Научная статья на тему 'Системный анализ направлений и мер государственной поддержки многодетной семьи в векторе обеспечения экономической безопасности России'

Системный анализ направлений и мер государственной поддержки многодетной семьи в векторе обеспечения экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1278
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / ДРЕВО ЦЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Акинин П. В., Сивоплясова С. Ю.

В статье представлен системный анализ направлений и мер государственной поддержки многодетных семей. На его основе построено древо целей семейной политики. Предложены приоритетные направления и конкретные меры стимулирования рождаемости и увеличения численности многодетных семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системный анализ направлений и мер государственной поддержки многодетной семьи в векторе обеспечения экономической безопасности России»

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

21 (114) - 2011

УДК 338.24. 021.8

системный анализ направлений и мер государственной поддержки многодетной семьи в векторе обеспечения экономической безопасности России

П. В. акинин,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансов и кредита E-mail: akinin_pv@mail. ru

с. ю. сивоплясова,

старший преподаватель кафедры мировой экономики и внешней экономической деятельности E-mail: [email protected] ставропольский государственный университет

В статье представлен системный анализ направлений и мер государственной поддержки многодетных семей. На его основе построено дерево целей семейной политики. Предложены приоритетные направления и конкретные меры стимулирования рождаемости и увеличения численности многодетных семей.

Ключевые слова: многодетная семья, государственная поддержка, семейная политика, дерево целей.

Задача проведения эффективной семейной и демографической политики и тем самым снижения угроз экономической безопасности ставит в центр всех исследований проблему разработки теоретических основ управления процессами воспроизводства населения. Для того чтобы эффективно управлять общественной системой, необходимо правильно определить цель деятельности. Первоочередное требование, которое к ней предъявляется — это быть реальной. Цель вытекает из осознания проблемы. Действительно, ставить перед собой какую-либо цель, которая не преследовала бы решение некоторой проблемы, не имеет никакого смысла.

В России уже на протяжении последних двадцати лет наблюдается депопуляция населения. Рождаемость не обеспечивает простого воспро-

изводства населения. Смертность остается на высоком уровне. Продолжительность жизни низкая. Кроме того, разница в продолжительности жизни среди мужчин и женщин составляет около 12 лет, что является одним их самых высоких показателей среди развитых стран. Миграция не покрывает естественной убыли. Кроме этого, возрастно-половая структура населения сильно деформирована, что ставит вопрос о своевременности принимаемых мер демографической политики в разряд особо актуальных и сложных. Помимо демографических характеристик населения важную роль играют социально-психологические. В России наблюдается трансформация отношения к семье и семейному образу жизни. Преобладают эгоцентристские тенденции. Утвердилась однодетная модель репродуктивного поведения.

Все указанные тенденции обусловливают возникновение негативной демографической ситуации, а также ее дальнейшее ухудшение. Таким образом, глобальная проблема России в данной сфере, представляющая угрозу экономической безопасности, — это сокращение численности населения, а также снижение уровня человеческого потенциала.

Исходя из сформулированной проблемы, можно определить главную цель демографической политики страны: стабилизация демографической ситуации. Достижение поставленной цели возможно путем снижения смертности, повышения рождаемости и увеличения миграции.

Однако, по мнению ученых В. А. Борисова, А. И. Антонова, И. И. Белобородова, масштабы и значение смертности сильно преувеличены [1, 2]. Яркой иллюстрацией может служить пример Японии. В стране наблюдается самая высокая продолжительность жизни в мире — 81 год (78 лет для мужчин и 85 лет — для женщин). Однако данный факт не смог спасти ее от депопуляции по причине низкой рождаемости (1,4 ребенка в расчете на одну женщину).

В то же время ряд стран африканского континента (Ангола, Замбия, Мозамбик, Сьерра-Леоне и т. д.), имея рекордно низкую для XXI в. продолжительность жизни (39—40 лет) и высокую детскую и младенческую смертность, за счет высокой рождаемости (4—6 детей на одну женщину репродуктивного возраста) обладают самыми высокими в мире показателями демографического роста.

В качестве средства демографического спасения отечественные ученые А. Г. Вишневский и А. Суслов предлагают использовать миграцию [4, 8]. Однако неконтролируемая миграция может повлечь за собой обострение межнациональной напряженности. Кроме того, непродуманные действия в сфере миграционной политики приведут к деформации этно-конфессиональной и половозрастной структуры общества. Но самое главное — миграция практически не влияет на рождаемость. Мигранты уже в первом поколении перенимают модель репродуктивного поведения, утвердившуюся в принимающей стране.

