Научная статья на тему 'Системные факторы повышения конкурентоспособности субъектов рыночной экономики'

Системные факторы повышения конкурентоспособности субъектов рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рылов Владимир Петрович

Рассмотрен феномен конкурентоспособности субъектов экономики, возможность использования рейтинга конкурентоспособности как интегрального показателя развития хозяйствующего субъекта. На основе системного подхода предложены системные факторы с приоритетами и концептуальная системная модель конкурентоспособности экономики страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системные факторы повышения конкурентоспособности субъектов рыночной экономики»

в п рылов СИСТЕМНЫЕ ФАКТОРЫ

Омский государственный ПОВЫШЕНИЯ

технический университет

УДК 346.546 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТОВ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ_

РАССМОТРЕН ФЕНОМЕН КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ, ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЙТИНГА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАК ИНТЕГРАЛЬНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА. НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ПРЕДЛОЖЕНЫ СИСТЕМНЫЕ ФАКТОРЫ С ПРИОРИТЕТАМИ И КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

В условиях открытой рыночной экономики при тенденциях ее глобализации и системологии, повышения роли компромиссов и сотрудничества в решении общих для производителей и потребителей продукции вопросов, значение конкурентоспособности, как макропараметра любого экономического субъекта, будет, очевидно, в ближайшем будущем возрастать и характеризовать рыночные возможности, экономический рост субъектов хозяйственной деятельности и социально-экономическое | благополучие экономически активного населения, а вместе i с ним и каждого жителя страны. На конкурентоспособность I сильное влияние оказывает проблематика взаимоотношений, взаимодействия целого и частей экономической системы, под которой понимается любой экономический субъект, имеющий права на самостоятельное ведение хозяйственной деятельности Получение дополнительного эффекта или синергии от скоординированного взаимодействия частей системы обеспечивается качественным менеджментом, благоприятными для хозяйствующих субъектов правовыми нормами.

Для молодой рыночной экономики России вопросы достижения стабильного социально-экономического прогресса как в целом для страны, так и для ее регионов (субъектов Федерации), для всех хозяйствующих субъектов обусловлены повышением конкурентоспособности. Если обеспечить необходимое для достижения синергического эффекта скоординированное взаимодействие частей системы (хозяйствующих субъектов на территории регионов, субъектов Федерации на территории страны), то можно получить дополнительный импульс экономического роста. Вместе с тем, условия рыночной конкуренции вступают в ! противоречие с системными представлениями. Не ! случайно американский ученый Э Деминг, разработчик j теории «глубинные знания», пишет о важности системного подхода к экономике, при котором каждый хозяйствующий субъект оценивается по его вкладу в единую систему. Этот вклад обеспечивается благодаря «хорошему управлению. : Неизбежным следствием хорошего управления является качество и сильная конкурентная позиция» [1 ,с.122]. Далее Э Демингделает вывод, что конкуренция разрушительна, i «Было бы лучше, если бы мы могли работать сообща, как единая система с целью общего выигрыша. Что нам необходимо, так это кооперация и трансформация на пути к новому стилю управления» [1.С.123]. ! Переход на компромиссный путь нахождения суммарной выгоды для всех участников логистических систем по товародвижению продукции от производителя до конечного потребителя подтверждает идеи Э. Деминга и характеризуется бурным развитием логистического 1 менеджмента, основные усилия которого сосредоточены ^ на снижении издержек транспорта, складирования и 'Л хранения запасов товаров.

