Перспективы применения информационного метода познания весьма обширны, поскольку практически все существующие в природе взаимосвязи имеют информационный характер. В полной мере это относится и к феномену социальной безопасности. Информация определяет направление развития и функционирования общества, именно она является носителем смысла всех социальных процессов и, соответственно, основой понимания сущности и степени социальной опасности, а также средством моделирования состояния социальной безопасности в том или ином ее аспекте. Кроме того, в определенных отношениях информация может выступать и как средство обеспечения социальной безопасности. Примером этого являются следующие методы: переговоры, политические консультации и согласования, апелляция к общественному мнению и т.п.
Изучение философской литературы, посвященной осмыслению проблемы информации, позволяет наметить общий подход к трактовке метода ее исследования. В соответствии с ним информационный метод исследования состоит в раскрытии смысла объективированных оснований процесса воспроизведения во внутреннем состоянии объекта качественноколичественных характеристик другого объекта, воздействующего на данный.
Подобная трактовка содержит указание на доминирующую телеологическую исследовательскую ориентацию, характерную для данного метода. Она состоит в выявлении цели генезиса, функционирования, развития и гибели объекта.
Мы согласны с имеющимся в философской литературе мнением, в соответствии с которым представляется целесообразным, во всяком случае на современном этапе развития методологии, использовать информационный подход не как самостоятельный метод познания, а как существенный аспект системного метода исследования. Это позволит усилить эвристические возможности данных методов за счет их взаимного обогащения и дополнения.
Суть подобного комбинированного метода может быть выражена в следующем положении: системно-информационный метод состоит в
раскрытии информационного характера взаимосвязи элементов рассматриваемой системы и определении на этой основе целей и тенденций ее изменения. Иными словами, при изучении любого объекта, процесса или явления в природе и обществе в первую очередь выявляются и анализируются наиболее характерные для них информационные аспекты, определяющие их состояние и развитие.
В основе системно-информационного метода познания лежат следующие важные принципы: 1) выявление элементов, составляющих данную систему; 2) определение системообразующих связей и отношений, объединяющих эти элементы в единое целое; 3) раскрытие характера, направленности и специфики информационных процессов как основных системообразующих отношений данной системы; 4) рассмотрение объекта на уровне
суперсистемы, т.е. в качестве элемента другой, более широкой системы; 5) выяснение цели развития системы или процессов, в ней происходящих.
Применение системно-информационного метода к осмыслению термина «безопасность» требует установления его связей с другими понятиями, раскрытия исторической роли и механизма развития.
Стремление к безопасности в различной степени характерно для всех биологических систем. Однако только люди способны на основе анализа возможности изменения характера и содержания опасности выбрать соответствующие способы, приемы, методы трудовой деятельности, защищающие от угрозы или направленные на ее ликвидацию, а если нужно, и создать принципиально новый механизм ее предотвращения, непосредственно связанный с трудовыми процессами. Безопасность как отношение между социумом любого уровня и окружающей средой является и исторически, и логически исходным отношением при формировании конкретной системы социальных отношений.
Следует согласиться с мнением Л.В. Балахонской о том, что «социальная безопасность - это состояние сбалансированности всех (внутренних и внешних) сторон бытия общества и его важнейших элементов, формирующее возможности реализации интересов его текущего и будущего развития» [2, с. 72].
Общество - главный фактор жизнеспособности каждого человека. Безопасность людей и общества укрепляется по мере роста рациональной организации взаимосвязи потенциалов защищенности различных аспектов жизни социума: экономического, оборонного, трудового, производственного, продовольственного, правоохранительного, здравоохранения, социального, бытового, коммунальной инфраструктуры, информационного,
образовательного, природоохранного.
В научной литературе широко представлено мнение, в соответствии с которым цель социальной безопасности заключается в предотвращении опасности. Так, например, в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова слово «безопасность» трактуется как состояние, при котором не угрожает опасность, т.е. как «защита от опасности» [5, с. 444]. В.И. Даль определяет безопасность как «отсутствие опасности, сохранность, надежность» [4, с. 67].
В настоящее время под безопасностью понимают состояние и тенденции развития защищенности жизненно важных интересов социального организма и его структур от внешних и внутренних негативных факторов. В Законе РФ «О безопасности» записано: «Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [1, с. 38].
