Научная статья на тему 'Экологическая ситуация в районе Кишиневского аэропорта'

Экологическая ситуация в районе Кишиневского аэропорта Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
232
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОПОРТ / AIRPORT / ПТИЦЫ / BIRDS / СТОЛКНОВЕНИЕ САМОЛЕТА С ПТИЦАМИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ / УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ ПТИЦ / BIRD'S BEHAVIOR CONTROL / BIRD STRIKE / SAFETY OF FLIGHTS

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Кучински Маргарет Григорьевна

В статье приведены результаты обследования экологического состояния территорий, прилегающих к Кишиневскому аэропорту в пределах 15-километровой зоны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological situation in the Kishinev airport’s area

The article contains results of the survey of ecological materials in the adjacent areas to the airport within the limits of a 15 km zone.

Текст научной работы на тему «Экологическая ситуация в районе Кишиневского аэропорта»

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РАЙОНЕ КИШИНЕВСКОГО АЭРОПОРТА

М.Г. Кучински

Российский университет дружбы народов Подольское шоссе, 8/5, Москва, Россия, 113093

В статье приведены результаты обследования экологического состояния территорий, прилегающих к Кишиневскому аэропорту в пределах 15-километровой зоны.

Ключевые слова: аэропорт, птицы, столкновение самолета с птицами, безопасность полетов, управление поведением птиц.

В мире уже давно признано, что способы землепользования вокруг аэропорта могут способствовать увеличению опасности столкновения птиц с воздушными судами. Районы, расположенные вблизи аэропорта, могут привлекать птиц, которые прилетают к аэропорту в поисках корма, воды, отдыха или укрытия.

Опасность для летательных аппаратов, создаваемая птицами, — это проблема, решение которой должно осуществляться в разных направлениях. Среди них одним из важнейших является экологическое направление. Экологическое направление деятельности определяется оптимизацией среды обитания птиц и других животных с целью уменьшения видового разнообразия и численности их на территории аэропорта и в его окрестностях.

В методику работы по выяснению экологической ситуации в районе Кишиневского аэропорта включены наблюдения и исследования на прилегающих территориях в пределах 15-километровой зоны, с конца апреля по начало мая 2011 г.

Во время выполнения этих работ использовались пешеходные и автомобильные маршруты. Учитывались размещение и структура различных биотопов (поля, луга, лесные полосы, водоемы), а также видовой состав и относительная численность птиц. Птицы встречались в садах, виноградниках, в насаждениях вдоль шоссейных и железных дорог, в лесничестве, лесополосах и др. (табл.). Для наблюдений и определения видового состава птиц применялись бинокль и цифровая фотокамера.

Расположение района Кишиневского аэропорта в черте крупного города с примыкающими к нему сельскими населенными пунктами (поселки Сынжера, Бачой, Флорены и др.) определяет высокий уровень численности птиц, особенно массовых. Таким массовым видам птиц городская среда вследствие различных причин предоставляет благоприятные условия для размножения и добычи корма (^rvus ^frugilegus, Sturnus vulgaris, Passer domesticus, Passer montanus, Streptopelia decaocto и др. — здесь и далее латинские названия даны по [1; 2]). Также зона Кишиневского аэропорта богата различными водными объектами (водохранилища, пруды рыбхоза, малые речки и водоемы, сезонные пойменные водоемы), которые в период миграций создают условия для концентрации пролетных водно-болотных птиц и гнездования отдельных видов. В зоне аэропорта места их пребывания были ограничены водоемами озерного типа и в меньшей степени участками долины реки Бык.

