Научная статья на тему 'Планирование как первейшая и важнейшая функция управления'

Планирование как первейшая и важнейшая функция управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
524
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ / МЕТОДЫ / ГОРИЗОНТЫ / ТИПЫ / ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусев С.А., Ершова М.В.

В исследовании анализируются важнейшие факторы, опреде-ляющие необходимость внутрифирменного планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Планирование как первейшая и важнейшая функция управления»

УДК 338.984

ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ПЕРВЕЙШАЯ И ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

С.А. Гусев, М.В. Ершова

Аннотация. В исследовании анализируются важнейшие факторы, определяющие необходимость внутрифирменного планирования.

Ключевые слова: принципы, методы, горизонты, типы, показатели.

THE FIRST AND MOST IMPORTANT CONTROL FUNCTION - PLANNING

S.A. Gusev, M.V. Ershova

Abstract. The study analyzes the most important factors that determine the need for in-house planning.

Keywords: principles, methods, horizons, types, indicators.

Планирование - первый и наиболее значимый элемент менеджмента. Основной целью планирования является определение оптимальной серии производимой и реализуемой продукции.

Планирование - это предвидение неожиданностей и координация деятельности на предприятии по срокам, исполнителям, источникам финансирования. Планирование обеспечивает контроль в организации путем сравнения объемов плана с объемами фактического производства продукции [2].

Отметим важнейшие факторы, определяющие необходимость внутрифирменного планирования:

1. Концентрация капитала. По данным профессора Бейна, минимальный размер капитала в ряде отраслей американской промышленности составляет десятки и сотни миллионов долларов. Годовая стоимость реализуемой продукции и услуг «Дженерал моторс» почти равняется расходной части государственного бюджета Франции. Концентрация усиливается за счёт процессов диверсификации и интернационализации капитала.

2. Научно-технический прогресс обусловил чрезвычайный размах научно-технического соперничества, ускорил моральное старение продукции, повысил темпы обновления ассортимента и но-

менклатуры выпускаемой продукции. По данным американских авторов, 20-40 % продукции на мировых рынках обновляется в течение 3-5 лет. Освоение новой продукции в условиях роста ее научно-технического уровня и сложности определяется длительным процессом, продолжающимся нередко 5-7 лет.

3. Обеспечение сбыта продукции. В экономике даже развитых стран наблюдается значительное отставание роста платежеспособного спроса от увеличения производительных мощностей. Это означает, что всё большую роль в деятельности фирм играют вопросы сбыта.

4. Механизация и автоматизация управленческого труда. Существенное влияние на внутрифирменное планирование оказал процесс широкого внедрения компьютерных технологий, что позволило внедрить многовариантное планирование.

5. Разделение функций. Организационная структура предприятия, (корпорации) - ключ к пониманию методики, задач и организации внутрифирменного планирования.

6. Становление плана комплексом различных показателей, мероприятий различных по характеру, срокам, исполнителям.

7. Перераспределение ресурсов. Часто издержки на НИОКР покрываются за счёт доходов от освоения продукции, а капиталовложения окупаются только через несколько лет.

Планирование определяет виды деятельности и товаров, источники финансирования, технологические ресурсы.

Планирование основано на собственных принципах, методах и пределах.

Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности в экономической организации.

Планирование основано на следующих основных принципах: единство, участия, непрерывности, гибкости, точности.

Принцип единства предполагает, что планирование должно носить системный характер, то есть результаты одного плана являются исходной информацией для второго плана, а изменение одного плана требует корректировке всех планов.

Принцип участия - каждый член организации является участником планирования независимо от занимаемой должности (ИТР, рабочие, служащие). Такое планирование называется партисипативным. При этом каждый работник получает более глубокое понимание организации, ее целей и задач, получает более обширную информацию.

Принцип непрерывности означает, что:

- планирование на предприятии должно осуществляться постоянно в рамках установленного цикла: оперативное (месяц, декада), краткосрочное - один год с разбивкой по месяцам, среднесрочное - 2-5 лет (бюджет страны - три года), долгосрочное - свыше 5 лет.

- разработанные планы должны ежегодно уточняться и непрерывно приходить на смену друг другу.

Неопределенность внешней среды и изменение внутренних возможностей предполагает постоянную корректировку планов.

Принцип гибкости взаимосвязан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Для придания гибкости планы должны содержать так называемые резервы - «надбавки безопасности».

Придание гибкости планам требует дополнительных затрат, а они ограниченны.

Принцип точности - планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в которой позволяют внутренние и внешние условия.

