► НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЮНЕВОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
National UNEVOK centre in Russian Federation
Ломакина Т.Ю.
Директор Национального центра ЮНЕСКО/ ЮНЕВОК в РФ, заведующая лабораторией теории непрерывного образования ФГНу ИТИП РАО, доктор педагогических наук, профессор
E-mail: lomakina@itiprao.ru
Lomakina T.Yu.
Head ofthe laboratoryof thetheoryof continuous education of the Institute of theory and history of pedagogy of the Russian Academy of Education, Director of National UNESKO/UNEVOC centre in Russian Federation, DoctorofScience (Education), Professor E-mail: lomakina@itiprao.ru
Аннотация. Представлена информация о деятельности Национального центра ЮНЕСКО / ЮНЕВОК в РФ, расположенного в Институте теории и истории педагогики Российской академии образования. Задачами Центра являются содействие развитию педагогического, культурного, научнотехнического и делового сотрудничества между российскими, международными и зарубежными организациями; организация и проведение подготовки и переподготовки профессиональных кадров и специалистов как в России, так и за рубежом; организация и проведение на национальном и международном уровнях выставок, конференций, семинаров и других мероприятий, реализация проектов и различных программ по проблемам, представляющим интерес для участников Центра; представление интересов своих участников в государственных органах, международных и общественных организациях.
Annotation. Article presented information on the activity of the National centre of UNESCO / UNEVOC in the Russian Federation, located atthe Institute ofthetheoryand history of pedagogy of the Russian Academy of Education. Tasks ofthe centre are: assistance to developmentof pedagogical, cultural, scientific, technical and business cooperation between the Russian, international and foreign organizations; the organization and carrying out preparation and retrainingof professional staff and experts in Russia and abroad; the organization and staging at national and international levels of exhibitions, conferences, seminars and other actions, implementation of projects and various programs on the problems which are of interestfor participants ofthe Centre; representation ofthe participants interests in the government bodies, international and public organizations.
Перемены, свойственные современному историческому этапу развития, имеют определенные особенности: непрерывность, устойчивость, стремительность и способность к ускорению. Эти перемены изменяют спрос на квалификационную структуру профессиональных кадров, требуя от них профессиональной мобильности и совершенства, необходимости постоянно обновлять свои знания. Поэтому обучение на протяжении всей жизни в целях личного и профессионального развития, смены рода занятий, овладения широкопрофильной квалификацией в соответствии с предложением и спросом на высококвалифицированные кадры имеет решающее значение.
Это касается целей, доступа, содержания программ, структуры учебных заведений, охвата областей деятельности, типа и продолжительности программ, форм организации учебного процесса (delivery systems), используемых методов, приемов и кадров, привлекаемых к преподавательской работе, способности учебных заведений быстро откликаться на возникновение новых потребностей, предугадывать их, создавать гибкие и восприимчивые к переменам структуры, менять критерии доступа к образованию, чтобы учитывать опыт трудовой жизни.
Подготовка кадров в глобализирующемся обществе должна быть направлена на формирование открытости образования мировой культуре, социуму, человеку. Проблема создания единого образовательного пространства, сплачивающего национальные системы образования, заключается в установлении между ними двусторонних управленческих, технологических, информационных, методических, научно-исследовательских и других связей. Единение становится возможным только в случае открытости образовательных систем, их взаимной предрасположенности к сотрудничеству.
Именно поэтому в основе работы Национального центра ЮНЕСКО/ЮНЕВОК в РФ, созданного в 1994 г. Секретариатом ЮНЕСКО по представлению Министерства образования РФ и Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО лежит принцип открытости в образовании.
Руководствуясь принципом открытости Национальный центр ЮНЕСКО/ЮНЕВОК в РФ ставит следующие задачи:
• содействие развитию педагогического, культурного, научно-технического и делового сотрудничества между российскими, международными и зарубежными организациями;
• организация и проведение подготовки и переподготовки профессиональных кадров и специалистов как в России, так и за рубежом;
• организация и проведение на национальном и международном уровнях выставок, конференций, семинаров и других мероприятий, реализация проектов и различных программ по проблемам, представляющим интерес для участников Центра;
• представление интересов своих участников в государственных органах, международных и общественных организациях.
