senior preschoolers, professional training of the future preschool teacher, the system-forming principles of the pedagogical strategy of a preschool teacher training.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вицукаева К. М. Методика организации педагогических условий подготовки специалиста социономической сферы как субъекта профессиональной деятельности // Формирование личности специалистов соционо-мической сферы: стратегия и тактика: монография. - Одесса: Изд. Букаев В. В., 2017. -С. 42-97.
2. Гаврилюк С. М. Профессиональная подготовка будущих воспитателей дошкольных учебных заведений к педагогическому творчеству: теория и методика: монография. -Умань, 2015. - 352 с.
3. Глузман Н. А. Горбунова Н. В. Профессионализм педагога: успешность и карьера: монография. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 314 с.
4. Глузман Н. А. Исследования в области развития начального образования как необходимое условие формирования современной образовательной политики в Республике Крым // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. -2015. - Т. 1 (67). - № 2. - С. 11-38.
5. Глузман Н. А. Категориально-понятийный аппарат теории профессионализма будущих учителей // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 3.
6. Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание. - Л.: ЛГУ, 1991. - 354 с.
7. Мамонтов Я. А. Хрестоматия современных педагогических течений. - Харьков: Госиздат Украины, 1926. - 635 с.
8. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. -308 с.
9. Педагогическое творчество, мастерство, профессионализм в системе подготовки образовательных кадров: достижения, поиски, перспективы: монография / рук. авт. кол. Н. В. Гузий. - К.: Изд-во НПУ им. Драго-манова, 2015. - 432 с.
10. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования [Электрон-
ный ресурс] // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2015. - № 11. -URL: http://e.stvospitatel.ru.
11. Романов В. А., Ушакова И. А. Профессиональная компетенция воспитателя ДОО // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога: материалы V Всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 5355.
12. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1976. - 423 с.
13. Vianis-Trofimenko K. B., Lisovenko G. V. Pidvishchennia profesijnoyi kompetentnosti pe-dagoga [Rising up of professional competence of teacher]. - Kharkov: Basis, 2007. - 176 p.
Н. Н. Погребняк
УДК 32.017.82 (502-19)
СИСТЕМНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБОСНОВАНИЮ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФРАНЦИИ
анализ философской, исторической и социологической литературы, посвященной проблеме научно-исследовательской деятельности студентов в зарубежных странах, позволяет констатировать, что система образования каждой отдельно взятой страны имеет свои особенности и складывается на протяжении многих веков под влиянием значительного числа факторов, в том числе за-
просов рынка труда, уровня профессорско-преподавательского состава, потребности общества в научной элите и т.д. С момента возникновения основное предназначение университетов состояло в распространении высокого знания и культуры, в воспитании интеллектуальной элиты общества, в развитии культуры мышления и деятельности, распространении гуманистических и культурных ценностей.
Исторически именно Франция является признанным авторитетом в области фундаментальных и прикладных исследований международного образования (Ж. Бинде, Д. Блох, А. Векслиар, О. Галлан, Ф. Ванискотт, Г. Миа-ларе, П. Россело и др.). Исследования Ж.-М. Бе-нуа, А. Биенэме, К. Бодело, Р. Галя, К. Лель-евра, А. Леона, Ф. Мейрие, А. Проста, Л. Фер-ри, С. Френе, Ж. Фурастье, Р. Эстаблета и др. оказали огромное влияние на формирование педагогического мировоззрения и формирование современной парадигмы образования во Франции.
Целью данной статьи является раскрыть и проанализировать основные этапы развития высшего педагогического образования Франции.
На основе анализа историографических, историко-педагогических, сравнительных и научно-педагогических исследований (Б. Л. Вуль-фсон, Д. Вентер, О. А. Заблоцкая, Л. Н. Лаба-зина, О. Н. Олейникова, А. А. Грибанькова, Н. В. Негребецкая) становление и развитие системы педагогического образования во Франции можно условно разделить на этапы.
Первый этап (Х1-ХУ вв.). Начало формирования системы университетского педагогического образования во Франции относится к концу XI - начала XII вв. Это период объединения многочисленных графств и княжеств в единое государство, развитие экономики, усиление экономических связей между отдельными частями государства. К началу XII века, кроме кафедральной школы при Соборе Парижской Богоматери, появляются учебные заведения, относительно независимые от церковных и светских властей. Студенты этих школ изучали грамматику,
логику, риторику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, особое внимание уделялось диалектике.
