Научная статья на тему 'Механизм управления экспортным потенциалом промышленных предприятий'

Механизм управления экспортным потенциалом промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
630
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ / EXPORT / ЭКСПОРТНЫЕ РЫНКИ / EXPORT MARKETS / ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / EXPORT POTENTIAL / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / MECHANISM OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манин П. В.

В статье дается определение экспортного потенциала промышленного предприятия, выделяются его базовые элементы, приводится алгоритм управления экспортного потенциала промышленного предприятия, обосновываются результаты управления экспортным потенциалом промышленного предприятия, выделяются факторы, влияющие на эффективность использования экспортного потенциала промышленного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF MANAGEMENT OF EXPORT POTENTIAL OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

Within the article there is a definition of enterprise management export potential given, its basic elements are distinguished, appraisal algorithm is given, estimate results of industrial enterprise export potential in region are substantiated, influence factors of use efficiency industrial enterprise export potential are introduced.

Текст научной работы на тему «Механизм управления экспортным потенциалом промышленных предприятий»

УДК: 338.45:339.564

ББК: У298.2

Манин П.В.

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЭКСПОРТНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Manin P. V.

THE MECHANISM OF MANAGEMENT OF EXPORT POTENTIAL OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

Ключевые слова: экспорт, экспортные рынки, экспортный потенциал, механизм управления.

Keywords: export, export markets, export potential, mechanism of management.

Аннотация: в статье дается определение экспортного потенциала промышленного предприятия, выделяются его базовые элементы, приводится алгоритм управления экспортного потенциала промышленного предприятия, обосновываются результаты управления экспортным потенциалом промышленного предприятия, выделяются факторы, влияющие на эффективность использования экспортного потенциала промышленного предприятия.

Abstract: within the article there is a definition of enterprise management export potential given, its basic elements are distinguished, appraisal algorithm is given, estimate results of industrial enterprise export potential in region are substantiated, influence factors of use efficiency industrial enterprise export potential are introduced.

Одной из главных проблем управления экспортным потенциалом является отсутствие в современной экономической науке конкретного механизма его формирования и развития. Однако разработано множество вариантов развития экспортного производства и экспортно-сбытовой деятельности. На основе изученного научного материала и анализа промышленных предприятий, нами предлагается базовый механизм управления экспортным потенциалом, использование которого позволит увеличить экспортный потенциал промышленных предприятий и эффективно реализовать его.

Прежде чем приступить к рассмотрению данного механизма, необходимо разграничить понятия общего и локального экспортных потенциалов. Под частным экспортным потенциалом, мы будем понимать максимальные возможности предприятия по производству и реализации отдельно взятого товара, на отдельно взятом зарубежном рынке. В понятие общий экспортный потенциал включаются максимальные возможности по экспортному производству и экспортно-сбытовой деятельности предпри-

ятия. Сумма частных экспортных потенциалов промышленного предприятия представляет его общий экспортный потенциал. Предлагаемый нами механизм предполагает управление частными экспортными потенциалами.

Любое предприятие может развивать собственный экспортный потенциал по двум направлениям:

Товарное направление. В данном случае речь идет либо о повышении конкурентоспособности уже имеющихся в производстве товаров, либо о создании новых и расширении ассортимента экспорта.

Географическое направление. Предполагает увеличение экспортного потенциала за счет завоевания новых рынков или увеличения сбыта продукции на уже освоенных рынках.

В связи с этим, можно выделить четыре переменных экспортного потенциала предприятия: существующий товар, новый товар, освоенный рынок, перспективный рынок. Комбинация данных переменных позволяет определить четыре направления развития локального экспортного потенциа-

ла промышленного предприятия:

Экспортный потенциал существующего товара на освоенном рынке;

Экспортный потенциал существующего товара на перспективном рынке;

Экспортный потенциал нового товара на освоенном рынке;

Экспортный потенциал нового товара на перспективном рынке.