• С октября 2010 г. центральный офис Национального центра ЮНЕСКО/ЮНЕВОК в РФ расположен в Институте теории и истории педагогики Российской академии образования (ФГНУ ИТИП РАО). Выли созданы региональные Отделения Центра (рис. 1):
Рис. 1. Структура Национального центра ЮНЕСКО/ЮНЕВОК РФ
• по Республике Татарстан - на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 7» г. Казани;
• по Ленинградской области - на базе Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина;
• организационно-методическое отделение - на базе Московского художественнопедагогического колледжа технологий и дизайна.
Деятельность Национального центра ЮНЕСКО/ЮНЕВОК в РФ за прошедший год осуществлялась по двум направлениям:
- образовательная и учебно-методическая работа;
- проектная деятельность.
По первому направлению на базе Отделения Центра по Республике Татарстан прошел третий выпуск студентов колледжа при Институте социальных и гуманитарных знаний, которые, начиная с 9-го класса гимназии, одновременно в течение трех лет учились по школьным программам и образовательным программам среднего профессионального образования. В разные годы группа таких ребят, которые одновременно с аттестатом зре-
лости получают диплом специалиста среднего профессионального образования, насчитывает 10-15 человек. Обучение происходит после школьных занятий по системе сетевого взаимодействия - часть занятий на территории гимназии, часть занятий в аудиториях института.
В современном обществе происходит становление нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях, и нарастают процессы глобализации, которые ведут к гомогенизации общества, проявляющейся в приверженности общим культурным ценностям, единым принципам, нормам поведения, а также в стремлении все универсализировать. Международная интегральная система образования, базирующаяся на единых требованиях к качеству образования, направлена на формирование высокообразованных личностей, воспитанных в духе гуманизма и плюрализма, сознательно участвующих в глобальных мировых процессах.
Этой цели посвящены ежегодные совместные тестирования Отделения Центра по Республике Татарстан и Американского университета в Болгарии для отбора абитуриентов, проживающих в Поволжском федеральном округе. Школьники, прошедшие тестирование, становятся студентами Университета.
Образование - это и социальный институт, работающий на благо общества и в непосредственной взаимосвязи с обществом, поэтому открытость образования подразумевает и укрепление взаимосвязей образования с другими социальными институтами, расширение практики социального партнерства, то есть открытость социуму. С этой целью Национальный Центр ЮНЕСКО/ЮНЕВОК в РФ в прошедшем году провел следующие конференции.
• В целях обобщения и распространения опыта работы в области самообразования, саморазвития и воспитания молодых педагогов и студентов профессиональных учебных заведений, молодых работников фирм и предприятий сферы услуг в апреле на базе Организационно-методического отделения Центра прошла Всероссийская молодежная научно-практическая конференция «Самообразование как средство развития личности педагога и студента», в которой приняли участие 180 человек. На конференции были представлены стендовые доклады студентов и их оригинальные проекты.
• Проблемы развития профессионального образования за последние 15 лет и определения основных научных подходов и особенностей развития в условиях мирового экономического кризиса были рассмотрены на четырех научных чтениях, посвященных памяти академика С.Я. Батышева на тему «Особенности профессионального обучения в условиях мирового экономического кризиса» (г. Москва, октябрь 2010 г., 87 участников). Конференция прошла при поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Торгово-промышленной палаты РФ при участии Министерства образования и науки Украины.
• IX международная конференции «Образование через всю жизнь: непрерывное образование для устойчивого развития» была организована Отделением Центра по Ленинградской области и посвящена развитию профессионального образования в современных условиях формирования системы непрерывного образования
(г. Санкт-Петербург, июнь 2011 г., 146 участников). Среди участников конференции были представители Австрии, Албании, Белоруссии, Болгарии, Италии, Казахстана, Латвии, Литвы, Норвегии, Польши, России, Украины и др. стран.
