Научная статья на тему 'Системные аспекты развития предпринимательства в мобильной связи'

Системные аспекты развития предпринимательства в мобильной связи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ / СОТОВАЯ СВЯЗЬ / РЕГИОН / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байдаков А.Н., Запорожец Д.В.

В настоящей работе идентифицированы системные закономерности развития рынка сотовой связи, выступающие в качестве основы для дальнейшего исследования отрасли, в частности, прогнозирования основных тенденций ее развития. Обосновано заключение о необходимости применения системного подхода не только на макро и мезоуровнях, но во многих случаях и на микроуровне применительно к исследуемым объектам и процессам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системные аспекты развития предпринимательства в мобильной связи»

Приоритеты России

СИСТЕМНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ

А. Н. БАйдАков, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента

д. в. запорожец,

аспирант

Ставропольский государственный аграрный университет

В настоящей работе идентифицированы системные закономерности развития рынка сотовой связи, выступающие в качестве основы для дальнейшего исследования отрасли, в частности, прогнозирования основных тенденций ее развития. Обосновано заключение о необходимости применения системного подхода не только на макро- и мезоуровнях, но во многих случаях и на микроуровне применительно к исследуемым объектам и процессам.

Ключевые слова: системная закономерность, сотовая связь, регион, предпринимательство.

Особенности процессов, происходящих в современном экономическом пространстве, ярко проявляются в высокотехнологичных областях, в частности в чрезвычайно активно развивающейся отрасли сотовой связи. Мы исходим, прежде всего, из признания системного характера этих процессов, поэтому основываемся на положениях теории систем, в данном случае на ряде системных закономерностей. Особое место принадлежит интеграционным тенденциям. При этом укажем как на интеграционные процессы в самой сотовой связи, так и на интегрирующую роль телекоммуникаций в экономике в целом.

В первую очередь, следует вести речь об образовании систем более высокого уровня в результате осуществления интеграционных процессов и, следовательно, о проявлении на этом уровне закономерности (закона) эмерджентности (целостности). Оставляя за рамками нашего исследования имеющиеся различия в трактовках этих терминов, отметим, что интеграционные процессы обусловлены лишь только в тех случаях, когда

образуется система со свойствами (прежде всего, экономическими), существенно превышающими суммарный эффект соответствующих свойств ее элементов, то есть при интеграции расчет лишь на аддитивный эффект явно не достаточен. В таком случае усилия и ресурсные издержки интеграции напрасны, по сути.

При этом не следует забывать, что за эмерд-жентный эффект надо «платить» потерей части свойств, присущих объединяющимся субъектам. Поэтому интеграционные процессы не должны подавлять полезные, а тем более необходимые качества подсистем, образующих систему более высокого порядка.

Баланс между достижением эффекта целостности и сохранением необходимых функциональных свойств подсистем — это выбор требуемой позиции между «абсолютной целостностью и абсолютной аддитивностью» [1, с. 61]. Здесь несколько проблем: осознания, выбора, «платы» (потерь), достижения и «удержания» этой позиции (в течение какого-то периода).

В сфере мобильной связи явление эмерджентности активно проявляется не в момент создания компаний операторов сотовой связи, а в период активного привлечения новых абонентов, начала эффективной работы. Именно в этап бурного развития отрасли подсистемы компании объединяются в единый, быстрорастущий организм, и проявляется эффект эмерджентности.

Со временем меняются экономические условия существования и требования к системе, а значит, может появиться (и, как правило, появляется)

необходимость в изменении свойств системы, а следовательно, и потребность управления интеграционными процессами. Это очень непростая и мало изученная в настоящее время проблема.

В этом контексте А. Холл [2] рассматривает сопряженные системные закономерности — прогрессирующая факторизация (изоляция) (стремление подсистем к большей независимости) и прогрессирующая систематизация (уменьшение самостоятельности подсистем, образующих систему).