На основе выделенных направлений формируется механизм управления частным экспортным потенциалом. Механизм управления экспортным потенциалом состоит из двух взаимосвязанных этапов: этапа формирования экспортного потенциала и этапа использования экспортного потенциала. Направление развития экспортного потенциала «Освоенный рынок - существующий товар», предполагает управление только на втором этапе, так как экспортный потенциал в данном случае уже сформирован. По остальным же направлениям управление осуществляется в два этапа. Механизм управления частным экспортным потенциалом включает следующие процедуры:

Установить тип экспортного рынка (освоенный или перспективный). Определяется на основании внутренних документов предприятия.

Установить тип экспортного товара (существующий или новый).

Определение типов экспортных товаров и экспортных рынков должно строиться на основе количественной информации о них. Направления «освоенных рынков» и «существующих товаров» предполагает наличие значительного объема информации. Естественно, что направления перспективный рынок и новый товар не дадут такого количества данных, как предыдущие два. Таким образом, оценив количество достоверной информации о товарах и рынках, мы достаточно точно сможем определить тип локального экспортного потенциала.

С этой целью нами разработана методика определения типов экспортных потенциалов. Методика основывается на оценке наличия информации об экспортных товарах и рынках. Мы определили виды информации, наиболее полно характеризующие

экспортные рынки и товары, и объединили их в две таблицы.

Каждый вид информации в зависимости от его значения получил определенный весовой коэффициент. Общая сумма весов отдельно по товарам и по рынкам составляет 1. Единица представляет собой максимально возможное количество информации об экспортном рынке и или товаре.

На основе оценки степени владения информацией об экспортных рынках и товарах строится график экспортных потенциалов, определяющий тип экспортного потенциала в зависимости от полноты информации (рисунок 1).

Уровень количественной информации для различных направлений представлены в виде радиус-векторов, началами которых является точка О (0; 0) и концами точки А, В, С, D. Абсцисса X показывает, насколько полной информацией об экспортном товаре располагает предприятие; ордината Y - полноту имеющейся информации об экспортных рынках.

Уровень количественной информации I при управлении частным экспортным потенциалом предприятия может быть рассчитана по формуле определения длины (модуля) радиус-вектора:

Г~2 2

1 = ^}х + у ^ (1)

где х - полнота информации об экспортном товаре;

у - полнота информации об экспортных рынках.

Полнота информации об экспортном товаре х может быть определена по формуле

Х= хполуч / хвозм, (2)

где хполуч - количество численных данных об экспортном товаре (цена, величина скидки и т.д.);

хвозм. - максимально возможное количество данных об экспортном товаре.

Полнота информации об экспортном рынке определяется аналогично.

Полнота информации о экспортном рынке

Y

Рисунок 1- Зависимость типов экспортных потенциалов от полноты информации

Максимальный уровень количественной информации OD достигается для направления «освоенный экспортный рынок -существующий товар». Минимальный уровень количественной информации ОА наблюдается для направления «перспективный экспортный рынок - новый товар».

На основании рисунка можно сказать, что уровень количественной информации направления «освоенный экспортный рынок

- новый экспортный товар» ОВ выше, чем направления "перспективный экспортный рынок - существующий товар" - ОС. Однако возможна ситуация, когда ОВ=ОС.

В целом подобная оценка уровня количественной информации процесса управления частным экспортным потенциалом определяет вероятность успеха управления для выделенных направлений: существующий товар - освоенный рынок, новый товар

- освоенный рынок, существующий товар -

новый рынок, новый товар - новый рынок составляет 50%, 30%, 20% и 5% соответственно.

Сформулировать экспортные цели. Формирование целей для разных типов рынков и товаров будет иметь свои особенности.

В случае освоенных экспортных рынков и существующих товаров формулирование экспортных целей носит количественный характер. Они могут быть представлены как в натуральном (емкость рынка, количество товара и т.п.), так и денежном выражении.

Для остальных направлений формулирование экспортных целей носит качественный характер и предполагает желание предприятия совершить переходы от перспективных рынков - к освоенным, от новых товаров - к существующим.

