Системное управление инновационными процессами в дошкольном образовательном учреждении.
Падашуль Нэлли Викторовна канд.пед.наук заведующий МБДОУЦРР - детским садом №75 Шахты, Россия Му]иИа@тЪох. ги
Аннотация: В статье раскрывается проблема внедрения инноваций в педагогический процесс дошкольного учреждения, интеграции деятельности всех специалистов. Показана роль инноваций в совершенствовании педагогической действительности. Представлен поиск путей и способов совершенствования образовательного процесса, формы и методы практической работы, взаимодействие с субъектами социума.
Ключевые слова: инновации, инновационная образовательная деятельность, управление инновационными процессами, атмосфера сотрудничества.
Современная нормативная правовая база, регулирующая деятельность дошкольных образовательных учреждений, предоставляет им право самостоятельной творческой педагогической и финансовой деятельности. Определены концептуальные подходы к дошкольному образованию, открывающие широкий простор для инновационной деятельности. Меняются приоритеты содержания воспитания и образования, иными становятся педагогические технологии, стиль управления ДОУ, критерии оценки его деятельности.
В то же время, несмотря на то, что инновации стали сегодня массовым явлением, результаты их далеко неоднозначны как, по сути, так и по механизмам реализации.
Дошкольные учреждения находятся на разных этапах нововведениях. Между ними существуют различия и по интенсивности перехода от «старого» состояния к «обновленному», и по направлениям поиска. Но все эти процессы тесно связаны с обновлением управленческой структуры ДОУ. Если не модернизируется система управления, то, как правило, возникают затруднения в реализации нового.
Теоретические управленческие аспекты инновационными процессами отражены в работах различных авторов, в том числе, в работах К.Ю. Белой, В.И. Загвязинского, М.Г. Захарова, В.С. Лазарева, А.А. Орлова, М.М. Поташника, Т.И. Шамовой.
Так, М.М. Поташник, В.С.Лазарев выделяя управление в особую категорию, которая имеет множество научных определений, берут за основу определение, предложенное классиками американского менеджмента Г.Кунцем и С.О.Донеллом, которые видят задачу каждого управляющего в проектировании и поддержании такой внешней среды, в которой люди, работающие совместно, побуждаются действовать произвольного и эффективно в направлении достижения групповых целей. Исходя из этого, управление ими определяется как целенаправленная деятельность администрации по обеспечению эффективного и качественного функционирования, совершенствования и развития педагогического процесса и всей управляемой системой в целом. Данное определение легло в основу нашей работы по выбранному направлению.
Кроме этого, проектируя модель инновационной деятельности нашего дошкольного учреждения, мы опирались на:
-идеи Н.Бурдиной, рассматривающей инновацию как «целостную теоретическую, технологическую и методологическую концепцию обновления педагогической
деятельности, которая обеспечивает выход на прогнозируемый, принципиально новый качественный уровень»;
- идеи В.В.Черепановой:
- использование метода программно-целевого руководства инновационными процессами со стороны органов управления образования и администрацией ДОУ;
- изучение и учет индивидуального своеобразия социальной среды детского контингента, педагогического персонала;
- формирование системы стимулирования и и корректировки преобразований, введение стимулирующей инновации системы оплаты труда;
- дифференциация системы и показателей оценки результативности работы ДОУ.
Ряд исследователей (В.И.Загвязинский, М.Ю.Красивицкий, П.И.Третьяков, Т.И.Шамова, Н.Д.Юссуфбекова и др.) отмечает, что управление инновацион-ными процессами развития учреждения происходит в условиях инновационного риска, рассматриваемого как неопределенность, с которой непременно сталкивается руководитель при обновлении традиционного режима деятельности, существенно уменьшить который способно правильное управление процессами введения и освоения новшеств.
Инновационная образовательная деятельность - это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса (тогда как традиционная образовательная деятельность - деятельность, обеспечивающая стабильность образовательного процесса).
Педагогические коллективы, реализующие инновационную образовательную деятельность, работают не на устоявшиеся цели и задачи, а вырабатывают новое представление о них.
Все вышеизложенное побудило нас обозначить следующую проблему: при каких условиях дошкольное учреждение становится сферой инновационной деятельности? Актуальность проблемы определила выбор темы нашей экспериментальной работы: Педагогические инновации в деятельности ДОУ как средство его развития, Данное исследование проходило в рамках экспериментальной муниципальной площадки
Цель исследования состояла в том, чтобы обосновать процесс организации и реализации педагогических инноваций в деятельности ДОУ как условие его развития.
В основу экспериментальной работы была положена гипотеза: педагогические инновации выступают средствами развития ДОУ, если:
- они способствуют раскрытию образовательных потребностей ребенка и творческой самореализации педагогов,
- инновационная деятельность ДОУ обусловлена необходимостью его становле-ния как системы нового типа,
- имеется преемственность традиционного и инновационного подходов в систе-ме воспитательно-образовательного процесса,
- педагогические инновации концептуально обоснованы и способствуют перехо-ду ДОУ в режим опережающего развития.
