Научная статья на тему 'Современные инструменты нематериальной мотивации персонала фитнес-индустрии'

Современные инструменты нематериальной мотивации персонала фитнес-индустрии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
444
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Human Progress
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА / MOTIVATION / НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ТРУДА / ФИТНЕС-ИНДУСТРИЯ / FITNESS INDUSTRY / СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / PERSONNEL MANAGEMENT / NON-MONETARY MOTIVATION / LABOUR ENCOURAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малышкина Наталья Валерьевна

Статья посвящена развитию нематериальной системы мотивации труда основного персонала фитнес-индустрии, которая активно развивается в последние годы и стала занимать значимое место на рынке потребительских услуг. В связи с динамичным ростом сети фитнес-центров наблюдаются проблемы кадрового обеспечения отрасли, слабо изучены особенности управления персоналом в данной специфической среде бизнеса. В представленных к обсуждению материалах дается краткий обзор понятийного аппарата управления мотивацией персонала, выделяется специфика и состав элементов нематериальной мотивации сотрудников, приводится перечень наиболее распространенных инструментов нематериальной мотивации труда, применяемый в фитнес индустрии. Автор раскрывает результаты пилотажного социологического исследования мотивации сотрудников фитнес-центра Positive Style, которое было проведено в апреле-мае 2017 г. Исследование выявило отношение персонала к уровню заработной платы, социально-психологическому климату в коллективе, взаимоотношениям с руководителями, корпоративным мероприятиям и оплате работодателем обучения. На основе выявленных в процессе исследования проблемных зон представлены предложения по развитию системы нематериального стимулирования сотрудников, рассчитаны затраты на мероприятия, указаны направления дальнейшего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN TOOLS OF NON-monetary STAFF MOTIVATION IN THE FITNESS INDUSTRY

The article is devoted to the development of the non-monetary motivation system for the core staff of the fitness industry, which has been actively developing in recent years and has begun to occupy a significant place in the consumer services market. In connection with the dynamic growth of fitness centers network there are problems of staffing in the industry, and the features are poorly studied of personnel management in this specific business environment. In the materials presented to the discussion, a brief overview of the conceptual apparatus is given for managing staff motivation, the specifics and composition of the employees' nonmonetary motivation elements are highlighted, a list of the most common tools for non-monetary labor motivation is provided which is used in the fitness industry. The author reveals the results of a pilot sociological survey for the employees' motivation in the fitness center “Positive Style”, which has been held in April-May 2017. The survey revealed the staff attitude to the wages level, socio-psychological climate in the team, relationships with managers, corporate events and payment by the employees' training. The article presents proposals for the non-material employees' motivation system development, based on the problem areas identified in the process of research; the costs of activities have been calculated, areas for further research are outlined.

Текст научной работы на тему «Современные инструменты нематериальной мотивации персонала фитнес-индустрии»

Ссылка для цитирования этой статьи:

Малышкина Н.В. Выявление соответствия личных ценностей кандидата корпоративным ценностям организации при подборе персонала // Human Progress. 2017. Том 3. № 10. URL: http://progress-human.com/images/2017/tom3_10/Malyshkina.pdf, свободный. - Загл. с экрана. -Яз. рус., англ.

СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ФИТНЕС-ИНДУСТРИИ

Ж Малышкина Наталья Валерьевна

Инструктор фитнес-центра "POSITIVE-STYLE", Магистрант направления «Управление персоналом»

nataliamalyshkina@mail .ru ул. Орджоникидзе, 15

г. Верхняя Пышма, Свердловская область, РФ, 624090

Аннотация. Статья посвящена развитию нематериальной системы мотивации труда основного персонала фитнес-индустрии, которая активно развивается в последние годы и стала занимать значимое место на рынке потребительских услуг. В связи с динамичным ростом сети фитнес-центров наблюдаются проблемы кадрового обеспечения отрасли, слабо изучены особенности управления персоналом в данной специфической среде бизнеса. В представленных к обсуждению материалах дается краткий обзор понятийного аппарата управления мотивацией персонала, выделяется специфика и состав элементов нематериальной мотивации сотрудников, приводится перечень наиболее распространенных инструментов нематериальной мотивации труда, применяемый в фитнес индустрии. Автор раскрывает результаты пилотажного социологического исследования мотивации сотрудников фитнес-центра Positive Style, которое было проведено в апреле-мае 2017 г. Исследование выявило отношение персонала к уровню заработной платы, социально-психологическому климату в коллективе, взаимоотношениям с руководителями, корпоративным мероприятиям и оплате работодателем обучения. На основе выявленных в процессе исследования проблемных зон представлены предложения по развитию системы нематериального стимулирования сотрудников, рассчитаны затраты на мероприятия, указаны направления дальнейшего исследования.

