Научная статья на тему 'Системные императивы формирования и развития экспортного потенциала промышленного предприятия'

Системные императивы формирования и развития экспортного потенциала промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕКСПОРТНИЙ ПОТЕНЦіАЛ ПіДПРИєМСТВА / СИСТЕМА / ФОРМУВАННЯ / РОЗВИТОК / іМПЕРАТИВИ / РЕСУРСИ / КОНКУРЕНТОСПРОМОЖНіСТЬ / ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ИМПЕРАТИВЫ / РЕСУРСЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / EXPORT POTENTIAL OF AN ENTERPRISE / SYSTEM / FORMATION / DEVELOPMENT / IMPERATIVES / RESOURCES / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поддубная Людмила Ивановна, Иваниенко Карина Викторовна

Целью данного исследования является анализ и систематизация системных императивов формирования и развития экспортного потенциала промышленного предприятия. Посредством анализа, синтеза и обобщения научной литературы в данной области исследования были обозначены внутренние и внешние императивы формирования, использования и развития экспортного потенциала промышленных предприятий. При этом внутренние императивы определяются закономерностями функционирования и развития систем, а внешние императивы отображают требования и ограничения со стороны «надсистемы». В результате исследования были обозначены уровни функционирования экспортного потенциала промышленного предприятия и императивы их развития. При этом,в условиях рыночно-конкурентного механизма координации результатов международного экономического взаимодействия,обеспечение императива конкурентоспособности становится приоритетной задачей стратегического планирования, формулирования целей управления и стратегии развития экспортного потенциала промышленных предприятий. Перспективными являются дальнейшие исследования с целью совершенствования системы управления экспортным потенциалом промышленных предприятий с учетом изложенных императивов его формирования, использования и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Systemic Imperatives for Formation and Development of the Export Potential of an Industrial Enterprise

The objective of this study consists in the analysis and systematization of systemic imperatives for formation and development of the export potential of an industrial enterprise. By using analysis, synthesis, and generalization of data from scientific literature in the field, external and internal imperatives for formation, utilization, and development of the export potential of industrial enterprises were singled out. Internal imperatives are determined by consistent patterns in functioning and development of systems, and external imperatives reflect requirements and limitations imposed by the “supersystem”. The study allowed identifying functional levels of the export potential of an industrial enterprise and imperatives for their development. Simultaneously, within the context of the market and competition-based mechanism coordinating the results of the international economic cooperation, ensuring the imperative of competitiveness becomes a top-priority task in terms of strategic planning, identifying managerial objectives and the strategy of export potential development of industrial enterprises. Prospects for future research consist in further studies aimed at improvement of the export potential management system of industrial enterprises taking into account the listed imperatives for its formation, utilization, and development.

Текст научной работы на тему «Системные императивы формирования и развития экспортного потенциала промышленного предприятия»

УДК 339.564:658

системные императивы формирования и развития экспортного потенциала

промышленного предприятия

® 2014 ПОДДУБНАЯ л. и., ИВАИИЕИКО К. В.

УДК 339.564:658

Поддубная Л. И., Иваниенко К. В. Системные императивы формирования и развития экспортного потенциала промышленного предприятия

Целью данного исследования является анализ и систематизация системных императивов формирования и развития экспортного потенциала промышленного предприятия. Посредством анализа, синтеза и обобщения научной литературы в данной области исследования были обозначены внутренние и внешние императивы формирования, использования и развития экспортного потенциала промышленных предприятий. При этом внутренние императивы определяются закономерностями функционирования и развития систем, а внешние императивы отображают требования и ограничения со стороны «надсистемы». В результате исследования были обозначены уровни функционирования экспортного потенциала промышленного предприятия и императивы их развития. При этом, в условиях рыночно-конкурентного механизма координации результатов международного экономического взаимодействия, обеспечение императива конкурентоспособности становится приоритетной задачей стратегического планирования, формулирования целей управления и стратегии развития экспортного потенциала промышленных предприятий. Перспективными являются дальнейшие исследования с целью совершенствования системы управления экспортным потенциалом промышленных предприятий с учетом изложенных императивов его формирования, использования и развития.

Ключевые слова: экспортный потенциал предприятия, система, формирование, развитие, императивы, ресурсы, конкурентоспособность Рис.: 2. Библ.: 13.

