Таблица 3
Показатели физической подготовленности испытуемых контрольной (п=22) и экспериментальной (п=23) групп в ходе педагогического эксперимента (х±т)
№ п/п Контрольные упражнения Группа До эксперимента После эксперимента Р
1. Бег на 5 км по пересеченной местности (мин) КГ ЭГ 22,57±0,58 22,61±0,63 22,38±0,57 21,05±0,53 > 0,05 < 0,05
2. Плавание в обмундировании с оружием на 200 м (мин) КГ ЭГ 5,12±0,28 5,14±0,31 4,87±0,25 4,07±0,17 > 0,05 < 0,05
3. Подтягивание на перекладине (кол-во раз) КГ ЭГ 12,21±0,72 12,09±0,74 15,35±0,53 15,89±0,41 < 0,05 < 0,05
4. Комплексное силовое упражнение №7 (кол-во раз/ мин) КГ ЭГ 51,17±0,65 50,89±0,78 58,21±0,54 58,75±0,47 < 0,05 < 0,05
5. Бег на 100 м (с) КГ ЭГ 14,08±0,14 14,11±0,15 14,01±0,12 13,85±0,11 > 0,05 < 0,05
6. Комплексное упражнение на ловкость №12 (с) ЭГ КГ 9,51±0,54 9,57±0,55 9,27±0,12 9,03±0,08 > 0,05 < 0,05
Таблица 4
Показатели профессиональной подготовленности испытуемых контрольной (п=22) и экспериментальной (п=23) групп в ходе педагогического эксперимента _________________________________(х±т)__________________________________
№ п/п Контрольные упражнения Группа До эксперимента В конце экспери-мента Р
1. Стрельба из автомата после бега на 5 км (5 выстрелов по гр. мишени, очки) КГ ЭГ 32,51±2,24 32,75±2,57 39,27±2,18 41,39±1,58 < 0,05 < 0,05
2. Стрельба из автомата после плавания в обмундировании с оружием на 200 м (5 выстрелов по гр. мишени, очки) КГ ЭГ 29,88±3,41 29,57±3,67 34,29±2,95 40,87±1,97 > 0,05 < 0,05
3. Контрольное упражнение по десантированию на воду с корабля (мин) КГ ЭГ 5,46±0,72 5,49±0,78 5,12±0,59 5,03±0,44 > 0,05 > 0,05
4. Преодоление водной преграды 100м вброд (мин) КГ ЭГ 1,52±0,37 1,54±0,39 1,45±0,34 1,18±0,27 > 0,05 < 0,05
5. Поиск объекта в прибрежной зоне после десантирования на воду (мин) КГ ЭГ 23,28±1,48 23,35±1,43 20,57±0,95 19,28±0,87 < 0,05 < 0,05
ВЫВОД
Разработанная методика проведения занятий по физической подготовке с личным составом морской пехоты к выполнению амфибийных операций, показала высокую эффективность. В результате чего, были улучшены показатели функционального состояния, физической и профессиональной подготовленности у испытуемых экспериментальной группы.
«ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ (ГРАФОВ)» - ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СТРУКТУРНОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Николай Гурьевич Соколов, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет
Аннотация
В статье рассматривается новый подход разработки и построения модели управленческой деятельности общественной студенческой спортивной организации - Межрегиональной общественной организации «Северо-Западная Студенческая баскетбольная лига» при проведении соревнований среди учащейся молодежи с использованием метода структуризации - «дерево целей (графов)». В работе определены основные функции спортивного менеджмента и
управления проведением соревнований в различные временные периоды: до начала соревнований; в процессе соревнований; после окончания соревнований. В ходе организационнопедагогического эксперимента была определена «мощность» соотношения основных функций управленческой деятельности общественной студенческой спортивной организации при проведении соревнований по баскетболу.
Ключевые слова: структурно-функциональная модель; «дерево целей (графов)»; управленческая деятельность общественной студенческой спортивной организации; основные функции спортивного менеджмента; МОО «Северо-Западная Студенческая баскетбольная лига»
«A TREE OF THE PURPOSES (COLUMNS)» - A BASIS OF CONSTRUCTION OF STRUCTURALLY FUNCTIONAL MODEL OF ADMINISTRATIVE ACTIVITY OF THE PUBLIC STUDENT'S SPORTS ORGANIZATION
Nikolay Gurevich Sokolov, the candidate of pedagogical sciences, the professor,
The St.-Petersburg state engineering-economic university
Abstract
In article the new approach of development and construction of model of administrative activity of the public student's sports organization - Inter-regional public organization « Northwest Student's basketball league » is considered at carrying out of competitions among a studying youth with use of a method of structurization - « a tree of the purposes (Columns) ». In work the basic functions of sports management and management of carrying out of competitions during the various temporary periods are certain: prior to the beginning of competitions; during competitions; after the termination of competitions. During organizational-pedagogical experiment "capacity" of a parity of the basic functions of administrative activity of the public student's sports organization has been certain at carrying out of competitions on basketball.