В случае освоенных рынков и новых

товаров, формулирование экспортных целей предполагает краткое качественное описание свойств и назначения товара, с которым предприятие хочет выйти на рынок. Если речь идет о перспективных рынках и существующих товарах, формулирование целей подразумевает предположение, какими характеристиками должен обладать перспективный рынок, на котором предприятие хочет реализовывать выбранный товар.

В случае перспективных рынков и новых товаров, сформулировать экспортные цели очень сложно. Как правило, предприятия используют данное направление для диверсификации производства. Тем не менее предприятие может использовать это направление, если оно стремится выйти на какой-то определенный рынок с высоким уровнем конкуренции, и для успешной работы на котором необходимо разработать товар, не имеющий аналогов на рынке. В данном случае, по мнению автора, необходимо найти точку отсчета: либо это будет товар, который предопределит выбор целевого рынка; либо это будет рынок, который, в свою очередь, определит требования к новому товару.

При формулировании экспортных целей для всех направлений необходимо помнить, что они должны согласовываться или хотя бы не противоречить миссии предприятия.

Реализовать процедуры первого этапа управления экспортным потенциалом: «формирование экспортного потенциала».

Этап формирования экспортного потенциала реализуется для всех направлений кроме, "освоенный рынок - существующий товар". Данный этап является качественным, поскольку для реализации его процедур используются преимущественно качественные методы анализа. Цель этапа -обеспечить информационную базу для управления реализацией локального экспортного потенциала (второй этап).

Процедуры первого этапа индивидуальны для каждого направления. Направление «освоенный рынок - новый товар» тесно связано с процессом разработки нового товара, который включает следующие процедуры:

генерацию идеи;

оценку нового продукта; проверку концепции; экономический анализ; разработку продукта; пробный маркетинг; коммерческую реализацию продукта. При управлении частным экспортным потенциалом для направлении «освоенный рынок - новый товар» необходимо осуществить следующие процедуры:

а. Определить потребности экспортного рынка;

Данная процедура предполагает проведение маркетинговых исследований с целью определения характеристик, которыми должен обладать товар определенного назначения, например, высоковольтный преобразователь частоты асинхронной работы, чтобы пользоваться спросом на рассматриваемом рынке. Поскольку в данном случае речь идет об освоенном рынке, например, Италия, на котором предприятие имеет постоянных потребителей и обладает информацией об его особенностях, маркетинговые исследования могут быть проведены как силами предприятия, так и помощью специализированных фирм.

б. Выбрать целевую товарную нишу; После маркетинговых исследований

предприятие может предположить, как ориентировочно должен выглядеть новый экспортный товар для данного рынка, и по какой цене потребители готовы его приобретать. Однако необходимо определить свободную товарную нишу, которую предприятие может занять на экспортном рынке. Для этого необходимо проанализировать товары-конкуренты аналогичного назначения, которые представлены на данном экспортном рынке.

Таким образом, анализируя качественные и ценовые характеристики товаров-конкурентов, предприятие определяет товарную нишу для нового товара. На данном этапе осуществляется проверка концепции и экономический анализ.

в. Разработать новый экспортный товар;

На основании результатов маркетинговых исследований менеджерами по экспорту составляется техническое задание на разработку нового экспортного товара, ко-

торое включает подробное описание, как он должен выглядеть и какими характеристиками должен обладать.

г. Разработать и реализовать стратегический план вывода нового экспортного товара на экспортный рынок (пробный маркетинг).

Поскольку в данном случае речь идет об освоенном рынке, предприятие располагает уже отработанными каналами продвижения. Поэтому этап пробного маркетинга вполне может быть вполне реализован собственными силами.

Маркетинговые исследования, проведенные на первом этапе, позволили оценить ориентировочную потребность рынка в новом продукте. На основании этой потребности и цены формируется стратегический план вывода на рынок нового товара. Рекомендуется разрабатывать вышеуказанный план сроком на 1 год.

Если план реализуется полностью, товар переходит в статус «существующего» и можно переходить к реализации процедур второго этапа - управление реализацией локального экспортного потенциала предприятия.

