Научная статья на тему 'Социально-педагогическая парадигма реформирования образования'

Социально-педагогическая парадигма реформирования образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1176
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПРИОРИТЕТЫ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ / EDUCATIONAL SYSTEM / PRIORITIES / STRATEGY OF DEVELOPMENT OF EDUCATION / MULTI-DISCIPLINED VOCATIONAL TRAINING OF TEACHERS / SOCIAL-PEDAGOGICAL CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочарова Валентина Георгиевна

Предлагается социально-педагогическая парадигма реформирования образования как стратегия изменения отечественной образовательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social-pedagogical paradigm of reforming education

The author presents social-pedagogical paradigm of reforming education as a strategy of improving national educational system

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая парадигма реформирования образования»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОДГОТОВКИ УЧЕНЫХ И ПРАКТИКОВ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образовательная система; приоритеты; стратегия развития образования; многопрофильная профессиональная подготовка педагогов; социально-педагогические критерии.

АННОТАЦИЯ. Предлагается социально-педагогическая парадигма реформирования образования как стратегия изменения отечественной образовательной системы.

V. G. Bocharova

KEY WORDS: educational system; priorities; strategy of development of education; multi-disciplined vocational training of teachers; social-pedagogical criteria.

ABSTRACT. The author presents social-pedagogical paradigm of reforming education as a strategy of improving national educational system.

УДК 37.013.42

В. Г. Бочарова

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

SOCIAL-PEDAGOGICAL PARADIGM OF REFORMING EDUCATION

современное общество связывает с компетентным осуществлением социально-педагогического влияния на динамично меняющийся социум, применительно к многообразию групп людей городских и сельских поселений, различающихся по исходному уровню социально-экономического развития, сложившейся социально-политической, демографической, экологической ситуацией, культурой межэтнических, нацио-

С

вои ожидания от образования

нальных, межнациональных отношений, состоянием производственной и социальной сферы, деятельностью религиозных структур различных конфессий и других факторов влияния на жизнеспособность конкретного сообщества, семьи, личности. Сегодня актуализируется потребность в такой системе образования, которая:

— способна реализовывать свои функ-

ции в открытом социуме, не ограничиваясь рамками образовательных учреждений;

— предполагает приоритет семьи в совокупности социально-образовательных институтов;

— функционально подготовлена к социально-педагогической работе со всеми категориями людей: с детьми, семьями, взрослым населением; к осуществлению партнерства со специалистами социальных служб, представителями правоохранительных органов, предпринимателями, бизнесом;

— осознает необходимость влияния (и реально влияет) на развитие социальной активности, социальных инициатив взрослых и детей в социуме, искоренение иждивенчества во всех формах его проявления, потребительской психологии;

— способна осуществлять влияние на государственные и коммерческие структуры в решении социальновоспитательных проблем; оказывать всемерную поддержку общественным организациям, развитию волонтерского движения, социального участия различных слоев и групп населения в повышении качества жизни.

Такая образовательная система ориентирована на новые приоритеты — на приоритеты потребностной сферы общества, конкретной семьи и личности.

Идеология приоритетности потребностей и запросов человека предполагает иную стратегию развития образования, ориентированную на системное развитие потребностно-ценностной сферы людей и на этой основе — определяющей необходимую совокупность специалистов педагогического профиля и соответствующий «набор» типов (видов), вариантов, организационных форм образовательных учреждений.

Новая стратегия развития образования реально ориентирована на специфику проживающего контингента, людей, на развитие их потребностей при определении видового разнообразия учреж-

дений образования с учетом востребованности их в конкретном городском или сельском социуме.

В качестве индикаторов успешности влияния образования на развитие социальной практики особую значимость приобретают социально-педагогические критерии состояния и результативности образования, проявляющиеся в социальной зрелости, открытости и социальной активности, профессиональной и социально-педагогической компетентности, состоянии государственного мышления и функциональной грамотности специалистов и руководителей всех уровней образовательной системы.

Сегодня стал очевиден дефицит педагогических кадров, которые соответствовали этим социально-педагогическим критериям — не только владели профессионально-педагогическими знаниями и умениями в своей конкретной (предметной) области, но и умели бы строить и влиять на отношения в открытом социуме, на решение воспитательно-образовательных и социальных проблем.

Выделенные приоритеты предполагают устранение непрофессионализма специалистов системы образования.

Новые задачи, социальные ожидания от образования требуют консолидации всех специалистов педагогического профиля, работающих в различных ведомствах, как сообщества педагогов-единомышленников, которым посильно решение этих задач.

В практике определились субъекты такого сообщества; функциональное поле профессионально-педагогической деятельности каждого из них; найдены способы интеграции потенциала различных специалистов педагогического профиля в образовании, социальном воспитании, оздоровлении детей, подростков, молодежи, взрослого населения, осуществлении влияния на развитие социальной практики; создана вариативная модель управления и нормативно-правового со-

провождения профессионально-педагогического сообщества на уровне регионов.