Keywords: structurally functional model; «a tree of the purposes (columns)»; administrative activity of the public student's sports organization; the basic functions of sports management; Interregional public organization «Northwest Student's basketball league»
Для разработки и построения модели управленческой деятельности общественной студенческой спортивной организации при проведении спортивных мероприятий и соревнований учащейся молодежи был применен метод структуризации (построение «дерева целей (графов)»). В больших и сложных системах управления (а именно такая система рассматривается нами в данном случае) общая цель системы настолько отдалена от конкретных средств ее достижения, что выбор решения требует большой трудоемкой работы по увязке цели со средствами ее реализации путем декомпозиции целей системы. Декомпозиция системы - это упрощение ее путем расчленения на составные элементы, которые, в свою очередь, также расчленяются до оправданной в рамках конкретной задачи степени. Декомпозиция осуществляется с помощью построения графа «дерево целей». Смысл «дерева целей» заключается в том, что в случае, когда общую цель системы не удается связать со средствами достижения, требуется разбить ее на более мелкие цели, которые обеспечивают решение задачи. «Дерево целей», как правило, содержит не только цели, но и средства их достижения, причем верхние уровни конкретизируют преследуемые цели, а нижние - пути и средства достижения поставленных целей, факторы, определяющие приближение к цели. При построении «дерева целей» необходимо обеспечить выполнение некоторых требований -соподчиненности, сопоставимости и полноты. Соподчиненность достигается тем, что элементы «дерева целей» нижнего уровня вытекают из элементов более высокого уровня и обеспечивают их реализацию. Требование сопоставимости предполагает, что на каждом уровне рассматриваются элементы, сопоставимые с точкой зрения их содержания и влияния на элементы более высокого уровня. Это позволяет оценить степень их влияния в количественной или порядковой шкале. Полнота вытекает из системного подхода и обеспечивается тем, что на каждом уровне «дерева целей» учитываются все элементы без исключения. Основным условием правильности составления «дерева целей» является условие, согласно которому достижение всех подцелей сле-
дующего уровня, относящихся к одной какой-нибудь цели, гарантирует автоматическое достижение этой цели. Следовательно, система должна обеспечить такую организацию своей работы, которой гарантируется выполнение всех подцелей самого нижнего уровня.
Опираясь на исследования В.И. Жолдака (1994, 2003), рассматривающего функции спортивного менеджмента, мы поставили задачу определить удельный вес подпроблем разработанного «дерева целей (графов)» категории «Управление проведением соревнований» и составления рационального организационно-управленческого технологического алгоритма деятельности общественной студенческой спортивной организации, взяв в качестве примера деятельность Межрегиональной общественной организации «Северо-Западная Студенческая баскетбольная лига», и построения на этой основе модели структурно-функциональной управленческой деятельности этой организации в целом.
Эффективность такой модели в значительной степени зависит от ее структуры, то есть блоков, решающих функциональные задачи. При разработке модели мы пришли к выводу, что их удобно представить в виде «дерева целей (графа)» (рис. 1), вершины которого следующим образом распределяются по непересекающимся уровням:
- заключительная вершина - содержит решение основной проблемы управленческой деятельности;
- предшествующие вершины - содержат решение подпроблем управленческой деятельности;
- начальные вершины - содержат пути решения подпроблем управленческой деятельности.
Рис. 1 Структура графа
В результате основные функции управленческой деятельности общественной студенческой спортивной организации могут быть представлены в следующем виде:
Функция ПЛАНИРОВАНИЕ
1. Управление проведением соревнования
1.1. До начала соревнований (спортивного сезона)
1.1.1. Разработка и утверждение Положения о соревнованиях
1.1.2. Разработка и подготовка необходимых документов (регламент проведения соревнований, календарь игр, письмо-вызов на соревнования)
1.1.3. Определение и отбор команд-участниц соревнований
1.1.4. - 1.1.6........................................
Функция ОРГАНИЗАЦИЯ
1. Управление проведением соревнования
1.1. До начала соревнований (спортивного сезона)
1.1.1. Организация связей (взаимодействие с руководством, коллегами и подчиненными)
1.1.2. Подготовка и оборудование мест соревнований
1.1.3. Транспортное обеспечение
1.1.4. - 1.1.8..........................................
