Де КутРр Ю.Н., Шмерлтг Д.С. I IIIIIII IIIIII TTTTTT-
TTTT TOnTTTTTTTT // TTTTTTT. 2006-2007. Т 4 (43). T. 148-157.
МРндельброт Б., ХРдсон Р.Л. (TT)TnOTTTTT TTTT9.
Т .: TTOTTTT, 2006. Полтеровт В.М. Т ШШШ TTTTTTTTTTT Ш1Ш1
ютtttttt// TTTTTTTTTITTT um шшшп
TTTOT. 2007. Т 3 (38). T. 17-23. T991.
ЧеботРрев П.Ю., Mumwcm P.H., Шмерлшг Д.С. ТГ TTT-TTITTTT ITOTTT Hin IIIHIII TTOTITT TTIT-
OTTT 1Тшшп. 2007. Т 4. T. 43-50.
M.C. МотышынР
T mTT-mTTTrnTnTTT tttttt ot tit tttt-
ШТПГТ T ПШТШТ TT rTTTTTTTTT T TTTTTTTTTTT, TTTTTTT Г TTTTTTT TTTTiTTTiTTT, TTTTTTTTTTTTT TTTTTT, TTTTTTTTTTTTT T ITTTTOTTTT TTITTiTTT,
TT títttít t TTrnmTTTTT ttttttttt - ttttt-
TTiTiTTiT TTTTTT T TTTTTTTTT TTTTT TTTTTTTTTT-mTTrn TTTTTTTTT, Г TTTTT TTTTTTT, T TTTTT TTT-TTTTTTTiT TTTTTT TTTOTTiTT TTTTTTTT T ТП1ПГ-
T TTTTГTTT0TTTГTTT TTTTT TTTTTTTTTTTTT TTT TTTTTTTITT TTTTTTTTT TTTTTTTTT, TTTTTTT ITTTTTT, T TTTTTT TTTTTTTITT TTTTTTTT, TTTTTTT. TTTTTT TTTTT TTTTTTTTTOTTTTTTT TTTTT - TTTTTT TTTTTTTTTTT, TTTTTTTTTTT TTTTTTT TTTTTTTT TTT-TTTTTTTTT TTTTTT'lTi'TTTTT |TTTTTTTTT, TTTTTTTTTTT TTTTTTT («TTTTTTTT») TTTTTTTTT TTTTTTT , TTTTTT TTTTT TTTTTTT TOT TT-ITTTTTTTTTTTTTT TTTTTT. T TTT TTTTTTTTT, '
TT9T TTTTTTTTT TTTTTTTTTTTTT TTTTTT TTTTTTTTTTT, TTTTTTT T TTTT TTTTTTT TTTTTTTTTTT TTTTTTTTT TTTTTTTTT - TTTTTTTTTTTTTT TTTTTTTT, TTT-OTTTTTTTT TTTTTTTTT TTTTTTTTTTTTT TTTTTTTTT T TT. TTTTTTTTTTT T TTTTTTT TTTTTTTTTTT (TTT-TTOTTTT, TTTTTTT TTTTTTTTTTT) TTTTTTTTTTT (TTTT TTT TTTTTTT T TTTT) ITTTTOTTTT TTTTTTTTTTT.
TTTTTTTT, T TT TT TTTTT TTTTTTTTTTTTT TTTTTTT-TTTTT TTTTTTTT TTTTTTTTT, TTT T TT TTTTTTTITT. TOT TTTTTTTTT T «TTTTTTTTTTTTTTT» TTTTTTTTTT TTTTTTT TTTTTTTTT "T «TTTTTTTTT» TTTTTTTTT TTTTTTTTT TTTTTTTTTTTTi T TTTTT TT-
рТжТть их связи. Эмпирический уровень исследования хТрТктеризуется следующей логической цепочкой: фТкты - явления - процессы - свойствТобъек -тов - закономерности (рис. (Т)). Теоретический уровень хТрТктеризуется другой логической цепочкой: зТконы (зТкономерности) - концепции - принципы - подходы - методы - процедуры (рис. (Б)).
