redactor@ progress-human.com
Ссылка для цитирования этой статьи:
Суркова Ю.В. Системность нематериального стимулирования труда на предприятии // Human progress. 2017. Том 3, № 10. URL: http://progress-human.com/images/2017/tom3_10/ Surkova.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
УДК 331.101.3
СИСТЕМНОСТЬ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Суркова Юлия Викторовна
Менеджер отдела АО «Стокман»,
Магистрант направления «Управление персоналом»
SJiulia@e1.ru ул. 8-е Марта, 62-455, г. Екатеринбург, РФ, 620219 +7(904) 162-97-09
Аннотация. Статья посвящена вопросам неденежной мотивации персонала на современных предприятиях в России. Актуальность темы доказывается наличием прямой связи между заинтересованностью работников в конечном результате их деятельности и экономической эффективностью предприятия. Статья написана с целью изучения отечественного и зарубежного опыта применения различных видов и способов нематериального стимулирования. В статье приведены основные меры неденежного стимулирования, применяемые на современных российских предприятиях. Подчеркивается важность учета комплексности, системного характера нематериального стимулирования труда в компании. Предлагается осуществлять нематериальное стимулирование во взаимосвязи с организационными, техническими, психолого-физиологическими, социально-экономическими и общественными мерами по улучшению условий труда на предприятии. Представлены требования к показателям эффективности деятельности каждого работника с учетом процессного подхода и структурного взаимодействия сотрудников. В заключении автор подчеркивает первичность потребностей в материальном (денежном) стимулировании, важность вопросов неденежного стимулирования в работе руководителей.
Ключевые слова: неденежная мотивация; персонал; нематериальное стимулирование; управление персоналом; немонетарная мотивация. JEL коды: J 210, J 240.
redactor@ progress-human.com
Введение
Одной из причин недостаточной эффективности управления в большинстве современных отечественных компаний является незаинтересованность работников в конечном результате их деятельности. Эта проблема носит актуальный характер [1] из-за необходимости делегирования собственниками организации определенных управленческих функций менеджерам и невозможности тотального контроля за процессом их реализации. Противоречия интересов собственников и работников негативно влияют на эффективность системы управления и обусловливают рост агентских затрат на предприятии. Данный факт подтверждает актуальность темы исследования.
Важным фактором снижения остроты указанной проблемы является нематериальное стимулирование труда [2], которое направлено на организацию интереса работников в наиболее возможном направлении увеличения рыночной стоимости компании с учетом ее экономических возможностей.
Целью настоящей статьи является обобщение и систематизация информации о видах и способах нематериального стимулирования на современных российских предприятиях.
Основные способы неденежной мотивации персонала
Изучение зарубежной [3; 4] и отечественной специальной литературы, посвященной теории [5] и методологии нематериального стимулирования персонала [6], практическим аспектам управления нематериального стимулированием персонала, свидетельствует о несомненном интересе ученых к данной проблеме [7].
Но в экономической литературе сегодня проблема нематериального стимулирования труда недостаточно изучена с позиции управления предприятием, тогда как практика менеджмента диктует новые условия развития предприятий, связанные с необходимостью их адаптивности и конкурентоспособности, поскольку, как показывает опыт, нематериальное стимулирование позволяет повысить продуктивность труда на 20%.
Нематериальное стимулирование можно представить в виде: общественного признания работника (планирование карьеры; почетные награды, специальные статьи во внутриорганизационные печати; конференции и т.п.); общественного признания деятельности группы (вручение сувениров всем сотрудникам группы, статьи о достижениях группы, организация обедов с высшим руководством и др.); личное признание со стороны руководства (благодарность в письменной форме; открытки ко дню рождения и круглых дат и т.д.).
redactor@ progress-human.com
Основными видами нематериального стимулирования, как правило, являются: награждение грамотой Почета, благодарность, занесение фамилии сотрудника в Книгу почета, помещение фотографий сотрудников на Доску почета, Галерею Славы, присвоение почетных наград и тому подобное.
Законодательные и локальные акты организаций предусматривают, к примеру, моральные поощрения, такие как присвоение звания «Отличник качества» и перевод на самоконтроль, присвоение звания «Лучший в профессии», вручение семьям сотрудников благодарственных писем - отличников труда, присвоение звания «Лучший цех по качеству» и т.д.
