Научная статья на тему 'Системное управление педагогическим образованием'

Системное управление педагогическим образованием Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
967
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Системное управление / система педагогического образова-ния / организационно-экономический механизм управления системой педагогического образования / System management / the system of pedagogical education / the organi-zational-economic mechanism of management of the system of pedagogical education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жилина Алла Ивановна

В статье исследуются понятия системного управления педагогическим образо-ванием с современных позиций теории систем. Педагогическое образование рас-смотрено как социально-педагогическая и социально-экономическая система, тре-бующая профессионального системного управления в условиях развивающегося общества знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article explores the concept of system management teacher education with the modern point of view of systems theory. Teacher education is considered as a socio-pedagogical and socio-economic system, requiring professional management system in the context of an emerging knowledge society.

Текст научной работы на тему «Системное управление педагогическим образованием»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА,

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.046.4

А. И. Жилина

Системное управление педагогическим образованием

В статье исследуются понятия системного управления педагогическим образованием с современных позиций теории систем. Педагогическое образование рассмотрено как социально-педагогическая и социально-экономическая система, требующая профессионального системного управления в условиях развивающегося общества знаний.

The article explores the concept of system management teacher education with the modern point of view of systems theory. Teacher education is considered as a sociopedagogical and socio-economic system, requiring professional management system in the context of an emerging knowledge society.

Ключевые слова. Системное управление, система педагогического образования, организационно-экономический механизм управления системой педагогического образования.

Key words. System management, the system of pedagogical education, the organizational-economic mechanism of management of the system of pedagogical education.

Системное управление... Это понятие в начале XXI в. звучит почти привычно, некоторые, вообще, пожимая плечами, говорят, что давно уже оно осуществлено и говорить, собственно, не о чём.

Наш XXI в. с его глобальными вызовами обществу поставил перед всеми структурами, организациями, отраслями и сферами деятельности, в том числе, и перед отраслью «педагогическое образование» одну из важнейших проблем - системное управление.

Одни в системном управлении педагогическим образованием видят обеспечение непрерывного процесса развития системы подготовки и повышения квалификации педагогов и развития системы образования в целом. Другие считают, что педагогическое образование должно основываться на «особом» видении проблем образования в регионе и стране, хотя плохо понимают, что это значит и как организовать это системное управление на уровне региона или страны в целом.

© Жилина А.И., 2015

89

Как нам представляется, для начала разговора мы должны взглянуть на педагогическое образование как на систему. Система, до сих пор воспринималась как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (подсистем), имеющая единую цель и условия развития.

Вот среди этой совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (подсистем) педагогического образования каждому видится своё. Одни полагают, что это «система формирования, сохранения и развития коллективных знаний, нравственности, памяти народа, передача всего накопленного следующим поколениям и всем тем людям, которые её создают и которые способны внести в мир элементы душевной тревоги за будущность своего народа, а в нынешних условиях и будущность планетарной цивилизации» (Н. Н. Моисеев). Другие считают педагогическое образование формой развития личности, деятельности и сознания педагога как субъекта социальной жизни, обеспечивающей утонченность восприятия знания, формирование страсти к знаниям (коллектив ученых - педагогов НовГУ им. Ярослава Мудрого). Мы не станем оспаривать глубину и точность этих эмоциональных определений. Попытаемся рассмотреть понятие «система педагогического образования» с точки зрения системного подхода.

Исследование педагогического образования как системы, взаимодействующей с другими системами, в частности с системой образования, социально-экономической системой региона или страны в целом, опирается на теорию систем и развивающуюся в современном глобализирующемся мире теорию системного управления крупными сложными системными объектами, организациями, отраслями деятельности.

В трудах основоположников системного подхода Л. Берталанфи, У. Эшби, Н. Винера, направленных на построение единой теории систем, нет упоминания о системе педагогического образования. Однако выводы об изученных с системных позиций организациях, предприятиях, учреждениях дают нам основания исследовать в таком же ключе отрасль «педагогическое образование» как один из типичных для подобных организаций примеров объекта системного управления.