Наиболее типичными являются ситуации, когда стратегический план вывода на рынок нового товара реализуется частично. По мнению специалистов, в области стратегического менеджмента, в случаях, когда степень реализации вышеуказанного плана составляет менее 50%, риск неудачи очень велик и целесообразно отказаться от дальнейшего вывода нового товара на данный рынок.

В ситуациях, когда степень реализации стратегического плана вывода на рынок нового товара лежит в интервале [0,5; 1), необходимо провести повторные маркетинговые исследования и провести корректировку плана в соответствии с его результатами. Если корректирование стратегического плана вывода нового товара приведет к достижению поставленных в нем целей, рынок считается существующим и необходимо перейти к процедурам второго этапа. Если корректирование плана не дало позитивных результатов, необходимо повторно провести процедуру оценки привлекательности и потребностей экспортного рынка и, возможно, отказаться от его дальнейшего

освоения.

В направлении "перспективный рынок - существующий товар" этап управления формированием локального экспортного потенциала подразумевает следующие мероприятия:

1. Провести оценку привлекательности перспективных рынков с целью их освоения с определенным экспортным товаром.

Освоение перспективных экспортных рынков необходимо начать, по мнению автора, с определения их привлекательности, т.е. необходимо оценить целесообразность выхода на экспортный рынок с тем или иным экспортным товаром.

2. Отобрать целевые экспортные рынки (рынок).

Отбор экспортных рынков может быть осуществлен посредством расчета интегральных показателей привлекательности экспортных рынков. Как уже было отмечено, экспортные рынки, набравшие наибольшие интегральные показатели, являются наиболее привлекательными для освоения. Таким образом, значения интегральных показателей являются критериями для отбора целевых рынков.

3. Определить экспортное конкурентное преимущество.

Конкурентное преимущество также может быть определено с помощью методики оценки привлекательности перспективных экспортных рынков. Сравнивая балльные оценки таких параметров, как характеристики продукта, цена, система продвижения и стимулирования, необходимо выбрать одно из базовых конкурентных преимуществ. Автор выделяет три базовых конкурентных преимущества:

- товарное, связанное с превосходством предприятия в качестве продукта;

- ценовое, связанное с превосходством предприятия в цене на продукт;

- стимулирующее, связанное с превосходством предприятия в системах продвижения и стимулирования сбыта.

Мы полагаем, что при выходе на перспективные экспортные рынки желательно иметь товарное и/или ценовое конкурентное преимущество.

4. Разработать и реализовать стратегический план пробных экспортных продаж.

После выбора конкурентного преимущества необходимо разработать план пробных экспортных продаж, который включает экспортный ассортимент, цены и ориентировочные объемы реализации. Как и стратегический план вывода нового продукта на рынок, план пробных экспортных продаж рекомендуется разрабатывать сроком в 1 год.

В случаях, когда по истечении срока действия план пробных экспортных продаж оказывается полностью реализованным, рынок рассматривается как освоенный. В дальнейшем для управления экспортным потенциалом должны быть реализованы процедуры второго этапа.

Если стратегический план пробных экспортных продаж не реализован или реализован частично, необходимо его скорректировать в соответствии со сложившейся рыночной конъюнктурой. В случае дальнейшей неудачи целесообразно провести дополнительную оценку привлекательности экспортного рынка.

Управление формированием локального экспортного потенциала по направлению «новый товар - перспективный экспортный рынок» является наиболее сложным. При выходе на новый экспортный рынок с новым товаром достигается максимальный уровень рисков, поскольку предприятие не располагает необходимой информацией ни об особенностях рынка, ни о предпочтениях потребителей.

По мнению автора, рассматриваемое направление может быть использовано только весьма крупными компаниями, имеющими значительный опыт работы на экспортных рынках и располагающими значительным объемом свободных финансовых ресурсов.

Однако, если компания все-таки приняла решение выйти на новый экспортный рынок с новым товаром, необходимо прежде всего определить привлекательность и потребности рынка (рынков).

Здесь, по нашему мнению, существует две различные точки отсчета: либо от товара, либо от рынка. Если в качестве точки отсчета нами выбран рынок, то необходимо отобрать один или несколько потенциальных экспортных рынков и определить его (их) потребности посредством проведения

международных маркетинговых исследований. В данном случае для осуществления маркетинговых исследований целесообразно привлечь специализированные консалтинговые фирмы.