Таким образом, авторы считают, что спасти Россию может только увеличение количества многодетных семей. Согласно проведенным расчетам, их доля должна быть не менее 50 % от общей численности семей, имеющих детей [7]. При этом важен не просто количественный рост, но и качественное улучшение населения. Последнее включает в себя систему таких характеристик, как образовательный уровень, профессиональная структура, социальный состав, подвижность, состояние здоровья населения и уровень культуры. Качество народонаселения прежде всего обусловлено уровнем развития производства и выражается через образ жизни населения, его показатели. Таким образом, необходима разработка грамотной, комплексной, эффективной семейной политики, направленной на увеличение рождаемости.

Исходя из сказанного, главную цель государственной семейной политики представляется возможным определить следующим образом: стимулирование распространения многодетности, основанной на ответственном родительстве.

Достижение поставленной цели возможно только при реализации множества управленческих решений, затрагивающих различные сферы жизнедеятельности общества. По мнению авторов, для более наглядного отображения взаимосвязей целей, задач, направлений и мер государственной поддержки многодетной семьи целесообразно построить дерево целей (рис. 1). По сути, это та модель, та логически обоснованная конструкция, которую требуется создать, воплотить в жизнь. Кроме того, такая методика поможет определить роль и место экономической составляющей в реализации демографической политики.

Дерево целей формируется по принципу «от общего к частному». Ранее была сформулирована цель семейной политики, которую можно разместить в основе дерева.

При том положении дел в области рождаемости, которое сложилось в России, перелом неблагоприятных тенденций требует упорных целенаправленных действий множества государственных и общественных институтов. Они должны осуществляться во многих сферах жизни общества.

Важная задача заключается в том, чтобы в различных областях общественной жизни выявить «семейный аспект», составляющий специфическое содержание семейной политики. Именно такой подход мог бы стать базой для разработки целевых федеральных, отраслевых, региональных программ семейной политики, а также соответствующих разделов государственных программ социально-экономического развития.

Таким образом, на втором уровне дерева целей целесообразно разместить так называемые отраслевые блоки, представляющие собой направления государственной семейной политики. В совокупности они обеспечивают комплексный подход к достижению поставленной цели. Среди них можно выделить следующие направления.

1. Медико-биологическое направление. В настоящее время здоровье россиян можно оценить как неудовлетворительное. Уровень заболеваемости растет. Среди причин заболеваемости особо острыми являются: социальные стрессы, ухудшение условий жизни и питания, кризис системы здравоохранения. Подавляющее число россиян (70 %) живут в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стрессов, вызывающих рост депрессий, реактивных

- 51

сл

DO

Стимулирование распространения многодетности, основанной на ответственном родительстве

Отраслевые блоки

Медико-биологическое направление

Правовое направление

Социально-психологическое направление

Экономическое направление

Организационное направление

Качественное улучшение здоровья населения

Повышение уровня развития системы здравоохранения

Федеральный уровень

Информационное направление

-Пропаганда здорового образа жизни

-Обеспечение лекарственными средствами

-Создание перинатальных центров

"Создание

высокотехнологичных мед. центров -Развитие системы ранней диагностики заболеваний

- Концепция защиты семьи, материнства, отцовства и детства

- Закон о статусе многодетной семьи

- Постановления Правительства РФ о пособиях и льготах

- Указы Президента РФ о награждении родителей (усыновителей) орденами и медалями

- Установление единой формы документа, подтверждающего статус члена многодетной семьи

- Формирование у несовершеннолетних семейных ценностей

- Формирование социальной привлекательности многодетной семьи

" Награждение родителей орденами и медалями

■ Ежегодное проведение «Кремлевской Ёлки»

Создание Совета по проблемам многодетных семей

Социальная реклама, теле- и радиопередачи, материалы в Internet

Пропаганда здорового образа жизни

Региональный уровень

— Повышение

квалификации мед. персонала

- Правовые акты, определяющие размер и условия предоставления поддержки многодетной семьи

- Формирование социальной привлекательности многодетной семьи

- Награждение родителей почетными грамотами, знаками и наградами

Муниципальный уровень

- Социальные учреждения, занимающиеся социально-психологической адаптацией Поддержка НКО, оказывающих социальную поддержку многодетным семьям