УДК 331.101.3

Ключевые слова: мотивация персонала; нематериальная мотивация труда; фитнес-индустрия; стимулирование труда; управление персоналом.

Актуальность исследования системы нематериальной мотивации персонала фитнес индустрии обусловлена, прежде всего, недостаточной разработанностью темы, активным развитием фитнес индустрии в последние годы и другими факторами. Фитнес-индустрия развивается стремительно, в связи с этим роль персонала крайне важна для сохранения лидирующих позиций на рынке, сохранения конкурентоспособности организации в период кризиса. Рост численности квалифицированных кадров в год составляет 10-15%, а постоянно открывающиеся объекты требуют, как минимум 30-40% [1, с. 65]. Несмотря на то, что степень научной разработанности проблем мотивации труда достаточно высока [2; 3; 4, 5], вопросам нематериальной мотивации персонала фитнес индустрии, как сферы, находящейся на стыке спорта, физической культуры и сферы услуг, не уделено должного внимания в современных публикациях.

Цель данного исследования - выявление наиболее актуальных методов нематериальной мотивации персонала в современной организации фитнес индустрии.

1. Особенности мотивации в фитнес индустрии

Существует множество определений мотивации, множество концепции и подходов. Интегрируя все переработанные определения, остановимся на том, что мотивация - это процесс осознанного и самостоятельного выбора работником актуального в конкретной ситуации поведения с целью удовлетворения потребностей, которые определяются совокупным воздействием внешних и внутренних побудительных сил.

Говоря о нематериальной мотивации, отметим, что подходов к определению ее сущности тоже достаточно много [6; 7]. Остановимся на понимании нематериальных ценностей сотрудника организации с точки зрения известной всем пирамиды А.Маслоу, которую используют в своей работе по созданию правил эффективной нематериальной мотивации Ноздрина Е.Е. и другие авторы. Согласимся с ними, что, при преобладании физиологических потребностей в системе ценностей сотрудника, ему необходимо, в первую очередь, предоставить комфортный и достаточный уровень заработной платы. Потребность в защите и безопасности: важно организовать дружественную обстановку в коллективе,

JEL Коды: M 12; М 14.

Введение

минимизировать негативное общение. Социальные потребности: важна поддержка коллег и начальства, регулярные коммуникации и знакомства. Потребность в уважении и самоуважении: сотрудников необходимо одаривать вниманием, им важно чувствовать свою нужность. Потребность в самореализации - главная потребность креативных сотрудников. Для них важна творческая работа, они способны решать сложные и нестандартные задачи [8, с.405].

Таким образом, на этапе планирования элементов системы нематериальной мотивации начинать необходимо с исследования степени удовлетворения базовых потребностей персонала, которые решаются на уровне материальной мотивации, на уровне системы оплаты труда. При анализе условий труда в фитнес индустрии было выявлено, что у сетевых фитнес-центров, клубов премиум-класса существует сдельная система материальной мотивации, которая включает в себя плановое количество тренировок (если речь идет о тренерском составе), которое тренер должен выполнить за месяц. От числа тренировок зависит его основная заработная плата, при этом окладной части не существует. Чем больше количество проведенных тренировок, тем выше заработная плата. Здесь стоит учитывать, что иногда физически не получается выполнить план персональных тренировок.

Изучение действующих инструментов нематериальной мотивации сотрудников фитнес индустрии, позволило определить наиболее часто встречающиеся: корпоративные мероприятия к праздникам; скидки на услуги и продукцию собственных марок; скидки на продукцию товаров спонсоров; сообщение о достижениях коллегам; поздравления с праздниками. В редких случаях (используется только крупными компаниями, которые работают на территории не одного города, региона) применяются инструменты: оплата семинаров и мастер-классов для повышения квалификации.

При разработке мотивационной модели организации необходимо учитывать специфические факторы фитнес индустрии. Правильно формировать деловую культуру, нацеленную не только на получение прибыли, но и на поддержание репутации за счет сотрудников. Необходимо постоянно мотивировать персонал спортивной организации для достижения больших целей, поддерживать благоприятный климат в организации. Эффективная мотивация персонала объединяет персонал в единую команду, которая способна решить сложные задачи по совершенствованию фитнес-бизнеса.

