Научная статья на тему 'Системно-целостный подход к конструированию инновационного дидактического инструментария для исследований процесса модернизации образования'

Системно-целостный подход к конструированию инновационного дидактического инструментария для исследований процесса модернизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИИ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ С НАПЕРЕД ЗАДАННЫМИ СВОЙСТВАМИ / МОДЕЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ЦЕНТР / ФУНКЦИОНАЛ УПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИЕЙ / ЦЕЛОСТНОЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА МОДЕРНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Монахов Вадим Макариевич, Ерина Татьяна Михайловна

Цель модернизации, представляемой многоуровневой структурой цели, заключается в фиксации и систематизации информации о процессе функционирования адаптивной оптимальной дидактической системы реализации процесса модернизации ДСМ и использовании накапливаемых данных для достижения заданного показателя качества функционирования системы. В практике исследования таких систем упрочилось мнение, что адаптивные системы с заданными свойствами по мере приспособления к внешним и внутренним условиям улучшают качество своего функционирования, т.е. идет процесс оптимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Монахов Вадим Макариевич, Ерина Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системно-целостный подход к конструированию инновационного дидактического инструментария для исследований процесса модернизации образования»

Монахов В.М.1, Ерина Т.М.2

1 МГГУ им. М.А.Шолохова, профессор кафедры математики и физики факультета точных наук и инновационных технологий, доктор педагогических наук, действительный член Академии естественных наук Республики Казахстан, член-корреспондент РАО,

monakhovvm @mail . ш 2 Московский государственный областной гуманитарный институт, доцент кафедры математики и физики, кандидат педагогических наук, erinatm @mail . ш

Системно-целостный подход к конструированию инновационного дидактического инструментария для исследований процесса модернизации образования

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Адаптивная открытая система образования. Технология

проектирования систем образования с наперед заданными

свойствами. Модель дидактической системы реализации модернизации как интегративный управленческий центр.

Функционал управления модернизацией как целостная

инструментально-технологическое обеспечение процесса модернизации.

АННОТАЦИЯ:

Цель модернизации, представляемой многоуровневой структурой цели, заключается в фиксации и систематизации информации о процессе функционирования адаптивной оптимальной дидактической системы реализации процесса модернизации ДСМ и использовании накапливаемых данных для достижения заданного показателя качества функционирования системы. В практике исследования таких систем упрочилось мнение, что адаптивные системы с заданными свойствами по мере приспособления к внешним и внутренним условиям улучшают качество своего функционирования, т.е. идет процесс оптимизации.

На рис.1 представлено функционирование открытой образовательной системы, взаимодействующей с внешней средой.

Если система изначально не обладает функциями адаптивности, то она либо работает неудовлетворительно, либо требует постоянной модернизации и неограниченных ресурсов, что подтверждает практика последнего времени.

Совокупность заданных свойств (их полнота, реальность их достижения, их эффективность и продуктивность после реализации) представляет собой инновационный подход, который помогает избежать ненужных направлений в решении задач, от которых в будущем возможно придётся отказываться.

Проходящую модернизацию безусловно следует рассматривать как процесс многоаспектный, многоуровневый, многоэтапный со своими начальными и краевыми условиями, реализуемый в весьма сложной образовательной системе с множеством компонент

а

Внешняя среда

Заданные свойства

Родители

Работодатели

ВУЗы

Карьдшынрост

Социализация

Информатизация

Моден нилщ овпнна я (ЖТЙЩ школьного образования как рез;упьтат фонтанирования дидакшчесгвй системы модернизации ишшьного образования

Заданные свойства Модер ннзнр 01 энная школа Ногая пр офнльная школа Ноеын результат школы-Еылускннк школы Ноюе убавление Ноюе содержание НоЕая МСО Новые педагогювскне техно л) г нн

Носые образовательные ценности Но 1ы е мето до т» г нчес к не основы Ногая дндактнка Ноеын учитель Нохые пар аметры оценки