Период наиболее интенсивного развития общей теории систем, пришедшийся на 1960-е гг. и связанный с именами Р. Акоффа, С. Бира, М. Месаровича, Р. Калмана, Д. Форрестера и др., существенно обогатил аппарат исследования, моделирования и проектирования организаций и их взаимодействия друг с другом и с другими системами. Они рассматривались как открытые системы, взаимодействующие с другими открытыми системами и внешней средой.

Действительно, с этих позиций педагогическое образование является сложной открытой системой, входящей в состав общей системы образования. Эта система имеет определенную современным общественным развитием значимую для общества цель: подготовка

соответствующих общественным запросам профессиональных педаго-

90

гических кадров, способных обучать, воспитывать и развивать личность учащихся на всех ступенях образовательной системы в течение всей жизни.

Педагогическое образование - это и процесс, и система, и результат формирования педагогов-специалистов. Специалист, подготовленный в системе педагогического образования, - это профессионал-педагог /учитель/. Его профессиональная работа представляет собой самостоятельный вид трудовой деятельности, характеризующийся, в частности, специальными не только знаниями и умениями, но также личностными качествами и способностями, связанными со способами и характером взаимодействия человека с теми или иными объектами и субъектами деятельности. Для педагога, как и для любой профессии, абсолютно обязательно получение определенной профессиональной подготовки до назначения на должность. Однако здесь совершенно необходим допрофессиональный отбор, так как педагог - это способная к самореализации профессионально ориентированная на работу с людьми личность. В отличие от других профессий деятельность педагога-специалиста предполагает его умение проявлять в процессе работы с детьми и их родителями различные профессионально значимые личностные качества в единстве с умениями применять знания психологопедагогических, специальных отраслевых и гуманитарных наук.

Поэтому в систему педагогического образования логично включаются следующие разноуровневые взаимосвязанные элементы (подсистемы):

- предпрофессиональной подготовки (профориентация на профессию педагога, которая должна заканчиваться профессиональным отбором на подготовку к педагогической деятельности);

- профессиональной подготовки педагогов (обучение в педагогическом учебном заведении, которая должна заканчиваться психологопедагогической готовностью выполнять свои трудовые обязанности в образовательной организации);

- повышения квалификации педагогов (дополнительное профессиональное образование в учебном заведении, неформальное образование, самообразование, которые должны обеспечивать соответствие профессиональных знаний и умений каждого педагога вызовам времени);

- материально-технического, финансового, кадрового, научнометодического, информационного и иного обеспечения системы педагогического образования;

- управления педагогическим образованием на уровне государства, региона, образовательной организации любого вида и типа (включающая направления государственной образовательной политики, современный, соответствующий рыночным отношениям организационно-

91

экономический механизм управления системой педагогического образования в стране и регионе).

Система педагогического образования активно взаимодействует не только со своими подсистемами, но и со всей системой образования, и с другими открытыми системами, такими как абитуриенты, население территории, органы управления и власти, учреждения образования и бизнеса, заказчики образовательных услуг и исполнители /профессорскопреподавательский состав/, социально-культурные, политические, экономические структуры и др.

В то же время, система педагогического образования является системой самоорганизующейся, самовозобновляющейся, объективно направленной на удовлетворение общественных потребностей в подготовке, воспроизводстве квалифицированных педагогических кадров. Именно поэтому она является экономической подсистемой в существующей экономической системе современного ей общества.

Экономическая эффективность системы педагогического образования проявляется не в результатах образовательно-воспитательной деятельности её выпускников, а в результатах производственной работы их воспитанников. Поэтому экономическая эффективность в данном контексте носит отсроченный во времени характер и стопроцентно зависит от самой системы педагогического образования, способной подготовить к профессиональной деятельности своих выпускников - педагогов, которые подготовят своих учеников к жизни и труду в современных условиях развивающегося общества. Это будет означать, что и система педагогического образования, и система профессиональной деятельности её выпускников-педагогов успешно решает проблему создания и развития человеческого капитала в условиях развивающегося информационного общества.

В силу специфических задач, решаемых системой педагогического образования по созданию человеческого капитала, в первую очередь, профессионалов-педагогов, владеющих специальными профессиональными качествами и знаниями по развитию личности для всех отраслей и систем общественно-экономического бытия, эта педагогическая система является специальной, социально-педагогической, образовательной, действующей в исторически определённой социально-культурной, политической и экономической ситуации.

