областей техники: новые виды радиосигналов, новые материалы в электронике, миниатюрные источники питания, новые методы в информатике. Как мы видим, сотовая связь попала в русло современных стимулов развития цивилизации.
Основным стимулом развития высоконаучной техники в прошлом было производство все более эффективных средств ведения войны. За передовую военную технику платило государство. С 60х годов прошлого века рынок бытовой электроники настолько вырос, что стал стимулировать развитие высоконаучной мысли на Западе не меньше, чем госзаказ. Когда в России госзаказ утратил свою монопольную роль в экономике, потребность в высококвалифицированных специалистах в военной промышленности резко снизилась и именно сотовая мобильная связь стала базой деятельности многих из них. Таким образам был частично решен вопрос их трудоустройства, т.е. с появлением новой сферы экономики, как следствие, появились новые рабочие места. Несомненно важно, что с развитием сотовой связи в стране, растет и число новых рабочих мест.
В России первая сеть мобильной связи появилась в 1991 году. Каковы же последствия этого нового явления нашей жизни - сотовой связи? Во-первых, - удобство - в основном отпала необходимость в телефонах-автоматах, легче стало связаться с человеком, где бы он ни находился. Недостатком можно назвать то, что пока мобильная связь дороже стационарной, что, тем не менее, дисциплинирует - учит говорить коротко и ясно.
Развитие телекоммуникаций экономит время и облегчает транспортную проблему. Для многих видов деятельности рабочее место можно иметь у себя дома, а служебное общение, выдача и прием заданий могут осуществляться по каналам сотовой связи. С выходом мобильных телефонов в Интернет, отпали препятствия для обмена не только звуковой, но и визуальной информацией.
Сотовая мобильная связь помогает сделать жизнь человека более безопасной. Человек, попавший в трудную ситуацию, может связаться с необходимыми службами спасения. Иногда людей удается спасти из-под развалин благодаря мобильным телефонам.
Для всех регионов России значительны социальные последствия развития сотовой связи. В нашей стране, не привыкшей к работе в условиях конкуренции, наглядный пример конкурентной борьбы - взаимодействие компаний сотовой связи. Потребителю же эта борьба дает относительное снижение платы и рост числа предлагаемых услуг.
Для сотовых систем связи российские просторы предоставляют большие возможности, но пока ими пользуются в основном городские жители.
В сельской местности с ее всегдашними телефонными проблемами, низкой слышимостью и прерыванием связи, сотовая связь сможет решить эти проблемы. Ведь установить в регионе соты для обеспечения мобильной связью дешевле, чем устанавливать стационарную традиционную систему проводной телефонной связи.
Телекоммуникации являются частью инфрастуктуры государства, то есть частью внутренней структуры, которая определяет степень развития экономики, поэтому основной показатель развития телекоммуникационной сети - телефонная плотность на каждые 100 жителей входит в число шести основных критериев МВФ, определяющих экономический уровень развития стран. В последние годы возникла острая необходимость оснащения субъектов региональных рынков современными видами и технологиями телекоммуникаций, обеспечивающими быстрое реагирование на изменения рыночной конъюнктуры.
Как мы видим, последний период стал для телекоммуникационной отрасли, в том числе и сотовой связи Российской Федерации временем коренных реформ, что дало возможность изменить ее структуру, законодательную основу, форму собственности и управления, принципы тарифной политики. Так, реформа холдинга «Связьинвест» проведенная в соответствии с новым административно -территориальным делением России позволила образовать семь дочерних ОАО соответствующих семи Федеральным округам: ОАО «ЦентрТелеком», ОАО «Уралсвязьинформ», ОАО «СибирьТелеком», ОАО «ВолгаТелеком», ОАО «Северо-Западный-Телеком», ОАО «Дальсвязь» и ОАО «Южная телекоммуникационная компания» (ОАО «ЮТК»).
Как показал анализ рынка сотовой связи в Центральном регионе России, проведенный по заказу компании «Мегафон» компанией «О+К Маркетинг + Консалтинг», самые припоминаемые элементы рекламы операторов так или иначе связаны с их рекламными
предложениями, причем наибольшего успеха в этом отношении добились лидеры рынка - Билайн и МТС: о каких-либо рекламных предложениях этих операторов без подсказки вспомнили около трети пользователей, видевших их рекламу. Вывод о большей запоминаемости рекламных предложений по сравнению с сюжетом, слоганом, корпоративным стилем и т.п., подтверждается результатами ряда исследований.
В рейтинге самых припоминаемых рекламоносителей соответственно лидируют телевидение (около 90% для Билайна, МТС и Мегафона) и уличные щиты (60-70%). При этом Билайн значительно опережает многих конкурентов по использованию таких каналов рекламы, как радио и плакаты и листовки в салонах сотовой связи. Отметим, что год назад по этим позициям Билайн лишь делил лидерство с МТС, хотя в целом ситуация с популярностью различных рекламоносителей была схожа с текущей.