Таким образом, конкурентоспособность хозяйствующих субъектов открытой рыночной экономики остается одним из важных показателей, характеризующим привлекательность экономических субъектов для физических и юридических лиц. Однако оценка конкурентоспособности различных хозяйствующих субъектов проводится без учета системных факторов, отсутствует единый методологический подход. Например, результаты анализа, проведенного работниками института мировой экономики РАН [2], позволили им сделать вывод, что наиболее объективно конкурентоспособность экономики страны отражает объем валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения. Согласно исследованиям Мирового банка, на данные которого ссылаются эти авторы, средний доход по 133 странам составил 6,5 тыс. долларов на одного человека. Страны, доход которых ниже этой границы, отнесены к третьей группе (бедные страны). В их число попала и Россия со средним ВВП на одного человека 4,3 тыс. долл. (на 1998 год). В первую группу вошли 25 стран с уровнем дохода свыше 17,5 тыс. долл. на душу населения. Во вторую группу входят 18 стран с уровнем душевого дохода от 6,5 тыс. до 17,5 тыс. долл. [2,с.26]. В исследованиях Всемирного экономического форума (ВЭФ) также выявлена тесная связь между уровнем ВВП на душу населения и индексом конкурентоспособности. Первые шесть мест по рангу ВВП на душу населения (ДН) занимает Люксембург (ранг =1и 41,8 тыс. долл. на ДН), США (2 и 31,5), Швейцария (3 и 27,9), Сингапур (4 и 27,8), Норвегия (5 и25,9), Исландия (6 и 25,3). Рейтинги по конкурентоспособности (КС), рассчитанные по методике ВЭФ для этих стран, следующие (в порядке расположения стран)-7; 2; 6; 1; 15; 18. Россия имеет ранг по ВВП наДН, равный 48, и, соответственно, рейтинг конкурентоспособности, равный 59 (из 59 исследованных стран) [2,с.27]. Различия между рангом ВВП и рейтингом КС (полное совпадение только для США) говорят о необходимости учета других факторов для определения рейтинга КС.

Как отмечает президент Вольного экономического общества России, д.э.н., проф. Г. Попов, России необходимо решить ряд проблем для ускорения развития экономики путем обеспечения: 1) ускоренного роста народонаселения; 2) наличия собственной ниши в мировом научно-техническом развитии; 3) сосредоточения всей ренты от природных ресурсов целиком в руках государства; 4) существенного снижения цен на энергоносители внутри страны; 5) установления низких тарифов на транспорт; 6) радикального реформирования аграрной сферы на основе массового производства экологически чистой продукции; 7) форсированного развития малого и среднего бизнеса [3,с.13-14].

Решением проблемы ускоренного экономического развития России и повышения благосостояния народа озабочены не только официальные государственные чиновники, депутаты Госдумы и региональных

законодательных органов власти, ученые, экономисты, но и рядовые граждане, а также бывшие сотрудники аппарата правительства. Мнение одного из них - председателя Совета Министров СССРН.И. Рыжкова - приводится в виде интервью с ним на страницах популярного научного журнала [4]. Н.И. Рыжков отмечает, в частности, что «...в результате непродуманных поспешных реформ за три года (1992-94 гг.) ВВП и промышленное производство снизились более чем вдвое. Фактически произошло уничтожение экономического потенциала страны. Мировая практика не знает подобных результатов реформирования. Национальный доход России в 1991-1993 гг. уменьшился на 40% (а в 1941-1945 гг. лишь на 23%). Общий итог 10-летнего реформирования в России таков, что общество привели к состоянию, свойственному полуколониальной стране, с большим иностранным влиянием, преимущественным развитием сырьевых и свертыванием обрабатывающих отраслей промышленности» [4,с 29-30].

В статье экономистов Института макроэкономических исследований о роли государственного сектора российской экономики и бюджетном регулировании [5] делается вывод о том, что госсектор как специфический объект управления в экономике не выделен. В качестве основного инструмента регулирования его состава и структуры рассматривается приватизация, с прежней тенденцией сокращения доли госсектора, в том числе и путем приватизации таких естественных монополий, как железная дорога, Газпром, единые электрические сети. В бюджете не выделены отдельными строками доходы и расходы госсектора, что не позволяет отделить госсобственность от муниципальной и определить доходы непосредственно от госсектора. Авторы напоминают, что помимо приватизации есть и такие, механизмы количественного изменения госсектора, как национализация, т.е. выкуп государством предприятий или пакетов акций у частных владельцев, а также создание или преобразование госпредприятий. Вместе с тем, как положительный фактор последних лет они характеризуют появление в бюджете страны отдельной строкой средств на развитие и выделяют две группы приоритетов, в соответствии с которыми должна осуществляться поддержка госсектора экономики: антикризисные и стимулирующие. Общий вывод в этой работе заключается в том, что пока « реального перелома в тенденции снижения государственных инвестиций в экономику не произошло» [5,с.56].