Именно система педагогического образования является ключевым фактором развития всякой общественной системы. Система педагогического образования объективно одной из первых откликается на общественные вызовы, так как от качества педагогических работников зависит качество специалистов всех отраслей человеческой деятельности, а в конечном счёте - развитие всего человеческого общества.

Изучение феномена педагогического образования как сложной социально-экономической образовательной системы опирается на иссле-

92

дования теории систем, теории стратегического развития организации, где и сами организации представляются в качестве значимой части социально-экономических систем.

В научной литературе представлены различные варианты описания систем педагогического образования. Однако и до сих пор ощущается явный дефицит системности в их понимании, развитии и управлении ими. Различные варианты исследования формирования, деятельности, трансформации образовательных подсистем, управления системами образования, в т. ч. педагогического, описывают лишь отдельные аспекты их функционирования, страдают фрагментарностью и статичностью. И мы согласимся здесь с мнением уважаемого учёного: «Продвижение в данной области имело бы наибольшее значение для теории и практики управления, в особенности стратегического, где комплексное рассмотрение объекта управления как единого в экономическом пространстве и времени по сути не имеет альтернатив» [4].

Эти выводы имеют непосредственное отношение и к системе педагогического образования. Мы сегодня не имеем ни теории системного управления педагогическим образованием, ни системных исследований самого педагогического образования как системы, являющейся объектом управления.

Известно, что существенный вклад в теорию управления и теорию систем внесли работы представителей отечественной экономической науки - Б. Н. Михалевского, Ю. Н. Гаврильца, Ю. И. Черняка, В. И. Дани-лова-Данильяна, М. Г. Завельского, В. М. Глушкова и др. Появилась возможность говорить о методологии применения системного анализа и теории систем, системном управлении в образовании, в том числе педагогическом.

Ничего похожего в науке управления образованием, тем более педагогическим, - мы пока не имеем.

В то же время опора на системную парадигму позволяет переосмыслить содержание ряда известных направлений теории и практики управления образованием, обосновать новые аспекты управления, в том числе и такой специфической отраслью, как педагогическое образование. Имеющая место сегодня эклектичность теории стратегического управления образованием в первую очередь связана с отсутствием системного анализа существующей системы образования, наличием, как и в других сферах, «серьезных расхождений между идеализированным объектом исследования и реальными организациями, не однородными по своей истории, размеру, отраслевому, страновому и иным критериям. Помимо этого, объект исследований не статичен и меняется под влиянием процессов в его внутренней и внешней среде» [3].

Именно эти проблемы являются сегодня актуальными и для системы педагогического образования, и для системного управления этим сложным социально-экономическим образовательным объектом.

93

Развитие и активное применение системной парадигмы в общей теории управления позволяет сформулировать концептуальные основания системного управления педагогическим образованием, предусматривающие активное взаимодействие на основе разграничения функций и полномочий органов власти и управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, заказчиков и потребителей образования, организаций, осуществляющих предпрофессиональную, профессиональную и постпрофессиональную подготовку педагогов как в общеобразовательных организациях, так и в организациях среднего, высшего и дополнительного профессионального педагогического образования. Наконец, выделить личностно-ментальные особенности педагогических кадров и определить организационно-экономические механизмы развития личности педагога в системе педагогического образования на протяжении всей его профессиональной жизни.

Этот подход выступает в качестве системного интегратора всех названных подсистем подготовки педагогических кадров как ведущего ресурса, позволяющего реализовать намерения, ожидания и интересы внутренних и внешних участников - субъектов образовательной практики в общей системе образования и педагогического образования в частности.

Возникла необходимость обосновать универсальное описание внутренней и внешней системной организации отрасли «педагогическое образование» как совокупности её базовых функциональных подсистем: психобиосоциальной, когнитивной, ментальной, образовательнопедагогической, институциональной, организационно-культурной, имущественно-технологической, финансово-экономической, имитационной, исторической, информационной и др.

Динамичная система и процесс внутреннего и внешнего функционирования отрасли «педагогическое образование» рассматривается нами как взаимодействие этих базовых подсистем.

