Научная статья на тему 'Системно-логическая схема формирования предметной области экономических дисциплин'

Системно-логическая схема формирования предметной области экономических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
168
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системно-логическая схема формирования предметной области экономических дисциплин»

Де КутРр Ю.Н., Шмерлтг Д.С. I IIIIIII IIIIII TTTTTT-

TTTT TOnTTTTTTTT // TTTTTTT. 2006-2007. Т 4 (43). T. 148-157.

МРндельброт Б., ХРдсон Р.Л. (TT)TnOTTTTT TTTT9.

Т .: TTOTTTT, 2006. Полтеровт В.М. Т ШШШ TTTTTTTTTTT Ш1Ш1

ютtttttt// TTTTTTTTTITTT um шшшп

TTTOT. 2007. Т 3 (38). T. 17-23. T991.

ЧеботРрев П.Ю., Mumwcm P.H., Шмерлшг Д.С. ТГ TTT-TTITTTT ITOTTT Hin IIIHIII TTOTITT TTIT-

OTTT 1Тшшп. 2007. Т 4. T. 43-50.

M.C. МотышынР

T mTT-mTTTrnTnTTT tttttt ot tit tttt-

ШТПГТ T ПШТШТ TT rTTTTTTTTT T TTTTTTTTTTT, TTTTTTT Г TTTTTTT TTTTiTTTiTTT, TTTTTTTTTTTTT TTTTTT, TTTTTTTTTTTTT T ITTTTOTTTT TTITTiTTT,

TT títttít t TTrnmTTTTT ttttttttt - ttttt-

TTiTiTTiT TTTTTT T TTTTTTTTT TTTTT TTTTTTTTTT-mTTrn TTTTTTTTT, Г TTTTT TTTTTTT, T TTTTT TTT-TTTTTTTiT TTTTTT TTTOTTiTT TTTTTTTT T ТП1ПГ-

T TTTTГTTT0TTTГTTT TTTTT TTTTTTTTTTTTT TTT TTTTTTTITT TTTTTTTTT TTTTTTTTT, TTTTTTT ITTTTTT, T TTTTTT TTTTTTTITT TTTTTTTT, TTTTTTT. TTTTTT TTTTT TTTTTTTTTOTTTTTTT TTTTT - TTTTTT TTTTTTTTTTT, TTTTTTTTTTT TTTTTTT TTTTTTTT TTT-TTTTTTTTT TTTTTT'lTi'TTTTT |TTTTTTTTT, TTTTTTTTTTT TTTTTTT («TTTTTTTT») TTTTTTTTT TTTTTTT , TTTTTT TTTTT TTTTTTT TOT TT-ITTTTTTTTTTTTTT TTTTTT. T TTT TTTTTTTTT, '

TT9T TTTTTTTTT TTTTTTTTTTTTT TTTTTT TTTTTTTTTTT, TTTTTTT T TTTT TTTTTTT TTTTTTTTTTT TTTTTTTTT TTTTTTTTT - TTTTTTTTTTTTTT TTTTTTTT, TTT-OTTTTTTTT TTTTTTTTT TTTTTTTTTTTTT TTTTTTTTT T TT. TTTTTTTTTTT T TTTTTTT TTTTTTTTTTT (TTT-TTOTTTT, TTTTTTT TTTTTTTTTTT) TTTTTTTTTTT (TTTT TTT TTTTTTT T TTTT) ITTTTOTTTT TTTTTTTTTTT.

TTTTTTTT, T TT TT TTTTT TTTTTTTTTTTTT TTTTTTT-TTTTT TTTTTTTT TTTTTTTTT, TTT T TT TTTTTTTITT. TOT TTTTTTTTT T «TTTTTTTTTTTTTTT» TTTTTTTTTT TTTTTTT TTTTTTTTT "T «TTTTTTTTT» TTTTTTTTT TTTTTTTTT TTTTTTTTTTTTi T TTTTT TT-

рТжТть их связи. Эмпирический уровень исследования хТрТктеризуется следующей логической цепочкой: фТкты - явления - процессы - свойствТобъек -тов - закономерности (рис. (Т)). Теоретический уровень хТрТктеризуется другой логической цепочкой: зТконы (зТкономерности) - концепции - принципы - подходы - методы - процедуры (рис. (Б)).