На этапе бурного роста абонентской базы компании оператора наряду с эффектом эмерд-жентности активно проявляется принцип прогрессирующей систематизации. Явно уменьшается самостоятельность подсистем, ранее являющихся самостоятельными системами, а после объединения ставших единым целым. Явление прогрессирующей факторизации — стремление системы к большей независимости внутри самой компании оператора найти трудно, однако оно проявляется во взаимоотношениях коммерческих партнеров компании: официальных дилеров и их субдилеров. В то же время крупные субдилеры в условиях рыночных отношений постоянно стремятся к независимости, налаживанию коммерческих контактов с самими операторами, а не через пос-

Рис. 1. Иерархическая структура компании оператора сотовой связи на примере схемы управления ОАО «МТС»

редников, имеющих свой процентный доход с совершаемых сделок. Таким образом, в системе функционирования мобильной связи проявляется прогрессирующая факторизация. И основная проблема заключается в определении и поддержании необходимого баланса. При этом следует иметь в виду и неопределенности определения параметров искомого баланса, и управление процессами его достижения и поддержания, включая возможность достижения требуемого состояния. Здесь можно наглядным образом рассмотреть специфику малого и среднего предпринимательства в сфере оказания услуг мобильной связи. Достаточно лишь детально рассмотреть широкий спектр организационно-правовых и структурных форм многочисленных дилеров и субдилеров операторов связи. Причем их структурные и организационные формы и их соотношение находятся в состоянии постоянной трансформации.

Интеграционные процессы, а точнее их результат, неизбежно приводят к необходимости исследования проявления группы закономерностей иерархической упорядоченности систем. Они позволяют не только лучше понять явления, связанные со свойством целостности — его достижением и проявлениями, но служат практической задаче формирования систем с необходимыми свойствами.

Рассмотрим иерархическую структуру лидера отрасли мобильной связи в России ОАО «Мобильные ТелеСистемы». Ее головной организацией в РФ является так называемая Бизнес-единица Россия (сокращенно БЕР), в организационном подчинении которой находятся укрупненные макрорегионы (МР). В подчинении у МР находятся региональные филиалы, расположенные в действующих границах территорий областей, краев, республик. Так, например, филиал ОАО «МТС» в Ставропольском крае подчиняется макрорегиону «ЮГ», МР «ЮГ» — БЕР, а БЕР, в свою очередь, подчиняется корпоративному центру ОАО «МТС». По оценкам финансовых экспертов, акционерная финансовая компания «Система» владеет контрольным пакетом акций ОАО «МТС» (рис. 1).

Рис. 2. Схема взаимодействия системы: региональный оператор мобильной связи — пользователь услугами сотовой связи

Подобного рода иерархическая упорядоченность встречается и в двух других ведущих компаниях — операторах мобильной связи «большой тройки» — «Билайн» и «Мегафон».

Система взаимодействия потребителя услуг сотовой связи с оператором мобильной связи осуществляется через многочисленных посредников — дилеров, субдилеров, что наглядно показано на рис. 2.

Таким образом, абонент получает необходимые ему услуги сотовой связи по двухуровневой иерархически упорядоченной системе. Внутри самой компании оператора мобильной связи, а также при взаимодействии между региональными оператором связи и многочисленными коммерческими партнерами.

Однако, в системе взаимодействия филиал — абонент участвуют также федеральные дилеры — коммерческие партнеры, с которыми существуют договорные взаимоотношения на высшем уровне (например — БЕР), такие сети салонов связи, как «Евросеть», «Связной», «Диксис» и др., имеющие свою четкую внутреннюю, иерархически упорядоченную вертикальную систему управления.

Для действующей системы важно точно определить ее надсистему, подсистему, систему одного уровня. Здесь мы естественным образом приходим к закономерностям коммуникативности. Формирование и реализация системы связей на всех уровнях иерархии и между уровнями, собственно говоря, и обеспечивает иерархию и сложные взаимоотношения в ней и с ее внешней средой.

В значительной степени, если не сказать решающей, иерархическая упорядоченность определяет

целостные свойства системы. Она позволяет приблизиться к пониманию феномена целостности. Но в то же время «одна и та же система может быть представлена разными иерархическими структурами» [1, с. 65]. Правда, на наш взгляд, различные структуры приводят к различной эмерджентнос-ти. Если и не сразу, то спустя некоторое время. То есть какой-то период различные структуры могут обеспечивать сходную результативность, но у них различаются и внутренние свойства, и противоречия, что в дальнейшем неизбежно приведет к их нарастающим различиям. И к внутренним противоречиям в системах, иерархия которых не отвечает поставленным целям. А значит, различная результативность деятельности региональных компаний операторов сотовой связи, дилеров, субдилеров объясняется не только отличиями условий хозяйствования, но и структурными причинами.