С 1998 г наметились положительные направления в развитии экономики: рост объемов ВВП и промышленного производства, увеличение уровня средней заработной платы работников, рост объемов экспорта товаров с формированием положительного сальдо между экспортом и импортом; образование профицита бюджета (несмотря на проведение расчетов по внешнему долгу); рост объемов продукции сельского хозяйства [6]. Однако всего этого оказалось недостаточно для того, чтобы экономический потенциал России заработал в полную силу, о чем говорят цифры общей численности безработных в 2001 г.- 6,4 млн чел, или 9% экономически активного населения [6,с.69].

Для существенного роста конкурентоспособности экономики РФ необходимо, по нашему мнению, задействовать следующие системные факторы, способствующие повышению потенциала субъектов российской экономики, улучшению благосостояния населения, обеспечению привлекательности экономической деятельности для привлечения инвестиций, приложения энергии и таланта растущего поколения.

Первым по приоритетности системным фактором надо признать качественный менеджмент, который требуется внедрять на всех уровнях управления страной с единой вертикалью власти Разумное управление способно вывести экономику страны из затяжного кризиса,

обеспечить ее полноценное развитие. Оно же способно сформировать единую идею и сплотить нацию для ее реализации. Разумное управление будет формировать высокое нравственное состояние народа, развивая отечественную культуру и введя ограничения на остросюжетную импортную поп-культуру. Высокое качество управления означает переход оттехнократичного к гуманитарному менеджменту, учет новых теоретических и практических инноваций в административном управлении. Гуманитарный характер менеджмента означает подход к каждому работнику как к личности, создание благоприятного социально-психологического климата в коллективах, демократичность отношений между менеджерами и их подчиненными, развитие приобщенности работников к организации, их инициативы, стремления к повышению квалификации, профессионализма и компетентности, заботу о достойном материальном обеспечении сотрудников, решении их социальных проблем. Гуманитарность менеджмента характеризуется ориентацией на заинтересованность работников в улучшении дел в фирме, регионе, стране (в зависимости от статуса менеджеров и их подчиненных), уменьшением дифференциации доходов разных категорий работников, собственников капитала и созидателей развития этого капитала.

В западных рыночных странах получает распространение еще одно направление менеджмента -бенчмаркинг (синтез менеджмента и маркетинга с приоритетом маркетингового подхода). Теория менеджмента реагирует на современные тенденции развития экономики: глобализацию, системологию, «е-экономику» путем развития новых направлений: информационного, логистического, экологического, антикризисного, политического менеджмента, и новых методов, (например, «ключевые компетенции при разработке стратегических решений»). Все это обусловлено возрастанием роли доставки продукции, экологических последствий антропогенного вмешательства человека в окружающий мир, усилением значимости кризисных ситуаций, политических решений. В. формируемом многополюсном мире выделяется полюс США,' оказывающий серьезное воздействие на развитие всего мирового сообщества. Сформировавшийся Евросоюз показывает яркий пример для возможности развития стран СНГ по проторенному и опробированному пути формирования подобной коалиции, тем более что сохранились связи между людьми, попавшими в разные государства СНГ при распаде СССР. Решение этого вопроса изменит расстановку сил на мировой арене, во многом будет позитивным фактором для народов СНГ и мирового сообщества.