Профессионально-педагогическое сообщество (выступающее в этом контексте как совокупная, собирательная, по-лисубъектная категория) включает в качестве субъектов учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов, специалистов по воспитанию детей преддошкольного и дошкольного возраста, педагогов системы специального, дополнительного образования, образования взрослых, организаторов профессиональной подготовки, менеджеров образовательной сферы, педагогов-органи-заторов социально-педагогической работы с семьей, с разновозрастными общностями по месту жительства, специалистов сферы культуры, физкультуры, туризма и спорта.

Постепенное формирование консолидированных профессионально-педагогических сообществ расширяет и усиливает потенциал учреждений образования как главного профессиональнопедагогического звена в обучении и воспитании детей и взрослых, в их оздоровлении, адаптации, социализации.

В сообществе педагогов-единомыш-ленников каждый специалист ориентирован как на более качественную профессиональную деятельность в конкретном образовательном учреждении, так и на выполнение более широкой, социально-педагогической миссии по реализации и развитию образовательных потребностей и ценностных ориентаций социума в целом — детей (начиная не со школьного, а с самого раннего возраста и далее, влияя на развитие личности в онтогенезе), их семей, молодежи, всего населения; на решение задач социального, экономического развития общества, гуманизации среды обитания, минимизации различного рода социальных рисков, зон социально-психологической напряженности и психотравмирующих факторов, повышения качества жизни людей.

Практика подтверждает, что идея формирования профессионально-педагогического сообщества в социуме весьма продуктивна. Однако ее реализация предполагает новую стратегию профессионализации специалистов педагогического профиля: специфическую, многопрофильную профессиональную подготовку педагогов, предусматривающую их компетентность по одной из основных специальностей (учитель начальной школы, учитель основной, средней школы, психолог, воспитатель дошкольного образования и др.) и ряду дополнительных квалификаций (специалист по дополнительному образованию детей, социальный педагог, менеджер, специалист по работе с семьей, разновозрастными объединениями по месту жительства). Это смягчает проблему «профессиональной трагедии», скажем, учителя в случае закрытия школы (по объективным причинам); делает процесс реструктуризации сети школ менее болезненным и педагогически целесообразным; способствует сохранению, сбережению в конкретных территориях интеллигенции, ее социокультурного и профессионально-педагогического звена как носителя передовых традиций, ценностей культуры, образа жизни. Это послужит и закреплению молодых кадров, а также «сближению» педагогов различных ведомств с семьей, со специалистами медико-оздоровительного профиля, с управленческими структурами различного уровня. Ведь именно они должны обеспечивать безопасность, защиту прав, охрану общественного порядка и профилактику негативных явлений в духовно-нравственном, психическом, социальном здоровье; а также функционально-содержательную согласованность деятельности всех социальных институтов как с детьми, так и со взрослым населением, с производственниками и предпринимателями.

Многопрофильная профессиональная подготовка становится действенным

механизмом, защищающим педагога от безработицы в случае объективно необходимого закрытия того или иного образовательного учреждения и позволяющим в конкретной территории (а в перспективе — в масштабе целых регионов и страны) достаточно безболезненно решать вопрос — закрывать (или, напротив, открывать) то или иное образовательное учреждение в конкретном социуме, и когда, на каком этапе в конкретной территории есть целесообразность открывать те или иные типы (виды) комбинированных, интегративных социально-педагогических, культурнообразовательных, медико-социальных учреждений, на базе которых в интегрированном варианте осуществляется образование детей различного возраста, молодежи, взрослых. При таком подходе практически при любой ситуации педагог не лишается поля своей профессиональной деятельности (в различном качестве), что, таким образом, является обоснованной предпосылкой сохранения, закрепления педагогических кадров, интеллигенции в конкретном социуме.

По мере раскрепощения личной и общественной инициативы, расширения сферы свободного выбора образовательных услуг сельская семья, общественные структуры, работодатели и сами учащиеся сегодня берут на себя долю обязанностей и ответственности в социально-педагогической деятельности.

Дальнейшее развитие системы образования обусловлено опорой на государственно-общественный механизм широкого и заинтересованного социального участия всех социальных институтов, опираясь на который образовательные учреждения смогут в полном объеме справиться со своим важнейшим предназначением в обществе.

В совокупности субъектов и механизмов реализации образовательной поли-

тики особенно важна роль самой личности как активного субъекта образования, воспитания и основы совокупного человеческого ресурса страны. В исследованиях и практике достаточно хорошо проработан, теоретически и методически обоснован механизм реформирования образования с позиций включения самих учащихся старшего возраста, их родителей, работодателей в совместную реализацию социально значимых проектов в социальной сфере, в решение различных проблем повышения качества жизни людей (в практике эта идея реализуется через систему инициативных социальных проектов, допрофессиональную, начальную профессиональную подготовку молодежи к профессиональной деятельности, систему профессиональных, учебных практик, организацию свободного времени, контрактную систему закрепления педагогических и рабочих кадров).