К методам планирования относятся:

- программно-целевой, когда устанавливается цель (обеспечить к 2020 г. в России 25 млн прогрессивных рабочих мест), а затем разрабатываются программы для достижения поставленной цели;

- балансовый метод широко используется в планировании: финансовый план - баланс доходов и расходов, баланс ресурсов, в частности рабочей силы и т.д.;

- нормативный - с целью научного планирования на предприятиях действует система норм и нормативов: нормы расхода ресурсов, нормы труда и т.д.;

- расчетно-аналитический в планировании часто используется там, где нужна точность, где ошибки могут привести к банкротству: расчет себестоимость продукции, получаемой прибыли, фонда оплаты труда и др.;

- графический - используется для расчетов и наглядности, например, определение порога рентабельности и запаса финансовой прочности;

- экономико-математический, с появлением программ часто используется в прогнозировании и планировании.

Возможности планирования в организации ограничены рядом объективных и субъективных факторов. Основным фактором, определяющим пределы планирования - это неопределенность рыночной среды, которая обусловлена изменениями внешней среды [1].

Планирование - это инструмент преодоления неопределенности путем:

- вертикальной интеграции (слияние или поглощение фирм-поставщиков или/и предприятий-потребителей) - агропромкомплект;

- контроля над спросом (монопольное влияние на рынке, маркетинговая деятельность, то есть не грубое давление на рынок, а приспособление предприятия к потребительским нуждам и настроениям);

- контрактные отношения (переналаженные поточные линии и гибкие модули позволяют удовлетворить индивидуальные заказы);

- построение предпринимательских сетей, основанных на морально-этических нормах.

Горизонты планирования:

- долгосрочное (от 5 и более лет);

- среднесрочное (до 5 лет);

- краткосрочное (1-2 года), но чаще это годовой план;

- оперативное (в течение года).

Проанализируем типы планирования.

Признаки, определяющие типы планирования:

- степень неопределенности в планировании;

- временная ориентация идей планирования;

- горизонты планов.

В зависимости от степени неопределенности системы планирования можно разделить на два типа:

- детерминированные системы, когда события имеют определенность, то есть можно дать 100 % гарантии;

- вероятностные (стохастические) системы - предполагают неопределенность внешней среды и нехватку информации.

Варианты вероятностных систем планирования:

- планирование, основанное на системе жестких обстоятельств (заключение договора с известным партнером);

- планирование под личную ответственность - полная неопределенность. Руководитель действует на свой страх и риск и берет ответственность на себя;

- планирование, приспособленное к случайным обстоятельствам (между первым и вторым).

На практике существует не более 3-4 вариантов возможного развития событий. Например, планирование может быть заключено в том, чтобы определить действия, в случае если цены на основные виды сырья вырастут на 15, 20, 25 % вместо ожидаемого роста на 10 %.

Временная ориентация идей планирования влияет на тип планирования. Различают четыре типа планирования:

- реактивное - ориентированное на прошлое;

- инактивное - приспосабливаемое к настоящему;

- преактивное - предпочитающее будущее;

- интерактивное - ориентированное на взаимодействие всех лучших идей планирования.

Интерактивное планирование - это скорее идеальное, широко распространенное в странах с рыночной экономикой инактивное планирование, которое в последнее десятилетие уступает место планированию, ориентированному на будущее (преактивное). Однако экономическая организация не может полностью контролировать свое будущее, а следовательно, и проектировать его, поэтому на предприятии чаще всего приспосабливаются к настоящему -адаптируются.

Необходимость технико-экономического обоснования планов и повышения эффективности производства предопределили систему показателей плана [3]. Показатели, применяемые в планировании подразделяются на количественные и качественные.

Количественные показатели плана выражаются абсолютными величинами. К ним относятся: объем товарной продукции, валовой, объем реализации, численность работающих, численность рабочих, фонд зарплаты, суммы прибыли, размер затрат различных производственных ресурсов.

Качественные показатели являются величинами относительными. Это рост производительности труда, снижение себестоимости продукции и др.

К качественным показателям относятся также те, которые выражают соотношение количественных показателей между собой, например, рентабельность производства, фондоотдача, качество продукции и др.

Между качественными и количественными показателями существует взаимосвязь и взаимодействие. Поэтому нужна система показателей, наиболее полно отражающих эффективность труда коллектива.

В систему показателей плана в промышленности различают объёмные и удельные показатели. Объёмные показатели учитывают абсолютные величины производства в целом, отдельных процессов и факторов, в них участвующих. Например, объём производства в целом, объём механической обработки, сборки, объём трудовых затрат, материальных ресурсов и т.д.