Поддубная Людмила Ивановна - доктор экономических наук, профессор, Харьковский национальный экономический университет им. С. Кузнеца (пр. Ленина, 9а, Харьков, 61166, Украина) Email: kafotz@hneu.edu.ua

Иваниенко Карина Викторовна - аспирант, Харьковский национальный экономический университет им. С. Кузнеца (пр. Ленина, 9а, Харьков, 61166, Украина)

Email: karyna.ivaniienko@yandex.ru

УДК 339.564:658 Шддубна Л. i., iванieнко К. В. Системн iмперативи формування та розвитку експортного потен^алу промислового тдприемства

Метою даного досл'дження е анал'в та систематизац/я системних ¡мператитв формування та розвитку експортного потенц/алу промислового тдприемства. За допомогою анал'ву, синтезу та узагаль-нення науковоi лтератури в дант областi досл'дження були позначен,i внутр'шш та зовшшш iмперативи формування, використання та розвитку експортного потенц,алу промислових тдприемств. При цьому внутршнi iмперативи визначаються законом/рностями функ-цюнування та розвитку систем, а зовшшш iмперативи вдобража-ють вимоги та обмеження з боку «надсистеми». У результатi дот-дження були позначен рiвнi функцонування експортного потен^алу промислового тдприемства та 'мперативи 1х розвитку. При цьому, в умовах ринково-конкурентного мехатзму координацИ результат'ю мiжнародноl економ'нноi взаемоди, забезпечення 'шперативу конку-рентоспроможностi стае прюритетним завданням стратег'нного планування, формулювання цлей управлшня i стратеги розвитку експортного потен^алу промислових тдприемств. Перспективними е подальшi дотдження з метою вдосконалення системи управлшня експортним потен^алом промислових тдприемств з урахуванням ви-кладених 'мператитв його формування, використання та розвитку. Ключовi слова: експортний потен^ал тдприемства, система, формування, розвиток, iмперативи, ресурси, конкурентоспроможтсть Рис.: 2. Б'бл.: 13.

Шддубна Людмила iванiвна - доктор економiчних наук, професор, Хармвський нацональний економ'нний ушверситет ,м. С. Кузнеця (пр. Ленна, 9а, Хармв, 61166, Украна) Email: kafotz@hneu.edu.ua

iванiенко Карина Вiкторiвна - астрант, Хармвський нацональний економ'нний унверситет ,м. С. Кузнеця (пр. Ленна, 9а, Хармв, 61166, Украна)

Email: karyna.ivaniienko@yandex.ru

UDC 339.564:658 Piddubna L. I., Ivaniienko K. V. Systemic Imperatives for Formation and Development of the Export Potential of an Industrial Enterprise

The objective of this study consists in the analysis and systematization of systemic imperatives for formation and development of the export potential of an industrial enterprise. By using analysis, synthesis, and generalization of data from scientific literature in the field, external and internal imperatives for formation, utilization, and development of the export potential of industrial enterprises were singled out. Internal imperatives are determined by consistent patterns in functioning and development of systems, and external imperatives reflect requirements and limitations imposed by the «supersystem». The study allowed identifying functional levels of the export potential of an industrial enterprise and imperatives for their development. Simultaneously, within the context of the market and competition-based mechanism coordinating the results of the international economic cooperation, ensuring the imperative of competitiveness becomes a top-priority task in terms of strategic planning, identifying managerial objectives and the strategy of export potential development of industrial enterprises. Prospects for future research consist in further studies aimed at improvement of the export potential management system of industrial enterprises taking into account the listed imperatives for its formation, utilization, and development. Keywords: export potential of an enterprise, system, formation, development, imperatives, resources, competitiveness Pic.: 2. Bibl.: 13.

Piddubna Lyudmyla I. - Doctor of Science (Economics), Professor, Kharkiv National University of Economics named after S. Kuznets (pr. Lenina, 9a, Kharkiv, 61166, Ukraine) Email: kafotz@hneu.edu.ua

Ivaniienko Karyna V. - Postgraduate Student, Kharkiv National University of Economics named after S. Kuznets (pr. Lenina, 9a, Kharkiv, 61166, Ukraine) Email: karyna.ivaniienko@yandex.ru

Проблемы повышения конкурентоспособности промышленных предприятий Украины в современной международной конкуренции самым непосредственным образом связаны с состоянием их экспортного потенциала. Именно в контексте связи «экспортный потенциал - конкурентоспособность» актуализируются вопросы формирования, эффективного использования и расширенного воспроизводства экспортного потенциала промышленных предприятий Украины.

