смотрели некоторые пути реализации социокультурного подхода в обучении иностранному языку.
ЛИТЕРАТУРА
1. Латыпова, Л.Р. К вопросу об использовании ролевых игр при обучении иностранному языку на начальном этапе // Проблемы обучения иностранным языкам на неязыковых факультетах и общие вопросы языкового образования : материалы региональной научно-практической конференции. - Бирск, 2008. - С. 142.
2. Сафонова, В. В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Сафонова В.В. - М., 1993. - 56 с.
3. Сафонова, В.В. Проблемы социокультурного образования в языковой педагогике // Культуроведческие аспекты языкового образования. - М. : Еврошкола, 1998.
- С. 63.
Контактная информация: platonova [email protected]
УДК 796.062.4:001.8
СИСТЕМНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД И РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ СОРЕВНОВАНИЙ ПО БАСКЕТБОЛУ
Николай Гурьевич Соколов, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет
Аннотация
В статье рассматривается новый подход к поиску путей повышения эффективности подготовки, организации и проведения соревнований, а также разработана система критериев и методика оценки управленческой спортивной деятельности. В исследовании представлена методика оценки эффективности организации и проведения студенческих соревнований по баскетболу, а также выведен коэффициент эффективности организации и проведения спортивных мероприятий и соревнований, что позволяет представить общую картину управленческой деятельности спортивной организации.
Ключевые слова: системно-дифференцированный подход; результат соревнований; качество проведения соревнований; многофакторность спортивной деятельности; коэффициент эффективности организации и проведения соревнований.
SYSTEM-DIFFERENTIATED APPROACH AND DEVELOPMENT OF THE METHODOLOGY OF EFFICIENCY ESTIMATION FOR THE ORGANIZATION AND HOLDING THE STUDENT'S BASKETBALL COMPETITIONS
Nikolay Gurevich Sokolov, the candidate of pedagogical sciences, professor,
The St.-Petersburg State Engineering and Economic University
Annotation
The article presents a new approach to searching the ways of increase of efficiency of preparation, organization and holding the competitions, and also the system of criteria and estimation methodology of administrative sports activity have been developed. The research shows the estimation methodology for the efficiency of the organization and holding the student's basketball competitions, and also the effectiveness ratio of the organization and holding the sports events and competitions that allows to present an overall picture of administrative activity of the sports organization has been deduced.
Keywords: system-differentiated approach, result of competitions, quality of holding the competitions, multifactor in sports activity, effectiveness ratio of the organization and holding the competitions.
Понятие оценки требуется обычно в двух значениях - атрибутивном и процессуальном. В первом значении она выступает как мера соответствия определенным критериям, стандарту, эталону, норме. Во втором, процессуальном смысле, оценка -
это действия по установлению меры соответствия объекта критериям [8].
В спортивной деятельности существует два вида критериев оценки эффективности проводимых соревнованиях: результат соревнований (спортивный результат) и качество проводимых соревнований. И если в первом случае спортивный результат в каждом виде спорта с момента проведения соревнований и по его окончании критерии оценки известны, то во втором (качество проводимых соревнований) методика оценки эффективности организации и проведения спортивных мероприятий и соревнований до настоящего времени изучена в недостаточном объеме.
Как известно, спортивный результат представляет собой показатель реализации возможностей спортсмена или спортивной команды, оцениваемый по установленным в спорте критериям [5]. Спортивные результаты измеряются и оцениваются спортивными арбитрами по некоторым внешним признакам, согласованно учитываемых применительно к особенностям вида спорта, в частности, в спортивных играх в количестве попаданий поражающим предметом в условную цель - мишень. В нашем случае - в баскетболе оценивается количество попаданий мяча в баскетбольное кольцо (корзину). Данная оценка относится к смешанным критериям оценки спортивного результата, в которых приблизительно в одинаковой мере сочетаются объективные и субъективные слагаемые его оценивания. Правильному определению исхода спортивных соревнований способствует также совершенствование их правил, регламента, способов и объективности судейства.
У специалистов в настоящий момент нет единого мнения на оценку качества эффективности организации и проведения спортивных мероприятий и соревнований. Более того, организационно-управленческие задачи очень сложны и разнообразны.
На основе анализа литературы удалось выяснить, что на эффективность организации и качество проведения спортивных мероприятий влияют различные его факторы [1-3,5-7]. Поэтому оценка этого процесса является сложной и многогранной. В связи с этим использование какого-то одного критерия эффективности организации и проведения соревнований бесперспективны. Вместе с тем, до настоящего времени практически отсутствует также и методики комплексной оценки организации и проведения спортивных мероприятий и соревнований, так как эта деятельность является многофакторным явлением.