Нематериальные блага можно охарактеризовать как улучшение условий работы в организации, которое создает у работника мотивацию, стимул к положительным действиям, положительному поведению, но, естественно, в случаях, если улучшение работы в сознании работников соответствует их представлениям о том, какими должны быть рабочие места, режимы труда и отдыха, участие работников в управлении компанией, отношения между работниками в коллективе и многое другое, что приносит работнику блага в нематериальной форме.
Поскольку улучшение условий работы в организации требует проведения организационных, технических, психолого-физиологических, социально-экономических, общественных мероприятий, то системы нематериального стимулирования неразрывно связаны с этими мерами.
Важно отметить, что система нематериального стимулирования труда в компании должна носить комплексный, системный характер, для оценки эффективности труда надо использовать показатели, которые должны быть установлены для каждой категории работников.
Показатели эффективности должны быть объективными и понятными [6], ясно и четко рассчитываться и должны быть связаны с функциональными обязанностями сотрудника, должны учитываться показатели процессного участия и структурного взаимодействия сотрудников. Эти показатели оценивают качество взаимодействия между подразделениями организации, трансляцию управленческих команд вниз по лестнице иерархии.
Ученые выделяют достаточно нематериальных методов стимулирования труда [8], которые могут составить систему нематериального стимулирования в организации: возможность карьерного роста, лидерства, гибкий график, возможность планирования отпуска, предоставление дополнительного отпуска, авторство реализованного им проекта, приоритетное получение новой квалификации, профессионального оборудования,
redactor@ progress-human.com
благодарность за эффективную работу, проведение соревнований / конкурсов / мастер -классов «лучший по профессии», упоминание о лучших сотрудниках коллектива в корпоративной прессе, издание корпоративных буклетов, фото с изображением лучших сотрудников, проведение корпоративных праздников, подарки к праздникам, непрямая финансовая помощь.
Заключение
Таким образом, перечисленные меры неденежной мотивации персонала, которые были рассмотрены в статье, применяются достаточно широко, в основном в крупных компаниях. Такая неденежная мотивация не может заменить материальную (денежную) [9]. Если компания не обеспечивает сотрудникам достойную оплату труда, это невозможно компенсировать ни благодарностями, ни установлением корпоративной культуры. Денежные стимулы являются базовыми.
Однако, когда заработная плата удовлетворяет требуемый работниками минимум, остаются неудовлетворенными другие потребности работников, в т.ч. в признание, социальной активности и другие, на этом этапе отсутствие или формальное применение нематериальной мотивации может привести к снижению результативности труда работников. Забота о благоприятном социально-психологическом климате в коллективе, создание комфортных условий труда и мощных социальных стимулов [10] являются важнейшими задачами руководства.
Литература:
1. Павленко О.В. Нематериальная мотивация в системе управления персоналом // Экономика и предпринимательство. 2015. M 3-2 (56-2). С. 524-527.
2. Мамайкина М.А., Дмитриева О.В. Неденежная мотивация персонала / В сборнике: Актуальные проблемы экономики и управления в XXI веке Сборник научных статей Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию СибГИУ. Сибирский государственный индустриальный университет. 2015. С. 119-121.
3. Rahim, I.F.A., Wahab, R.A., Munir, Z.A. Reward and recognition with employee Motivation: A study on a Malaysian private sector // Advanced Science Letters. - 2017, M 23(8), с. 7338-7341
4. Low Kim Cheng, P., Robertson, R.W. Not for bread alone - Motivation among hospital employees in Singapore // Public Organization Review. - 2006, M 6(2), с. 155-166
5. Марк А.М. Нематериальная мотивация - эффективный способ мотивации персонала // Академическая публицистика. 2017. M 10. С. 99-107.
redactor@ progress-human.com
6. Rozhdestvenskaya, E. M.; Ermushko, Z. A.; Zhavoronok, A. V.; и др. Methodological Basis of KPI Motivation / Конференция: International Conference on Responsible Research and Innovation (RRI), Tomsk Polytechn Univ, Tomsk, Russia, NOV 07-10, 2016 // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. - 2017, Том: 26. С.: 830-837.