Теоретико-методологические и практические аспекты формирования и развития экспортного потенциала предприятия рассматриваются в работах таких зарубежных и отечественных учёных как Е. В. Волокодавова, Дж. Дан-нинг, В. В. Дружинина, С. П. Иващук, Б. Карлофф, А. А. Ма-зараки, П. В. Манин, М. Портер, Г. Б. Крушницкая, Н. М. Пи-рец, Л. И. Поддубная, В. С. Пономаренко, О. И. Попов, Л. В. Резниченко, К. В. Селезнёва, И. В. Скорнякова, В. М. Соколовская и др.

Несмотря на значительный объём наработок в данной области, практически нет исследований, связанных с анализом и систематизацией системных императивов формирования и развития экспортного потенциала промышленных предприятий.

Целью данной статьи является анализ и систематизация системных императивов формирования и развития экспортного потенциала промышленного предприятия.

С точки зрения теории систем понятие «императив» определяется как «требование, закон, ... безусловный принцип поведения» [1, с. 100], т. е. устанавливает форму и принцип, которым нужно следовать в управлении будущим состоянием явления [2, с. 151]. Императивы обуславливают функционирование и развитие экспортного потенциала предприятия, обеспечивают его целостность, устойчивость, интегративность. Стадии движения экспортного потенциала промышленного предприятия включают его формирование, использование и развитие (рис. 1). Выявление императивов, опосредующих связь между объективными и субъективными факторами формирования, использования и развития экспортного потенциала промышленного предприятия, позволит определить противоречия, подлежащие непосредственному разрешению. Эти императивы должны быть учтены и воплощены при выборе стратегии управления экспортным потенциалом промышленного предприятия.

Формирование Использование Воспроизводство (развитие)

Управление экспортным потенциалом предприятия

Рис. 1. Стадии движения экспортного потенциала предприятия

Императивы формирования, использования и развития экспортного потенциала промышленных предприятий подразделяются на внутренние и внешние. При этом, с точки зрения теории систем, внутренние императивы определяются законами функционирования и развития систем, а внешние императивы отображают требования и ограничения со стороны «надсистемы» [3, с. 40].

Внутренние императивы экспортного потенциала предприятия - общесистемные закономерности, характеризующие особенности его функционирования и развития, включающие закономерности взаимодействия части и целого, закономерности иерархической упорядоченности, закономерности осуществимости.

Закономерности взаимодействия части и целого выражают диалектику части и целого в системе экспортного потенциала предприятия и, как следствие, помогают формировать более адекватные модели принятия решений. Так, уровень экспортного потенциала предприятия зависит от свойств элементов, его составляющих. Ресурсы предприятия следует рассматривать как факторы, которые определяют природу и структуру экспортного потенциала, возможные причины различий в уровнях экспортного потенциала промышленных предприятий и подлежат корректировке или регулированию в рамках процесса управления. Тип, количество и качество ресурсов, доступных предприятию, накладывают ограничения на круг организационных процедур, которые могут быть предприняты, и уровень, на котором они могут быть выполнены. Можно сделать вывод, что в то время как ре-

сурсы выражают количественную меру возможности осуществления экспортных поставок, экспортная деятельность является одним из механизмов, посредством которого предприятие может развивать свою ресурсную базу, улучшать и увеличивать стоимость своих активов, создавать новые активы, которые конкуренты не смогут повторить в краткосрочной перспективе. В условиях конкурентной среды предприятия для сохранения и развития экспортного потенциала должны постоянно приобретать, разрабатывать и совершенствовать свои ресурсы. Отсюда - важность ресурсного подхода для понимания особенностей формирования и развития экспортного потенциала предприятий.

