СИСТЕМНОСТЬ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Т. Ю. Ломакина
В статье рассматриваются некоторые теоретико-методологические проблемы современной модели партнерских отношений и практика их реализации на разных уровнях управления.
This article discusses some theoretical and methodological problems of the modern model of partnership and practice of their implementation at different levels of government.
Ключевые слова: система, партнерские отношения, социальное партнерство, непрерывное образование, подготовка профессиональных кадров, рынок труда, уровни управления, факторы.
Key words: model, partnerships, social partnership, continuous education, training of professionals, labor market, levels of governance, factors.
Моделирование новой системы партнерских отношений нацелено на помощь образовательным учреждениям в учете требований работодателей и заказчиков образовательных услуг, быстром реагировании на изменения конъюнктуры рынка труда. Субъектами модели партнерства являются учреждения профессионального образования, работодатели, профессиональные союзы и другие объединения трудящихся, службы занятости населения, индивидуальные заказчики, органы законодательной и исполнительной власти разных уровней. Что особенно важно - их взаимодействие осуществляется на взаимовыгодной и равноправной основе и объясняется необходимостью качественной профессиональной подготовки, которая оказывает влияние на решение социальных проблем, разрешение конфликтов с работодателями, снижает социальную напряженность в обществе.
На организацию и развитие партнерских отношений влияют такие факторы, как: несогласованность рыночных механизмов подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих и специалистов; отсутствие анализа и прогноза спроса на подготовку, в том числе в разрезе профессий; дефицит информации о рынке профессиональных образовательных услуг; отсутствие льготной налоговой политики как в отношении образовательных учреждений, так и предприятий; недостаток нормативной базы, регламентирующей сферу образовательных услуг, и др. Практика зарубежного опыта, где партнерство является естественной формой существования системы профессионального образования, и анализ сложившихся партнерских отношений в России в сфере образования позволяют выделить несколько основных направлений формирования рассматриваемой модели.
Направление, связанное с принятием решений в политической области, предусматривает: определение национальных приоритетов и целей профессионального образования; определение роли государства в регулировании инвестиций работодателей в систему профессионального образования и повышения квалификации рабочей силы и социальной поддержки обучающихся, работников и безработных граждан.
518
В рамках второго направления решаются управленческие вопросы партнерских взаимодействий: определение текущей и перспективной потребности в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов в регионе и конкретном образовательном учреждении; формирование фондов и управление ими; участие в управлении учреждением образования через представительство в Совете образовательного учреждения; представление совместных платных услуг в области профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
Следующее направление касается совместной разработки содержания профессионального образования и включает: разработку профессиональных квалификаций, создание и экспертизу государственных образовательных стандартов профессионального образования; участие в разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ; участие в разработке программ тестирования обучающихся и выпускников; участие в промежуточной и итоговой аттестации обучающихся и выпускников и в присвоении им профессиональной квалификации; предоставление учреждениям профессионального образования квалифицированных работников в качестве инженеров-педагогов и мастеров профессионального обучения и др.
Одно из направлений партнерства осуществляется в условиях определенной автономии учебных заведений и ориентировано на разработку содержания обучения по конкретным профессиональным квалификациям, корпоративных программ обучения; использовании учебными заведениями современного оборудования предприятий для производственной практики студентов и повышения квалификации преподавателей; совместное участие в организации и проведении образовательного процесса и др.
Новую модель социального партнерства необходимо рассматривать достаточно широко, что обусловлено формированием и развитием мирового образовательного пространства, на которое влияют усиливающиеся процессы глобализации. На международном уровне наметились и продолжают развиваться процессы сотрудничества образовательных учреждений разного уровня образования, а также учреждений, занимающихся наукой в области образования с учреждениями и организациями - партнерами за рубежом с целью повышения качества отечественного образования. Такое сотрудничество осуществляется в различных формах: обмен группами студентов и учащихся; стажировки; научно-практические конференции; совместные монографии и сборники научных трудов и т. д.
Большую работу в этом направлении ведет Национальный ЮНЕСКО\ЮНЕВОК Центр в РФ, входящий в структуру Институт теории и истории педагогики РАО, являющийся с 2012 г. координатором в области профессионального образования среди стран СНГ. Деятельность Национального ЮНЕВОК центра направлена на решение таких задач, как: (а) консолидация образовательных ресурсов по модернизации профессионального образования и формированию системы непрерывного образования; (б) установление международных связей с ближним и дальним зарубежьем с целью обмена мнением и опыта формирования национальных рамок квалификаций и системы непрерывного образования; (в) информирование научнопедагогического сообщества об инновационных процессах, способствующих
519
реструктуризации региональных сетей образовательных учреждений; (г) оказание научно-методических консультаций по формированию инновационных образовательных программ и программ развития образовательных учреждений и региональной образовательной системы, отвечающих современным требованиям подготовки квалифицированных специалистов; (д) содействие в выборе социальных партнеров и др. Национальный ЮНЕСКО/ЮНЕВОК Центр в РФ имеет региональные отделения, работа которых осуществляется по трем направлениям (образовательная и учебно-методическая, проектная, научная и исследовательская) и направлена на развитие непрерывного образования. В рамках этих направлений проводятся конференции, круглые столы, методологические семинары, обучение, исследовательские проекты и другие мероприятия, посвященные проблемам теории и практики системы непрерывного образования.