У1фМЛЯ01ЦИ подсистема

Упрадлвидая поде не таи а

Канал внутренней обратной связи

и

£ о

J

Рис. 1. Функционирование модели процесса реализации модернизации системы школьного

образования как открытой системы

Естественно, что и процесс модернизации, и саму адаптивную оптимальную систему реализации модернизации образования следует рассматривать с позиции системно-целостного подхода, а для этого прежде всего и сам процесс, и саму систему следует смоделировать, т.е. перевести на язык и форму модели или ряда моделей. И только потом

перейти к стадии проектирования, придав модели не только максимально понятный и выразительный вид, но и возможность провести на моделях серию внутримодельных исследований [2], которые естественно не потребуют традиционных многомиллионных расходов, но результатам которых можно доверять, то есть быть уверенным, что получаемые в будущем результаты модернизации и есть то, что в концепции модернизации было объявлено как цели и ценности.

На следующей стадии реализации проекта модернизации разработчики должны иметь достаточно объективный аппарат для управления ходом модернизации и не менее объективный аппарат, устанавливающий факт достижения или не достижения всех тех целей модернизации, которые были продекларированы в государственном заказе. Именно так должна выглядеть гигантская работа по целостной, системной, продуктивной реализации модернизации образования.

Анализ многочисленных публикаций о ходе, причинах, предпосылках, принципах, промежуточных и ожидаемых конечных результатах модернизации позволил систематизировать все это в определенной логике.

Итак, начнем с главного - с цели происходящей модернизации образования. Приведем слова Е.П.Белозерцева [3] из его рецензии на книгу О.Н.Смолина: "Мы вынуждены наблюдать, как нарушается постулат: основа управления, реформирования, модернизации есть производная от истории и культуры нашего народа, опыта образовательных учреждений, научно-педагогических школ». Здесь мы солидарны с Е.П.Белозерцевым, рассматривая в настоящем исследовании образование как абсолютную ценность, а отношение к образованию как важнейший критерий государственности. В ХХ веке педагоги стали все чаще говорить о категории «цель» как о стратегической цели в образе будущего результата. Тогда цель модернизации следует представлять в виде двух достаточно масштабных и значимых результатов: модернизированное отечественное образование и создание общенаучного фундаментального инструментария модернизации, посредством и с помощью которого и должна проводиться модернизация образования. К сожалению на сегодняшний день современная педагогика не обладает таким фундаментальным инструментарием модернизации. Следует заметить, что одной из причин модернизации образования стала невозможность традиционного образования быть не только фактором развития общества, но хотя бы полноценно вписаться в процессы столь необходимого развития отечественного образования. Как видно из предыдущего, предполагалось к проблеме модернизации подойти системно, целостно, прогностически и двигаться к конечной цели, используя последовательность моделей, которые все более адекватно отражали бы стратегическую цель. В педагогике нет целостных теорий, есть только некоторые фрагменты, например, введение в теорию проектирования систем образования с заданными свойствами. Так в

МГГУ им. М.А.Шолохова в последние четыре года было провёдено четыре Международных конференций по указанной проблеме [5,6,7]. На этих конференциях были представлены отдельные фрагменты технологии проектирования систем образования с наперёд заданными свойствами в условиях функционирования новых стандартов. Модернизация образования естественно требует своего общенаучного методологического обоснования и адекватного этому обоснованию дидактического инструментария и радикальной переналадки понятийно-категориального аппарата инновационной

инструментальной дидактики.

В сообщении В.М.Монахова и В.Е.Фирстова в настоящем сборнике представлено общенаучное методологическое обоснование проходящей модернизации, из которого прежде всего следует, что систему образования следует рассматривать как открытую адаптивную систему, обладающую свойствами самоорганизации и саморазвития. Мы добавляем к вышесказанному три идеи:

• первую идею - о системно-целостном подходе к проектированию адаптивных открытых систем;

• вторую идею - о некой дидактической системе реализации процесса модернизации образования - ДСМ, целостно обеспечивающую все управленческие функции проводимой модернизации;

• третью идею - о том, что "наперед заданные свойства" следует и должно рассматривать как инновационную методологическую категорию инструментальной дидактики.