2. Оценка нематериальной мотивации в фитнес-центре Positive Style

Указанные выше блоки нематериальных аспектов мотивации труда были учтены нами при разработке анкеты для исследования проблем мотивации фитнес-центра Positive Style.

Журнал «Human Progress» http://progress-human.com/

Том 3, № 10 (октябрь 2017) redactor@ progress-human.com

Материалы II Международной заочной научно-практической конференции «Прогресс развития человеческого потенциала»

На предварительном этапе исследования были изучены учетно-отчетные документы сети, выявлены следующие формы нематериальной мотивации сотрудников, которые уже применяются в центрах: корпоративные мероприятия, проводимые руководством фитнес-центра для сплочения коллектива (выезды на природу, походы в кафе, оплату за которые частично или полностью руководство берет на себя); помощь при получении ипотеки; частичная или полная оплата семинаров, мастер-классов и конференций; оформление годового контракта с Клубом Бодибилдинга и фитнеса, а также оплата поездок на соревнования по бодибилдингу в Европу на Чемпионаты мира. Для управляющего персонала существует поощрение в виде сертификатов в SPA-салоны. Тренеров и административный персонал всегда поздравляют с именными датами, дарят памятные подарки.

Авторское исследование проводилось методом анкетирования. Тип исследования -пилотажное, его цель - апробация инструмента. В дальнейшем планируется определить эффективность действующей системы нематериальной мотивации с последующей разработкой рекомендаций по ее совершенствованию. Опрошено 90% сотрудников по квотной выборке. Был опрошен административный персонал, тренеры тренажерного и аэробного залов и менеджеры. Анкета содержала 19 вопросов, которые направлены на оценку удовлетворенности персонала действующим набором нематериальных и материальных стимулов.

Первый вопрос касался материальной составляющей мотивации, как условия для дальнейшего построения нематериальной надстройки (рис 1 ). Сотрудникам был задан вопрос об удовлетворенности оплатой труда в организации на момент проведения исследования.

□ Полностью удовлетворены

□ Скорее удовлетворены

□ Скорее неудовлетворены

□ Полностью неудовлетворены

Рис. 1: Уровень удовлетворенности заработной платой, %1

1 Составлено автором на основе данных собственного исследования © Н.В. Малышкина 4

Как показано на рисунке 1 - пятая часть респондентов полностью удовлетворена своей заработной платой, более половины скорее удовлетворены. Таким образом, основа для развития системы нематериального стимулирования в центре сформирована.

Почти 80% сотрудников отметили социально-психологическую обстановку в организации как дружелюбную, где все готовы прийти на помощь, если это требуется. Это характеризует сотрудников с положительной стороны: помощь в адаптации, умение поддержать в трудных ситуациях и т.д. Фактор дружного коллектива сможет помочь в построении системы мотивации. Сотрудники постоянно находятся в позитивном общении, знают проблемы, плюсы и минусы системы мотивации, настроения коллег. Но не стоит забывать, что около трети сотрудников относятся к коллективу нейтрально. С помощью личного общения управляющим необходимо выяснить, какие проблемы существуют у таких сотрудников, почему они не видят позитивные моменты. Именно такие сотрудники, возможно, оценивают организацию с объективной точки зрения, значит, помогут в разработке системы мотивации и развитии нематериальной мотивации в организации.

Сотрудникам был задан вопрос об оценке взаимодействия с вышестоящим руководством. Выявление данного фактора оценивалось при помощи вопроса: «Оцените отношение вышестоящего руководства к сотрудникам». Порядка 70% сотрудников фитнес-центра оценивают отношение руководителя к себе как положительное, заинтересованное в их развитии. Кроме того, руководство помогает в решение трудовых вопросов. Более 1/5 части сотрудников положительно оценили руководство с точки зрения его открытости и дружелюбности. Только 7% отметили, что руководство хорошо относится лишь к приближенным.

Важным моментом является поддержание корпоративной культуры организации [9]. Сотрудникам в анкетировании было предложено выбрать, как часто руководство фитнес-центра организовывает корпоративные мероприятия для сотрудников. В результате мы выяснили, что 75% опрошенных отмечают, что подобные мероприятия организация проводит раз в квартал. Мы видим, что руководство фитнес-центра заинтересовано в развитии не только трудовых, но и дружеских взаимоотношений, в развитии корпоративной культуры. Остальные опрошенные отметили, что мероприятия организуются только по праздникам.