Удельные показатели учитывают отношение двух или нескольких взаимосвязанных показателей, например, затрат металла на единицу продукции и т.д.

Для исчисления показателей плана предприятий применяют натуральные, стоимостные и трудовые измерители.

Натуральные измерители используются при планировании объёма производства, материальных ресурсов. Они обеспечивают возможность получения количественного выражения и качественной характеристики тех или иных показателей. Применение натурального измерителя показателей плана ограничивается невозможностью обобщения разных по характеру натуральных показателей.

Для измерения объёма производства однородных изделий, различных по материалоёмкости или другому признаку, применяют условно-натуральный измеритель. В этом случае принимают одно из однородных изделий, а все остальные приравниваются к нему по одному из перечисленных признаков (как правило, по трудоёмкости) - тракторы в 15-сильном исполнении, мыло 40 % жирности и др.

Широкое распространение получил трудовой измеритель объёма производства, выражаемый в нормо-часах. Трудовые измерители в сочетании используются для вычисления производительности труда, определение норм выработки и др.

В условиях товарно-денежных отношений важное значение сохраняет стоимостной (денежный) измеритель. С помощью стоимостных измерителей определяют динамику развития предприятия,

темпы роста производства продукции, взаимоувязывают все разделы плана. В стоимостных измерителях планируются объём реализации продукции, товарная и валовая продукция. Различают три группы показателей:

- натуральные, условно-натуральные, денежные и трудовые;

- абсолютные и относительные;

- показатели анализа в бизнесе.

Показатели, применяемые при анализе в бизнесе, в свою очередь, можно разделить на три группы:

- оценочные показатели;

- показатели издержек производства;

- показатели стратегического управления.

Оценочные показатели включают:

- оборот (объем продаж);

- валовую прибыль;

- добавочную стоимость (или стоимость, добавленная обработкой);

- прибыль после уплаты процентов по кредитам и займам;

- прибыль после уплаты налогов;

- прибыль после уплаты дополнительных платежей и реинвестиций;

- различные показатели ликвидности.

Наряду с абсолютными показателями хозяйственной деятельности применяют относительные коэффициенты, характеризующие эффективность использования различных производственных ресурсов. Эти показатели служат базой сопоставления (межотраслевого, межфирменного и т.п.), что очень важно в условиях жестокой конкуренции, для выработки оптимальной инвестиционной политики. Основными такими показателями является коэффициент отношения прибыли к вложенному капиталу - рентабельность капитала.

Среди других относительных показателей: доля валовой и чистой прибыли в обороте предприятия, доля добавленной стоимости в обороте и отношение величины добавленной стоимости к издержкам на заработную плату.

Другие показатели: производительности (труда, капитала, энергозатрат и др.). Они не стоимостные, а смешанные или натуральные.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели издержек производства (абсолютные и относительные).

Абсолютные: себестоимость продукции, затраты на материалы и комплектующие изделия, затраты на зарплату, амортизацию и др.

Относительные: доля авансированного капитала в обороте, доля запасов на складе в общей стоимости потребляемых материалов и полуфабрикатов и т.п.

Показатели стратегического управления:

- доля рынка сбыта, контролируемого фирмой;

- показатели качества продукции;

- показатели уровня обслуживания потребителей продукции фирмы;

- показатели подготовки и переподготовки рабочей силы и т.п.

Для нужд оперативного управления применяют показатель уровня дефектов (отказов) изделий в процентах от размера партии.

При долговременном анализе чаще всего используются следующие показатели качества продукции:

- процент изделий (машин, оборудования), возвращенных на гарантийный ремонт;

- стоимость претензий потребителей в обороте предприятия и др.

Основным показателем хозяйственной деятельности отделений является прибыль, реже - издержки, чаще рентабельность.

Таким образом, планирование является важнейшей функцией менеджмента с выполнением множества задач по управлению в организации.

Библиографический список

1. Герасимов Б.И. Организация планирования на предприятии. М., 2009.

2. Жариков В.Д. Основы бизнес-планирования в организации. М., 2016.

3. Жариков В.Д. Планирование и прогнозирование на предприятии: учебник. Тамбов, 2003.

С.А. Гусев

доктор экономических наук, доцент заведующий кафедрой экономики и управления Московского финансово-юридического университета МФЮА

М.В. Ершова

кандидат экономических наук

доцент кафедры экономики Тамбовского государственного технического университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.