Научная статья на тему 'Системно-диагностический и экспертно-аналитический подходы к управлению инновационным развитием промышленных предприятий'

Системно-диагностический и экспертно-аналитический подходы к управлению инновационным развитием промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / АНАЛИЗ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Едисеева Т. О.

Анализируются подходы к управлению инновационным развитием промышленных предприятий региона и необходимость научного обоснования оптимальных форм и методов анализа инновационной деятельности промышленных предприятий. Основой для ее решения являются системно-диагностические и экспертно-аналитические методы, в последние годы все более широко применяемые в практике анализа, синтеза и планирования решений в экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системно-диагностический и экспертно-аналитический подходы к управлению инновационным развитием промышленных предприятий»

СИСТЕМНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ И ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ КУПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Т. О. ЕДИСЕЕВА, кандидат экономических наук, ученый секретарь E-mail: ediseeva@mail.ru Институт региональной экономики Севера

Анализируются подходы к управлению инновационным развитием промышленных предприятий региона и необходимость научного обоснования оптимальных форм и методов анализа инновационной деятельности промышленных предприятий. Основой для ее решения являются системно-диагностические и экспертно-ана-литические методы, в последние годы все более широко применяемые в практике анализа, синтеза и планирования решений в экономике.

Ключевые слова:управление, инновационное развитие, анализ, инновационный потенциал, регион.

Эффективность функционирования социально-экономического комплекса в значительной мере определяется не только развитием и рациональным размещением производственных сил в ее отдельных регионах, но и развитием и устойчивым функционированием промышленных предприятий. Важным инструментом конкурентной борьбы становится правильно определенная инновационная стратегия развития предприятия, основанная на сопоставлении собственного ресурсного потенциала с внешним окружением, в котором оно действует. Правильно выбранная стратегия позволяет сохранять конкурентоспособность предприятия в долгосрочной перспективе. Возникает необходимость проведения целенаправленной и научно обоснованной политики развития предприятий, направленной на привлечение инвестиций, внедрение технических новшеств. Это особенно актуально в период современной экономической трансформации, когда выбор стратегической цели связан с определением не только экономического, но и инновационного эффекта, с учетом многочисленных факторов и рисков.

При решении задач реструктуризации промышленных предприятий важное значение имеет методология внутрифирменного планирования, рассматриваемая как совокупность теоретических выводов, характеризующих механизм функционирования предприятия в системе рыночных отношений, общих закономерностей, научных принципов и признанных мировой практикой методов разработки планов. Решающую роль при этом играют информационный ресурс и информационные технологии, обеспечивающие качество управленческих решений. Стратегия развития предприятия имеет отличительные особенности: ведется широкий поиск управленческих решений, когда разрабатываются многочисленные альтернативы и из них выбирается оптимальная. Вместо реакции на возникшую проблему предвосхищаются будущие возможности и опасности; вместо частных решений ведется глобальный поиск альтернативных путей действий; вместо одной генерируются многочисленные альтернативы, при этом процесс принятия решений в условиях неопределенности и риска направлен на выбор лучшей из возможных альтернатив.

Исходя из сказанного, актуальность темы исследования определяется как объективным повышением роли управления инновационным развитием промышленных предприятий, так и необходимостью научного обоснования оптимальных форм и методов анализа инновационной деятельности промышленных предприятий. Постановка задачи разработки подобной методологии для промышленных предприятий представляется своевременной и выполнимой. Основой для ее решения являются экспертно-аналитические методы,

в последние годы все более широко применяемые в практике анализа, синтеза и планирования решений в экономике.

Россия переживает период адаптации научно-производственного комплекса к условиям рыночной экономики, основным содержанием которого является формирование национальной инновационной системы. Общепризнано, что «локомотивом» внедрения инноваций является промышленность, однако следует признать, что стратегия российского промышленного сектора еще слабо ориентирована на инновационный путь развития — применение информационных технологий, коммерциализацию результатов исследований и разработок.

Инновационная деятельность промышленных предприятий как основы реальной экономики носит комплексный характер, охватывая все сферы человеческой деятельности — маркетинг, планирование, научные разработки, проектно-техноло-гическую деятельность, производство, кадровое сопровождение — весь цикл реализации нововведений, от возникновения идеи до ее практической реализации и сбыта. Практически перед каждым производственным предприятием возникает ряд задач, требующих использования нововведений, осуществления инновационной деятельности. Завоевание или удержание рыночных позиций вызывает необходимость проведения работ по диверсификации, снижению издержек, повышению качества изделий, улучшению или расширению потребительских свойств продукции, повышению производительности труда.

