Научная статья на тему 'Формирование образовательной среды по критериям качества здоровья'

Формирование образовательной среды по критериям качества здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
72
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование образовательной среды по критериям качества здоровья»

(эффекторных) действий или бездействий, например, поспешность, нескоординированность операций и т.д.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕРАПИЯ И ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОЙ

ГОМЕОСТАТИКИ

Маглис Е. П.

г. Таганрог, Таганрогский областной психоневрологический диспансер

В настоящее время появилось принципиально новое направление в медицине - энергоинформационная терапия и резонансная терапия (Ю. В. Титовский и др., 1998). Использование оригинальной техники позволяет проводить лечение по чакрам: цветом, звуком и др. Государственное признание народной медицины актуализирует проблему исследований влияния информационной терапии (духовного целительства, гомеопатии, аппаратной техники и др.) на гомеостаз пациента с позиций современной науки и восточной философии.

В представленной работе рассматриваются вопросы механизмов информационного воздействия на гомеостатические системы человека в общемедицинском аспекте.

Предложен методический подход к построению модели функционирования биологических гомеостатических систем на основы закона Гомо-Гетеро (подобие, различие) - Пак Пжа Ву, 1993. Приводится описание структуры управления -гомеостата живого объекта, опираясь на этот закон. В заключительной части работы дается клинико-теоретический разбор случая из практики сочетанного применения методов информационной терапии: гомеопатии, духовного целительства с учетом динамики сновидений у пациента с фобическими нарушениями. Иллюстрации фрагментов истории болезни больного подтверждают информационно -гомеостатический механизм терапии. Проведенное исследование расширяет понимание возможностей врача - целителя в сознательном, целенаправленном лечении человека, направленного на достижение информационного здоровья пациента на физическом, психическом и социальном уровнях, стимулирует поиск в создании новой медицинской техники.

УДК 378.1:007:61

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПО КРИТЕРИЯМ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ

Ю.И.Карташов, А.М.Беркутов, В.И.Глобин, Е.М.Прошин

Государственная Радиотехническая академия; 390005, г.Рязань, ул.Гагарина,

д.59/1;Тел.: (0912) 72-03-48 Факс:(0912) 72-22-15; Телетайп:АТ 136327КВАНТ

Решение задачи формирования и сохранения здоровья студенческой молодежи в процессе ее обучения в ВУЗе рассматривается с системных позиций в плане оптимизации управления комплексом «Человек -образовательная среда» («Ч-ОС»).

Представляя человека как организм и как личность в виде четырех компонентов: «биоэнергетическая сфера - ЦНС - интеллект - психика «, разработана структурно-функциональная схема взаимодействия человека с окружающей средой,

МИС-98

IV. Информационно-психологическая безопасность человека сущностями которой являются «Природа, Космос» и «Социум». Эти сущности обобщают сущности предшествующего уровня иерархии: «Искусственная природная среда», «Искусственная социальная среда» , «Коллектив», «Человек», «Образовательный процесс». Между сущностями устанавливается характер отношений (связей) типа «Человек-Природа», «Человек-Образовательный процесс», «Человек-Коллектив». Структурно-функциональная схема, в основу разработки которой положены: концепция адаптации (Ф.З.Меерсрн, 1973,1993 гг., Г.Селье, 1954 г.), общая теория функциональных систем (П.К.Анохин, 1935 г.), теория оптимальных адаптивных систем (А.А.Фельдбаум, 1960 г., Я.З.Цыпкин, 1968 г.), детерминационная теория медицины (Ю.П.Лисицин, В.П.Петленко, 1992 г.), отражает основные процессы, оказывающие негативное воздействие на биоэнергетику, ЦНС и психику организма личности.

Управление процессом формирования и сохранения здоровья осуществляется воздействием на оба обьекта комплекса «Ч-ОС». При этом осуществляется адаптационные процессы: человека к образовательной деятельности и образовательной среды (образовательных технологий) к человеку. Таким образом достигается минимизация расхода структурно-энергетических ресурсов организма, расширяются его адаптационные возможности, что ведет к снижению психической и физиологической стоимости образовательного процесса. Биоэнергетический уровень организма должен соответствовать оптимуму на шкале соматического здоровья (Г.Л.Апанасенко, 1984 г.), а интегральная величина индекса напряжения

регуляторных механизмов (Р.М.Баевский, 1975 г.) управляющими воздействиями сводится к минимуму.