• V научные чтения, посвященные памяти академика С.Я. Батышева пройдут в два этапа на территории Украины: 7-8 сентября в г. Киеве; 9-10 сентября 2011 г. в г. Николаеве.
Б настоящее время ведется подготовка X Международной конференции «Образование через всю жизнь: непрерывное образование для устойчивого развития» и VI Международных научных чтений, посвященных памяти академика С.Я. Батышева.
Сегодня по мере нарастания процессов глобализации в мировом сообществе происходит взаимопроникновение и единение различных культур. Б этой ситуации коренным образом меняется роль образования, являющегося своеобразным мостом, ведущим в новую культуру. Система образования, открытая мировой культуре, призвана аккумулировать все культурное многообразие, преодолеть существующие цивилизационные, межнациональные и межконфессиональные различия, способствовать росту взаимопонимания наций и народностей, их интеграции на благо общественного прогресса.
Эта проблема актуальна в России в связи с миграционными потоками.
Миграции существенно расширяют этническую и культурную мозаику, выявляют и обостряют этнокультурные противоречия между различными группами населения, вызывают социальные напряжения. Всего в России живет и работает по разным оценкам от 5 до 15 млн. нелегальных мигрантов. Проблемы профессиональной адаптации мигрантов имеются во всех отраслях экономики.
С целью эффективной интеграции мигрантов в социокультурное и экономическое пространство нашей страны совместно с Московским строительным колледжем № 1 была разработана и частично реализована в практику уровневая модель модульного профессионального обучения мигрантов. В нее вошли 4 модуля:
• адаптация - обучение русскому языку и ознакомление с историей и традициями русского народа;
• профессиональное обучение;
• оценка уровня квалификации;
• повышение уровня квалификации.
Открытость образовательных систем как процесс взаимной предрасположенности к сотрудничеству по всем вопросам - от выработки единых общемировых требований к каждой ступени образовательного процесса, взаимного признания образовательных дипломов и сертификатов до взаимопомощи в вопросах учебно-методического, материально-технического обеспечения учебного процесса - создает необходимые условия для формирования единого образовательного пространства, сплачивающего национальные системы образования.
Доказательством этого является прошедший в конце апреля 2011 года на базе Организационно-методического отделения Центра Конкурс на кубок Академии парикмахерского искусства Сэн-Луи (Франция). На Конкурсе были представлены 67 работ студентов профессиональных образовательных учреждений г. Москвы по направлениям: парикма-
херское искусство и прикладная эстетика, дизайн одежды, арт-дизайн в кулинарии. Победители получили призы и кубки Французской академии.
Непосредственно с открытостью образования мировой культуре связана идеологическая и научная открытость образования, в основе которой лежит плюрализм научных мнений и концепций. Идеологическая и научная открытость образования способствует развитию творческих начал у учащихся, формированию исследовательских навыков, получению широких разносторонних знаний, привитию учащимся демократических взглядов и принципов.
Реализуя эту теорию на практике в мае 2011 года в Лос-Анджелесе (США) прошел международный конкурс научных проектов, где были представлены работы 2000 участников. Россию представляла победительница российского конкурса «Россия - ответственность - стратегия - технология», ученица 10 класса гимназии № 7 г. Казани Диана Галаутдинова. Ее научный проект «Биохимическая активность силикатных частиц, модифицированных аминогруппами по отношению к системе Candida albicans - гемоглобин» получил диплом 3-й степени.
В рамках проектной деятельности в Отделении Центра по Республике Татарстан было проведено исследование по проблеме теплосбережения, проблеме, которая является сегодня актуальной для всего мира. В рамках исследования были изучены технологии утепления фасадов зданий и теплоизоляционных свойств краски. Была создана новая теплоизоляционная краска, экономический эффект применения которой при окраске фасада гимназии составил 120 000 рублей в год.
В своей работе Национальный центр ЮНЕСКО/ЮНЕВОК в РФ и в дальнейшем предполагает организовывать свою деятельность в биполярном пространстве сущностных характеристик: глобализация, интеграция, гомогенность и открытость.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2012, № 3