Характерно, что известность операторов в Центральном регионе в целом коррелирует с запоминаемости рекламных. Рейтинг известности рекламы воспроизводит рейтинг известности операторов: лидерами являются Билайн, МТС и Мегафон.
Подчеркнем, что ситуация на рынке сотовой связи в Центральном регионе противоположна ситуации на рынке Северо-Запада, где лидерами являются Мегафон и МТС, тогда как в Центральном регионе они уступают Билайну. При этом Мегафон на Северо-Западе имеет более высокую известность рекламы, чем Билайн в Центральном регионе.
В Интернет- рейтинге известности операторов сотовой связи на 24 октября 2008 года Билайн занимает второе место после МТС (спонтанная и наведенная известность 95%, наведенная - 99%). Третье место занимает Мегафон (77% и 95%), далее следуют Северо-западный GSM, Сонет и Кубань GSM. Ярославль GSM -СМАРТС (соответственно 54% и 82%), Яртелеком (33% и 72%). При этом Билайн безоговорочно лидирует в ряде регионов.
Важно отметить также следующую особенность: процент вспомнивших названия новых предложений, например, Мегафона оказался выше, чем доля в целом осведомленных об этих предложениях.
Фактические влияния на продажи от каждого инструмента становятся очевидными только в ходе самой маркетинговой кампании, а иногда и только после ее завершения. Поэтому маркетолог должен быть осторожен в отношении инвестирования значительных средств в коммуникационные инструменты до тех пор, пока их влияние на рынок не станет заметным. Поскольку бюджет маркетинговых коммуникаций является одним из сложнейших вопросов маркетинговой политики, необходимо с особой осторожностью подходить к распределению средств между элементами коммуникационного комплекса. Иногда лучше вложить деньги в улучшение качества продукции, чем в дополнительную рекламу, иногда - наоборот.
Известно, что в компании «Мегафон» реклама занимает доминирующую роль в структуре элементов внешнего коммуникационного комплекса. Обоснованность и эффективность этого трудно оценить достаточно четко из-за отсутствия в компании ведения необходимой статистики. Однако по данным маркетинговых исследований, приведенных в разделе, можно видеть, что спонтанная и наведенная известность «Мегафона» ниже по сравнению с «Билайн» и «МТС». В совокупности с тем фактом, что больше всего пользователи запоминают содержание рекламных сообщений, это можно расценить, как необходимость уделять большее внимание иным каналам доведения до сведения потребителей информации о новых предложениях оператора.
Кроме этого, целесообразна корректировка структуры расходов на коммуникационный комплекс - так, с учетом того, что качество связи «Мегафон» далеко не всегда сопоставимо с качеством связи «Билайна» или МТС, важно, прежде всего, «выправить» сложившийся, по данным маркетинговых исследований, имидж «Мегафона», как «оператора с дешевой и плохой связью». Средства, вложенные в «неподкрепленную» реальным качеством рекламу, на наш взгляд, являются неоправданно потраченными - ведь клиент, подключившись и убедившись в некачественности услуг, уйдет. И не только вряд ли вернется, но может стать негативным коммуникационным каналом.
В этой связи можно сформулировать важное, на наш взгляд, правило коммуникационной стратегии: каждое информационное сообщение должно быть верным, четким, обеспеченным реальным качеством услуг. Особенно это важно при продвижении услуг в
регионы, где информационная насыщенность потребителя в целом ниже, чем в столицах, а, следовательно, каждая негативная информация держится дольше и помнится лучше.
Один из главных выводов, который делают аналитики по результатам десятилетнего развития российской индустрии - это появление так называемой «новой экономики», в которой главная роль принадлежит телекоммуникационным и информационно-технологичным компаниям.
Несомненные лидеры новой экономики - операторы мобильной связи. Объемы их бизнеса выросли настолько, что операторы мобильной связи уже вполне могут сравниться с нефтяными гигантами. Так, в списке 200 лидеров по рыночной капитализации оператор МТС (капитализация выше $13 млрд.) является четвертой компанией в России, опережая таких гигантов как «Сибнефть», «Норильский никель», Сбербанк России и многих других. В целом же в список крупнейших компаний России вошли 8 представителей индустрии информационных технологий и 20 представителей телекоммуникационной индустрии, в том числе 3 оператора мобильной связи.
В телекоммуникационном секторе особенно поражают экспертов темпы развития мобильной телефонии. Движущей силой рынка становятся компании мобильной связи. Число сотовых абонентов практически удваивается уже шесть лет подряд.
