Научная статья на тему 'СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
505
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА / SYSTEM-ACTIVITY APPROACH / TEACHING FOREIGN LANGUAGES / PROFESSIONAL TRAINING OF A SPECIALIST / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / METHODS OF ACTIVITY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Береснев Андрей Анатольевич

В работе рассматриваются ключевые элементы системно-деятельностного подхода с точки зрения его активного применения в системе обучения иностранным языкам в высшей школе. Уделяется внимание общему положению данной сферы профессиональной подготовки будущих специалистов различных направлений подготовки в образовательно-воспитательной структуре высшей школы. Выявляются основные результаты применения системно-деятельностного подхода в процессе обучения иностранным языкам студентам вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM-ACTIVITY APPROACH TO TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN HIGHER VOCATIONAL EDUCATION

The paper examines the key elements of the system-activity approach from the point of view of its active application in the system of teaching foreign languages in higher education. Attention is paid to the general position of this sphere of professional training of future specialists in various areas of training in the educational structure of higher education. The main results of the application of the system-activity approach in the process of teaching foreign languages to university students are revealed.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Береснев Андрей Анатольевич

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В работе рассматриваются ключевые элементы системно-деятельностного подхода с точки зрения его активного применения в системе обучения иностранным языкам в высшей школе. Уделяется внимание общему положению данной сферы профессиональной подготовки будущих специалистов различных направлений подготовки в образовательно-воспитательной структуре высшей школы. Выявляются основные результаты применения системно-деятельностного подхода в процессе обучения иностранным языкам студентам вузов.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, обучение иностранным языкам, профессиональная подготовка специалиста, высшее профессиональное образование, методики деятельностного подхода.

Annotation. The paper examines the key elements of the system-activity approach from the point of view of its active application in the system of teaching foreign languages in higher education. Attention is paid to the general position of this sphere of professional training of future specialists in various areas of training in the educational structure of higher education. The main results of the application of the system-activity approach in the process of teaching foreign languages to university students are revealed.

Keywords: system-activity approach, teaching foreign languages, professional training of a specialist, higher professional education, methods of activity approach.

Введение. Базовое овладение системой теоретико-научных знаний, проектно-исследовательских технологий, практических умений и навыков - стержень всей системы современного профессионального образования на сегодняшний день, по мнению многих отечественных педагогов [1; 2; 4; 6; 7]. Приобретение профессиональных компетенций без применения их на практике сегодня кажется невозможным и беспочвенным, поскольку причин не задействовать обучающихся в практико-ориентированной деятельности объективно нет. Однако все еще существуют приверженцы традиционной школы, которые считают, что теория первостепенна, а практика - второстепенна. Это вызывает массу заблуждений и споров в научно-педагогическом сообществе, поскольку одна его часть соглашается с этим тезисом, а другая - напротив, уверена, что без регулярной практической деятельности теория становится бессмысленным багажом, не нашедшем свое профильное применение в реальной деятельности человека. Именно в связи с этим с каждым годом современные ведущие педагоги различных стран обращаются к системе модернизации образования путем внедрения в педагогическую практику различных подходов и технологий, модернизирующих как общую систему образования, так и отдельные ее сегменты.

Так, к примеру, был выведен системно-деятельностный подход, нашедший свое особенно активное и яркое применение в процессе обучения иностранному языку будущих специалистов различных направлений подготовки, как гуманитарных, так и технических. Для начала поговорим об актуальности изучения иностранных языков в непрофильных вузах - это сформирует общую картину происходящего в современной системе высшего профессионального образования.

Иностранные языки и их изучение - важный элемент информационно-деятельностного обогащения личности студента. Они позволяют не только освоить лексические средства, не свойственные родному языку, но и ознакомиться с культурой, принципами, подходами в иных странах к каким-либо явлениям действительности. Поскольку российская система образования стремится к интеграции в общемировое информационно-образовательное пространство, ей необходимо придерживаться ключевых тенденций в области модернизации и совершенствования образовательно-воспитательной деятельности во всех ее проявлениях. Особенно что касается международных взаимоотношений.