Основным средством успешной адаптации предприятия к неопределенным и быстро меняющимся условиям среды является эффективный механизм управления, обеспечивающий формирование и реализацию такого варианта развития, который обеспечит наилучшие в сложившейся ситуации конечные результаты. В этих условиях наряду с важной ролью производственного, ресурсного и технологического потенциалов предприятия решающее значение приобретает инновационный потенциал.

Среди целей стратегического развития предприятия следует выделить цель формирования и активизации инновационного потенциала. Предприятие, стремящееся к повышению своего инновационного потенциала, должно обладать особой системой управления (см. рисунок). Механизм управления инновационным потенциалом представлен в виде алгоритма, позволяющего опре-

делить альтернативы и выбрать при каждом исходе правильное действие. Алгоритмический подход накладывает некоторые ограничения на проводимый анализ, поскольку он предполагает, что в каждом узле мы должны столкнуться с конечным набором исходов.

Экономический анализ, как правило, исходит из деления всех исходов на три: благоприятный (|оптимистический), неблагоприятный {пессимистический) и нейтральный (ожидаемый). Представляется целесообразным следовать этому делению.

В первую очередь следует выделить блок анализа, который подразумевает анализ конкурентоспособности предприятия на рынке и анализ внутренней среды предприятия. Итогом этих двух этапов будет определение необходимости внедрения того или иного вида новшеств. Анализ определяется в первую очередь отправной точкой. Определяя перспективы развития предприятия, следует начинать с оценки его состояния, и, самое главное, с существующего направления его развития. Это позволяет утверждать, что отправной точкой исследования должна стать существующая стратегия предприятия.

Оценка инновационного потенциала является важной частью процесса управления и реализации инновационного потенциала промышленного предприятия. Предлагается универсальный подход и методика оценки инновационного потенциала: системно-диагностический подход, в основе которого лежит метод экспертных оценок. Однако при анализе наиболее важных параметров (финансово-экономических) необходимо дополнить расчетные коэффициенты. Оценка инновационного потенциала промышленного предприятия выражена в общей формуле расчета интегрального показателя:

п I

ИП = Е ^аЯа,

/=1 а=1

где д. — коэффициенты значимости общих показателей (составляющие инновационного потенциала);

п — число общих показателей; да — коэффициенты значимости частных показателей;

Яа — индексы частных показателей. Если возможно сведение частных показателей в общее (составляющие инновационного потенциала), без применения методов экспертной оценки, в общей формуле расчета интегрального показателя вместо ^даЯа используется ^ЬаКа, при этом — коэффициент Ь рассчитывается по данным прошлых периодов. Раскрывая содержание интегрального

показателя инновационного потенциала, общие и частные показатели характеризуют следующую функциональную зависимость:

Ш=¥(1, Т,1 ,Р ,К,¥,0 .Р ,П,П),

\ У т7 7 7 р^ р^ р? рЛ7 '

где 19Т, I ,Р О ,Р ,П ,П — соответствен-

но, информационный, технико-технологичес-

кий, интеллектуальный, пространственный, коммерческий, финансовый, организационный, производственный, правовой и предпринимательский потенциалы; п — количество составляющих элементов инновационного потенциала.

Механизм генерации новшеств

Организационные мероприятия: свободная пятница; рационализаторские кружки и Т.д.

Мотивация

Прочие способы генерации новшеств

Список альтернативных новшеств

Соответствие норме риска

Соответствие норме прибыли

да

Активизация ресурсов инновационного

потенциала

Формирование дополнительных ресурсов инновационного потенциала

Управление формированием и активизацией инновационного потенциала

Алгоритм механизма управления формированием инновационного потенциала промышленных предприятий

Сравнительный анализ ряда экспертных методов показал, что наиболее эффективными из них являются методы, построенные на теории аналитической иерархии АНР (Analytical Hierarchy Process) и теории аналитических сетей ANP (Analytical Network Process). В русскоязычной научной литературе для этих методов приняты сокращения — МАИ и MAC.

