► НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
ФОРУМ ПО НЕПРЕРЫВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В АСТАНЕ
CONTINUOUS EDUCATION FORUM IN ASTANA
Ломакина Т.Ю.
Заведующая лабораторией ФГБНУ «Институт стратегии и теории образования», директор Национального центра ЮНЕСКО/ЮНЕВОК в РФ, доктор педагогических наук, профессор E-mail: lomakina@itiprao.ru
Lomakina T.Y.
Head of the Laboratory at the Institute of Strategy and Theory of Education, Director of the National Center of UNESCO in Russian Federation, Doctor of science (Education), Professor.
E-mail: lomakina@itiprao.ru
Аннотация. 10-11 октября 2014 г. в г. Астане (Республика Казахстан) в многофункциональном зале «SILK WAY» прошел второй этап XII Международной конференции «Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития». В настоящей статье дан обзор этого мероприятия.
Annotation. On October 10-11, 2014, the second stage of the XII International Conference «Education throughout Life: Continuous Education in the Interests of Stable development» took place in Astana (Republic of Kazakhstan) at the «Silk Way» multifunctional conference hall.
Ключевые слова: непрерывное образование, конференция, Образование через всю жизнь, ООН, ЮНЕСКО, ИСИТО, Казахстан.
Keywords: continuing education, conference, Lifelong Education, UN, UNESCO, ISITO, Kazakhstan.
Организаторами конференции выступили: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Межпарламентская ассамблея Евразийского экономического сообщества, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Национальная академия образования им. И. Алтынсарина (базовая организация), Национальный центр ЮНЕСКО/ЮНЕВОК в РФ, ФГБНУ «Институт стратегии и теории образования» (преемник ИТИП РАО) и др.
В работе конференции приняли участие ученые, представители научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений разного уровня, ассоциаций
и бизнес-структур Казахстана, России, Беларуси, Таджикистана, Украины, Узбекистана, Эстонии, Германии, Португалии, Финляндии, Франции и Китая.
Участники конференции отметили, что современное образование имеет решающее значение для развития «человеческих ресурсов и человеческого капитала» как основополагающих факторов прогресса, продвижения инноваций, передовых технологий, а также способностей человека принимать взвешенные экономические, социальные и экологические решения.
Было подчеркнуто, что непрерывное образование является направлением государственной политики многих стран. Оно представляет собой современную фундаментальную педагогическую концепцию и руководящий принцип любой образовательной реформы. Значимость непрерывного образования (Lifelong learning) как социального института определяется тем, что оно посредством формализованного и неформализованного процессов обучения позволяет обучающимся независимо от их социального статуса или структурных ограничений приобретать новые знания, совершенствовать умения и навыки, обновлять профессиональные компетенции. Это способствует выстраиванию и коррекции индивидуальных образовательных и карьерных траекторий.
Участники конференции констатировали, что сегодня Казахстан достойно представлен в международном образовательном пространстве. За годы независимости на основе лучшего международного и отечественного опыта и практики создана национальная модель образования.
На пленарном заседании и на круглых столах обсуждались такие вопросы, как новая парадигма образования, непрерывное образование и национальные рамки квалификаций, обновление содержания образования, общество всеобщего труда и образование в течение всей жизни, трансформация содержания труда как важное условие постоянного обновления компетенций, рыночный механизм планирования профессиональной карьеры педагога в контексте непрерывного образования.
Открыл конференцию и выступил с докладом «Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: история и современность» президент Национальной академии образования им. И. Алтынсарина Министерства образования и науки Республики Казахстан, кандидат педагогических наук, доцент Жилбаев Жанбол Октябрович. Рассматривая исторические этапы развития концепции непрерывного образования и модель непрерывного образования в СССР, Жанбол Октябрович раскрыл основные характеристики образования в интересах устойчивого развития и показал, как реализуется данная модель в Республике Казахстан.
Депутат Сената Парламента Республики Казахстан, секретарь Комитета по социально-культурному развитию и науке, доктор технических наук, академик Международной кадровой академии Совета Европы (ЮНЕСКО), профессор Валиев Хусаин Хасенович в своем докладе раскрыл пути, возможности и необходимость взаимосвязи здоровья и образования в течение всей жизни.
Выступление Скворцова Вячеслава Николаевича, ректора Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, доктора экономических наук, кандидата педагогических наук, профессора (Россия, Санкт-Петербург), было посвящено основным
тенденциям и приоритетам в непрерывном профессиональном образовании в университете.
Член Международной академии по качеству (1А<2), почетный член финского общества по качеству, приглашенный научный сотрудник Университета Аалто Анттила Юха-ни (Финляндия, Хельсинки) остановился на вопросе распространения качества в обществе путем непрерывного обучения в высоком качестве, отметив, что сейчас взаимодействие и сотрудничество осуществляются в рамках новой среды и практики обучения. В связи с этим важным принципом концепции качества становится самооценка организации, что слабо используется в сфере образования.
