Научная статья на тему 'Системно-оптимизационный подход к проектированию стратегического инновационного управления дополнительным образованием в сверхкрупном городе'

Системно-оптимизационный подход к проектированию стратегического инновационного управления дополнительным образованием в сверхкрупном городе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЕРХКРУПНЫЙ ГОРОД / СИСТЕМНО-ОПТИМИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / МИССИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ СМЫСЛЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА / ЭФФЕКТЫ СИСТЕМНО-ОПТИМИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА / ULTRA-LARGE CITY / A SYSTEM-OPTIMIZATION APPROACH / STRATEGIC INNOVATION MANAGEMENT / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN AND ADOLESCENTS / THE MISSION OF ADDITIONAL EDUCATION / VALUES / MEANINGS OF THE TEACHER / THE EFFECTS OF SYSTEM-OPTIMIZATION APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Говорушина Т. К.

В данной статье раскрываются особенности дополнительного образования детей и подростков сверхкрупного города, определяется сущность системнооптимизационного подхода и определяются стратегические приоритеты инновационного управления дополнительным образованием в данном контексте, формируется миссия дополнительного образования в сверхкрупном городе, описываются эффекты данного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System-optimization approach to designing innovative strategic management of supplementary education in extra-large city

This article describes the features of supplementary education for children and young people of having massive, determined the nature of system-optimization approach based on strategic priorities and innovative management of additional education in this context, the mission of forming additional education in extra-large city, describes the effects of this approach.

Текст научной работы на тему «Системно-оптимизационный подход к проектированию стратегического инновационного управления дополнительным образованием в сверхкрупном городе»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 371.13:37.026

Т.К. Говорушина

Системно-оптимизационный подход к проектированию стратегического инновационного управления дополнительным образованием в сверхкрупном городе

В данной статье раскрываются особенности дополнительного образования детей и подростков сверхкрупного города, определяется сущность системнооптимизационного подхода и определяются стратегические приоритеты инновационного управления дополнительным образованием в данном контексте, формируется миссия дополнительного образования в сверхкрупном городе, описываются эффекты данного подхода.

This article describes the features of supplementary education for children and young people of having massive, determined the nature of system-optimization approach based on strategic priorities and innovative management of additional education in this context, the mission of forming additional education in extra-large city, describes the effects of this approach.

Ключевые слова: сверхкрупный город, системно-оптимизационный подход, стратегическое инновационное управление, дополнительное образование детей и подростков, миссия дополнительного образования, ценностные смыслы деятельности педагога, эффекты системно-оптимизационного подхода.

Key words: ultra-large city, a system-optimization approach, strategic innovation management, additional education of children and adolescents, the mission of additional education, values, meanings of the teacher, the effects of system-optimization approach.

Сверхкрупные города в России являются многофункциональными лидерами по числу происходящих в них процессов и явлений, икоторые являются, результатом разнообразной, порой парадоксальной деятельности их жителей которые служат примерами, образцами, и при соответствующей адаптации широко используются в социальной практике людьми, проживающими в малых, средних городах, стране в целом.

Все вышесказанное относится и к неотъемлемой части социальной инфраструктуры сверхкрупного города - его системе дополнительного образования и, естественно, сфере управления ею. Действительно, дополнительное образование сверхкрупных городов России, безусловно, играет в масштабах страны в целом незаурядную, пионерскую роль,

© Говорушина Т.К., 2012

часто выступая в качестве огромного экспериментального поля, предоставляя как свое образовательное пространство в целом, так и образовательные пространства своих лучших учреждений дополнительного образования для многочисленных экспериментов, результаты которых далеко не всегда очевидны. Но, повторим, такова роль сверхкрупных городов в России и, следовательно, основных подсистем их социальной и хозяйственной инфраструктуры. Сверхкрупный город призван быть творцом и распространителем нового.

В области дополнительного образования это ведет, в том числе, к невероятному усложнению системы управления. Причем, не в плане роста аппарата управления, бесконечного увеличения числа функций, присваиваемых управлением, появления многочисленных посредников в передаче управленческой информации, что приводит к ее неизбежному искажению, т. е. чисто административно, а в том смысле, что система дополнительного образования сверхкрупного города настолько многофункциональна и вариативна, ее части (выполняющие вроде бы одинаковые функции) настолько разнятся между собой, что управлять ею непосредственно из единого центра, не обусловливая содержание и структуру управленческих воздействий, по крайней мере интересами основных субъектов образовательного процесса, протекающего в различных частях общегородской системы, не представляется возможным.

Поэтому-то процесс управления системой дополнительного образования в сверхкрупном городе не может не носить стратегического инновационного характера, в основе которого оптимизация основных теоретико-методологических подходов к исследованиям в области общей педагогики, истории педагогики и образования, а также в теории управления.