Таблица

Виды птиц, встречающихся в районе Кишеневского аэропорта

Дата Виды птиц Численность Место местообитания, Основные комплексы

особей концентрации местообитаний

птиц I, II, III, IV, V

18.04.2011 Corvus cornix 5 На газоне возле админ. здания I, III, V

с. Бачой

Columba livia 11 Деревья у с. Бачой V

19.04.2011 Corvus frugilegus 35+50 В полете у с. Бачой II, V

Upupa epops 1 На лугу у с. Бачой I, II, IV, V

20.04.2011 Corvus frugilegus 25+10+12 Кормятся на пашне, пастбище, II, V

свалке мусора возле с. Бачой

26.04.2011 Corvus monedula 10—15 У обрыва на свалке мусора, IV, V

у построек с. Бачой

Passer domesticus 20+30 Лесополоса, поля, у обрыва I, IV, V

Passer montanus на свалке мусора возле с. Бачой

Motacilla alba 1 У дороги с. Сынжера III, V

Streptopelia turtur 2 Тополя с. Мерены I, V

Alauda arvensis 3 На лугу, овцеферме, свалке мусо- II

Passer montanus 40—50 ра у с. Максимовка I, IV, V

Anthus campestris 1 Пастбище с. Максимовка II

Sturnus vulgaris 50+80 Пастбище, овцеферма с. Хуму- I, II, IV, V

лешты

27.04.2011 Pica pica 3 В полете на садом с. Добружа I, III

Corvus cornix 5 На окраине с. Добружа у фермы I, III, V

Anas platyrhynchos 2 Озеро с. Цыпала III

Passer montanus 15+30 Стайки перелетают по свалке му- I, IV, V

сора с. Цыпала

Anas strepera 2 Озеро с. Пугой III

28.04.2011 Corvus cornix 7 Распаханный земельный участок у I, III, V

с. Мал. Милешты

Sturnus vulgaris 30+20 Деревья у с. Костешты I, II, IV, V

Motacilla alba 1 Водохранилище у с. Костешты III, V

Larus ridibundus 2 III

Larus argentatus 8 III

Cuculus canorus 1 I, III

Pica pica 1 I, III

Passer montanus 5—15 На свалке мусора у с. Костешты I, IV, V

Fulica atra 4 Озеро пос. Кодры III

Corvus frugilegus 250—300 Насаждения у техучилища II, V

пос. Кодры

Sturnus vulgaris 60—70 Стайки перелетают по всем кус- I, II, IV, V

Passer domesticus 30+60 тарникам и деревьям, домам V

с. Бубуечь

03.05.2011 Streptopelia 2 у здания Примэрии с. Кетросы V

decaocto

Garrulus glandarius 1 Сады с. Максимовка I

Passer domesticus 20+10 Сады, виноградники у с. Колоница I, IV, V

Passer montanus

04.05.2011 Anas platyrhynchos 2 Речка с. Сынжера III

Sturnus vulgaris 30+50+10 Луга, пастбище коров по дороге I, II, IV, V

Anthus campestris 1 из с. Страистень в с. Резень II

Passer domesticus 50+20 I, IV, V

Passer montanus

Columba livia 20 улицы, дворы, приусадебные уча- V

Passer domesticus 30+20 стки с. Бэлцаць V

Emberiza calandra 1 На пашне от с. Максимовка II

до с. Валя-Колоница

Окончание

Дата Виды птиц Численность особей Место местообитания, концентрации Основные комплексы местообитаний птиц I, II, III, IV, V

Lanius collurio 12 Кустарники, ограда у с. Валя-Колоница I

Columba livia Corvus frugilegus Corvus cornix 15 15—20 3 Пастбище, земельные участки у с. Бык V II, V I, III, V

*Комплексы местообитаний птиц [2]:

I. Древесно-кустарниковый — леса, сады, виноградники, лесополосы, насаждения вдоль дорог.

II. Полевой — пашни, пастбища, неудобья, овраги и оползни.

III. Водно-болотный — реки, озера, пруды, водохранилища, плавни.

IV. Скалы, каменистые и земляные овраги и обрывы — скалистые и земляные обрывы по берегам водоемов.

V. Населенные пункты — постройки, улицы, дворы, приусадебные участки и т.п.

Орнитофауна водоемов в этот период была представлена невысокой численностью и низким разнообразием видов птиц. Наибольшие значения эти показатели имели на водоемах возле села Костешть. На остальных, более мелких водоемах, птиц было очень мало либо они вовсе отсутствовали. Такое распределение обусловлено спецификой экологических условий, размерами и структурой водоемов, а также во многом их удаленностью от населенных пунктов.

Сельскохозяйственные поля в пределах 15-километровой зоны от ВПП (взлетно-посадочной полосы) привлекают различные виды птиц. Однако доминируют в основном синантропные, в том числе массовые виды (грач, скворец обыкновенный, домовый и полевой воробьи и др.), которые посещают поле аэродрома и перелетают через ВПП при суточных перелетах с мест отдыха к местам кормежки и обратно, что представляет угрозу для воздушных судов (ВС).

