Научная статья на тему 'Системно-проективное представление содержания информационно-психологической безопасности'

Системно-проективное представление содержания информационно-психологической безопасности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
75
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системно-проективное представление содержания информационно-психологической безопасности»

СИСТЕМНО-ПРОЕКТИВНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

А.В. Непомнящий, И.И. Ткачев

ТРТУ, кафедра ПиБЖг. Таганрог, ул. Энгельса, 1, 6-18-77

Информационно-психологический проект функций человека слагается из ряда процессов, в основе которых положен единый полимодальный механизм поддержания потребностей жизни по имени Автоматия. Принято выделять ряд уровней потребности самодействия:

1) витальный - трофико-метаболический уровень клеточной саморегуляции, реализующийся по бессознательным программам биогенетической потребности (генетический код);

2) аффективно-моторный (сенсорно-эффекторный) - метрический и гомеостатический, жизнесохраняющий уровень, реализующийся по программам подсознания (инстинкта) и сознания;

3) психоинтегративный (информационно-психический невербальный) уровень удовлетворения потребностей. Иформационная (сигнальная) функция психического обеспечивает не только и не столько эффекторные действия (поведение), сколько их проект, т.е. избирательное восприятие и оценку безпасности их следствий - "опережающее отражение", "акцепция результата действия", "обратная афферентация" (Анохин) и "вероятность удовлетворения" (Симонов);

4) социотехнический, или оргтехнический - понятийный уровень, уровень "языкового сознания" (Гальперин).

Идеи безопасности и опасности уходят своими корнями в глубокую древность: тотем, магия, табу, кодекс, правило, стандарт - это иформационные

ступени развития и реализации этих идей как психического продукта. Центральным в них является представление о существовании в реальном необходимого, должного, нормального - в потребностях и отношениях людей со средой и между собой и с собой. Норма - это обобщенный мысленный образ того, "что должно быть"; ненормальное - это ошибочное ("грешное"), безобразное и потому опасное, сопряженное с наказанием (наказание это один принципов формирования нормы). Понятие нормы традиционно устанавливается выработкой определенных жизненных стереотипов отношения к отношениям, поведения и деятельности. Совокупность таких норм, стандартов, правил и законов, носящих санкционирующий принцип, составляет в настоящее время свыше 20 тысяч номинаций, что и составляет информационно-нормативную основу сознания как знания.

Отличительной чертой информационно-психологического представления безопасности (защищенности) или опасности является описание факта (отражение разнообразия) без установления в нем точных и жестких норм. Общепризнанного определения понятий "потребность", "безопасность" (защищенность) и "опасность" не существует, поскольку не существует, не определены точные границы между здоровьем и болезнью. Пусковым условием и механизмом, порождающим состояние опасности является факт несоответствия стереотипа внутренней потребности и

нормативного требования, т.е. рассогласование значимости сигналов на уровне подсознательного и сознательного восприятия человека. Индивидуальная особенность восприятия может значительно варьировать не на норму как сигнал навязанный извне, а как ответ нужд подсознания на внешние и внутренние сигналы, которые активируют, напрягают физические и психические интегративные способности до степеней, близких к пределу или превышающих его. Осознание рассогласования ценностных составляющих внешней и внутренней информации ощущается как угроза - необязательно реальная, а и гипотетическая, сопряженная с понятием "внутренний конфликт" - источник ошибок и психических расстройств. Любой из раздражителей, ведущий резкой к перестройке жизненного стереотипа удовлетворения потребностей может на личностном уровне восприниматься как угроза. Вместе с тем ни один из раздражителей не вызовет угрозы (тревоги, страха, боли) у всех людей. Это говорит о невозможности или недостаточности истолкования безопасности как только нормативного фактора без учета роли субъективных особенностей в восприятии информации.