В своей работе опирались на следующее положение: развитие образовательного учреждения подразумевает качественные позитивные изменения, возможные в том случае, когда и управляемая, и управляющая системы испытывают потребность и работают в инновационном режиме.
Основная функция заведующей на инновационном уровне управления видела в том, чтобы создать условия для педагогического творчества, поддерживать инновации, анализировать их эффективность, прогнозировать развитие ДОУ в режиме экспериментального поиска. Кроме того, нельзя не подразумевать необходимость изменения форм и содержания образовательного процесса на основе достижений науки и передовой практики, переосмысления содержания и методов развития личности как самой приоритетной задачи.
Главная цель управления состояла в формировании на научной, демократической и гуманистической основе механизма управления учреждением при соблюдении следующих условий:
• сформировать «новый» коллектив единомышленников, учитывая, что 50% высокопрофессиональных, творческих педагогов «ушли» на досрочную пенсию по выслуге лет;
• осуществить теоретическую и научно-методическую подготовку педагогичес-кого коллектива;
• сформировать атмосферу творческой деятельности и успеха;
• интенсифицировать функции управления;
• создать хороший социально-психологический климат как предпосылку эффективности деятельности коллектива;
• делегировать право реализации новшества разработчику и осуществителю инновации.
В соответствии с задачами эксперимента в нашем дошкольном учреждении начался сложный процесс обновления содержания, форм, методов, структуры методической службы. Это обусловлено поиском нового стиля общения с воспитателями, родителями.
Основной целью стало создание инновационной модели методической службы нашего детского сада на основе разработки и научно-методического обеспечения процессов внедрения обновления содержания образования; модернизации технологии обучения; диагностики профессионального мастерства, индивидуального и дифференцированного подхода к педагогам с учетом уровня их квалификации, образования, способности к творческой деятельности, к созданию нового, к прогнозированию результата.
Эти направления предусматривали не только выполнение задач по повышению эффективности работы методической службы ДОУ, но и создание условий, позволяющих добиваться поставленных задач гуманным, экономным и рациональным путем; условий для индивидуального и коллективного творчества педагогов, индивидуального саморазвития и максимальной самореализации, что способствует повышению уровня качества образования в каждого педагога и в учреждении в целом.
Значительное место в разработанной нами инновационной модели методической службы мы уделили проблемам переподготовки, повышения квалификации кадров и самообразованию педагогов, используя как коллективные, так и индивидуальные формы.
При чем, мы подразумеваем, что педагог не просто имеет право на повышение квалификации - оно должно сделать его экспертом и консультантом по организации, развитию, обновлению и оценке педагогического процесса.
Специалисты детского сада проходят обучение в Ростовском областном ИПК и ПРО, ПИ ЮФУ. По интересующим нас проблемам воспитатели обучаются в педагогическом университете «Первое сентября» на отделении педагогического образования ФГП МГУ им. М.В. Ломоносова. Педагогами ДОУ были посещены авторские семинары Т.Г.Казаковой, Н.А.Рыжовой в Центре «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца г.Москва, авторские семинары И.Лыковой, А.Бурениной в Ростовском областном ИПК и ПРО.
Среди педагогов МДОУ - трое членов Международного педагогического клуба «Аничков мост», организованного при Фонде «Петербургского центра творческой педагогики».
Большинство воспитателей является активными участниками различных педагогических форумов, научно-практических конференций, фестивалей.
Разработанная таким образом система повышения квалификации, предусматривает связь всех уровней, гармоническое взаимодействие, предполагает связь всех уровней, гармоничное взаимодействие, предполагает разнообразие форм, способствует инициативе и творчеству педагогов, четко определяет результат.
Кроме этого, одной из форм познавательной активности, сознательного саморазвития мы видим в самообразовании, суть которого заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе профессиональным. И здесь, главная задача состоит в том, чтобы сформировать устойчивую потребность в самообразовании, побуждать воспитателя к самоанализу и самооценке, к изучению новой информации и опыта. В настоящее время в распоряжении педагогов детского сада несколько компьютеров, приобретены и используются в работе различные компьютерные программы.
Задача руководителя - действия отдельных индивидов, прежде независимых друг от друга (находящихся в разных структурных подразделениях), объединить в единую новую деятельность, направленную на комплексное преобразование организации учреждения, скоординировать деятельность всех субъектов структуры.
Эту общую идею осуществляет творческая группа, в составе которой вошли творческие, инициативные педагоги. Творческая группа выступает разработчиком концепции, Программы развития ДОУ, Образовательной программы дошкольного учреждения, учебных планов и других направлений в работе.
Научно-педагогические связи с кафедрой дошкольной педагогики Ростовского государственного педагогического университета, кафедрой психологии развития личности Южно-Федерального университета, Центром «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца (г.Москва) позволил нам наметить новые направления в управлении ДОУ.