Здесь мы естественным образом приходим к закономерностям осуществимости систем. К сожалению, изучение этих закономерностей находится на стадии, когда рано еще говорить об их разработанности. Хотя сам факт наличия сотовой связи в нынешнем ее состоянии является иллюстрацией далеко не очевидной осуществимости на начальных стадиях ее развития.

Эквифинальность — способность системы достигать состояния, не зависящего от исходных условий, а определяющегося лишь параметрами самой системы. Свойство эквифинальности в отрасли сотовой связи, в частности, прослеживается в динамике насыщения рынка. Так, показатель уровня проникновения сотовой связи по количеству подключенных терминалов на 100 жителей, по нашему мнению, значительным образом не может превышать 100 %. В настоящее время глубина проникновения российского рынка сотовой связи, по различным оценкам, составляет 117—120 %.

Однако количество действующих пользователей может значительно расходиться с отчетностью операторов, поскольку в соответствии с действующим законодательством любой житель нашей страны может являться хозяином неограниченного количества купленных им SIM-карт. Но в то же время не использовать часть из них, несмотря на то, что они учитываются в официальной статистике операторами сотовой связи минимум еще полгода.

Так, например, ведущая розничная компания, специализирующаяся на продажах сотовых телефонов и аксессуаров «Евросеть», считает, что реальная абонентская база российских операторов сотовой связи на 2 кв. 2008 г. составляет всего лишь 52,2 % от цифры, заявляемой сотовыми компаниями.

Таким образом, реальное число «живых абонентов» может существенно отличаться от того виртуального, которое обычно фигурирует в отчетах самих операторов и аналитиков, что еще раз указывает на то, что условия системы определяются лишь параметрами самой системы, в данном случае количеством населения, проживающего на определенной территории.

Закономерность потенциальной эффективности системы тесно связана с предыдущей системной закономерностью. В настоящее время методик расчета предельных возможностей системы не существует, вместе с тем при проведении научных разработок в области становления и развития отрасли связи необходима разработка методик прогнозирования тенденций развития рынка телекоммуникационных услуг. Здесь в качестве иллюстрации можно использовать рис. 3.

Развитие экономических систем базируется на соответствующей группе закономерностей.

Историчность — любая система возникает, функционирует, развивается и гибнет, то есть всегда имеет место некоторый жизненный цикл.

Проведенный анализ статистических данных о развитии средств связи на территории Российской Федерации с 1940 по 2007 г. позволяет сделать вывод о явно выраженном жизненном цикле услуг связи, состоящем из 6 фаз:

1) разработка и внедрение средства связи;

2) бурный рост востребованности населением средства связи и, как следствие, объема оказываемых услуг;

3) в период снижения темпов прироста и насыщения рынка в момент 3 фазы благодаря техническому прогрессу начинает возникать новая услуга связи;

4) достижение пика объема оказываемых услуг;

5) сокращение востребованности населением услуги, причем анализ динамики показывает, что в большинстве случаев пятая фаза проходит значительно быстрее, чем другие.

После пятой фазы жизненного цикла (резкого сокращения спроса на услуги) наступает шестая фаза «минимального застоя». На этом этапе объем оказываемых услуг связи сокращается до минимального уровня, необходимого для нормального существования общества, и система приходит в состояние либо предшествующее гибели, либо перехода на качественно новый уровень развития.

Можно предположить, что в момент проведения данного анализа востребованность населения в стационарных телефонах, начиная с 2003—2004 гг.,

1,20

1,00

0,80

0,60

0,40

0,20

0,00

юос^^шюос^-чгсосооиасосооиаш 0)0)0)0)0)0)0)0)0)0)0)0)0)0)0)0)0000

количество отправленных печатных издании

—количество отправленных писем -

-А—количество отправленных телеграмм —х—уровень проникновения сотовой связи

-Ж—уровень проникновения стационарной связи

Рис. 3. Динамика развития средств связи на территории Российской Федерации 1940-2007 гг.