Активная, инициативная и конструктивная (а не иждивенческая, либо даже деструктивная) позиция социального участия и ответственности каждого жителя за все происходящее вокруг него в образовательных учреждениях, семье, в открытом социуме и, в результате, за улучшение качества собственной жизни (концепция самопомощи); умение добывать знания, заботиться о своем здоровье, выбирать траектории профессионального образования, творческого роста, досуговых увлечений (и, на этой основе, определение своего места в жизни, в обществе) — необходимая и важнейшая составляющая эффективного механизма реализации стратегии дальнейшего развития образования. Формирование у детей, подростков, молодежи субъектной позиции, гражданской ответственности и правосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной (позитивной) социализации в обществе и активной адаптации на рын-

ке труда выделены в Концепции модернизации образования в качестве важнейших задач социального воспитания «...как первостепенного приоритета в образовании».

В числе ведущих субъектов образования выступает семья, исключительная роль которой в образовательновоспитательной, здоровьеформирующей и демографической политике страны несомненна. Современная стратегия развития образования на основе социальнопедагогической парадигмы отражает новый взгляд на семью — главного заказчика и потребителя образовательных, социальных услуг, на ее роль в жизни ребенка; проектирование и апробирование на практике эффективных моделей образовательных учреждений, ориентированных на приоритетную роль семьи в жизнеустройстве детей, что соответствует одной из самых ярко выраженных прогрессивных тенденций развития как мировой, так и отечественной социальной практики.

В основе формирующихся механизмов — стремление при всех известных противоречиях и трудностях не подменять семью, а напротив, ориентироваться на нее как на основу государственнообщественной социальной и образовательной политики, на «.семейную парадигму развития общества» (Ф. С. Туму-сов). Эти механизмы основаны на идее о том, что инвестиции в семейную политику как приоритетную дают долговременную гарантию возрождения стабильного экономического и социального развития общества; повышения ответственности и компетентности родителей, семьи в воспитании и развитии детей; оказания семье профессиональных услуг достойного качественного уровня; обеспечения своевременной социальнопедагогической поддержки неблагополучных групп семей и предотвращения отказа их от своих детей; сосредоточения сил всех институтов общества на воз-

вращении в семью оставленных или помещенных в детские дома-интернаты, приюты детей, на основе разумного выбора семейных решений для социальных сирот и детей, лишенных родительского попечения (в том числе патронатную службу).

Социально-педагогическая парадигма реформирования образования способствует позитивным изменениям в социально-личностной ориентации образовательной системы в регионах, что проявляются в более эффективных подходах к решению таких фундаментальных проблем, как: доступность качественного образования и воспитания детей и молодежи; формирование мотивации к самореализации и самоопределению личности в различных сферах деятельности; намечающееся продвижение в здоровьесбережении, охране прав и социальной защите населения; развитие социальной активности и инициативности детей, молодежи, взрослых; гуманизация и оздоровление среды обитания, отношений в социуме; формирование трудовых ресурсов на основе интеграции школьного, дополнительного и профессионального образования; создание многопрофильной системы непрерывного профессионального образования педагогов и формирование профессионально-педагогических сообществ в социуме; введение широкого видового разнообразия инновационных интегративных, комбинированных образовательных учреждений, а также социально-культурных, социально-педагогических межведомственных управленческих структур в социальной сфере; создание комплекса научно-методического и нормативно-правового сопровождения деятельности инновационных учреждений с принятием соответствующих управленческих решений (пока в формате ряда регионов).

На смену подходу к осуществлению научно-практических поисков в образо-

вательной сфере по «линейному» принципу (решение проблем «поочередно») постепенно приходит комплексный, системный подход как теоретико-методологический принцип, предполагающий «пошаговые» качественные преобразования одновременно во всех компонентах развития социально-педагогической деятельности:

• целостный характер государственнообщественной образовательной системы во всей совокупности ее элементов, ориентированной на потребности, запросы детей и взрослых, их духовно-нравственное развитие;

• наличие общих целей, задач, ценностей, объединяющих подструктуры этой системы и вытекающих из назначения каждой из них;

• взаимодействие подсистем образования с социальной сферой, с внешней средой обитания;

• наличие обоснованных субординационных связей и определенной иерархии на различных уровнях непрерывного образования.

В пространстве социальной педагогики преодолевается отрыв от базовых че-ловековедческих дисциплин. Педагогические исследования, теория педагогики приближаются к конкретным социокультурным условиям жизни общества. Глубокое и всестороннее изучение педагогического процесса в контексте и взаимосвязи со средой позволяет избежать блужданий и случайных выводов при оценке различных педагогических концепций — как ранее принятых, так и современных — при решении основных вопросов формирования личности в единстве со средой. Проявляется широкий и очень важный в современных условиях объект изучения — социально-педагогический процесс, охватывающий семью и среду ее обитания, образовательную, здоровьесберегающую, социальную, правоохранительную сферы, молодежную политику, а также государственное и муниципальное управление, формирующиеся структуры гражданского общества.

Получено 21.03.09 © Бочарова В. Г., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.