Основные места кормежки этих видов — сельскохозяйственные поля и сельские населенные пункты, а также свалки мусора, которые есть возле каждого села и привлекают птиц. В жилом городке аэропорта растут очень старые и высокие тополя, на которых устраивают колонии грачи во время гнездования и находит место для отдыха в остальное время года. Также насаждения у пос. Кодры служат местом концентрации многих синантропных видов птиц, где грачи облюбовали место для своей колонии (рис. 1). По оценкам авторов [4; 5; 7; 8; 10; 15], возросла негативная роль грачей в авиации.

На территории аэропорта имеются заросли кустарников, старые постройки и незавершенные строения, которые привлекают мелких воробьиных птиц. Сады, расположенные с западной стороны от ВПП, состоят из вишни, персика, абрикоса и черешни, что также привлекает во время созревания плодов множество птиц, особенно скворцов. Непосредственно к забору с южной стороны примыкают кукурузные поля, а также имеются участки виноградника, а дальше в сторону сел — поля пшеницы, подсолнечника. Следует заметить, что поля сельскохозяйственных культур примыкают к забору аэродрома со всех сторон за исключением участка, где находятся административно-хозяйственные здания аэропорта.

Рис. 1. Гнезда грача в колонии на территории пос. Кодры

Рис. 2. Схема экологической обстановки для птиц в районе Кишиневского аэропорта

В районе аэропорта численность и видовое разнообразие птиц сильно варьируют в зависимости от погоды и сезона года. По мнению ряда авторов [3; 8; 12; 13], такая же картина наблюдается и в других аэропортах. Наиболее часто встречаемыми видами птиц здесь были грач, скворец обыкновенный, полевой и домовый воробьи. Эти же виды преобладали и по численности. Кроме того, они находились или пролетали над аэропортом стаями, иногда по 200 и более особей, что недопустимо для аэропорта. По массовости и посещаемости территории аэропорта грач занимает лидирующее место в первую очередь из-за его высокой численности в населенных пунктах, что свидетельствует о потенциальной опасности грачей для самолетов. На втором месте стоит скворец обыкновенный. Стаи скворцов отличаются непредсказуемым поведением в полете, когда направление и высота полета

этих стай может измениться мгновенно и на высокой скорости. При наличии вблизи аэропорта садов и виноградников появление здесь больших стай скворцов так же создает угрозу ВС. Численность мелких воробьиных птиц определяется наличием подходящих кормовых и защитных условий, которых в самом аэропорту и в его окрестностях достаточно, чтобы поддерживать ее на высоком уровне (табл.).

Меры по улучшению экологической обстановки в прилегающей к аэропорту зоне касаются состояния его территории, жилого городка и соседних с аэропортом сельскохозяйственных полей и населенных пунктов. Одна из основных задач в этом направлении — ликвидация колонии грачей на территории жилого городка и в пос. Кодры. Опасность колонии состоит в том, что большая часть птиц летает кормиться на летное поле аэродрома и на прилегающие поля и населенные пункты с южной его стороны, пересекая ВПП и создавая постоянную угрозу полету ВС. Способы ликвидации таких колоний определяются местом их расположения — в данном случае населенного пункта.

В отношении сельскохозяйственных полей и садов, примыкающих непосредственно к территории аэропорта, можно сказать следующее. В наших условиях выращивание кукурузы и зерновых культур, садов косточковых сортов в непосредственной близости от ограждения аэропорта недопустимо, так как это ведет к увеличению потенциальной опасности птиц для ВС. Сады косточковых сортов и поля указанных выше культур необходимо заменить другими, например овощными культурами.

Другой важной проблемой использования земель в зоне аэропорта является размещение на данной территории свалок мусора, животноводческих ферм, очистных сооружений. Особенно это касается несанкционированных свалок мусора, которые существуют почти возле каждого сельского населенного пункта (рис. 3). Несанкционированные свалки мусора необходимо ликвидировать полностью, или организовать вывоз мусора со всех населенных пунктов в этой зоне, что согласуется с мнением многих специалистов [6; 11; 14—17].