Отношение «Человек-Образовательный процесс» является взаимосвязанным и поэтому в нем важно проанализировать виды и характер здоровьедеформирующих факторов (стресс-факторов среды), в частности, влияния на организм новых тенденций в образовательных технологиях.

Образовательный процесс - процесс многокомпонентный, со сложной структурой взаимодействий. В его основе - формирование знаний и умений, развитие творческого мышления. Эти процессы предполагают восприятие информации, сохранение ее в кратковременной памяти, обработку и семантическое кодирование информации, ее логическую переработку (мышление), выдачу и т.д.

Большинство составляющих информационного процесса, каковым по-существу является образовательный процесс, задействуют механизм обмена информацией между кратковременной и долговременной памятью.

Все увеличивающийся обьем знаний, необходимых для формирования начального обьема профессионального тезауруса, определяющего развитие процесса самообучения, саморазвития (необходимый элемент творчества), требует интенсификации обучения, формирования практически всех компонентов информационного процесса.

Информационные потоки, воздействующие на личность, имеют тенденцию к росту и их обьемы уже сейчас вступают в противоречие с возможностями человека по обработке, усвоению этих обьемов в границах заданных временных интервалов (семестр, сессия, учебный год,цикл). Следствием такой конфликтной ситуации является состояние высокого нервного напряжения, физического истощения, переутомления у большинства студентов.

Разрешение конфликтной ситуации видится на путях разумного компромисса между традиционными образовательными технологиями с их атрибутами и ритмикой (лекции, конспекты, книги, поточные занятия, сессия как концентрация и мобилизация умственных усилий) и новыми компьютерными информационными технологиями.

Последние обладают неоспоримым преимуществом - они многократно информативны, располагают более широкими возможностями представления и описания процессов, явлений. Следовательно они более производительны, продуктивны. При этом они предоставляют свободу личности использовать для занятий наиболее продуктивный период времени, организовать и использовать свою «комфортную среду» для обучения. Общение с компьютером ни в коем случае не подменяет живого общения с преподавателем, физическими макетами, реальной аппаратурой и т.д.

Новые образовательные технологии вписались в образовательную среду очень динамично как и сам компьютер. Методически совершенствуются и создаются новые оригинальные композиции учебного материала по различным научным дисциплинам.

Гипертекстовые - мультимедийные технологии, сети компьютерной связи все шире завоевывают образовательное пространство. От этого процесса не уйти при всем понимании тех недостатков, которые сопровождают работу человека с компьютером. Преподаватель на этом фоне выглядит как реликтовый элемент.

Новые компьютерные образовательные технологии - веление времени, следствие технического прогресса. Они должны быть использованы во благо человека без нарушения его здоровья. Важно уже сейчас в оздоровительной инфраструктуре ВУЗов наработать методики и технологии по профилактике умственного и психического утомления, восстановления физической и умственной работоспособности, сохранению психосоматического здоровья.

УДК 577.4(07.07)

НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЛЕЧЕНИИ НАРКОМАНИИ «УМНЫЙ ВЫБОР»

МаршакЯ.Э., Туманова А.Л., Рустембекова С.А.

Москва - Краснодар

В настоящее время проблемы наркомании остаются для мирового общества наиболее острыми. Имеющиеся до настоящего времени методы лечебной и психологической помощи остаются малоэффективными. Поэтому растет ка количество наркозависимых, так и процент сметности от этой страшной болезни нашего века. Стали очевидны две вещи: справиться с этой болезнью самостоятельно наркоман не в силах, и вылечить его на всю оставшуюся жизнь невозможно. Поэтому перед медициной встал вопрос: чем можно компенсировать человеку удовольствие, которое доставляют ему наркотики? Изучение мозга и скрытых резервов организма позволили найти новые принципы лечения этой страшной болезни нашего века., которые включают ряд комплексных мероприятий. Это в первую очередь программа «12 шагов к жизни», разработанная и внедренная в нашей стране Я.Э. Маршаком, применения «умных добавок», основу которых сосотавляют природные аминокислоты, изучение микроэлементов у наркоманов, которые в свою очередь часто составляют благоприиятное полато для развития пристрастия к наркотикам и, наконец, низкоуглеводный рацион, так как гипергликемический характер нашего питания также создает тягу к различным видам наркомании, создавая так называемое «опиятное удовольствие».

В настоящеее время уже можно сказать об высокой эффективности результатов практического внедрения вышеперечисленных этапов оздоровления наркоманов на примере уже действующего в Подмосковье наркологического центра «Кундала». Кроме этого нами внедряется программа мер профилактики предупреждения развития наркомании в нашей стране, которая предусматривает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.