Следует отметить и отсутствие объективных и единых критериев определения эффективности оценки качества организации и проведения соревнований. Отсюда считаем целесообразной постановку задачи поиска указанных выше критериев.
Однако сам факт указания критериев оптимальной эффективности еще не является гарантией всестороннего обоснования ее процесса, так как выбранные критерии должны полностью и всесторонне отражать содержание и конечные результаты оптимизируемого процесса. Поэтому выбор критериев является определяющим и самым ответственным этапом всего процесса оптимизации проведения спортивных мероприятий и соревнований.
Термин «оптимальный» означает наилучший с точки зрения определенных критериев. Поэтому нужно начать с формулирования четких, конкретных критериев, по которым будет оцениваться оптимальность предлагаемой системы организации и проведения спортивных мероприятий и соревнований. Без этого работа по оптимизации уже в самом начале оказывается неопределенной, так как неизвестно по каким признакам можно судить, удалось ли нам выбрать наилучший в данной ситуации вариант.
Рассматривая вопрос о критериях оптимизации эффективности более обобщенно, необходимо отметить, что оптимизация по одному критерию неприемлема для оценки альтернатив (сравнительная оценка возможных решений и выбор наилучшего из них) при решении задач управленческого, технологического или экономического характера, где имеется несколько критериев, и все они должны учитываться для правильного выбора оптимального решения. В этой связи возникает проблема выбора решения в случае нескольких критериев или проблема векторной оптимизации. Мно-
гофакторный подход является необходимым в случаях:
- когда необходимо оценить совместные действия нескольких объектов, каждый из которых оценивается по отдельному критерию;
- когда необходимо получить оптимальное решение для нескольких вариантов условий и для каждого варианта вводится отдельная оценка;
- когда решение оценивается в динамике или поэтапно и для оценки качества решения на каждом этапе вводится самостоятельный критерий;
- когда качество решения необходимо оценивать с нескольких точек зрения - по отдельным компонентам качества.
Таким образом, системно-дифференцированный подход к поиску путей повышения эффективности подготовки, организации и проведения соревнований, а также разработка критериев и методов оценки спортивных мероприятий является важной проблемой управленческой спортивной деятельности.
Как уже отмечалось ранее, поиск путей повышения эффективности организации и проведения спортивных мероприятий и соревнований, а также разработка методики ее оценки является важной проблемой для любой управленческой системы.
Поэтому на основе анализа и обобщения специальной литературы, а также практического опыта мы попытались разработать модель оценки эффективности организации и проведения спортивных соревнований общественной студенческой спортивной организацией - МОО «Северо-Западная Студенческая баскетбольная лига» с учетом специфических управленческих задач, характерных для студенческого спорта.
За основу был взят подход Л.И. Зудиной (1997) для оценки организации управлением трудом. Мы ввели показатель удовлетворенности качеством организации и проведения спортивных мероприятий и соревнований. Данный показатель удовлетворенности определяется соотношением полученной суммы баллов, поставленной экспертами к количеству параметров - видов работ, соответствующих управленческих функций спортивной деятельности.
Оценка качества эффективности организации и проведения спортивных мероприятий осуществлялась 3-мя группами экспертов (эксперты организаторы соревнований, эксперты-тренеры, участвующих в соревнованиях команд и эксперты-судьи, обслуживающие соревнования).
Учитывая многофакторность спортивной деятельности, оценка качества эффективности проводимых мероприятий была разделена на 3 временных периода категории «Управление проведением соревнований» (1 период - до начала соревнований, 2 период - в процессе соревнований, 3 период - после окончания соревнований).
В каждый период входили следующие виды работ.
I период «До начала соревнований»
1. Разработка и утверждение Положения о соревнованиях.
2. Разработка и подготовка:
- регламента проведения соревнований,
- календаря игр,
- письма-вызова на соревнования.
3. Определение и отбор команд-участниц соревнований.
4. Определение места проведения соревнований.
5. Подготовка и оборудование мест соревнований.
6. Транспортное обеспечение.
7. Разработка сценария открытия и закрытия соревнований.
8. Изготовление наградной атрибутики и призового фонда.
9. Подбор и подготовка судейской коллегии (ГСК, судей на площадке, судей-секретарей).
10. Организация работы мандатной комиссии.
11. Связь со средствами массовой информации.
II период «В процессе соревнований»
1. Подготовка и оборудование мест соревнований.
2. Транспортное обеспечение.
3. Медицинское обеспечение.
4. Организация:
- приема,
- питания.
5. Текущая работа мандатной комиссии.
6. Текущая работа судейской комиссии.
7. Связь со средствами массовой информации.