— Предоставление физ-культурно-спортивных услуг

- Создание условий для семейного отдыха

- Льготы при посещении культурно-массовых мероприятий

- Льготы при обучении детей в учреждениях дополнительного образования

- Предоставление физкультурно-спортивных услуг

- Социальные учреждения, занимающиеся социально-психологической адаптацией ■ Предоставление услуг по уходу за детьми

- Огранизация предоставления правовой помощи

Уровень предприятий

- Проведение диспансеризации

Организация здрав, пунктов

- Закрепление в коллективном договоре прав многодетных семей

- Организация праздников для детей

Рис. 1. Дерево целей

психозов, тяжелых неврозов и психосоматических расстройств. Основными источниками стресса являются падение доходов, дефицит личной безопасности, преступность, страх перед будущим, конфликты на работе и семейные неурядицы. Ученые пришли к выводу, чтобы противостоять стрессу, каждому третьему взрослому должна быть оказана психологическая поддержка [6].

Продолжительность жизни в стране одна из самых низких среди развитых государств. При этом разница между средней продолжительностью жизни женщин и мужчин является позорно большой — более 12 лет. Причинами смерти чаще всего являются сердечно-сосудистые и онкологические заболевания. Подавляющее большинство населения имеет вредные привычки.

Особо важным показателем является репродуктивное здоровье населения. Однако заботится о нем лишь малая доля лиц, находящихся в наиболее активных детородных возрастах. Известна строгая корреляция между снижением здоровья женщин, прежде всего беременных, и увеличением вероятности рождения уже больных детей. Кроме того, выявлено, что главная причина младенческой смертности — пренатальное, т. е. предшествующее рождению, состояние, которое в значительной мере связано со здоровьем матери. Возникает своего рода социальная воронка, когда больные рожают больных, а бедные воспроизводят бедных. Из этой воронки быстро не выберешься, потребуется смена не одного поколения. Ухудшение здоровья детей и молодежи чревато падением качества человеческого потенциала всей нации на длительную перспективу. Ведь больное поколение не может воспроизводить здоровых. Таким образом, решительные действия в данном направлении обеспечат рост человеческого потенциала в целом.

Помимо качественных характеристик здоровья людей, пристальное внимание необходимо уделить уровню развития системы здравоохранения. Необходимо предпринимать комплексные меры по повышению качества и доступности врачебных услуг. Поддержание здоровья населения является важным звеном обеспечения стабильного развития страны.

2. Правовое направление — подразумевает создание нормативно-правовой базы для реализации семейной политики. Только имея в своих руках хорошо отлаженный механизм реализации права, общество с помощью государства способно обеспечить себе прочные гарантии желаемого продвижения к поставленным целям. Необходимо разрешить те юридические противоречия,

которые существуют в настоящее время, а также подготовить новые нормативно-правовые акты, отвечающие современным требованиям. Кроме того, необходимо четко определить сферу ответственности властей разного уровня: федерального, регионального и местного. Важной стороной является преодоление правового нигилизма как в сознании рядовых граждан, так и в деятельности государственных органов. Наличие нормативно-правовой основы является необходимым условием эффективной демографической политики.

3. Социально-психологическое направление — одно из самых важных в предложенной системе. В России отмечается кризис социальных ценностей и ориентаций, падение нравов и моральных принципов. Идет процесс «размывания» таких норм нравственности, как доброта, милосердие, вежливость, честность, ответственность, порядочность. Все большее распространение получает прагматизм, преобладает ориентация индивида на личную выгоду. Общество переполнено ненавистью, агрессией, озлобленностью. Этиология этого явления не только в семидесятилетней истории тоталитаризма, но и в почти двадцатилетнем периоде реализации экономических реформ, основанных на американской модели либеральных ценностей, глубоком индивидуализме, фактически чуждом русской культуре.

Под воздействием процесса трансформации семьи в обществе утвердилась однодетная модель репродуктивного поведения. Не в последнюю очередь это связано с психологическими установками людей. Молодежь стремится реализоваться в профессиональной сфере, занять определенное место в обществе. Семья и родительство в иерархии ценностей занимают последние места.

До недавнего времени государство не уделяло достаточно внимания пропаганде семейного образа жизни. Среди молодых людей распространилось сожительство. Дети все чаще рассматриваются как препятствие достижению материального благополучия. Многодетность, например, в средствах массовой информации изображается в «темных красках»: постоянные проблемы, заботы, негативное отношение окружающих и т. д.