Метод анализа иерархий (МАИ) является приемом решения задач многокритериальной оптимизации в условиях неопределенности, когда критерии оптимизации не могут быть измерены в количественной форме. В данном методе экспертам предлагается решать отдельные задачи парного сравнения критериев и альтернатив. Прямое назначение метода — совместная работа группы экспертов, объединенных единой целью, по согласованию мнений по определенной проблеме, зачастую противоречивых. Метод анализа иерархий позволяет группе экспертов взаимодействовать по обсуждаемой проблеме, модифицировать свои суждения и в результате объединять групповые суждения, представляемые в виде матриц парных сравнений элементов иерархических уровней, рациональным образом.

Результатами МАИ являются:

• установление иерархии целей, факторов, критериев, акторов (действующих сил), альтернатив и сценариев по обсуждаемой проблеме;

• выявление приоритетов элементов каждого уровня иерархии.

Накопленный рядом исследователей опыт в использовании метода анализа иерархий для решения самых разнообразных задач выбора оптимального решения, а также смежных вопросов позволяет говорить о перспективности его применения в задачах формировании системы приоритетов в управление инновационным развитием промышленных предприятий. Однако многие проблемы принятия решений нельзя представить иерархическими структурами, поскольку в них существуют зависимости и взаимодействия между элементами разных уровней иерархии; существуют задачи, в которых не только важность критериев влияет на приоритеты альтернатив (как в иерархиях), но также важность альтернатив влияет на приоритеты критериев. Далеко не всегда и элементы одного уровня являются независимыми: многие критерии взаимосвязаны, то же относится и к альтернативам: «альтернативные» инновационные проекты могут реализовываться одновременно, речь при этом идет о рациональном распределении ресурсов между несколькими проектами.

Таким образом, сложность реальных проблем вынуждает учитывать обратные связи, с одной стороны, и взаимосвязи, с другой. Это приводит к усложнению математического аппарата вычисления приоритетов — от матриц парного сравнения, как основного результата работы экспертов в МАИ, в MAC необходимо переходить к так называемым «суперматрицам», в которых элементами являются уже не числа, а матрицы, отвечающие тем или иным компонентам сети.

Оба метода — и МАИ, и MAC — являются методами экспертно-аналитического моделирования, т. е. они предполагают на первом этапе разработку концептуальной модели изучаемого явления или процесса. На втором — наполнение концептуальной модели экспертными знаниями и создание тем самым информационной модели, на третьем — исследование полученной информационной модели с целью формирования теоретических выводов и практических рекомендаций.

МАИи MAC, являющиеся методами системного анализа, применяются для решения слабо структурированных задач, которые нельзя решить количественными методами. Соответственно, каждая из задач, решаемых с помощью МАИ и MAC, является эвристической, характеризуется принципиальной новизной и постановки, и алгоритма решения. Можно утверждать, что эти методы сами по себе являются инновационными. Достаточно несложно формализовать математические аспекты данных методов, чему, в частности, способствуют такие экспертно-аналитические компьютерные системы, как Expert Choice и Expert Decide, реализующие алгоритмы МАИ, Super Decisions — система, поддерживающая алгоритмы MAC. Эти системы позволяют автоматизировать большинство процедур МАИ и MAC — построение матриц парных сравнений, вычисление векторов приоритетов, их визуализацию в графической форме, синтез приоритетов и т.д. Значительно труднее, а, скорее всего, невозможно формализовать процедуру разработки концептуальной модели проблемы, подлежащей решению.

Разработке экспертно-аналитических моделей инновационного развития предприятий лесной промышленности предпошлем анализ факторов, определяющих эффективность такого развития.

Анализ состояния отрасли показал, что в настоящее время инновационному развитию лесной промышленности препятствует множество проблем, ключевые из которых так или иначе связаны с низкой конкурентоспособностью предприятий отрасли. Среди этих проблем отмечаются:

• недостаточный объем средств, необходимых для инвестирования в оборотные и в необоротные активы;

• недостаточный уровень внутреннего платежеспособного спроса;

• высокий уровень износа основных средств, их несоответствие современным техническим требованиям;

• технологическая отсталость предприятий, влекущая за собой низкую конкурентоспособность, качество, производительность;

• неоптимальная структура крупных и малых предприятий, отсутствие конструктивных форм их взаимодействия;

• низкая инновационная составляющая в доле добавленной стоимости предприятий, недостаточная реализация научно-технического потенциала;

• неэффективное использование рынка финансовых инструментов (облигационного займа, ценных бумаг) как способа преодоления недостатка денежных средств;

• высокая внутриотраслевая дифференциация заработной платы, что существенно препятствует привлечению высококвалифицированных специалистов;