Кроме того, изучение таких языков является полезным для расширения кругозора, становления личной позиции и мировоззренческой системы человека, формирования нового круга интересов и хобби. С иной же стороны, такая деятельность стремительно развивает мыслительно-познавательную активность мозга, вынуждает человека быстро ориентироваться в меняющихся реалиях, моментально подбирать те или иные средства для формирования прочных коммуникационных путей.

С третьей же - такое образование позволяет студенту провести национальную и этническую самоидентификацию, определить свою принадлежность к тому или иному народу, прояснить возникающие вопросы, связанные с иными народами, а также познакомиться с существующими культурами. Такой компонент процесса изучения иностранных языков на сегодняшний день является одним из наиболее интересных для педагогической науки и находит активное свое отражение в основных тезисах этнопедагогики [5].

По нашему мнению, все это обусловливает актуальность выбранной нами темы и указывает на ее своевременность и целесообразность. В связи с этим нам хотелось бы отметить, что поиск новых подходов и механизмов обучения иностранным языкам будущих специалистов в системе высшего профессионального образования - важнейшая область лингвистической науки, охватывающая достаточно глубокий слой образовательно-воспитательной педагогической деятельности. Поэтому в данной работе нам хотело бы обратиться к изучению лишь одного актуального на сегодняшний день подхода - системно-деятельностного, который являет собой яркий пример инновационного принципа, нашедшего отражение в современной педагогической науке.

Изложение основного материала статьи. На современном этапе развития педагогической науки и системы образования в целом современные обучающиеся выдвигают новые требования к собственной профессиональной подготовке. Они нуждаются не только в собственно знаниях и знаниях о том, как их использовать, но и в понимании способов добычи важной информации, ее интерпретации и воспроизведения,

а также в способах формирования принципиально новой, отличной от предыдущей информации [8]. Системно-деятельностный подход охватывает всю образовательно-воспитательную деятельность высшей школы, а также реализуется посредством личностно-деятельностного направления в учебном процессе. Зачастую это характеризуется связью личностных характеристик индивида с выполняемой им деятельностью, исходя из чего делается вывод о том, что характер деятельности всегда определяет личность.

Образовательная деятельность по изучению иностранного языка является важнейшим источником личностного развития будущего специалиста, его творческих способностей, проявления коммуникативного потенциала. Исходя из этого формируются универсальные учебные действия, свойственные всем направлениям подготовки, базирующимся на системно-деятельностном подходе.

Такой подход является определенной организационной структурой в сфере обеспечения целенаправленной образовательно-воспитательной деятельности обучающегося в контексте всей его жизни. Причем деятельность занимает здесь ключевое место, определяя весь образовательный потенциал. Кроме того, оно проявляется виде системы, исходя из чего формируется название данного подхода - системно-деятельностный.

Многие отечественные ученые, занимаюсь исследованием способов применения данного подхода, обращают внимание на многообразие задач, к выполнению которых стремится любая деятельность, привлекающая технологии системно-деятельностного подхода.

Итак, к ключевым задачам рассматриваемого нами подходя принято относить:

- комплексную и мотивационную организацию вовлеченности обучающихся в образовательно-воспитательную деятельность посредством различных инструментов влияния;

- обеспечение обучающихся благоприятными условиями для разностороннего, многоуровневого, многопрофильного образования;

- своевременное обеспечение преодоления всех образовательных этапов в области усвоения теоретической информации;

- формирование и развитие благоприятных условий для самостоятельной деятельности обучающихся в рамках познавательной, мыслительно-исследовательской деятельности, а также в ходе проектно-исследовательской работы [6; 7; 8].

Исходя из этого можем заключить, что системно-деятельностный подход охватывает все стороны образовательно-воспитательной деятельности современных обучающихся, а также стимулирует их к развитию не только образовательного, учебного, научного потенциала, но и к совершенствованию личностного, творческого потенциала, проявлению его в наиболее интересной и свойственной студенту манере.