Подводя итог, можно сделать следующий вывод. Развитие сферы услуг сотовой связи оказывает серьезное воздействие на экономику, которое носит как прямой, так и косвенный характер. Прямое влияние услуг сотовой связи проявляется в том, что расходы потребителей повышают доходы предприятий и учреждений, создаются новые рабочие места и растет уровень жизни работников этих предприятий. Операторы сотовой связи в процессе осуществления своей деятельности находятся в тесной взаимосвязи с другими секторами экономики, приобретая необходимые для организации коммуникаций товары и услуги. В результате генерируется экономическая активность целого ряда смежных со сферой телекоммуникаций отраслей. Другими словами, экономическое воздействие организации сотовой связи имеет мультипликативный характер. При этом под мультипликатором телекоммуникаций понимается отношение изменений ряда ключевых экономических показателей (производства, дохода, занятости, инвестиций) изменению расходов граждан на потребление услуг сотовой связи. При оценке воздействия сферы сотовой связи на экономику можно выделить четыре модели мультипликаторов:
- во-первых, мультипликатор дохода, включающий две составляющие:
с одной стороны, прямое воздействие, заключающееся в обеспечении дохода различными предприятиями от предоставления телекоммуникационных услуг (операторы сотовой связи);
с другой стороны - косвенное воздействие, связанное с доходами от предоставления дополнительных услуг, не име-
ющих прямого телекоммуникационного характера (покупка сотовых телефонов, чехлов, футляров, ремонт аппаратов и др.;
- во-вторых мультипликатор коммерческой активности, отражающий возрастание товарооборота предприятий, как результата роста расходов населения на потребление услуг сотовой связи;
- в-третьих, мультипликатор занятости, отражающий рост числа работников в секторах занятых организацией и поддержкой сотовой связи (сотовая связь, MMS, GPRS, и т.д.) и оказание телекоммуникационных услуг операторами сотовой связи);
и, в-четвертых, мультипликатор производительности, заключающийся в росте экономических показателей работы, обус ловленных большей мобильностью личности, стимулируемым, в свою очередь, рациональной организацией коммуникаций и ростом потребления услуг сотовой связи.
Таким образом, экономический подъем в стране невозможен не только без увеличения производственных мощностей, роста агропромышленного производства и других коммерческих отраслей, но и без дополнительного развития области высокотехнологичных производств, в том числе и сферы сотовой связи населения. Экономический подъем также зависит от развития предпринимательства в этой сфере, постоянного реагирования на требования современного рынка, и соблюдения при этом этических и нравственных норм.
Литература:
1. Алексеев А.А. Определение удовлетворенности потребителей свойствами товара при выведении нового товара на рынок или модернизации старых. Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1997. № 3.
2. Борейко А., Серегина Е. Сотовые операторы ринулись в Минск // «Ведомости», № 138 от 03.08. 2004 г.
3. Варламова Е.А. Абонентский доступ. Перспективы развития сетей // Вестник связи, № 1,2000.
4. Вознесенский Ю.Б. Развитие рынка мобильной связи вполне согласуется с мироыми тенденциями // web-сайт «Сотовик».
5. Губин Н.М., Матлин Г.М. Качество связи. Теория и практика. - М.: Радио и связь, 1998.
6 . Еременин З.П. Анализ хозяйственной деятельности предприятий связи. М., 1997.
7. Ефименко А.С., Сергеев П.А. Мультисервисная сеть - пенсионерам.// Вестник связи, № 8, 2003.
8. Жигульская Г.М. Тарифы на услуги связи - проблемы регулирования. // Вестник связи, № 7, 1997.
9. Крупнов А.Е. Сети связи, причины отставания, пути развития. // Электросвязь № 2, 1997.
10. Ластович Б. А. Российские телекоммуникации в проекте TACIS. // Информ - курьер связь № 9, 1999.
11. Мардер Н.С. Принципы развития и совершенствования телекоммуника-ционно - информационной инфраструктуры. // Вестник связи.№ 11, 1998.
КРИТЕРИИ И СИСТЕМА ОЦЕНОЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
И.В. Морозов, докторант РГГУ, А.А. Сосновский
В настоящее время, исследование систем управления предприятий жилищно-коммунальной сферы характеризуется следующими этапами:
• выбор эталонного состояния системы управления жилищнокоммунальным хозяйством и его элементов;
• характеристика фактического состояния системы управления жилищно-коммунальным хозяйством;
• определение параметров отклонения от эталона и выявление его причин;
• анализ условий устранения выявленных отклонений от эталона системы управления;
• формирование перечня возможных вариантов достижения желаемого состояния системы управления жилищно-коммунальным хозяйством;
• обоснование методов и этапов достижения эталонного состояния;
• сопоставление экономической эффективности вариантов достижения эталонного состояния системы управления предприятий
жилищно-коммунальной сферы и выбор наиболее рационального.
В качестве эталонного состояния системы управления и ее элементов помимо концептуальной модели может быть принята нормативная. В отличие от концептуальной модели, которая применяется обычно при формировании новых систем или при разработке долгосрочной стратегии ее развития и может рассматривать, предпочтительные для жилищно-коммунальной сферы формы взаимодействия предприятий, нормативная модель учитывает реальное состояние системы управления, обеспеченность её соответствующими ресурсами, сложившиеся связи в жилищно-коммунальном хозяйстве.
1) Нормативные модели представляется целесообразным использовать в комплексе мероприятий по реформированию отдельных элементов системы управления.
Рациональное сочетание и использование концептуальных и нормативных моделей обеспечивают перспективную направленность проектирования систем управления. Для описания состояния и изменений отдельных элементов и всей системы управления