Что значит заданные свойства? А это те самые компетенции, которые прописаны в ФГОС ВПО. В процедурной схеме проектирования учебного процесса, который и формирует декларируемые стандартом компетенции, эти самые компетенции объявляются заданными свойствами, которые в дальнейшем процедурно переводятся на язык параметров проектируемой образовательной системы. Многочисленные педагогические эксперименты по созданию проектов таких образовательных систем и их реализация научной группой В.М.Монахова позволили существенно развить эту идею.

Выяснилось, что технология проектирования образовательных систем с наперед заданными свойствами достаточно универсальна. Созданная технология позволяет проектировать не только систему образования, но и такие не менее важные в период модернизации системы, имеющие большое прикладное значение, как:

• методическая система обучения[8];

• методическая система преподавания[8];

• технологический учебник полного цикла для вуза[10];

• полный цикл проектирования и реализации учебно-методического обеспечения целостного процесса формирования

профессиональных компетенций[9].

Выдвинутая нами идея заключается в том, что вышеперечисленные разработки и технологии проектирования различных систем гипотетически могут быть перенесены и продуктивно использованы для проектирования адаптивной оптимальной дидактической системы реализации процесса модернизации с наперед заданными свойствами. В дальнейшем для простоты эту систему будем называть ДСМ (дидактическая система модернизации).

Переходим к изложению самой идеи и основных положений ДСМ. Ответим на основные вопросы:

Почему адаптивная?

Почему оптимальная?

Почему с наперед заданными свойствами?

Заданные свойства дидактической системы - это достаточно чётко и диагностично сформулированные,

• во-первых, цели модернизации;

• во-вторых, условия, как внешние, так и внутренние, в которых и

должна проходить модернизация;

• в- третьих , прогностически заданные желаемые результаты.

Так, например, к условиям модернизации можно отнести основные признаки информационного постиндустриального общества, для социализации в которое должны готовиться школьники. Не менее существенным условием стала проходящая смена образовательных парадигм. А.М.Новиков [13] считает, что ещё совсем недавно наука была системообразующим фактором организации образования, положенным в основу содержания образования и в определённой степени ставшим структурирующим основанием профилизации школьного образования [11]. Теперь же роль науки существеннейшим образом изменилась: произошло переключение с так называемого вечного знания на ситуативное и мы становимся свидетелями перехода к этому ситуативному знанию. Последнее повлекло за собой начавшийся переход от научного типа школьного образования к принципиально другому типу -технологическому или проектно-технологическому. В постиндустриальном обществе равноправно должны быть отражены все формы общественного сознания в структуре образования и, что особенно важно, в освоении субъективных компонентов культуры.

Почему адаптивная? Адаптивные свойства функционирующей системы проявляются как процесс изменения структуры модернизации, алгоритмов действий и предписаний в реализации модернизации (в виде законодательства, политики), параметров системы. Считается, что система обладает признаком адаптивности, если она достигает оптимального состояния своего функционирования при начальной неопределённости и изменяющихся условиях взаимосвязи с внешней средой.

На рисунке 2 представлена модель ДСМ. Блоки модели ДСМ:

- цель модернизации;

- задачи;

- содержание;

- процесс реализации модернизации

образуют содержательную составляющую модернизации.

Рис.2. Проект модели дидактической системы реализации процесса модернизации

образования

В центре системы находится важнейший диспетчерский блок многоуровневые обратные связи.

Особая роль отводится блоку управленческий мониторинг качества модернизации, в который поступает оперативная рабочая информация о ходе реализации модернизации из блока многоуровневые

обратные связи. Вся полученная рабочая информация,

• во-первых, сохраняется в мониторинге как в информационном банке,

• во-вторых, передается в блок управление процессом реализации модернизации, в котором она перерабатывается и в виде конкретных управленческих решений [12] передается в блок система команд исполнителей модернизации. Следует обратить внимание на следующую особенность информационного обеспечения системы команд исполнителей модернизации. Они должны получать управленческие указания только из блока управления и затем вносить только эти корректировки в блок процесс реализации модернизации. Никакие иные самодеятельные указания из блока система команд исполнителей модернизации недопустимы. Только так функционирование ДСМ может быть адаптивным, то есть саморазвивающимся и стремящимся к оптимальному режиму.