Вторым по приоритетности системным фактором следует поставить «человеческий капитал» - как совокупность физических и интеллектуальных способностей экономически активного населения (ЭАН), данных от природы и полученных образованием и опытом работы. Приумножение «человеческого капитала» - это стройная система непрерывного образования в течение всей жизни человека, забота со стороны менеджеров о возможно более полной занятости населения, повышении квалификации подчиненных, их переподготовки по новым специальностям в соответствии с диверсификацией производства. В связи с открытостью экономик стран большое значение приобретает миграция экономически активного населения, которая обусловлена условиями жизни, климатическими особенностями, экологией и др. факторами. Для России важно стремиться обеспечить положительное сальдо миграции ЭАН (в количественном и качественном выражении).Кроме того, немаловажное значение имеет физическое и духовное здоровье населения, о котором призвано заботиться государство посредством системы здравоохранения, продолжительность активной жизни людей. -

На третье место поставим климатические условия страны. Они влияют на требуемый объем инвестирования в социальную инфраструктуру, затрагивающую вопросы жизнеобеспечения населения страны, в первую очередь энергоносителями, необходимой теплой одеждой и т.д. Здесь Россия в три раза проигрывает таким странам, как Китай, Бразилия и др. Исходя из этого, энергоносители внутри страны должны быть дешевле среднемировых цен, поскольку их тарифы влияют не только на обеспечение тепла в жилищах и производственных офисах, но и на себестоимость практически любой продукции. Требуется усилить государственный контроль за экспортом энергоносителей, либо сделать этот экспорт прерогативой только предприятий государственного сектора.

Четвертым системным фактором, определяющим конкурентоспособность страны, можно назвать богатства природы страны, подразумевая под этим не только полезные ископаемые, но и всю флору и фауну, т.е. растительный и животный мир. Некоторые страны, используя только свое уникальное территориальное расположение, I характеризуемое мягким климатом, наличием водных источников, богатой растительностью и разнообразными животными, развивают туризм, в т.ч. иностранный, курортно-оздоровительные зоны, культурно-досуговые учреждения, тем самым зарабатывая средства в госбюджет и способствуя занятости и повышению благосостояния населения. Нацеленность на добычу природных ископаемых характеризует отраслевую специализацию страны, возможность экспорта излишков этих природных богатств в обмен на приобретение других материальных ценностей. В целом Россия в рыночный период выживает благодаря этому фактору, экспортируя нефть, газ, другие природные ресурсы и продукты их первичной переработки. Возможно, в этом секторе упущен фактор государственного регулирования и государственной монополии, т.к., по Конституции РФ, недра принадлежат народу, являясь общегосударственной собственностью. Правительство России в период рыночных преобразований выбрало путь приватизации добывающего и перерабатывающего секторов экономики, обогатив тем самым незначительную долю населения, оставив большинство граждан, создававших своим трудом это общенациональное богатство, ни с чем.

На пятое место по значимости можно поставить транспортные и информационные коммуникации. Большая территория России сыграла «злую шутку» с ее населением в рыночный период, превратив некогда экономически оправдывающие себя регионы в неперспективные. Все это опять-таки связано с удорожанием энергоносителей, что вызывает повышение транспортных тарифов, экономически не оправданных дальних перевозок грузов. Прав, видимо, Г. Попов, утверждая, что транспортные тарифы должны быть низкими, а сам транспорт -дотационным [3]. Проблемы в этой сфере инфраструктуры \ экономики заключаются также в плохих дорогах, повышенной изношенности железнодорожных ! магистралей и транспортных средств. Неразумной | представляется приватизация железных дорог, а также I таких естественных монополий, как РАО ГАЗПРОМ и РАО ЕЭС. Здесь государство должно продолжать само управлять, осуществляя целенаправленную политику на развитие этих отраслей. Не видно позитивных результатов приватизации компаний Аэрофлота, зачем | же повторять совершенную ошибку. Очевидно, что 1 необходимо признать экономической целесообразностью | в интересах общества, государства наличие госсектора I не только в области ВПК, образования, медицины, но и в сфере естественных монополий, вводя там рыночные ' отношения как дополнительные, сверх определенной доли | государственных услуг.

| Прогресс в сфере информационных коммуникаций обусловлен прежде всего компьютерными технологиями, Я глобальной сетью «Интернет» Важны и традиционные

методы обмена информацией между людьми и организациями, такие как письмо, телефон. Почтовые отделения есть во всех населенных пунктах, но не всему населению доступна телефонная связь. Требуются инвестиции для прокладки современных телекоммуникационных линий связи, использующих оптоволоконные кабели.