В развитии и совершенствовании внутренней системы «педагогическое образование» участвуют производимые ею «продукты»: педагогические кадры (профессорско-преподавательский состав и обучающиеся - студенты) в качестве уникальных обладателей специфических психобиосоциальных способностей и личностных особенностей, носителей профессионального педагогического знания на основе особой социально-культурной ментальности, определяющей сущностные институциональные нормы педагогического образования, системного профессионального историко-педагогического знания.

Системная парадигма управления педагогическим образованием как системным объектом обязывает дать дополнительное обоснование и уточнение таким исторически сложившимся подсистемам педагогического образования, как профессиональная ориентация на педагогическую профессию до поступления в педагогическое образовательное

94

учреждение. На профессию педагога следует пройти и систему профессионального отбора претендентов, способных работать в системе «человек-человек», т. е. выявить тот набор психобиосоциальных способностей и личностных особенностей, на котором, собственно, и основывается профессия педагога.

Особую значимость в системной парадигме приобретают взаимодействие и взаимовлияние таких подсистем, как образовательнопедагогическая, институциональная, ментальная, когнитивная.

При любом раскладе общественно-политических взглядов, убеждений отдельных политиков и управляющих групп системная парадигма управления системой «педагогическое образование» требует необходимости определиться с этим понятием, показать, что в эту систему включается, что должно быть на «выходе», чтобы она соответствовала общественному запросу, и какой «продукт» будет востребован потребителем.

Результат слаженного функционирования этих подсистем - профессионально подготовленные педагогические кадры, предназначенные для использования в первую очередь в собственной системе, т. е. образовательных организациях всех уровней, видов и типов.

Но профессионально подготовленные педагогические кадры важны не только во внутренних образовательно-воспитательных процессах образовательных учреждений. Они играют ключевую роль во всех социально-экономических подсистемах, так как готовят кадровый потенциал для них, начиная от дошкольного, школьного, вузовского образования до дополнительного профессионального и образования в течение всей жизни индивида.

В этой связи система «педагогическое образование» предстаёт в обществе как «производитель» профессионально-педагогических кадров и педагогических услуг, как создатель и распространитель нематериальных результатов деятельности - педагогических знаний для всех, без исключения, «потребителей»: для системы образования, производственной сферы, индивидуальных, коллективных, семейных, профессиональных и непрофессиональных сообществ и др.

Таким образом, в системе педагогического образования как объекта и системы управления в рыночных условиях вырисовывается взаимосвязь и взаимодействие «производителя» и «потребителя» профессионально-педагогических кадров и услуг. Однако в этом взаимодействии велика роль «заказчика», которым является государство, его федеральные и региональные органы власти и управления. Это они осуществляют государственную образовательную и кадровую политику, обеспечивая социально-экономическое развитие общества, отраслей промышленности, предпринимательства, хозяйствования, культуры и др. Несмотря на наличие «потребителя», система педагогического образования, как и система образования в целом, не может из этого источни-

95

ка обеспечить себя экономическими ресурсами в силу отсроченного по времени результата. Вот здесь важна роль государства-«заказчика», который предоставляет бюджетный ресурс «производителю» для достижения планируемых государством образовательных результатов и предлагает устойчивый и необходимый организационно-экономический механизм достижения этого результата.

К сожалению, сегодня эффективный механизм почти полностью отсутствует: кое-где отлажены на инициативном уровне отношения между «производителем» и «потребителем», не обозначены договорные обязательства сторон, отношения «заказчик»-«производитель» услуг носят административно-бюрократический характер, органы власти и управления, не определив качественных стандартов и требуемых характеристик результатов подготовки кадров на каждой ступени их образования, предъявляют всё более формальные и далёкие от реальности критерии оценки деятельности «производителя» образовательных услуг, забывая о сбалансированности требований к их «потребителю».

С точки зрения «потребителя» образовательных услуг, применение системной парадигмы управления предполагает наряду с развитием внутреннего анализа системы педагогического образования разработку внешних характеристик и классификации «подсистем-потребителей». Этот анализ обеспечивает выявление основанных на их природе и функциях сути и значимости производимых системой «педагогическое образование» продуктов и услуг, которые будут востребованы ими в определённых общественно-исторических условиях развития. Это означает адресную подготовку педагогических кадров для разных подсистем-потребителей. К ним могут быть отнесены сами граждане, которые получат субсидии на образование по договору с «заказчиком», а получив педагогическое образование, отработают определенное договором время в нужном для государства месте. К потребителям следует отнести и будущих сотрудников социальной, правоохранительной, предпринимательской и других сфер, за обучение которых заплатит их ведомство.