Журнал «Human Progress» http://progress-human.com/

Том 3, № 10 (октябрь 2017) redactor@ progress-human.com

Материалы II Международной заочной научно-практической конференции «Прогресс развития человеческого потенциала»

□ Раз в квартал

□ Только по праздникам

2

Рис. 2: Частота проведения корпоративных мероприятий, %

Сотрудники также отвечали на вопрос (рис. 3), относящийся к выявлению уровня нематериальной мотивации, который касался оплаты обучения персонала и звучал следующим образом: «Предположим, Вам необходимо пройти обучение, семинар или курсы повышения квалификации. В каком объеме Ваша организация обучение оплатит Вам обучение?». Половина опрошенных сотрудников затруднились ответить на вопрос. Это может говорить о том, что сотрудники не обращались к руководству с подобной просьбой. Треть респондентов отмечает, что организация оплатит обучение, только, если ему это будет выгодно. Лишь 7% сообщили об обязательной оплате стоимости обучения. Данный вопрос выявил недоработки системы нематериальной мотивации.

□ Оплатит всю стоимость обучения

□ Оплатит половину стоимости

□ Оплатит, если выгодно

□ Затруднились ответить

Рис. 3: Оценка сотрудниками возможности оплаты фитнес-центром обучения, %

Результаты исследования позволили нам разработать план мероприятий по внедрению дополнительных элементов нематериального стимулирования труда в фитнес-центре.

2 Составлено автором на основе данных собственного исследования

3 Составлено автором на основе данных собственного исследования

Журнал «Human Progress» http://progress-human.com/

Том 3, № 10 (октябрь 2017) redactor@ progress-human.com

Материалы II Международной заочной научно-практической конференции «Прогресс развития человеческого потенциала»

Мероприятия систематизированы согласно уровням удовлетворения потребностей по пирамиде А.Маслоу, результаты представлены в таблице 1.

Таб. 1: Предлагаемые варианты развития системы нематериальных стимулов4

№ Уровни потребностей Инструмент стимулирования Расчетные затраты, тыс. руб

1 Физиологические потребности Частичная оплата проезда 61,2

2 Потребность в безопасности Официальное трудоустройство, социальные отчисления -

3 Потребность в любви, дружбе, социальной принадлежности Униформа организации Корпоративные мероприятия Поздравление с праздниками 17,3 78,0 200,0

4 Потребность в уважении и признании Награды за достижения: Грамоты Доска почета 0,2 2,0

5 Потребность в самореализации Оплата обучения 28,0

Итого: 386, 6

Стоимость реализации проекта не превышает 2% от прибыли организации, что говорит о возможности его внедрения.

Заключение.

Считаем, что построение системы нематериальной мотивации персонала через призму пирамиды А.Маслоу будет достаточно эффективным, так как в ней учитывается основной спектр потребностей персонала различных уровней. Кроме того, оплата обучения позволит повысить уровень квалификации работников [10], что скажется на количестве привлекаемых клиентов и возможности их удержания.

Ожидаемую экономическую эффективность реализации предлагаемого проекта пока оценить достаточно сложно, поэтому в дальнейших исследованиях предполагается разработка индикаторов эффективности реализации проекта по развитию системы нематериальной мотивации в фитнес-индустрии.

Литература

1. Маслова В.М. Управление персоналом. 2-е изд. переработан. и доп. - Москва: Инфра-М, 2015, 492 с.

2. Карпова Е.А. Влияние удовлетворенности трудом на мотивацию трудовой деятельности. / Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук. Сборник трудов участников Второй международной научно-практической конференции, 2015. С. 152-155.

4 Составлено автором на основе данных собственного исследования © Н.В. Малышкина 7

Журнал «Human Progress» http://progress-human.com/

Том 3, № 10 (октябрь 2017) redactor@ progress-human.com

Материалы II Международной заочной научно-практической конференции «Прогресс развития человеческого потенциала»

3. Марьин В.В. Мотивация к труду и профессиональная мотивация. // Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения, 2013. С. 33-36.

4. Федорова А.Э., Коропец О.А., Тонких Н.В. Нарративный анализ негативных факторов в трудовой среде // Социодинамика, 2017, № 9. С. 102-112.

5. Хизриева С.К. Джамалудинова М.Ю. Управление мотивацией к труду работников организаций // Евразийский союз ученых, 2016, № 4 (25). С. 34-38.