На птицефабриках и очистных сооружениях необходимо организовать работу с отходами таким образом, чтобы исключить появление птиц. Многочисленные пастбища также привлекают стаи птиц (рис. 3). Необходимо добиться согласованных действий со стороны руководства аэропорта и хозяйствующих субъектов в 15-километровой зоне с тем, чтобы запретить выпас скота вблизи аэродрома во избежание привлечения большого количества мелких птиц.

Опыт решения проблемы столкновения самолетов с птицами показывает, что необходимо изменение экологической обстановки района, которое делает его непривлекательным для птиц.

При использовании земель в этой зоне нецелесообразно, особенно на прилегающей к аэропорту территории, возделывать такие культуры, как кукуруза, пшеница, подсолнечник, выращивать вишневые сады, виноград, особенно крупными плантациями. Безопаснее на таких землях возделывать картофель, морковь, свеклу, томаты, сельдерей, которые меньше привлекают птиц.

Рис. 3. Размещение встреченных пастбищ и свалок мусора в районе Кишиневского аэропорта.

Должны быть ограничены работы, требующие регулярной обработки земли, а также складирования навоза на полях. Нельзя производить вспашку и перепахивание сельскохозяйственных полей с зерновыми культурами, окружающими аэродром, в ночное время [16; 18]. На участках вблизи от аэропорта нельзя скирдовать солому, размещать загоны для скота.

Изменение условий окружающей среды аэропорта может устранить или ограничить факторы, привлекающие птиц в зону аэропорта, снизить тем самым в значительной степени опасность. Рациональное воздействие на окружающую среду является неотъемлемой частью борьбы с птицами, поскольку при этом предусматриваются эффективные долговременные меры по снижению числа прилетающих в аэропорт птиц [9].

ЛИТЕРАТУРА

[1] Аверин Ю.В., Ганя И.М. Птицы Молдавии. Т. 1. — Кишинев: АН МССР, 1970.

[2] Аверин Ю.В., Ганя И.М., Успенский Г.А. Птицы Молдавии. Т. 2. — Кишинев: АН МССР, 1971.

[3] Анализ и оценка метеорологической и орнитологической обстановки при организации и проведении полетов: Метод. реком. — М.: Военное издательство, 1987.

[4] Забашта А.В. Особенности стайного поведения грачей на аэродроме и оценка опасности для воздушных судов // Материалы Первой Всероссийской научно-технической конференции «Проблемы авиационной орнитологии». — М.: ИПЭЭ РАН, 2009. — C. 23—32.

[5] Звонов Б.М. Стратегия защиты объектов народного хозяйства от птиц // Журнал Рэт-Инфо. — 2006. — № 4. — C. 42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[6] Зубков Б.В., Минаев Е.Р. Основы безопасности полетов. — М.: Транспорт, 1987. — C. 95—96.

[7] Зубков Н.И., Савин А.И., Бучучану Л.С. и др. О значении грача в современном урбанизированном ландшафте // Материалы VI конференции зоологов Молдовы с международным участием «Актуальные проблемы охраны и рационального использования разнообразия животного мира». — Кишинев, 2007. — C. 75—76.

[8] Иванов В.И., Дробышевский С.В., Брянцев П.А. Орнитологическое обеспечение полетов в Гражданской Авиации. — СПб.: Академия ГА, 1993.

[9] ИКАО. Руководство по аэропортовым службам (Doc 9137-AN/898). Ч. 3. Создаваемая птицами опасность и методы ее снижения, 1991.

[10] ИльичевВ.Д. Птицы и авиация // Общая орнитология. — М.: Высшая школа, 1982.

[11] Ильичев В.Д. Управление поведением птиц. — М.: Наука, 1984.

[12] Исаева О.С. Врановые птицы рудеральных ландшафтов европейской части России // Вра-новые птицы в антропогенном ландшафте. — Липецк, 2001. — Вып. 4. — C. 31—42.

[13] Плотников Н.И. Ресурсы воздушного транспорта. — Новосибирск: Академия экономики и управления, 2003.

[14] Прямицын В.Н. Орнитологическое обеспечение ВВС // Военно-исторический журнал. — 2013. — № 1. — C. 3—9.

[15] Рогачев А.И., Лебедев А.М. Орнитологическое обеспечение безопасности полетов. — М.: Транспорт, 1984.

[16] Руководство по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации (РООП ГЛ-89). Приказ № 209. — М.: МГА, 1989 (Извлечение), п. 4.2.3.