Для наиболее эффективной реализации теоретических знаний обучающихся в виде практических результатов необходимо таким образом организовать их поисковую деятельность, так сформировать систему организационно-управленческих решений, чтобы они могли самостоятельно в дальнейшем развивать познавательный механизм и участвовать в любом виде работ самостоятельно. Это важно, поскольку именно самостоятельное познание и самостоятельный анализ полученной ранее информации позволяет человеку выстраивать собственную систему знаний и умений, а также формировать систему мировоззрения и мироощущения.

Важно понимать, что обучение иностранному языку - достаточно своеобразная сфера, которая требует таких же своеобразных решений. Системно-деятельностный подход позволяет реализовывать посредством практико-ориентированных заданий определенную сферу взаимодействия современных обучающихся. Она заключается в участии в игровых, коммуникативных, проблемных видах деятельности, а также предусматривает наличие постоянной непрерывной коммуникации с педагогом. Это является яркой специфической чертой любой лингвистической деятельности и освоения любого языка. Важно не просто знать основные его правила и постулаты, но и уметь применять его средства в непосредственной практической коммуникативной деятельности [3]. Посредством такого подхода, применяемого в ходе обучения иностранному языку, остальная деятельность, выполняемая студентом, будет стремиться к следованию согласно выработанного алгоритма, который закладывается именно на занятиях по иностранному языку посредством применения системно-деятельностного подхода.

Такой подход богат дидактическими принципами, в основе которых лежат следующие:

- ключевой деятельностный принцип базируется на формировании личности обучающегося и системы его продвижения в рамках развития, личностного становления путем самостоятельной обработки информации лингвистического характера, самостоятельного осуществления поиска относительно этой информации;

- принцип непрерывности определяет организационную структуру образовательной деятельности, в рамках которой результат первого этапа приводит к началу второго, и такая цепь продолжается вплоть до конечного результата, предусмотренного конкретным заданием или конкретной ситуацией (первоначальная идея);

- принцип психологического комфорта, основные положения которого сфокусированы на системе формирования благоприятных условий, предотвращающих стресс, который может возникнуть в процессе образовательно-воспитательной деятельности, а также на основе формирования благоприятной атмосферы, ориентирующейся на реализацию ключевых идей педагогике сотрудничества;

- принцип целостности, проявляющийся в формировании у обучающегося целостного представления об окружающей действительности, обобщенного понимания мира, знания собственной роли, ее места в социокультурном пространстве, местп любой образовательной деятельности в системе наук, в том числе и лингвистической;

- принцип вариативности направлен на формирование у обучающихся в систему понимания необходимость поиска различных вариантов решения языковой проблемы;

- творческий принцип, который ориентирует обучающихся на приложение творческих усилий в процессе языкового обмена, а также на воплощение творческих идеалов в ходе иноязычной коммуникации [1; 2; 7].

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что системно-деятельностный подход распространяется на различные виды деятельности современного обучающегося, стремящегося выстроить собственную профессиональную культуру и приобрести необходимую иноязычную компетенцию в выбранном

направлении. Кроме того, подход предусматривает различные виды деятельности, как пассивного, так и активного характера, что делает ее универсальной и применительной для большинства существующих научных течений. Для освоения иностранного языка он подходит больше всего, поскольку четко улавливает специфические характеристики языкового обучения.

В целом же, как отмечают многие отечественные и зарубежные исследователи, системно-деятельностный подход достаточно часто проявляется виде различных иных подходов, которые выбираются относительно рода деятельности и виды изучаемого предмета [51.

Помимо всего прочего, существует ряд средств, инструментов или механизмов реализации системно-деятельностного подхода или коммуникативно-деятельностного метода, определяющего принадлежность такого подхода исключительно к системе преподавания иностранных языков. По нашему мнению, рассмотрение таких средств является необходимым для формирования педагогического понимания системы организационных форм, являющихся эффективными для образовательного процесса в контексте иноязычного обучения. Так, к ключевым средством осуществления такой деятельности относится комплекс заданий, состоящий из проблемного обучения, заданий, направленных на развитие критического мышления, а также ролевых игр и совместного обучения (обучение в сотрудничестве).