Аналогичным образом «дерево целей (графов)» составляется для остальных разделов категории «Управление проведением соревнований».
РЕЗУЛЬТАТЫ
Как было определено ранее (Зуев В.Н., 1999; Зуев В.Н., Шитова Н.А., 2001; Соколов Н.Г., Минин Д.И., 2006; Соколов Н.Г., 2007) основной проблемой при проведении спортивных мероприятий и соревнований в управленческой деятельности спортивной организации является категория «Управление проведением соревнований», которая подразделяется на три раздела: 1. До начала соревнований (спортивного сезона); 2. В процессе соревнований (спортивного сезона); 3. После окончания соревнований (спортивного сезона).
В ходе решения задачи функциональной эффективности управленческой деятельности общественной студенческой спортивной организации - МОО «СевероЗападная Студенческая баскетбольная лига» при проведении соревнований - чемпионатов СБЛ - был проведен поисковый организационно-педагогический эксперимент. Целью его явилось установление эффективности основных функций управленческой деятельности общественной студенческой спортивной организации при проведении соревнований и определение оптимального, рационального сочетания этих функций. На основании полученных результатов была разработана математическая модель управленческой деятельности общественной студенческой спортивной организации при проведении спортивных мероприятий и соревнований учащейся молодежи с установлением оптимального сочетания функциональной деятельности в управлении, с определением соответствующих временных показателей, необходимых для осуществления практических управленческих действий.
Поисковый организационно-педагогический эксперимент включал в себя анкетированный опрос и оценивание проблем управления спортивными соревнованиями во время проведения 7-го и 8-го чемпионатов Студенческой баскетбольной лиги Северо-Запада России среди мужских команд в сезонах 2002-2003 и 2003-2004 гг. Эксперимент был проведен в ходе 19 турниров, проходящих в течение двух спортивных сезонов в городах: Новгороде, Вологде, Смоленске, Сыктывкаре, Твери, Пушкине (Ленинградская обл.), Петрозаводске и Великих Луках. В соревнованиях участвовало 22 сборных команд различных вузов Санкт-Петербурга и городов Северо-Запада России.
Для проведения эксперимента в анкетах были указаны 5 основных функций управления и 26 видов работ управленческой деятельности общественной студенческой спортивной организации - МОО «Северо-Западная Студенческая баскетбольная лига» категории «Управление проведением соревнований». Основные функции управления, по которым происходило оценивание, включали в себя: 1. Планирование; 2. Организация; 3. Подбор и расстановка кадров; 4. Координация; 5. Контроль. Применение этих функций рассматривалось в трех разделах (временных периодах) исследуемой категории «Управление проведением соревнований» - а) До начала соревнований; б) В процессе соревнований; в) После окончания соревнований.
До начала каждого турнира (тура) чемпионата СБЛ Северо-Запада России экс-пертам-председателям спортивных клубов принимающих соревнования высших учебных заведений, а также председателям местных спорткомитетов или управлений, и областных или городских федераций баскетбола, раздавались анкеты с вопросами по проблемам категории «Управление проведением соревнований». По окончании турнира (тура) полученные данные суммировались, анализировались и обобщались в итоговые таблицы каждого турнира (тура). Оценивание проводилось с использованием элементов метода структуризации - «дерева целей (графов)». Критерием оценки эффективности основных функций управленческой деятельности общественной студенческой спортивной организации при проведении соревнований являлось их оценивание экспертами по 5-ти балльной шкале от 1 до 5 баллов. В каждом турнире оценивание
проводили 3-4 эксперта в зависимости от того, насколько они были заинтересованы в выступлении местной команды, а также проведения студенческого турнира в целом. Всего в оценивании участвовало 25 экспертов.
В конечном итоге все полученные результаты оценивания двух (7-го и 8-го) чемпионатов СБЛ Северо-Запада России были объединены в одну сводную таблицу 1.
При этом оценивание по временным периодам (разделам) категории «Управление проведением соревнований» обозначалось следующим образом: хг - до начала соревнований; х2 - в процессе соревнований; х3 - после соревнований.