В конце XII века учителя и студенты парижских школ организовали корпорацию, получившую название «университет». Официальный статус парижский университет получил в 1200 году, когда вышли указ французского короля Филиппа II Августа и булла папы Иннокентия III. Автономия университета впоследствии была закреплена буллами пап. В 1255 г. университет получил от Иннокентия IV привилегию иметь собственную печать, начинает складываться иерархия искусств и наук: «семь свободных искусств»: тривиум (грамматика, логика, риторика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка), а также высшие науки - теология, право (гражданское и каноническое), медицина.
С созданием в Париже первого университета начинает формироваться многоуровневая система университетского образования. Первой степенью, которую получали студенты после двух лет обучения, была степень бакалавра, которая давала право ее обладателю ассистировать преподавателю университета. Второй степенью была степень лиценциата, дающая право преподавать в университете. Третья степень, степень доктора, делала ее обладателя членом факультета и являлась свидетельством его высокого мастерства в какой-либо области.
В средневековом французском университете было 4 факультета: искусств, медицины, права и теологии. Так, степень бакалавра искусств была самой первой степенью, которую получал студент средневекового университета, и она не равнялась степени бакалавра права, теологии и медицины, а лишь давала возможность продолжать обучение на факультете искусств. Степень лиценциата искусств не давала права преподавать в университете, а лишь свидетельствовала о признании университетским сообществом и позволяла получить степень магистра искусств.
После завершения обучения на факультете искусств присваивалась степень магис-
тра искусств, которая присуждалась лицам не младше 21 года и давала право преподавать на факультете искусств. После обучения на факультете искусств студент мог поступить на факультет права, медицины или теологии.
В XIII веке появляются так называемые коллежи, основателем которых был Робер де Сорбон, на основе которых формировался Парижский университет, впоследствии получивший имя Сорбонны. Робер де Сорбон до конца жизни исполнял обязанности канцлера университета, преподавал и проповедовал.
В период с XIII по XV вв. было открыто около 50 коллежей. В XV в. для студентов факультета искусств были созданы пансионаты педагогики, постепенно педагогики заменяют собой старые школы.
Парижский университет всегда пользовался покровительством французских королей, что сыграло важную роль в его развитии. Кроме парижского университета были основаны университеты в провинции. Два из них датируются XIII в.: в Тулузе (1223), Мон-пелье (1289); шесть - XIV в.: в Авиньоне (1303), Орлеане (1305), Каоре (1332), Гренобле (1339), Анже (1364), Оранже (1365); восемь - XV в.: в Эксе (1409), Доле (1423), Пуатье (1431), Кане (1436), Нанте (1460), Безансоне (1464), Бурже (1469), Бордо (1472).
Второй этап - (XVI-XVII вв.). В этот период были созданы университеты в Реймсе (1548), Дуэ (1572), Понт-а-Муссон (1572), Стразбурге (1621), Пане (1672), Нанси (1769).
Под влиянием идей гуманизма эпохи Возрождения король Франции (Франциск I) принимает решение о создании Королевского Коллежа, одного из старейших научно-исследовательских и учебных учреждений Франции, известного сегодня как Коллеж де Франс (Институт Франции). «Королевские» лекторы, получавшие жалование из казны, читали лекции по латинской и греческой философии, математике, ораторскому искусству. Коллеж насчитывал около 20 кафедр по литературе, праву, истории, математике, физике, естественным наукам.
В 1563 г. иезуиты открыли в Париже Клермонский Коллеж и потребовали его при-
соединения к университету. Коллеж быстро завоевал популярность среди студентов, однако на пути его развития было немало препятствий, связанных с консерватизмом обучения того времени. Только в 1618 г. Коллеж Клермон вновь возобновляет образовательную деятельность. Сегодня это учреждение среднего и высшего образования известно во всем мире под именем Лицея Людовика Великого.
Третий этап (XVIII-XIX вв.). Особенностью этого периода было возникновение учебных заведений, названных «большими школами» (Grandes 'Ecoles) по подготовке специалистов высшей квалификации в промышленных отраслях (в области технических наук, экономики, сельского хозяйства, архитектуры, музыки, живописи и др.). В этот период французское просвещение развивалось благодаря процветанию университетского движения.
Культурное, научно-техническое и экономическое развитие страны поставило высшую школу Франции перед необходимостью раскрыть свои двери для более широкого круга лиц, строить свою научно-исследовательскую деятельность с учетом требований социокультурной ситуации. Уже к концу в 1789 г. во Франции насчитывалось 22 университета.