Ректор Павлодарского государственного педагогического института, доктор философских наук, профессор Аршабеков Нургали Рахимгалиевич (Казахстан, Павлодар) в сообщении «Развитие системы опережающего педагогического образования» рассмотрел образ педагога будущего, раскрыл структуру и содержание новой модели образовательного процесса, которая обеспечит переход к познавательно-развивающему и методологическому типу образования, в основе которого лежит технология индивидуально ориентированного и проектно-деятельностного обучения.
О вкладе в установление новых моделей социального развития и повышении их ценности говорила Буше Осочовска Марлена, международный эксперт и консультант ООН/ЕС, глава представительства в штаб-квартире ЮНЕСКО, председатель Всемирного комитета по непрерывному образованию, доктор естественных наук (Франция, Париж).
Ломакина Татьяна Юрьевна, заведующая лабораторией теории непрерывного образования Института истории и теории педагогики Российской академии образования, директор Национального центра ЮНЕСКО/ЮНЕВОК в РФ, доктор педагогических наук, профессор (Россия, Москва), сделала акцент на партнерстве в системе непрерывного профессионального образования, отметив, что необходимо формировать новую разноуровневую и многофункциональную модель партнерских отношений в системе непрерывного образования.
Элимкулов Рамазан Сихымулы, президент АО «Финансовый центр» Министерства образования и науки Республики Казахстан, доктор юридических наук (Казахстан, Астана), в рамках темы «Финансовые возможности непрерывного образования, предоставляемые государством» рассказал о реализации в Республике Казахстан государственной программы развития образования на 2011-2020 гг., которая предусматривает внедрение механизма подушевого нормативного финансирования в школах, программ уровневых курсов повышения квалификации педагогов, автономной системы управления.
Чернышенко Сергей Викторович, доктор биологических наук, профессор Университета Кобленц-Ландау (Германия, Кобленц), остановился на теме «Секторальные квалификационные рамки: разработка при поддержке Европейской программы ТЕМПУС». Докладчик отметил, что рамки квалификации являются тем механизмом, который позволяет структурировать результаты обучения в системе образования, делая их прозрачными и понятными работодателю. С другой стороны, рамочный подход позволяет
систематизировать и обеспечить качество и целостное наполнение образовательных программ.
Директор Корпоративного университета «Самрук-Казына», член ассоциации НИ-менеджеров РК, кандидат экономических наук Ержигитова Шолпан Джумановна остановилась на компетентностной модели развития квалификаций в течение всей жизни и раскрыла авторскую методологию разработки отраслевого профессионального стандарта.
В конце пленарного заседания были проведены церемонии подписания таких международных соглашений, как:
- Договор о сотрудничестве Национальной академии образования им. И. Алтынса-рина Министерства образования и науки Республики Казахстан и Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина (Россия, Санкт-Петербург);
- Договор о сотрудничестве Национальной академии образования им. И. Алтынса-рина Министерства образования и науки Республики Казахстан и Университета Кобленц-Ландау (Германия, Кобленц).
Обсуждение тем проблемного поля конференции проходило в рамках круглых столов по следующим вопросам:
- «Новая парадигма образования»
Тема для дискуссии: Гуманистическая философия и прагматичная политика образования: конфликт или диалог?
Модераторы: Введенский Вадим Николаевич, доктор педагогических наук, профессор (Белгород, Россия); Мамырханова Аймен Молдагалиевна, кандидат исторических наук, доцент;
- «Непрерывное образование и национальные рамки квалификаций».
Тема для дискуссии: Формальное, неформальное и информальное образование: насколько возможно сегодня признание результатов обучения независимо от формы полученного образования?
Модераторы: Искаков Бисембай Мамаевич, доктор физико-математических наук, профессор; Мукашева Манаргуль Умирзаковна, кандидат педагогических наук, доцент;
- «Общество всеобщего труда и образование в течение всей жизни: отражение результатов обучения в показателях квалификаций».
Тема для дискуссии: Кто, как и когда осуществляет планирование, измерение результатов обучения и признание квалификаций?
Модераторы: Жетписбаева Бахытгуль Асылбековна, доктор педагогических наук, профессор; Сырымбетова Ляйля Саркытовна, кандидат педагогических наук, доцент;
- «Трансформация содержания труда как важное условие постоянного обновления компетенций».
Тема для дискуссии: Как может реагировать система профессионального образования на новые вызовы рынка труда?
Модераторы: Рудик Георгий Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор (Монреаль, Канада); Абылгазина Айгуль Есимжановна, кандидат исторических наук, доцент;
- «Рыночный механизм планирования профессиональной карьеры педагога в контексте непрерывного образования».
Тема для дискуссии: Каково участие местных органов власти, учебных заведений и бизнеса в профессиональном росте педагога?
Модераторы: Ломакина Татьяна Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор; Мухамедханова Алмагуль Кенесхановна, кандидат исторических наук, доцент.
По результатам выступлений и обсуждений принят проект резолюции, где отмечено, что за 12 лет Конференция превратилась в масштабный и пока единственный ежегодный международный форум, получивший всемирное признание.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2014,№ 5