Для формирования положительного образа многодетности и ее массового распространения необходимы меры, способствующие повышению ценности семейного образа жизни, а также социального статуса многодетной семьи.

4. Организационное направление — заключается в упорядочении и рационализации государственного управления и состоит в том, чтобы иметь все

- 53

необходимое для достижения поставленной цели. Практическое осуществление дерева целей всегда сопряжено с внесением необходимых поправок и корректировок.

5. Информационное направление — предполагает установление коммуникации через прямые и обратные связи между субъектом и объектом управления. Граждане должны отчетливо представлять себе, какие задачи решает государство, какими мотивами руководствуются органы власти при принятии тех или иных решений. Поскольку в управлении всегда присутствует элемент принуждения, то аргументированная информация, объясняющая их необходимость, значительно ослабляет социальную напряженность. Помимо этого, люди часто оказываются не осведомлены о принимаемых решениях. Важно таким образом организовать информационное пространство, чтобы каждый мог узнать о своих правах и имел возможность ими воспользоваться [3].

6. Экономическое направление — является центральным в вопросе реализации демографической политики. Понятие «многодетная семья» в подавляющем большинстве случаев ассоциируется с бедностью и неустроенностью жизни. Это и формирует негативный образ многодетности. Значительную часть дохода таких семей составляют пособия. В связи с этим общество относится к ним как к иждивенцам. Таким образом, простое повышение пособий и выплат не может являться эффективной экономико-демографической политикой. Необходимо использовать новые экономические инструменты, позволяющие повысить уровень материального благосостояния многодетных. Государственное управление должно быть направлено на улучшение материального положения семей с большим числом детей. При этом целесообразно принимать меры, предоставляющие возможность максимального самообеспечения многодетных семей.

Система государственного управления состоит из функционально объединенных подсистем. Его организационно-функциональная структура представляет собой определенным образом организованный, взаимосвязанный состав элементов, обеспечивающих функционирование системы управления в их вертикальной и горизонтальной зависимости и соподчиненности. Горизонтальная зависимость представляет собой совокупность направлений формирования и реализации семейной политики. Вертикальная же должна включать в себя четыре уровня: федеральный, региональный, муниципальный и уровень предприятий. Для эффективного функционирования такой системы

54 -

необходимо разработать ее правовое, программное, научно-информационное, организационно-управленческое, кадровое и ресурсное обеспечение.

Рассмотренные структурные элементы дерева целей являются основой, его «корнями» и «ветвями». «Крону» формируют конкретные меры семейной политики.

Для достижения поставленной цели государственной политики — стимулирование распространения многодетности, основанной на ответственном родительстве — особое значение имеет ее правовое обеспечение. Законодательство в основном регулирует отношения между членами семьи. В то же время интересы семьи как социального института слабо защищены, а нормы, определяющие взаимодействие семьи и государства, практически отсутствуют. Кроме того, не определены права и ответственность семьи, не сформулированы социальные гарантии, обеспечивающие ее самостоятельное функционирование. В итоге государственная деятельность в основном ориентирована на индивидуума, а интересы семьи целенаправленно в обществе не учитываются.

В законодательстве РФ ни на федеральном уровне, ни на уровне субъектов не определен статус многодетной семьи. Рассматривавшийся почти пять лет в Государственной Думе проект закона о поддержке многодетных семей в 2004 г. так и не был принят.

На федеральном уровне, прежде всего, необходимо определить понятие «многодетная семья». Авторы предлагают следующее определение: «Многодетная семья — это семья, имеющая в своем составе трех и более детей, включая родных, усыновленных и/или взятых под опеку или попечение».

Необходимо, чтобы статус многодетной семьи присваивался родителям пожизненно, с сохранением соответствующих льгот по коммунальным платежам, трудоустройству, пенсионному обеспечению. Сегодня существует острая потребность в установлении единой формы документа, подтверждающего статус многодетной семьи. Он позволит семьям реализовывать свои права на всей территории РФ. Многодетные семьи — это семьи с особыми обязательствами. Поэтому необходимо закрепить их права и свободы в коллективных договорах учреждений, организаций и предприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как отмечалось ранее, медико-биологическое направление включает в себя два основных блока: качественное улучшение здоровья населения и повышение уровня развития системы здравоохранения. На федеральном уровне необходимо активно пропагандировать здоровый образ жизни среди

населения, а также предпринимать меры по обеспечению членов многодетных семей лекарственными средствами. Финансирование данной нормы следует осуществлять из федерального бюджета. На муниципальном уровне необходимо обеспечить доступность физкультурно-спортивных услуг для семей с большим числом детей. Это будет способствовать качественному улучшению здоровья населения. Кроме того, на уровне предприятий следует проводить ежегодную диспансеризацию. Данная мера способствует ранней диагностике заболеваний, а следовательно, их успешному излечению.