И эмпирический, и теоретический уровни исследовТния, предстТвляемые в учебной дисциплине, должны включТть обе стороны исследовТния: ТнТлиз и синтез. При этом предложенные логические цепочки могут хТрТктеризовТть и процесс ТнТлизТ, и процесс синтезТ. ТТк, в ходе теоретического ТнТлизТ конкретной системы в соответствии с логической последовТтельностью (Б) могут быть сформировТны требовТния к совершенствовТнию дТнной системы, Т зТтем по той же схеме осуществляется ее проектиро-вТние (синтез) в соответствии с зТдТнными требовТ-ниями. Для эмпирического уровня должно быть по-кТзТно, кТк от отдельных фТктов и явлений происходит переход к устойчивым эмпирическим хТрТкте-ристикТм: свойствТм и зТкономерностям объектов и явлений (синтез - рис. (Т)). Возможно и обрТтное движение, если мы рТссмТтривТем проявления некоторой эмпирической зТкономерности в фТктТх и явлениях реТльной действительности.
ПредложеннТя системно-логическТя схемТ позволяет: во-первых, проТнТлизировТть нТ полноту и ТдеквТтность структуру учебных дисциплин; во-вторых, уточнить структуру предметной облТсти кТк отдельных дисциплин, тТк и нТучных нТпрТвлений. В-третьих, с ее помощью обеспечи-вТется нТучный подход к формировТнию системы дидТктических единиц госудТрственных обрТзо-вТтельных стТндТртов по рТзличным дисципли-нТм и нТпрТвлениям. НТконец, построение учебных дисциплин в соответствии с предложенной схемой, кТк мы считТем, обеспечивТет целостность, непротиворечивость, логичность и полноту предстТвления предметного знТния.
1 1 1- ■ ЗАКОНОМЕРНОСТИ <=>| 1 ЗАКОНОМЕРНОСТИ
1 1 1 СВОЙСТВА 1 1 КОНЦЕПЦИИ
1 1 1 ПРОЦЕССЫ 1 1 ПРИНЦИПЫ
1 1 1 ЯВЛЕНИЯ 1 1 ПОДХОДЫ
1 1 1 , ФАКТЫ 1 м , МЕТОДЫ, МЕРЫ
(А) ПРОЦЕДУРЫ (Б)
Рисунок. СтруктурТ эмпирического (Т) и теоретического (Б) исследовТния
ИССЛЕДОВТНИЕ
ЗТ РУБЕЖНОГО ОПЫТТ РТЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНЫХ СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ
Е.В. Муженко, С.В. БРтькинР
Тезисы подготовлены при финТнсовой поддержке Российского гумТнитТрного нТучного фондТ (проект № 08-06-00047Т).
В последнее время одним из сТмых популярных средств решения конкретных бизнес-зТ-дТч и оргТнизТционных проблем стТновится рТз-витие корпорТтивных систем обучения (КСО) в сТмых рТзличных формТх - от целевых тренингов до внедрения нТ предприятиях систем непрерывного повышения квТлификТции ведущих сотрудников. ПрТктически любую оргТнизТционную проблему или любой зТпрос бизнес-среды современные и прогрессивные компТнии и предприятия пытТются решить при помощи КСО. И это предстТвляется вполне опрТвдТнным, поскольку:
• во-первых, оргТнизТция КСО в любой форме, безусловно, экономит время сотрудников нТ получение необходимых им новых знТний;
• во-вторых, очевидным преимуществом в рТмкТх КСО является предостТвление сотрудни-кТм грТмотно отобрТнной и компТктно изложенной информТции или проверенных прТктикой способов деятельности, которые встроены в контекст общей идеологии рТзвития оргТнизТции и рТботТют нТ нее.
НТ сегодняшний день можно выделить три принципиТльно рТзных подходТ к построению КСО.
БольшТя чТсть компТний стремится создТ-вТть рТзвитую систему внутреннего обучения своих сотрудников с использовТнием профессионТ-лов из числТ ведущих специТлистов сТмой компТнии, для которых обучение стТновится основным видом деятельности. При этом все подрТзделения компТния условно (или реТльно) покупТют обрТ-зовТтельные услуги этих специТлистов. Другими словТми, в соответствии с первым подходом оргТ-низТции создТется специТлизировТнное подрТзде-