Информационная саморганизация и самоуправление психического - это живой, изначально полностью не заданный процесс непрерывной смены состояний, формируется множеством двойственных регулятивных начал - природного и искусственного или натурального и высшего (Выготский), непроизвольного и произвольного, несознаваемого и сознаваемого (Сеченов), неопосредствованного знаками и опосредствованного знаками или безусловного и условного (Павлов). Таков содержательный информационно-психологический состав любой сложной системы типа человек-машина-среда, люди-техника-природа, люди-техника-производство, люди-связи-роли (Рис. 1).

Рис.1. Модель периодизации состава и связи нормативного и фактологического (научного) проектирования информационно -психологической безопасности человека

Обозначение: тонкие линии и стрелки - связи спонтанного восприятия и осмысления жизнедеятельности, или информация о том, "что есть и может быть"; объемные стрелки - связи организационного (нормативного) восприятия и предусмотрения того, "что должно быть" в человеке и среде.

В формальном подходе (системного принципа) проектирования информационно-психологической безопасности можно взять за точку отсчета любой из выделенных блоков. Вместе с тем, очевидно, что решающую роль в этом играет не только и не столько "удельный вес" какого-либо из блоков, сколько соотношение (связь) между социальными и биологическими потребностями (биоэтика), пересекающимися на уровне сознания человека. Именно здесь замыкается

многоуровневая проблема избегания ошибок: ошибка ценностной ориентации -

выбор цели (управляемый объект); ошибка принятия решения - выбор адекватных действий для достижения результата; ошибка в последовательности исполняющих

(эффекторных) действий или бездействий, например, поспешность, нескоординированность операций и т.д.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕРАПИЯ И ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОЙ

ГОМЕОСТАТИКИ

Маглис Е. П.

г. Таганрог, Таганрогский областной психоневрологический диспансер

В настоящее время появилось принципиально новое направление в медицине - энергоинформационная терапия и резонансная терапия (Ю. В. Титовский и др., 1998). Использование оригинальной техники позволяет проводить лечение по чакрам: цветом, звуком и др. Государственное признание народной медицины актуализирует проблему исследований влияния информационной терапии (духовного целительства, гомеопатии, аппаратной техники и др.) на гомеостаз пациента с позиций современной науки и восточной философии.

В представленной работе рассматриваются вопросы механизмов информационного воздействия на гомеостатические системы человека в общемедицинском аспекте.

Предложен методический подход к построению модели функционирования биологических гомеостатических систем на основы закона Гомо-Гетеро (подобие, различие) - Пак Пжа Ву, 1993. Приводится описание структуры управления -гомеостата живого объекта, опираясь на этот закон. В заключительной части работы дается клинико-теоретический разбор случая из практики сочетанного применения методов информационной терапии: гомеопатии, духовного целительства с учетом динамики сновидений у пациента с фобическими нарушениями. Иллюстрации фрагментов истории болезни больного подтверждают информационно -гомеостатический механизм терапии. Проведенное исследование расширяет понимание возможностей врача - целителя в сознательном, целенаправленном лечении человека, направленного на достижение информационного здоровья пациента на физическом, психическом и социальном уровнях, стимулирует поиск в создании новой медицинской техники.

УДК 378.1:007:61

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПО КРИТЕРИЯМ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ

Ю.И.Карташов, А.М.Беркутов, В.И.Глобин, Е.М.Прошин

Государственная Радиотехническая академия; 390005, г.Рязань, ул.Гагарина,

д.59/1;Тел.: (0912) 72-03-48 Факс:(0912) 72-22-15; Телетайп:АТ 136327КВАНТ

Решение задачи формирования и сохранения здоровья студенческой молодежи в процессе ее обучения в ВУЗе рассматривается с системных позиций в плане оптимизации управления комплексом «Человек -образовательная среда» («Ч-ОС»).

Представляя человека как организм и как личность в виде четырех компонентов: «биоэнергетическая сфера - ЦНС - интеллект - психика «, разработана структурно-функциональная схема взаимодействия человека с окружающей средой,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.