Научная статья на тему 'Историко-культурный анализ территориальной системы управления дополнительным образованием детей'

Историко-культурный анализ территориальной системы управления дополнительным образованием детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МАКРОСИТУАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДОМИНАНТА / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД / HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS / TERRITORIAL SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION / MACRO SITUATION / SOCIAL AND CULTURAL DOMINANCE / MANAGEMENT APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шерайзина Роза Моисеевна, Говорушина Татьяна Константиновна

В статье дано обоснование необходимости историко-культурного анализа и выделения особенностей территориальной системы дополнительного образования детей. Определена логика этого анализа как технология управления дополнительным образованием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical and cultural analysis of the territorial system of children additional education management

The article gives the justification for the necessity of historical and cultural analysis and allocation of the features of the territorial system of children additional education. The logic of this analysis is determined, the paradigms of additional education management are considered

Текст научной работы на тему «Историко-культурный анализ территориальной системы управления дополнительным образованием детей»

Р. М. Шерайзина (Великий Новгород), Т. К. Говорушина (Санкт-Петербург)

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫИ АНАЛИЗ ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ ДЕТЕЙ

В статье дано обоснование необходимости историко-культурного анализа и выделения особенностей территориальной системы дополнительного образования детей. Определена логика этого анализа; рассмотрены парадигмы управления дополнительным образованием

Территориальная система управления дополнительным образованием является частью общероссийской. В то же время сам процесс формирования учреждений дополнительного образования часто протекает в иных, чем в центральной России, географических, природных и социокультурных условиях, имеет специфический историко-культурный и ценностный контекст. Именно поэтому было бы большой ошибкой накладывать известные в науке управления общие схемы на малоизученное и специфическое явление, что не означает игнорирования общих культурно-исторических характеристик организации дополнительного образования в России. Необходимы отбор и обоснование общих характеристик применительно к территориальной действительности, их соединение с особенными территориальными параметрами и уникальными социокультурными феноменами. То есть требуется специальное конструирование процесса историко-культурного анализа, который наиболее соответствовал бы объекту исследования, реализовывал основные функции научного познания, в частности

- описательную и прогностическую [1].

В основании этого процесса лежит представление о сфере дополнительного образования, как поликультурном образовании [2], сама же поликультурность базируется на идее полиидентичности [3], возможности идентификации себя и соотнесения с разными культурами без утери собственной.

Дополнительное образование по своей природе полисубъектно в том практическом смысле, что в сфере дополнительного образования разворачивается деятельность разных индивидуальных и коллективных государственных и общественных сообществ.

Рассмотренная в этом ракурсе поликуль-турная территориальная система дополнительного образования реализует две основ-

ные функции: обеспечивает вхождение ребенка как гражданина в социокультурное и социально-экономическое пространство страны и мира, выступает механизмом, центральной частью социально-исторической программы воспроизводства традиций [4, с. 21].

В определенном смысле можно говорить, что этим функциям соответствует пара «государство-общество». Первое рассматривает дополнительное образование преимущественно как средство социализации, адаптации нового поколения к широким жизненным реалиям. Второе (общество, сообщество] озабочено воспроизводством прежде всего традиций через развитие личности ребенка, сбережение основных элементов духовной культуры, то есть во многом средствами дополнительного образования.

В поликультурном образовании сочетаются черты социокультурные и цивилизованнотехнологические, характеристики систем статических и динамических, закрытых и открытых (система должна быть настолько закрытой, чтобы обеспечивать выживание дополнительного образования, и настолько открытой, чтобы создавать условия и возможности его развития].

Из этого следует, что культурно-историческая характеристика организации территориальной системы дополнительного образования при анализе не может ограничиться областью деятельности исключительно государственного управления, но обязана, наряду с ним, во взаимосвязи или независимо (в разные исторические периоды - по-разному] рассматривать общественную самоорганизацию в дополнительном образовании, являющуюся условием воспроизводства его традиций.

Следующий слой анализа состоит в выявлении и описании культурно-исторических

форм и механизмов реализации вышеуказанных функций учреждений дополнительного образования. Среди такого рода механизмов мы выделяем два, на наш взгляд, ключевых: один связан с соотношением «общего» и «дополнительного» образования, другой механизм отражает действие принципа «единства в разнообразии», который своеобразно проявляется в истории организации территориальной системы дополнительного образования. Поясним сказанное подробней. Соотношение «общего образования» (профессионально и, как правило, государственно-организованного] и «дополнительного образования» (того, что по-иному может быть названо «образованием для жизни»] весьма существенно для анализа историко-педагогического процесса, который происходил в прошлом и происходит сегодня в различных территориях. Такого рода анализ, осуществляемый на конкретном историко-педагогическом материале, позволяет держать «социокультурный контекст», вне которого управление дополнительным образованием в территориальной системе предстает в виде голой схемы, скопированной с общероссийской. В этом случае оказываются во многом непонятны изгибы и повороты дополнительного образования и системы управления, затруднено научно обоснованное, содержательное прогнозирование и проектирование развития дополнительного образования.

Другой механизм анализа отражает действие принципа «единства в разнообразии», по-разному проявлявшегося в разные исторические периоды развития дополнительного образования. Так, существовал ряд интерпретаций, доктрин, основанных на данных принципах: «учреждение дополнительного образования единое и единообразное»; «учреждение дополнительного образования не единое, а единообразное»; «учреждение дополнительного образования разнообразное, но не единое» [5, с. 8-10].