Понятие «безопасность» является общим для целого блока общественных наук. Оно имеет определяющее значение для существования как отдельной личности, так и социальных общностей любого уровня. В.В. Серебряков справедливо указывает, что «...потребность в безопасности относится к числу первостепенных основных мотивов деятельности людей и сообществ»
[6, с. 6]. Данную позицию разделяют О.С. Виханский и А.И. Наумов, которые в соответствии с выдвинутой ими концепцией иерархии потребностей считают, что безопасность является главной потребностью человека, требующей первостепенного удовлетворения [3, с. 75].
Учитывая социальную значимость и сферу представленности в различных общественных науках, безопасность можно рассматривать в качестве особой междисциплинарной категории.
Данному утверждению не противоречит тот факт, что безопасность общества носит конкретно-исторический характер. В раличных условиях она выступает в разных формах организации, достигается иными путями, подчинена собственным целям. Например, Россия сейчас должна иметь совершенно иные форму безопасности и механизм ее обеспечения, чем 20 лет назад. Большие различия в содержании понятия «безопасность», методах ее осуществления могут проявляться в зависимости от степени и форм народовластия и государственной организации страны, природных и климатических особенностей, исторической, этнографической,
геополитической ситуации.
Во всем цивилизованном мире в системе общественных интересов приоритет отдается национальным вопросам, в соответствии с этим ведущая составляющая безопасности страны - безопасность общества, которая определяет требования, условия и во многом управляет обеспечением безопасности на уровне коллектива и личности. Важно отметить, что главная составляющая национального интереса - это императив самосохранения государства. Следует согласиться с мнением П. Сорокина, считающего, что потрясения в обществе начинаются с подавления «базовых инстинктов большинства населения» [7, с. 272], в числе которых основное место занимает инстинкт самосохранения личности, общества и государства.
Качественная характеристика общества, выражаемая категорией «безопасность», фиксирует состояние социума в целом, в единстве многообразных аспектов его жизнеспособности. Необходимо преодолеть имеющее место в политике и отдельных научных публикациях понимание общей безопасности, складывающейся из ее обособленных частных аспектов. Философский подход к рассмотрению феномена безопасности предполагает концентрацию внимания на общих сущностных проявлениях данного социального качества. О правильности подобного подхода свидетельствует опыт истории, указывающий, что только развитие объекта в целом может обеспечить развитие и безопасность его составных частей. Поэтому уровень безопасности выше в тех странах, государственная организация которых создает всестороннюю защищенность всех аспектов общественного бытия.
Это свидетельствует о том, что одной из высших целей любой государственности является безопасность страны, существующего общественного строя и системы сложившихся общественных отношений, обеспечение всесторонней социальной защищенности народа.
Системно-информационный метод познания тесно связан с динамично развивающимся в современной философии синергетическим методом исследования.
Синергетический подход позволил выявить новые грани феномена информации, показать, что информация - это не только мера вероятностного выбора одного из возможных вариантов развития объекта, но и мера сложности определенной системы, характеристика ее внутреннего разнообразия, мера порядка, который противостоит хаосу. Впрочем, с позиции синергетики хаос представляет собой не только стадию полной дезорганизации и разрушения какой-либо структуры или явления, но и необходимое условие для реализации возможностей рождения нового процесса. В синергетической интерпретации хаос есть потенциальный источник нового развития, возможно, более сложной и высокоорганизованной системы.
Появление и развитие синергетического метода познания открыло возможности для анализа воздействия на безопасность общественной системы случайных факторов. Эти факторы являются принципиально важными атрибутами реальности, но на предшествующих этапах развития науки они должным образом не учитывались. Причиной этого было то, что в европейской науке еще со времен Ньютона практически безраздельно господствовал механистический принцип детерминизма. При его использовании предполагалось, что любая причина порождает только одно вполне определенное следствие, а весь мир представляет собой и достаточно сложный, но конечный и детерминированный в своей деятельности механизм, который рано или поздно будет познан человеком. В подобной картине мира не было места случайности и неопределенности. Однако оказалось, что мир устроен по-другому. Случайность и неопределенность предстали как его принципиальные и неотъемлемые свойства, которые и обусловливают его способность к саморазвитию и самоорганизации.
Следует отметить, что в современной философии еще окончательно не сложилась единая трактовка сущности синергетического метода познания. Синергетика как, по сути, междисциплинарный методологический подход к познанию практически любого динамического процесса или явления может рассматриваться в качестве определенной разновидности интерпретации. Поэтому представленная в современной философской литературе синергетическая парадигма, лишь указывающая возможные направления поиска, пути мышления и подходы к толкованию эволюционных фактов, должна быть трансформирована в особый метод познания, что требует серьезной работы по адаптации общей синергетической модели самоорганизации и эволюции сложных систем к соответствующей научной области.