Достижение указанных результатов обеспечивается развитием системы здравоохранения. В рамках данного направления целесообразно создавать перинатальные центры, что приведет к сокращению материнской и младенческой смертности, улучшению репродуктивного здоровья человека; центры высокотехнологичной медицинской помощи, способствующие снижению смертности и качественному улучшению жизни людей; а также развивать систему ранней диагностики заболеваний. Для того чтобы предупреждать и эффективно бороться с заболеваниями, необходимо постоянно повышать квалификацию медицинских работников, применять новейшие достижения медицины. Данную меру следует реализовывать на региональном уровне. На уровне же предприятий значительный положительный эффект имеет создание здравпунктов. Они являются первичным звеном в организационной системе здравоохранения.

Организационное направление является наименее развитым среди рассмотренных. В России не существует государственного органа, на который были бы возложены функции по разработке, реализации и контролю за выполнением семейной политики. Отдельные обязанности выполняют разные, абсолютно не связанные друг с другом структуры. Координировать их работу практически невозможно. Поэтому необходимо создать специализированный орган со строго иерархизи-рованной структурой, широкими полномочиями в области формирования и осуществления семейной политики, а также контроля за ее реализацией и наложения санкций за несоблюдение семейного законодательства.

В России также не существует и единого органа, занимающегося проблемами многодетных семей. По мнению авторов, таким институтом мог бы стать Совет при Правительстве РФ, который бы координировал работу других организаций, касающуюся вопросов жизнедеятельности семей с большим числом детей [5].

Важной мерой стимулирования распространения многодетности в стране, реализуемой на региональном и муниципальном уровнях, является создание учреждений, занимающихся социально-психологической адаптацией их членов. Кроме того, помощь может оказываться в виде услуг по уходу за детьми и иной социальной поддержки со стороны некоммерческих организаций.

Все указанные меры не будут иметь положительного эффекта, если население не сможет ими воспользоваться. В законодательстве о семейной политике следует предусмотреть создание информационного пространства многодетной семьи, учитывающего ее особенности и обеспечивающего получение семьей разносторонней информации, необходимой для ее жизнедеятельности: о ее правах, обязанностях, воспитании детей, других сложных проблемах. Таким источником информации могут стать социальная реклама, теле- и радиопередачи, материалы в сети Internet. Муниципалитетам целесообразно организовать предоставление правовой помощи многодетным семьям.

Наиболее емким и разработанным направлением государственной семейной политики в настоящее время является обеспечение экономической поддержки многодетной семьи. Основное внимание с точки зрения реорганизации экономики следует уделить рыночным рычагам формирования социокультурных норм многодетности. Распространение подобных норм послужит базой для возникновения массовой потребности в трех-четырех детях. Достижение этой цели связано с радикальным изменением существующих отношений института семьи с государством и другими социальными институтами, с глубокими преобразованиями всего строя жизни на интересы семьи с детьми. Следовательно, переориентация рыночной экономики на систему доходов — налогов — кредитов во много раз демографически эффективнее политики пособий несмотря на то, что она предполагает фундаментальную переоценку критериев распределения национального продукта, а также пересмотр приоритетов национального бюджета.

Денежная помощь, например в виде пособий, в большей степени влияет на увеличение рождаемос -ти среди низших слоев общества: малообразованных, безработных, а также в семьях алкоголиков, наркоманов и прочих маргинальных элементов, становясь, таким образом, своеобразным «заработком». Социально-экономические меры поддержки многодетных семей должны стимулировать ответственное родительство, способствуя тем самым образованию и развитию культурного общества.

55

Поэтому семейная политика должна включать как социально-экономическую составляющую, так и морально-психологическую. То есть необходимо реализовывать меры экономической поддержки семей с тремя и более детьми, а также создавать позитивный образ многодетной семьи.

Авторы предлагают выделить следующие экономические подсистемы государственной семейной политики: материально-вещественное обеспечение, денежные доходы, льготы, банковская сфера, образование, трудоустройство и жилье (рис. 2).