После определения потребностей того или иного потенциального экспортного рынка, остальные процедуры этапа формирования экспортного потенциала реализуются как для направления «освоенный экспортный рынок - новый товар».

Если в качестве точки отсчета принимается товар, то после определения его ориентировочных характеристик (качественных и ценовых) можно использовать методику оценки привлекательности перспективных экспортных рынков, а также остальные процедуры для направления «существующий товар - перспективный экспортный рынок».

Этап реализации экспортного потенциала также может быть назван количественным, поскольку при реализации процедур используются преимущественно количественные методы анализа. Процедуры данного этапа реализуются для уже существующих товаров на освоенных рынках. Для других направлений этап реализуется только после осуществления процедур первого этапа.

Этап реализации экспортного потенциала включает следующие процедуры:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Оценку влияния факторов внешней среды на частный экспортный потенциал и выявление ключевых факторов;

Принцип всесторонней комплексной оценки предполагает управление процессом, в данном случае экспортной деятельностью, с учетом влияния факторов внешней среды. В этой связи, необходимо выявить и определить степень влияния различных факторов на частный экспортный потенциал предприятия. Мы предлагаем проводить факторный анализ с использованием корреляционных функций. Это позволит выявить количественно, так называемые ключевые факторы влияния, которые необходимо учесть при определении объемов производства, цены и затрат на продвижение товара.

Корреляционная функция показывает степень зависимости между различными факторами внешней среды и частным экспортным потенциалом предприятия. Чем выше значение корреляционной функции, тем большее

влияние исследуемый фактор оказывает на частный экспортный потенциал. Обобщение результатов корреляционного анализа факторов внешней среды и локального экспортного потенциала позволяют выявить ключевые факторы при управлении общим экспортным потенциалом предприятия.

2. Определение стратегических экспортных показателей: Производство (Р), Цена (Рг), Расходы на стимулирование сбыта

Мы будем исходить из предположения, что стратегические показатели, определяющие желаемую экспортную позицию предприятия и ее основной показатель «объем продаж» Q2, зависят от их прошлых значений.

Автор также предполагает, что существует математическая модель, которая хорошо описывает зависимость между стратегическими показателями желаемой и прошлых экспортных позиций. Показатель Q2 представляет собой наиболее вероятный для предприятия объем экспортных продаж, который может быть определен посредством прогнозирования на 1 шаг с помощью выбранной модели.

3. Уточнение экспортных целей.

Значение прогнозного (наиболее вероятного) объема экспортных продаж Q2 позволяет оценить, насколько реальны экспортные цели, установленные нами на этапе их формулирования.

Таким образом, используя математическую модель, а также известные значения Р, S, Рг, Q и Q2, можно определить Р2, S2, Рг2, искомые значения которых будут представлять собой частный экспортный потенциал продукта G на рынке М.

Поскольку мы говорим об использовании математической модели для определения стратегических переменных Р2, Б2, Рг2, необходима их количественная формализация. С этой целью автор предлагает использовать количественные показатели, характеризующие рассматриваемые стратегические переменные.

Цена товара Р является количественной характеристикой, поэтому, по мнению автора, не нуждается в формализации.

Система стимулирования сбыта предполагает разработку и использование гибкой системы скидок. Поэтому для ее определения может быть использован уровень

предоставляемой скидки на товар (группу однородных товаров).

Производство может быть охарактеризовано как абсолютными показателями (объемы, мощность производство и т.д.), так и относительными (рентабельность, загрузка мощностей и т.д.).

4. Оценка и выбор стратегических альтернатив.

Использование математических моделей при управлении частным экспортным потенциалом предполагает наличие значительной информационной базы, включающей сведения об объемах экспортных продаж, экспортных ценах, расходов на рекламу и PR-мероприятия, скидках, влиянии факторов внешней среды. Особое значение при управлении частным экспортным потенциалом имеет трактовка результатов, которые представляют собой множество комбинаций Р2, S2, Рг2, при которых достигается прогнозное (наиболее вероятное) значение объема экспортных продаж Q2.

