плана на общую сумму 25330 тыс. руб., аналогичный показатель 2004 г. составил - 53 бизнес-плана на общую сумму 28265,9 тыс. руб. По программе микрофинансирования в 2004 г. выдано 18 займов на сумму 1120,0 тыс. руб., а в 2005 г. - 93 займа на сумму 6222 тыс. руб. Таким образом, всего за период деятельности Фонда профинансировано 345 проектов на общую сумму 106352,0 тыс. руб.

В 2005 г. Фондом проведен конкурс среди кредитных кооперативов, по результатам которого профинансированы два кооператива в сумме 700 тыс. руб.

В связи с успешной кредитнофинансовой деятельностью ФПМП Читинской области портфель займов на 01.01.2006 г. составил 38813 тыс. руб. Налоговые отчисления в бюджеты всех уровней составили в 2004 г. 31,4 млн руб., а в 2005 г. - 23,537 млн руб., что связано со среднесрочным инвестированием, которое в полной мере реализуется по оценке к 2008 г.

Таким образом, деятельность

ФПМП Читинской области успешно развивается, что позволяет субъектам

МП относительно стабилизировать свое положение в приоритетных для нашего региона направлениях.

Помимо ежегодного увеличения налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, ежегодно создается в среднем около 334 рабочих мест, это означает не только увеличение отчислений в различные социальные фонды и интенсивный оборот денежных средств в сфере МП, но и улучшение социальноэкономических показателей развития Читинской области.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ от 14.06.1995 г.

2. Закон Читинской области «О государственной поддержке малого предпринимательства в Читинской области» № 171-ЗЧО от 26.05. 1999 г.

3. Областная программа «Государственная поддержка малого предпринимательства в Читинской области (2003-2004 гг.)».

4. Алимова, Т.А. и др. Проблемы малого бизнеса глазами предпринимателей / Т.А. Алимова и др. // Вопросы экономики. -

1997. - № 11.

5. Лескова, Т.М. Развитие малого предпринимательства в Читинской области / Т.М. Лескова, Т.Н. Лосева, Т.Д. Макаренко, Л.Ю. Саркисян. - ЗабГПУ, 2000.

6. Читинская область в цифрах. Крат. стат. сб. - Чита: Читинский областной комитет государственной статистики, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.