III период «После окончания соревнований»
1. Проведение закрытия соревнований;
2. Вручение наградной атрибутики и призового фонда;
3. Отправка участников соревнований;
4. Координация действий с руководством;
5. Связь со средствами массовой информации;
6. Контроль за оборудованием и местом проведения соревнований;
7. Подведение итогов соревнований и оценка их результатов.
Экспертам было предложено оценить по 5-ти бальной шкале удовлетворенность видами работ основных функций управленческой деятельности общественной студенческой спортивной организации МОО «Северо-Западная Студенческая баскетбольная лига» в различные временные периоды проведения соревнований.
При этом 1 балл соответствует отсутствию деятельности, 2 балла - низкому уровню деятельности (оценка неудовлетворительная), 3 балла при среднем уровне деятельности (оценка удовлетворительная), 4 балла ставились при уровне деятельности выше среднего (оценка хорошо), и 5 балов выставлялось при высоком уровне деятельности (оценка отлично).
Средняя балльная оценка эффективности организации и проведения
спортивных соревнований вычисляется по 3-м временным периодам по формуле: П (эф)- полученная сумма баллов где
1 2 3 (эф) ’
количество параметров
П (эф) - показатель эффективности проведения спортивной деятельности в 1ом периоде.
П2 (эф) средний показатель эффективности проведения спортивной деятельности во 2-ом периоде.
П3 (эф) - средний показатель эффективности проведения спортивной деятельности в 3-ем периоде
проведением соревнований;
Далее мы определяем интегральный показатель оценки уровня организации и проведения спортивных соревнований, который рассчитывается по формуле
П = П1+П2+П3 ,где и Опт
Пи - интегральный показатель удовлетворенности организацией и проведением
П1 - показатель эффективности организации и проведения соревнований первого периода - «до начала соревнований»;
П2 - показатель эффективности организации и проведения соревнований второго периода - «в процессе соревнований»;
П3 - показатель эффективности организации и проведения соревнований третьего периода - «после окончания соревнований»;
Опт - оптимальное значение показателя эффективности организации и прове-
дения соревнований.
Значения показателя эффективности организации и проведения соревнований будут следующими:
4,1<Пи<5,0 - высокий показатель удовлетворенности;
3,1<Пи<4,0 - хороший показатель удовлетворенности;
2,1<Пи<3,0 - средний показатель удовлетворенности
1,0<Пи<2,0 - низкий показатель удовлетворенности;
0.0.Пи<0,9 - отсутствие деятельности или крайне низкий показатель удовлетворенности.
Отсюда, чем больше величина показателя, тем выше эффективность организации и проведения соревнований.
Далее нами был выведен коэффициент эффективности организации и проведения соревнований, который зависел от оценки организационной и содержательной составляющих управленческой деятельности - показатели эффективности организации и проведения соревнований по 3-м временным периодам категории «Управление проведением соревнований».
Данный коэффициент вычисляется по формуле:
К= Пи Ч100%, где
Попт.эфф
К - коэффициент уровня организации и проведения соревнований;
Пи - интегральный показатель эффективности организации и проведения соревнований
Попт. эфф - оптимальное значение показателя эффективности организации и проведения соревнований.
Таким образом, определение коэффициента эффективности организации и проведения спортивных соревнований может представить общую картину организации и проведения спортивных соревнований и управленческой деятельности общественной студенческой спортивной организации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Брянкин, С.В. Структура и функции современного спорта / С.В. Брянкин ; Московский обл. гос. ин-т физ. культуры. - М. : [б.и.], 1983. - 72 с.
2. Зуев, В.Н. Управление системой спортивного соревнования : монография / В.Н. Зуев. - Тюмень : Изд-во «Вектор Бук», 1999. - 312 с.
3. Зуев, В.Н. Социально экономические условия управления системой спортивного соревнования : монография / В.Н. Зуев, Н.А. Шитова ; Сибирсая гос. акад. физ. культуры. - Омск : [б.и.],2001. - 144 с.
4. Зудина, JI.H. Организация управленческого труда : учебное пособие / Л.Н. Зудина. - М. : ИНФРА - М ; Новосибирск : НГАЭиУ, 1997. - 256 с.
5. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. - 4-е изд., испр. и доп. - СПб. : Изд-во «Лань», 2005. - 384 с.
6. Родиченко, B.C. Спортивные соревнования : информация управление / В.С. Родиченко. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - 152 с.
7. Свинцов, А. А. Спортивные соревнования как форма привлечения населения к занятиям физической культурой // Вопросы теории и практики физической культуры и спорта : респ. межвед. сб. - Минск : Полымя, 1987. - С. 4-68.
8. Шакуров, Р.Х. Системный подход к оценке педагогической деятельности // Специалист. - 1994. - № 11-12. - С. 29-31.
Контактная информация: [email protected]