Научная статья на тему 'Системные подходы в аэродромной экологии'

Системные подходы в аэродромной экологии Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
208
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Ильичев В. Д., Силаева О. Л., Козлов Ю. П.

В статье рассматриваются системные подходы, оптимизирующие взаимоотношения самолетов с птицами в аэродромных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System approaches in the airport ecology

In the article are considered the system approaches for optimization of interrelations between airplanes and birds in the airport conditions.

Текст научной работы на тему «Системные подходы в аэродромной экологии»

СИСТЕМНЫЕ ПОДХОДЫ В АЭРОДРОМНОЙ экологии

В.Д. Ильичев1, O.JI. Силаева2, Ю.П. Козлов2

Институт Проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН,

Ленинский проспект, 33, 119071, Москва, Россия;

2Экологический факультет, Российский университет дружбы народов, Подольское шоссе, 8/5, 113093, Москва, Россия.

В статье рассматриваются системные подходы, оптимизирующие взаимоотношения самолетов с птицами в аэродромных условиях.

Первое столкновение самолета с птицами произошло в 1912 году, в Калифорнии. Столкнувшаяся с самолетом чайка разрушила рулевое управление, вызвав тяжелую аварию машины и гибель пилота. Появление в 50-х годах турбовинтовых и турбореактивных двигателей резко увеличило число столкновений самолетов с птицами и вероятность аварийных ситуаций. В последующие годы увеличивалось число столкновений. Только в США с 1942 по 1946 г. с самолетом столкнулись 473 летательных аппарата, с 1956 по 1966 г.

— 1566, причем 83 столкновения произошло только в 1956 г. В авиации Канады с 1957 по 1963 г. произошло 181 столкновение, Англии с 1956 по 1960 г.

— 783, в Голландии с 1960 по 1966 г. - 413, в СССР в 1963 г. с птицами столкнулись 40 гражданских самолетов, в 1969 — 221.

В эти годы канадские авиакомпании оценивали стоимость ежегодного ущерба по вине птиц в 1 млн. $. В начале 60-х проблема столкновения самолета с птицами стала привлекать внимание ведущих государств, что сопровождалось созданием комитетов с широкими полномочиями, включающих авиационных специалистов, инженеров и орнитологов. Возникла необходимость международного сотрудничества и координации, которая привела в 1966 г. к созданию Европейского комитета, объединившего усилия 15 стран Европы и Америки, заинтересованных в разработке мер защиты самолетов от птиц. В решение проблемы активно включилась ИКАО — Международная организация гражданской авиации. В 1969 г. в Канаде в городе Кингстон состоялась I Международная конференция по опасности птиц для самолетов, собравшая представителей 19 стран, в том числе и из СССР. Регулярно созывались специальные заседания ИКАО (1966 и др.), посвященные проблемам защиты самолетов от птиц. На ежегодных заседаниях Европейского комитета регулярно обсуждались текущие и перспективные задачи авиационной орнитологии (методология предотвращения столкновений самолетов с птицами).

В бывшем СССР в 1975 г. развернута специализированная программа по авиационной орнитологии, открыто финансовое и штатное обеспечение ряда научных учреждений некоторых вузов и аэродромных служб. Одновременно был создан Координационный совет с авиационной, медицинской и охотничье-промысловой секциями. Позднее уже в международном масштабе был организован Международный комитет по прикладной орнитологии с двойным (советским и канадским) сопредседательством. Во время проведения очередного XVIII Международного орнитологического конгресса в Москве созывался Европейский комитет по опасности птиц для самолетов, на котором рассматривались многие, в первую очередь региональные, проблемы защиты самолетов от птиц.

К этому времени авиационная орнитология в СССР уже накопила значительный опыт и смогла приступить к первым обобщениям. Значительная часть этой работы была выполнена в Научном совете АН СССР по биоповреждениям, опубликовавшем серию монографий по этой тематике в координации с авиационными ведомствами и академическими учреждениями.