6. Rahim, I.F.A., Wahab, R.A., Munir, Z.A. Reward and recognition with employee Motivation: A study on a Malaysian private sector // Advanced Science Letters, 2017, 23(8), с. 7338-7341

7. Bassous, M. What are the Factors that Affect Worker Motivation in Faith-Based Nonprofit Organizations? / Voluntas, 2014, № 26(1), с. 355-381

8. Ноздрина Е.Е., Казакова А.Д., Свириденко А.Д. и др. Система нематериальной мотивации персонала: 5 основных правил создания // Молодой ученый, 2015, № 15. c. 3.

9. Fehrler, S., Kosfeld, M. Pro-social missions and worker motivation: An experimental study // Journal of Economic Behavior and Organization, 2014, № 100, с. 99-110

10. Teknik, G.F., Buang, N.A. Which one contribute more on work performance: Education background or work motivation? / International Business Management, 2013, № 7(2), с. 91-99.

THE MODERN TOOLS OF NON-MONETARY STAFF MOTIVATION IN THE FITNESS INDUSTRY

Natalia Malyshkina Instructor in the Fitness Center "POSITIVE-STYLE" Yekaterinburg, Russia

Abstract. The article is devoted to the development of the non-monetary motivation system for the core staff of the fitness industry, which has been actively developing in recent years and has begun to occupy a significant place in the consumer services market. In connection with the dynamic growth of fitness centers network there are problems of staffing in the industry, and the features are poorly studied of personnel management in this specific business environment. In the materials presented to the discussion, a brief overview of the conceptual apparatus is given for managing staff motivation, the specifics and composition of the employees' non- monetary motivation elements are highlighted, a list of the most common tools for non-monetary labor motivation is provided which is used in the fitness industry. The author reveals the results of a pilot sociological survey for the

employees' motivation in the fitness center "Positive Style", which has been held in April-May 2017. The survey revealed the staff attitude to the wages level, socio-psychological climate in the team, relationships with managers, corporate events and payment by the employees' training. The article presents proposals for the non-material employees' motivation system development, based on the problem areas identified in the process of research; the costs of activities have been calculated, areas for further research are outlined.

Key words: motivation; non-monetary motivation; fitness industry; labour encouragement, personnel management.

1. Maslova, V.M. Personnel Management. 2nd ed. redesigned. and additional. - Moscow: Infra-M, 2015, 492 p.

2. Karpova, E.A. The impact of job satisfaction on the motivation of work. Actual problems of the humanities and social sciences. Collected Works of the Participants of the Second International Scientific and Practical Conference, 2015. P. 152-155.

3. Marin, V.V. Motivation for work and professional motivation. // Management of social and economic development of regions: problems and ways of their solution, 2013. P. 33-36.

4. Fedorova, A.E., Koropets, O.A., Tonkikh, N.V. A Narrative Analysis of Negative Factors in the Work Environment // Sociodynamics, 2017, No. 9. P. 102-112.

5. Khizriyeva, S.K. Jamaludinova, M.Yu. Managing the motivation for the work of employees of organizations / / Eurasian Union of Scientists, 2016, No.4 (25). Pp. 34-38.

6. Rahim, I.F.A., Wahab, R.A., Munir, Z.A. Reward and recognition with employee Motivation: A study on the Malaysian private sector // Advanced Science Letters, 2017, 23 (8), p. 7338-7341

7. Bassous, M. What are the Factors that Affect Worker Motivation in Faith-Based Nonprofit Organizations? / Voluntas, 2014, No. 26 (1), p. 355-381

8. Nozdrina, E.E., Kazakova, A.D., Sviridenk, A.D. etc. The system of non-material motivation of personnel: 5 basic rules of creation // Young Scientist, 2015, No. 15. c. 3.

9. Fehrler, S., Kosfeld, M. Pro-social missions and worker motivation: An experimental study // Journal of Economic Behavior and Organization, 2014, No. 100, p. 99-110

10. Teknik, G. F., Buang, N.A. Which one to contribute more on work performance: Education back-ground or work motivation? / International Business Management, 2013, No. 7 (2), p. 91-99.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

JEL Code: M 12; M 14.

References

Contact

Natalia Malyshkina

Fitness center "POSITIVE-STYLE"

15, Ordzhonikidze Str., 624090, Verkhnyaya Pyshma, Sverdlovsk Region, Russia nataliamalyshkina@mail.ru

Научный руководитель: к.э.н., доцент кафедры экономики труда и управления персоналом ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» Н.В. Тонких

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.