Что такой подход может дать? Процесс моделирования ДСМ даёт нам достаточно определённый прогноз-пожелание, который системно учитывает: ЧТО требуется, ЧТО мы хотим получить, какие ресурсы для всего этого имеются.

В прогнозе-пожелании формируется первоначальный некий реестр задаваемых свойств, который может быть достаточно избыточным.

Рассматриваем этот реестр как некую совокупность задаваемых свойств.

Далее целесообразно элементы этой совокупности ранжировать по значимости, продуктивности, реалистичности,

Затем необходимо ограничить реестр по некоему критерию или критериям: только свойствами, определяющими собственно модель модернизации - параметрами, только реалистичными свойствами, способствующими достижению цели модернизации и т.д.

Далее следует перейти от общей прогностики к целостной концепции модернизации, которая характеризуется нацеленностью на конечный результат и целесообразными взаимосвязями заданных свойств, концептуально позволяющими контролировать сам процесс модернизации, оперативно получая ответы на вопрос - а в правильном ли направлении мы двигаемся?

Рассматриваемая концепция обеспечивает важное условие функционирования системы, когда вероятность получения конечного результата модернизации с заданными свойствами от этапа к этапу только возрастает, т.е. идет процесс оптимизации.

Гипотетически предполагается наличие в системе полного научно-практического обеспечения: теоретического, методологического, методического, технологического.

Наша инновационная идея - факт включения в состав обеспечения

технологической составляющей, которая управление представляет как управленческий процесс. Последнее относится как к оперативному управлению, так и к стратегическому.

Перевод вышеперечисленных положений о конструировании модели ДСМ в практическую плоскость предполагает на этапе перехода к инструментальной модели обязательное оснащение соответствующими технологиями, реально обеспечивающими проводимую модернизацию.

Оценочный этап реализации самой инструментальной модели, её функционирования и использования поступающей от неё информации фактически приводит нас к мониторинговой модели, которая обеспечивает аналитическую обработку результатов мониторинга за ходом процесса модернизации.

И, наконец, завершает структурное описание ДСМ последний этап -этап системной обработки всей полученной информации: и о ходе процесса модернизации, и о продуктивности и эффективности проведенных изменений и совершенствований в тех или иных компонентах системы образования. Обычно этот этап ликвидирует все неточности и неопределённости в функционировании образовательной системы. Эту модель назовём рефлексивной.

Таким образом, целостную концепцию модернизации образования можно итерационно представить пятью моделями. В итоге получаем своего рода парад моделей:

• прогностическая модель;

• концептуальная модель;

• инструментальная модель;

• ониторинговая модель;

• рефлексивная модель.

Нетрудно видеть, что эти 5 моделей достаточно целостно представляют процесс реализации модернизации и могут стать достаточно полным основанием и рабочим полем для дальнейшего системного исследования.

Представленная на рис.3 матрица - функционал управления ДСМ -фактически моделирует управленческие процессы реализации модернизации образования, выстраивая итерационный процесс перехода от одной модели к другой (наглядно представленный клеточками главной диагонали матрицы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует заметить, что первый столбец от Х11 до Х51 представляет исследовательскую деятельность по конкретизации и детализации многоуровневой цели системной модернизации. Во втором столбце задаются программы исследования дидактических условий модернизации образования. Третий столбец представляет различные этапы проектирования дидактической системы модернизации и ее целостного инструментально-технологического обеспечения.

Четвертый столбец отвечает за технологизацию педагогической диагностики как важной функции управления качеством проводимых при модернизации преобразований. Важно заметить, что методическая интерпретация результатов педагогической диагностики позволяет оперативно уточнять правильность пути и направления модернизации.