находится в стадии насыщения. В скором времени количество стационарных телефонов начнет снижаться в связи с широким распространением подвижных средств связи. Сотовый телефон придет (и уже приходит) на смену городскому.

При пассивном поведении (неразвитии системы) гибель системы наступает быстрее. Если же развивать систему, то можно избежать «гибели» путем перехода системы в новое качество, по сути, приходя к новому рождению системы.

В настоящее время тенденцию переориентации можно проследить по действиям ОАО «ЮТК» («Южная телекоммуникационная компания») на региональном рынке телекоммуникационных услуг. В большинстве своем новые подключения к линиям стационарной связи осуществляются в связи с необходимостью получения доступа к Интернету. Несколько лет назад ОАО «ЮТК» стала предоставлять доступ в глобальную сеть на высоких скоростях, используя проводную технологию передачи данных ADSL, что позволило несколько оживить спрос клиентов. Однако, в случае выхода на рынок новой телекоммуникационной компании, предоставляющей телекоммуникационные услуги (беспроводные либо оптоволоконные) на высоких скоростях и по приемлемой для широкого круга потребителей стоимости, компания «ЮТК» может потерять значительную часть своих клиентов.

При проведении детального и глубокого изучения проблемы развития средств связи станет возможным разработка методик прогнозирования дальнейших тенденций развития высоковостре-бованных и высокотехнологичных средств связи. Большинство ученых, специализирующихся на изучении явлений информационного общества, отмечают, что в настоящее время наблюдается беспрецедентное ускорение прироста объема информации. Если в середине XX в. объем суммарных знаний удваивался раз в 10 лет, в 1980-е гг. — раз в 5 лет, то в настоящее время он удваивается каждый год. Это явление нетрудно проследить и на основе динамики развития средств связи на территории Российской Федерации 1940—2007 гг. (рис. 3).

Анализ системных закономерностей показывает, что система «умирает» далеко не случайно, а, как правило, по вполне объективным причинам. Поэтому на всем этапе жизненного цикла услуги необходимо осуществлять поиск перспективных путей развития.

В связи с развитием современных технологий значительным образом возрос объем информации, что затрудняет поиски необходимой информации

— то есть наблюдаются энтропийные тенденции в системе поиска информации. Однако в условиях современной сетевой экономики возникают поисковые системы, позволяющие ставить многочисленные фильтры по отдельным признакам, которые позволяют существенным образом снизить время поиска необходимой информации — негэнтропий-ные тенденции.

Любая экономическая система должна обладать способностью противостоять энтропийным тенденциям. Для этого требуется своевременная адекватная адаптация к изменяющимся условиям хозяйствования. Одним из проявлений такой адаптации и являются интеграционные процессы в экономике. Для сферы услуг в целом, и в сфере мобильной связи в частности эти процессы весьма актуальны. Стремление к возрастанию энтропии должно «уравновешиваться» негэнтропийными тенденциями, часть которых появляется в интеграционных процессах. Однако последние тенденции не должны подавлять первые, так как множеству предпринимателей в сфере услуг связи необходима достаточная свобода в хозяйственной деятельности, а чрезмерное усилие негэнтропии ограничивает ее.

В данном контексте необходимо вспомнить «принцип компенсации энтропии»: энтропия неизолированных систем может быть уменьшена только за счет компенсирующего увеличения энтропии в другой или других системах, взаимодействующих с данной. То есть за прогресс одних систем надо «платить» другим системам. Таким образом, системный «принцип равновесия» нашел свое проявление и в этих тенденциях.

Проявление негэнтропийных тенденций часто называют закономерностью самоорганизации. Она заключается в том, что преобладание энтропии приводит к упадку системы (или ее реорганизации с переходом на более низкий уровень). Негэнт-ропийные тенденции влекут за собой переход к другому уровню эквифинальности. Может быть, с появлением новых целостных свойств. С другой стороны, прогресс сферы телекоммуникаций (к которой и относится сотовая связь) способствует негэнтропийным тенденциям общества, в целом.