Важной мерой государственной поддержки многодетных является разработка механизмов обеспечения многодетных семей лекарственными средствами. Финансирование данной меры должно осуществляться из средств федерального бюджета. Региональным органам власти целесообразно организовать предоставление школьной формы для обучающихся в школе, а также автотранспорта для семей с большим числом детей. Это повысит их мобильность. Предприятиям следует подготовить подарки к праздникам для детей многодетных сотрудников.

Меры в сфере налогообложения являются наиболее перспективными для формирования эффективной демографической политики. На федеральном уровне целесообразно установить налоговые льготы для многодетных семей, т. е. размер налога должен снижаться в зависимости от числа детей. Кроме того, необходимо применять методы налогового стимулирования работодателей к принятию на работу членов семей с большим числом детей.

На федеральном уровне необходимо внедрять нормы, обеспечивающие доступность банковских услуг. К ним относятся целевые кредиты, субсидии, дотации, а также льготное ипотечное кредитование. Последнее является важным фактором достижения цели демографической политики государства.

Уровень образования населения является важным показателем его качественного развития. Поэтому актуальной мерой, реализуемой федеральными органами власти, выступает содействие в получении среднего и высшего образования членами многодетных семей. Кроме того, устройство детей в дошкольные учреждения способствует трудовой активности родителей. Необходимо разрабатывать программы самозанятости многодетных, содействовать организации фермерских хозяйств и семейных детских садов. На уровне предприятий следует предусмотреть преимущество в получении рабочего места членами многодетных семей перед иными категориями граждан при равной квалификации.

56 -

Помимо этого, федеральное законодательство должно гарантировать им дополнительный оплачиваемый отпуск, а предприятия и организации предоставлять гибкий рабочий график. Эти меры дают возможность самообеспечения многодетных семей и их меньшую зависимость от пособий.

Согласно данным опросов, самыми острыми проблемами, с которыми приходится сталкиваться многодетным семьям, являются низкий уровень доходов и плохие жилищные условия. Следует отметить, что именно эти причины указывают молодые семьи как препятствие рождению большего числа детей. Кроме того, по этим же причинам окружающие с осуждением относятся к многодетным семьям.

Исходя из сказанного, авторы предлагают два приоритетных направления формирования и реализации семейной политики России, направленной на увеличение численности семей с тремя и более детьми:

1) увеличение доходов многодетной семьи;

2) улучшение жилищных условий семей с тремя и более детьми.

В рамках первого направления предлагается создание благоприятных условий для трудоустройства многодетных родителей и обеспечение их достойной заработной платой. В настоящее время размер заработной платы не зависит от семейного положения работника и численности иждивенцев. Однако структура расходов семей даже с тремя детьми значительно отличается от структуры расходов малодетных семей. В связи с этим необходимо установить специальную стимулирующую надбавку к заработной плате для многодетных родителей. Для того чтобы данная категория лиц стала привлекательной для работодателей, целесообразно установить налоговые льготы для предприятий, принимающих на работу родителей, имеющих трех и более детей. Если же многодетная семья самостоятельно организует малое предприятие, то такое предприятие также должно пользоваться льготами в сфере налогообложения. Размер стимулирующей надбавки, как и размер налоговых льгот, следует увеличивать в зависимости от числа детей в семье. Финансирование данных мер может производиться из бюджетов разных уровней, а также за счет экономии средств предприятий.

Если же один из многодетных родителей желает посвятить себя семье, воспитанию детей, то он должен иметь возможность также получать доход. Необходимо всячески поддерживать и стимулировать распространение в стране детских садов на дому. Кроме того, следует позиционировать

я

>

-Я в о

я >

ЬГ1

я Е м

я я -а м

м о Е

а та а о та а н

о\

со §

а

ВЭ О

а о

— Лекарства

— Налоговые льготы

- Школьная форма

- Автомобиль (микроавтобус)

■ Горячее питание в общеобразовательных учреждениях

■ Подарки для детей на праздники

СчЭ О

■ Выплаты

■ Пособия

Федеральный уровень

■ Оплата услуг ЖКХ

■ Целевые кредиты

■ Субсидии

■ Дотации

• Льготное ипотечное кредитование

— Первоочередной прием в детские дошкольные учреждения

— Льготы при поступлении в средние и высшие учебные заведения

■ Способствование самозанятости

■ Дополнительный оплачиваемый отпуск

■ Содействие организации фермерских хозяйств

— Льготное ипотечное кредитование

Региональный уровень

■ Прогрессивная шкала размера пособия по беременности и родам

■ Прогрессивная шкала размера пособий на детей

■ Выплаты

• Проезд в общественном транспорте Посещение учреждений дополнительного образования