Стала очевидной необходимость активного развития и создание на этой основе мощной научно-технической базы, конструирующей и тиражирующей эколого-технологические средства управления поведением птиц в интересах авиации и народного хозяйства. Постановлением Президиума АН СССР и Министерства гражданской авиации при участии региональных ведомств такая база была создана в виде ВНТК «Птица». На этой базе были разработаны приоритетно экологические средства управлением (ЭСУП) поведения БАУ-7, БАУ-8, «Беркут» и другие, которые в будущем тиражировались на некоторых заводах Аэрофлота. При этом в разработке и тиражировании ЭСУП для авиации принимали участие ряд авиационно-технических вузов, в первую очередь Рижский институт инженеров гражданской авиации. Под эгидой РКИИГА было создано студенческое конструкторское бюро во главе с В.Я. Бирюковым, успешно работавшее под руководством преподавателей до распада СССР.

Считая одним из главных итогов систематические системологические результаты, мы приступаем к обобщению накопленного в те годы опыта и публикуем для обсуждения следующие положения, имеющие для нас концептуальное значение.

I. Аэродром как социотехноэкосистема.

Один из первых выводов, которые мы делаем на основании накопленного 30-летнего опыта, заключается в том, что особое внимание авиационные орнитологи должны уделять ситуации, складывающейся в районе аэродрома. Эту ситуацию мы называем аэродромной, поскольку ее оптимизация связана с взаимоотношениями и взаимодействиями социальных, техногенных и экологических ситуаций в районе аэропорта и его окружения. Рассматривая системное взаимоотношение перечисленных компонентов, мы оцениваем его как неустойчивое равновесие, в котором отчетливо проявляются как городские, так и не городские особенности, создающие постоянно меняющуюся, как бы «плавающую», транспортную инфраструктуру. Важным фактором этого взаимодействия является близость крупного города и обмен с ним транспортными пассажиропотоками, нестабильно зависящими от метеоусловий, социальных факторов, сезона, времени суток и т.д.

Учитывая сопоставительное сходство с близрасположенным городом целесообразно рассматривать аэродромную среду на основе тех же подходов, которые мы применяем вообще при изучении урбосистем, однако с учетом уникальности аэродромной системы, которую мы определяем как социотехно-экосистему — своеобразный «заповедник», где охраняются техника и люди, стабильно поддерживается социально-экологическая среда.

II. Аэродромное биоразнообразие.

В связи с тем, что наземное пространство аэродрома охраняется от посещения людей, и там проводятся эколого-мелиоративные мероприятия, фауна и флора аэродромной территории отличаются некоторыми особенностями от пригородных территорий, окружающих город и подступающих к аэродрому извне. Так как специфические особенности фауны и флоры аэродромной среды в настоящее время исследуются и уточняются, в том числе сотрудниками кафедры системной экологии РУДН (А. Титков) и лаборатории ориентации и управления поведением птиц ИПЭЭ РАН, в основном на примере

аэропорта Шереметьево и других подмосковных аэропортов, мы можем сделать по этому поводу лишь предварительные выводы.

Прежде всего, можно отметить для территории аэродрома известное акцентирование проблемных видов в виде жаворонков, ласточек, стрижей, сизых голубей, грачей, серых ворон, озерных чаек, гадок. Именно эти виды, как правило, возглавляют статистику столкновений самолета с птицами в центрально-европейском регионе. При этом, конечно, приходится учитывать ассиметричные сдвиги этой статистики, вызванной сезонными, суточными, и экологическими факторами. Существенное влияние может оказывать и появление над аэродромом массовых мигрантов, зимующих или летующих. Точно такое же большое значение оказывает вылет молодых и повышение концентрации их численности в позднелетний период. В осенне-зимний период, когда приаэродромные поселки и свалки пищевого мусора привлекают голодных птиц, вероятность столкновений с самолетами возрастает.

