ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
65
УДК 331.101.6(045) Д.Г. Максимов
СИСТЕМНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ОСНОВ УПРАВЛЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПОСРЕДСТВОМ СООТНЕСЕНИЯ КАТЕГОРИЙ «ИЗДЕРЖКИ» И «ПОЛЕЗНОСТЬ»
Рассмотрена проблема соотнесения категорий «издержки» и «полезность» при осуществлении внутрифирменного планирования.
Ключевые слова: труд, стоимость, внутрифирменное планирование, нормирование труда, норма.
Фундаментальные основы процессов управления и планирования на предприятии были заложены ещё в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. К. Маркс писал: «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени управления»[1]. Это признание необходимости управления на предприятии послужило основой для развития теории предпринимательства и менеджмента. В частности, А. Файоль в своей работе «Общая и промышленная администрация» (1916 г.) выделил пять элементов административной функции: предвидение, планирование, организация, координирование и контроль [2]. В ней он указал на важность планирования и на то, что для общества требуется планирование в национальном масштабе.
Процесс внутрифирменного планирования представляет собой комплекс необходимых расчетов производственно-экономического характера, направленных на установление и реализацию долгосрочных и текущих целей производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия в определенные плановые периоды времени.
Основными инструментами процесса внутрифирменного планирования могут считаться отдельные планы, предоставляемые каждым структурным подразделением или отделом современного промышленного предприятия, и в итоге составляющие единый план развития всего предприятия. По мнению А.В. Мироновой, инструментами внутрифирменного планирования могут считаться [3]:
— план сбыта - устанавливается на несколько лет вперед по количеству требующейся на рынке продукции (согласно спросу) в разрезе различных видов рынков и сегментов;
— план производства - рассчитывается по исходным данным плана сбыта;
— план создания производственных мощностей;
— план инвестиционной деятельности;
— план по персоналу;
— план материально-технического снабжения;
— план материальных запасов;
— финансовый план;
— план ликвидностей;
— план по рекламе;
— плановый баланс - представляет собой данные сравнения экономико-финансового состояния предприятия с его обязательствами;
— план результатов - содержит расчетные данные, отражающие различные виды предполагаемых результатов: экономических, финансовых, производственных, трудовых, социальных, экологических;
— план по экологии.
Все эти планы представлены в совокупности, без разделения их на концептуально различные категории издержек и полезности. Только при наличии такого разделения планирование приобретает черты системы. Ранее было отмечено такое рассмотрение данного вопроса К.Р. Макконнеллом и С.Л. Брю [4. С. 18], но они не первые, кто отметил эту сущностную разницу понятий.
Эти категории рассматривались в своё время Ф. Энгельсом в работе «Наброски к критике политической экономики», где он даёт определение понятию стоимость - «отношение издержек производства к полезности», что можно выразить математически следующей зависимостью:
С = -, (1)
U
где С - стоимость;
Е - издержки (расходование ресурсов) производства; U - полезность произведенного продукта.
Издержки в своей сути должны стремиться к минимуму, а полезность к максимуму
— min
lim Gt = —— = 0, (2)
t—D t TTmax ^ t —
то есть в пределе при бесконечно (t — d) продолжающемся процессе минимизации издержек стоимость стремится к нулю.
Закон стоимости, таким образом, выражается в этой формуле, равно как и его действие в экономических условиях.
Однако современные авторы рассматривают эти категории признавая главенство полезности над издержками производства. К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю считают, что внутрифирменное планирование ставит своей целью максимизацию удовлетворения потребностей потребителей, то есть они говорят о максимизации полезности, с одной стороны, а с другой - об эффективном использовании ограниченных производственных ресурсов или управлении ими, то есть о снижении издержек. Таким образом, фактически происходит изменение ориентиров того понятия, которое когда-то дал Ф. Энгельс о важнейших экономических категориях: стоимость, издержки и полезность. Стоимость как отношение издержек производства к полезности и ценность как отношение полезности к издержкам производства - это основа и общность двух основных критериев внутрифирменного планирования, вне зависимости от организационно-правовых форм предприятий. То есть ценность (V) характеризуется следующей математической зависимостью:
V = и, (3)
E
где V - ценность;
U - полезность вещи, явления, процесса; Е - издержки производства.
Применяя приведенные ранее функции минимизации издержек и максимизации полезности, можно записать
U max
lim Vt = = d . (4)
t—D t Emn
Из предела следует, что при бесконечно (t — d ) продолжающемся процессе максимизации полезности и минимизации издержек, ценность стремится к бесконечности.
Безусловно, дискуссии в этой области о главенстве одного над другим могут вестись ещё долго, но для целей настоящего исследования важен закон стоимости, то есть формула, отражающая стоимость. В этом аспекте более важным и существенным как в методологическом так и в практическом планах является раскрытие понятий «издержки» (Е) и «полезность» (U).