Представляется возможным сформулировать некоторые основные особенности, свойственные синергетическому методу познания и представляющие интерес для понимания феномена социальной безопасности.
Мы считаем, что синергетический метод состоит в классифицировании и интерпретации фундаментальных фактов и эмпирических данных о ходе эволюции в разного рода сложных системах.
Представление о бифуркационных состояниях сложноорганизованных систем применимо и к осмыслению феномена безопасности, оно связано с выявлением кризисных ситуаций, порождающих необходимость выбора, который и определяет дальнейшее направление развития и свойственный ему уровень социальной безопасности. Синергетика обогащает социальную философию теоретическими представлениями о роли кризисных ситуаций в существовании человека и общества, их влиянии на процесс становления и развития социальных субъектов.
Применение синергетического подхода к анализу феномена социальной безопасности требует реализации следующих познавательных задач:
1. Определение соотношения цели, способов и средств социальных действий с закономерными тенденциями развития социума. Социальное действие только тогда даст наибольший эффект, когда оно будет носить характер, резонирующий со сложившейся социокультурной средой, а также с внутренними закономерностями общественных процессов. В случае несоответствия социальных действий существующей социокультурной среде противоречие между ними разрешается посредством необходимых изменений подобных действий.
2. Дифференциация и учет всех взаимосвязанных составляющих процесса самоорганизации интегральной системы социальной безопасности.
3. Выявление ведущего авторегулятора самоорганизации системы социальной безопасности.
Деятельность человека является системообразующим фактором системы общества, и его взаимодействие с другими индивидами в ходе социокультурной эволюции постоянно усложняется. Большое влияние на интегральную социальную безопасность оказывает значительное нарастание степени сложности человеческих взаимодействий.
Представляется возможным выдвинуть следующее гипотетическое положение относительно интегральной социальной безопасности: процесс формирования и обеспечения интегральной безопасности можно рассматривать как неравновесную динамическую систему, когда субъект безопасности моделирует различного рода ситуации угроз и опасностей путем использования методов синергетики.
В философском осмыслении феномена социальной безопасности важную роль играет способность отдельного индивида к созданию в своем воображении любых представлений о возможных моделях организации социума, которые затем имеют шанс на воплощение в действительности. В этом проявляется тенденция к утверждению особой ответственности за безопасность социума, которая теперь должна лежать на лицах, разрабатывающих социальную идеологию и оказывающих влияние на принятие общественных и государственных решений, проведение конкретных общественных реформ. Характерное для современных
российских реалий стирание граней между мысленной игрой и жизнью меняет тип и направленность социального действия. Именно потому, что культура реальной виртуальности содержит в себе данные о потенциальном мире и детерминирует жизнедеятельность человека, ей должна соответствовать вполне определенная система интегральной безопасности.
На оптимальном типе поведения, связанного с обеспечением интегральной безопасности, основана культура реальной виртуальности как слой информационной культуры современного общества. Именно с нее начинаются социальные изменения, способные при известных условиях обрести статус исторических сдвигов. В этом смысле информационную культуру можно рассматривать как квинтэссенцию виртуальных форм социальной практики.
Тенденция к созданию единого мирового информационного сообщества имеет своим важным следствием, оказывающим непосредственное влияние на состояние социальной безопасности, то, что уже сейчас жители планеты становятся объектами манипулирования их сознанием и поведением, жертвами воздействия агрессивной и социально деструктивной идеологии. Особенно опасен заряд информации, продуцирующий в широких слоях населения чувство страха, пессимизма, комплекс неполноценности, установки на социальную пассивность. Формирование в обществе атмосферы страха, неблагополучия, дискредитация исторического прошлого страны и отсутствие перспективных целей не только снижают творческую активность людей, но и ведут к духовным и психическим травмам, что представляет собой серьезную опасность для общества.
Литература
1. Закон Российской Федерации «О безопасности» // О безопасности: Сб. законодательных и нормативных документов. М., 1998.
2. Балахонская Л. В. Рекламная коммуникация в контексте
информационной безопасности // Геополитика и безопасность. 2010. № 4 (12).
3. Виханский О.С. Наумов А.И. Менеджмент. М., 1994.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1981. Т. 1.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1994.
6. Серебряков В.В. Социальная безопасность России: концептуальный подход. М., 1995.
7. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.