Все описанные виды направлены в первую очередь на решение коммуникативных проблем, связанных с налаживание общения с носителями языка, а также с формированием собственных языковых приоритетов в области изучения иностранных языков, планирования дальнейшей образовательной деятельности и формировании новых задач, целей и способов их достижения.

По нашему мнению, системно-деятельностный подход позволяет современным обучающимся не только получить информацию, применить ее на практике, но и понять сущность ее получения, обработки и воспроизведения. Они учатся самостоятельно обрабатывать и осуществлять поиск в определенном информационном поле, анализирвать и рефлексировать на тему иноязычной коммуникации и своей иноязычной компетенции. Важно отдавать отчет происходящим изменениям и фиксировать их для проведения системного качественного анализа.

Следует отметить, что речевая практика может развиваться исключительно как систематическая целенаправленная деятельность совместного характера между обучающимся и педагогом, особенно это касается дистанционного индивидуального обучения, в рамках которого формируются тьюторские группы, которые смещают фокус на личностно-ориентированный подход и обучают каждого студента по отдельности. Конечно, даже с таким подходом обучающийся остается ключевым моментом, который необходимо принимать во внимание в современных образовательных условиях.

Выводы. В заключительной части настоящей работы хотелось бы отметить, что системно-деятельностный подход является ведущим в системе подготовки будущих специалистов в области налаживания иноязычный коммуникаций. Он позволяет молодым людям сформировать и апробировать собственные знания на практике, определить собственные сильные и слабые стороны, а также вовлечь в процесс самоорганизации своей деятельности. Этот подход стимулирует их к саморазвитию и восстановлению в языковым плане.

Лингвистическое поле иноязычного образца становится для многих студентов отправной точкой для развития иноязычных компетенций на более высоком и профессиональном уровне, за счет чего повышается не только общая культура человека, дополняется его профессиональная культура и личностный потенциал, но и возрастает престиж его как специалиста на рынке труда. Помимо этого, он является важным потенциалом и даже ресурсом государства, которое стремится проявить себя на международной арене в образовательном ключе. В этом случае престиж государства будет определяться общим уровнем знаний и навыков специалистов, выпускающихся из высших учебных заведений, а при грамотном применении системно-деятельностного подхода этот уровень может быть достаточно высок.

Литература:

1. Иванова, Т.М. Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка как иностранного при обучении основным видам речевой деятельности / Т.М. Иванова // Гуманитарный вектор. Серия: Филология, востоковедение. - 2014. - № 4 (40).

2. Ильина, Е.А., Евстигнеева, И.А. Системно-деятельностный подход в обучении письменной речи школьников на иностранном языке / Е.А. Ильина, И.А. Евстигнеева // Вестник ТГУ. - 2013. - № 11 (127).

3. Назарова, Н.М. Системно-деятельностный подход в обучении детей с особыми образовательными потребностями / Н.М. Назарова // Пермский педагогический журнал. - 2016. - № 8.

4. Плотникова, Н.Ф. Сигал, Н.Г. Внедрение системно-деятельностного подхода с использованием метода проектов при обучении иностранному языку студентов вуза / Н.Ф. Плотникова, Н.Г. Сигал // Казанский лингвистический журнал. - 2018. - № 3 (3).

5. Рамазанова, З.М. Интерактивные методы как основа системно-деятельностного подхода в обучении / З.М. Рамазанова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 12 - 5.

6. Степанова, Н.П., Кукушкина И.Н., Саенко, О.А. Компетентностный подход в обучении иностранным языкам: технологии разработки конкурсных заданий / Н.П. Степанова, И.Н. Кукушкина, О.А. Саенко // Magister Dixit. - 2014. - № 2 (14).

7. Ушакова, О.Б. Реализация системно-деятельностного подхода посредством использования приемов технологии развития критического мышления при обучении иностранному языку / О.Б. Ушакова // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. - 2016. - № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.