Следуя теории К. Маркса, издержки представлены затратами прошлого (овеществлённого) и живого труда, так можно представить математическую зависимость несколько иной формулой:
— Т л. Т Т + Т
С =— = Т ^ п = ж пр (5)
~U~ U ~ Q-ц ' где Тж - затраты живого труда, отождествляемые с заработной платы рабочей силы; Тпр - затраты прошлого (овеществлённого) труда, отождествляемые с затратами на амортизационные отчисления (возмещение затрат на здания, сооружения, оборудование), затратами на издержанный материал (например, металлическая стружка при изготовлении деталей с применением металлорежущих станков), затратами на энергию всех видов, затратами на инструмент и затратами на разработку и освоение в производстве научно-технических разработок;
Q (quality) - количественно измеренный уровень качества, квалиметрическая оценка объективных свойств в полезности;
г/ - коэффициент, характеризующий субъективное отношение к данной полезности потребителя. В данном исследовании этот коэффициент приравнивается к 1, то есть предполагается изначальная полная удовлетворённость потребителя данным благом.
Издержки производства многогранны: это затраты на приобретение и возмещение стоимости основных средств, которые характеризуют фондоемкость; это и затраты на издержанный материал, которые характеризуют отношение массы детали к массе заготовки; это и затраты на электроэнергию, которые характеризуют энергоёмкость; это и затраты на интеллектуальную собственность (патенты, изобретения, рационализаторские предложения), которые характеризуют наукоёмкость; и, наконец, затраты труда - трудоёмкость или затраты на заработную плату персонала. Все эти показатели, кроме одного (затрат труда), очень детерминированы условиями внешней среды, то есть при планировании, тем более внутрифирменном, эти категории в меньшей степени зависят от самого предприятия, осуществляющего планирование издержек. Если, например, будут приобретаться станки, материалы и иные затраты по заниженным ценам, то это может сказаться на снижении качества материалов и оборудования в первой степени, и как итог - снизит потребительные свойства продукции предприятия, то есть повлияет на другой показатель эффективности планирования - полезность. Поэтому трудоёмкость и её снижение является прямым показателем эффективности внутрифирменного планирования. Однако во внутрифирменном планировании также следует выделить зависимые от внешних условий рассмотренные ранее показатели - фондоёмкость, материалоёмкость, энергоёмкость, наукоёмкость и т.д. в соответствии со статьями затрат калькуляции. Эти статьи, характеризующие издержки производства, влияют на формирование другого более существенного показателя прибыли (рентабельности). Однако это лишь одна сторона планирования, с другой стороны должна быть проанализирована полезность, без которой внутрифирменное планирование производства бесперспективно и не принесёт прибыли предприятию, так как не будет иметь спроса на рынке товаров и услуг.
Безусловно, интересным для исследования является знаменатель дроби (полезность), которая также подвержена планированию со стороны предприятия, что отражается в планах продаж, планах по маркетингу, планах по рекламе, но не прямым, а косвенным образом, без конкретных количественных измерений уровня качества полезности в части его объективных и субъективных свойств. Однако большинство планов нацелены на числитель дроби, в частности план создания производственных мощностей; план инвестиционной деятельности; план по персоналу; план материально-технического снабжения; план материальных запасов, которые осуществляют прямой и непосредственный учёт, нормирование и планирование затрат (издержек). Всё это можно представить следующей математической зависимостью:
^ Е Xе, е, + е2 +... + еп е е0 еп С = — = = -!-2-п- = + +... + , (6)
и и и и и и
где е12,.,п - разновидности совокупных затрат труда, энергии, материалов, инструмента, основных фондов и т.д.;
и - полезность, принятая в натуральном выражении единиц потребительных стоимостей;
е1,2,...п
——--нормативы затрат разного рода проявлений живого и прошлого труда на единицу полезности.
Изложенные в математической форме положения делают очевидным взаимосвязь внутрифирменного планирования и нормирования всех статей затрат, не только в части трудовых нормативов, хотя именно они наиболее существенно влияют на цену товаров и услуг, но и разработка нормативных значений всего многообразия показателей деятельности предприятия. В результате нормирование распространяется на все сферы внутрифирменного планирования, как-то: определение норм затрат материалов, определение норм энергопотребления, теплоснабжения, нормативного уровня амортизационных отчислений, норм расходов на содержание специалистов и управление предприятием (накладные расходы) и даже нормы прибыли. С развитием опыта хозяйственной деятельности в отдельных отраслях промышленности сформировались определённые нормативы. Но если они достаточно постоянны во многих статьях затрат, в том числе и прибыли, то в части трудовых затрат требуют постоянного пересмотра и снижения с ростом целого ряда факторов производительной силы труда. Мы исходим из того, что производительность труда - это результат действия производитель-
ной силы труда, который в большей степени зависит от качества нормирования труда. Если норма не напряжённая, то установленный плановый показатель производительности труда, например, часовой выработки, достигается за меньший период, чем один час, а если, с другой стороны, нормы очень напряжённые, то часовая выработка будет достигаться в течение нескольких часов. Этот пример в полной мере характеризует как неверно установленная норма приводит к некачественному внутрифирменному планированию такого показателя, как производительность труда, исходя из которого с учётом объёмов работ по заключённым договорам осуществляется внутрифирменное планирование другого показателя - плановой численности.