Благодаря тесному сотрудничеству с кандидатом педагогических наук, профессором Л.В. Компанцевой, коллектив детского сада вступает в режим экспериментальной работы, который не только обозначил проблемы, но и определил новые перспективы развития дошкольного учреждения. Результатом этого сотрудничества стала модель художественно-творческого комплекса, созданного на базе нашего ДОУ. Главным показателем эффективности деятельности комплекса явилась существенная динамика развития творческих способностей дошкольников, личностное развитие детей в целом.
Теоретические и методические положения проведенного исследования нашли свое отражение в ряде книг ведущих ученых РФ:
• Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования». М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. с.15-16., 206-209.;
• Компанцева Л.В. Инновационная деятельность ДОУ по обеспечению качества художественного образования. Научно-методическое пособие. Ростов-на-Дону; Булат, 2008., с.110-123.
Исходя из общей характеристики социума ДОУ, его социальной миссии, дальнейшее развитие МДОУ ЦРР №75 осуществляется в организации различных направлений дополнительного образования дошкольников: художественно-эсте-тического и прикладного, экологического, оздоровительного, интеллектуально-познавательного. Художественно-эстетическое и прикладное направление предоставлено дея-тельностью изобразительной студии «Цветик-семицветик», кружком «Встречи с искусством», театром «Золотой ключик», кружками «Оригами» и «Волшебная ниточка», творческих занятиях «Музыкальный теремок».
Экологическое направление осуществляется в кружке «Лазорик», в работе детской агитбригады «Берегиня».
Оздоровительное направление реализуется в спортивных кружках и секциях «Крепыш», «Ритмическая мозаика».
Интеллектуально-познавательное направление нашло свое отражение в творческих занятиях «Россияночка», «Волшебный английский», в кружке психолого-коррекционной работы «Цветной мир».
Очень полюбились ребятам и занятия по арт-терапии «Цветной мир», которые проводит педагог-психолог А.К.Мазина.
Всегда вызывают неподдельный интерес и ожидание чего-то необычного заня-тия в экологическом кружке «Лазорик». Разве не интересно совершить «Путе-шествие в мир камня» или отправиться « В гости к комнатным растениям»! И не случайно, по результатам городского смотра-конкурса среди дошкольных учреждений, воспитатель-эколог Г.Б. Бойко была признана лучшим экологом города.
С 2013 года детскому саду присвоен статус областной инновационной площадки по апробации и внедрению в работу основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий», разработанной в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Таким образом, в ходе решения поставленных задач нашего исследования получены следующие практические результаты:
- создана организационная модель управления, включающая новые структуры, способствующие привлечению большего количества участников к процессу управления;
- разработаны функции субъектов управления, новые связи и отношения внутри его;
- определены новые перспективы в управленческой деятельности дошкольным учреждением: дальнейшее овладение современными технологиями, как в управленческой, так и в образовательной работе с детьми;
- разработаны и внедрены в практику: карта изучения направленности инновационной деятельности педагогов, технологическая карта организации мониторинга качества образования, эмпирические методы (включенные наблюдения, обобщение и анализ опыта работы, карта самооценки педагогического мастерства и творчества), портфолио дошкольников и педагогов детского сада;
- реализованы совместные проекты с ВУЗами по издательству методических пособий и сборников для работников дошкольных учреждений.
Все вышеизложенное позволяет сформировать выводы, раскрывающие сущностные положения управления инновационным режимом дошкольного образовательного учреждения:
1. Инновационные подходы в деятельности дошкольного учреждения обусловлены необходимостью его становления как системы нового типа.
2. Инновационные подходы становятся условием развития образовательной системы нового типа, если:
а) имеют системный характер и стимулируют развитие ее инновационной способности;
б) концептуально обоснованы.
3. Вся деятельность коллектива и его руководителя носит в инновационном режиме поисковый характер, в результате чего, независимо от того, является ли новшество осваиваемым или создается педагогическим коллективом, всегда рождается педагогический опыт, а учреждение меняет качественное состояние.
Весь коллектив всегда стремился и стремится работать, используя современные достижения педагогической науки, внедряя современные технологии образования.
На протяжении последних десяти лет наш детский сад ежегодно является лидером в различных городских, областных и Всероссийских конкурсах и смотрах. Это стало возможным потому, что в нашем понимании, современный детский сад - тот, где царствует гармония: игра и наука, труд и отдых, поиск и открытия.
В менеджменте говорят: «Качественно управлять - значить приводить к успеху других». Наш успех не что иное, как реализованная цель, прошедшая целый путь от становления к стабильно развивающемуся учреждению.
Библиография
1. Белая К.Ю. 2008. Инновационная деятельность в ДОУ. М.
2. Загвязанский В.И., Гильманова С.А. 1992. Творчество в управлении школой. М.
3. Микляева Н.В. 2008. Инновации в детском саду. М.
4. ПоташникМ.М., ЛазаревВ.С. 1995. Управление развитием школой. М.
5. Третьяков Т.И., Белая К.Ю. 2007. Дошкольное образовательное учреждение. Управление по результатам. М.