В рамках ресурсной теории экспортного потенциала в современных условиях управленческое воздействие должно быть направлено на (составлено на основании [4 - 9]):

■ финансовые ресурсы (доступность капитала и способность получать финансовые средства) - обеспеченность финансовыми ресурсами позволит предприятию преодолевать трудности при входе на новые рынки и проводить диверсификацию видов деятельности;

■ человеческие ресурсы (включают обучение, опыт, компетентность, взаимоотношения и т. д.) - человеческие ресурсы являются наиболее значимым ресурсом во многих бизнес-операциях, в контексте экспортного потенциала наличие профессионально образованных и опытных управленцев

рассматривается как ключевой фактор выживания и развития фирмы на внешних рынках;

■ технологические ресурсы (знания, связанные с производственным процессом, такие как, например, технология и производственные ноу-хау) - предприятия, совершенствующие технологические процессы, показывают лучшие результаты экспортной деятельности, а интенсивность научно-исследовательской деятельности является важнейшим фактором экспортного потенциала;

■ организационные особенности (нематериальные ресурсы, такие как репутация предприятия, продуктов и услуг, уровень лояльности потребителей, организационная культура, коммуникации между менеджерами и отделами и т. д.) - эти нематериальные ресурсы являются активами, которые тяжело изучать, описывать и оценивать, но они могут иметь значительное влияние на экспортный потенциал промышленного предприятия. Хорошо выстроенная организационная структура может усилить возможности предприятия по адаптации к конъюнктурным изменениям на внешнем и внутреннем рынках;

■ маркетинговые способности (информационное обеспечение и маркетинговые исследования) -экспортно-ориентированные предприятия, ищущие возможностей на внешних рынках, должны разработать свои собственные маркетинговые способности, которые позволяют предприятию успешно позиционировать на рынке и эффективно продавать свои продукты, а получение полноценной и необходимой информации о потребителях и экспортном рынке является важнейшим источником нематериальных ресурсов предприятия;

■ производственные способности (наличие адекватного производственного оборудования и технологического процесса, сырья и материалов) -имеют большое влияние на показатели экспортной деятельности промышленного предприятия. Соответствие поставляемой продукции спецификации также относится к производственным способностям.

Менеджеры активизируют материальные и нематериальные ресурсы для создания ТОП-характеристик и соответствующих конкурентных преимуществ. ТОП-характеристики показывают, насколько успешно предприятие выполняет определённые задачи или осуществляет те или иные операционные процессы в результате объединения и взаимодействия групп ресурсов [10, с. 330]. Исследование экспортного потенциала предприятий на основе ресурсного подхода основывается на положении о том, что ресурсы предприятия (материальные и нематериальные) принимаются как факторы входа, которые, в свою очередь, объединяются и преобразовываются благодаря ТОП-характеристикам фирмы для создания конкурентного преимущества и экспортного потенциала.

Таким образом, для формирования и развития экспортного потенциала промышленного предприятия, ко-

торый представляет собой систему взаимосвязанных ресурсов и ТОП-характеристик, подчиненных достижению общей цели, необходимым является обеспечение целостности. В противном случае доминирующей может стать противоположная характеристика системы экспортного потенциала предприятия - аддитивность, т. е. «распад» системы на независимые элементы. Поэтому в процессе управления экспортным потенциалом предприятия важно оценивать степень целостности системы.

Элементы экспортного потенциала промышленного предприятия могут быть представлены в виде систем более низкого порядка. Так, финансовые, производственные, технологические и другие группы ресурсов формируют финансовый, производственный, технологический потенциалы предприятия соответственно. Таким образом, можно сделать вывод, что взаимосвязанная совокупность подсистем в виде потенциалов разного уровня формирует экспортный потенциал промышленного предприятия. При этом составляющие системы - потенциалы - выступают и как ресурсы, и как результаты реализации потенциалов более низкого порядка. В то же время экспортный потенциал промышленного предприятия не изолирован от других систем и связан множеством коммуникаций с внешней средой. Институциональные, социальные, экономические, технологические, факторы отраслевой структуры, спроса и предложения, поведения конкурентов на внутреннем и внешнем рынке влияют на выбор и распределение ресурсов предприятия. Указанные особенности раскрывают закономерности коммуникативности и иерархичности, которые можно объединить в группу закономерностей иерархической упорядоченности. Они характеризуют, с одной стороны, сложные взаимоотношения между компонентами экспортного потенциала промышленного предприятия, а с другой стороны, взаимоотношения экспортно-ориентированного предприятия с внешней средой. Эта группа закономерностей тесно связана с закономерностью целостности, в силу которой экспортный потенциал предприятия может быть представлен разными иерархическими структурами в зависимости от выбранной стратегии и поставленных целей и от характеристик субъектов управления, формирующих его структуру.