Очевидно, системность всех этих экономических показателей внутрифирменного планирования, равно как и то, что выполнимость, достижимость внутрифирменных планов с одной стороны, и их напряженность, способствующая полной загрузке трудовых ресурсов, с другой стороны, прямо зависит от того, насколько объективно будут установлены нормативы по этим показателям. Именно норма как некий опыт поведения того или иного показателя в прошлом даёт основу и делает научно-обоснованным процесс внутрифирменного планирования по достижению целого ряда экономических показателей, о чём свидетельствует огромный опыт планового хозяйствования нашей страны в недавнем прошлом, а также мнения зарубежных исследователей.
Процессы внутрифирменного планирования, особенно в области ценообразования, служат основой для того, чтобы деятельность диверсифицированного хозяйственного образования была эффективной. Следовательно, необходимо рассмотреть в первую очередь максимизацию прибыли, диктуя свою волю менеджерам, занимающимся внутрифирменным планированием, а уже потом, стремятся создать полезность, максимизировать потребительную и в конечном итоге меновую стоимость путём снижения издержек производства и потребления, что отражается в показателях: трудоёмкость, материалоёмкость, энергоёмкость, фондоёмкость и наукоёмкость. Так осуществляется взаимосвязь внутренних и внешних инструментов планирования.
Таким образом, данные инструменты охватывают все направления деятельности промышленного предприятия, хотя и имеют особенности при различии организационно-правовых форм, что представлено на рис. 1.
Рис. 1. Сравнение уровней внутрифирменного планирования предприятия и предпринимателя
Общеэкономические понятия и категории, которые заключены во внутрифирменном планировании, разнообразны в зависимости от отрасли народного хозяйства и организационно правовых форм. В результате крупные хозяйственные образования с соответствующей организационно правовой формой имеют в своём штате целые подразделения, служащие снижению издержек по отдельным статьям затрат, и применяющие традиционные инструменты нормирования и внутрифирменного планирования, то малые предприятия и предприниматели нуждаются в точном определении затрат и их планирования с применением точных инструментов агрегирования, предстоящих в их деятельности издержек производства.
Следовательно, появляется необходимость в более схематичном представлении основных аспектов (показателей, критериев) внутрифирменного планирования (см. рис. 2).
Рис. 2. Система структурных агрегатов внутрифирменного планирования
Процесс планирования, начинаясь с определения цены договора на рынке товаров и услуг по новым и идущим заказам, сосредотачивается на определении трудоёмкости, внутрифирменных расчётов сводной товарной продукции в нормо-часах, как суммы затрат труда по всем договорам (при этом в машино-часах производится сопоставление объёмов планируемого производства с имеющимся потенциалом рабочих мест работодателя и при необходимости расширяется производство), но для планирования численности персонала необходима и его достигнутая, плановая производительность труда в среднем на одного работника, с тем, чтобы определить надо ли доукомплектовать персонал за счёт лиц, приглашённых с рынка рабочей силы. В итоге есть три основных показателя внутрифирменного планирования: товарная продукция, производительность труда и численность, которые определяются исходя из нормирования труда.
Итак, внутрифирменное планирование - это экономическая категория, отражающая методы и способы установления системы взаимосвязанных показателей деятельности (товарная продукция, производительность труда и численность), на основе разработанных нормативов их уровней, согласно действию закона пропорционального развития предприятия, закона стоимости и закона прибавочной стоимости.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 342.
2. Файоль А. Общее и промышленное управление. М., 1924. С. 131-134.
3. Миронова А.В. Сущность процесса внутрифирменного планирования на современных промышленных пред-
приятиях // Вестн. МГТУ. 2006. Т. 9, №4. С. 647-650.
4. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: в 2 т. / пер. с англ. М.: Республика,
1992. 400 с.
Поступила в редакцию 03.06.13
D. G. Maksimov
System review of fundamental principles of management and planning economical activity of a business enterprise by relating categories «costs» and «utility»
The problem of correlation of the categories of «costs» and «utility» in the implementation of corporate planning is considered.
Keywords: labour, company planning,rate-fixing of labour, rate.
Максимов Даниил Геннадьевич, кандидат экономических наук
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: maksdg@mail.ru
Maksimov D.G., candidate of economics Udmurt State University
426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4 E-mail: maksdg@mail.ru