Шестой приоритет можно присвоить развитию промышленности, сельского хозяйства, включая отрасли агропромышленного комплекса, госсектора (прежде всего ВПК), т.е. производственной сфере, деятельность которой обеспечивается за счет качественного менеджмента, включающего мотивацию населения к труду; профессиональных качеств работников; при определенных климатических условиях (особенно влияющих на продуктивность сельского хозяйства, 70% которого в России находится в зоне рискованного земледелия); на определенных природных ресурсах, чем определяется рыночная специализация отраслей промышленности; на основе транспортных и информационных коммуникаций, входящих в систему жизнеобеспечения промцентров. В производственной сфере создается основа экономической деятельности человека - валовой внутренний продукт, размер которого надушу населения по многим методикам экономистов, статистов, социологов служит приоритетным фактором при определении конкурентоспособности стран. Но из предшествующего рассуждения можно сделать вывод, что показатели производственной сферы обусловлены вышеперечисленными системными факторами. В производственной сфере сосредоточено антропогенное богатство страны, оно определяется совокупностью создаваемого ВВП и состояния основных и оборотных производственных фондов, степенью их физического и морального износа.

На седьмую позицию в ранге системных факторов, формирующих конкурентоспособность страны, по нашему мнению, следует поместить научно-технический прогресс, новые прогрессивные технологии, достижения науки и техники, внедряемые в практику. В сфере НТП цениться должны те разработки, которые пользуются рыночным спросом, дают быстрый экономический эффект.

Социальная инфраструктура страны, решающая вопросы обеспечения достойных человека условий жизни, включает жилищно-коммунальную сферу, сферу социальной защиты, пенсионное обеспечение, страховые гарантии в случае потери трудоспособности и др. Состояние дел в этой сфере определяет привлекательность страны для проживания в ней, не случайно в страны «золотого миллиарда» устремляются многие люди в активном возрасте, думающие об обеспечении себе и близким сегодняшнего и завтрашнего благополучия.

Внешнеэкономические связи страны обусловлены международным разделением труда, предполагают взаимообмен товаров, предпочтение отдается преобладанию объема экспорта товаров над импортом. Экономисты, социологи, политологи определяют критические массы импорта товаров, которые могут привести к утрате экономической безопасности страны, продовольственной безопасности и др. Определенная монополия государства на торговлю военной техникой, передовыми технологиями и др. вводится рыночными странами по отношению к развивающимся или проводящим неугодную экономическую политику странам. Поэтому этот системный фактор играет большую роль в определении положения страны на мировой арене.

Следующим по приоритетности системным фактором назовем безопасность страны и граждан, понимая под этим безопасность в широком смысле слова: прежде всего обороноспособность страны; затем экологическую безопасность; личную безопасность каздого гражданина, которая определяется уровнем криминальной обстановки,

международным терроризмом; безопасность перемещения товаров и инвестиций, определяемую нормами правового законодательства. В качестве первоочередной меры, не требующей больших капиталовложений, а только политической воли, предлагается отменить мораторий на применение высшей меры наказания за особо тяжкие преступления против человечества.

Не претендуя на полноту изложения системных факторов, способствующих формированию конкурентоспособности страны, сформулируем концептуальную системную модель конкурентоспособности страны в виде следующей формулы/;

КС=Р{Мк х [К + У + Б+ К,и + Д. + Н,„ + Ис + В, + Бст]},

где Мк- менеджмент (качественный); Кч- капитал (человеческий); У- условия (климатические); Бп-богатство (природы и недр); К1И- коммуникации (транспортные, информационные); Д- производственная сфера (антропогенное богатство страны);Н1Л- научно-технический прогресс (прогрессивные технологии); Ис-инфраструктура (социальная); В,- внешняя торговля; Бы-безопасность (страны, граждан).

Таким образом, с позиции теории систем и системного анализа, как методологии решения крупных проблем, становится очевидным, что повысить конкурентоспособность России - сверхсложная, но реальная задача,

н. п. реброва

Омский государственный институт сервиса

УДК 426.145.6

Важнейшей составной частью программы перехода к рыночной экономике является разработка и обеспечение механизма эффективного формирования рынка труда. В городе Омске рынок труда находится пока а стадии зарождения - развития. На сегодняшний день уже существуют субъекты рыночных отношений, которые необходимы для успешного функционирования рынка труда.