Необходимо принять во внимание тот факт, что допустимые значения Р2, S2, Рг2 должны быть больше нуля:

Р2>0; Б2>0;

Рг2>0.

Каждая стратегическая переменная имеет также верхний предел, который зависит от конкретного предприятия. Таким образом, из множества искомых комбинаций необходимо выбрать наиболее приемлемую для предприятия. Возможна ситуация, когда все комбинации стратегических экспортных переменных лежат вне зоны допустимых значений. Это значит, что объем экспортных продаж Q2 не достижим и нуждается в пересмотре.

В случаях, когда достижение текущих или прирост объема экспортных продаж относительно Q1 невозможен, должен быть рассмотрен вопрос об уходе с экспортного рынка. Если наблюдается значительное снижение объемов экспортных продаж, а увеличение рекламных расходов и повышение гибкости системы скидок не дает желаемого результата, то продукт находится на стадии спада своего жизненного цикла. В этом случае вопрос об уходе с экспортного рынка должен быть решен положительно.

5. Формирование и реализация страте-

гического экспортного плана.

На основе выбранных Р2, S2, Рг2 необходимо сформировать годовой стратегический экспортный план. Если план реализован полностью, мы переходим на этап формулирования новых экспортных целей.

В случае полной или частичной нереа-лизованности экспортного плана, необходимо провести повторную оценку влияния факторов внешней среды на экспортную стратегию: возможно усилилось воздействие каких-либо факторов или усилилась конкуренция.

При реализации второго этапа - «использование экспортного потенциала» -главной угрозой является конкуренция со стороны других производителей. Повышение уровня конкуренции на рынке приводит к уменьшению экспортного потенциала предприятия. В этом случае необходимо провести мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции.

Конкурентоспособность товара на тех или иных рынках различна и весьма относительна, поэтому нет абсолютно конкурентоспособных и неконкурентоспособных товаров. Основными критериями конкурентоспособности являются технические характеристики, коммерческие условия купли-продажи, цена потребления.

1. Конкурентоспособность по техническим характеристикам определяется показателями мощности, производительности, технического уровня, качества и т.д..

В данном направлении целесообразным для исследуемых предприятий будет увеличение параметрических рядов производимой продукции. В данном случае под параметрическими рядами будем понимать спектр качественно-технических характеристик продукции, направленных на удовлетворение спроса различных сегментов рынка. Как показывает практика, на российских предприятиях очень мало внимания уделяется созданию параметрических рядов изделий, широко охватывающих различные сегменты рынка. Основные конкуренты на зарубежных рынках -японские и западноевропейские фирмы -представляют параметрические ряды, включающие до нескольких десятков градаций по различным параметрам, не говоря уже о качестве предлагаемой продукции.

Кроме того, чтобы повысить конкурентоспособность по техническим характеристикам немаловажное значение имеет соответствие международным стандартам и техническим условиям. Соответствие национального товара международной унификации и стандартизации стало ныне одним из важнейших показателей его качества и технического уровня. В связи с этим при экспорте и импорте все возрастающего числа товаров предпочтение отдается международным, а не национальным стандартам. Особо важное значение приобрели стандарты ISO, без соответствия которым весьма трудно реализовать товар на мировых рынках.

Международные стандарты ISO-9000, 9001, 9002, 9003, 9004 и ISO-8402 были разработаны в 1987 году Техническим комитетом ISO.

Семейство международных стандартов ISO - 9000 устанавливает, что требования к системе качества являются дополнительными по сравнению с техническими. Они законодательно закрепили подход, при котором все виды деятельности на предприятии рассматриваются как единый технологический процесс. Всякая работа выполняется как составная часть этого процесса. В работе предприятия эти индивидуальные работы взаимодействуют сложным образом, образуя систему и сеть процессов.

Стандарты ISO - 9000 повышают конкурентоспособность в следующих случаях:

При построении системы качества на предприятии (как методический материал): при этом использование стандартов ISO - 9000 позволяет повысить конкурентоспособность предприятия на внешнем рынке и экономическую эффективность его деятельности.