Условия реализации экспортного потенциала с требуемыми характеристиками могут быть охарактеризованы при помощи закономерностей осуществимости. Закономерность эквифинальности указывает на необходимость учёта уровней функционирования и развития экспортного потенциала, определения предельных возможностей использования и развития имеющегося экспортного потенциала промышленного предприятия при формулировании целей управления. При этом, согласно закону потенциальной эффективности, получить предельные оценки возможностей реализации экспортного потенциала промышленных предприятий можно с точки зрения различных качеств системы, таких как устойчивость, управляемость, способность и др. Использование закона «необходимого разнообразия» У. Р. Эшби при разработке и совершенствовании системы управления экспортным потенциалом промышленного предприятия помогает увидеть причины недостатков и найти пути повышения эффективности

управления. Суть этого закона состоит в том, что создавая систему управления экспортным потенциалом предприятия для решения определённой проблемы, необходимо обеспечить знание методов решения этой проблемы или методологи, которая позволила бы разработать методику, предложить новые методы решения.

При моделировании системы управления экспортным потенциалом промышленного предприятия необходимо учитывать закономерности его развития. В частности, необходимо учитывать закономерность историчности с целью определения текущего состояния и предотвращения «старения» или «смерти» системы путём разработки механизмов реорганизации для её сохранения или усовершенствования. Способность экспортного потенциала предприятия выходить на новый уровень развития, адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды, преобразуя при необходимости свою структуру и сохраняя при этом определённую устойчивость, свидетельствует о закономерности самоорганизации. Свойствами самоорганизующейся системы экспортного потенциала промышленного предприятия является адаптивность, способность к распознаванию складывающихся ситуаций и свобода выбора решений в соответствии с этими ситуациями.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что с точки зрения теории систем, внутренние императивы функционирования экспортного потенциала промышленных предприятий могут быть разделены на два вида: а) императив сохранения и функционирования; б) императив развития системы экспортного потенциала промышленного предприятия.

Императив сохранения и функционирования системы экспортного потенциала предприятия вытекает из основ экономической деятельности и может быть определён как императив производительности, т. е. как возможности экспортно-ориентированного предприятия по достижению требуемого результата экспортной деятельности на основе имеющихся ресурсов за определённое время. Уровень функционирования экспортно-ориентированного предприятия с императивом производительности является низким, поскольку большая часть ресурсов и конечных результатов деятельности тратится на обеспечение минимальных потребностей и осуществление текущей экспортной деятельности. Такие системы являются диссипативными, т. е. потенциал к осуществлению экспортной деятельности может значительно снизится под воздействием даже незначительных внешних воздействий, что в краткосрочном периоде приведёт к сворачиванию экспортной деятельности. Уровни функционирования экспортного потенциала промышленного предприятия и императивы их развития представлены на рис. 2.

Императив развития экспортного потенциала предприятия отображает действие закона повышения производительности, постоянный рост результатов экспортной деятельности и их использование не только для целей сохранения, но и для развития экспортного потенциала. Исходя из теоретических положений о том, что способ, модель формирования и использования экспортного потенциала предприятия в целом, а не отдельных структурных элементов внутри этой системы определяет вероятность достижения желаемых результатов экс-

Уровни функционирования экспортного потенциала промышленного предприятия

в) самоорганизация

б) высокий уровень

V

Удовлетворение текущих потребностей

7

Удовлетворение текущих потребностей

Императив Конкурентоспособности

i

Формирование запаса устойчивости

Императив Эффективности

i

Формирование запаса развития

Устойчивое развитие

Рост

а) низкий уровень

Императив Производительности

Удовлетворение текущих (минимальных) потребностей

"X"

Осуществление текущей экспортной деятельности

Рис. 2. Уровни функционирования экспортного потенциала промышленного предприятия

и императивы их развития

портной деятельности, формируется логика перехода к императиву эффективности. В этом случае речь идёт о ресурсных возможностях увеличения эффективности экспортной деятельности (эффективное использование ресурсов для обеспечения текущего функционирования на внешних рынках и формирования дополнительных ресурсов для развития экспортного потенциала предприятия).