Если рассматривать дополнительное образование детей и подростков как целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации образовательной программы, оказания дополнительных образовательных услуг и информационнообразовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства, то дополнительное образование сверхкрупного города можно определить как саморазви-вающуюся систему, учитывающую особенности, связанные с тем, что сверхкрупный город - это крупнейший политический и культурноисторический центр страны, в котором сконцентрированы производительные силы, управленческие структуры, образовательные и культур-

n w w

ные учреждения. В связи с этим важной характеристикой сверхкрупного города является его высокий культурный потенциал, наличие широких культурно-средовых возможностей и условий для развития дополнительного образования детей и подростков.

Исходя из вышеперечисленного, к основным подходам к стратегическому инновационному управлению дополнительным образованием детей и подростков в сверхкрупном городе можно отнести:

- антропоцентрический, рассматривающий человека как субъекта собственного развития и предполагающий акцентировку внимания на активизации его деятельностной и творческой сущности (Г. Б. Корнетов);

- личностно ориентированный, обеспечивающий персонализацию педагогического взаимодействия педагога, ребенка и подростка и позволяющий адекватно включать в образовательный процесс личностный опыт каждого из них (И.С. Якиманская);

- культурологический, согласно которому эффективность дополнительного образования детей и подростков определяется уровнем сфор-мированности у них общей культуры (Е.В. Бондаревская);

- акмеологический, рассматривающий условия, которые обеспечивают ребенку и подростку успех в творческом и личностном росте (О.С. Анисимов, А.А. Деркач);

- организационно-деятельностный, позволяющий выделить в инно-

вационной деятельности ее социально-психологический и организационно-управленческий аспекты (В.А. Сластенин, Л.С. Подымова,

Р.М. Шерайзина);

- дифференцированный, основанный на выборе методов и форм образования и воспитания детей и подростков, учитывающих результаты диагностики исходного уровня готовности к освоению программ дополнительного образования (И. Унт, И.С. Якиманская);

- оптимизационный, нацеливающий на отработку механизма выбора педагогических приемов решения воспитательных задач, оптимальных для тех или иных конкретных условий учреждения дополнительного образования (Ю.К. Бабанский). [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9]

В нашем исследовании ведущим избран системно-оптимизационный подход, рассматриваемый одновременно на трех уровнях: личностном, педагогическом и организационном. На первом - личностном уровне, он означает определение системообразующей характеристики результата дополнительного образования детей и подростков, который обеспечит им успешное решение проблем, связанных с проектированием и реализацией личных планов творческого роста. На втором - педагогическом уровне, в качестве системообразующего элемента нами рассматривается «личностно-рефлексивная технология» дополнительного образования детей и подростков, обеспечивающая персонализацию педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса и вовлечение их в рефлексивную деятельность, направленную на актуализацию их опыта, активизацию личностного самоопределения в образовательной деятельности, развитие способности к творческой самоорганизации. Наконец, третий уровень - системно-организационный, связан с созданием комплекса организационных условий, оптимизирующих как образо-

вательный процесс в самом учреждении дополнительного образования, так и взаимодействие этого учреждения с внешней средой в целях решения проблем, возникающих при наборе детей и подростков, организации взаимодействия учреждений дополнительного образования со школами и другими учебными заведениями города.

В контексте системно-оптимизационного подхода нами сформулирован ряд основополагающих принципов проектирования нововведений в систему организации и осуществления дополнительного образования в сверхкрупном городе, включающий:

- принцип субъектно-деятельностной ориентации образовательных программ, предполагающий, что педагогический и управленческий состав учреждений дополнительного образования максимально содействуют становлению субъектной позиции детей и подростков в образовательной деятельности через выбор содержания, форм, методов и условий организации образовательного процесса, ускоряющих их социализацию и личностное самоопределение;

- принцип контекстной взаимосвязи теории и практики, связанный с нововведениями в технологию организации самостоятельной работы детей и подростков, их исследовательской и творческой деятельности;

- принцип персонификации и системно-диагностического сопровождения образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования, предусматривающий специальную организацию диагностической работы и соответствующую корректировку программы обучения и воспитания детей и подростков на дифференцированной основе;

- принцип «открытости» учреждений дополнительного образования как педагогической системы, означающий их включение в разработку и реализацию социально-образовательных и социокультурных проектов, направленных на воспитание детей и подростков, стимулирование и поддержку их социально-творческих инициатив.

К механизмам оптимизации стратегического инновационного управления дополнительным образованием в сверхкрупном городе нами отнесены:

• генерализация приведения инноваций к «общему правилу», функцию которого выполняет акмеологический подход;

• конкретизация основных направлений нововведений в контексте стратегической парадигмы;

• комплексирование - совмещение отдельных инновационных инициатив в рамках интегративных целевых проектов и их координация;

• ресурсосбережение, сокращение затрат на инновационную деятельность путем активизации внутреннего потенциала, стимулирование и комплексно-развивающее сопровождение инновационных инициатив.