При заключении внешнеторговых контрактов (как доказательство качества): в этом случае потребитель может оговорить в контракте, что бы определенные процессы предприятия-экспортера и определенные элементы системы качества, которые влияют на качество предлагаемой к экспорту продукции, соответствовали нормам ISO - 9000.

При оценке клиентами системы качества предприятия-экспортера: в этом случае потребитель оценивает соответствие построенной предприятием-экспортером системы определенной норме из семейства ISO

- 9000; при этом экспортер может получить официальное признание соответствия определенному стандарту.

При регистрации и сертификации системы качества зарегистрированы органом по сертификации: при этом экспортер обязуется поддерживать соответствие системы качества нормам ISO - 9000 для всех клиентов. Как правило, для клиента это является достаточным доказательством способности экспортера к обеспечению качества, и оценка системы качества клиентом уже не проводится.

2. Конкурентоспособность товара по коммерческим условиям купли-продажи. Приобретение большинства товаров требует дополнительных затрат. Поэтому одним из главных средств на мировых рынках по-прежнему являются коммерческие условия купли-продажи товаров. Однако модификации этих условий стали весьма многообразными, что существенно ускорило их продвижение на внешние рынки. Использование различных скидок с цены так же способствует более полному учету в цене интересов конечного потребителя, делает рыночную политику более гибкой и маневренной. Конкурентоспособность товара по коммерческим условиям купли-продажи определяется на основании следующих критериев: уровня цены и валюты; сроков поставки товаров; условий платежа и валюты платежа; величины таможенных пошлин, налогов и сборов; условий приобретения и доставки товаров; степени надежности партнера и его ответственности за выполнение обязательств.

В каждом конкретном случае эти кри-

терии имеют различное значение для различных групп потребителей и разных сегментов рынка. Однако все они существенно влияют на уровень цены, адресный характер товара и, в конечном счете, - на его продвижение и реализацию. Суммирование коммерческих условий купли-продажи дает возможность прогнозировать размер накладных расходов по реализации и приобретению товаров. А суммирование же затрат по техническим характеристикам, то есть цене приобретения и коммерческим условиям, дает возможность определить основу цены товара по контракту.

3. Конкурентоспособность товара по цене потребления. Высокие экономические и технические требования к товару резко увеличивают затраты на его производство. Поэтому необходимо принимать во внимание энергоемкость и экономичность в потреблении сырья на единицу товара; стоимость сырья и эксплуатационных материалов; характер технологии и уровень безопасности потребления, экологическую чистоту и уровень загрязнения окружающей среды; надежность, периодичность и стоимость ремонтов и технического обслуживания.

В том случае, если проведение мероприятий по повышению конкурентоспособности «существующего товара на освоенном рынке» не привело к выполнению прогнозных показателей сбыта продукции, необходимо пересмотреть экспортный план и рассмотреть целесообразность дальнейшего присутствия на данном рынке.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Афоничкин, А.И., Колесник, Е.Н. Модель конкурентного потенциала предприятия // Вестник Волжского ун - та им.В.Н.Татищева. Сер. Экономика. Вып.17. - Тольятти: ВУиТ, 2009. - С. 128-141

2. Дорошенко, Ю.А., Бухонова, С.М. Математическая модель экономического потенциала региона // Российское предпринимательство. - 2005. - № 9 (69). - С. 55-57.

3. Колесник, Е.Н.Факторы маркетингового потенциала экономической системы // «Та-тищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики». Материалы VII Международной научно-практической конференции, г. Тольятти, 2010.

4. Кужевский, М.Е. Управление маркетингом промышленного предприятия / М.Е. Ку-жевский. - М: Международные отношения, 2004 - 371 с.

5. Минет, С. Промышленный маркетинг: принципиально новый подход к решению маркетинговых задач / С. Минет: [пер. с англ.] - М.: Вильямс, 2009. - 200 с.

6. Портер, М.Е. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов / М.Е. Портер. - М: Альпина, бизнес-букс, 2005. - 427 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.