Внешние императивы формирования, использования и развития экспортного потенциала промышленного предприятия генерируются «надсистемой» и выступают в качестве требований и ограничений, действие которых приводит к формированию новых технологических укладов, инновационной организации экспортной деятельности предприятий и т. д. Важнейшими внешними императивами представляются следующие (составлено на основании [4, 11 - 13]): международные институциональные механизмы (государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, таможенное и тарифное регулирование, деятельность международных торгово-экономических организаций и т. д.); информационно-коммуникационное взаимодействие (национальная логистика, информационно-коммуникационные сети и технологии, информационное сопровождение экспортной деятельности и т. д.); активизация научно-исследовательской и инновационной деятельности; растущая международная конкуренция; рыночные императивы (закономерности и механизм функционирования рынка в границах модели международного спроса и предложение, установления мировых цен); отраслевые императивы (жизненный цикл, сезонность, уровень концентрации и т. д.); проблемы финансово-экономической и предпринимательской безопасности (например, состояние и перспективы развития фондового рынка); экологические требования (создание условия для оптимальной коэволюции природы и общества, отвечающей основам постиндустриального общества).

Скорость и многовекторность мирового социально-экономического развития, изменения ряда ключевых мирохозяйственных тенденций, обусловленная активизацией инновационной деятельности, требует использования нового инструментария для оценки уровня развития экспортного потенциала промышленного предприятия в плоскости как внутренних, так и внешних требований. Отображением этих требований стал приоритет императива конкурентоспособности. Глобализация и либерализация торговли в сочетании со стремительными технологическими изменениями, развитием информационных и коммуникационных технологий привели к беспрецедентному усилению рыночной конкуренции. Уровень функционирования экспортного потенциала промышленного предприятия в этих условиях отражает действие не только императивов производительности и эффективности, но и императива конкурентоспособности, который синтезирует в себе технико-технологическую, финансовую, экологическую, институциональную и другие стороны экономической деятельности. Обеспечение императива конкурентоспособности становится приоритетной задачей стратегического планирования, формулирования целей управления и стра-

тегии развития экспортного потенциала промышленных предприятий.

Обозначенные системные императивы формирования, использования и развития экспортного потенциала промышленного предприятия, обуславливающие функционирование и развитие экспортного потенциала предприятия и обеспечивающие его целостность, устойчивость и интегративность, должны быть учтены и воплощены во всей своей полноте при выборе стратегии управления экспортным потенциалом промышленного предприятия и построении механизмов его управления. При этом в условиях рыночно-конкурентного механизма координации результатов международного экономического взаимодействия императив конкурентоспособности становится доминантным.

Перспективными являются дальнейшие исследования с целью совершенствования системы управления экспортным потенциалом промышленных предприятий с учётом изложенных императивов его формирования, использования и развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; [пред. научн.-ред. совета В. С. Степин]. - 2-е изд. - М. : Мысль, 2010.- 744 с.

2. Философский энциклопедический словарь / [ред.-сост. Е. Ф. Губский и др.]. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 569 с.

3. Волкова В. Н. Сопоставление определений систем и подходов к их исследованию и проектированию / В. Н. Волкова // Проблемы управления в социальных системах. - 2012. - Т. 4, № 6. - С. 36 - 50.

4. Calantone R. J. The influence of internal and external firm factors on international product adaptation strategy and export performance: A three-country comparison / Roger J. Calantone, Daekwan Kim, Jeffrey B. Schmidt, S. Tamer Cavusgil // Journal of Business Research. - 2006. - Vol. 59. - P. 176 - 185.

5. Serra F. Factors influencing the propensity to export: A study of UK and Portuguese textile firms / F. Serra, J. Pointon, H. Abdou // International Business Review. - 2012. - № 21. -P. 210 - 224.

6. Adeoti J. O. Technology-related factors as determinants of export potential of Nigerian manufacturing firms / John Olatunji Adeoti // Structural Change and Economic Dynamics. - 2012. - Vol. 23 (4). - Р. 487 - 503.