Первая доктрина имела место в прогрессивные, реформаторские периоды отечественного образования (например, период административно-государственных реформ Александра I], но проявлялась в большей мере в образовательной политике, в проекте, чем на практике. Александровская стройная система вариативного дополнительного образования на просторах России по необходимости проявлялась далеко не так, как в Петербурге и Москве. В другой исторический

период (освободительных реформ 60-х гг. XIX века], когда была предпринята новая попытка построить «единое и разнообразное учреждение дополнительного образования», влияние на систему «внесистемных факторов» (например, внеклассной и внеаудиторной работы] зачастую оказывалось сравнимым, если не происходило влияния государственной образовательной системы.

Доктрина - «дополнительное образование

- не единое, но единообразное» - характерна для периодов, которые в истории педагогики характеризуются как «образовательные контрреформы» (например, в XIX веке -контрреформы Д. А. Толстого, И. Д. Делянова и др.]. Во все эти периоды образование строилось строго по сословным группам, резко усиливалась его идеологическая направленность, и внешкольное образование по необходимости становилось не единым, а «единообразным». Детально расписывались программы и планы, ужесточилась дисциплина и т.д. В учебном смысле губернии и округа становились все более похожими друг на друга, хотя реальные жизненные факторы, территориально-географические, культурно-национальные условия России сопротивлялись политике единообразия, не позволяя ей стать абсурдом. Точно так же свои особенные реалии имело и «учреждение дополнительного образования, разнообразное, но не единое» (например, пестрая система дополнительного внешкольного образования конца XIX столетия] [4, 5].

Все эти механизмы и тенденции по-разному проявлялись в разные периоды, сменяли друг друга и вновь выходили на арену образования. Это говорит о том, что история дополнительного образования в целом не является, строго говоря, «линейной», а имеет сложный, противоречивый характер. И здесь крайне интересно при анализе эволюции системы образования и управления исследовать как «общероссийские» политические линии, так и «территориальные отклонения», вызванные географией, здравым смыслом, разумными управленческими решениями, сопротивлением обстоятельств - всем тем, что составляет ткань жизненных событий и позволяет осмыслять под определенным углом зрения реально протекающие процессы.

Отсюда следует третий слой анализа эволюции системы дополнительного образования в сверхкрупном городе, а именно с точки

зрения некой целостной картины или парадигмы управления.

Как всякая сложная социальная деятельность, управление дополнительным образованием вольно или невольно базируется на определенных политических, гносеологических, социокультурных основаниях. У управ-ленца-профессионала имеется некоторое общее представление, картина процессов, которыми он управляет, включая собственную деятельность (ее мотивы, цели, механизмы, представления о содержании и процессе управления], - то, что можно было бы назвать «управленческой парадигмой» [6, с. 70]. Эта общая картина, взгляд на управление может в значительной мере,не выражаться вербально, осознаваться в большей или меньшей степени отдельным организатором-управ-ленцем или профессиональным управленческим сообществом. Но в любом случае определенная управленческая парадигма значима, а иногда и определяет стиль управления образованием, направление и характер принимаемых решений.

В то же время управленческие парадигмы, имевшие место в разные периоды истории, обусловливаются какими-то, если не доминирующими, то существенными факторами, анализ которых представляет специальную задачу. В этой связи представляет интерес выявление в разные периоды эволюции системы дополнительного образования в сверх-крупных городах - «социокультурной доминанты», которая бы обусловливала (определяла] господствующую парадигму управле-

ния. Сама же «социокультурная доминанта» для своего выявления и описания требует диагностики и анализа макроситуации, в которой находится учреждение дополнительного образования и осуществляется управление им, и таким образом разворачивая эту линию в обратном порядке, мы проводим соответствующий анализ.

Раскрыв же парадигму управления, можно глубже обосновать и развить используемый в данных обстоятельствах управленческий подход.

Таким образом, общая логика историкокультурного анализа эволюции управления дополнительным образованием в территориальной образовательной системе может быть представлена линией: «макроситуация» -«социокультурная доминанта» - «парадигма управления» - «управленческий подход».

Завершая рассмотрение историко-культурного анализа, мы хотели бы подчеркнуть его гибкий, эвристический характер. Этот процесс не следует ни в коем случае рассматривать как жесткую сетку, которая «набрасывается» на живой историко-педагогический материал, вылавливая то, что соответствует ее размерам и фактуре. Скорее, данный подход является одним из возможных инструментов концептуального поиска, разностороннего анализа, ориентирует на более глубокое осмысление исторических и современных социокультурных реалий, в которых разворачивается процесс управления дополнительным образованием детей.

Литература

1. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций - М.: Интердиалект, 1997. - 697 с.

2. Макаев В. В., Малькова З. А., Супрунова Л. А. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика. - 1999. - № 4. - С. 3-10.

3. Ершов В. А. Социокультурная идентичность как условие поли-культурного образования // Мир образования - образование в мире. - 2001. - № 2. - С. 7-8.

4. Евладова Е. Б., Логинова В. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей : учеб. пособие. - М.: Владос, 2002. - 352 с.

5. Аверкин В. Н., Цирульников А. М. Управление вариативными образовательными системами. - В. Новгород: НРЦРО, 1999. - 120 с.

6. Каплунович Т. А. Парадигма самоорганизации в экспериментальном моделировании системы повышения квалификации педагогов : дис. ... д-ра пед. наук. - Великий Новгород, 2002. - 396 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.