— Подготовка детей из бедных семей к школе

— Способствование индивидуальному жилищному строительству

Муниципальный уровень

Посещение учреждений дополнительного образования Посещение музеев, парков культуры и отдыха, выставок

Уровень предприятий

■ Содействие организации семейных детских садов

— Предоставление жилья по договору социального найма

— Способствование индивидуальному жилищному строительству

— Содействие в проведении ремонта жилья

■ Налоговое стимулирование работодателей к принятию на работу членов многодетных семей

— Стимулирующие надбавки

Гибкий рабочий график

Преимущество в получении рабочего места

Рис. 2. Дерево целей (экономическое направление)

<<

та о

00 Е

о\

со

03

о я

о к о о

н &

материнство как высоковостребованный труд, за который женщина должна получать достойное вознаграждение.

Предложенные меры будут решать как социально-экономические, так и морально-психологические проблемы, стоящие перед многодетными семьями. Увеличится доход семьи. Он будет зависеть в большей степени от усилий самих ее членов. Это будет способствовать развитию ответственного родительства, повышению уровня образования и профессиональной подготовки, культурного уровня детей и родителей. Многодетные семьи перестанут быть иждивенцами общества. Тем самым улучшится отношение окружающих к большим семьям. Все это будет способствовать созданию положительного имиджа многодетной семьи, а в конечном итоге — к распространению многодетности в стране.

Второе направление тесно взаимосвязано с первым. Необходима разработка мер по предоставлению льготных кредитов на покупку, строительство и ремонт жилья для многодетных семей. Данные статистики демонстрируют, что большинство семей с тремя и более детьми желают улучшить свои жилищные условия. С повышением дохода и введением льготных режимов кредитования у них появится такая возможность.

Целесообразно установить сумму первоначального взноса по ипотечному кредиту ниже суммы первоначального взноса, установленной для других категорий граждан, а также регрессивную шкалу погашения процентов по банковским кредитам или размера подлежащих возврату сумм в зависимости от числа детей в возрасте до 18 лет (или до 23 лет при условии, что дети учатся в общеобразовательных учреждениях на дневном отделении и не имеют собственной семьи). Кроме того, необходимо организовать предоставление организованным группам застройщиков — многодетным семьям земельных участков в собственность под индивидуальное жилищное строительство бесплатно или по льготной цене, финансовую помощь при организации инженерного обустройства (газ, вода, электроэнергия), выделение строительных материалов или приобретение их по льготной цене. Размер помощи следует устанавливать в зависимости от среднедушевого дохода семьи.

В качестве меры содействия в проведении капитального ремонта жилья, занимаемого многодетными семьями, целесообразно предоставить право на льготное приобретение материалов. Например, часть стоимости оплачивается самой семьей, а часть специальным сертификатом. Причем сумма

58 -

сертификата должна зависеть от числа детей в семье и от ее среднедушевого дохода. Такую льготу многодетная семья должна иметь возможность получить не реже, чем один раз в шесть лет.

Основное преимущество предлагаемых мер состоит в том, что их реализация не предусматривает оборота наличных денежных средств, что делает механизм предоставления льгот максимально «прозрачным» и исключает их нецелевое расходование.

Уровень расходов на реализацию комплексного подхода государственной поддержки многодетных семей должен составлять не менее 2 % ВВП. Источниками финансирования являются федеральный, региональный и местный бюджеты, а также бюджеты коммерческих организаций.

Реализация экономических мер поддержки многодетных семей является важным и необходимым направлением семейной политики. Экономические меры способствуют более полному удовлетворению потребности семей в детях. Однако этого недостаточно для повышения рождаемости и увеличения численности многодетных семей.

Социальный статус женщины-матери зависит от того, насколько соответствует выбранная ее семьей модель репродуктивного поведения общепринятым нормам. Сегодня — это один-два ребенка. Естественно, что до тех пор, пока общепринятая норма такова, многодетные семьи будут восприниматься обществом скорее как исключение из правил, как явление из ряда вон выходящее, и отношение к ним будет складываться соответствующее.