Таблица 1
Удельный вес (в баллах) основных функций управленческой деятельности общественной студенческой спортивной организации в различные временные перио-
ды проведения соревнований - по итогам 2-х чемпионатов _________________СБЛ Северо-запада России______________
Периоды функции До начала соревнований (сезона) В процессе соревнований (сезона) После окончания соревнований (сезона) Средняя оценка
Планирование 2,4 1,0 0,3 1,2
Организация 3,4 4,8 2,3 3,5
Подбор и расстановка кадров 2,0 2,9 0,6 1,8
Координация 1,0 1,0 1,0 1,0
Контроль 2,3 3,8 1,4 2,5
При относительном оценивании основных функций управленческой деятельности общественной студенческой спортивной организации за единицу бралась оценка,
полученная «До начала соревнований» x = A1; «В процессе соревнований» а = ^2-;
2 Ai
«После окончания соревнований» а = ^3-
3 A,
Из таблицы 1 видно, что наилучший результат по суммарному оцениванию (удельному весу) по итогам двух чемпионатов получен при использовании функции «Организация» (среднее значение 3,5), следующей по эффективности является функция «Контроль» (среднее значение 2,5), третьей является функция «Подбор и расстановка кадров» (среднее значение 1,8).
Таким образом, можно сделать заключение: при оценивании управленческой деятельности общественной студенческой спортивной организации - МОО «СевероЗападная Студенческая баскетбольная лига» основные управленческие функции по мощности соотносятся следующим образом: «Организация» - 3,5; «Контроль» - 2,5; «Подбор и расстановка кадров» - 1,8; «Планирование» - 1,2; «Координация» - 1,0.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Жолдак, В.И. Основы менеджмента : учеб. пособие / В.И. Жолдак ; Московский обл. гос. ин-т физ. культуры. - Малаховка : [б.и.], 1994. - 238 с.
2. Жолдак, В.И. Основы менеджмента в спорте и туризме. Т. З : Технология и техника управления : учебник / В.И. Жолдак. - М. : Советский спорт, 2003. - 240 с.
3. Зуев, В.Н. Управление системой спортивного соревнования / В.Н. Зуев. -Тюмень : Изд-во «Вектор Бук», 1999. - 312 с.
4. Зуев, В.Н. Социально-экономические условия управления системой спортивного соревнования / В.Н. Зуев, Н.А. Шитова. - Омск : [б.и.], 2001. - 144 с.
5. Соколов, Н.Г. К вопросу об управлении спортивными соревнованиями в студенческом баскетболе // Вестник Балтийской Педагогической Академии. - СПб., 2007. - С. 182-184.
6. Соколов, Н.Г. Управление спортивными соревнованиями в Студенческой
баскетбольной лиге / Н.Г. Соколов, Д.И. Минин // Проблемы педагогической деятельности в физической культуре и спорте и пути их решения в физкультурном образовании : сб. науч. тр. каф. педагогики СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. - Калининград, 2006. - С. 116-120.
КОМПОНЕНТЫ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Раиса Николаевна Терехина, доктор педагогических наук, профессор, судья международной категории,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Павлидис Теодорос, вице-мэр,
Катарини (Греция)
Аннотация
Статья посвящена формировании культуры здорового образа жизни учеников начальной
школы.
Ключевые слова: формирование, культура, здоровый образ жизни, ученики начальной школы.
COMPONENTS OF BASES OF CULTURE OF A HEALTHY WAY OF LIFE
Raisa Nikolaevna Terekhina, the doctor ofpedagogical sciences, the professor, the judge of
an international category,
Lesgaft national state university of physical education, sport and health, St.-Petersburg, Theodoros Pavlidis, vice mayor of Catarine-Greece
Abstract
The article is about forming of elementary school pupils culture of healthy life way.
Key words: forming, culture, healthy, way of life, elementary school pupils.
Одной из актуальных проблем современного общества остается состояние физического здоровья детей. Сегодня возникло противоречие между неуклонно растущими требованиями общества к личности и недостаточным уровнем ее общей и физической культуры. Средства, обеспечивающие решение этой задачи, можно найти, обращаясь к культурологическому подходу, реализация которого предполагает самоопределение личности в культуре.
Обратимся к понятию «культура». Определений существует в различных словарях довольно много. В общем понимании культура представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности и выполняющих функции социальной ориентации. В основу нашего исследования легло следующее понятие: культура - исторически определенный уровень общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей. Человек в сфере культуры осуществляет деятельность в трех аспектах: познает (потребляет) культуру, действует в общественной среде как носитель определенных культурных ценностей и создает новые ценности, которые становятся базой для развития культуры следующих поколений.
Следующее понятие, которое необходимо рассмотреть в настоящем исследовании - «образ жизни». Оно также неоднозначно трактуется в словарях, но, в общем «образ жизни» - это совокупность форм жизнедеятельности людей, обусловленных данным способом производства. Проявляется в труде, быту, социально-политической жизни, культуре, в поведении людей и служит важнейшим показателем уровня развития общества.
Анализ литературы, а также беседы со специалистами в области медицины, педагогики, психологии, физической культуры позволили выделить следующие опреде-