Формирование университета как современного института традиционно связывают с реформами Наполеона и В. Гумбольдта в Германии. В результате предпринятой реформы возник новый тип среднего учебного заведения. Новое понимание образования выражалось не только в системе реформированных образовательных институтов - оно затронуло всю полноту отношений государства, общества и церкви [5]. В этот период деятельность университета попадает под влияние светской власти, стремящейся подчинить своим прагматическим интересам. Воплощением ориентированной на обслуживание государственных интересов университетской модели стал созданный Наполеоном «Императорский университет» (позже Университет Франции) - институт, контролирующий и
20/<?/2-
координирующий все университеты страны. В этой модели функция университета сведена почти исключительно к преподаванию, в то время как научные исследования были переданы в ведение Академии. Эта французская (абсолютистская) модель уже в начале
XVIII в. под влиянием Лейбница была перенесена в Россию Петром I, и она до сих пор характерна для российских и восточноевропейских университетов [1].
Четвертый этап (ХГХ-ХХ вв.). Французская революция создала новую образовательную ситуацию, в рамках которой в годы правления Наполеона была создана централизованная, всеобъемлющая и единообразная система образования. По его мнению, важнейшей чертой французской системы образования, заложенной Наполеоном между 1802 и 1810 гг., стала жесткая централизация и полный контроль государства, осуществлявшийся посредством нового учреждения, так называемого «Университета Франции», имевшего мало общего со старыми университетами. «Университет Франции» стал грандиозной государственной корпорацией, контролировавшей весь процесс общественного образования [2]. В «Университете Франции» были ликвидированы старые академические свободы, в частности, все программы обучения жестко контролировались сверху центральным правительством. В то же время для наполеоновской системы образования был характерен известный демократизм. В частности, учащиеся в лицеях делились на четыре категории: государственные стипендиаты; ученики, специально отобранные из средних школ и не платившие за обучение; лица, платившие за полный пансион или только за занятия [6].
После Реставрации в 1815 г. система образования Франции в основном сохранила черты, приданные ей Наполеоном, претерпев заметные трансформации только в середине
XIX в., когда законом 1850 г. были отменены остатки корпоративного устройства Университета и монополия его членов на преподавание. Поэтому в 1850-е гг. наряду с государственной системой образования возник об-
ширный частный сектор, в основном занятый католическими школами. Государственная мо-нополия в высшем образовании, впрочем, продержалась до 1875 г. Только в это время было разрешено создавать независимые высшие учебные заведения и возникло несколько католических «факультетов», сыгравших заметную роль в развитии образования и научных исследований во Франции [7]. Деление на единообразную централизованную систему государственного образования и частную, преимущественно католическую, школу сохраняется до сих пор [5].
К концу существования Второй империи отставание Франции в научном плане стало очевидным. Французские ученые заговорили о недостатке финансирования, бедности учебных помещений и научных лабораторий. Назрела необходимость реформирования системы высшего образования. Государство осознает важность науки для процветания нации, приумножения ее богатства, развития промышленности. Модернизация выражалась в строительстве новых зданий с лекционными залами, учебными аудиториями, библиотеками и научно-исследовательскими лабораториями. Университеты получают право самостоятельно строить свои программы обучения. Происходит разделение направлений подготовки, увеличивается продолжительность обучения, студентам выдавались дипломы: лицензия, диплом о высшем образовании, диплом доктора [4].
Закон от 10 июля 1896 г. открыл новую страницу в истории университетского образования во Франции. Отдельные факультеты были объединены в университеты и суммы, полученные университетами, могли быть потрачены только на развитие материально-технической базы научно-исследовательских лабораторий, библиотек, создание и обеспечение новых научных учебных программ. Несмотря на то, что факультеты объединяются в университеты, они ведут только образовательную деятельность, им не удается стать настоящими научно-исследовательскими центрами.
Реформирование высшего образования этого периода явилось значительным этапом
в процессе модернизации высшей школы Франции, хотя они не решили многих проблем и получили свое продолжение в последующие десятилетия. В этот период закладываются важные принципы развития высшей школы Франции, хотя коренной перестройки системы высшего образования не произошло.
Пятый этап (XX-XXI вв.). Во второй половине 70-х - начале 80-х гг. произошли большие позитивные сдвиги в системе научного образования: структура высшей школы стала более упрощенной и гибкой, произошло определенное сближение учебного процесса с научно-исследовательской деятельностью, большими правами стали располагать университетские научные советы. Но, несмотря на структурные и количественные изменения в высшей школе, разрыв между развитием высшего образования и потребностями в научно-исследовательской сфере оставался довольно значительным.
В 1984 г. с принятием нового Закона происходит «научный взрыв» и резкий наплыв студентов в университеты. Правительством были поставлены следующие основные задачи развития научно-исследовательской деятельности студентов системы высшего образования Франции: повышение научно-профессионального уровня преподавателя; связь преподавания с научно-исследовательской деятельностью.