Тем самым создаётся платформа для интеграции различных вариантов моделей организационно-экономического механизма системного управления педагогическим образованием, а также для более полного понимания его предметных образовательных задач.

Такой подход к анализу системы педагогического образования позволил исследовать необходимость и эффективность соединения и взаимодействия подсистем и систем различных типов в единую социальноэкономическую образовательную систему и определить её как сложный социально-педагогический объект системного управления в современных условиях развития информационного общества.

На основе управления педагогическим образованием как системой выявлена группа вариативных характеристик предлагаемых подсистем, выражающих ее разнообразие в пространстве и изменчивость во вре-

96

мени. В частности, в таких подсистемах, как профориентация на педагогическую профессию, может быть достаточное количество вариантов в организации, например, введение педагогического просвещения для старшеклассников образовательных учреждений, создание профильных педагогических классов, организация шефства старшеклассников над младшими классами и др. Аналогично выделяются варианты организации и в других подсистемах в соответствии с их целями и функциями, которые складываются в каждом образовательном учреждении в существующих социальных, педагогических, экономических условиях.

Характеристики разных вариантов подготовки педагогических кадров отражают процессы и специфику их работы на каждой ступени образования - от профориентации до повышения квалификации педагогов с аттестацией в период профессиональной деятельности.

Ключевые позиции всех подсистем педагогического образования свидетельствуют о необходимости обеспечения их паритета в структуре объекта «педагогическое образование», чтобы органы управления на каждом уровне были ориентированы на его достижение и поддержание обеспечивающих в конечном итоге подготовку педагогических кадров, соответствующих вызовам XXI в.

Сегодня фактически отсутствует целостная система непрерывного образования педагогов, становления, развития и совершенствования их личности и профессионального мастерства. В первую очередь, отсутствует предпрофессиональная стадия становления педагога - профориентация на педагогические профессии, практика профессионального отбора для будущей работы в системе «человек-человек», обучение в педагогических классах школы и др.

На стадии базовой профессиональной подготовки - отсутствие профессионального отбора, снижение фундаментальности профессиональной подготовки, уменьшение реальной практики обучения, стажировки в образовательных учреждениях до окончания вуза или колледжа и др.

В период совершенствования педагогического мастерства - в системе повышения квалификации педагогов в институтах повышения квалификации и на рабочем месте - учитель фактически предоставлен сам себе, в том числе и в выборе нужных ему курсов или времени повышения своего мастерства. Предоставленная ему свобода выбора обернулась отсутствием нужной информации и невниманием к личности педагога.

Отсутствует не только целостная система непрерывного педагогического образования, но и система управления ею, т. е. система создания надлежащих условий для ее эффективной работы в соответствии с вызовами общественного развития, современными социальноэкономическими условиями, государственной образовательной политикой.

97

Система непрерывной профессиональной подготовки педагога сегодня фактически неуправляема, в ней отсутствуют реально необходимые ступени профессиональной подготовки. Не создан и не работает рыночный механизм управления подготовкой учителей-профессионалов (не работает система «заказчик - исполнитель - потребитель»). Подготовленные учителя не идут работать по специальности, а пришедшие в школу слабо знают практику, не умеют осуществлять обучение и воспитание детей. В результате падает качество обучения и воспитания учащихся.

Чтобы обеспечить этот паритет, следует обратить внимание на замечание основоположника теории и методологии управления П. Друкера: «Несмотря на всю свою значимость, представления о действительности редко подвергаются анализу, изучению и пересмотру, редко даже получают четкие формулировки». Мы эту же картину наблюдаем и с исследованием педагогического образования. То нам предлагают закрыть региональные педагогические вузы, не поинтересовавшись причиной их открытия в своё время, то предлагают переподчинить педагогические вузы университетам, не выяснив возможностей управляющих структур, то провозглашают отказ от профессиональных педагогов, чтобы в школу пришли специалисты с производства или из НИИ и всякие другие фантазии.