Закономерность неравномерного развития означает, что чем сложнее система, тем неравномернее развиваются ее подсистемы. Как отмечалось, система функционирования оператора мобильной связи имеет сложную, разветвленную иерархию. Хотелось бы отметить, что неравномерность развития системы в нашем случае (двухуровневой иерархически упорядоченной системы)

П МТС

□ Билайн

□ Мегафон а СМАРТС а Другие

Рис. 4. Доли операторов мобильной связи Российской Федерации по ко личеству абонентов по состоянию на 3 кв. 2008 г

в большинстве случаев встречается не в самой компании-операторе, а во второй подсистеме (региональный филиал — абонент). Взаимодействие оператора осуществляется посредством разветвленной дилерской сети (многочисленные салоны связи), наиболее активно развитой в крупных населенных пунктах. По оценкам специалистов отрасли мобильной связи, на сегодняшний день на территории Ставропольского края насчитывается около 580 дилерских пунктов продаж. Причем в более 53 % от общего количества они сконцентрированы в пяти самых крупных городах региона. В случае неравномерного развития оператора внутри самой компании возникнет угроза целостности и функционирования всей компании.

Здесь также уместно говорить о закономерности «наиболее слабых мест» — «где тонко, там и рвется».

Надо сказать и о закономерности полноты частей системы. Для того чтобы система была жизнеспособной, необходимо наличие ее основных элементов с некоторым уровнем работоспособности.

Интеграционные процессы тесно связаны с внутрисистемной и межсистемной конвергенцией (системная закономерность) — это одновременно отражает цель и причину интеграционных процессов. Необходимо сближение подсистем, но не их нивелирование. Без разнообразия нет развития. Говоря о конвергенции, следует иметь в виду закономерность полисистемности — одна и та же система является подсистемой многих систем.

Интеграционные процессы сопряжены с закономерностью перехода с макроуровня на микроуровень: при развитии основных подсистем на макроуровне неизбежно наступление момента, когда развитие неизбежно должно переходить на микроуровень. То есть интеграционные процессы неизбежно затрагивают все уровни системы. Здесь обратим внимание на особое положение регионального уровня. Именно через него проходит путь с макроуровня на микроуровень и наоборот.

Практически важным в управлении организационными системами является закон «необходимого раз нообразия» У. Р. Эшби, согласно которому разнообразие управляющей си стемы не должно уступать разнообразию управляемой системы — простыми средствами сложные задачи не решаются. С этих позиций объяснимы поиски путей совершенствования и развития систем управления все усложняющимися системами связи.

Принцип, сформулированный еще в XIX в. социологом Вильфредо Парето, известный также под названием «принцип 80х20», гласит, что 20 % ресурсов дает 80 % результата. В дальнейших исследованиях данного принципа было выяснено, что он действует повсеместно. На наш взгляд, его можно использовать в качестве своеобразного индикатора системности.

По состоянию на 3 кв. 2008 г. такие операторы российской мобильной связи, как «МТС», «Билайн» и «Мегафон» (так называемые операторы «большой тройки») занимают более 83 % всего рынка сотовой связи России (рис. 4). Что в данном аспекте можно рассматривать как показатель системности рынка мобильной связи нашей страны. На данном этапе развития рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации система отрасли сотовой связи находится в положении равновесия, то есть в достаточной мере соблюдается принцип «80/20».

Таким образом, приходим к выводу, что при анализе высокотехнологичного рынка мобильной связи необходимо руководствоваться системными принципами. Современные процессы, происходящие в экономике в целом, и в мобильной связи в частности, являются объективными процессами, отвечающими системным закономерностям, и для осуществления успешной деятельности менеджерам компаний операторов сотовой связи следует применять на практике методики системного анализа.

Изложенные положения применимы не только на макро- и мезоуровнях, но во многих случаях и на микроуровне. Сами закономерности и их проявления еще мало изучены, поэтому здесь есть широкое поле деятельности для исследователя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волкова В. Н. , Денисов А. А. Теория систем. - М. : Высш. шк. , 2006. С. 511.

2. Холл А. Опыт методологии для системотехники. - М. : Сов. радио, 1975. С. 448.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.