Это и государственные службы занятости, и частные кадровые агентства, и страховые компании, и общественные организации, союзы и фонды. Но, к сожалению, деятельность этих организаций нельзя назвать эффективной, поскольку перспективы развития омского рынка труда должны быть тесно связаны с реализацией принципов и методов маркетинга. И, если государственные службы занятости в силу своих целей могут применять только некоторые способы сбытовой концепции маркетинга, то коммерческие службы занятости должны применять всю совокупность методов традиционного маркетинга А именно, исследование рынка, исследование потребителей рабочей силы, исследование конкурентов, изучение структуры рынка и т. д.

Комплексная же система маркетинга в деятельности коммерческих служб занятости отсутствует, и это, в свою очередь, мешает им владеть ситуацией на рынке труда, что, несомненно, влияет на их будущую деятельность, а также возможность закрепиться на рынке.

жизненно необходимая для сохранения государства и обеспечения достойных и привлекательных условий жизни и деятельности каждого гражданина.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конарева Л.А. Теория доктора Э. Деминга// США, Канада, экономика, политика, культура. -2000.-№10. - С. 114-126.

2. Жуковская В,М. и др. Конкурентоспособность России в оценках Всемирного экономического форума // Вопросы статистики - 2001 .-.№3.-С 21-29.

3. Попов Г. Узловые проблемы развития российской экономики и механизм их реализации// Проблемы теории и практики управления.-2001 -№6.-С.13-18.

4. Рыжков Н. 10 лет реформ в России; обещания, результаты, перспективы// Пробпемы теории и практики управления.-2002.-№1 -С.26-30.

5. Виссарионов А., Федорова И. Государственный сектор российской экономики; контуры бюджетного регулирования// Проблемы теории и практики управления.-2002.-№1.-С.52-56.

6. Основные социально-экономические показатели по Российской Федерации за 1996-2001гг. (по материалам Госкомстата России) //Вопросы статисгики.-2002.-№3.-С.58-69.

РЫЛОВ Владимир Петрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент».

В представленной статье будет рассмотрена именно эта проблема: деятельность кадровых служб на рынке труда.

Итак, в Омске существует более 30 кадровых агентств. Условно все эти коммерческие службы можно разделить по специализации на четыре большие группы. Каждой группе присущи свои черты, модели поведения на рынке и свои лидеры.

Первую фуппу составляют рекрутинговые фирмы. Надо сказать, что такое понятие, как рекрутинг (переманивание) для омских фирм еще незнакомо. В Омске существует четыре рекрутинговых агентства: "Анкор", "Бизнес-Драфт", "Лучшие кадры", "Персонал".

Еще несколько агентств совмещают в себе функции как кадрового, так и рекрутингового агентства. Они выделены во вторую группу как агентства со смешанным профилем: "Курс", "Профи", "Рост", "Кэт", "Риа-Информ", "Карьера", "Имидж-Арт", "Инфра".

В третью группы были отнесены агентства, которые в своей деятельности ограничены специализацией. Вся третья фуппа состоит из небольших подгрупп, достаточно разных по характеру деятельности, и поэтому требующие в дальнейшем более детального анализа. К таким агентствам принадлежат кадровые фирмы, которые работают только с домашним персоналом: няни, домработницы, гувернантки, репетиторы. В Омске

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА КАДРОВЫХ УСЛУГ_

В СТАТЬЕ ОПИСАНА СТРУКТУРА И СОСТАВ РЫНКА КАДРОВЫХ УСЛУГ, А ТАКЖЕ СУБЪЕКТЫ РЫНКА КАДРОВЫХ УСЛУГ, ПРОВЕДЕН ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ И ВЕРТИКАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДРОВЫХ АГЕНТСТВ, ПРОАНАЛИЗИРОВАНЫ РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ В ХОДЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕНЫ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРОГНОЗ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ КАДРОВЫХ АГЕНТСТВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.