Низкая численность семей с большим числом детей обусловлена отсутствием их социальной привлекательности в обществе. Вокруг многодетных родителей и их детей до сих пор возникает зона социального неодобрения и даже отторжения. Нередко о многодетных семьях говорится в негативном плане: это сплошные проблемы, трудности и неприятности. Вряд ли такая однозначная точка зрения справедлива: не стоит идеализировать многодетные семьи, как и не следует видеть в них только негативное. Многодетная семья — это само по себе ни хорошо и ни плохо, это просто особый мир, со своими плюсами и минусами, своими радостями и проблемами, как и мир любой семьи. Поэтому следует принимать меры, направленные на формирование у несовершеннолетних семейных ценностей.

По мнению авторов, также целесообразно ввести меры морального поощрения родителей, ответственно и добросовестно воспитывающих (или воспитавших) детей в многодетных семьях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Награждать родителей, имеющих пять и более детей, почетными грамотами, знаками, наградами органов государственной власти, а также денежными суммами.

Один из самых дискуссионных вопросов — отмена звания Мать-героиня, орденов «Материнская слава» и «Материнская доблесть». В ряде российских регионов по инициативе органов власти субъектов Федерации данные награды вручаются многодетным матерям. Мы убеждены, что они должны быть возвращены и учреждены на федеральном уровне. Рождение и воспитание большого числа детей — это подвиг перед народом и страной. Матери должны быть награждены за него. Необходимо для данной категории женщин установить возраст выхода на пенсию ниже, чем у других категорий, специальную надбавку к заработной плате и пенсии. Дополнительной мерой государственной поддержки многодетных семей станет организация «Кремлевских Елок».

Кроме того, необходимо вести активную пропаганду семейного образа жизни и большой семьи через средства массовой информации: газеты, радио, телевидение, сеть Internet. Следует демонстрировать положительные стороны жизни многодетной семьи.

Муниципалитеты должны создавать условия для семейного отдыха: льготы при посещении культурно-массовых мероприятий, музеев, парков, выставок. Для повышения качества населения, его культурно-образовательного уровня следует обеспечить доступность физкультурно-спортивных услуг и занятость детей в работе учреждений дополнительного образования. Предприятиям целесообразно организовывать праздники для детей.

Распространение многодетности носит ярко выраженный региональный характер. Поэтому на уровне субъектов Федерации также необходимо предпринимать меры, направленные на формирование социальной привлекательности больших семей в зависимости от преобладающей модели репродуктивного поведения и социально-экономического положения региона.

Реализация данных мер может повысить престиж многодетной семьи в России, ее имидж

и создаст положительный образ в глазах окружающих.

По наблюдениям психологов и социологов, стереотип многодетной семьи в последнее время начал меняться. Это уже не только семьи безответственных, социально неблагополучных людей, требующих поддержки от государства. Многодетность становится модной в материально благополучной среде. А это значит, что у многодетных семей есть будущее.

Список литературы

1. Антонов А И., Борисов В. А. Динамика населения России в XXI веке и приоритеты демографической политики. М.: Ключ-С, 2006. С. 31—32.

2. Белобородов И. И. Безальтернативность рождаемости // Научный интернет-журнал «Демографические исследования». 1 февраля 2010. URL: http://www. demographia. ru/articles_N/ index. html?idR=19&idArt=760.

3. КозбаненкоВ. А Государственное управление: основы теории и организации. В 2 т.: учебник. М.: Статус, 2002.

4. Орлов А, Пугаченко А Анатолий Вишневский — серый кардинал от демографии. URL: http:// www. km. ru/shotfirer/index. asp?data=07.12.2006 10:00:00&archive=on.

5. Программа государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации на 2008—2015 годы: проект / Общественный совет Центрального федерального округа. М., 2007.

6. Римашевская Н. М. Русский крест // Природа. 1999. № 6. С. 3—10.

7. Сивоплясова С. Ю., Сивоплясов Д. В. Экономико-математическая модель стабилизации демографической ситуации / Устойчивое развитие региона в условиях экономической интеграции России в мировое хозяйство / Научный журнал «Экономический вестник СГУ»: материалы 55-й научно-методической конференции «Университетская наука — региону». Ставрополь: СГУ, 2010. С. 315-317.

8. Сизова М. Миграция — осиновый кол или спасение России? URL: http://berezniki. bezformata. ru/listnews/migratciya-osinovij-kol-ili/335057.

внимание! На сайте Электронной библиотеки <^ШЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:

www.dilib.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.