[17] Чельцов-Бебутов А.М. Экология птиц. — М.: МГУ, 1982.

[18] Aerodrome Bird Hazard Prevention and Wildlife Management Handbook // ACI. Geneva. Switzerland. — First edition 2005, Chapter 3, P. 24—25.

LITERATURA

[1] Averin Ju. V., Ganja I.M. Pticy Moldavii. — Kishinev: AN MSSR, 1970. — T. 1.

[2] Averin Ju. V., Ganja I.M., Uspenskij G.A. Pticy Moldavii. — Kishinev: AN MSSR, 1971. — T. 2.

[3] Analiz i ocenka meteorologicheskoj i ornitologicheskoj obstanovki pri organizacii i provedenii poletov: [metod. rekom.]. — M.: Voennoe izdatel'stvo, 1987.

[4] Zabashta A.V. Osobennosti stajnogo povedenija grachej na ajerodrome i ocenka opasnosti dlja vozdushnyh sudov // Materialy Pervoj Vserossijskoj nauchno-tehnicheskoj konferencii «Proble-my aviacionnoj ornitologii». — M.: IPJeJe RAN, 2009. — C. 23—32.

[5] Zvonov B.M. Strategija zashhity ob#ektov narodnogo hozjajstva ot ptic // Zhurnal Rjet-Info. — 2006. — № 4. — C. 42.

[6] Zubkov B. V., Minaev E.R. Osnovy bezopasnosti poletov. — M.: Transport, 1987. — C. 95—96.

[7] Zubkov N.I., Savin A.I., Buchuchanu L.S. i dr. O znachenii gracha v sovremennom urbanizirovan-nom landshafte // Materialy Vl-j konferencii zoologov Moldovy s mezhdunarodnym uchastiem «Aktual'nye problemy ohrany i racional'nogo ispol'zovanija raznoobrazija zhivotnogo mira». — Kishinev, 2007. — C. 75—76.

[8] Ivanov V.I., Drobyshevskij S. V., Brjancev P.A. Ornitologicheskoe obespechenie poletov v Grazh-danskoj Aviacii. — SPb.: Akademija GA, 1993.

[9] IKAO. Rukovodstvo po ajeroportovym sluzhbam (Doc 9137-AN/898). Chast'3. Sozdavaemaja pticami opasnost' i metody ejo snizhenija, 1991.

[10] Il'ichev V.D. Pticy i aviacija // Obshhaja ornitologija. — M.: Vysshaja shkola, 1982.

[11] Il'ichev V.D. Upravlenie povedeniem ptic. — M.: Nauka, 1984.

[12] Isaeva O.S. Vranovye pticy ruderal'nyh landshaftov evropejskoj chasti Rossii // Vranovye pticy v antropogennom landshafte. — Lipeck, 2001. Vyp. 4. C. 31—42.

[13] Plotnikov N.I. Resursy vozdushnogo transporta. — Novosibirsk: Akademij a j ekonomiki i uprav-lenija, 2003.

[14] Prjamicyn V.N. Ornitologicheskoe obespechenie VVS // Voenno-istoricheskij zhurnal. — 2013. — № 1. — C. 3—9.

[15] Rogachev A.I., Lebedev A.M. Ornitologicheskoe obespechenie bezopasnosti poletov. — M.: Transport, 1984.

[16] Rukovodstvo po ornitologicheskomu obespecheniju poletov v grazhdanskoj aviacii (ROOP GL-89). Prikaz № 209. — M.: MGA, 1989 (Izvlechenie), p.4.2.3.

[17] Chel'cov-Bebutov A.M. Jekologija ptic. — M.: MGU, 1982.

[18] Aerodrome Bird Hazard Prevention and Wildlife Management Handbook // ACI. Geneva. Switzerland. — First edition 2005, Chapter 3, P. 24—25.

ECOLOGICAL SITUATION IN THE KISHINEV AIPORT'S AREA

M.G. Kuchinsky

People's Friendship University of Russia

Podolskoye shosse, 8/5, Moskow, Russia, 113093

The article contains results of the survey of ecological materials in the adjacent areas to the airport within the limits of a 15 km zone.

Key word: airport, the birds, bird strike, safety of flights, bird's behavior control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.