7. Fehrler, S.; Kosfeld, M. Pro-social missions and worker motivation: An experimental study // Journal of Economic Behavior & Organization. - 2014. Том: 100. С.: 99-110
8. Хрящева Н.Ю., Доценко Е.В. Неденежная мотивация // Мотивация и оплата труда. 2006. № 1. С. 58-62
9. Голяшев В.А. Нематериальная и материальная мотивация в управлении персоналом: соотношение, факты и барьеры реализации // Управление человеческими ресурсами. 2014. № 1 (6). С. 34-36.
10. Мильчакова М.Л. Нематериальная мотивация: перспективы применения // Управление человеческими ресурсами. 2012. № 1 (1). С. 28-31.
THE SYSTEMICITY OF NON-MONETARY LABOR MOTIVATION AT THE ENTERPRISE
Julia Surkova Department Manager in Stockmann JSC Yekaterinburg, Russia
Abstract. The article is devoted to the issues of non-monetary personnel motivation at modern enterprises in Russia. The relevance of the topic is proved by the presence of a direct connection between the workers' interest in the final result of their activities and the economic efficiency of the enterprise. The article was written with the aim - the studying the domestic and foreign experience of applying various types and methods of non-material incentives. The article shows the main measures of non-monetary incentives used in modern Russian enterprises. The taking into account importance for the complexity, systemic nature of non-material labor incentives in the company is underlined. It is proposed to carry out non-material incentives in conjunction with organizational, technical, psychological-physiological, economic and social measures to improve working conditions at the enterprise. The requirements to each employee' s performance indicators are presented taking into account the process approach and the employees' structural interaction. In conclusion, the author emphasizes the primacy of needs for material (monetary) stimulation, the importance of non-monetary incentives issues for the managers' activities.
redactor@ progress-human.com
Key words: non-monetary motivation; staff; intangible incentives; personnel management; social motivation.
JEL Code: J 210, J 240.
References:
1. Pavlenko, O.V. Non-material motivation in the personnel management system // Economics and Entrepreneurship. 2015. No. 3-2 (56-2). Pp. 524-527.
2. Mamaykina, M.A.; Dmitrieva, O.V. Non-monetary motivation of personnel / In the collection: Actual problems of economics and management in the XXI century Collection of scientific articles of the International Scientific and Practical Conference dedicated to the 85th anniversary of the Siberian State University of Informatization and Communications. Siberian State Industrial University. 2015. pp. 119-121.
3. Rahim, I.F.A., Wahab, R.A., Munir, Z.A. Reward and recognition with employee Motivation: A study on a Malaysian private sector // Advanced Science Letters. - 2017, No. 23 (8), p. 7338-7341
4. Low Kim Cheng, P., Robertson, R.W. Not for bread alone - Public Administration Review. -2006, No. 6 (2), p. 155-166
5. Mark, A.M. Non-material motivation is an effective way of motivating staff. Academic Publicism. 2017. No. 10. P. 99-107.
6. Rozhdestvenskaya, E.M.; Ermushko, Z. A.; Zhavoronok, A.V.; and others. Methodological Basis of KPI Motivation / Conference: International Conference on Responsible Research and Innovation (RRI), Tomsk Polytechn Univ, Tomsk, Russia, NOV 07-10, 2016 // European Proceedings of Social and Behavioral Sciences. - 2017, Volume: 26. P.: 830-837.
7. Fehrler, S.; Kosfeld, M. Pro-social missions and worker motivation: An experimental study // Journal of Economic Behavior & Organization. - 2014. Vol.: 100. P.: 99-110
8. Khryasheva, N.Yu.; Dotsenko, E.V. Non-monetary motivation // Motivation and remuneration. 2006. № 1. P. 58-62
9. Golyashev, V.A. Non-material and material motivation in personnel management: correlation, facts and barriers of implementation // Human resources management. 2014. No. 1 (6). Pp. 34-36.
10. Milchakova, M.L. Non-material motivation: prospects of application // Human resources management. 2012. No. 1 (1). Pp. 28-31.
Contact
Julia Surkova
Ural State University of Economics
62-455, 8th of March Str., 620144, Yekaterinburg, Russia SJiulia@e1.ru
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com