III. Аэродромная среда как эко-этологический фактор.

Аэродром оказывает мощное загрязняющее воздействие на окружающую среду. Существенно воздействуют шумы от пролетающих, взлетающих и садящихся самолетов, которые развивают у жителей приаэродромных поселков бессонницу и глухоту, агрессивность детей, затрудняют их учебу и т.д. Наблюдается отрицательное воздействие на психическое состояние взрослых горожан, особенно у работающего аэродромного персонала, а также жителей поблизости расположенных дачных поселков. У животных — обитателей аэродромных территорий нарушается репродуктивный цикл и всё связанное с этим поведение. Подобные явления наши сотрудники наблюдали у диких и домашних птиц на территории биологической станции «Малинки», через которую несколько лет назад пролегала трасса особо интенсивного движения тяжёлых самолётов, базирующихся на аэродроме «Внуково». После того как по настоятельной рекомендации экологов и врачей эта трасса была изменена, и зашумление территории существенно уменьшилась, уменьшились и эко-этологические последствия аэродромного зашумления, регистрируемые на территории «Малинок».

IV. Перспективы уменьшения птицеопасности аэродрома.

Среди факторов, регулирующих численность птиц на аэродромах, следует особо выделить использование экологических средств управления поведением (ЭСУП), созданным в 1987 году ВНТК «Птица», кооперативно объединяющим учёных и конструкторов ИПЭЭ РАН, академических институтов и авиауправлений бывших прибалтийских республик. После распада СССР создание и тиражирование ЭСУПов для защиты аэродромов от птиц значительно сократилось и в настоящее время продолжается под эгидой ИПЭЭ РАН.

Основываясь на накопленном опыте, мы считаем целесообразным создание на территории аэродромов небольших соколиных питомников с хищниками, рассеивающими массовые аэродромные скопления по технологии соколиной охоты. В последние годы резко увеличилось число соколятников из числа любителей, освоивших технологию отпугивания птиц от птицеопасных аэродромных территорий. В Европе такие питомники успешно решают авиационные задачи, начиная с семидесятых годов, когда авиационные специалисты приступили к их организации в массовом масштабе. Как правило использование соколов в качестве отпугивающего средства всюду даёт высокий положительный эффект при минимальных затратах. На территории Москвы и в пригородах ручных соколов, натасканных по технологии ловчей охоты, имеют несколько десятков профессиональных соколятников, и только не-

многие из них привлекаются для защиты аэродромов от птиц. Как нам кажется, именно этот контингент в дальнейшем может использоваться в качестве эффективного ресурса для решения аэродромно-экологических задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильичёв В.Д. Управление поведением птиц. - М.: «Наука», 1984. - 303 с.

2. Ильичёв В.Д. и др. Биоповреждения. - М.: Высшая школа, 1987. - 352 с.

3. Ильичёв В.Д. Бочаров Б. В. Горленко М.В. Экологические основы защиты от биоповреждений. - М.: «Наука», 1985. - 264 с.

4. Ильичёв В.Д. Живая природа повреждает технику // Биология и современность. М.: «Просвещение», 1990. - С. 23-43.

5. Ильичёв В.Д., Бирюков В.Я., Нечваль Н.А. Технико-экологическая стратегия защиты от биоповреждений. - М.: «Наука», 1995. - 248 с.

6. Силаева О.Л. Отчёт о деятельности ВНТК «Птица» за 1987-1990 гг. // Инженерная этология, биоакустика и биолингвистика птиц. - М.: «Наука», 1991. - С. 191-193.

7. Якоби В.Э. Биологические основы предотвращения столкновений самолётов с птицами. - М.: «Наука», 1974. - 166 с.

SYSTEM APPROACHES IN THE AIRPORT ECOLOGY

V.D. Ilyichev1, O.L. Silaeva2, Y.P. Kozlov2

‘Institute of Ecology and Evolution of Russian Academy of Sciences,

Leninsky prospect, 33, 119071, Moscow, Russia;

2Ecological Faculty, Russian Peoples' Friendship University,

Podolskoye shosse,- S/5, 113093 Moscow, Russia

In the article are considered the system approaches for optimization of interrelations between airplanes and birds in the airport conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.