Концепция системного управления, с точки зрения новой системной методологии - системной парадигмы, предполагает видение объекта и предмета управления - системы педагогического образования - на любом уровне: от глобальной мировой системы образования до отдельного образовательного педагогического учреждения, его подсистем, территориальной принадлежности и социальной значимости для своего региона. Система педагогического образования и каждая составляющая её подсистема рассматриваются в процессе, в динамике, от создания, взаимодействия, трансформации до ликвидации, распада, аннигиляции.

Сегодня управляющие и властные структуры под мощным влиянием кризисов, вызванных процессами глобализации, обусловившими разрыв взаимосвязей между системами, катастрофическим падением профессионализма управленцев всех уровней, испытывают колоссальные трудности в понимании инновационных процессов и описании взаимодействия разнородных экономических и образовательных объектов, в т. ч. запросов потребителей, вызовов общественного развития, потребностей и специфики образовательных организаций, индивидов, институтов.

Вызванное этим иррациональное поведение субъектов системы управления педагогическим образованием, не осознающих значимости факторов, не укладывающихся в рамки их традиционных представлений об управлении образованием вообще, образовательных процессах, влиянии таких систем, как культурные факторы, приводят к разрушению,

98

необоснованной ликвидации существующих систем и институциональных траекторий знаний.

В условиях становящейся системы «общества знаний» это неизбежно ведёт к проявлению асоциальных склонностей и способностей, к имитации и самоимитации деятельности как субъектов образования, так и субъектов управления. Добавим сюда и непрофессионализм людей, выброшенных волной непродуманных преобразований на вершины управленческих структур, где они тоже не понимают объёма и сложности свалившейся на них работы, специфики и тонкостей которой они не знают.

Поэтому возникает и начинает развиваться новый системный подход, или «новая системность», но он пока тоже вносит свою лепту в освоение и без того сложной реальности.

Если раньше система рассматривалась как множество взаимосвязанных элементов (подсистем), то «новая системность» предлагает увидеть систему как некоторый фрагмент реальности, выделяемый в пространстве и во времени. «Новая системность», как считают исследователи, это «относительно автономная и устойчивая целостность, многообразие, фигура некоего нормального участника, фигура реального человека». Это может быть, например, управленец, педагог, учащийся, собственник, работник предприятия и т. д. Однако в современной версии системного подхода упор всё же делается на целостность реальности, в которой существуют названные фигуры.

«Новая системность» предполагает и существенное усиление субъективного компонента в понимании системы. Многочисленные исследования последних десятилетий, выявившие роль субъективного фактора в экономическом, социальном, профессиональном поведении людей и организаций на всех уровнях и изменившие само понятие их рационального поведения, также оказали влияние на восприятие предметной области теории систем, в том числе и в части понимания образовательных, педагогических систем.

Подводя итог вышесказанному, подчеркнём, что мы рассмотрели преимущественно образовательные системы, т. е. системы, создание и функционирование которых обеспечивает процессы воспроизводства, распределения, обмена и потребления образовательных благ в специфической сфере профессионального педагогического образования. К числу педагогических систем относятся учреждения образования, предприятия, обслуживающие эти учреждения и организации, рынки образовательных услуг, образовательные системы стран и другие виды образовательных объектов. Рассмотрение реального социальноэкономического образовательного объекта - системы педагогического образования - в системном ракурсе предполагает его целостность в пространстве и во времени. При этом каждая подобная «система является многомерным объектом, одновременно функционирующим в соци-

99

альной, административной, политической, технологической, культурной и иных сферах» [4].

Список литературы

1. Бухвалов А. В., Катькало В. С.. Эволюция теории фирмы и ее значение для исследований менеджмента // Росс. журн. менеджмента. - 2005. - №3 (1). - С. 7584.

2. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. - СПб.: Изд. дом «Вильямс», 2007. - С.94.

3. Катькало В. С. Эволюция теории стратегического управления. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. - С. 67-74.

4. Клейнер Г. Б. Системная парадигма и экономическая политика // Общественные науки и современность. - 2007. - № 2-3. - С. 99-114.

100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.