Конец 90-х гг. явился новым этапом в развитии университетского образования Франции. В это время основными документами следует считать план «Университет - 2000» (1990 г.) и план «Университет 3-го тысячелетия» (1997 г.). В ходе выполнения основных положений плана стало ясно, что проблема развития научно-исследовательской деятельности во Франции является достаточно острой. Для ее решения были расширены различные научно-исследовательские направления в университетах и институтах, созданы новые учебные заведения, разработаны научно-исследовательские программы, позволяющие сочетать обучение и научно-исследовательскую деятельность. В этот период в структуре французских университетов, а так-
же в содержании и формах организации научно-исследовательской деятельности произошли серьезные изменения, что позволяет говорить о значительной модернизации высшей школы страны.
На сегодняшний день во Франции насчитывается 83 университета. В их состав входят такие учреждения, как Технологические институты (Instituts universitaires de technologie (I.U.T.)), созданные в 1966 г. (декрет от 22.07.1966), Профессиональные институты (Instituts universitaires professionalisés (I.U.P.)), созданные в 1994 г. (декрет №94-1204 от 29.12.1994), Институты подготовки учителей (Instituts universitaires de formation des maîtres (I.U.F.M.)), созданные в 1989 г. (закон Жос-пена), утратившие самостоятельность и ставшие частью университетов в 2007 г. В состав университетов также входят научно-исследовательские кафедры и центры, научные лаборатории, библиотеки [3].
Исходя из системно-исторического анализа основных этапов развития системы высшего образования Франции, имеем все основания утверждать, что процессы развития и становления высшего образования начались еще в период средневековья и продолжаются до настоящего времени.
Таким образом, система высшего педагогического образования Франции прошла несколько этапов своего развития: первый этап - начало формирования системы университетского педагогического образования; второй этап представлен средневековыми учебными заведениями, названными «большими школами» (Grandes 'Ecoles); третий этап - образование стало массовым, сама система образования постоянно реформировалась, продолжена структурная, научная и административная реорганизация высшей школы; четвертый этап - создана централизованная, всеобъемлющая и единообразная система образования, сближение учебного процесса с научно-исследовательской деятельностью; пятый этап - созданы новые учебные заведения, разработаны научно-исследовательские программы, позволяющие сочетать обучение и научно-исследовательскую деятельность студентов в вузе.
Следовательно, структурная, научная и административная реорганизация высшей школы во Франции подразумевала дальнейшую децентрализацию вузов, рост автономии университетов и их подразделений, дальнейшее развитие научно-исследовательской деятельности.
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены основные этапы развития высшего педагогического образования Франции: появление первых университетов, становление многоуровневой системы университетского образования. На всем протяжении своей истории университеты Франции выполняли свою основную миссию: быть интеллектуальным центром, производить и передавать фундаментальные научные знания, давать образование на уровне достижений науки своего времени, активизировать интерес и формировать потребность в научном знании, порождать вокруг себя культ знания, идеалы и ценности образованности.
Ключевые слова: высшее педагогическое образование, колледж, университет, многоуровневая система, научно-исследовательская деятельность студентов.
SUMMARY
The article reveals the main stages of the development of higher pedagogical education in France: the emergence of the first Universities, the formation of a multi-level system of University education. Throughout its history, French universities fulfilled their main mission: to be an intellectual center, to produce and impart fundamental scientific knowledge, to give education at the level of the achievements of science of their time, to intensify interest and shape the need for scientific knowledge, to generate around themselves a cult of knowledge, ideals and values of education.
Key words: higher pedagogical education, college, university, scientific activity, student's scientific-research activity.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грудзинский А. О. Проектно-ориенти-рованный университет. Профессиональная
предпринимательская организация вуза. -Ниж-ний Новгород: Изд-во ННГУ, 2004. -370 с.
2. Заблоцкая Оксана Александровна Организационно-педагогические особенности образовательного процесса в университетах Франции: дис. „.д-ра пед. наук. - Таганрог, 2012. - 215 с.
3. Лабазина Л. Н. Современная система профессиональной подготовки учителей во Франции: дис. ... канд. пед. наук. -Ярославль, 1999. - 166 с.
4. Лависс Э., А. Рамбо. История XIX века [Электронный ресурс] // Библиотека Якова Кротова. - URL: http://laotov.info/history/19/ 55/laviss 04.htm. - 01.10.2011.
5. Сапрыкин Д. JI. Государство, общество и фундаментальное образование: континентальная, британская и американская модели // История науки в философском контексте; под ред. А. А. Печенкина. - СПб.: Изд-во Русской Христианской гуманитарной академии, 2007. - С. 197-235.
6. Arnold M. Schools and Universities on the Continent. - The University of Michigan Press, 1964. - 437 p.
7. Paul H. W. From Knowledge to Power: The Rise of the Science Empire in France 18601939. - Cambridge, 1985. - P. 221-250.
A'SffiiiX
FiMto