Неэффективность механизмов государственной поддержки на федеральном уровне:

■ несбалансированная государственная политика в области экспорта и импорта;

■ отсутствие единого подхода к промышленной политике, нацеленного на инновационное развитие и рост, а не только на финансовую стабилизацию;

■ отсутствие механизмов преодоления структурных диспропорций в размещении производительных сил на депрессивных территориях;

■ масштабность теневого промышленного сектора;

■ высокая доля убыточных предприятий;

■ слабый менеджмент и недостаточный уровень финансовой дисциплины как следствие кадровой политики, не в полной мере отвечающей современным требованиям, отрицательное влияние нелегального «серого» рынка трудовых ресурсов.

Для стратегического развития промышленных

предприятий необходимо:

■ программно-целевой подход к разработке и внедрению инновационных проектов, комплексному решению отраслевых проблем, тесному организационно-экономическому

взаимодействию научных коллективов и предприятий промышленности, объединяющих внедрение инноваций в цепочках подотраслей от сырья и полуфабрикатов смежных отраслей до готовой продукции;

■ создание инновационной системы повышения эффективности работы производств, развития работ в области маркетинговых исследований и финансового менеджмента, разработки бизнес-планов и бизнес-идей предприятий на получение инвестиций, сопровождение проектов, разработки и реализации программ по структурной перестройке промышленных предприятий;

■ развитие работ по дизайну, рекламе, формированию базы данных по моделированию, материалам, изделиям, структуре ассортимента, отвечающего требованиям рынка; информационно-аналитическое сопровождение по спросу, ценовым параметрам, комплектации, подготовки производства к выпуску продукции;

■ создание конкурентоспособных по цене и качеству выпускаемой продукции с учетом требований безопасности, эргономики и обеспечивающих создание благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Для эффективного управления развитием промышленного предприятия необходимо создать на предприятии специального подразделения — аналитического отдела, основной состав которого образует группа аналитиков. Аналитический отдел предназначен решать следующие основные задачи, решение которых необходимо для реализации методики управления развитием промышленного предприятия:

• подготовка, отбор, классификация и систематизация необходимого фактического материала;

• отбор, освоение и применение информационно-аналитических методов и технологий для проведения всех необходимых аналитических расчетов;

• организация системы сопряжения информационно-аналитического инструментария с компьютерными информационными системами предприятия;

• прогнозирование внешней экономической обстановки предприятия и мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды; формирование и организация работы групп экспертов;

• доработка и уточнение типовой структуры факторов развития предприятия;

• анализ факторов развития предприятия на основе совместной работы с экспертами;

• анализ последствий факторов развития предприятия, с учетом факторов риска, на основе совместной работы с экспертами;

• разработка опросных листов для экспертов, проведение и обработка результатов экспертных опросов;

• анализ методов управления факторами развития предприятия, расчет необходимых затрат и распределения ресурсов на мероприятия по управлению рисками, анализ эффективности этих мероприятий.

Структуру аналитического отдела целесообразно представить в виде двух групп: группы аналитического обеспечения и группы информационного обеспечения.

Группа информационного обеспечения решает первые три из перечисленных задач аналитического отдела, связанные с подготовкой необходимых данных, применением информационно-аналитических технологий, использованием автоматизированных информационных систем.

В состав группы аналитического обеспечения должны войти специалисты, имеющие высшее экономическое образование и владеющие современными методами количественного анализа эко-

номических процессов (методы статистического и эконометрического анализа, аппарат теории исследования операций в экономике, модели управления рисками идр.).

Список литературы

1. Едисеева Т. О. Управление формированием инновационного потенциала промышленных предприятий. Якутск, 2005. 143 с.

2. Едисеева Т. О. Проектное финансирование инноваций в лесопромышленном комплексе региона М.: ИНИОН РАН, 2006.

3. Едисеева Т.О. Разработка финансово-экономических механизмов формирования инновационной стратегии промышленных предприятий. Препринт; Якутск: ГУ «Республиканский информационно-маркетинговый центр», 2005. 5 с.

4. Едисеева Т. О. Управление инновационным развитием экономики региона на основе контроллинга // Региональная экономика: теория и практика. № 28 (85). Октябрь 2008. Финансы и кредит. С.81.

5. Милых Ф. Г. Теория и практика принятия решений в экономике и управлении экспертными методами / В. А. Иванов, В. Г. Шуметов, Ф. Г. Милых и др. М.: МГУДТ, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.