Пятый столбец выявляет и исследует уже реализованные. Особое внимание обращается на те факторы, которые повлияли на результативность и самого модернизированного образования, и процесса, реализующего эту модернизацию.

Рефлексивная модель

Рисунок 3. Функционал управления ДСМ

Далее дадим краткую характеристику функционала управления по строкам.

Первая строка - это перевод содержания государственного заказа на модернизацию образования на педагогический, дидактический, методологический и методический язык с учетом: смены образовательных парадигм, условий информационного общества, успешного исторического опыта структурной профилизации при реформировании отечественного образования и гипотетических условий будущего smart-образования.

Вторая строка - это создание информационного пространства, состоящего из всего арсенала результатов и достижений современной науки.

Третья строка - это создание программы в итоге приводит к оптимальному режиму функционирования ДСМ.

Рассмотренные выше и «Функционал управления» (рис.3), и технологии обучения системы команд исполнителей обеспечивают однозначное исполнение поступающих управленческих указаний и результативность проводимой модернизации.

Четвертая строка - это создание своевременной оперативной и объективной обратной связи и передача информации о ходе и результативности каждого этапа модернизации.

Пятая строка - это ликвидация на каждом этапе модернизации неопределенностей и противоречий, что в итоге приводит к оптимальному режиму функционирования ДСМ.

Рассмотренный выше и "Функционал управления"(рис.3) и "Дидактическая система модернизации" (рис.2) фактически представляют собой две стороны одной медали. Под медалью можно понимать наше образование после модернизации, которое адекватно соответствует всем требованиям государственного заказа.

Главный вывод - без использования вышеизложенной структуры ДСМ весьма проблематично говорить о целостности и эффективности модернизации образования.

Литература

1. Смолин О.Н. Образование. Политика. Закон. Федеральное законодательство как фактор образовательной политики современной России. М. 2010

2. Власов Д.А., Монахов Н.В., Монахов В.М. Математические модели и методы внутримодельных исследований. Монография. РИЦ МГГУ им.М,А,Шолохова.М.2007.

3. Белозерцев Е,П. Образование как детектив, или Послесловие к монографии О.Н.Смолина// Педагогика, №10, 2011. с.82-94.

4. Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий. Монография. Изд.Перемена.Волгоград.2006.

5. Монахов В.М. Методологические основания разработки технологий построения систем образования с заданными свойствами.// Материалы международной научно-практической конференции 14 июля 2010."Технологии построения систем образования с заданными свойствами". с.26-32.

6. Монахов В.М. Проектирование и реализация учебно-методического обеспечения целостного процесса формирования профессиональных компетенций// Материалы Ш международной научно-практической конференции 12-13 ноября 2012.с.37-44.

7. Шмарион Ю.В. Адаптация образовательных систем с заданными свойствами// Материалы Ш Международной научно-практической конференции. 12-13 ноября 2013.М. с.589-391

8. Монахов В.М. Технология проектирования систем с заданными свойствами // Высшее образование в России.2011.М.№6.с.59-66.

9. Монахов В.М. От теории целостности учебного процесса В.С.Ильина до модели вузовского технологического учебника полного цикла // Известия ВГПУ. 2012. №11(75).13-17.

10. Монахов В.М., Мусаелян А.Г., Монахов Д.Н. Математика. Технологический учебник полного цикла. М.Изд.МГУП.2012.

11. Новиков А.М.Культура как основание содержания образования // Педагогика.2011.№6.с.3-15.

12. Ерина Т.М., Монахов В.М. Нужна ли сегодня адаптивная оптимальная система модернизации образования с наперед заданными свойствами? // Известия ВГСПУ2о13.с.44-51

13. Монахов В.М., Ерина Т.М., Васекин С.В. Система проектно-технологических компетенций современного педагога-исследователя. Учебник-хрестоматия для магистрантов по направлению "Педагогическое образование"М.2013.

14. Ерина ТМ., Монахов В.М. Развитие дидактического потенциала профилизации школьного образования в контексте проходящей модернизации // Известия РА0.2013.№2.с.88-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.