На национальном уровне социальное партнерство институционально организованно в рамках министерств образования, экономики, труда и финансов, которые разрабатывают общие рамки для развития системы профессионального образования и обучения в области содержания финансирования и нормативно-правовой базы. На этом же уровне, как правило, по инициативе социальных партнеров создаются различные консультативные советы и комитеты, которые обеспечивают связь профессионального образования с рынком труда, общественные фонды и другие структуры, в рамках которых работодатели (ассоциации работодателей) и работники (профсоюзы) обсуждают вопросы, представляющие взаимный интерес. Их решения и рекомендации затем включаются в коллективные договора. На региональном уровне функционируют региональные советы, комитеты, которые занимаются изучением и прогнозированием рынка труда, разработкой программ, учебных материалов, экзаменационных квалифицированных требований с привлечением заинтересованных субъектов социального партнерства. На локальном уровне партнерство осуществляется в условиях определенной автономии учебных заведений. В этом случае учебные заведения или группы учебных заведений сотрудничают напрямую с предприятиями или группой предприятий в области разработки содержания обучения по конкретным профессиональным квалификациям. Представители бизнеса и учебные заведения совместно разрабатывают корпоративные программы обучения работников. Компании предоставляют учебным заведениям современное оборудование для производственной практики студентов, принимают участие в организации и проведении образовательного процесса, а преподаватели учебных заведений имеют возможность получить практический опыт работы с новыми технологиями на предприятиях и в организациях.
Необходимо отметить, что предпринимательский сектор в России так и не стал полноценным партнером государства в развитии кадрового потенциала общества. Вклад частного капитала в финансирование образовательной сферы в России составил всего 2 %. За 2,5 года действия нормы закона об эндаумент-фондах было создано лишь немногим более десяти таких фондов целевого капитала.
Современная модель партнерства в непрерывном образовании охватывает следующие сферы деятельности образовательного учреждения:
520
(а) профессионально-образовательную; (б) финансово-экономическую;
(в) социального обеспечения и социальной поддержки; (г) учебно-материальную базу и материально-сырьевое обеспеченияе (д) научно-педагогическое и кадровое обеспечение.
Непосредственно для образовательных учреждений реализация предложенной модели партнерства открывает следующие дополнительные возможности: упрощается доступ к информации о региональном рынке труда (кадры каких профессий и в каком количестве потребуются на рынке труда); обеспечивается учет требований работодателей по содержанию подготовки в образовательных учреждениях (профессиональный профиль, квалификационные характеристики); инициируются новые совместные коммерческие проекты для пополнения внебюджетных фондов образовательных учреждений (открытие курсов по повышению квалификации работников предприятий, создание совместных мастерских, магазинов, фирм, центров обслуживания населения и др.) и др.
Работа по созданию механизма эффективного социального партнерства - это движение навстречу образования и производства друг к другу. Критерием эффективности представленной модели партнерства служит реализация основной задачи образовательного учреждения - востребованность выпускников на рынке труда, их закрепляемость на рабочем месте. Тесно связана с этим востребованность самого образовательного учреждения на рынке образовательных услуг, увеличение контингента учащихся не только из числа выпускников общеобразовательных школ, но и других категорий, прежде всего взрослого незанятого населения, стремящегося получить новую профессию, специальность.
Список литературы
1. Ломакина Т. Ю., Сергеева М. Г. Инновационная деятельность в профессиональном образовании: моногр. - Курск, 2011. - 280 с.
2. Ломакина Т. Ю. Ресурсные центры профессионального образования // Отечественная и зарубежная педагогика. - № 3 (6). - М.: фГнУ ИТИП РАО, 2012.
3. Ломакина Т. Ю. Уровни социального партнерства в непрерывном образовании. 1нно-вацмнють у науц1 i освт: наукове видания до ювтею профессора, доктора хабт1тованого Франлшека Шльосека / [В.Кремень (голова редкол.); С.Куыковсьга (заст. голови); Н.Ничкало (заст. голови)]; упоряд.: Н. Ничкало; I. Савченко:Хмельницкий нацюнальний уыверситет. - К.: Богданова А. М., 2013. - С. 103-109.
4. Ломакина Т. Ю., Сергеева М. Г., Коржуев А. В. Структурные изменения в системе профессионального образования. - СПб.: Алетейя, 2014. - 168 с.
б.Ломакина Т.Ю. Социальное партнерство как эффективная форма сотрудничества с работодателями: федер. справ. Образование в России [информационно-аналитическое издание]; Т. 9 / Центр стратегического партнерства. - М.: НП. «Центр стратегического партнерства», 2013. - С. 77-80.
6. Модернизация профессионального образования: теория, опыт, проблемы: коллект. моногр. / сост. Т. Ю. Ломакина; под науч. ред. Т. Ю. Ломакиной. - М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2012 - 318 с.
521