В контексте системно-оптимизационного подхода основная миссия дополнительного образования Санкт-Петербурга как сверхкрупного города определена как создание условий для дальнейшего возрождения,

97

сохранения и преумножения лучших традиций внеаудиторного и внешкольного воспитания детей и подростков города для обеспечения занятости юных горожан во второй половине дня в педагогически организованном культурно-образовательном пространстве Санкт-Петербурга. При этом обеспечивается их развитие исходя из выявленных индивидуальных природных особенностей; осуществляется образование по дополнительным программам в интересной для детей и подростков организованной деятельности; стимулируется процесс развития потенциала личности, включения ее в системы социальных коммуникаций через обучение, общественно полезную практику и досуг; реализуются права детей и подростков на овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объеме, права на смену вида деятельности, учитывая, что стиль, темп, качество их работы не подвергаются порицаниям.

Названной выше миссии дополнительного образования Санкт-Петербурга соответствует стратегия развития системы образования «Петербургская школа 2020», выбор которой основывается на признании того, что петербургская Школа (в самом широком смысле этого слова) создана для человека и человеком, она - пространство и результат жизнедеятельности Учеников, Учителей, Общества, которые и являются смыслообразующими категориями, ядром стратегии.

Приоритетными ориентирами в сфере дополнительного образования детей и подростков в контексте данной стратегии являются доступность, качество, профессиональная компетентность, консолидация, эффективность, устойчивость. Главная стратегическая цель - обеспечение равенства в доступности качественного воспитания и образования для разных и равных детей, подростков, граждан Санкт-Петербурга и интеграции в российское и международное образовательное пространство при сохранении лидирующей позиции в России.

Стратегия развития дополнительного образования в Санкт-Петербурге раскрывается в следующих задачах целевой программы «Неформальное образование 2020»:

1. Формирование петербургской концепции духовно-нравственного развития детей и молодежи.

2. В целях развития научно-технического творчества детей и молодежи, создание городского образовательного музея науки и техники для школьников, обеспеченного передвижными лабораториями, оснащенными экспозициями, представляющими последние достижения науки и техники.

3. Организация и расширение программ, направленных на становление у детей и молодежи способностей к позитивному социальному действию и взаимодействию.

4. Разработка пакета специализированных программ неформального образования для детей с особыми потребностями и возможностями

реализации совместного образовательного маршрута данного контингента детей и родителей.

5. Создание Президентского окружного музея в Санкт-Петербурге, включающего не только образовательный компонент для способных и одаренных детей, но исследовательскую психолого-педагогическую школу, производящую педагогические технологии для развития и социальной адаптации одаренных детей и их родителей.

6. Выявление и закрепление инициатив в детско-молодежной среде по организации новых форм социального лидерства и позитивной самоорганизации.

В соответствии с основными направлениями стратегии сформулированы ценностные смыслы деятельности петербургского педагога: самовыражение - высокая оценка личности, свободы, прав человека; индивидуального и общего успеха, равенство возможностей; мастерство

- активное стремление к изменениям в личных и общих интересах; равноправие - социальная ответственность; признание прав других; равенство перед моралью и законами; автономия - самоуправление, способность и возможность к самостоятельным решениям.

При оценке эффективности системно-оптимизационного подхода к стратегическому инновационному управлению дополнительным образованием в Санкт-Петербурге рассматривались: педагогический эффект, проявляющийся в характере динамики уровня творческой самореализации детей и их творческих достижений; социальный эффект, определяемый по данным уровня инновационно-субъектного потенциала учреждения дополнительного образования и по качеству инновационного стратегического управления дополнительным образованием в городе.

В целом опыт проектирования стратегического инновационного управления дополнительным образованием Санкт-Петербурга с использованием системно-оптимизационного подхода как концептуальной основы развития образовательной системы сверхкрупного города доказал его продуктивность.

Список литературы

1. Корнетов Г. Б. Историко-педагогическое познание на пороге ХХ в.: перспективы антропологического подхода. - М.: Владимир: ВГПУ, 1998. - 47 с.

2. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. - М.: Сентябрь, 2000. - 176 с.

3. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика, 1997. - № 1. - С. 11-17.

4. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей управленческой акмеологии. - М.,

1995. - 272 с.

5. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика. Инновационная деятельность. -М.: Магистр, 1997. - 227 с.

6. Шерайзина Р.М. Подготовка управленческих кадров для инновационной практики // Управление современным образовательным учреждением: инновации, ка-

чество: сб. науч.-метод. ст. / сост. и науч. ред. Р.М. Шерайзина, А.А. Осипов. -Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого. 2012. - 208 с.

7. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М., 1990.

8. Якиманская И.С. Дифференцированное обучение // Директор школы. 1995. -С. 39-46.

9. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - Ростов н/Д, 1972. - 337 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.