7. Moghaddam F. M. Management influence on the export performance of firms: A review of the empirical literature 1989 -2009 / Moghaddam Farshid Movaghar, Abu Bakar Bin Abdul Hamid, Elham Aliakbar // African Journal of Business Management. -2012. - Vol. 6 (15). - P. 5150 - 5158.

8. Moghaddam F. M. The Influence of Export Marketing Strategy Determinants on Firm Export Performance: A Review of Empirical literatures Between 1993-2010 / Moghaddam Farshid Movaghar, Abu Bakar Bin Abdul Hamid, Siti Zaleha Abdul Rasid, Hassan Darestani // International Journal of Fundamental Psychology and Social Sciences. - 2011. - Vol. 1, No. 2. - P. 26 - 34.

9. Chugan P. K. Taxonomy for Firm-level Determinants of Export Performance / Pawan Kumar Chugan, Shivangi Singh // Universal Journal of Industrial and Business Management. -2014. - Vol. 2 (1). - P. 6 - 12.

10. Фаэй Л. Курс МВА по стратегическому менеджменту / Под ред. Л. Фаэйя, Р. Рэнделла; [пер. с англ.]. - 4-ое изд. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2007. - 588 с.

11. Портер Е. М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Е. Портер; [пер. с англ.]. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 454 с.

12. Reis J., Forte R. The Impact of Industry Characteristics on Firms' Export Intensity / Joana Reis, Rosa Forte // Universidade do Porto. - 2014. - Issue 524. - 23 p.

13. Hongxin Zh., Shaoming Z. The Impact of Industry Concentration and Firm Location on Export Propensity and Intensity: An Empirical Analysis of Chinese Manufacturing Firms / Zhao Hongxin, Zou Shaoming // Journal of International Marketing. - 2002. - Vol. 10, No. 1. - P. 52 - 71.

REFERENCES

Adeoti, J. O. "Technology-related factors as determinants of export potential of Nigerian manufacturing firms". Structural Change and Economic Dynamics vol. 23 (4) (2012): 487-503.

Calantone, R. J. et al. "The influence of internal and external firm factors on international product adaptation strategy and export performance: A three-country comparison". Journal of Business Research vol. 59 (2006): 176-185.

Chugan, P. K., and Singh, Sh. "Taxonomy for Firm-level Determinants of Export Performance". Universal Journal of Industrial and Business Management vol. 2 (1) (2014): 6-12.

Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar [Philosophical Encyclopedic Dictionary]. Moscow: INFRA-M, 2009.

Faey, L. Kurs MVA po strategicheskomu menedzhmentu [MBA in strategic management]. Moscow: Alpina Biznes Buks, 2007.

Hongxin, Zh., and Shaoming, Z. "The Impact of Industry Concentration and Firm Location on Export Propensity and Intensity: An Empirical Analysis of Chinese Manufacturing Firms". Journal of International Marketing vol. 10, no. 1 (2002): 52-71.

Moghaddam, F. M. et al. "Management influence on the export performance of firms: A review of the empirical literature 1989 - 2009". African Journal of Business Management vol. 6 (15) (2012): 5150-5158.

Moghaddam, F. M. et al. "The Influence of Export Marketing Strategy Determinants on Firm Export Performance: A Review of Empirical literatures Between 1993-2010". International Journal of Fundamental Psychology and Social Sciences vol. 1, no. 2 (2011): 26-34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Novaia filosofskaia entsiklopediia [New Encyclopedia of Philosophy]. Moscow: Mysl, 2010.

Porter, E. M. Konkurentnaia strategiia: Metodika analiza otrasley i konkurentov [Competitive strategy: Methodology Analyzing Industries and Competitors]. Moscow: Alpina Biznes Buks, 2005.

Reis, J., and Forte, R. "The Impact of Industry Characteristics on Firms' Export Intensity". Universidade do Porto, no. 524 (2014).

Serra, F., Pointon, J., and Abdou, H. "Factors infuencing the propensity to export: A study of UK and Portuguese textile firms". International Business Review, no. 21 (2012): 210-224.

Volkova, V. N. "Sopostavlenie opredeleniy sistem i podk-hodov k ikh issledovaniiu i proektirovaniiu" [The definitions of systems and approaches to their research and design]. Problemy upravleniia v sotsialnykh sistemakh vol. 4, no. 6 (2012): 36-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.