И эмпирический, и теоретический уровни исследовТния, предстТвляемые в учебной дисциплине, должны включТть обе стороны исследовТния: ТнТлиз и синтез. При этом предложенные логические цепочки могут хТрТктеризовТть и процесс ТнТлизТ, и процесс синтезТ. ТТк, в ходе теоретического ТнТлизТ конкретной системы в соответствии с логической последовТтельностью (Б) могут быть сформировТны требовТния к совершенствовТнию дТнной системы, Т зТтем по той же схеме осуществляется ее проектиро-вТние (синтез) в соответствии с зТдТнными требовТ-ниями. Для эмпирического уровня должно быть по-кТзТно, кТк от отдельных фТктов и явлений происходит переход к устойчивым эмпирическим хТрТкте-ристикТм: свойствТм и зТкономерностям объектов и явлений (синтез - рис. (Т)). Возможно и обрТтное движение, если мы рТссмТтривТем проявления некоторой эмпирической зТкономерности в фТктТх и явлениях реТльной действительности.

ПредложеннТя системно-логическТя схемТ позволяет: во-первых, проТнТлизировТть нТ полноту и ТдеквТтность структуру учебных дисциплин; во-вторых, уточнить структуру предметной облТсти кТк отдельных дисциплин, тТк и нТучных нТпрТвлений. В-третьих, с ее помощью обеспечи-вТется нТучный подход к формировТнию системы дидТктических единиц госудТрственных обрТзо-вТтельных стТндТртов по рТзличным дисципли-нТм и нТпрТвлениям. НТконец, построение учебных дисциплин в соответствии с предложенной схемой, кТк мы считТем, обеспечивТет целостность, непротиворечивость, логичность и полноту предстТвления предметного знТния.

1 1 1- ■ ЗАКОНОМЕРНОСТИ <=>| 1 ЗАКОНОМЕРНОСТИ

1 1 1 СВОЙСТВА 1 1 КОНЦЕПЦИИ

1 1 1 ПРОЦЕССЫ 1 1 ПРИНЦИПЫ

1 1 1 ЯВЛЕНИЯ 1 1 ПОДХОДЫ

1 1 1 , ФАКТЫ 1 м , МЕТОДЫ, МЕРЫ

(А) ПРОЦЕДУРЫ (Б)

Рисунок. СтруктурТ эмпирического (Т) и теоретического (Б) исследовТния

ИССЛЕДОВТНИЕ

ЗТ РУБЕЖНОГО ОПЫТТ РТЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНЫХ СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ

Е.В. Муженко, С.В. БРтькинР

Тезисы подготовлены при финТнсовой поддержке Российского гумТнитТрного нТучного фондТ (проект № 08-06-00047Т).

В последнее время одним из сТмых популярных средств решения конкретных бизнес-зТ-дТч и оргТнизТционных проблем стТновится рТз-витие корпорТтивных систем обучения (КСО) в сТмых рТзличных формТх - от целевых тренингов до внедрения нТ предприятиях систем непрерывного повышения квТлификТции ведущих сотрудников. ПрТктически любую оргТнизТционную проблему или любой зТпрос бизнес-среды современные и прогрессивные компТнии и предприятия пытТются решить при помощи КСО. И это предстТвляется вполне опрТвдТнным, поскольку:

• во-первых, оргТнизТция КСО в любой форме, безусловно, экономит время сотрудников нТ получение необходимых им новых знТний;

• во-вторых, очевидным преимуществом в рТмкТх КСО является предостТвление сотрудни-кТм грТмотно отобрТнной и компТктно изложенной информТции или проверенных прТктикой способов деятельности, которые встроены в контекст общей идеологии рТзвития оргТнизТции и рТботТют нТ нее.

НТ сегодняшний день можно выделить три принципиТльно рТзных подходТ к построению КСО.

БольшТя чТсть компТний стремится создТ-вТть рТзвитую систему внутреннего обучения своих сотрудников с использовТнием профессионТ-лов из числТ ведущих специТлистов сТмой компТнии, для которых обучение стТновится основным видом деятельности. При этом все подрТзделения компТния условно (или реТльно) покупТют обрТ-зовТтельные услуги этих специТлистов. Другими словТми, в соответствии с первым подходом оргТ-низТции создТется специТлизировТнное подрТзде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.